Формы глаголов в русском языке 4. Что такое глаголы в русском языке

Является вид.

Вообще, наличие категории вида характерно для славянских языков. Видовые обозначают логическую связь действия со временем его совершения. Иными словами, значение вида глагола - законченность или незавершённость.

В русском языке глаголы могут быть совершенного и несовершенного указывает на действие, которое либо уже произошло, либо будет завершено:

Дмитрий (что сделал?) выяснил, что в этом микрорайоне скоро (что сделают?) построят дом.

Несовершенный вид отличается тем, что обозначает сам процесс действия, а не факт его завершённости:

Они (что делали?) бежали навстречу друг к другу. Дети (что делают?) ведут себя непосредственно.

Глаголы этого вида часто употребляются в речи для обозначения повторяющихся событий:

Евгения ежедневно (что делает?) читает книги на английском языке.

Петр каждое утро (что делает?) ходит на работу пешком.

Видовые формы глаголов в русском языке различаются Непроизводные глаголы, в которых нет приставки, как правило, относятся к несовершенному виду, а производные от них слова - к совершенному. Причём переход из одного вида в другой в большинстве случаев сопровождается сменой лексического значения.

Резать - что делать? - несов. в. Нарезать - что сделать? - сов. в.;

Менять - что делать? - несов. в. Подменить - что сделать? - сов. в.

Но не всегда вид глагола можно определить по наличию или отсутствию словообразующих морфем (приставок и суффиксов). Например, некоторые глаголы, образованные приставочным способом, сохраняют несовершенный вид:

(что делать?) ходить - уходить - приходить - переходить.

Глаголы составляют видовую пару в том случае, если у них одно лексическое значение:

  • иллюстрировать - проиллюстрировать;
  • объединять - объединить;
  • сооружать - соорудить.

В большинстве случаев это однокоренные формы.

Глаголов, у которых разные корни в одной видовой паре, в русском языке крайне мало:

  • говорить - сказать;
  • брать - взять.

Ещё реже встречаются видовые формы глаголов, составляющих пару, отличающиеся только ударением:

  • отрезАть - отрЕзать.

Многие глаголы вообще не имеют пары, их принято называть одновидовыми:

  • раскричаться (сов. в.);
  • поспать (сов. в.);
  • присутствовать (несов. в.).

Если к слову подходят оба вопроса: «что делать?» и «что сделать?», значит перед нами двувидовой глагол. Такие формы глаголов передают смысловые оттенки, характерные для своего вида, именно в контексте предложения:

Человек (что делает?) использует далеко не все возможности своего мозга.

Для проверки знаний учитель завтра (что сделает?) использует тесты.

Как мы видим, из таких омонимов получаются видовременные формы глаголов: их отличия заключаются не только в видовой принадлежности, но и в отношении ко времени события.

Оба вида глаголов имеют ряд грамматических различий. Например, в совершенном виде отсутствует форма настоящего времени, а в несовершенном - форма будущего времени состоит из двух слов.

Итак, знание семантических и грамматических различий видовых форм необходимо для точности и выразительности речи, так как неправильное употребление глаголов может привести не только к искажению смысла, но и к

Когда речь заходит о форме глагола, мы говорим: “Глагол строите в форме 2 лица множественного числа будущего времени”. Исходя из этого, можно сказать, что форма глагола – это лицо + число + время. Строя свой ответ по этой формуле, вы никогда ничего не упустите. А теперь перейдем к определению всех трех слагаемых.

Лицо и число, чтобы определить форму глагола

Лицо – тот, кто совершает действие. Чтобы определить его, задаем к глаголу вопрос кто? или что? Если ответ:

  • я/мы – то это глагол 1 лица, он относится непосредственно к говорящему или группе лиц, в которой он состоит. Например: я варю, мы строим;
  • ты/вы – то это глагол 2 лица, он относится к тому/тем, с кем мы говорим. Например: ты лежишь, вы идёте,
  • он/она/оно/они – то это глагол 3 лица, он относится к кому-то другому (не к говорящему и не к собеседнику). Например: он бегает, она пьет, они дружат.

Время, чтобы определить форму глагола

Определить время очень просто: это делается почти интуитивно:

  • в глаголах настоящего времени действие происходит сейчас, сию минуту. Даже если время не указано в предложении, его можно понять самостоятельно. Например: леплю (когда?) сейчас, строят (когда?) сегодня,
  • в глаголах прошедшего времени действие происходит в прошлом: вчера, неделю назад и т.д. Например: рисовал (когда?) вчера,
  • в глаголах будущего времени действие только будет происходить через час, завтра и т.д. Например: выучу (когда?) завтра.


Неопределенная форма глагола

Глаголы в неопределенной форме не имеют рода, лица и числа, но у них есть вид. Такие глаголы оканчиваются на -ть, -ти или -чь. Их вид определяется с помощью вопроса:

  • что делать? , то он несовершенного вида. Например: (что делать?) читать;
  • если к глаголу задается вопрос что сделать? , то он совершенного вида. Например: (что сделать?) прочитать.

Вид имеют и другие глаголы, но это не указывается при определении их формы. Стоит отметить, что глаголы совершенного вида не имеют настоящего времени, т.к. подразумевается, что действие либо завершено в прошлом, либо завершится в будущем.


Определить форму глагола просто, так как все делается почти интуитивно, главное – запомнить алгоритм: лицо+ число + время.

Наклонение глагола

а) Форма повелительного наклонения (императива) часто используется в этик. формулах в значении, ничего не повел. адресату: Здравствуйте!.. Прощайте!.. Извините!.. - и в значении почти стертого побуждения: Позвольте поблагодарить вас!.. И те и другие этик. формулы, ни к чему не побуждая, образуют структуру, обозн. реал. реч. действие в момент речи. Формы же повел. наклонения в прямом значении побуждают к действию в ситуации просьбы, совета, предложения, приглашения: Сделайте это, пожалуйста!..

б) Форма сослагательного наклонения в стереот. формулах реч. этикета интересна тем, что не переводит действие в нереальное. Глагол с частицей "бы" повышает степень вежливости, снимая изл. категоричность (ср. отказ: Я бы с удовольствием, но…), используется в просьбах, выраж. в форме вопроса (Не могли бы вы передать талончик?).

Перформативные глаголы (действие-речь) обозначают действия, кот. можно совершить только с помощью речи. В этих случаях необходимо произнести: Обещаю!.. Приветствую!.. Советую вам… и т. п.

Вид глагола служит показателем совершенности/ несовершенности действия. Несов. вид глагола указывает на то, что действие находится в развитии (отвечает на вопрос "Что делать?"), а совершенный - что действие свершилось (отвечает на вопрос "Что сделать?"). Выбор вида глагола определяет степень категоричности, вежливости, экспрессивности побуд. высказывания. Ср.: Садитесь, пожалуйста! – несов. вид. Сядьте! – сов. вид.

Особенности употребления некоторых глаголов. Например, глаголам сов. вида типа заготовить, накопить, подбодрить могут соответствовать глаголы несов. вида: заготовлять - заготавливать, накоплять - накапливать, ознакомлять - ознакамливать, подбодрять - подбадривать. Суффиксы - ыва- ива- стилистически нейтральны и более употребительны в книжно - письм. стилях. Формы, в которых эти суффиксы отсутствуют, нередко воспринимаются как разговорные: накоплять, подбодрять, присвоять и др.

При образовании глаголов несов. вида с суффиксами - ыва- ива- часто образуются парал. формы с черед. корн. гласными - о-, - а-: обусло вливать - обусла вливать, сосредото чивать - сосредота чивать и т. п. При наличии под. вариантов надо учитывать, что формы с -а-более свойственны разгов. стилю.

Не допускается образование глаголов несов. вида с суффиксами - ыва- ива- от двувидовых глаголов типа адресовать, использовать (формы адресовывать, использовывать - просторечные). Не следует употреблять также форму "организовывать", хотя она и присутствует в толк. словарях русского литер. языка (в совр. употреблении глагол "организовать" имеет значение как сов., так и несов. вида).

Выбор залога связан с выделением субъекта/объекта действия. Действительный залог имеет значение "здесь - сейчас - автор - адресат" (Благодарю вас!..). Страдательный залог употребляется в том случае, когда акцент делается на факте свершения действия, а не на указании субъекта: Работа не выполнена до настоящего времени!

40. Частицы и вежливость

Термин "частица" (от лат. particula) употребляется в шир. смысле (все служ. слова) и в узком смысле: служ. слова, кот. служат в речи для выражения отношения всего или части высказывания к действительности, а также говорящего к сообщаемому. Рассмотрим употребление некот. частиц с позиции категории вежливости.

Мод. частица -ка употребляется для устранения категоричности, смягчения выраж. глагол. формами приказания, побуждения к действию: сходим-ка вместе; помолчи-ка пока! К.С. Аксаков указывал на три значения частицы -ка:

Предостережение или предупреждение о последствиях: подумай-ка сам!;

Друж. обращение, имеющее какую-то цель: давай-ка посидим здесь!;

Друж. увещание: побереги-ка себя!

Но следует помнить, что, употребляя частицу - ка, необходимо учитывать социальный статус участников реч. акта:

1) говорящий не должен занимать более низкую соц. позицию, чем его собеседник (в прот. случае употребление частицы - ка в импер. конструкции исключается);

2) говорящий должен быть хорошо знаком со своим собеседником (в прот. случае обращение, содержащее частицу - ка, также может быть расценено как грубость).

Модал. частица - с (устар.) вносила в речь оттенок почтительности, подобострастия: Извольте-с. В совр. речи эта частица употребляется в ирон. значении: Ну-с, что у нас там случилось?

Модал. частицы не… ли, не… бы вносят в вопрос оттенок смягченности, некатегоричности. Обычно частица не… ли сопровождает просьбу-вопрос, кас. возможностей адресата: не будете ли вы так добры…; не могли бы вы… Наиболее вежл. формулы просьбы нередко содержат частицу не: Вас не затруднит?.. Если вам не трудно… и т. д.

Модал. частица вот многозначна и может подчеркивать как полож., так и отрицат. оценку: Вот девушка!.. Вот они, работнички!..

Неспроста же «глаголом» наши предки называли в принципе речь, так же это слово интерпретируется в словаре В. Даля. Примеры глаголов, их использование, изменение разберем в данной статье.

Глагол как часть речи

Часть речи, обозначающая действие и отвечающая на вопросы "что делать?", "что сделать?", - это и есть глагол. Относящийся к самостоятельным частям речи, он определяется общим грамматическим значением.

Для глагола это действие. Однако эта часть речи отличается оттенками смысла.

  1. Какой-либо физический труд: резать, рубить, вязать.
  2. Интеллектуальная либо речевая работа: наблюдать, говорить, думать.
  3. Перемещение предмета в пространстве: лететь, бежать, сидеть.
  4. Состояние субъекта: ненавидеть, болеть, спать.
  5. Состояние природы: похолодало, приморозило, вечереет.

Морфологические и синтаксические признаки

Что касается морфологических признаков - это всевозможные Примеры подробно разберем позже, а пока просто перечислим их. Наклонение, лицо, время, число, возвратность, род, вид и спряжение.

Что касается то чаще всего глагол используется в качестве сказуемого, он же вместе с подлежащим образует предикативную или грамматическую основу. Глагол в предложении может распространяться. Эту функцию выполняет существительное либо наречие.

Инфинитив

У каждого глагола имеется начальная форма, она и называется инфинитивом. Вопросы задаем следующие: "что делать?", "что сделать?". Примеры неопределенных глаголов: учить, рисовать (что делать?), выучить, нарисовать (что сделать?).

Глагола является неизменяемой, по ней не определяются время, лицо и число - сугубо действие. Сравним два примера: "Я работаю по специальности" - "Работать человеку необходимо для жизни". В первом примере глагол указывает, что действие происходит в настоящем времени, причем выполняет его сам говорящий (личное местоимение "я" указывает на 1 лицо, ед. ч.). Во втором обозначено действие в принципе, без указания числа и лица.

Между учеными-лингвистами до сих пор ведутся споры о том, что же такое -ть(-ти) у инфинитива: суффикс или окончание. Согласимся в данной статье с теми, кто позиционирует его как флексию. Если же глагол оканчивается на -чь (течь, печь, жечь), то это однозначно часть корня. Следует учитывать, что при изменении слова может происходить чередование: печь-пеку; течь-течет; жечь- жгу.

Инфинитив может выступать как в роли сказуемого, так и в роли подлежащего: "Читать - много знать". Здесь первый глагол "читать" - подлежащее, второй, "знать" - сказуемое. Кстати, подобные случаи требуют постановки особого знака препинания - тире.

Виды глагола

Вид глагола определяется вопросом, на который он отвечает. В русском языке существуют несовершенный (что делать? что делает? что делал?) и совершенный (что сделать? что сделает? что сделал?) виды глаголов. Примеры: говорить, говорит, говорил - несовершенный; сказать, скажет, сказал - совершенный.

Виды глагола различаются смысловым значением. Так, несовершенный обозначает некоторую продолжительность действия, его повторяемость. Например: писать - пишу. Действие имеет длительность, протяженность. Сравним со значением глагола совершенного вида: написать - напишу - написал. Здесь указывается, что действие завершено, у него есть какой-либо результат. Эти же глаголы определяют однократность действия (выстрелить).

Форма наклонения

Изменяются глаголы и по наклонениям. Их всего три: условное (сослагательное), изъявительное и повелительное.

Если говорить об изъявительном наклонении, то оно позволяет предикату иметь форму времени, лица и числа. Примеры глаголов этого наклонения: "Мы изготавливаем эту поделку" (настоящее время) - "Мы изготовим эту поделку" (будущее время) - "Мы изготавливали эту поделку" Или по лицам: "Я изготовил эту поделку" (1 лицо) - "Ты изготовил эту поделку" (2 лицо) - "Аня изготовила эту поделку" (3 лицо).

На выполнение действия при определенных условиях указывают глаголы сослагательного наклонения. Образуется эта форма путем прибавления к прошедшему времени частицы "бы" ("б"), которая всегда пишется раздельно. Такие предикаты изменяются по лицам и числам. Категория времени не определяется. Примеры глаголов: "Мы решили бы эту задачу с помощью преподавателя" (мн. ч., 1 лицо) - "Я изготовила бы эту поделку с помощью преподавателя" (ед. ч., 1 лицо) - "Аня изготовила бы эту поделку с помощью преподавателя" (ед. ч., 3 лицо) - "Ребята изготовили бы эту поделку с помощью преподавателя" (мн. ч., 3 лицо).

Говорящий побуждает к какому-либо действию с помощью глагола Чтобы запретить действие, также используются повелительные глаголы. Примеры: "Не кричите на меня!" (запрет) - "Мойте руки перед едой!" (побуждение) - "Пожалуйста, напиши письмо" (просьба). Разберем подробнее последний пример. Чтобы придать своему прошению вежливый тон, к глаголу повелительного наклонения стоит добавить слово «пожалуйста» («будьте добры», «будьте любезны»).

Следует помнить, что повелительные глаголы оканчиваются на причем он сохраняется и у тех, которые оканчиваются на -ся и -те. В этом правиле есть исключение - глагол "лечь" (лягте - приляг - прилягте).

Прошедшее время подразумевает, что к моменту говорения действие уже завершилось. Например: "Я покупала это платье в прошлом году". Обычно подобные глаголы образуются с помощью суффикса -л-, добавленного к основе инфинитива: покупать - покупал. Эти предикаты изменяются по числам, а в ед. числе - и по родам. Форма лица не определяется.

Форма настоящего времени характерна исключительно для несовершенного вида. Чтобы ее образовать, необходимо добавить глаголов. Примеры: мою - моешь - моет - моем - моете.

Форму будущего времени способны иметь глаголы обоих видов, совершенного и несовершенного. Она бывает двух типов: простая и сложная. Первая характерна для глаголов совершенного вида: построю, приклею, напилят и т.д. Будущее сложное образуют глаголы несовершенного вида. Сравним: буду строить, буду клеить, буду пилить. Таким образом, форма эта образуется с помощью глагола "быть", поставленного в будущее простое, и инфинитива.

В настоящем и будущем временах глаголы имеют лицо и число. О них и поговорим ниже.

Лицо и число

Если глагол стоит в первом лице, он показывает, что действие производит сам говорящий. Например: "Я закаляюсь каждый день, обливаясь студеной водой и обтираясь снегом".

О том, что действие исполняет собеседник говорящего, нам расскажет второе лицо глагола. К примеру: "Ты прекрасно знаешь, сколько будет дважды два". Глаголы в этой же форме могут иметь обобщенный смысл, обозначать действия, характерные для любого человека. Чаще всего это можно встретить в пословицах: "На чужой роток не накинешь платок". Отличить такие предложения просто: в них, как правило, отсутствует подлежащее.

Глаголы в третьем лице выражают действие, которое производит или производил предмет говорения. "Лермонтов был одинок всю жизнь." - "Ураган был такой сильный, что столетние деревья гнулись, как прутики".

Для каждого лица в единственном или характерно определенное окончание глаголов. Примеры: "Я лечу" - "Мы летим" - "Ты летишь" - "Вы летите" - "Она (он, оно) летит" - "Они летят".

Спряжение и личные окончания глагола

Спряжение глагола - форма, подразумевающая его изменение по лицам и числам. Оно характерно не для всех предикатов, а только для тех, которые стоят в изъявительном наклонении, настоящем или будущем времени.

Всего существует два спряжения. Представим их в таблице.

I спряжение

Все глаголы, кроме тех, что на -ить, плюс 2 исключения: брить, стелить

II спряжение (окончания)

Глаголы на -ить, кроме брить, стелить (они относятся к I спряжению), а также гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть

Примеры глаголов

Несем (I); говорим (II)

Несешь, несете (I); говоришь, говорите (II)

Несет, несут (I); говорит, говорят (II)

Безличные глаголы

Личные глаголы, примеры которых мы разобрали выше, - не единственные в русском языке. Им противостоят те, которые обозначают действие без действующего лица. Они так и называются - безличные.

При них никогда нет подлежащего, в предложении они выполняют роль сказуемого. Подобные глаголы не имеют категории числа. То есть у них определяется сугубо время, настоящее и будущее. Например: "Холодает" (наст. время) - "Ночью подморозит еще больше" (будущее), "Холодало. Ночью морозило еще больше" (прошедшее).

ФОРМЫ ГЛАГОЛА И СПОСОБЫ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ

Глагол имеет разветвленную систему форм. По функциям, характеру изменения формы глагола подразделяют на спрягаемые, неспрягаемые и склоняемые.

Формы глагола по характеру изменения

Грамматические значения проявляются в различных глагольных формах по-разному. Все глагольные формы имеют значения вида, залога, переходности, возвратности. Инфинитив и деепричастие, являясь неизменяемыми формами глагола, имеют только признаки вида, залога, переходности, возвратности. Личные формы глагола спрягаются, т.е. изменяются по наклонениям, временам, лицам, числам, а в прошедшем времени по родам. Полные причастия изменяются по родам, числам и падежам, т.е. склоняются (по адъективному типу склонения, как прилагательные), а также имеют две формы залога (действительного и страдательного) и изменяются по временам (имеют формы настоящего и прошедшего времени). Краткую форму имеют только страдательные причастия. Краткие формы изменяются только по числам и родам.

Две основы глагола

Для образования глагольных форм используются две основы: основа настоящего или будущего простого времени (для глаголов совершенного вида) и основа прошедшего времени (или инфинитива). Основы настоящего и прошедшего времени могут различаться: бер -ут – бра -ть или совпадать: вез -ут – вез -ти.

Основа настоящего (будущего простого) времени выделяется путем отсечения окончания у глаголов 3-го лица множественного числа: чита j- ут, напиш -ут.

Основа прошедшего времени выделяется путем отсечения от глагола в форме прошедшего времени суффикса -л- (у инфинитива соответственно суффикса -ть или -ти): чита-ть, чита-л, написа-ть, написа-л.

От основы настоящего времени образуются следующие формы глагола:

1) формы настоящего времени: чита j -у ; 2) формы повелительного наклонения: чита j ; 3) причастия настоящего времени: чита j -ущ-ий ; 4) деепричастия несовершенного вида: чита j -а .

От основы прошедшего времени образуются:

1) формы прошедшего времени: услыша- л(а); 2) формы сослагательного наклонения услыша- л(а) бы; 3) причастия прошедшего времени услыша -вш-ий; 4) деепричастия совершенного вида: услыша -в.

Совокупность всех форм глагола одного вида образует парадигму глагола.

Формоизменение глагола называется спряжением . В лингвистике термин спряжение имеет два значения. В широком понимании спряжение – это изменение глагола по лицам, числам, временам, наклонениям (а также по родам в прошедшем времени и в сослагательном наклонении). В узком понимании – это изменение глагола по лицам и числам.

Спряжение

Спряжение - это изменение глагола по лицам и числам. В зависимости от системы окончаний различают два основных типа спряжения: первое и второе. Имеются также разноспрягаемые глаголы и глаголы особых форм спряжения. Окончания настоящего/ простого будущего времени называются личными окончаниями глагола, так как передают в том числе и значение лица.

Если личные окончания глагола ударные, то спряжение определяется по окончаниям. Глаголы I спряжения – это глаголы с окончаниями: -у (-ю), -ем, -ешь, -ете, -ут (-ют). Глаголы II спряжения – это глаголы с окончаниями: -у (-ю), -им, -ишь, -ите, -ат (-ят). Так, глаголы спать, лететь относятся ко II спряжению (спишь , спят ; летишь , летят ), а глаголы ошибиться, пить - к I спряжению (ошибешь ся, ошибут ся, пьешь , пьют ). К тому же спряжению относятся производные от них приставочные глаголы с безударными окончаниями (прилетишь (II спр.), выпьешь (I спр.)).

Если окончание безударное, тип спряжения определяется по инфинитиву. Ко второму спряжению относятся все глаголы на -ить (кроме брить, стелить, почить ), а также 4 глагола на -ать (гнать, держать, слышать, дышать ) и 7 глаголов на -еть (смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, терпет ь); остальные глаголы относятся к первому спряжению.

Разноспрягаемые глаголы имеют окончания обоих типов спряжения. К разноспрягаемым относятся глаголы: хотеть, бежать, чтить, брезжить и их приставочные образования: захочу , захоч-ешь , захоч-ет; захот-им, захот-ите , захот-ят .

Единственное число

Множественное число

Хочу, бегу

Хотим , бежим

Хочешь , бежишь

Хотите , бегите

Хочет , бежит

Хотят , бегут

Глагол брезжить имеет неполную парадигму с формами: брезжит и брезжут .

Глаголы особого (архаического) типа спряжения: есть, надоесть, дать, создать и образованные от них приставочным или постфиксальным способом производные слова имеют особую систему окончаний.

У большинства глаголов представлены все возможные формы лица и числа, но есть также глаголы, у которых отсутствуют вовсе или обычно не употребляются те или иные формы. Это глаголы с недостаточной парадигмой (например, нет первого лица у глаголов пылесосить, победить и др.)

Парадигма глагола

Парадигма – совокупность всех форм глагола. Вопрос об объеме полной глагольной парадигмы остается нерешенным. Некоторые лингвисты не включают в нее формы причастий и деепричастий, а также глаголы, различающиеся по виду. Полная парадигма – совокупность форм деепричастия, всех личных (спрягаемых) форм и всех форм причастия. Все компоненты парадигмы должны быть одного вида. Исходное слово парадигмы – инфинитив – в парадигму не входит. Полная парадигма глагола включает в себя несколько частных парадигм, в которых глагольные формы объединены общим способом формоизменения (неизменяемые, спрягаемые, склоняемые). Частная парадигма – личные формы глагола или формы причастия.

По составу компонентов частные парадигмы могут быть достаточными ( полными), недостаточными (неполными) и избыточными . Недостаточную парадигму имеют глаголы, которые не образуют все возможные спрягаемые формы (см. раздел «Категория лица») или не образуют формы причастий и деепричастий. Например, у глаголов победить, очутиться, чудить отсутствуют формы 1-го лица ед. числа; у глаголов столпиться, сгруппироваться, разбрестись не употребляются формы ед. числа; у глаголов жеребиться, кристаллизоваться – формы 1-го и 2-го лица. Недостаточную парадигму имеют также глаголы лихорадить, ветвиться, недоставать, означать, очутиться, подобать, победить, пылесосить, разойтись, таять, холодать, чудить. Избыточную парадигму имеют глаголы, у которых есть параллельные личные формы (обычно эти формы частично различаются по значению или по стилистической окраске): брызжет – брызгает, движется – двигается, мечет – метает, мучусь – мучаюсь, мерят – меряет, выздоровею – выздоровлю, колышет – колыхает, полощет – полоскает, махает – машет, хлещет – хлестает, щиплю – щипаю.