Древнерусские имена: славянское наследие. Старые русские имена

Не все русские имена имеют славянское происхождение. Большинство современных русских имен – это имена из православных святцев, иностранные или обрусевшие имена. Но красивые женские славянские имена сейчас не редкость.

Традиции имянаречения у восточных славян

Переломным моментом в традиции имянаречения у славян было принятие христианства. Некоторое время славянские и христианские имена сосуществовали, причем в именовании одного человека: славянское имя для обыденной жизни, а крестильное, христианское – для церкви. Христианские имена, используемые на Руси, пришли из Византии и поэтому имеют древнегреческие корни, но некоторые из них – древнееврейского и древнеримского происхождения. Начиная с XIV века славянские имена стали вытесняться христианскими, и долгое время воспринимались как языческие и стали запретными. Исключением были славянские имена святых, включенных в святцы. Месяцеслов или святцы – это церковный календарь с кратким указанием церковных праздников и дней памяти святых. Каждое занесенное в святцы имя должно принадлежать канонизированному церковью святому. Месяцеслов составлялся в порядке месяцев и дней года. Православные имена девочкам давали в соответствии с месяцем рождения.

В XIX веке некоторые славянские имена, особенно княжеского происхождения – Владимир, Святослав, Всеволод, получили распространение среди русской интеллигенции. Мода на славянские имена, в том числе и женские, вернулась в Россию с приходом нового тысячелетия и увлечением неоязычеством. Причем широкое распространение получают не только восточнославянские и старославянские имена, но и общеславянские имена, принятые у других славянских народов – болгар, поляков, чехов, сербов.

Обряд имянаречения у славян

Интерес к славянской культуре, ее традициям и обрядам, возродил некоторые культовые практики, в том числе обряд имянаречения, распространенный когда-то у древних славян. Последователи славянского язычества стремятся вернуть утраченные смыслы процесса именования, его магическое значение.

Древнеславянские имена всегда имели сакральный смысл и никогда не были случайными. Древние славяне знали, что имена отражают глубинные смыслы бытия, устройство мироздания, определяют судьбу человека, его предназначение.

В соответствии с представлением о магическом значении имен у человека должно быть два имени – «тайное имя» и «имя для всех». Имя для всех – это скорее прозвище, подчеркивающее свойства характера, внешнего облика, а также недостатки, реальные или, чаще всего, мнимые. Это ложное имя, и давалось оно для защиты от злых сил. Ложное имя часто неблагозвучно, а его значение должно отпугнуть недобрых людей и нечистую силу. Имена Некрас, Немил, Крив, Злоба вряд ли привлекут к себе завистников, но защитят его носителей.

Ревнители славянских традиций считают, что подлинное имя ребенок должен получать не сразу после рождения, а в возрасте девяти-двенадцати лет, когда он осознает свое предназначение. Обряд имянаречения должен производить волхв (жрец). Это своеобразная инициация, после которой ребенок обретает истинное, скрытое от всех (кроме него и жреца) имя и общее имя, становившееся его публичным личным именем. Подлинное имя определяет судьбу человека, гармонизирует его с миром, сохраняет и оберегает внутренний лад.

Группы славянских имен

Старые славянские имена делят на следующие группы:

  • имена, связанные со времен рождения ребенка (Зима, Мороз);
  • имена, подчеркивающие особенности физического облика (Черныш, Малюта, Головач, Толстой);
  • числовые имена (Перва, Вторак, Третьяк);
  • имена, связанные с отличительными чертами характера или темперамента (Храбр, Стоян, Смеяна);
  • имена из животного или растительного мира (Заяц, Орел, Орех, Волк, Щука);
  • имена богов и богинь (Ярила, Лада, Велес);
  • имена, отражающие желанность или нежеланность ребенка (Неждан, Нечай).

Под влиянием христианизации эти имена-прозвища были вытеснены из употребления, став основой для формирования фамилий.

Особняком среди старых славянских имен стоят княжеские имена. Почти все они двухосновные – Владимир, Ярослав, Мстислав, Святополк и другие. В основе значения таких имен лежат слова, символизирующие власть и славу. Использование княжеских имен простым смертным запрещалось. К XV веку представители правящей династии Рюриковичей в качестве главного имени носят уже христианские имена. На смену Владимирам и Святославам приходят Иваны, Василии, Александры.

Женские княжеские имена также двухосновные – Ярослава, Вышеслава, Добронега, Переяслава. В основном эти имена были производными от мужских. К сожалению, до нас дошло немного женских славянских имен. Причиной этому является незначительная роль женщин в средневековой Руси и, возможно, более раннее, нежели у мужчин, распространение христианских имен.

Значение славянских женских имен

Звучание славянских женских имен красиво и мелодично, а значение – понятно и близко любому славянину. С каждым днем растет их популярность, а список выбираемых для девочек славянских женских имен становится все шире:

  • Арина – по одной из версий Арина является формой славянского имени Ярина, образованного от имени бога Ярила;
  • Бажена – желанная, чтимая, милая, любимая;
  • Берислава – берущая славу;
  • Благослава – благословляющая доброту;
  • Богдана – Богом данная;
  • Богумила – милая Богу;
  • Болеслава – более славная;
  • Божена – божья, благословенная;
  • Бранислава – оберегающая славу;
  • Братислава – братская слава;
  • Бронислава – славная защитница;
  • Вацлава – более славная;
  • Велимира – большой мир;
  • Веселина – веселая;
  • Владимира – владеющая миром;
  • Влада – краткая форма от Владиславы;
  • Владислава – владеющая славой;
  • Всеслава – вся слава;
  • Гордислава – гордая слава;
  • Горислава – гореть или горе + слава;
  • Горица – лесная;
  • Градислава – охраняющая мир;
  • Гремислава – гремящая слава;
  • Дарина – подаренная;
  • Добронега – добрая нега;
  • Добромила – добрая и милая;
  • Доброслава – добрая слава;
  • Драгомира – дорогая миру;
  • Ждана – долгожданная;
  • Звенислава – звенящая слава;
  • Злата – золотая;
  • Лада – милая, любимая;
  • Любава – любимая;
  • Любомила – любимая, милая;
  • Любомира – любящая мир;
  • Людмила – милая людям;
  • Малуша – маленькая;
  • Милана – милая;
  • Милица – миловидная;
  • Милослава – славная милостью;
  • Мирослава – славная миром;
  • Млада – молодая;
  • Мстислава – мстящая слава;
  • Неждана – нежданная;
  • Переслава – стремиться к славе;
  • Пребыслава – пребывать в славе;
  • Рада – радостная;
  • Радимира – заботящаяся о мире;
  • Радмила – заботливая, милая;
  • Радослава – радостная слава;
  • Ростислава – растущая слава;
  • Светозара – озаряющая светом;
  • Светослава – славящая свет;
  • Светлана – светлая;
  • Святослава – святая слава;
  • Снежана – снежная, холодная;
  • Станислава – утверждающая славу;
  • Тихомира – тихая, мирная;
  • Чеслава – честная слава;
  • Ярина – возможно от бога Ярила;
  • Ярослава – ярая, сильная слава.

Известные русские женские имена – Вера, Надежда, Любовь – не являются славянскими по происхождению, а представляют собой кальку с древнегреческих слов в значении Веры (Пистис), Надежды (Элпис) и Любви (Агапе).

Интересно, но некоторые современные славянские имена, в том числе и женские, являются плодом литературных и культовых фантазий. Представители популярного ныне жанра «славянское фэнтази» и неоязычники-родноверы с удовольствием изобретают новые имена, чаще всего двухосновные.

Бава - медлительный

Багоня - багульник

Багро - значение неясно, возможно от «багровый»

Бажан - обожаемый, желанный: от «бажати» - желать

Бажен - то же

Байко - говорун

Бакан - багровая краска из червеца,

Бакота - шутник

Бакула - то же

Бакуня - краснобай

Балда - дубинка, колотушка. «Балдой» называют большой куз­нечный молот. Богатырь из русской сказки.

Балован - избалованный, возможно, также, что ох «балия» - врач

Баломир - по смыслу подходит «народный целитель»

Балосын - сын врача

Балуй - гриб

Балша - уменьшительное от имён с основой «Бало»

Баран - баран. Обычай называть людей «звериными» именами идёт из глубокой древности и распространен у всех индоевропей­ских племён. Например, Вольф (волк) у германцев; Агнесса (Овеч­ка) у римлян; Фока (Тюлень) у греков и т.д. Можно лишь предпо­лагать, что люди брали себе имя зверя - покровителя племени (рода). Баран впервые упоминается с 1249 г. в польских источни­ках.

Барвин - крашеный, цветной. Барвинок - растение могильница, гроб-трава.

Барма - бормотун. Имя русского зодчего XVI века, одного из строителей христианского храма Василия Блаженного в Москве.

Барним - (медлительный). «Барить» - задерживать, заставлять мешкать. Барним I - западно-поморский князь.

Басенок - сказочный: от «баснь» - сказка. Воевода Московский, возглавивший в 1456 г. рать на новгородцев.

Баско - красавчик

Баташ - от «батать» - качать ногами

Батура - упрямец (рязанский говор)

Батяшка - возможно, то же, что и Баташ

Бахарь - сказочник, врун

Баян - рассказчик, сказитель; от «баяти» - рассказывать.

Бдигост - высматривающий гостей

Бедислав - бедою славный. Имя одного из князей, подавлявших восстание холопов на Новгородчине в IX в.

Бежан - бегающий

Безгнев - безгневный

Бездруг - без друзей

Безман - значение неясно

Безмест - значение неясно

Безнос - безносый

Безобраз - безобразный

Безпрем - неизменный

Безрук - безрукий

Безсон - бессонный

Белеут - язь (рыба)

Велик - белый, беловолосый

Белимир - белый (свешенный) мир

Беловолод - «тот, чья власть свещенна». Белый - свещенный цвет. Беловолод Просович - гонец, рассказавший вел. князю Свя­тославу Всеволодовичу о поражении князя Игоря Святославовича от половцев в 1185 г.

Беловук - белый волк, сербское имя

Белоглав - с белой головой, седой

Белоглаз - значение не совсем ясно

Белогор - белая (свещенная) гора

Белогость - свещенный гость

Белогуб - имеющий белые (бесцветные) губы

Белозер - кречет (птица)

Белозор - белый взор, в отличие от «взора чёрного», т.е. сглаза

Белослав - белый (свещенный) и славный

Белота - белый

Белотур - белый тур

Белоус - имеющий белые ус

Белый волк - белые волки считаются воплощением духов.

Белый Полянин - сказочный витязь, обучавший Ивана-Царевича воинскому делу.

Белояр - «свещенная ярость»

Беляй - светлый, белый

Беляк - белый

Белян - белый

Бень - вилы: возможно, «острый», злой человек

Берест - берестяной

Берестень - берестяной

Беривой - значение неясно, невозможно определить значение ос­новы «бер»

Беридраг - значение неясно

Беримир - значение неясно

Берислав - значение неясно

Бермята - тяжёлый; от «беремя» - тяжесть

Берн - бревно, берно (брянский говор), уменьшительное Бернята

Берсень - крыжовник

Веско - возможно, от «бес» - злой дух

Бессон - бессонный

Бестуж - бесстыдный: от «стоуж» - стыд

Бивой - бьющий воинов. Бивой Бобр - чешский воин, одолевший голыми руками огромного вепря.

Билуг - сокращение от Белогость

Билюд - бьющий людей

Благиня - добряк

Благовест - добрая весть

Благодар - добрый (благой) дар

Благолюб - любящий добро (благо)

Благомил - тот, кому мило благо (добро)

Благомир - добрый (благой) к миру. Возможно, что Благомир и Богумир одно и то же лицо. Квасура передал Благомиру тайну при­готовления сурьи (сурыни).

Благород - благородный, т.е. рождённый на пользу людям. Главный редактор газеты «Советы Бабы Яги».

Благослав - славный добротою, славящий благо

Благота - благостный

Благохран - хранящий добро (благо)

Благояр - благой и ярый

Блажен - блаженный

Блажибор - значение неясно. От «блажить» (ублажать) и «бо­роться» .

Блажимир - значение неясно

Блажислав - значение неясно. Возможно, «довольный своей сла­вой».

Блажко - уменьшительное от имён с основой «Благо» и «Блаж»

Блазн - соблазн

Блестан - блистающий

Блестовит - от «блестеть» и «витать» (жить, обитать)

Ближика - родственный

Близбор - значение неясно

Близгост - значение неясно

Близна - рубец от раны

Близомир - значение неясно

Блин - блин, очень распространённое имя. Блины с древности служили обрядовой пищей.

Блуд - блудливый

Блюд - блюститель. Так у Татищева звали воеводу Ярополка ((©луда), предавшего своего государя. После чего в его имени «ю» в народной памяти заменилось на «у».

Бобр - бобр, священное животное ариев. «Душа бобра равна ду­шам 100 праведников» (Авеста).

Бобрец - бобровый, подобный бобру

Боброк - то же, что и Бобрец. Воевода князя Дмитрия Донского, Беброк Волынец, участник Куликовской битвы.

Бобрыня - то же, что и Бобрец

Бобырь - от «бобровать» - бродить по воде или болоту

Боговлад - владеющий (чем-либо) от бога Боговласт, властвующий (над кем-либо) по воле бога

Богодей - от «боги» и «деяти»; богоугодный, делающий что-либо в угоду богам.

Боголеп - угодный (лепый) богам " Боголюб, любимый богами

Богомил - милый богам. Верховный Жрец словен в конце X в. Возглавил сопротивление новгородцев войску крестителей Добрынии Путяты.

Богомол - молящийся богам. Слово «молить» в древности имело смысл «приносить жертву».

Богомяк - от «боги» и «мякшити»: дословно: «боги смягчились» (смилостивились)

Богород - рождённый после просьбы к богам

Богувид - тот, кого видит (замечает) бог

Богужив - тот, кто жив благодаря богу

Богуместь - мстящий за бога

Богумил - милый богу

Богумир - в мире с богами. Согласно «Велесовой Книге» - пра­родитель некоторых славянских племён (кривичей, древлян, по­лян, северян, русов)

Богун - «богун» - длинная жердь, положенная на стойки: на них развешиваются сети для просушки. Также растение багульник.

Богурад - радеющий за Бога

Богуслав - славящий Бога

Богухвал - хвалящий Бога. Богухвал (ум.1253 г.), познанский епископ, написал польские хроники до 1252 г.

Богуш - уменьшительное от имён с основой «Бог»

Богша - сокращение от имен с основой «Бог»

Бодан - (колючий) сербский князь XI в., завоевавший Боснию

Бодало - рогатина, копьё.

Бодень - орудие для удара тычком.

Боеслав - славный в бою

Бож - божий. Сокращение от имён с основой «Бож», «Бог».

Божан - то же

Божедар - дар божий

Божейко - уменьшительное от имён с основой «Бож»

Божен - божий

Божедом - божий дом

Божеслав - славящий богов

Божетех - утешение божье

Божидар - божий дар. Божидар Вукович - сербский издатель, живший в Венеции в XVI веке.

Боживой - божий воин

Божибор - борящийся за богов

Божимир - божий мир

Божирад - радеющий за богов

Божко - уменьшительное от имён с основой «Бог», «Бож»

Божок - то же

Боиборз - скоротечный бой

Бой - бой, воинственный, боец

Бойдан - воинственный

Бойкан - бойкий

Бойко - боец

Болебор - больший (лучший) борец

Болегорд - больший гордец

Болегост - больший купец

Болелют - тот, кто отличается большей лютостью

Болемест - тот, кто больше всех отомстил

Болемил - более милый

Болемир - более мирный

Болемысл - более мыслящий. Слово мыслить имело в древности значение «победить зверя хитростью. Мысливец - охотник; чело­век, умеющий добыть зверя.

Болерад - более заботящийся (о ком-то) Болечест, более честный

Болеслав - более славный

Болорев, согласно «Велесовой Книге», Болорев победил и убил Винитара, короля готов (по мнению Б.Кресеня, Болорев - это Баламбер)

Большак - большой

Бонята - значение неясно Борай, значение неясно Борзивой, быстрый воин

Борзигорд - от «борзый»(быстрый) и «гордый»

Борзират - быстрый ратник

Борейко - возможно, что это уменьшительное от имён с основой «Бор».

Борживой - чешское произношение имени Боривой. Чешский князь IX в. Первый чешский князь-христианин.

Борзосмысл - «быстродумающий», сообразительный

Борзун - скорый, быстрый

Борзята - быстрый. Возможно, сокращение от Борзосмысл

Боривит - от «бороться» и «обитать»

Боригнев - сдерживающий гнев

Боривой - победитель воинов. Новгородский князь IX в., сра­жавшийся с варягами. Отец Гостомысла.

Бори л - борящийся (юж. слав, имя)

Борим - сокращённое от Боримир

Боримир - борющийся за мир

Бориполк - побеждающий полк

Борис - сокращённое от Борислав

Борислав - борющийся за славу. Князь балтийских славян

Боритех - тешащийся борьбой

Борич - боровой, лесной

Борко - сокращение от имён с основой «бор»

Боркун - возможно, от «борыкаться», «брыкаться» - бороться с чем-либо.

Борна - то же, что и Борич.

Боровин - брусничный: от «боровина» - брусника. «Боровынь во реще, яко есь сылень...» (ВК I.Ka).

Бородай - бородатый

Борослав - славящий бор. Либо «славящий борьбу»

Бортень - борть, пчелиное дупло

Бору слав - славно борющийся. Князь Бору слав упоминается в Велесовой Книге (ВК III 25).

Борута - злой дух, лесной колдун. Имя-оберег. Злой дух Борута обитал в Польше под развалинами Ленгицкого замка, охраняя не­сметные сокровища.

Борут - родовой старейшина из племени Хорутан (VIII в.). Именно из этого рода выбирали князя.

Борята - борющийся. Возможно, уменьшительное от Борислав. Ботко, стучащий, колотящий (юж. слав, имя)

Ботук - толстяк; от «ботети» - толстеть. Отсюда же и «ботва»

Бочар - аист, либо бондарь (бочар)

Боща - бодун; от «бость» - бодать

Боян - боец. Певец-сказитель из «Слова о полку Игореве»

Бравлин - иногда пишется Бравалин, Бранливый: возможно, от «боровой» - леший, одержимый злым духом. Или же «воинствен­ный», что скорее всего.

Брага - брага, забродивший солод, очень распространённое имя. Уменьшительное Бражко.

Бразд - борозда

Бранен - военный

Бранибор - побеждающий в сражениях, либо защитный лес.

Бранивой - сражающийся воин

Браниволк - сражающийся волк

Бранилюб - любитель битв

Браним - сокращение от Бранимир

Бранимир - сражающийся за мир

Браниполк - сражающийся за полк. Возможно, также имело зна­чение «сражающийся в походе».

Бранирад - радующийся битве

Бранислав - добывший славу в сражениях

Бранитех - тешащийся битвами

Бранко - воинственный; от «брань» - битва, война. Уменьши­тельное от имён с основой «бран».

Бранкован - воинственный

Браносуд - судебный поединок

Бративой - собирающий воинов

Братило - уменьшительное от Братислав

Братимир - собирающий мир

Братислав - берущий славу

Братодраг - дорожащий братом

Братолюб - любящий брата

Братомил - милостивый к брату

Братонег - нежный к брату

Браторад - заботящийся о брате

Братослав - славный братьями

Братша - уменьшительное от имён с основой «Брат»

Брезан - посвещённый берёзе, либо родившийся в березне

Бремислав - значение неясно. Возможно, основа «Бреми» озна­чает беремя - тяжесть. Тогда получается «обременённый славой».

Бренко - земляной, глиняный. Боярин Дмитрия Донского. .

Бреслав - бренная слава

Бретислав - обретший славу. Чешский князь XI в., изгнавший колдунов из своего княжества.

Брко - усач; коротышка из сербской сказки, имевший такие ог­ромные усы, что птицы свили в них 365 гнёзд.

Бровка - кромка

Бронивит - защитник жизни,

Бронислав - защищающий славу, либо «славный оружием, бронёй»

Бронута - защитник

Брусило - говорящий неразборчиво

Брячислав - бряцающий (звенящий) славой. Князь Ростовский Брячислав совместно с Рюриком подавлял восстание Вадима в Нов­городе в 864 году.

Будай - будящий, либо лентяй

Будан - лентяй

Буданко - лентяй, уменьшительное от Будан

Будивит - значение неясно

Бу дивой - поднимающий воинов. Либо имя-пожелание: «Будь воином!»

Будиволна - поднимающий волны

Будигост - здесь, возможно, основа «буди» имеет значение будь. Тогда имя можно осмыслить как пожелание новорождённому: «Будь гостем в этом мире!»

Будилко - будильник; уменьшительное от Будило

Будило - будящий

Будимил - здесь, как и в случае с именем Будигост, мы имеем дело с именем-пожеланием: «Будь милым (любимым)!»

Будимир - будящий мир, то есть, петух. Петух - свещенная пти­ца Семаргла и Дажьбога.

Будислав - будящий славу

Будовец - строитель

Будорад - значение не совсем ясно. Возможно, «радеющий (за­ботящийся) о строительстве».

Будута - сокращение от имён с основой «Буд». Княгине Ольге принадлежало село Будутино (Будутина весь).

Будый - пробуждённый. Кормилец и воевода князя Ярослава Хромого. Будый в 1012 г. издевался перед боем над польским коро­лем Болеславом.

Буй - буйный (бешеный). Имя князя из Белой Руси.

Буйгнев - буйный в гневе

Буйко - уменьшительное от имён с основой «Буй»

Буймир - значение неясно. Во всяком случае, не «сумасшедший мир», так как славяне не считали мир «греховным», «сумасшед­шим» и «порочным». Мир прекрасен, и прекрасна жизнь. А ухуд­шают жизнь те, кто стремиться улучшить её только для себя.

Буйное - удалец

Буйсил - обладающий буйной (безумной) силой

Буй-Тур - буйный тур. Прозвище князя Всеволода из «Слова о полку Игореве».

Буен-Бык - буйный бык; напористый и смелый человек.

Буеслав - буйная слава

Бульба - пузырь, толстый человек

Булыга - дубина

Бун - гордец, спесивный человек, мятежник. Уменьшительное Буня.

Бунислав - славящий мятеж

Бунко - то же. Слуга Василия II, великого князя московского, предупредивший своего господина о заговоре.

Буривой - «вой бури», возможно «воин бури». Новгородский князь начала IX века, потомок Владимира Древнего в девятом ко­лене, Буривой был потомком князя Славена и приходился отцом Гостомыслу.

Бурой - бурый

Буря - буря. Буря-богатырь - коровий сын (из сказки).

Бус - туман. На санскрите (древнеарийском языке), «буса» озна­чает также туман. Так называли детей, рождённых в непогоду (в туман), в ненастье. Бус (в другом произношении Бос) был князем антов, союза славянских и иных племён в северном Причерномо­рье. Анты (так их называл готский историк Иордан, как назывался союз на самом деле, мы не знаем) отражали нападение Германаре-ха, короля остготов-христиан (правил с 351 г. по 375 г. н.э.) и одно­временно сражались с Гуларехом, королем готского племени эру-лов (герулов). Неожиданное нападение гуннов (союз тюркских, индоевропейских и угро-финских племён) сметает и славян, и го­тов. Часть славян-антов уходит в новгородские земли. Внук Герма-нареха Амал Винитар в союзе с гуннами, чтобы показать свою силу и сохранить готское государство, совершает несколько походов на славян и убивает Буса. «Амал Винитарий... был побеждён в первой стычке, затем повел себя более храбро и короля их по имени Боз с сыновьями его и 70 знатными людьми распял, чтобы трупы пове­шенных удваивали страх покоренных» (Иордан, История гетов). Согласно Адыгейскому преданию, сестра Баксана (Буса) воздвигла брату памятник на его могиле-кургане, сделанный греческими умельцами. По свидетельству Ш.Б. Ногмова, исследователя Ады­геи, в XIX веке на памятнике можно было разобрать имя Баксана, написанное по-гречески, а в конце год, который показывает, что па­мятник воздвигнут в IV столетии.

Буслай - рождённый аистом. Либо гуляка, удалой молодец.

Бусл - аист

Бусоволк - серый волк

Бутко - спесивый: от «бута» - спесь

Бушуй - бушующий

Бушуй-Тур - бушующий тур. Тур - истреблённый в середине XVII века дикий степной бык.

Буяк - породистый бык. Имя из новгородской бересты.

Буян - буйный

Бык - бык

Быкодёр - убийца быков

Былята - бывалый, опытный

Быслав - сокращение от Збыслав; очень славный.

Быхан - коврижка

ЖЕНСКИЕ ИМЕНА

Не приведены многие женские имена, производные от мужских имён.

Бабура - мотылёк

Бажсна - желанная; от «бажати» - желать.

Беда - беда; имя-оберег.

Бела - белка

Белава - беленькая

Белослава - белая (свешенная) слава.

Белоснежа - белоснежная. Известна надпись на пряслице: «Во-неси Еелоснези», т.е. «Отнеси Белоснеже».

Беляна - беленькая

Беляница - беленькая

Берёза - берёза. Священное дерево у славянок, дающее им силу.

Беспута - беспутная. Имя-оберег, данное родителями для защи­ты от злых духов.

Благолюба - любящая благо (добро)

Благомила - та, кому мило благо (добро)

Благуша - уменьшительное от имён с основой «Благ»

Блажена - блаженная

Богдана - данная богами

Боголепа - угодная богам

Богумила - милая богу

Богуслава - славящая бога

Божедана - данная богами

Божедарка - дар божий. Уменьшительное от Божедара.

Божемила - милая богам

Божена - божья. Известная чешская сказочница Божена Немцова.

Божеслава - божья слава

Боленега - более нежная

Болеслава - более славная. Дочь Святослава I Всеволодовича (1196-1252 гг.), Великого князя Владимирского (1246-1248 гг.).

Борислава - борющаяся за славу

Бояна - боевая

Братислава - берущая славу

Братомила - милая братьям

Бреслава - обретшая славу

Бронислава - защищающая славу

Брячислава - звенящая славой

Буга - хорватское имя. От реки Буг либо от «Буга» - выпь.

Будана - лентяйка

Буеслава - буйная слава

Имя определяет судьбу человека. Это ключ к его внутреннему я. Ведь неспроста на Руси у человека было два имени одно - ложное, для всех, и другое - тайное, только для самого человека и его очень близких людей.

Имя определяет судьбу человека. Это ключ к его внутреннему я. Ведь неспроста на Руси у человека было два имени одно - ложное, для всех, и другое - тайное, только для самого человека и его очень близких людей. Эта традиция существовала как защита от недобрых духов и недобрых людей. Часто первое славянское имя было заведомо непревлекательным (Крив, Некрас, Злоба), для еще для большей защиты от недобрых. Ведь не имея ключа к сущности человека, причинить зло гораздо сложнее. Обряд второго имянаречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера сформировались. Имя давалось исходя из этих черт. Славянские имена изобиловали своей разнообразностью, существовали группы имен:
1) Имена из животного и растительного мира (Щука, Ерш, Заяц, Волк, Орел, Орех, Борщ)
2) Имена по порядку рождения (Первуша, Вторак, Третьяк)
3) Имена богов и богинь (Лада, Ярило)
4) Имена по человеческим качествам (Храбр, Стоян)
5) И основная группа имен - двухосновные(Святослав, Доброжир, Тихомир, Ратибор, Ярополк, Гостомысл, Велимудр, Всеволод, Богдан, Доброгнева, Любомила, Миролюб, Светозар) и их производные (Святоша, Добрыня, Тишило, Ратиша, Путята, Ярилка, Милонег).
Из перечисленных имен несложно проследить процесс создания производного имени: из двухосновного отсекается вторая часть и прибавляется суффикс или окончание (-нег, -ло, -та, -тка, -ша, -ята, -ня, -ка).
Пример: Святослав: Свято+ша=Святоша.
Безусловно имена людей несут в себе значимую часть культуры и традиции всего народа. В России с пришествием христианства славянские имена почти полностью впали в небытие. Существовали списки славянских имен запрещенных церквью. Почему так происходило нетрудно догадаться. Одна часть имен (Лада, Ярило) была именами славянских богов, обладатели второй части были люди, которые и после христанизации Руси пытались восстановить культ и традиции (волхвы, богатыри). На сегодняшний день в России славянскими именами называют лишь 5% детей, что безусловно обедняет и так скудную славянскую культуру.

В любой культурной традиции имена являются самым значимым носителем информации о развитии народа. Имена славянского происхождения, к примеру, практически исчезли из обихода. На смену им пришли греческие, римские, еврейские и другие имена, которые являются для потомков древних русичей чужеродными по своей сути. Произошло это сразу после того как Русь приняла христианство.

Имена языческих богов, которых в ту пору хотели искоренить не только из повседневного культурного бытия народа, но и из его мыслей, нередко являлись частью мужских имён. Примером тому может служить древнее славянское имя Яромир (Ярило + мир). Волхвов и богатырей, носивших имена исконно славянские, крестили силком и называли их, как предписывает христианская вера.

Русские и славянские имена: в чём разница?

В последнее десятилетие многие родители стали называть своих детей славянскими именами. Однако мало кто понимает, что тот же Иван (славянское имя, казалось бы) не имеет никакого отношения к Древней Руси. Это имя пришло к нам вместе с крещением, а произошло оно от еврейского «Иоанн». Сюда же можно отнести популярные в последнее время имена Захар, Матвей, Даниил и Егор. Если приглядеться к таким именам внимательнее, то можно найти их аналогии в других культурах. Например, Лука в английском произносится как Люк, Даниил - как Даниэль. Тот же Матвей имеет заокеанские аналоги (Мэтью).

Если вспомнить, что славянские, то есть языческие имена в своё время старались навсегда искоренить, то можно сделать вывод, что они не могут иметь аналогов в других культурах, ведь на тот момент (1 век н. э.) ассимиляция народов не достигла больших масштабов. Итак, как всё же распознать древнее славянское имя? Как отличить его от библейских, насильно привитых славянам имён? Узнаем об этом прямо сейчас.

Какие имена можно считать исконно славянскими

Практически все мужские славянские имена обладают особенностями, по которым их можно отличить от чужеродных. Присутствие в них части слова исключительно славянского происхождения и является этим признаком. Славянские имена мальчиков всегда несли сакральный смысл, поэтому сочетание их компонентов было не простым набором слов ради благозвучия. Также замечено, что звук «А» у славян употреблялся очень редко, особенно в именах собственных. Чаще всего его заменяли на более мягкие звуки «И», «Я» и «Е».

В качестве примера приведём два имени, одно из которых многие считают славянским: Казимир и Парнас. Если обратить пристальное внимание на их компоненты, то видно, что Казимир образовалось от двух слов: «казать», «кажет» и «мир», что значит «показывающий мир». А вот имя Парнас можно разбирать долго, пристально вглядываясь в сочетание букв и вслушиваясь в последовательность звуков. Даже если предположить, что в его основу положены такие понятия, как «пар» и «нас», никакого смыслового наполнения такое сочетание не даёт.

Славянские имена для мужчин с двумя основами

Ещё один заметный признак, по которому можно идентифицировать мужские славянские имена, - две основы. Одна часть указывала на качества (слава, сила, мощь, власть и так далее). А вот вторая часть символизировала предмет или сферу их влияния (мир, все, добро, войско, боги и прочее). К слову сказать, двойные имена получали мальчики, достигшие определённого возраста, а до этого они имели право носить семейное, простое имя. Односоставные имена оставляли и смердам - представителям неимущего класса на Руси. О порядке наречения мальчиков и мужчин у славян стоит поговорить подробнее, так как в этом вопросе существовало немало тонкостей.

Как давались имена на Руси

Как говорилось ранее, славянские имена мальчиков несли в себе особый смысл и являлись ключом к сущности человека. Для того чтобы малыша не могли «испортить» (сглазить и т. п.), при рождении ему давали ложное имя. Как правило, оно было некрасивым или характеризовало мальчика не с лучшей стороны. В список славянских мужских имён этой группы входят Крив, Злоба, Некрас, Дурник или Дурак.

Когда ребёнок вырастал и его воспитанием начинали заниматься мужчины, ему давали новое имя, которое отражало характер мальчика и подходило к его основному предназначению. Также верили, что такие имена наделяли мужчину определёнными качествами. Будущих воинов (ратников, богатырей) чаще всего называли составными именами: Ратибор, Ярополк, Доброгнев. Охотникам даровали такие имена, как Храбр, Стоян, или вовсе именовали Волком, Орлом и т. п. Будущих служителей культов, а нередко и воинов, называли именами с частицей «свят». К ним относится и вновь ставшее популярным славянское имя Святослав. Земледельцам и животноводам доставались имена попроще: Тишило, Путята, Ярилка или Тихомир. Нередко славяне давали второе имя мальчикам в зависимости от порядка их появления на свет.

Какой-либо системы наследования имён, принятой у других народов, у славян не существовало. Поэтому родовых имён не было вплоть до принятия христианства. Но и после этого несколько столетий даже знатные правящие семейства не практиковали имянаречение мальчиков в честь дедушек и отцов.

Славянские имена, заимствованные у животных и растений

Образованные от названий животных и растений мужские славянские имена в настоящее время мало кто захочет дать своему сыну, так как звучат они, по меньшей мере, странно. Дело в том, что крестьяне (а именно они чаще всего так называли своих детей) никак не видоизменяли названия животных. Сыновья в этом случае назывались Зайцами, Ершами, Щуками, Сомами и Орехами. Эти русские (славянские) имена подарили миру фамилии Зайцев, Щукин и Ершов.

Каким по счёту народился: порядковые имена

Данная группа имён не так многочисленна и разнообразна, как другие. Несмотря на то, что детей в славянских семьях было много, далеко не все потомки рождались мальчиками, и потому исчисление велось максимум до десятого сына. Старшего наследника обычно называли Перваком или Первушей, следующего - Втораком, далее следовал Третьяк, Четверик, Осьмин и т. д. Согласно исследованиям, порядковые имена часто давались детям при рождении, и потом заменялись новым, характерными двусоставным именем. Тем не менее, в семье уже повзрослевшего мужчину продолжали называть порядковым именем. Существуют в современной России и фамилии, образованные от них: Третьяков, например.

Грозные славянские имена

На Руси, как и в любом другом государстве того времени, существовали военные подразделения. Если мальчик после семи лет отличался силой, высоким ростом или выносливостью, его отправляли на воспитание к дружинникам. Имена им давались с учётом их предназначения и содержали информацию о несокрушимости тела, суровости и непоколебимости духа воина. Так же, как и греческие, славянские имена этой категории имеют такие значения, как «камень», «скала».

Примером могут служить имена Дубыня (крепкий, как дуб), Горислав (славный и в то же время могучий, как гора), Горыня и Святогор. Особо грозными считались такие имена, как Мстислав (славный своей местью), Зима (суровый, холодный и расчётливый) и Доброгнев (гнев ради добра).

О постоянной готовности отстаивать жизнь своего народа говорили имена с частицей «буде», «пако» и «вой». В качестве примера можно привести давно забытые славянские имена Пакослав и Будевой.

Мужские славянские имена во славу богов

В семьях славянских священнослужителей (волхвов) дети, как правило, шли по стопам отца, то есть продолжали его ведический путь к духовному сотрудничеству с высшими силами. Их имена чаще всего содержат частицы «слав», «свет», «мудр» и «люб». К слову сказать, именно эта группа имён была самой обширной и разнообразной, ведь любить и славить можно любое природное явление, богов и аспекты повседневной жизни.

В число таких имён входят Богослав (славящий бога), Яромир (мир, принадлежащий Ярило, богу солнца), Велимудр (обладающий великой мудростью), Любомир (любящий мир), Светозар (озаряющий светом). Сюда же можно отнести такие имена, как Любомысл (любящий мыслить), Богомысл (думающий о боге), Доброслав (прославляющий добро), и многие другие.

Как славяне называли мальчиков с недостатками

Если в славянской семье рождался мальчик с физическими недостатками (хромой, горбатый), поначалу ему давали обычное, «семейное» имя: Невзор (не видящий других), Некрас и Кощей (тощий, костлявый). По достижению семилетнего возраста нарекали его новым именем, отражающим состояние. Как правило, мальчики с увечьями и врождёнными физическими недостатками вырастали скромными, покладистыми, духовно богатыми людьми. Именно эти качества и отражались в их именах. Также славяне старались неполноценным юношам дать имена, способные наделить их силой. Состояли они из частиц «бог», «мил», «любо», «брато» и «сестро».

Примеры таких имён: Благослав (прославляющий благо, доброту), Богомил (милый для бога), Любомил, Братомил и Сестромил (милый для братьев и сестёр), Гостемил (милый для гостей) и Красимир (красивый и миролюбивый). Таким образом славяне компенсировали физические недостатки ребёнка, превращая их в духовные, ментальные достоинства.

Однако случалось так, что вполне здоровому в физическом понимании мужчине имя изменяли на отрицательное. Примером тому может послужить имя Блуд (непутёвый, распутный, блудник) и Злоба или Злыда (злобный).

Славянские имена правителей, воевод и другой знати

Так как властвующие прослойки населения владели какими-то благами, то основным признаком их имён являются частицы «влади», «держи» и «вели». Образование таких имён не могло состояться и без таких частиц, как «мир» и «слав». Поскольку именно эти имена чаще всего упоминались в различных исторических источниках, до наших дней дошло несколько десятков их вариаций.

Одними из самых популярных славянских имён считаются: Владимир, Владислав, Всеволод, Всеслав и Изяслав. До сих пор они востребованы, и ими называют сыновей. Чуть менее известными, а значит, и распространёнными являются такие имена, как Велислав, Берислав, Беримир и Боримир, Мечеслав, Венцеслав и Велимир. Воеводы и прославленные воины, которым были дарованы княжества или волости, чаще всего носили имена с частицей «полк». Здесь стоит вспомнить легендарных славянских воинов Святополка и Ярополка.

Имена-обманки и прозвища у славян

Помимо имён у славян было нормой давать мальчикам прозвища. Делали это по нескольким причинам. Во-первых, с помощью прозвищ надеялись отвести от малыша зло. Детские прозвища, или имена-обманки, как говорилось в начале статьи, несли отрицательный смысл. В те времена люди верили, что злые люди или духи не позарятся на Некраса, Дурака или Крива. Эта традиция существовала и после принятия христианства. Вспомните хотя бы сказочного Ивана-дурака. То же практиковали и с именами для маленьких девочек. Пример также известен каждому с детства - это Царевна Несмеяна. К прозвищам можно отнести и известное по литературным произведениям имя Мазай, означающее «измазанный».

Прозвища, в отличие от настоящих имён, были известны всем. Таким образом, если против мальчика замышлялось зло (а по верованиям славян, для этого нужно было знать имя жертвы), оно его попросту не настигало.

Красивые имена для мальчиков славянские. Примеры

В последние годы мужские славянские имена становятся более востребованными. Конечно, о полном отказе от греческих, еврейских и римских речи не идёт. Тем не менее, возвращение к своим корням играет большую роль в культурном самоопределении. Для наречения детей в соответствии с традициями предков всё чаще используются такие красивые славянские имена, как Святослав, Ярослав, Владимир и Всеволод. Реже можно услышать такие имена, как Казимир, Святогор и Добрыня. Наибольшую популярность приобретают имена, которые принадлежат известным людям: актёрам, музыкантам и политическим деятелям.

Например, имя Владимир на протяжении нескольких десятилетий составляет конкуренцию заимствованным из других культур вариантам Александр, Даниил и Алексей.

В заключение хотелось бы сказать, что не все имена, которые по незнанию отнесены к славянским, на самом деле являются таковыми. Будьте внимательны при выборе имени ребёнку. Обращайтесь к историческим источникам и пытайтесь самостоятельно найти признаки их славянского происхождения.

В любой промежуток времени есть более и менее популярные имена. Причем мода на них так же изменчива, как стили одежды. Давно прошла эпоха советских реалий с Владленами, Октябринами и Революциями. Недавно был пик популярности иностранных имен. Теперь наблюдается тяга к исконно славянской культуре, и это отображается в том, что родители все чаще называют своих новорожденных так же, как их предки тысячу лет назад, выбирая мужские и женские славянские имена.

Но большинство людей имеют неправильное представление на счет этого вопроса. Если спросить рядового человека, какие славянские женские имена он знает, то, скорее всего, можно услышать в ответ: "Галина, Мария, Катерина, Анна". Но это неверно. Эти онимы перекочевали к нам из еврейского и греческого языков, но за долгие годы настолько влились в славянскую культуру, что кажутся автохтонными.

Хотя список известных на данное время древних мужских имен шире, в этой статье обсуждаются именно женские имена славянского происхождения и их значение. Ученые-лингвисты черпают подобные сведения из древних летописей, а там чаще всего фигурировали мужчины, поэтому и существует такая разница. Но то, как называли девочек, может рассказать и про взгляды, и про верования наших предков. А сейчас несколько слов о том, как давали имя новорожденному ребенку.

Таинство выбора

Издревле на Руси существовало много суеверий в связи с рождением ребенка. Считалось, что имя может как отпугнуть, так и привлечь злые силы. Поэтому чтобы защитить ребенка, ему давали некрасивое имя, которое указывало на мнимые изъяны и должно было служить барьером для всякой нечисти. Например, красивую девочку могли назвать Потвора, Негода (негодная), Некраса. Мол, услышав такое имя, злые силы не позарятся на и без того гадкого ребенка. В любом случае все женские имена славянского происхождения несли в себе скрытый смысл.

Также зачастую ребенку давали два имени. Одно было для всеобщего употребления, а второе считалось настоящим, но его держали в секрете и сообщали только самым близким. Это делалось для того, чтобы никто не мог навести порчу, пользуясь вторым именем.

Также наши предки верили, что изменение имени влечет за собой метаморфозы в жизни человека. Например, когда ребенок болел, его выносили во двор, а потом обратно вносили в избу, приговаривая, что это подкидыш, и переименовывали его, мол, это уже не Любима или Ждана, а Ненаша или Найдена (Найда). Делалось это с целью обмануть хворь: злые силы подумают, что это совсем другое дитя, и болезнь отступит.

Имена из окружающего природного мира

Язычники-славяне верили в то, что у каждого человека есть свой тотем из мира животных или растений, поэтому иногда называли детей в честь зверей, птиц и т.д. Родители считали, что благодаря этому у ребенка появится свой оберег. Отсюда такие женские славянские имена, как Белка, Береза, Ворона, Галка, Груша, Зозуля, Ива, Калина, Клёна, Лебедь, Лыбедь (так звали знаменитую сестру Кия, Щека и Хорива), Малина, Отава (скошенная трава), Рябина, Сорока. Сейчас это уже далекие архаизмы, разве что имя Калина еще встречается в районе Карпат.

Имена, означающие обстоятельства рождения ребенка или отношение к нему в семье

Иногда девочку называли просто в честь дня недели, времени года, когда она родилась, или даже погоды. Отсюда имена Пятница, Суббота, Зима, Зимова, Весна, Весняна, Буря, Гроза. Встречаются даже такие варианты: Дорога (так обозначали обстоятельства разрешения от бремени), Заря (начавшая жизнь утром), Истома (указывает на тяжелые роды), Звездана, Вечерница.

Принято также было нарекать детей, указывая порядок их появления в семье. Отсюда такие женские славянские имена, как Первуша, Вторуша, Осьмуша. Но они не дошли до наших дней как полноценные онимы, их отголосок слышен разве что в фамилиях. Имя Малуша (сокращенная форма — Млада) происходит от мужского имени Мал и сообщает о том, что девочка младше, чем другие дети в семье.

Следующие славянские онимы обозначают отношение к дочери в семье: Любима, Милана, Желана, Утеха, Услада, Желанья, Неждана, Братомила. Их семантика достаточно прозрачна, и значение славянских женских имен такого рода объяснять не нужно.

Имена, данные по внешним характеристикам

Этими названиями родители выражали свое умиление дочерью и подчеркивали какую-то отличительную черту ее внешности. Вот примеры: Снежана (беловолосая), Злата (от имени Златовласа), Русава, Белава, Чернава, Влася (имеющая длинные волосы), Синеока, Румяна, Сухота (худая), Видана (стройная, видная), Вышена (высокая), Велиока (большие глаза). Много имен образовано от разных синонимов слова "красивая": Влада (ладная), Краса, Хорошава, Ненагляда, Прелеста, Прекраса.

Имена, означающие человеческие качества

В основном подчеркивались хорошие черты характера ребенка: Голуба (кроткая), Веселина, Добрава, Любовь, Смирена, Искра (искренняя), Смеяна, Благиня (добрая), Бояна (боевая, мужественная), Верна, Душана (душевная), Жилена (живучая), Забава (забавная, утешительница), Грёза (мечтательница), Горазда (способная), Домна (хозяйственная). Иногда именем намекалось на некоторые недостатки: Ветрана (ветреная), Власта (любящая власть), Верещага (болтушка), Буяна (буйная), Неулыба, Несмеяна, Соня, Плакса. Такие славянские женские имена присваивались зачастую не сразу после рождения, а чуть позже, когда уже был заметен характер.

Двухосновные имена

Это базовая группа. Такие имена образовываются от двух основ, которые соединены гласной. Например, Богомила происходит от словосочетания "милая Богу". Ниже приводятся женские славянские имена, образованные таким способом:

  • Богдана — данная Богом.
  • Ведислава — славящая знание (ведение).
  • Всемила — всеми милая, любимая.
  • Владимира — владеющая миром.
  • Воислава — воистину славная.
  • Горислава — горящая в славе.
  • Добромила — добрая и милая.
  • Драгомира — дороже мира.
  • Добровлада — владеющая добротой.
  • Добролюба — любящая доброту.
  • Звенислава — возвещающая о славе.
  • Красимира — красящая мир.
  • Любомира — любящая мир.
  • Мстислава — славящая месть.
  • Радислава — заботящаяся о мире.
  • Радослава — заботящаяся о славе.
  • Светлозара — озаряющая все светом.
  • Святослава — святая слава.
  • Тихомира — тихая и мирная.
  • Ярослава — славящая солнце (Ярило).

Самые популярные женские славянские имена

Сейчас мало кто назовет дочь Прибыславой или Красномирой. Многие из тех имен уже кажутся чем-то очень далеким и несовременным. Но все же есть такие, которые дожили до наших дней, сохранив свою первозданную форму. Они достаточно широко используются в 21-м веке. Если потребуется назвать 5 женских славянских имен, которые не потеряли своей актуальности, то стоит вспомнить такие: Светлана, Надежда, Любовь, Вера, Людмила. Их семантика прозрачна, каждое из них — простое и понятное.

Возможно, мода на мужские и женские славянские имена вернется, и они потихоньку вытеснят позаимствованные иностранные, а возможно, и нет. Но как бы то ни было, если родители хотят дать дочери редкое и необычное имя, то у них есть широкое поле выбора среди древних имен наших предков.