Гум - легендарный торговый центр в самом центре столицы. Главный универсальный магазин - ГУМ: история здания. Справка

Торговля на территории современного ГУМа ведется с XV в. Историческое название комплекса - Верхние торговые ряды. Изначально Никольская, Ильинка и Варварка делили всю торговлю напротив Кремля на Верхние, Средние и Нижние ряды. Каждый блок внутри делился на ряды, по характеру товаров: Колокольный, Кафтанный и пр. В XV–XVI вв. торговля шла в деревянных лавках, при Борисе Годунове в 1596–1598 гг. появились и каменные постройки, но, несмотря на частые пожары, замена дерева камнем шла очень медленно. В 1780-х гг. передняя часть Верхних рядов со стороны Красной площади получила второй этаж и арочный фасад с десятиколонным портиком. Проект полной перестройки комплекса был разработан , но до конца так и не реализован.

Пожаром 1812 г. ряды были полностью выжжены, но уже к 1815 г. по проекту построен новый комплекс, вновь классицистический: с портиком и куполом. Боковые части в форме буквы «Г», выходившие на Никольскую и Варварку, получили народное прозвание «глаголи». Здание украсили барельефы в виде женских фигур, несущих лавровые венки, а на главном портике со стороны площади разместился герб Москвы. Всего было 32 каменных корпуса. Но и этот комплекс обветшал: переходы, заваленные товаром, превратились в узкие трущобы, помещения плохо освещались и - во избежание пожаров - не отапливались. В 1887 г. комплекс был закрыт, прямо на Красной площади были поставлены временные лавки из 14 железных корпусов. Специально созданное «Акционерное общество Верхних торговых рядов на Красной площади в Москве» провело конкурс, в котором победил проект . Работы велись в 1890–1893 гг. 2 декабря 1893 г. комплекс был торжественно открыт.

Хотя зодчий отошел от классицистического стиля в пользу псевдорусского, структура комплекса осталась прежней: линии, проходы и широкие окна витрин. Вытянутые «теремковые» крыши и шатры со шпилями над главным входом гармонируют с башнями Кремля. Благодаря инженерам и А.Ф. Лолейту пассажи («ряды») получили крыши с остеклением. В здании была своя электростанция, освещавшая и ряды, и Красную площадь, водопровод и артезианская скважина. Всего здесь было 1200 магазинов и три зала собраний. В 1897 г. в одном из них был создан кинотеатр.

После революции тут расположились квартиры известных деятелей правительства (напр., наркома продовольствия Цюрупы) и ряд контор. В 1930-х гг. существовали проекты сноса здания и строительства многоэтажного здания Наркомата тяжелой промышленности, но затем от них отказались. Торговля вернулась в 1952–1953 гг.: ряды были отреставрированы и получили новое название - Государственный универсальный магазин (ГУМ). Ныне ГУМ не имеет государственного статуса, но устоявшееся название было сохранено. Он стал неотъемлемым символом Красной площади. Судьба Верхних рядов осталась связанной с торговлей Средние же ряды, перешедшие в ведение военных, сейчас ожидают решения о своей участи, а Нижние ряды и вовсе были утрачены.

20 апреля 2009 2009-04-20T13:29:00Z 2009-04-20T13:29:00Z

"Фотографии старой Москвы"
Среди торговых заведений России конца 19 века Верхние торговые ряды занимали особое место. Этому крупнейшему торговому пассажу принадлежала важная роль в экономической жизни страны. Расположение торговых рядов в самом сердце Москвы, в старинном центре российской торговли, предопределило их богатую историю.

В дореволюционном путеводителе об этом фрагменте Красной площади говорится следующее: "Лавки в рядах были собственностью гостей. Были большие и малые, доходившие иногда до размеров в один аршин ширины. Скученность, частые пожары и многолюдство покупателей заставили московское правительство принимать не раз меры для упорядочения этой торговли. Так, царем Алексеем Михайловичем после большого пожара издается длинный указ об упорядочения всего рядского торга с подробным расписанием расположения соответственных рядов. "

Планы Москвы, актовые материалы (купчие крепости, судебные иски и пр.), археологические памятники - всё свидетельствует о том, что уже в 17 веке в торговых рядах на Красной площади сосредоточивалась почти вся розничная и оптовая торговля Москвы. То место, которое сейчас занимает ГУМ, Ветошный проезд и противоположный ряд домов по нему - издавна было бойким торговым центром города.

Древние здания XVII столетия просуществовали вплоть до Екатерины II, когда были сломаны и заменены новыми. По проекту знаменитого Кваренги (1744-1817) перестройка задумана была в грандиозных размерах, но не доведена до конца; московские городовые архитекторы Селехов и Карин наспех достроили здание, существующее поныне под названием Старого Гостиного Двора. Это стройное белое здание, с изящной колоннадой, к сожалению, сплошь завышенное вывесками, помещается между Ильинкой и Варваркой, рядом с Биржей.

Только со стороны Красной площади, да и то издали, прежние Верхние торговые ряды, переполненные людьми и повозками, имели вид более или менее приличный. Там, от Никольской до Ильинки, напротив памятника Минину и Пожарскому, который в те времена стоял в центре Красной площади, целый квартал занимало двухэтажное строение, немного напоминавшее по архитектуре нынешний Гостиный двор: две центральные башенки, восемь колон, большие прямоугольные окна первого этажа, полукруглые окна второго.

Каменное здание закрывало вид на рой мелких деревянных лавок, которые вечно горели. Пожары случались несколько раз в год, особенно часто зимой - из-за печурок, которыми обогревались не стойкие к морозу приказчики. Но самый большой пожар в 1812 году, в дни французского нашествия, обошел торговые ряды стороной.


Верхние городские ряды (вид сверху с задней стороны)

В 1815 году по проекту архитектора О. И. Бове возводится новое здание Верхних торговых рядов. Занимавшее целый квартал строение было поделено между частными владельцами, и их никак не удавалось уговорить хотя бы на капитальный ремонт. Здание рушилось на глазах, однажды на покупателей свалился пласт штукатурки, а в другой раз барыня, примеряя бархатное платье, провалилась сквозь гнилой пол, сломала ногу и была отвезена в больницу прямо в неоплаченной обнове - хозяин боялся напомнить ей об этом, радуясь, что она не обратилась с взысканием своей потери. Однако во второй половине 19 века, когда начался бурный рост промышленности и торговли в России, торговые ряды уже не отвечали требования времени, масштабам и современным формам торговли.


Верхние городские ряды (вид правой части с Красной площади)

«Старые городские ряды представляли собой темные руины. Проходы в них не отличались чистотой, там имелось много ступеней и разных приступок, ходить по таким рядам можно было только с большой осторожностью». Из воспоминаний купца И.А. Слонова.


Верхние городские ряды (вид средней части с Красной площади)

Однажды был такой случай. Я шел с детскими сапогами сзади солидного господина и, спускаясь по лестнице, по обыкновению, расписывал необыкновенные качества выбранных им детских сапог и понемногу сбавлял за них цену. Покупатель шел молча. Посредине лестницы нам встретился старший приказчик и спросил меня: «В чем дело?» Я ему ответил: «Назначил два рубля семьдесят пять копеек, жалуют рубль пятьдесят копеек». Приказчик сказал: "Прикалывай", и пошел к верху. Покупатель быстро повернулся и, наступая на меня, грозно спросил: «Кого прикалывать?» Я струсил и ответил ему, что никого. Покупатель рассердился, громко высказывал свое неудовольствие, хотел позвать полицию и составить протокол. Хозяии и приказчики старались успокоить грозного покупателя и объясняли ему, что слово "прикалывай" на нашем жаргоне означает «продавай». Покупатель назвал нас всех, дураками н ушел из лавки, не купивши сапог.

Вместо слов "дают" и "продавай" мы говорили по приказанию хозяина «жалуют» и "прикалывай". Им придумано было еще несколько замысловатых слов, при помощи которых служащие объяснялись между собой при покупателях, и последние их не понимали, к сожалению, эти слова.


Верхние городские ряды (вид левой части с Красной площади)

Между «глаголями», во всю длину Красной площади, находилась самая бойкая оригинальная часть Гостиного двора - Ножовая линия. С одной стороны ее были расположены лавки с модными товарами, с другой между наружных дверей, выходивших на Красную площадь, в каменных простенках помещались многочисленные шкафчики. Каждый шкафчик занимал пространство в три аршина в длину и два аршина в ширину. Торговавшие в них купцы всегда находилиcь с наружной стороны прилавка, то есть стояли вместе с покупателями. Шкафчики для торговли были крайне неудобны, а для здоровья торгующих безусловно вредны; около них был всегда сквозной ветер; зимой в метель их заносило снегом. Летом поливало косым дождем. Поэтому большинство купцов, торговавших в шкафчиках, часто простуживалось и болело. В шкафчиках торговали дешевыми кружевами, бахромой, пуговицами, иголками, разными отделками и т. п.


Старая Красная площадь

Проход между лавками и шкафчиками был шириной в четыре аршина. Выставки в лавках были маленькие и плохие, их заменяли купцы и их приказчики, которые стояли около своих лавок и громко зазывали к себе проходившую публику. Указывая пальцем на свои лавки, они выкрикивали: «Пожалуйте, у нас есть для вас атлас, канифас и прочие шелковые товары». Торговцы сапогами и башмаками не довольствовались обыкновенным зазыванием покупателей у своих лавок; они для более наглядного понятия об их товаре давали своим мальчикам под мышки по паре сапог и посылали их на Красную площадь зазывать покупателей. Целый день мальчики ходили по тротуарам кругом рядов и каждому встречному предлагали купить сапоги. Найдя желающего, мальчик приводил его в лавку и передавал приказчикам, а сам снова шел на площадь ловить покупателей, которые назывались «площадными». Продать им было очень трудно, так как эти покупатели предлагали всегда полцены, а иногда и менее.


Верхние городские ряды (вид по Никольской улице с северо-восточного угла)

По рядам и по Красной площади ходили еще бродячие сапожники, так называемые подбойщики; они имели при себе небольшие куски кожи, нож, гвозди, молоток и толстую деревянную палку с железной лапкой. С помощью этих инструментов они на самых видных и бойких местах за дешевую цену чинили старые сапоги. Для этого обладатель худых сапог, несмотря ни на какую погоду, разувался на улице и стоял босиком, пока подбойщик чинил его сапоги. На московских улицах такие сцены и типы уже более не встречаются.


Верхние городские ряды (вид по Никольской от исторического музея)

В Ножевой линии среди купцов и их служащих было множество типов Островского. Так, например, недалеко от лавки Заборова в шкафчике торговал галантереей низенький бритый старичок Червяков. Он одевался летом в крылатку, а зимой в енотовую шубу со стоячим воротником. На голове у него всегда был высокий цилиндр, С которым он не расставался и зимой, даже в сильные морозы. В общем фигура Червякова была в высшей степени комична. Он был настолько мнительный человек, что не верил не только посторонним, но и самому себе. Каждый вечер он запирал и печатал свой шкафчик более часа. Окончив печатать, он снимал с головы цилиндр и начинал молиться на все четыре стороны, сначала на рядскую икону, затем на свой шкафчик, на соседнюю лавку и на фруктовый «глаголь». После этого он уходил. Отойдя от своего шкафчика на 200-300 шагов, он возвращался и начинал опять осматривать и ощупывать в шкафчике все замки и печати. Затем снова молился на все четыре стороны и уходил, но через несколько минут опять являлся за тем же... Таким образом, ревизию замков и печатей старичок производил ежедневно по нескольку раз. Он прекращал это занятие, когда рядские сторожа выводили из подземелья цепных собак и пускали. их на всю ночь в Ножовую линию.


Верхние городские ряды - Ножевая линия (2-е прясло от Никольской ул.)

Другой оригинал, некто Батраков, торговавший готовым платьем, ежедневно с утра уходил в «Бубновскую дыру», откуда возвращался всегда вечером красный как вареный рак. Входя в лавку, он громко спрашивал приказчиков: «Что, продавали?» Старший приказчик отвечал: «Продавали-с». Купец шел за прилавок к «выручке», отворял пустой ящик... «А гдe же деньги?» - «Да ведь продавали, да не продали-с», Купец молча подходил к приказчику и что-то долго и внушительно шептал ему на ухо.


Верхние городские ряды (вид по Ильинке от Красной площади)

Интересен был еще сосед Еремкин, торговавший чаем, хотя торговлей он совсем не занимался. Его профессия была «ходатайствовать везде и повсюду, за всех и за вся». Для этого он имел знакомство в разных судах, канцеляриях, правлениях и пр. Он никогда не отказывался ни от какого дела, за все брался, за возможное и невозможное. Главная специальность его была доставать купцам медали, ордена, звание почетного гражданина и пр. За сван услуги он брал недорого и поэтому всегда имел среди купцов большую клиентуру.


Средние городские ряды (вид с Москворецкой улицы)

Был еще довольно пожилых лет купец Королев, торговавший обувью. Этот субъект был большой любитель пожаров. Он обязательно ехал на каждый пожар, где бы он ни был, днем или ночью, это безразлично, и уезжал он оттуда всегда последним, когда погасят пожар.


Средние городские ряды (вид по Хрустальному переулку с Ильинки)

Но самой яркой и типичной фигурой в Ножовой линии был наш хозяин, старик Заборов. Он всегда сидел на высоком табурете у входа в лавку; с другой стороны двери стояла кучка его приказчиков и хором зазывала в лавку всех проходивших, предлагая им купить башмаки и сапоги. Заборов торговал оптом и в розницу; годичный оборот его был несколько более 100 тысяч рублей.

Как бы ни было много в лавке покупателей, все приказчики не могли отсюда уйти. Здесь было постоянное дежурство, на обязанности дежурного лежало «зазывать» покупателей. Многим проходящим это зазывание не нравилось, они в ответ зазывателю говорили: «Какой барбос...» В остальных рядах зазывание практиковалось в меньших размерах.


Средние городские ряды (вид по Хрустальному переулку с Варварки)

Очень типичен был иконный ряд. Одну половину его занимали иконные лавки, а другую - бабы, торговавшие в маленьких шкафчиках ручными кружевами. В иконных лавках иконы не продавались, а «выменивались». Это делалось таким образом. Покупатель, входя в лавку, говорил:

Я бы желал выменять икону.

Продавец в ответ на это быстро снимал с своей головы картуз и клал его тут же на прилавок. Покупатель следовал примеру продавца и стоял также с непокрытой головой. Икона выбрана. Покупатель спрашивает:

Сколько стоит выменять икону?

Купец назначал за нее баснословную цену. Начинался торг. Для большей убедительности продавец говорил, что он назначил цену божескую, потому что за иконы торговаться грешно. Покупатель с ним соглашался и покупал икону за «божескую цену». Иконы выменивали большей частью рогoжские и замасворецкие купцы. Более интеллигентные покупатели не соглашались с «божескими ценами», назначаемыми купцом. Просили его покрыть голову картузом и взять за иконы половину «божеской цены». Продавец быстро шел на уступки и продавал икону за предлагаемую цену.


Средние городские ряды (вид по Варварке с Москворецкой улицы)

Купцы и приказчики, торговавшие иконами, были все ПОГОЛОВНО ярыми алкоголиками. Они в «Бубновекой дыре» считались самыми почетными гостями и пользовались особым уважением. Некоторым из них, десятки лет выпивавшим там ежедневна невероятное количество вина, делалась значительная скидка. Этой заслуженной привилегией купцы очень гордились.


Средние городские ряды - вид по Ильинке с северо-восточного угла

Как известно, во всех магазинах и лавках имеются свои особые метки, которыми размечают товар. Для этого купец выбирает какое-нибудь слово, имеющее десять разных букв, например «М е л ь н и к о в ъ»; С помощью этих (1 2 3 4 5 6 7 8 9 0) букв он пишет единицы, десятки, сотни и тысячи.


Средние городские ряды - вид по Ильинке от Красной площади

Однажды я был очевидцем следующей интересной сценки. В иконную лавку пришли два купца, старый и молодой, и с ними три женщины по купать для свадьбы три иконы. Они выбирали их довольно долго, затем спросили, сколько стоит выменять вот эти иконы. Продавец назначил за них 150 рублей. Купцы нашли эту цену слишком дорогой и начали объясняться между собой своей меткой следующим образом: молодой человек, очевидно жених, обращаясь к отцу, произнес: «Можно дать арцы, иже, по кой». Старик на это ответил: «Нет, это дорого, довольно будет твердо, он», и, обращаясь к продавцу, сказал: «Хочешь взять 90 рублей, больше гроша не дадим, а то купим в другом месте». Продавец быстро пошел на уступки, и ИКОНЫ были проданы купцам за «твердо, он».


Средние городские ряды. Вид от Лобного места

В центре Гостиного двора был ряд так называемых «менял», из них большинство были японцы. Они разменивали деньги, продавали и покупали серии и купоны. Менялы помещались в лавочках шириной в полтора аршина; перед каждым из них на прилавке стояли стопки мелкой серебряной монеты. Один из менял, некто Савинов, отличался большой эксцентричностью. Человек очень богатый, всегда трезвый и скупой, он часто устраивал довольно странные и нелепые загулы. Так, например, в течение зимы он раз 8-10 нанимал роскошную тройку и катался на ней один с утра до вечера взад и вперед по Красной площади.


Вредние городские ряды (вид по Варварке от церкви Варвары муч.)

Летом Савинов гулял по-другому: он наряжался в белый костюм, голову покрывал белым колпаком, в виде скуфьи, а на указательный палец правой руки надевал золотой перстень с громадным бриллиантом. В таком шутовском виде он сидел целые дни на скамейке иа Тверском бульваре, причем указательный палец с бриллиантом все время выставлял напоказ. Савинов был толстый 55-летний, довольно бодрый старик. Проходившая публика с большим удивлением смотрела на это чудовище и добродушно посмеивалась.


Верхние городские ряды - Истерийский проход (начало Большого Ветошного ряда от Никольской улицы)

В старые годы на Красной площади разменом мелкой монеты занимались нищие; они брали за размен с каждого рубля по три копейки. Вот откуда берут свое начало так называемые менялы и меняльные лавки; последние теперь называются банкирскими конторами, а менялы - банкирами.


Верхние городские ряды - Средний Поперечный проход (от памятника Минину и Пожарскому)

Многие небогатые купцы не имели ни приказчика, ни мальчика, но в трактир ходили аккуратно каждый день по два раза и сидели там довольно долго. Уходя в трактир, купец не запирал лавку и даже не затворял ее, а просто ставил поперек дверей метлу и уходил спокойно. Если в его отсутствие приходил покупатель, то, увидев в дверях купца метлу, он безропотно уходил обратно, оставляя покупку до другого раза.


Верхние городские ряды - Серебряный ряд (1-е прясло от Ильинки)

Зимой в сильные морозы хозяева весь день, сидели в трактире, а мерзнуть в лавках великодушно предоставляли приказчикам и мальчикам. Особенно страдали от холода последние, так как их одевали очень плохо. Морозы иногда доходили до 30 градусов и более; птицы на лету замерзали и падали. В такие жестокие морозы, бывало, совсем окоченеешь, застынет все и снаружи и внутри. Когда на морозе выпьешь горячего чаю, то он производил в желудке действие расплавленного свинца, а на другой день появлялась под подбородком большая опухоль и больно было глотать. Такая болезнь называлась «чушкой». В большие морозы для согревания торговцев по всем рядам протягивали толстые канаты; их тянуло с криком множество людей, и этим согревались. Затем в сильные морозы мы еще играли «В ледки» - большой кусок льда гоняли ногами по рядам. Ночью в сильные морозы на Театральной площади и на перекрестках центральных улиц жгли большие костры для согревания бедных людей. Возвращаясь из ежедневных «походов» домой, часто с отмороженными ногами и руками, так как нам теплых сапог и варежек не давали, я часто отогревался у костра на Театральной площади в компании кучеров и извозчиков, ожидавших театрального разъезда...


Верхние городские ряды. Серебряный ряд (2-е прясло от Ильинки)

В Гостином дворе строго было запрещено курить табак и зажигать огонь, поэтому в темные осенние дни лавки запирались в три часа дня.

Жизнь в рядах была семейно-патриархальная. Как только отпирали лавки, соседи собирались в ряду кучками и сообщали разные новости, а то так просто рассказывали друг другу, как кто вчера провел время. Такие соседские беседы назывались «ческой» - продолжать ее шли компанией в трактир, где за чаем сидели два-три часа. Затем уходили в свои лавки. Побыв в них недолго, собирались в ряду кучками и опять уходили в трактир. Таким образом купцы проводили время незаметно и весело.


Верхние городские ряды - Панской ряд (1-е прясло от Ильинки)

С раннего утра и до позднего вечера по рядам бродило много публики, покупателей, поставщиков, мастеровых, артельщиков, извозчиков, нищих и других. В лавках повсюду была видна кипучая деятельность: продавали, покупали и отправляли разные товары. В общем во всей разнообразной и шумной толпе было много жизни и движения. Среди публики по рядам ходили многочисленные разносчики, носившие на головах в длинных лотках, покрытых теплыми одеялами, жареную телятину, ветчину, сосиски, пироги, сайки и пр., при этом все разносчики на разные голоса громко выкрикивали названия своих товаров.


Верхние городские ряды - Малый Суконный ряд (вид от Ильинки)

Каждый разносчик имел свою кличку. Из них некоторые назывались «Козлом», «Петухом», «Барином», «Улиткой» и т.п. Затем еще были интересные типы рядских поваров. Они носили в одной руке большой глиняный горшок со щами, завернутый в теплое одеяло, в другой руке корзину с мисками, деревянными ложками и черным хлебом. Миска горячих вкусных щей с мясом стоила десять копеек. После еды миски с остатками щей и хлеба торговцы ставили на пол в рядах, около своих лавок, где их доедали бегавшие по рядам бродячие собаки. Потом приходил повар, собирал миски, тут же вытирал их грязным и сальным полотенцем и снова наливал в них желающим горячих щей.


Верхние городские ряды - Большой Суконный ряд (вид из средины рядов)

По всем рядам ходило множество нищих и юродивых, среди них было много прогоревших купцов, спившихся и выгнанных приказчиков, чиновников и других. Их степенства Тит Титычи часто заставляли бывших людей петь и плясать около своих лавок. Такую сцену прекрасно изобразил Прянишников на своей картине, находящейся в Третьяковской галерее.

По рядам также ходили бродячие музыканты и увеселяли купцов немудрой музыкой. В Новый год приходило много военных музыкантов, которые после музыки поздравляли купцов с Новым годом. Приказчики и мальчики забавлялись прикалыванием на спину нищим и юродивым юмористических фигур, вырезанных из бумаги, и к ним разных надписей, с которыми и без того обиженные судьбой ходили по рядам, повсюду возбуждая смех своим видом.


Верхние городские ряды - Лапотный ряд

Затем подбрасывали на бойких местах коробки с живыми мышами, тщательно завернутые в бумагу; проходящие охотно подбирали такие находки и быстро скрывались с ними.

В большом ходу была еще следующая забава: на полу посредине ряда клали мелкую серебряную монету, к ней приклеивали тонкую черную нитку, которую протягивали по полу в лавку; конец нитки находился в руках служащего. Прохожий, увидев лежавшую на полу серебряную монету, быстро нагибался, чтобы поднять ее; в этот момент из лавки дергали нитку и монета улетала из-под носа удивленного прохожего. Эта проделка сопровождалась всегда гомерическим хохотом купцов.

Зимой в сильные морозы такая забава проделывалась несколько иначе. Монету не привязывали, а примораживали к полу. Нашедший сначала отдирал монету ногтем, но это ему не удавалось; тогда он начинал энергично откалывать ее каблуком. Купцы смеялись и говорнли нашедшему: "А ты попробуй копытцем..." Нашедший ругал купцов и удалялся. Монета оставалась на месте.


Верхние городские ряды - Узенький ряд

В Гостином дворе была распространена игра в шашки. Для этого купцы садились в ряду около своих лавок на табуреты или ящики и играли по целым дням. Среди игроков были настоящие виртуозы, игру коих собиралось смотреть много любопытных, иногда державших за игроков крупные пари. На фоминой неделе в Гостином дворе устраивалась «дешевка», для которой специально заготовлялся разный брак и никуда не годные вещи. Для этого с наружной стороны, около лавок, ставились временные прилавки, на них лежали большими кучами разные товары, и в них покупательницы копались, как куры.


Верхние городские ряды. Большой Ветошной ряд (1-е прясло от Ильинки)

Продажа «на дешевке» обставлялась особыми правилами. Так, например, купленный «на дешевке» товар не меняли, за его качество не отвечали и ни под каким предлогом денег обратно не выдавали. В башмачных лавках было еще добавочное правило - на дешевке обувь примерять не позволялось. Башмаки, крепко связанные парами, большей частью были разные, то есть одии больше, другой меньше, или уж очень одинаковые - два башмака, и оба на одну ногу. Такие башмаки покупательницы приносили обратно и просили переменить, но им категорически в этом отказывали, мотивируя тем, что «на дешевке» они за что не отвечают.

По этому поводу между покупателями и продавцами часто происходили довольно неприятные инциденты. На ночь все многочисленные входы в Гостиный двор закрывались ветхими, худыми дверями, сколоченными из тонких досок и лубков. Внутри Гостиный двор охранялся рядскими сторожами и множеством злых собак,. причем каждый ряд во всю его ширину завешивался рваными брезентами и рогожами.


Верхние городские ряды. Большой Иконный ряд (вид из средины рядов)

Ночные кражи в рядах были довольно редким и исключительным явлением. Несмотря на то, что в Гостином дворе безусловно было запрещено курить табак и зажигать огонь, там иногда случались пожары, по обыкновению «от неизвестной причины». Так как в ряды не могли проехать конные пожарные, то для тушения рядских пожаров имелась в Городской части особая пешая пожарная команда, прибегавшая на пожар всегда с большим опозданием, причем каждую бочку с водой везли трое пожарных. Эта черепашья команда при тушении пожаров приносила пользы очень мало; обыкновенно ее же посылали на дежурство во время спектаклей в Большой и Малый театры.


Верхние городские ряды. Малый Ветошной ряд

Ежегодно в субботу на шестой неделе великого поста на Красной площади бывает вербный базар и гулянье. Для этого вдоль кремлевской стены, против Гостиного двора, устраиваются в несколько рядов полотняные палатки и лари, в которых продают детские игрушки, искусственные цветы, бракованную посуду, лубочные картины, старые книги, большей частью с вырванными листами (букинисты продают их на выбор по 10-20 копеек) и много других вещей в таком же роде.


Средние городские ряды. Поперечный проход от лобного места


Средние городские ряды. Зеркальный ряд (1-е прясло от Ильинки)


Средние городские ряды. Нижний овощной ряд

На этом первая часть заканчивается. Скоро будет большое продолжение. Нажав на фотографии вы сможете рассмотреть их в хорошем качестве и посмотреть место с которого она была сделана. Также вы сможете оставить свои комментарии и принять участие в обсуждении каждого снимка. При подготовки материала использовались:

И.А.Слонов: «Из жизни торговой Москвы»
- Найдёнов: Москва Соборы, Монастыри, Церкви
- Алексей Дедушкин
- Сайт ГУМа
- Сайт "Фотографии старой Москвы"
Также отдельно спасибо всем пользователям, загрузившим фотографии.

Другие фотоистории:

МКАД. сайте . Также, я буду очень признателен, если вы разместите информацию об этом проекте у себя в журнале.

РЯДЫ,ИЗ РЯДА ВОН ВЫХОДЯЩИЕ

Центральная часть Верхних рядов

В будущем году исполнится сто лет зданию знаменитого московского , бывших Верхних торговых рядов. Верхними ониназывалисьпотому, что вниз по крутому спуску от Красной площади к Москве-реке стояли Средние и Нижние торговые ряды. Но с постройкой нового здания название приобрело и другой, несколько неожиданный смысл. Верхние ряды стали вершиной в развитии этого типа торговых помещений, самыми большими и совершенными в длинном ряду российскихторговых рядов. В преддверии знаменательного юбилея "Былое" публикует статью, посвященную истории Верхних торговых рядов в Москве, их творцам, перипетиям строительства и эксплуатации.

ЧАСТЬ 1.НЕУРЯДИЦЫ ЗАНАРЯДНЫМФАСАДОМ

Место, накоторомстоит хорошо известный всем москвичам Государственный универсальный магазин, издавна служило для торговых целей.Уже в XV веке сюда из Кремля были выселены многочисленные лавочки, и с тех пор торговля здесь никогда не прекращалась. Хотя, возможно, были на этом месте постройки и совсем другого назначения. При сооружении существующего ныне здания на восьмиметровой глубине обнаружились древние двухъярусные белокаменные подвалы, похожие скорее не на склады товаров, а на подземные тюрьмы. В XIX веке Верхние торговые ряды представляли собой настоящую диковину, подобную которой можно было встретить только вМоскве.

Нашидалекие предки очень не любили ломать однажды возведенные капитальные здания. Вот и первые каменные ряды, построенные еще в XVI веке, многократно горевшие иразрушавшиеся, такжемногократно восстанавливались,надстраивались и перестраивались. Врезультате всех этих работ к началу XIX века сложился причудливый конгломерат сооружений,в плане и объемах которого трудно было найти какую-нибудь логику. В 1812 году эта постройка сильно пострадала, но ее вновь восстановил знаменитый архитектор О.И. Бове.

Вид на старые Верхние торговые ряды. 1880-е годы

Он же спроектировал новый, классический фасад рядов, словно нарядной ширмой закрывший старые лавки со стороны Красной площади. Центральную часть здания акцентировал мощный восьмиколонный портик,вместе с куполом сената за Кремлевской стеной определявшийпоперечную ось площади. На фоне портика хорошо смотрелся установленный вскоре памятник Минину и Пожарскому.

Верхние торговые ряды. Фасад. Арх. О. Бове

Но внутренность рядов совсем не соответствовала их торжественному внешнему виду. За нарядным фасадом скрывались более или менее узкие линии и переходы, вдоль которых располагались сотни лавок илавочек. В докладах городской управы красноречиво описывалось состояниеинтерьеров рядов – накренившиеся стены, удерживаемые только распорками, лежавшие прямо в глине выщербленные кирпичи мощения, проложенные посередине проходов водосточные канавы, крутые подъемы и спуски, для преодоления которыx нужно было цеплятьсяза развешенные по стенам веревки.

Очень жаль,чтосегодня нельзя побродить по этому странному и запутанному лабиринту, в котором на каждом шагу подстерегалакакая-нибудь неожиданность.Сохранись каким-то чудом старые торговые ряды с фасадом Бове до наших дней, они заняли бы место среди наиболее выдающихся архитектурных памятников города.

Интерьер старых Верхних рядов

Но чуда не произошло – несмотря на все ремонты и поновления , древнеелоскутноесооружение ветшало и разваливалось прямо на глазах. Уже в середине века стало ясно, чтоочередной поправкой обойтись не удастся.

ЧАСТЬ 2. ЛИХА БЕДА НАЧАЛО

Еще в в 1869 году московский генерал-губернатор, пораженный убожеством Верхних торговых рядов, предписал московскому голове незамедлительно озаботиться их перестройкой. Поэтому очень кстати пришлось предложение известных предпринимателей А.А. Пороховщикова и Н.А. Азанчевского. Незадолго до этого они соорудили на Ильинке Теплые ряды, называвшиеся так потому, что все магазины и лавки в нихотапливались, что было новостью для Москвы, привыкшей к вечному холоду и сырости, царившим вовсех прочих торговых рядах. Сначала спрос на непривычно комфортабельные и дорогие помещения был невелик, но скоро новинку оценили, и через три года из трехсот магазинов Теплых рядов не осталось несданным ни одного. На волнеуспеха Пороховщиков и Азанчевский решили взять в свои руки и перестройку Верхних торговых рядов, скупив предварительно все мелкие лавочки у их владельцев.

Но лавочники почуяли угрозу. Они заламывали за свои тесные и ветхиеклетушки несусветные цены, а многие вообще не хотели и слышать о продаже. Вот тогда-то предприниматели и обратились в городскую думу со своим проектом перестройки рядов и просьбой – провести принудительное отчуждение всех помещений рядов.

Такой поворот дела не на шутку напугал лавковладельцев, и они срочно выступили с контрпредложением. Верхнерядские торговцы брались перестроить ряды на свои средства. Право было на ихстороне, и городской думе поневоле пришлось отклонить проект Пороховщикова – Азанчевского . Но лавочники только этогои ждали – вопрос о перестройке рядов незаметно исчез с повестки дня.

Когда же спустя семь лет снова зашла речь о Верхних рядах, торговцы снова сделали вид, что готовы взяться за это дело, но взамен потребовали прирезки семисот квадратных саженей (трех тысяч квадратных метров) от Красной площади.Городская дума, понятно, не согласилась, и дело опять заглохло.

Очередная кампания прошла в 1880 году, не дав, впрочем, никаких сдвигов. Городская дума постановила создать акционерное общество для перестройки рядов, а торговцы это постановление попросту проигнорировали.

Москва многим обязана городскому голове Н.А. Алексееву. Неоценимы его заслуги и в деле возведения Верхних рядов. В 1886 году с помощью энергичных мер ему удалось созвать общее собрание лавочников, на котором постановили в шестимесячный срок подготовитьпроект устава акционерногообщества.Естественно, срок выдержан не был,и дело грозило вновь надолго затянуться. Этому помешала городская управа во главе с неутомимым Алексеевым. Своей властью она закрыла Верхние торговые ряды, поставив торговцев перед свершившимся фактом. Им предстояло торговать во временных рядах, наскоро сооруженных на Красной площади, вплоть доокончания постройки нового здания. Хочешь не хочешь, а нужно было решаться.

ЧАСТЬ 3. УБЕЖДЕНИЕМ И ОТЧУЖДЕНИЕМ

10 мая 1888 года устав нового акционерного общества Верхних торговых рядов в Москве получил высочайшее утверждение. В основу этого документа легли следующие основные принципы:

Акционерами могли являться только владельцы лавок, и только в размере стоимости их владений;

Участие постороннего капитала не допускалось;

Весь земельный участок должен был стать собственностью общества, а не отдельных владельцев;

Стоимостьвладений должна была определяться их доходностью по оценкам городских властей.

Эти, казалось бы, простые и естественные положения были выработаны в результате долгих усилий и позволяли решить сложную, почти неразрешимую задачу. Ведь новое здание предстояло соорудить на участке, принадлежавшем чуть ли не тысяче собственников. Все клетушки,все закутки (всего их было около семисот) в старых рядах имели своих x озяев . При этом часть лавчонок в результате многократной передачи по наследству формально принадлежала нескольким лицам. Каждый из лавковладельцев считалсебя полным господином своего пусть убогого и тесного (иногда в несколько квадратных метров) помещенияи боялся утратитьсвои права в результате коренной реконструкции. Многим, особенно самым мелким торговцам, вовсе не хотелось пускаться в рискованные предприятия с перестройкой. Пугало их и то, что нашлось изрядное количество сторонних предпринимателей, желавших вложить средства в явно выгодное дело. Вторжениекрупного капитала грозило вообщелишить мелких торговцев их насиженного места.

Именно этими соображениями были обусловлены основные положения устава, одобренные большинством лавковладельцев . Но нашлось немало тех,кто наотрез отказался передавать свои владения обществу. Их упорствопришлось ломать с помощью городских властей. Было принято решение о принудительном отчуждении во владение города лавок сопротивлявшихся, а дальше уже городское правление передало свою добычу во владение общества, получив взамен все права акционера.

Но даже и с теми, которые добровольно отдавали свои лавки, возникали затруднения. Многие лавочники имели неполный комплект документов на владение, либо вовсе не имели никаких. Свои права они обосновывали ссылками на давность лет или на своих предков. Законное урегулирование таких проблем предусматривало долгие разбирательства.

Чтобы вывести дело изтупика,пришлось отойтиотбуквы закона. МинистрфинансовИ.А. Вышнеградский разрешилпроизводить передачу лавок без купчих крепостей, лишь по одним общим планам и описям, которые, к счастью, сохранились. Благодаря этой прерогативе, а также энергичным действиям исовета общества большинство юридически и финансовыx проблем удалось разрешить в течение 1888 года.

ЧАСТЬ 4. НЕУДАЧНАЯ РЕПЕТИЦИЯ

Председателем правленияакционерногообщества Верхних торговых рядов и главой всего грандиозного предприятия стал московский купец и промышленник А.Г. Кольчугин. Хотя возведение рядов являлось для него чуть ли не второй профессией ( вскореон принял заведование постройкой и соседних Средних рядов), к рядовым личностям Александра Григорьевича никак не отнесешь, уже хотя бы потому, что его фамилия увековеченав названии города – редкость для России, где города наименовывались, в основном, в честь императоров и князей,в крайнем случае – их детей, а отнюдь не купцов. Кольчугин был основателем товарищества медно-латунных заводов, одно из предприятийкоторого открылось в западной части Владимирской губернии. Постепенно вокруг него сложилсяпоселок, уже всоветское время превратившийсяв красивый и уютный город Кольчугино.

Назначение человека, внесшего свою лепту в одну недоброкачественную постройку, главой возведения нового, гораздо более сложного объекта, вряд ли выглядело логичным. Это сразу же было замечено. ОбиженныйА.А. Пороховщиков (один из авторов непринятого проекта перестройки рядов 1869 года) в своем письме, опубликованном в"Московских ведомостях", не без ехидства упомянул о "строительных способностях" более удачливого конкурента, наглядным подтверждением которых послужил обвал на Кузнецком мосту. Но богатство, влияние, энергия Кольчугина пересилили. К тому же процесс об обвале закончился для него вполне благополучно – Александр Григорьевич был приговорен всего-навсего к выговору в присутствии суда.

Кольчугин был не единственным героем процесса об обвале, вошедшим в состав правления общества Верхних торговыхрядов. Его товарищем избрали еще одного подсудимого – купца П.В. Щапова, а непосредственный надзор за работами на строительной площадке осуществлял инженер М.А. Попов, в свое время навязанный в качестве помощника архитектору А.С. Каминскому. Кстати, суд признал Попова главнымвиновником катастрофы.

Фактически круководствупостройкой Верхних рядов пришла целая команда Кольчугина,сложившаяся еще на сооружении домаКупеческого общества. Вдобавок по иронии судьбы тот злополучный дом общей схемой планировки был очень похож на вновь закладываемые торговые ряды. Те же три этажа, те же три пассажа, насквозь прорезающих массив обоих зданий.

Тем самымстроительстводома Купеческого общества на Кузнецком мосту стало как бы генеральной репетицией грандиозного строительства на Красной площади. Репетиция закончилась провалом, вернее, обвалом, но главных действующих лиц это не смутило. Они переформировали свою команду, очистив ее от случайных людей (например, архитектора Каминского, имевшего прочные связи с конкурентом – А.А. Пороховщиковым ), и сразу же, без перерыва, приступили к основному делу.

ЧАСТЬ 5. "МОСКОВСКОМУ КУПЕЧЕСТВУ"

Проект новогозданиявыбирался порезультатамспециального конкурса, объявленного 15 ноября 1888 года. На разработку проектов конкурсантам отводилось всего три месяца – последним сроком представленияматериалов акционерное общество назначило 15 февраля следующего, 1889года.Зато победителямназначались поистине царские премии:1-я – 6 тысяч,вторая – 3 тысячи и 3-я – 2 тысячи рублей.

В составжюри делегировали своих лучших представителей самые авторитетные государственные учреждения и общественные организации, имевшиеотношение к архитектуре и строительству.Членами жюри стали: от Московской управы – Н.А. Алексеев, от Московского губернского правления – губернский инженер А.А. Мейнгард, от Техническо-строительного комитета МВД – академик архитектуры И.С. Китнер, от Академии художеств – член совета Академии А.О. Томишко ,отМосковского архитектурного общества – его председатель Н.В. Никитин, от Петербургского общества архитекторов – академик В.А. Шретер и от Московского художественногообщества– один из старейших московских архитекторов А.(Алексей) П. Попов.

Участники конкурса должны были работать в рамках единой программы, своего рода технического задания, определявшего требования акционеров к проекту. Выработка этой программыоказалась весьма сложной задачей. С одной стороны, нужно было четко сформулировать требования к функциональности и экономичности здания, рентабельности и удобствам его эксплуатации. С другой стороны, в силу своего положения на Красной площади в окружении признанныхшедевров русского зодчества новое здание должно было отвечать самым высоким требованиям в архитектурно-художественном плане и по своему идейному содержанию.

Оптимально совместить обе группы требований не удалось. В программе конкурса явный приоритет получили требования первой группы: они былиболеемногочисленны, болеечеткоопределены. Требования к идейно-художественной стороне проекта свелись к нескольким расплывчатым пожеланиям, чтобы новое здание стало "памятником, достойным своего исторического местоположения."

Всего на конкурс поступило 23 проекта из Москвы, Пятибрюха , Одессы, Берлина и других городов. Согласно правилам, проекты представлялись под девизами, а именаих авторов содержались в запечатанных конвертах. Жюри имело право вскрыть только конверты с девизами премированных проектов. Поэтому вряд лимыкогда-нибудь узнаем имена всех зодчих, представивших свои работынаэтот престижнейший конкурс. Зато широко известны имена призеров: первую премию завоевал петербургский академик архитектуры А.Н. Померанцев, вторым стал будущий академик Р.И. Клейн, третьим – популярный московский австриец А.Е. Вебер. На результатах сказался явный уклон конкурсной программы в сторону удовлетворения потребностям торговли, экономии и удобств эксплуатации. Лучшими были признаны наиболее утилитарные проекты. Характерен девиз проекта-победителя – "Московскому купечеству".

Верхние торговые ряды. Конкурсный проект А.Е. Вебера

Верхние торговые ряды. Конкурсный проект Р.И. Клейна

Мнение общественности о конкурсных проектах, в томчислеи премированных, отражено в газетах того времени: "Большинство проектов поражает отсутствием художественного творчества. Они бесцветны". Репортер "Московских ведомостей" высказался, пожалуй, слишком резко.Вполне достаточно было быотметить, что почти все проекты выглядели на одно лицо и различались лишь по тщательном рассмотрении. Не каждый старый москвич, много раз видавший фасад и в натуре, и на фотографиях, сможет с первого раза выделить работу Померанцева среди двух десятков аналогичных фасадов.

Верхние торговые ряды. Конкурсный проект под девизом "По старой памяти"

Положение о конкурсе не обязывало акционеров принимать к исполнению проект, получивший первую премию; они были вправе выбирать из всех трех призеров, могли приобрести и другие приглянувшиеся им проекты, а затем поручить кому-либо из зодчих разработать на их основе оптимальный вариант здания. Поэтому правление общества сделало попытку добиться лучших результатов: призерам, а также нескольким участникам завершившегося конкурса (московским арxитекторам Б.В. Фрейденбергу , П.П. Зыкову, В.П. Загорскому, М.Н. и Д.Н. Чичаговым) поручили доработать иx проекты.

Кмаю 1889 года зодчие завершили работу, но никакиx существенныx изменений в решение жюри это не внесло. Выяснять и далее, был ли избранный проект А.Н. Померанцева на деле лучшим, а тем более пытатьсяв нем еще что-то улучшить было попросту некогда. Работы на строительной площадке уже разворачивались.

ЧАСТЬ 6. ЛОМАТЬ – НЕ СТРОИТЬ?

Акционеры спешили: не очень-то удобно было торговать во временных железных бараках. Поэтому еще до объявлениярезультатов конкурса началсяснос старых рядов.

В товремя историография русского зодчества все еще пребывала в зачаточном состоянии, особого интереса к остаткам утилитарных, хотя и древних построек никто не проявлял, а архитектуру русского классицизма по традиции, шедшей еще со времен Гоголя, продолжали считать скучной, казарменной (насколько странно это звучит сегодня!). Ценности сооружений начала XIX века еще не осознавали и в пылу строительной горячки сносили и перестраивали их десятками. Не стали исключением и Верхние торговые ряды. Никаких препятствий к их сносу не усматривалось, протестов против"покушения на Красную площадь" не было слышно. Никто даже не вспомнил об авторстве Бове –он еще не считался, как сейчас, одним из лучших московских зодчих.

Одним словом, обстановкабылавполне деловая, обошлось без ненужных эмоций. Одно из самых больших и интересных зданий, украшавших наш город, исчезло бесследно.Даже оставшиеся от сноса строительные материалы продали, выручив за нихвесьма приличную сумму – 250 тысяч рублей.

Говорят, ломать – не строить.Но снос огромныx старыx рядов и расчистка площадкиоказались делом не многим более простым, чем сооружение новыx . Разборка старых построек в южной половине участка началасьв сентябре 1888 года, а на другой половине строения были сломаны лишь летом следующего года. Гораздобыстрее шли работы нулевого цикла:траншеи вырыли через несколько месяцев,к осени.Тогда же, осенью, заложили фундамент. Но официальная, торжественнаязакладка состоялась лишь 21 мая 1890 года (все даты по старому стилю). Таким образом, от начала сноса до закладки прошло более полутора лет.

Верхние торговые ряды. Строительство

Зато возведение стеншлоисключительно быстрыми темпами– бывали дни, когда укладывалось до 200 тысяч кирпичей.Нельзя при этом забывать, что кладка в те времена велась только в теплое время – примерно 6 месяцев в год,поэтому окончена она была к 1892 году. Но уже за несколько месяцев до этого открыласьчасть магазинов в наиболее готовой,южной части здания.

Много усилий былозатраченона отделку, монтажперекрытий пассажей и технического оборудования. Но и здесь четкая организация работ помогла выдержатьвесьмасжатыесроки.Освящениеи официальноеоткрытиеВерхних торговых рядов состоялось 2 декабря 1893 года.

ЧАСТЬ 7. СКАНДАЛ

Казалось бы, уроки неудачной репетиции не пропали даром. Здание Верхних рядов было построено на совесть. Современники единодушно отмечали прочность конструкций здания, высокое качество строительных материалов, тщательность исполнения работ. И все-таки без скандала, омрачившего впечатление от четкой организации дела изадержавшего работы, не обошлось.

Начался он совершенно неожиданно. Еще в 1888 году городская дума постановила, что фасад Верхних торговых рядов должен отстоять от памятника Минину и Пожарскому (он наx одился тогда в центре Краснойплощади) не ближе 10 саженей (около 22 метров). С той поры была проведена разбивка участка,возведены фундаменты и часть стен.Как вдруг в сентябре 1891 года городской землемер донес, что центральная часть фасада новостройки отстоит от пьедестала памятника на 10,8 саженей, а от окружавшей его решетки – всего на 9,6 саженей.

Почему решили измерять расстояние от решетки – неясно, но сообщение землемера вызвало быструю и бурную реакцию. Городская дума создала комиссию для расследования, но уже до этого управа остановила строительство. Завертелось кляузное и бестолковое дело.

Подняли необходимые документы, потребовали объяснений от членов Строительного совета при городской управе, послали запрос генерал-губернатору. В ходе расследования стали всплывать любопытныевещи. Оказалось, что в мае 1888 года самим царем была утверждена красная линия, то есть предельнаядля застройки границаКрасной площади, а спустя всего несколько месяцев Александр III утвердил проект Померанцева, согласно которому здание Верхних рядов в некоторых местах нарушало толькочтоутвержденную границу! А майскую красную линию никто не догадался отменить. Придальнейшем рассмотрении выяснилось, что эту пресловутую красную линию вообще было невозможно точно проложить на местности, так как утвержденный царем чертеж не содержал указания точныx величин углов и расстояний, необходимых для привязки к опорным пунктам.

А дальше дело запуталось совершенно: центральный выступ фасада здания,из-за которого все и началось, вовсе ненарушалкрасной линии и лишь незначительно выступал за проектные плановые очертания! Зато боковые ризалитыявнонарушали всевысочайшеутвержденные документы – они далеко "выехали" и за красную линию, и за проектное положение. Скандал разгорался и становился опасным для многих – ведь в том, что царь своей подписью придал силу закона двум противоречившим друг другу документам, виноват был, конечно, не он, а те, кто представлял их на утверждение.

И вдруг за несколько дней все утихло. Комиссия быстро состряпала многословныйи маловразумительный доклад, где говорилось, что нарушение линии зафиксировано только на плане, а не на местности (?), а там, где оно все же было (!), масштабы его были признаны слишком незначительными, чтобы поднимать шум.

Все же обычай требовал козлов отпущения, и таковые былибыстро найдены. Как и в деле об обвале на Кузнецком мосту ими стали архитекторы. Сам автор проекта, петербургский академик, известный самому Александру III, был слишком высокой персоной для московских купцов, зато у себя в Москве они нашли зодчих попроще . Первым стал участковый архитектор Городской части (то есть КремляиКитай-города) А.Д. Муравьев, которого вынудили уйти со своего поста. Вторая жертва была крупнее – член Строительного совета при городской управе В.Г. Залесский. Он оказался более твердым, сумел дождаться оправдательных выводовкомиссии и лишь после этого написал исполненное достоинства прошение об отставке.

Невиновность обоих зодчих в неурядице совершенно очевидна: им поручалсялишь контроль за соответствием возводимого здания проекту, в котором уже и было заложено нарушение ранее утвержденной красной линии. А после высочайшего утверждения проекталюбые его поправки вообще становились немыслимыми.

Весьма вероятно, что вся эта история была инспирирована враждебными Кольчугину влиятельными лицами, которые сами же и "нажали на тормоза", убоявшись размаха скандала. И всежевозникновению дела немало способствовал стиль работы кольчугинской команды, который уже ярко проявился в деле об обвале на Кузнецком мосту. Отчетливо видна приблизительность, с которой и сам Кольчугин, и его присные относилось к своим обязанностям. Попросту говоря, они частенько надеялись на авось. В первом случае не соблаговолили выполнять строительные правила, во втором – как следует подготовить важнейшие, представляемые самому царю документы.

Скандал с красной линией имел еще одно, совершенно неожиданное следствие. Благодаря ему вновь воскресло старое дело об обвале дома Купеческогообщества.Сработала простая логика:если за нарушение красной линии (действительное или мнимое) поплатились своими постами сразу два городских архитектора, то почему ни один из них не понес ответственности за десятки жертв катастрофы 1888 года? И спустя пять лет после катастрофы передсудомпредстали бывший начальник строительного отделенияуправыА.С. Потемкин и участковыйархитектор В.Н. Карнеев . Потемкина, как водится, оправдали, а Карнеева из уважения к преклонному возрасту и беспорочной службе приговорили к строгому выговору. Но престарелому академику архитектуры и выговора оказалось довольно – c ним случился удар. Так строительная деятельность Кольчугина всего за четырегода сломала карьеру или жизнь четырем московским зодчим – А.С. Каминскому, А.Д. Муравьеву, В.Г. Залесскому, В.Н. Карнееву .

ЧАСТЬ 8. СТРОИТЕЛИ

Автор проектаи руководитель строительства Верхних торговых рядов Александр Никанорович Померанцев родился в 1848 году вМоскве, учился в Училище живописи, ваяния и зодчества,затем поступил в Академию художеств, и дальнейшая его жизнь была связана восновном с Петербургом. С 1887 года он академик архитектуры, с 1892 – профессор, с 1899 – ректор высшего художественного училища при Академии.

Кроме того, он занимал посты члена Техническо-строительного комитета МВД и архитектора при Синоде. Среди его работ в Москве нужно назвать станционные здания Окружной железной дороги, собор Александра Невского, архитектурнуючастьпамятника Александру III у храма Христа Спасителя. В столице Болгарии Софии и столице Черногории Цетинье по проектамПомеранцева возвели большие православные соборы. Ряд крупных зданий построен зодчим в Нижнем Новгороде и в Ростове-на-Дону. Первой же значительной и самой известной его работой стали Верхние торговые ряды. Несколько строительных сезонов Померанцевпровел в Москве, лично наблюдая за строительством.

Но даже на стройках обычных доходных домов архитектор имелпомощников,а столь грандиозная стройка без них была бы попросту невозможна. В разработке детальных чертежей, расчете конструкций,непосредственном руководстве работами участвовали десятки инженеров, архитекторов,техников, студентов-практикантов Института гражданских инженеров. К сожалению, их имена не упоминались ни в газетныхотчетах, ни в одном из роскошных памятных или рекламных изданий.

Только архивные документы позволяют назвать хотябынесколько имен – это уже известный инженер М.А. Попов, руководивший сломкой старых рядов и возведением фундаментов новых,техник В.В. Козак,и вдальнейшем помогавший архитекторам на сооружении важных городских объектов. В тени оставалось даже имя автора ажурных стеклянных перекрытий пассажей. Сообщалось лишь, что изготовлены они на Петербургском металлическом заводе, а о том, что сконструировал их выдающийся русский инженер В.Г. Шухов, не было сказано ни слова.

Верхние торговые ряды. Покрытие галерей

Систему отопления половины зданиявыполнил В.Г. Залесский,тот самый,что пострадал в результате скандала с красной линией. Но теперь он выступал не в качестве чиновника управы илиархитектора, а как частный предприниматель, совладелец лучшей в Москве технической конторы по отоплению и вентиляции "В.Г. Залесский и В.М. Чаплин".

Несколько загадочную роль на стройке играл Р.И. Клейн, прославившийся впоследствии сооружением здания Музея изящных искусств. С одной стороны, в напечатанных работах об этом зодчем ничего не говорится о его участии в строительстве, с другой стороны, ряд фактов позволяет предполагать, что Клейн имел к сооружению Верхних торговых рядов самое непосредственное отношение. Так, на судебном процессе по делу об обрушении дома на Кузнецком мосту (вновь и вновь приходится возвращаться к этому делу – связь его со строительством Верхних рядов очень велика) прокурор спросил Клейна, выступавшего экспертом защиты, не был ли он занят на постройке Верхних торговых рядов. Этим вроде бы не относившимся к делу вопросом обвинитель хотел обнаружить зависимость эксперта от подсудимого Кольчугина, и, понятно, что лучшим ответом было бы короткое "нет", но Клейн от ответа уклонился.

О многом говорит и то, что через несколько лет после этого Р.И. Клейн без всякого конкурса был приглашен для разработки проекта Средних торговых рядов, строительную комиссию которых возглавлял, как уже отмечалось, все тот же Кольчугин. Официальное объяснение этого довольно странного факта (дескать, Клейн получил вторую премию на конкурсе Верхних торговых рядов) трудно признать убедительным, так как одним составленным проектом архитектор зарекомендовать себя не мог. Скорее всего, Роман Иванович успел хорошенько поработать а стройке в сотрудничестве с Кольчугиным.

ЧАСТЬ 9. ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ В ИТОГЕ

Здание Верхних торговых рядов состоит из двух корпусов: основного, выходящего на Красную площадь, и малого, отделенного от первого проездом Сапунова. Этот переулок был устроен во время строительства на месте находившегося здесь Ветошного ряда и поэтому назывался Ветошным. Зажатый между корпусами рядов, он фактически является одной из ихлиний, только под открытым небом. Можно только пожалеть, что акционерному обществу не удалось приобрести участки в северной части Ветошного проезда, поэтому малый корпус протянулся лишь на половину его длины.

Зато главный корпус занял целый квартал от Ильинки до Никольской, связав их тремя линиями-пассажами, покрытыми легкими стекляннымисводами,пролет которыхравен почти 15 метрам. Эти основные пассажи пересекаются тремя поперечными, короткими.

В соответствии со старой традицией была сделана попытка дать названия всем пассажам, подобно старым торговымрядам.Продольную линию, ближайшую к Красной площади, составили два ряда – Казанский (со стороны Никольской улицы) и Ильинский (со стороныИльинки).

Следующую,среднюю линию,так и назвали Средним рядом. Линия вдоль Ветошного проезда вновь состояла из двух рядов – Владимирского(со стороныНикольской) и Ивановского (со стороны Ильинки).Средний из поперечных пассажей стал именоваться Центральным рядом. Оригинальнее всего выглядели названия боковых поперечныx галерей:в соответствии сположениемфигур памятникаМининуи Пожарскому их назвали Мининским (вдоль Никольской) и Пожарским (вдоль Ильинки). Но эти, в сущности искусственные, названия не прижились. Галереи Верхних рядов, а впоследствии оказалосьпроще называть просто по номерам. Вдоль пассажей на уровне второго и третьего этажей проложены галереи-балконы, дающие доступ к помещениям этих этажей. В нескольких местах балконы соединены мостиками, поражающими своим почти невероятнымизяществом и невесомостью (толщина их арки в середине не более пяти сантиметров).

Верхние торговые ряды. Переходные мостики

Невидимый, подвальный этаж по планировкеподобен верхним ,он такжесостоит из трех продольных и трех поперечных пассажей.А под Ветошным рядом подвал двухэтажный, в самом нижнем уровне располагались котельная для отопления и электрическая станция.

Сегодня масштабы ГУМа не вызывают особого изумления, но сто лет назад здание поражало своими размерами. Недаром все описания Верхних торговых рядов изобилуют цифрами, призванными еще больше потрясти воображение читателя, еще не привыкшего к размаху нового московского купечества. Некоторые из этих данных стоитпривести. Общая площадь обоих корпусов – 5431,45 квадратных сажени, то есть около двух с половиной гектаров. Из них площадь основного корпуса–5164,2, малого – 267,25 квадратных сажени. Фасад по Красной площади протянулся на 116,5 сажени или на две с половиной сотни метров. Несмотря на то, что перегородки и своды выполнялись из железобетона, на сооружение основных стен, столбов, арок пошло 40 миллионов штук кирпича. Общая длина галерей-балконов второго этажа – около полутора километров. На остеклениеперекрытийпассажей потребовалось 20 тысяч стекол. В главном корпусе разместилось около 1000 магазинов, не считая антресольных помещений.

Верхние торговые ряды. План 1 этажа

Несколько хуже обстояло дело с художественной стороной постройки. Правда, самый влиятельный архитектурный журнал "Зодчий", неизменно критически оценивавший художественный уровень всех московских новостроек, вдруг изменил своим принципам и дал восторженную оценку зданию рядов. Но этот факт объясняется, вероятно, тем, что автором проекта был петербуржец. Фасад здания, несмотря на все усилия архитектора, получился довольно монотонным и мало запоминающимся. Силуэт здания скучен, вычурный и обильный декор на расстоянии почти не воспринимается. Но,быть может,это не так уж и плохо – здание Верхних торговых рядов стало нейтральным фоном для прославленных памятниковархитектуры Красной площади.

Верхние торговые ряды. Вид с Красной площади

ЧАСТЬ 10. ЗДАНИЕ-ДИНОЗАВР

Самым женеприятнымбыло совсем другое. Здание новых Верхних торговых рядов можно было уподобить последним гигантским динозаврам, достигшим совершенства в своей линии развития, но обреченным на вымирание. Тип большого торгового здания-пассажа, разделенного на мелкиепомещения лавочек, для конца XIX века был уже устаревшим. Концентрация торговли в руках крупных фирм, рост товарообмена, увеличение числа покупателей, ускорение темпа городской жизни требовали иных торговых зданий.

Верхние торговые ряды. Интерьер

Современный покупатель знает, что в его лабиринте нелегко найти нужный отдел, а чтобы добраться до него, нужно пройти не одну сотню метров по пассажам, запруженным людьми, большинство из которых не покупают, а только движутся к нужному магазину или к выходу. Небольшие размеры торговых помещений приводят к распыленности товаров, ограничивают возможностиоперативной реорганизации. Все эти недостатки Верхних рядов особенно отчетливо проявились спустя всего полтора десятка лет после их открытия, когда в Москве было построено новое здание магазина "Мюр и Мерилиз" (ныне ЦУМ). Этот первый универмаг Москвы обеспечивал своим покупателям немыслимые для торговых рядов удобства. Просторные, светлые общие залы облегчали покупателям ориентировку, а четкое зонирование торговли, сосредоточение отделов вокругцентрального ядра с лестницей позволяли быстро добраться к нужному прилавку.

Противоречивым былоиразмещение Верхних торговых рядов на Красной площади. Грандиозный масштаб и великолепие здания говорили об их явно не провинциальном характере. Вместе с тем сама постановка рядов на главной площади никак не вязалось с представлениемо столичном городе.Ведь ряды для розничной торговли на центральной площади – характерный признак большинства захолустных городов и городков того времени. Почему же городская управа, постоянно подчеркивавшая столичность Москвы (пусть вторая, но столица!), дала согласие на столь провинциальное по сути размещение Верхних торговых рядов? Объяснение этому факту можно найти в прессе того времени. Москва, признавая первенство Петербурга в деле государственного управления, боролась за роль торгово-промышленной столицы Российской империи. Символом этого и должно было стать поднявшееся в центре города самое большое торговоездание страны, при этом в перспективе планировалось его превращение в центр оптовой торговли. Розничную торговлю предусматривалось постепенно свернуть. Соответствующий пункт был включен уже в конкурсную программу.

Но это так и осталось благим пожеланием, и заложенное в размещение Верхних торговых рядов противоречие резко обострилось, когда Москва превратилась в первую и единственную столицу. Можно поэтому понять тех советских архитекторов, которые предлагали вообщеснести ГУМи построить на его месте то или иное общественное здание, более отвечающее центральному положению в столичном городе. И вовсе ни к чему выставлять их в роли каких-то вандалов, стремившихся сокрушать памятники. Ведь в 1930-х годах здание бывших Верхних рядов было всего чуть-чуть старше, чем сегодня первые пятиэтажки Новых Черемушек, о которых никто не говорит, как о памятниках архитектуры.

Исторически обоснованным следует признать последовавшее в 1930-х годах закрытие ГУМА и передачу здания под учреждения, а вот возобновление торговли в 1953 году было обусловлено, пожалуй, политической конъюнктурой.

Уже в течение многих десятилетий раздаются голоса, доказывающие неуместность такого объекта, как универсальный магазин, на главной площади страны. Возразить что-либо трудно. Тем не менее никаких измененийне произошло, и вряд ли их можноожидать в ближайшее время. Пожалуй,главная причина этого – вневозможностинайти достойное применениеграндиозному комплексу. Чаще всего предлагалось отдать здание целиком под музей. Но оно совершенно не приспособлено для хранения ценных экспонатов, в лабиринте тесных помещений трудно организовать показ. Неудобны бывшие торговые ряды и для размещения учреждений и контор, а кроме того, такое использование здания навсегда закроет доступв негодлябольшинства москвичейи гостей столицы.

В нынешних условиях самым выгоднымиспользованиемздания являетсясдачаего помещений в аренду для торговли малым организациям. Результаттакой операциибудеттем же, что и в предыдущем варианте. Ведь торговля импортным ширпотребом несулит таких выгод,как сдача престижных помещений в самом центре города в субаренду под конторы богатых компаний и предприятий.

Самые интересные предсказания дальнейшей судьбыВерхнихрядов содержались в принятой в 1987 году программе "Центр" (к сожалению, вряд ли она будет когда-либо осуществлена). Программойпредусматривалось сохранение торговых функций, но с изменением ассортимента товаров.Вряд ли имеет смысл торговать одеждой, обувью, хозяйственными товарами на Красной площади. Более приемлемы книги,антиквариат, сувениры (конечно, не арбатского уровня). Часть помещений должна была отойти под кафе и рестораны, а также под салоны-магазины.

Для выставок и музеев программа отводила только центральную часть здания. Здесь могли бы открыться совершенно новые музеи – музей Красной площади,или, например, Москвы рубежа веков. В этом случае просторные галереи очень подошли бы для размещениякрупных экспонатов – вагонов конки и трамвая, извозчичьих пролеток, фонарных столбов, тумб, а может быть, и макета старого московского переулка в натуральную величину. Но в любом случае главным экспонатом стало бы само здание.Экскурсионный маршрут,проложенный по его подвалам, галереям,магазинам, лестницам,мостикам,а может быть и крышам, просто обречен на успех.

Но несмотря на это, нельзя еще раз не пожалеть о горькой судьбе предшественника нынешнего – старых Верхних торговых рядов. Каким бы прекрасным помещением могло бы стать это диковинное здание для музея старой Москвы и старого московского купечества с егобогатством и убогостью, с широким размахом и варварской мелочностью, с капиталистической энергией и патриархальной ленью,с дорогими товарами, продаваемыми среди грязи и сырости.

Поэтому завершить долгий рассказ о судьбе Верхних торговых рядов хочется словами,которыми в наши дни часто оценивалисьмногие новостройки в московском центре– замысел неплох, но Москва бы только выиграла, если бы он был осуществлен в другом месте.

То место, которое сейчас занимает ГУМ, Ветошный проезд и противоположный ряд домов по нему - издавна было бойким торговым центром города.
По предложению московского генерал-губернатора в 1869 году Думой был поднят вопрос о сносе старых Верхних торговых рядов и строительстве новых. В 1880 году городская Дума, заручившись поддержкой генерал-губернатора, обязала владельцев лавок составить акционерное общество «Верхние торговые ряды». В 1886 году на общем собрании владельцев лавок Верхних торговых рядов по инициативе городской головы Н. А. Алексеева был создан комитет, которому поручили подготовить устав и предложения по перестройке рядов. Устав акционерного общества утвердил сам царь, и началось разбирательство в деталях прав на землю. 30 августа 1888 года, после того, как две трети лавочников подали заявление о своем вступлении в Общество, состоялось его официальное открытие. Акционеры избрали совет и правление. Акционерный капитал Общества составил 9 408 400 рублей. На эту сумму были выпущены именные акции номиналом 100 рублей.
Правление Общества 15 ноября 1888 года объявило всероссийский конкурс на лучший проект здания Верхних торговых рядов. Этот день стал значимым событием в Москве - лавки стали ломать, а 21 февраля 1889 года комиссия приступила к рассмотрению конкурсных работ. В залах Исторического музея было представлено двадцать три проекта. Первой премии удостоился А. Померанцев, основные достоинства его предложения - рациональность и экономичность - наиболее полно соответствовали условиям конкурса, отвечая художественным и градостроительным требованиям. По замыслу А. Померанцева, здание главного участка Верхних торговых рядов представляло собой пересечение трех горизонтальных и вертикальных пассажей, соединявших улицы Никольскую и Ильинку. Верхние ряды состояли из двух зданий. Главное здание сейчас знает каждый москвич, это нынешний ГУМ. За ним, в беспорядочном Ветошном ряду образовали Ветошный проезд, а в бывших Теплых рядах - другое строение, поменьше, то, что стоит и сейчас и выходит торцом на Ильинку. В проекте прослеживалась преемственная связь с планировкой существовавших некогда торговых рядов. В едином стиле с Верхними торговыми рядами по проекту Р. Клейна были возведены Средние торговые ряды.
Летом 1889 года началась подготовка к строительству, а 21 мая 1890 года состоялась закладка здания. На официальной церемонии присутствовали представители высшей московской администрации и городского самоуправления. В 1890–1891 годах были возведены фундамент и стены Верхних торговых рядов, а в 1893 году завершены его облицовка и внутренняя отделка. Огромные Верхние торговые ряды с двумя зданиями и целой подземной улицей, центральным отоплением и собственной электростанцией построили за два с половиной года.
Торжественное открытие Верхних торговых рядов состоялось 2 декабря 1893 года. По случаю знаменательного события был отслужен молебен. После этого генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Федоровна и другие почетные гости осмотрели ряды, выразив удовольствие по сооружению сего грациозного и изящного здания в столице. Летом 1894 года не было более популярного уголка для прогулок, чем Верхние торговые ряды. Приходили целыми семьями, осматривали линии под стеклянными крышами.
Вся торговая площадь была поделена между торговцами, но уже не на лавки, а на салоны. Они поражали прекрасной мебелью, обилием зеркал и богатой отделкой. В 322 отделах магазина, расположенных на трех этажах, в продаже имелись практически все группы промышленных и продовольственных товаров. Подвальное помещение использовалось для оптовой торговли. Места в Верхних торговых рядах сдавались наиболее известным фирмам.
Громадные магазины розничной и оптовой торговли шелковыми и парчовыми тканями имела в Верхних торговых рядах фирма братьев Сапожниковых. В центральном ряду находился часовой магазин Торгового дома М. Калашникова, основанного в 1832 году. Широкий ассортимент кондитерских товаров - от мармелада и пастилы до глазированных фруктов предлагало Фабрично-торговое товарищество «А. Абрикосов и С-я». За высокое качество своих товаров фирма в 1882 году была удостоена права помещать государственный герб на упаковке. Свои магазины в Верхних торговых рядах имели «Товарищество Прохоровской Трехгорной мануфактуры», «Товарищество Эмиль Циндель», «Жирардовская мануфактура», чья продукция пользовалась широким спросом в России и за границей.
Для привлечения большего числа покупателей торговый пассаж предлагал дополнительные услуги. С этой целью были открыты отделение Международного Московского Банка, граверная и ювелирная мастерские, парикмахерская, зубоврачебный кабинет, почтовое отделение. В 1895 году был открыт ресторан.
В Верхних торговых рядах впервые стали использовать ценники. Ведь в маленьких магазинах продавец сам объявлял покупателю цену. И чаще всего «с запросом». Иными словами, тут уже нельзя было поторговаться, что долгие века было у нас одной из любимых народных забав. В Верхних торговых рядах главенствовало правило всех универмагов мира - «Покупатель всегда прав». И именно здесь появилась первая отечественная книга жалоб и предложений.
Ряды стали прообразом современных европейских торговых центров, в которых не только торгуют, но и устраивают выставки, концерты. В мае 1891 года Г. Брокар - владелец богатой коллекции картин, редких книг и антиквариата - экспонировал их в специально арендованных залах Верхних торговых рядов. А с 1895 г. в рядах стали проводиться и музыкальные вечера.
В Верхние торговые ряды приходили не только за покупками. Здесь прогуливались, проводили время, разглядывая товары, отдыхали, развлекались. Можно было посидеть в ресторане, в кафе, написать и отправить письмо или телеграмму, переговорить по телефону, решить финансовые вопросы в банковском отделении, купить билеты в любой московский театр. К услугам покупателей были переводчики, носильщики, камера хранения, справочное бюро, гардероб. Для посетителей устраивали концерты, на которые приглашали знаменитых артистов.

Торговля на территории современного ГУМа ведется с XV в. Историческое название комплекса - Верхние торговые ряды. Изначально Никольская, Ильинка и Варварка делили всю торговлю напротив Кремля на Верхние, Средние и Нижние ряды. Каждый блок внутри делился на ряды, по характеру товаров: Колокольный, Кафтанный и пр. В XV–XVI вв. торговля шла в деревянных лавках, при Борисе Годунове в 1596–1598 гг. появились и каменные постройки, но, несмотря на частые пожары, замена дерева камнем шла очень медленно. В 1780-х гг. передняя часть Верхних рядов со стороны Красной площади получила второй этаж и арочный фасад с десятиколонным портиком. Проект полной перестройки комплекса был разработан , но до конца так и не реализован.

Пожаром 1812 г. ряды были полностью выжжены, но уже к 1815 г. по проекту построен новый комплекс, вновь классицистический: с портиком и куполом. Боковые части в форме буквы «Г», выходившие на Никольскую и Варварку, получили народное прозвание «глаголи». Здание украсили барельефы в виде женских фигур, несущих лавровые венки, а на главном портике со стороны площади разместился герб Москвы. Всего было 32 каменных корпуса. Но и этот комплекс обветшал: переходы, заваленные товаром, превратились в узкие трущобы, помещения плохо освещались и - во избежание пожаров - не отапливались. В 1887 г. комплекс был закрыт, прямо на Красной площади были поставлены временные лавки из 14 железных корпусов. Специально созданное «Акционерное общество Верхних торговых рядов на Красной площади в Москве» провело конкурс, в котором победил проект . Работы велись в 1890–1893 гг. 2 декабря 1893 г. комплекс был торжественно открыт.

Хотя зодчий отошел от классицистического стиля в пользу псевдорусского, структура комплекса осталась прежней: линии, проходы и широкие окна витрин. Вытянутые «теремковые» крыши и шатры со шпилями над главным входом гармонируют с башнями Кремля. Благодаря инженерам и А.Ф. Лолейту пассажи («ряды») получили крыши с остеклением. В здании была своя электростанция, освещавшая и ряды, и Красную площадь, водопровод и артезианская скважина. Всего здесь было 1200 магазинов и три зала собраний. В 1897 г. в одном из них был создан кинотеатр.

После революции тут расположились квартиры известных деятелей правительства (напр., наркома продовольствия Цюрупы) и ряд контор. В 1930-х гг. существовали проекты сноса здания и строительства многоэтажного здания Наркомата тяжелой промышленности, но затем от них отказались. Торговля вернулась в 1952–1953 гг.: ряды были отреставрированы и получили новое название - Государственный универсальный магазин (ГУМ). Ныне ГУМ не имеет государственного статуса, но устоявшееся название было сохранено. Он стал неотъемлемым символом Красной площади. Судьба Верхних рядов осталась связанной с торговлей Средние же ряды, перешедшие в ведение военных, сейчас ожидают решения о своей участи, а Нижние ряды и вовсе были утрачены.