Драконы в реальной жизни

Индонезийский остров Комодо интересен не только своей природой, но и своими животными: среди тропических джунглей этого острова живут настоящие «драконы »…

Такой «дракон » достигает в длину 4-5 метров, его вес колеблется в пределах от 150 до 200 килограммов. Это наиболее крупные особи. Сами индонезийцы называют «дракона» «сухопутным крокодилом ».

Комодский варан является дневным животным, он не охотится ночью. Варан всеяден, он может легко съесть геккона, птичьи яйца, змею, поймать зазевавшуюся птицу. Местные жители рассказывают, что варан таскает овец, нападает на буйвола и диких свиней. Известны случаи, когда комодский варан нападал на жертву весом до 750 килограмм. Для того чтобы съесть такое огромное животное, «дракон» перекусывал сухожилия, тем самым обездвиживая жертву, а потом кромсал несчастное существо своими железными челюстями. Один раз варан проглотил неистово визжащую собачонку…


Здесь, на острове Комодо , природа диктует свои правила, разбивая год на сухой и влажный сезоны. В сухой сезон варану приходится придерживаться «поста», а вот в сезон дождей «дракон» ни в чем себе не отказывает. Комодский варан плохо переносит жару, его тело не имеет потовых желез. И если температура животного превысит 42,7 градусов по Цельсию, варан умрет от теплового удара.


Длинный язык, которым наделен комодский варан – это очень важный обонятельный орган, вроде нашего носа. Высовывая язык, варан улавливает запахи. Осязаемость языка варана не уступает чувствительности обоняния у собак. Голодный «дракон» способен выследить жертву по одному единственному следу, оставленному животным несколько часов назад.

Молодые особи комодского варана окрашены в темно-серые цвета. По всему телу животного располагаются оранжево-красные полосы-кольца. С возрастом расцветка варана меняется, «дракон » приобретает ровный темный окрас.

Молодые вараны , возрастом до года, небольшие: их длина достигает одного метра. К концу первого года жизни варан уже начинает охотиться. Малыши тренируются на курах, грызунах, лягушках, кузнечиках, крабах и самых безобидных - улитках. Повзрослевший «дракон» начинает охотиться на более крупную добычу: коз, лошадей, коров, иногда на людей. Варан близко подбирается к своей жертве и молниеносно атакует. После чего валит животное на землю и старается побыстрее её оглушить. В случае нападения на человека варан сначала откусывает ноги, затем разрывает тело на части.

Взрослые особи комодского варана поедают свою добычу точно таким же образом - распластав жертву на куски. После того, как жертва варана убита, «дракон» вспарывает брюхо и в течение двадцати пяти минут съедает внутренности животного. Мясо варан поедает крупными кусками, проглатывая его вместе с костями. Для быстрого прохождения пищи, варан постоянно забрасывает голову вверх.

Местные жители рассказывают, как однажды, поедая оленя, варан затолкал ногу животного себе в горло, пока не почувствовал, что она застряла. После зверь издал звук, похожий на гул и начал неистово махать головой, припадая при этом на передние лапы. Варан бился до того момента, пока лапа не вылетела у него из пасти.


Во время поедания животного «дракон » стоит на четырех вытянутых лапах. В процессе приема пищи видно, как живот варана наполняется и оттягивается до самой земли. Наевшись, варан уходит в тень деревьев переваривать пищу в тишине и спокойствии. Если от жертвы что-то осталось, к туше стягиваются молодые вараны. В голодный засушливый сезон ящеры питаются собственным жиром. В среднем продолжительность жизни комодского варана составляет 40 лет.

Комодские вараны давно перестали быть диковинкой… Но остается один нерешенный вопрос: как попали столь интересные животные в наше время на остров Комодо?

Появление огромного ящера покрыто тайной. Существует версия, что комодский варан – это прародитель современного крокодила. Ясно одно: варан, живущий на острове Комодо – это самая крупная ящерица в мире. Палеонтологи выдвигают версию, что около 5 - 10 миллионов лет назад предки комодского ящера появились в Австралии. И это предположение подтверждается одним весомым фактом: кости единственного известного представителя крупных пресмыкающихся были найдены в плейстоценовых и плиоценовых отложениях Австралии .


Считается, что после того, как образовались и остыли вулканические острова, ящер поселился на них, в частности на острове Комодо . Но тут снова возникает вопрос: как ящер добрался до острова, расположенного в 500 милях от Австралии? Ответ пока не найден, но по сей день рыбаки побаиваются отправляться в плавание возле острова Комодо . Будем думать, что «дракону» помогло морское течение. Если выдвинутая версия верна, то чем же питались ящеры все то время, пока на острове не было ни буйволов, ни оленей, ни лошадей, ни коров и свиней… Ведь скотина была завезена на острова человеком много позже, чем на них появились прожорливые ящеры.
Ученые утверждают, что в те времена на острове жили гигантские черепахи, слоны, высота которых достигала полтора метра. Выходит, что предки современных комодских ящеров охотились на слонов, правда, карликовых.
Так или иначе, но комодские «драконы» – это «живые ископаемые».

Крылатый змей с огненной пастью в землях белорусов именовали «цмоком». Образ белорусского дракона популяризован в легендах и преданиях, которые переосмыслила классика белорусской литературы. Неслучайным было появление в романе «Хрыстос прызямліўся ў Гародні» Владимира Короткевича монументального образа Цмока. И среди символов, которые ассоциируются нынче у иностранцев с Беларусью, местный дракон встал наравне с аистом (буслом) и традиционным зубром Беловежья. Имя цмок змей получил из-за своей способности подкрадываться тайком к коровам и смоктать их молоко на пастбище.

В белорусских преданиях дракон скорее помогает людям, чем вредит. Он хранит в себе некую тайну, оберегая порученное ему сокровище. В крестьянских домах нередко изображали драконов с длинными хвостами на створках ставен, на наличниках. Драконы отпугивали недобрые силы, прогоняли посланцев Дьявола.

Белорусские драконы, как свидетельствуют филологи и фольклористы, имели строгую иерархию, напоминавшую социальную лестницу Великого княжества Литовского. На самой верхней площадке этой иерархии стоял дракон-князь, который повелевал всеми остальными цмоками. Этот драконий повелитель мог превращаться в человека. Иногда под видом странствующего нищего он переходил из деревни в деревню и высматривал праведников и злодеев. Первых щедро награждал за милосердную жизнь, а вторых. Естественно, беспощадно карал, обрекая на муки.

Ему служили меньшие дракончики, которые действовали в селениях методами леших и домовых: пугали скот, заставляли селян блуждать по чащам, подражали грому и реву свирепых зверей. Мелкие драконы жили в пруду рядом с усадьбой, в трясине, в ближнем лесу. Фантазия крестьян придавала им удивительные черты: много когтистых лап, перепончатые крылья, ужасные наросты и гребни на спинах.

Поселяне точно знали, как следует обходиться с местными крылатыми змеями. Самое главное - задобрить чудище, чтобы не вредило. Драконы в Беларуси очень любили несоленую яичницу и пареную пшеницу. Миски с этим угощением мужики ставили у порога своих хат. В древние времена всем селом устраивали походы к болоту, уводя с собой быка или барана. По приказу деревенского старосты животное бросали в топь, чтобы драконы могли насытиться и не выходить на сушу.

Интересный способ вырастить собственного дракона рекомендовали пособия по колдовству. Яйцо от черного петуха требовалось три месяца носить под мышкой. И тогда из него мог вылупиться маленький ящер. Тогда можно было приступать к его дрессировке, не забывая выкрикивать положенное количество заклинаний. Возможно, немного нашлось энтузиастов, сумевших последовать такой технологии получения страшилищ.

Но некоторые путешественники, прибывавшие в ВКЛ, знали, где жили драконы в тогдашней Беларуси. Среди таких людей был австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн, автор знаменитых «Записки о Московии». Проезжая через литвинские земли он видел, как мужики прикармливали черных ящериц молоком и яйцами. Этим созданиям поклонялись, как божествам, умоляя их не нападать на скотину и убивать поселян.

Очень давно драконы водились на горе возле Лидского замка и в Лепельском озере. Лепельчане до сих пор стараются задобрить чудища и относят во время проведения свадеб вино и немного вкусной еды к водоему. В Минске тоже увидеть дракона в средние века было делом будничным. Они находились на горе, где теперь выстроена станция метро «Фрунзенская». Возвышенность раньше и прозывали Цмокова горка. С ней было связано предание про обычного парня, который поборол дракона голыми руками, спасая украденную невесту. Дракона герой утопил в водах Свислочи. Где-то под слоем ила до сих пор покоятся громадные кости чудовища.

С белорусскими драконами связано немало мест, названия которых указывают не древнее пребывание ящеров. К примеру, есть на Лепельщине Змеев камень высотой почти в 4 метра. Местные жители верят в чудодейственные свойства этой каменной глыбы. Говорят, в некоторых озерах Беларуси до сих пор можно увидеть на заре выходящих из воды змеев. Только надо уметь ждать и знать подходящий заговор. Иначе змей не откроется непосвященному ротозею.

Многим, конечно, известно о том, что наши предки во времена язычества поклонялись Перуну, Святовиту, Даждьбогу и другим идолам. А вот о поклонении живым «богам» знают немногие.

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ

Русские былины повествуют, что живет крылатый семиглавый дракон Горыныч на Сорочинских горах в глубокой пещере. Хранит он там разные сокровища и похищенных девиц, за которыми летает на Святую Русь.

Появление 3мея Горыныча сопровождается грозным шумом, как «дождь дождит» и «гром гремит».

Стоит только ему приблизиться, как тут же наступает тьма, поднимается ветер, а мать-земля страдальчески стонет; Как и классический дракон, Змей Горыныч - страж. Он стережет границы колдовского “тридесятого царства за тридевятыми горами”. В названное тридесятое царство можно попасть через Калинов Мост, перекинутый над широкой, иногда огненной рекой. Но как раз этот-то мост и стережёт Змей Горыныч, никого не пропустит - ни птицу, ни зверя, ни пешего, ни конного, всех пожирает.

В других версиях Змей - опять-таки аналогично классическому дракону - стережет не границу, а саму сердцевину этой волшебной страны, “держит вахту” при том, что в “тридесятом царстве” самое ценное - сокровища, золотые яблоки, живая вода, а-то и красавица-царевна, местная или же похищенная. Герой - Иван Царевич либо Иван-дурак - должен победить Горыныча в бою, отрубить ему все три головы, а тело сжечь. И быстренько ретироваться, потому что у Змея обычно имеются очень даже мстительные родственнички.

В былинах XI века говорится, что дракон по прозвищу Змей Горыныч долгие годы опустошал окрестности города, пока его не убил витязь Добрыня Никитич, служивший при князе Владимире. В битве со Змеем Горынычем на реке Пучае Добрыня освобождает племянницу князя Запеву Путятичну.

ОГНЕННЫЙ ЗМЕЙ

В разных областях Древней Руси называли его по-разному: Любак, Волокита, Любостай, Летун, Летавец, Носак.

В 1092 году летописец записал: «Стали темны облака, и протянулся из-за них змей великий, голова в огне, а головы три, и пошел от него дым, и начался шум, словно гром».

Свое прозвище змей получил от многометрового огненного хвоста, который при полете извивается (вот откуда взялось прозвище «змей»), а огнедыханием сия «рептилия» не обладала, так как в буквальном смысле была летающим шаром огня, весьма похожим на шаровую молнию.

Огненный змей — воплощение змеиной хитрости и силы, которое летает над селами и проникает в избы одиноких девушек и женщин. Если он полюбит девицу, то зазноба неисцелима вовек. Такой зазнобы ни отчитать, ни заговорить, ни отпоить никто не берется. Всякий видит, как Огненный Змей летает по воздуху и горит огнем неугасимым, а не всякой знает, что он, как скоро спустится в трубу, то очутится в избе молодцом несказанной красоты. Не любя, полюбишь, не хваля, похвалишь, говорят старушки, такого молодца. У Огненного Змея голова шаром, спина корытом, и длинный-предлинный хвост - иногда до пяти сажень. Прилетая на свое место, он рассыпается искрами, которые вылетают как бы из решета, а летает он так низко, что бывает виден от земли не свыше сажени. Посещает он таких только женщин, которые долго и сильно тоскуют об отсутствующих или умерших мужьях. Самого посетителя сторонним людям не видно, но в избе слышен его голос; он и на вопросы отвечает, и сам говорить начинает. Сверх того, посещения его заметны и потому, что возлюбленные его начинают богатеть на глазах у людей, хотя в то же время всякая баба, к которой повадился Змей, непременно начинает худеть и чахнуть.

ОГНЯНИК

Этот крылатый южнославянский дракон живет на скалах, порой в пещерах, а иногда - прямо на облаке. Летая, он изрыгает огонь. Тело огняника покрыто блестящей, отливающей всеми красками чешуей. Огонь отражается в ней, и полет дракона выглядит как блеск молнии. На землю опускается он с шумом и громом, рассыпаясь искрами.

Несомненно, что с образом огняника народное сознание отождествляло грозу.

Предание приписывает дракону богатырскую силу, знание целебных и приворотных трав, обладание несметными богатствами и умение обольщать особ женского пола. Так и хочется предостеречь: «Девушки! Бойтесь любви огняника: она приносит горе, болезнь и смерть».

Как во граде во Лукорье прилетал огняник, увидит девушку и обольстит. Но и сам огняник подвержен чарам - надо только узнать секрет отворотного зелья да и напоить им дракона. Так можно избавиться от его вредоносной любви.

ЗМЕЙ ПОЛОЗ

Фантастическое существо, чудовище, соединяющее в себе черты пресмыкающегося, птицы, животного, человека. Рассказы о Полозе, змеином царе, след которого указывает на местонахождение сокровищ, были популярны среди кладоискателей, горнодобытчиков.

Одним из самых легендарных и загадочных существ на Урале можно назвать гиганта змеиного мира — полоза. Первые сведения о нем появились во второй половине XIX века, когда в тех местах находился по делам службы горный инженер Лебединский. Однажды он увидел огромного змея, переползавшего дорогу. Инженер бросился в соседнюю деревню и попросил местных жителей помочь ему поймать чудовище. Когда те отказались, Лебединский сам выследил змея и выстрелом в голову убил его.

Экземпляр оказался около 16 метров длиной и толщиной с доброе бревно. Шкура этого полоза Лебединским будто бы была отправлена в Англию. Пораженный рассказом Лебединского об этом событии, выдающийся натуралист того времени Сабанеев стал собирать свидетельства очевидцев об уникальном змее.

Много часов ученый проводил, скитаясь по местам обитания этого чуда. В 1870 году он писал: «..Главной особенностью окрестностей Синарского озера несомненно является гигантский полоз. Впервые он объявился здесь в июне этого года неподалеку от села Воскресенское. Многометрового змея обнаружил пахавший в поле крестьянин. Он в ужасе примчался в село, где я был в то время. Прибыв на указанное место, мы уже не застали полоза, вероятно, он уполз в дебри леса. Мне немало рассказали об этом змее, в том числе о его кровожадности-на реке Чусовой он съел одного бурлака..».

Позднее, в 1889 году, в журнале «Природа и охота» об уральском полозе была напечатана статья Л. Ушкова: »..С начала весны в окрестностях деревни Поварни Бобровской появилась змея до десяти аршин длиной (аршин — 71,12 см). Тогда этому мало кто верил, но в данное время факт существования такой змеи вполне выяснен. Спина змеи светло-серая со стальным отливом, глаза большие, навыкате, как будто серебряные рублевики вставленные…».

Много о гигантской змее писал известный уральский сказитель Павел Бажов: «..И вот из-под земли стало выкатываться тулово преогромного змея. Голова поднялась выше леса. Потом тулово выгнулось прямо на костер, вытянулось по земле, и поползло это чудо к реке Рябиновке, а из земли все кольца выходят да выходят. Ровно им и конца нет. На Среднем и Южном Урале этого фантастического змея чаще зовут Великим Полозом и считают хозяином не только всех змей, но и золота. Одним он облегчал доступ к золоту, указывая места, и даже подводил золото к ним. Других отгонял, пугал или даже убивал…».

Священный зверь: Довольно долго об этом змее ничего не было слышно, и все истории о нем стали принимать за охотничьи байки. Однако в 30-е годы XX века Великий Полоз выполз из фольклорных преданий и вновь напомнил о себе. Исследователь Валерий Чернецов по рассказам охотников-Манси подробно описал змея: живет он в воде или вблизи нее, спит только на дереве. Длина его достигает 16 метров. Манси называли его «ялпин уй », что означает «священный зверь ». Они считали, что змей не умирает, а превращается в камень аммонит.

В конце 50-х годов в Ильменах находился ленинградский геолог Г. Гроденский. Телефонной связи между кордонами и базой заповедника тогда еще не было, и сообщение о редкой находке было доставлено всадником-нарочным. В нем говорилось, что на озере Аргази появился гигантский полоз, которого хорошо разглядели местные рыбаки. Они якобы в страхе разбежались и не решаются подойти к берегу. Гроденский немедленно отправился в путь. У озера его уже ждали лесничий и наблюдатель из охраны заповедника с местными рыбаками. Они продемонстрировали широкий след в зарослях камыша, оставленный необычайно крупным существом: «..Большой змей, метров десять будет… «.

Телеграфист почтовой станции Бычков так же рассказал леденящую кровь историю: «..Дело было так: двое заводских рабочих приехали в страдное время на свои покосы в глухом месте. Один остался распрягать лошадь, другой отправился зачем-то в гору, в лес. Вдруг послышался отчаянный крик, и оставшийся крестьянин увидел бегущего с горы товарища, за которым быстро катился гигантский ком, скоро догнавший бегущего. Тот упал. Ком, развернувшись, оказался большой змеей, которая быстро уползла в чащу леса. Упавший рабочий умер — то ли от удара хвоста чудовища, то ли от разрыва сердца…».

Следующая встреча с гигантом произошла летом 1961 года недалеко от озера Большое Миассово. Его обнаружила местная женщина. Вот что она рассказала: «..Голова больше, чем у сома, туловище с толстое дерево, серого цвета, метров восемь будет…« . В отличие от других очевидцев, женщина не испугалась, не убежала, а стала бросать в чудище камнями. В конце концов тот уполз восвояси.

А вот рассказ пчеловода Василия Пилатникова: «..На берегу реки Изяка у нас водится гигантский полоз. При весеннем паводке подмытые берега обваливаются, образуя щели. В этих щелях и жил наш полоз, он имел окраску черную, тело его плоское, в виде ленты, а не как у других пресмыкающихся. И вот один раз прибежал запыхавшийся пастух и кричит: «Дедушка Василий, идем скорее к табуну, и ты увидишь, кто твою корову доит». Мы прибежали, и я вижу: моя буренка стоит в стороне, ноги ее обвиты черной лентой, этой же лентой обвито ее вымя. Увидев людей, удав отцепился от коровы и быстро уполз к берегу реки…».

И наиболее свежее сообщение было из Нязепетровска: ранним утром двое рыбаков находились на местном водохранилище. Вдруг водное зеркало словно бы раскололось на мелкие кусочки, и метрах в 15 от мужчин вынырнула огромная, похожая на овечью, голова. Глаза чудовища смотрели на них с какой-то укоризной. Через минуту, ударив по воде толстенным змеиным хвостом, оно скрылось в воде.

Истории об «огромной, толстой, как бревно» змее, лежащей в глубокой норе, есть и в фольклоре Марийцев. Эта змея с зачаровывающим гипнотическим взглядом якобы является царицей змей и владеет тайными знаниями.

Многочисленные легенды, свидетельства очевидцев, а даже материальные следы этого монстра говорят о реальности его существования.

ЗМИУЛАН

Персонаж восточнославянской мифологии.

Змиулан является богом источников, колодцев, змей и туч. Связь с водными стихиями указывает на его Навью природу (Навь в восточнославянской мифологии дух смерти, а также мертвец).

В поверьях южных славян Змиулан — это демон змеевидный, обитающий в дупле древнего дуба.

Является царём змей, имеет крылья.

Саратовской губернии змей - темноволосый, со ведро толщиной, две сажени протяженностью, со В поверьях непомерной людской головкой. Он трудиться на свернутом долге, сообщает людскым язычком, но двусмысленно. На лубочных иллюстрациях у змея когтистые лапки и нескончаемый шлейф.

КОКАТРИС, ЗМЕЙ-ПЕТУХ

Кокатрис выглядит похожим на петуха с хвостом змеи.

Кокатрис не имеет всей разрушительной мощи Василиска, но имеет с ним одну общую черту - если человек посмотрит в глаза Кокатриса, то превратится в камень. Наследует гораздо больше признаков петуха, чем змеи (как ящероподобный Василиск).

ЗМЕЙ ВЕЛЕС (ВОЛОС)

Бог земледелия и скотоводства. Один из древнейших восточнославянских богов, бог-облачитель, который покрывает небо дождевыми тучами, выгоняет на небесные пастбища облачные стада. В качестве «скотьяго» бога Волос заведовал небесными стадами, был их владыкою и пастырем, но потом ему было приписано покровительство и охранение обыкновенных, земных стад. Наряду с характером пастушеским, Волосу придано значение бога, помогающему трудам земледельца.

С древнейших времен скот считался основным богатством племени, семьи. Поэтому бог Велес был еще и богом богатства.

Согласно преданиям Бог-Змей сочетает в своем облике мохнатость и чешую, летает с помощью перепончатых крыльев, умеет выдыхать огонь, хотя самого огня (особенно молнии) очень боится. Змей — Велес большой любитель молока, отсюда его второе имя — Цмог (Смог), что по старославянски значит Сосун.

АСПИД

Аспид — это чудовищный крылатый змей, который имеет птичий нос и два хобота, крылья у него пестры и горят-переливаются, словно самоцветные камни. По некоторым сказаниям, впрочем, монстр непроглядно черен. Отсюда выражение «аспидно-черный цвет».

В какие края повадится летать Аспид, те места опустошит. Живет он в каменных горах, а по другим сказаниям — на мрачном, суровом, лесистом севере, и на землю никогда не садится: только на камень. Его невозможно убить стрелой, можно только сжечь…

Можно заговорить и извести змея — разрушителя «трубным гласом», от которого горы сотрясаются. Тогда оглушенного аспида колдун или знахарь хватал раскаленными клещами и удерживал, «пока змей не погибал».

ТУГАРИН ЗМЕЙ

Другие его имена обычно включают мотив «змеиности» — Змей Тугарин, Змей Тугаретин, Тугарин Змеевич, Змеище Тугарище. В русских былинах и сказках мифологизированный образ злого, вредоносного существа змеиной природы.

Главный текст, в котором выступает Тугарин — былина о бое Алеши Поповича с Тугарином в разных ее вариантах. При выезде Тугарина на поединок его конь ржет по-звериному, Тугарин свистит по-змеиному. Вокруг Тугарина оплетаются змеи огненные. Он грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, опалить огнём-пламенем, застрелить головнями. Тугарин связан и со стихией воды, и бой с Алёшей Поповичем обычно происходит у реки Сафат. Но вместе с тем Тугарин и летающий змей. Он носится по поднебесью на своих бумажных крыльях, которые отказывают ему, когда оказываются вымокшими под дождём.

Сем - был известен всему славянскому миру. Изображения его встречаются на надгробиях XV в. Изображается в виде двуногой змеи или двуногой ящерицы.

Он покровитель дома и его обитателей. В каждом доме был свой Сем, котоpомy в даp сжигали в печи кyp, чтобы никто из дома не убегал, чтобы все деpжались тpезво и почтительно.

Сем охpанял дом и людей, в его доме живyщих.

ЦИРНИТРА

Дракон, божество опасное. Может быть, имя его означает „черный Итра“ - злой Итра? (Дракон - бог мрака.)

ЗМЕЙ ЯЩЕР (ЮША, РЫГЛ, ВОЛХОВЕЦ)

В одних регионах Руси Ящер был божеством рек и рыболовства. В других это был подземный Змей, вызывающий в земле землетрясения и извержения вулканов. Этот змей был похожь на гигантского крокодила.

Практически все славянские племена, которые поклонялись Ящеру, считали его поглотителем солнца, ежевечерне опускающегося за пределы мира и подземной рекой плывущего на восток. Река эта течет внутри двуглавого Ящера, проглатывающего солнце своей, западной пастью и изрыгающего из восточной.

Ящеру были посвящены гусли, слушать игру на которых он очень любил и за хорошую игру щедро награждал. В предании о Садко Ящер за хорошую игру на гуслях даровал маэстро РЫБ ЗОЛОТО ПЕРО, то есть Золотых Рыбок. Святилище Ящера располагалось на болотах, берегах озер и рек. Береговые святилища Ящера имели идеально круглую форму. В качестве жертв Ящеру кидали в болото черных кур, а также молодых девушек, что отразилось во многих поверьях. Также ему приносили человеческие жертвы во время весеннего ледохода, когда верующие в экстазе бросались в реку и топились, оказывая тем самым почет этому божеству.

Обычай приносить в жертву подводному богу человека существовал на севере в преобразованном виде вплоть до начала XX в. Старики делали чучело и в дырявой лодке отправляли его в озеро, где оно и тонуло. Другой жертвой, приносимой Ящеру, был конь, которого сначала выкармливали всей деревней, а потом топили.

ЧЕРНЫЙ ЗМЕЙ

Чернобог, Кощей Бессмертный- воплощение всех темных сил, родился от мировой Уточки в начале творения. Низвержен в подземное пекельное царство. Бог холода, уничтожения, смерти, зла; Бог безумия и воплощения всего плохого и черного.

Чернобог изображается то в виде гигантского тысячеголового «Змея лютого, Змея Чeрного, многоглавого»; «У того-то Змея тысяча голов, у того-то Змея тысяча хвостов», то в виде человека или демона с человеческими чертами, окрашенного в черный цвет с посеребренными усами.

Описания слишком туманны и крайне мифологизированы

Ему приносят жертвы перед началом важнейших дел, например, перед выступлением в военный поход. Жертвы приносят часто кровавые и человеческие, убивают пленников, рабов и коней.Ужасное божество, начало всех злоключений и пагубных случаев. Сему страшному духу приносились в жертву сверх коней, не только пленные, но и нарочно ему предоставленные для сего люди. А как все народные бедствия приписывались ему; то в таковых случаях молились и жертвовали ему для отвращения зла. Сильный бог, бог телесной крепости, мужества, бог войны, храбрости и военных доблестей, бог победоносной славы.

ХАЛА

В мифологии южных славян так назывался чудовищный хвостатый змей с лошадиными глазами и крыльями под коленями. Обычно у него три головы и девять языков, - шестикрылый, двенадцатихвостый, с лошадиными глазами. Размерами же халы так велики, что головы их находятся в облаках, а хвосты тянутся по земле. Повелитель черных туч, ураганов, града, смерчей, туманов, от которых страдают нивы и сады. Халы воинственны, они насмерть дерутся друг с другом за волшебный посох — и тогда сверкает молния, гремит гром, выпадает снег и град. Объединившись,голодные халы нападают даже на Солнце и Луну, заслоняют их крыльями (так происходят затмения), стараются пожрать светила, тогда они приобретают кроваво-красный цвет. Перед большими людскими праздниками халы водят хороводы, подымая вихри. Беда тому, кого ненароком захватит такой вихрь — несчастный может сойти с ума.

Случается халам превращаться в незримых людей, животных, но и таких оборотней может увидеть человек — если он шестипалый. Защищают людей от халы те существа, которые рождаются от брака Огненного Змея с женщиной. Эти малютки — полулюди, полузмееныши с крошечными крылышками. Как только родится такое существо, его мать должна в одну ночь соткать полотно на рубашку, скроить и сшить ее, иначе ребенок не вырастет змеем-защитником, некому будет защищать село от халы. При наступлении бури человечек с крылышками сразу засыпает и его душа — Зду-хач — отлетает, чтобы сражаться с халой. Его нельзя будить и даже трогать, ибо душа, возвращаясь, должна найти тело в прежнем положении, чтобы войти в нее. Иначе волшебное существо умрет и хала одолеет людей.

ЙИЛБЕГАН

В некоторых мифах тюркских народов Сибири он является крылатым драконом, а в некоторых многоголовым чудовищем-людоедом, который едет верхом на быке с девяносто девятью рогами.

ЧУДО-ЮДО

Чудо-Юдо славянских народных сказок - дракон страшный, многоглавый, могучий.о шести или двенадцати головах. Вообще, слово „чудо» в старину означало великана.

Он обладает огненным пальцем, который позволяет регенерировать срубленные головы. Живёт Чудо-Юдо в каменных палатах, где у него есть жёны-колдуньи и мать-змеиха. Чудо-Юдо владеет двумя волшебными источниками: если испить из одного, то станешь могучим богатырем, из другого — волосы золотые.

ХВАТАЛА

Сказка гласит, что жил-был дракон по прозвищy Хватала. Он воровал y смертных лошадей и коров, которыми кормился, не брезговал и людьми - сядет y берега и слизывает прохожих, как лягушка комаров. Один паренек решил победить дракона. Он попросил кузнеца выковать громадный котел, дровосекам велел развести на площади большой костер, потом взял y мельника муки и испек громадный пудинг - сверхy румяный, а внутри сырой. Потом он сел в лодкy и поплыл к драконy, который разлегся посреди реки. Хватала учyял пудинг и спросил, чем. это пахнет. Паренек предложил емy попробовать. Дракон не заставил себя упрашивать - проглотил пудинг вместе с лодкой. А парнишка тем временем убежал домой. Ночью y дракона начались колики. Он так мучился, что решил для облегчения страданий проглотить и паренька, но тот не растерялся - когда дракон сунул головy в его окно, он выхватил топор и одним ударом перерубил емy шею.

Драконы везде. В живописи, в гербах городов, в печатях, в былинах и сказках. Кстати, на Руси слово «сказка» — это достоверный рассказ.

А вот еще есть такая версия.

Многие русские богатыри, о которых повествуют народные сказания, отрубали головы \Змеям-Горынычам. Но не только легенды и сказки повествуют об этих таинственных монстрах, которые, кстати говоря, очень напоминают первобытных ящеров.

Если переложить на современный язык фразу из собрания русских летописей, датируемую 1582 годом, то вероятность существования крокодилов под Новгородом окажется вполне реальной. «Все лето коркодилы - лютые звери выходили из реки на дорогу. Много народу поели. Люди в ужасе молились Богу. Некоторых тварей палками забили. Было это в Слободе в том году, когда преставился царевич Иван Иванович».

Скептик, пожалуй, решит, что русский летописец мог и присочинить. Но ведь также сохранилось письменное свидетельство иностранца Джерома Гарсе - агента Английской торговой палаты. В 1589 году, по пути из Польши в Россию, он увидел на берегу реки «адовитого мертвого крокодила», которому слуги Гарсе копьями вспороли брюхо. Смердящий запах зверя отравил путника, и ему даже пришлось отлеживаться в ближайшей деревне, где добрые люди оказали ему сочувствие и христианскую помощь.

Рассказы о крокодилах можно найти и в воспоминаниях австрийца Сигизмунда Герберштейна - ватиканского посла в России. Он бывал в нашей стране дважды, в 1517 и 1526 годах, и подробно описал свои впечатления. По его словам, в российских лесах обитают странные идолопоклонники, которые старательно прикармливают каких-то огромных ящериц с четырьмя короткими ногами, длинным хвостом и черным упитанным телом. С каким-то благоговейным страхом люди поклоняются этим тварям, которые то и дело выползают из воды к оставленной для них пище.

В архиве города Арзамаса был обнаружен документ, датируемый 4 июнем 1719 года, где упоминается «Арзамасский монструз». Речь в нем идет о великой буре, случившейся в уезде, о страшном смерче, который унес много жизней. О том, что с неба упал змий, «Божьим гневом опаленный», и отвратно смердел. Согласно описанию, упавшее с неба чудовище имело четыре короткие лапы и огромную зубастую пасть. Земский комиссар Василий Штыков, помня Указ Государя Петра Алексеевича от лета 1718 года о сборе всяких диковин, уродов и «монструзов для Куншткамеры» взял сего змия и поместил в бочку с крепким алкоголем. К сожалению, «посылка» до Петербургского музея не дошла, где-то потерялась по дороге. Поэтому природа «Арзамасского монструза» так и осталась неразгаданной. То ли смерч занес из дальних стран настоящего крокодила, то ли это был один из потомков тех таинственных крокодилов из российских лесов, которые упоминались в новгородской хронике XVI века? А может быть, эти загадочные существа живут где-нибудь и сейчас? Ведь не случайно до сих пор из уст в уста передаются рассказы о неких монстрах, обитающих в российских озерах.

Совсем недавно, летом 1999 года, недалеко от российской границы, крокодил распугал отдыхающих на озере Белом в Польше. Зубастый монстр объявился на берегу в самый разгар купального сезона. Местный лесничий доложил начальству, что видел двухметровое пресмыкающееся. На ноги были подняты все: полиция, пожарные, водолазы. Но в лесистой, заболоченной местности поймать зверя не удалось. Кстати, биологи исследовали следы и подтвердили, что принадлежат они именно крокодилу.

Все источники рассказывают об одном и том же феноменальном явлении природы, которое никак не вписывается в привычную для нас картину мира. Но стоит ли отмахиваться от подтвержденных фактов? Так, криптозоологи однажды не поверили рассказам голландского пилота, самолет которого потерпел крушение на острове Комодо в 1912 году. Вернувшись домой, летчик стал рассказывать о кровожадных драконах, обитающих на острове в Яванском море. Но только в 1926 году туда снарядили экспедицию зоологов, которые и вправду выявили реликтовых ящеров, получивших название «драконы острова Комодо».

Доисторических животных насчитывалось не более тысячи особей. В длину они достигали трех с половиной метров, а весили 130 — 150 кг. Кроме того, эти гиганты были весьма агрессивны и частенько утаскивали у местных крестьян скотину.

Не исключено, что подобные существа водились когда-то и на Русской земле.

источники

http://repin.info/zagadki-istorii/ilya-muromec-pobezhdal-krokodilov

http://gorod.tomsk.ru/index-1318003458.php

Давайте вспомним с вам еще что нибудь сказочное на Руси: или вот могу вам напомнить: , а вот еще - Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -
дракон упоминается три раза: при этом один раз в классической форме δράκων (стих 323), а два раза в форме δράκοντος (стихи и ). Последние два неизменно переводятся на русский как "змея-дракон ".

Забавное описание змей-драконов оставил нам наш "старый друг", римский писатель и эрудит Плиний Старший (Plinius Maior )


воображаемый портрет Плиния Старшего работы художника XIX века;
достоверных портретов античного периода, как мы знаем, не сохранилось,


В книге VIII своей "Естественной истории " (Naturalis Historia ) он написал:

XI.
<. . .>но самых больших слонов поставляет Индия . Она же поставляет и драконов, которые находятся в постоянной вражде со слонами; эти драконы столь огромны, что легко обвивают слонов своими кольцами и сдавливают их, скрутившись в тугой узел. В этом сражении погибают оба противника и побежденный слон, падая, своей тяжестью душит обвившего его дракона.
Перейдём теперь к рассмотрению "свидетельств" о драконах средневековых , но не всех подряд, а только избранных, т.к. "имя им легион"...

По преданиям некий человек был направлен из Рима (Roma ) в Мец (Metz , или как он назывался в то время Divodurum Mediomatricorum ) в III веке н.э. чтобы стать местным епископом. По прибытию местные жители нажаловались ему, что в руинах амфитеатра поблизости живёт дракон по имени Граулли (Graoully , либо Graouilli ), отравляющий своим дыханием местность и наводящий ужас на обитателей города. Тогда чужестранец пошёл в логово дракона, сотворил Крестное Знамение, обернул шею змия своей столой и тем самым приручил чудовище. Затем вывел его из города и на берегу реки Сейль (Seille ) низвёрг его в глубины земли, откуда тот и явился, а провал задвинул скалой. С тех пор тот путник известен как св. Климент Мецский (Clément de Metz ), первый епископ Меца =)

Подобным подвигом прославился ещё один епископ из города Кавайон (Cavaillon , либо Cavalhon ), живший в VI веке св. Веран Кавайонский (Veranus ; Véran либо Vrain ). Силой слова Божьего ему удалось изгнать терроризировавшего деревушку Фонтен-де-Воклюз (Fontaine-de-Vaucluse ) ужасного дракона Coulobre .

Очередной дракон, по имени Тараск (Tarasque ) жил себе на берегу реки Роны (у этой реки много названий... Rhône , Rotten , Ròse , Rôno , Rhodanus , Rodan , Rodano ) недалеко от селения Нерлук (Nerluc ). Питался скотом, людьми и девственницами на закуску. Вот как средневековая "Золотая легенда " (Legenda Aurea , либо Legenda Sanctorum ), весьма популярное в своё время сочинение итальянского монаха-доминиканца Иакова Ворагинского (Jakobus de Voragine , либо Jacopo da Varazze ), составленное им около 1260 года из разнообразных житий святых и близких к ним легенд, описывает нам этого зверя (раздел 4):

Он конечно же был порождением ужасного библейского чудовища Левиафана (לִוְיָתָן ) и прибыл в Рону из моря =)

Чего только местные жители не делали, но избавиться от него не могли. Тут появилась таинственная незнакомка. Застала она монстра в самый отягчающий момент - за человека пожиранием. Окропила она его Святой Водой, сотворила Крестное Знамение и... стал Тараск кроткий как овечка. Связала она его своим пояском и привела в город, где, в отместку за сотворённые неудобства, перепуганные жители зверски его забили копьями. Была эта незнакомка св. Мартой или Марфой (Martha , либо Μάρθα из מַרְתָּא ). А селение с тех пор называется городом Тараскон (Tarascon ) в честь "геройски" поверженного Змея =))

И да, стоит отметить, что св. Марфа не могла жить позже I века н.э. ;)

Недалеко от тех мест, на острове, ныне известном как остров Сент-Маргерит (Île Sainte-Marguerite ), обитал ещё один довольно крупный и свирепый дракон, по имени Драко (Draco ). Настолько свирепый, что его иногда путали со знаменитым Тараском. Его победил, вполне себе силой оружия, епископ (!) св. Гонорат либо Онорэ Арльский (St. Honorat , либо St. Honoré d"Arles ). В сражении ему помогала его сестра, св. Маргерит (St. Marguerite ), основавшая ранее на острове женский монастырь. Раненный змей поднялся в воздух и улетел на континент, где его добил тоже епископ (!) st. Hermentaire . В честь этого события близлежащая деревушка (а ныне город) получила своё название: Драгиньян (Draguignan , либо Draguinhan ).

Также сохранились сказания о кровожадном драконе, проживавшем на горе возле немецкого города Драхенфельс (Drachenfels , дословно "Скала дракона"). Что с ним случилось: показания "очевидцев" очень сильно расходятся. Но, тем не менее, сейчас на этой горе руины замка =)

В отличие от ранее упомянутых драконобоцев св. Маргарите (Марине) Антиохийской (Ἁγία Μαρίνα , либо St. Margaret ) дракон явился как часть её мученических подвигов. Но сотворила Маргарита Крестное Знамение и...

Как мы видим, в христианской средневековой Европе совершенно забылись старые языческие функции драконов, как мифических змеев, охраняющих где-то в подземельях сокровища (см. "Старшую Эдду " (Sæmundaredda ), "Беовульф " (Beowulf ) и "Песнь о Нибелунгах " (Das Nibelungenlied ), в последствии атрибут был позаимствован Джоном Рональдом Руэлом Толкином (John Ronald Reuel Tolkien ) в повести "Хоббит, или Туда и обратно " - The Hobbit, or There and Back Again ), хранителей мудрости (см. "Старшую Эдду "), полностью превратив их в библейские исчадия ада и творения Сатаны (שָׂטָן‏‎‎‎ ), созданные специально для того, чтобы вредить людям (кстати, Толкин использовал и этот образ драконов в произведении "Сильмариллион " (The Silmarillion )). Таких драконов в принципе невозможно приручить. Даже в случае, когда святой (св. Симеон Столпник (Συμεών ὁ Στυλίτης ), см. житие , глава 10) исцеляет терпящего страдания дракона, тот не следует за святым, как обычно поступают исцелённые святыми животные, а снова удаляется в своё логово, находящееся как правило либо в воде, либо в подземелье (и это, как мы увидим позже, не спроста).

Немножко иная история открывается нам на востоке, там мы не наблюдаем такого уж отождествления драконов с нечистой силой. Конечно, в арабском мире св. Георгий, Победитель Дракона, тоже имеет своё почитание под именем Джирджис либо даже Эль-Хидр (جرجس , либо الخضر‎ ), но драконы всё же сохранили прямую преемственность своих языческих предков из Ближнего Востока .

В персидской космографии XIII века (неизвестного автора) под названием "Чудеса мира " (оригинал названия в кирилличной транскрипции Аджа’иб ад-дунйа ) сообщается о неком драконе, в описании которого прослеживается прямая связь этого зверя с доисламской традицией (лист 140а, глава 190):

Подобный рассказ есть и в книге "Диковинки творений и Странные вещи бытия " (عجائب المخلوقات و غرائب الموجودات , в латинской транскрипции Ajā"ib al-makhlūqāt wa gharā"ib al-mawjūdāt ) XII века пера персидского автора Наджиба Хамадани (ст. 617), только дракон там называется тиннин (التنين ), что в переводе с арабского и есть "дракон". А в произведении арабского учёного и литератора XIII века Абу Яхья Закарийа ибн Мухаммед ибн Махмуд аль-Казвини (زكرياء ابن محمد القزوينى ), написавшего труд с таким же названием находим и изображение сего дива, подписанное как cу"бан (ثعبان‎‎ , в латинской транскрипции thuʿbān ), что в переводе с арабского значит "змея" (MS P 2, fol. 197a ):

Но мы продолжим с европейскими драконами. Так ещё одно сказание о поверженом чудовище пришло к нам из австрийских Альп (Alpen ).

В IX веке чуть южнее города Энипонс (Oenipons ; ныне Инсбрук - Innsbruck , либо Innschpruckh ) на севере Тироля (Tirolis ) в одном глубоком и мрачном ущелье на берегу реки Зиль (или Силь ; Sill ) поселился ужасный дракон. А может даже и линдворм . Но это не столь важно, а важно то, что змей временами покидал своё убежище и учинял в округе страшное опустошение. А периодические наводнения, что затапливали ущелье, вымывали оттуда кусочки золота... В то же время недалеко, на реке Рейн (Rhein , либо Rhin ) жил гигант по имени Хаймо , либо Хаймон (Haymo , либо Haymon , от Αἵμων ). Гигантом он назывался не зря, т.к. был ростом 12 футов (почти 3,7 м). Услышав о бесчинствах дьяволова отродия Хаймо вооружился лучшим оружием и отправился на битву. Прибыв на место он, тут как тут, столкнулся с выползшим на промысел змеем. Завязалась битва. Серьёзно опасаясь за свою шкуру дракон попытался скрыться в ущелье, но храбрый Хаймо спустился в него, убил чудовище и вырвал у побеждённого монстра язык.

После чего на добытое у дракона золото построил в Инсбруке монастырь Вильтен (Stift Wilten ) и заселил туда монахов-бенедектинцев . Трофейный же змеин язык, оправленный в серебро, долгое время украшал собой монастырский собор.

Правда в XVIII веке язык всё же переместили в Тирольский федеральный музей Фердинандойм (Tiroler Landesmuseum Ferdinandeum ), т.к. оказалось, что "язык дракона" никакой не язык, а рострум (rostrum ), т.е. "бивень", обыкновенной рыбы-меч (Xiphias gladius ), предположительно привезённый в Тироль крестоносцами . Тем не менее даже сегодня при входе в монастырский собор Вильтена можно наблюдать 3-метровую статую полумифического основателя монастыря - благочестивого гиганта Хаймо...

Но самое интересное в этой легенде, что золото никогда не было найдено возле Инсбрука, ни до, ни после. Максимум что - маленькие кристаллики минерала пирита - т.н. "золота дураков"...

По слухам у итальянского учёного-натуралиста Улиссе Альдрованди (Ulisse Aldrovandi , либо Vlyssis Aldrovandvs )

имелось чучело линдворма, убитого в окрестностях Болоньи (Bologna , либо Bononia ) в 1572 году. И в его книге "Истoрия змей и дракoнoв. В двух книгах " (Serpentvm, et draconv historiæ Libri dvo ), непосредственно посвящённой гадам ползучим и огнедышащим, есть забавный рисунок. Возможно это и есть тот самый линдворм:)

Взглянув на сие произведение искусства внимательней мы с удовлетворением увидим на нём плезиозавра со змеиной внешностью и лапами ящерицы. Что же в действительности послужило прототипом для этого чудовища мы уже вероятней всего не узнаем.

В сочинении разнообразным драконам и их описанию посвящена полностью вторая книга (со страницы 311). Например можно увидеть такие диковинки... ;)

Судя и всего, выше приведённого, может сложиться превратное впечатление, что дракон - самое распространённое животное Европы. И действительно, изучая средневековые европейские фольклор и литературу кажется, что Драконы и Змии встречаются едва ли не на каждом шагу. Во всяком случае не реже волков и оборотней. Однако в действительности едва ли кто нибудь видел живого дракона. Разве что только погребённые в земле кости, некогда убитого Великим Героем...

Решить сию проблему попытался чуть менее чем столетием позже другой христианский учёный, немецкий энциклопедист Атаназиус (Афанасий) Кирхер (Athanasius Kircher ) в своей книге "Подземный мир " (Mundus Subterraneus ), впервые увидившей свет в 1664 году.

Сама по себе Mundus Subterraneus не что иное как один из первых серьёзных академических трудов, целиком посвящённых геологии и строению Земли. К написанию сего трактата Кирхера сподвигло путешествие в Италию, предпринятое им в 1638 году, во время которого северный гость получил возможность наблюдать приливы в Мессинском проливе (Stretto di Messina , либо Strittu di Missina ) и совершить спуск в кратер знаменитого вулкана Везувий (Vesuvio ), на основании чего учёный и сделал свои геологические выводы, лёгшие в основу будущей книги.

Выводы эти смехотворны с точки зрения современной науки, но в то время были вполне на уровне и даже немножко революционными. Так например Кирхер утверждал, что Земля вовсе не цельная по своему строению, как могло бы показаться при беглом взгляде на предмет изучения нам, жителям её поверхности, а скорее пористая, как швейцарский сыр, обладающая многочисленными пустотами и неоднородностями. Именно соединение в этих пустотах стихий огня ("домом" которых является находящаяся в центре земли "пирофилакия" - pyrophylacia ), воздуха и воды и есть главной причиной, движущей силой всех происходящих на Земле геологических событий.

Часть подземных пустот занимает вода, образуя т.н. "подземный океан", соединяющий между собой большинство известных "наземных" водоёмов. К слову, именно в воздействии этого "подземного океана" на "наземные" водоёмы видел Кирхер причины таких загадочных природных явлений как приливы и отливы. Переливание воды из "подземного океана" в "наземный" соответственно вызывало прилив, а возврат воды обратно под землю - отлив.

Нашлось в научном опусе место и для драконов. Мы помним, что в европейских легендах драконы часто появлялись из подземелий, колодцев, а иногда просто из моря. А кости тех самых драконов тоже выкапывали именно из земли. Всё это было учтено. Естественным обиталищем всех драконов и были определены подземные пустоты. А на поверхности дракон скорее не хозяин, а заблудившийся изгнанник. Так была решена проблема огромной редкости драконов в реальной жизни...
Люцерн (Luzern ) в центральной Швейцарии (die Schweiz , либо Suisse , либо Svizzera , либо Svizra ), по средневековой легенде в пещере на склоне горы жил дракон, последнее свидетельство о чём датировано 1619 годом;
оттуда же, ст. 117 второго тома




вид на гору Пилатус из Люцерна;
впечатление, что где-то там обитает дракон, кажется мне вполне естественным =)
фото автора от 14 мая 2009 года


Интересно изображение дракона, терроризировавшего местность возле современного городка Штанс (Stans ) в Швейцарии, около 1250 года. На иллюстрации изображён бой со змеем легендарного рыцаря Штрута фон Винкельрида (Strut von Winkelried ):

Бесчинства чудовища привели к тому, что деревушка Вилен (Wilen ) полностью опустела, превратившись в местность Эдвилен (Ödwilen ), т.е. "вымерший Вилен", любые попытки избавиться от змея заканчивались ничем, т.к. дракон, издали завидев отряд драконоборцев, прятался в пещере Драхенлошь (Drachenloch ) возле вершины горы Муэтершвандэрберг (Mueterschwanderberg ), также известной как Драхенфлю (Drachenflue ). Победить чудовище удалось лишь ценой своей жизни рыцарю Винкельриду, выманившего зверя из укрытия мнимой беспомощностью одинокого путника. Место боя с тех пор, по свидетельству Кирхера, известно как Дракенфельдт (Drackenfeldt ). Объективно же рассмотрев это изображение опять можно сделать вывод, что, как и в случае с линдвормом Альдрованти, художник вдохновлялся останками плезиозавра , дорисовав ему звериные лапы, а передние плавники превратив в крылья;)
(Agamidae ), представители которого обитают в Юго-Восточной Азии .

Правда драконы эти вовсе не огнедышащие и размерами не превышают 41 см (самые крупные особи, при этом на хвост припадает более половины длины). Но удивительной особенностью этого рода ящериц есть рёбра, пять или шесть из которых имеют очень большую длину и способны на специальных "шарнирах" раздвигаться в стороны, формируя с помощью растянутой на боках кожи что-то вроде крыльев.

И крылья эти используются по прямому назначению - для полёта. Правда махать ими невозможно, но планируя дракончики преодолевают расстояние до 60 м (теряя при этом всего лишь метров 10 высоты). И в занятии этом летающие ящерицы достигли вполне себе основательных успехов...

Вполне может быть, что привезённые путешественниками из Азии диковинные ящерицы (либо их скелетики) вдохновляли художников использовать эти формы и для "европейских" драконов. И "Родосский дракон" Кирхера в этом деле не одинок, вспомните также "Эфиопских драконов" Альдрованти;)

Но гораздо большее влияние видимо летающие дракончики имели на своих непосредственных "соседей", людей которые их наблюдали чаще, чем европейцы...

По китайской традиции дракон положительное мифическое существо (в отличие от инфернального европейского), связанное с богами, землёй и водой. Внешность его возможно тоже некогда была основана на внешности летающих дракончиков, но скорее всего претерпела существенные изменения, т.к. в его облике уже слишком много змеиного. По классическим представлениям дракон должен иметь голову верблюда, рога оленя, глаза демона, шею змеи, чешую карпа, когти орла, лапы тигра и уши коровы. Крыльев, в отличие от многочисленных европейских собратьев, у него уже нет, т.к. для полёта он использует некую магическую шишку на макушке. На изображениях шишка правда, из-за своих небольших размеров, часто упускается...

Капитан Бахтиар отдает короткое приказание – и к борту его судна «Зулейка» подгоняют утлую лодчонку, которая перевозит нас на остров Комодо, точнее, в одноименную рыбацкую деревушку. Неподалеку от нее обитают гигантские прожорливые ящеры (более тысячи особей), известные миру как драконы Комодо – Varanus komodoensis. А в самой деревушке живут около 400 человек, то есть на одного жителя здесь приходится почти три ящера. Едва мы выходим на берег, нас тут же берут в кольцо любопытные мальчишки и девчонки, наперебой требующие, чтобы их сфотографировали. «Мистер! Мистер! Купите у меня жемчуг», – подбегает к нам симпатичный юный торговец, которого, как потом выяснилось, зовут Нинган. Мы отказываемся, и тогда он предлагает когти дракона: «Если купите, я покажу вам его следы около деревни, сегодня утром один дракон приходил к домам».

В рыбацкой деревушке Комодо живут около 400 человек, и на одного жителя здесь приходится почти три дракона.
Интерес к новым лицам вполне понятен: в деревню гости заходят редко, поскольку цель их приезда – станции национального парка Комодо, основанного еще в 1980 году для охраны чудесных драконов, а в 1991-м включенного ЮНЕСКО в Список памятников всемирного природного наследия. Ведь помимо варанов национальный парк является домом и для других редких животных и птиц, а в прибрежных водах водится более тысячи видов рыб. Да и флора острова поражает пышностью и разнообразием. Территория национального парка кроме Комодо включает еще два острова – Ринча и Падар, а также целую россыпь небольших островков и коралловых рифов. Но Комодо, благодаря варанам, самый популярный из них. На острове-заповеднике запрещено строительство отелей, а за порядком следят живущие в маленьких домиках егери. Они охотно покажут желающим нескольких лениво развалившихся около кухни драконов или поведут на прогулку по острову, где можно будет полюбоваться этими зубастыми чудищами в естественной среде их обитания. В 1912 году голландский летчик, спасенный после катастрофы самолета местными рыбаками, впервые поведал миру о том, что на острове живут сказочные драконы. Но ему тогда никто не поверил. Лишь спустя несколько лет, когда специально снаряженная научная экспедиция Зоологического музея в Багоре (остров Ява) подтвердила, что вараны действительно существуют, – о Комодо узнали во всем мире. Жизнь деревушки мало изменилась с тех пор. Электричество дают на несколько часов по вечерам, все те же примитивные домики на высоких деревянных сваях, защищающих от приливной волны и... хвостатых соседей. Осторожность с ними не помешает, объясняет Бахтиар. Нападения на людей были, но сейчас егери следят за этим, и о таких случаях давно уже не слышно. Жители острова очень доброжелательны. Пока мы гуляли по деревне, нас несколько раз приглашали зайти в гости: попить чаю или присесть на скамеечку и поболтать о жизни. Нам здесь были рады и ничего не просили взамен. Ведь главное, что надо для счастья, у этих людей есть: мир и любовь. Индонезия – страна мусульманская, поэтому, прогуливаясь, мы выходим к мечети. «Я мусульманин, как и многие, но есть и христиане, буддисты, индуисты. И все мы живем мирно, – говорит Бахтиар. – Вот Нинган – из семьи христиан. С его отцом мы дружны много лет. Наш маленький мир – это пример того, как надо жить по-добрососедски». Мы прощаемся со всеми и выходим из деревни. На песчано-каменистом берегу, усеянном ракушками и осколками кораллов, Нинган показывает место, густо утоптанное детскими босыми ногами, и говорит: «Вот тут я видел след дракона». А мы, надеюсь, увидим его здесь в следующий раз, когда вернемся.