Дидактические игры. картотека на тему. Дидактические игры и упражнения по формированию морфологического строя речи Дидактические игры по формированию морфологической стороны речи

В статье подобраны и разработаны дидактические игры и упражнения по формированию морфологического строя речи: на развитие и усвоение навыков словоизменения и словообразования (существительных, прилагательных и глаголов), которые позволяют практически усвоить грамматические категории языка, расширить пассивный и активный словарь ребенка. В таблице подобраны игры к грамматическим категориям.

В литературе по дошкольной логопедии накоплен значительный материал по формирование морфологического строя речи. Опираясь на методические рекомендации Т.А. Ткаченко, в работе учитывались следующие подходы:

Четкое деление функций между воспитателем и логопедом (логопед знакомит детей с грамматической категорией, воспитатель проводит занятия по особой системе лексических тем);
- при планировании и проведении логопедических занятий акцент делается на изучаемую грамматическую категорию;
- при подготовке занятий не ставится задача уложить весь грамматический материал в одну лексическую тему;

На занятиях не указывается словарная тема, не ограничивая тем самым активные и пассивные словари, на базе которой формируется та или иная грамматическая конструкция. Это позволяло сосредоточить внимание детей на изучаемой морфологической форме (окончание существительных, способы словообразования и т.д.).

Формировались навыки словоизменения, словообразования и согласование слов, привлекая внимание детей к морфологическому составу слова. На занятиях фиксировалось внимание ребенка в виде произносительного акцента на определенно изучаемую морфему (приставку, суффикс), являющуюся основой словообразования; окончание слов, выражающего различные грамматические значения (падежа, числа, рода, лица), являющегося основой словоизменения.

Чтобы каждое занятие способствовало заметному продвижению в коррекции морфологического строя речи, с этой целью создавалась высокая умственная нагрузку. Умственная нагрузка возрастает за счет упражнений на развитие словесно-логического мышления, в рамках изучаемой темы, что обеспечивается путем подбора разнообразного наглядного материала.

На начальном этапе важно приучить детей вслушиваться в обращенную речь, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в чужой и собственной речи. Уточняя произношение и восприятие звуков, улучшая воспроизведение структуры слова, у детей подготавливалась основа для развития понимания речи, грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения. В свою очередь развитие фонематического восприятия создает необходимую основу для формирования морфологического строя речи.

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоничному развитию у него психических процессов, личных черт, интеллекта. Ряд исследований (А.В. Запорожец и др.) подтверждают, что формирование названных качеств в игре у ребенка реализуется значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приемов обучения.

Грамматическая категория Дидактические игры и упражнения
Тема: Уменьшительно-ласкательное значение имени существительных Игры: «Большой – маленький», «Ежи ежик»,

«Назови ласково»

Тема: Именительный падеж имени существительного Игры: «Один – много», «Что растет в лесу?»,

«У кого похожая картинка?», «Измени слово»

Тема: 3 лицо единственного и множественного числа глагола настоящего времени Игры: «Догадайся, что делает девочка и что отвечает?», «Угадай и сделай так же», «Измени слово», «Закончи предложение»
Тема: Винительный падеж имени существительного единственного числа Игры: «Кто самый наблюдательный?», «Исправь и скажи»
Тема: Родительный падеж единственного числа имени существительного Игры: «С какого дерева упал листок?», «Эрудит»

Сказка «Колобок»

Тема: Дательный падеж единственного и множественного числа имени существительного Игры: «Кому, что нужно для работы?», «Гости»
Тема: Творительный падеж единственного и множественного числа имени существительного Игра: Кто, чем защищается?», «Чем делают?», «Когда это бывает?», «Кто за кем?»
Тема: Предложно-падежные конструкции Игры: «Забота», «Помоги животным найти свой домик», «Страшный зверь», «День рождения пуха»
Тема: Приставочные глаголы Игры: «Подскажи действия», «Игра с водой», «Скажи наоборот»
Тема: Родительный падеж множественного числа имени существительного Игры: «Подбираем рифму», «Заготовки на зиму», Угадай, чего не стало?»
Тема: Относительные прилагательные Игры: «Заготовки на зиму», «Из чего сделано», «Какой лист?»
Тема: Притяжательные прилагательные Игра «Чьи, чья, чье?»
Тема: Сравнительная степень прилагательных Игра «Договори предложения»
Тема: Образование сложных слов Игра «Эхо»

Дидактические игры и упражнения на формирования морфологического строя речи

Дидактические игры и упражнения по формированию именительного падежа множественного числа.

1. Игра «Один – много».

Цель: научить детей образовывать существительные именительного падежа множественного числа.

Наглядный материал: предметные картинки – слова в единственном и множественном числе.

Ход игры: детям демонстрировалась картинка с изображением одного предмета и предлагалось найти картинку с изображением этого же предмета, но в большем количестве.

Речевой материал:

У меня красный шар.
- А у меня красные шары (ребенок).

2. Игра «Что растет в лесу».

Цель: образование формы множественного числа существительного с окончанием -ы.

Наглядный материал: предметные картинки и сюжетная картинка.

Ход игры: на доску вывешивалась сюжетная картинка «Лес», дети рассматривали картинку, а экспериментатор постепенно вывешивал вокруг этой картинки карточки предметов в единственном числе (дуб, сосна, береза, гриб, цветок, куст, ягода).

Речевой материал:

В лесу растет один дуб? (В лесу растут дубы);
- В лесу растет одна сосна?
- В лесу растет один гриб?

3. Игра «У кого похожая картинка?».

Цель: образование форм множественного числа существительных с окончанием на -ья.

Ход игры: детям раздавались картинки с изображением предмета во множественном числе, экспериментатор поднимал свою картинку и спрашивает детей у кого есть похожая.

На моей картинке нарисован стул. У кого есть такая же?

4. Игра «Измени слово».

Цель: закрепить знания формы множественного числа именительного падежа существительных с разными окончаниями.

Оборудование: мяч.

Ход игры: ребенку назывались слова в единственном числе и поймав мяч, он должен назвать слово во множественном числе.

Дидактические игры и упражнения по формированию родительного падежа единственного числа с предлогами.

1. Игра «С какого дерева упал листок?».

Цель: закрепить названия деревьев, форму родительного падежа единственного числа с предлогом С.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: карточки с листьями деревьев раздавались детям. Дети должны определить, листья каких деревьев у них оказались, и назвать дерево: «У меня лист упал с клена».

2. Игра «Эрудит».

Цель: закрепить части тела животных, и образование форм родительного падежа с предлогом У.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: детям раздавались картинки с животными, и задаются вопросы.

Речевой материал:

У кого большой хобот?
- У кого пушистый хвост?
- У кого нос пяточком?
- У кого длинные уши?
- У кого есть копыта?

3. Играем в сказку «Колобок».

Цель: образование формы родительного падежа с предлогом от.

Наглядный материал: предметные картинки героев из сказки «Колобок».

Ход игры: детям читалась сказка «Колобок», затем сказка прочитывалась по второму разу, но с пропусками, а дети должны продолжить (от бабушки, от дедушки, от волка, от зайца, от медведя).

Дидактические игры и упражнения на формирование родительного падежа множественного числа.

1. Дидактическая игра «Подбираем рифму».

Цель: формировать умение образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: детям читалось шуточное стихотворение:

Даю вам честное слово,
Вчера в половине шестого
Я видел двух свинок
Без шляп и ботинок.

Мы с вами тоже сможем сочинить веселые шутки. Я буду начинать, а вы продолжайте (детям показываются картинки во время чтения стихотворения, которые заранее проговаривались).

Речевой материал:

Даем честное слово:
Вчера в половине шестого
Мы видели двух сорок
Без … (ботинок) и … (носков),
И щенков без … (тапочек),
И синичек без … (рукавичек).

2. Игровое упражнение «Заготовки на зиму».

Цель: закрепление темы «Овощи – фрукты», формировать умение образовывать множественное число родительного падежа существительных.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: детям рассказывалось о том, что осенью делаются на зиму заготовки из овощей и фруктов. Это соки, повидло, варенье, салаты, компоты и джемы. После им раздавались картинки с изображением овощей и фруктов, и предлагалось составить предложения, что бы они приготовили из того, что изображено на их картинках.

3. Игровое упражнение «Угадай, чего не стало?»

Цель: закрепить умение образовывать множественное число существительных родительного падежа.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: на доску вывешивалось по четыре картинки с предметами во множественном числе, затем две картинки убирались, и у детей спрашивали: «Чего не стало?». Картинки подбирались с разными окончаниями.

Дидактические игры и упражнения на формирование дательного падежа единственного и множественного числа.

1. Игровое упражнение «Кому, что нужно для работы»

Цель: закрепление темы «Профессии», усвоение дательного падежа в единственном и множественном числе.

Наглядный материал: предметные картинки.

а) Ход игры: детям раздавались картинки, на которых изображены учитель без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц и т.д. Затем каждый ребенок должен встать, показать свою картинку и сказать: «У меня учитель без указки, ему нужно дать указку» и т.д.

б) Ход игры: на доску вывешивались картинки с девочками, мишками, собачками т.д., а детям раздаются картинки с предметами (книжка, конфета, мяч и т.д.). Каждый ребенок должен подойти со своей картинкой и выбрать кому он, что даст.

Речевой материал:

Я дам конфету девочкам;
- Я дам книгу мишкам.

2. Игра «Гости».

Цель: закрепление темы «Дикие животные», усвоение дательного падежа.

Наглядный материал: предметные картинки и мягкие игрушки.

Ход игры: дети рассаживались вокруг стола, у каждого ребенка по игрушки, у экспериментатора зайчик, на столе разложены картинки с угощением. Детям предлагалось выбрать по картинки, для своего животного:

Орехи я дам белке;
- Мед я дам медведю.

Дидактические игры на формирование винительного падежа.

1. Дидактическая игра «Кто самый наблюдательный».

Цель: развить у детей внимание, память, обиходный словарь.

Ход игры: дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.

Речевой материал:

Я вижу стол, окно, стул …
- Я вижу столы, окна, стулья…

2. Дидактическая игра «Измени и скажи правильно».

Цель: научить детей внимательно слушать и находить ошибки.

Ход игры: детям задавались вопросы и давались варианты ответов поставленных в начальную форму, ребенок должен был дать ответ в правильном варианте.

Речевой материал:

Люблю кого? Что? (мама, Родина, кошка);
- Цени что? (труд, забота, дружба);
- Береги что? (книга, игрушка, деревья, птиц);
- Запомни что? (сказка, песня, загадка, стихотворение).

Дидактические игры для уточнения формы творительного падежа.

1. Дидактическая игра «Кто, чем защищается».

Цель: закрепить тему «Животные и птицы», усвоение творительного падежа.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: дети рассматривали картинки с изображением животных, и отвечали на вопросы: кто чем защищается?

Речевой материал:

Чем защищается собака? (слон, олень, еж, гусь, кошка).

2. Игра «Что чем делают?».

Цель: расширить словарный запас, научить составлять словосочетания и согласовывать глагол с существительным, усвоить форму творительного падежа множественного числа.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: детям раздавались предметные картинки с изображением инструментов во множественном числе: пилы, топоры, лопаты, иглы, ножи, ножницы и т.д., дети должны были составить словосочетания, отвечая на вопрос «Чем пилят (копают, шьют, режут и т.д.)?».

3. Игры «Когда это бывает?», «Кто за кем?».

Цель: закрепить форму творительного падежа.

а) Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: на доске вразнобой вывешивались картинки с временами года, и детям задавался вопрос «Что за чем идет?».

б) Ход игры: дети делились на две команды. Водящие стояли впереди команды, спиной к остальным детям. Их задача вспомнить и сказать, кто за кем стоит. Правильный ответ поощряется фишкой.

Игры для уточнения формы предложного падежа.

1. Игровое упражнение «Забота».

Цель: научить детей составлять предложения по картинкам. Усвоение формы предложного падежа.

Ход игры: детям раздавались картинки, на которых изображены дети, ухаживающие за животными и растениями. Задавался вопрос: «О ком (чем) заботятся дети?».

2. Игровое упражнение «Помоги животным найти свой домик».

Цель: закрепления знаний о жилище животных, уточнение предложного падежа.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: на доску вывешивались картинки с жилищем животных, а картинки с животными вывешивались под жилищем в перепутанном виде. Детям предлагалось помощь животным найти свой дом. Ответ дается полным предложением.

Занятия на формирование изменение глаголов по лицам.

1. Игровое упражнение «Догадайся, что делает девочка, и что отвечает».

Цель: научить образовывать формы 1-го и 3-го лица глаголов.

Наглядный материал: сюжетные картинки.

Ход игры: детям показывались сюжетные картинки с конкретным изображением действия, и ответить на вопросы «Что делает девочка?» и ответ девочки в 1 лице настоящего времени.

2. Игровое упражнение «Угадай и сделай так же».

Цель: научить детей изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного числа этих же глаголов.

Ход игры: один из детей совершал действие без предмета, другой должен угадать совершаемое действие, назвать его и сделать точно так же.

Речевой материал:

Вова идет. – Я иду.
Катя спит. – Я сплю.
Таня пьет. – Я пью.
Алина рисует. – Я рисую.
Артем бежит. – Я бегу.
Оля читает. – Я читаю.

3. Цель: научить детей одни и те же глаголы настоящего времени единственного числа употреблять в 1-м лице множественного лица.

Ход задания: экспериментатор называл действие в единственном числе, а дети должны ответить во множественном числе.

Речевой материал:

Я иду. – Мы идем.
Я пою. – Мы поем.
Я мою руки. – Мы моем руки.
Я гуляю. – Мы гуляем.
Я играю. – Мы играем.
Я сплю. – Мы спим.

4. Игровое упражнение «Закончи предложения».

Цель: формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.

Ход игры: экспериментатор начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице.

Речевой материал:

Я иду. – Ты …(идешь). – Он …(идет);
Я стою. – Ты …(стоишь). – Он …(стоит);
Я иду гулять. – Ты …(идешь гулять). – Он …(идет гулять);
Я строю дом. – Ты …(строишь дом). – Он …(строит дом);
Я сплю. – Ты …(спишь). – Он …(спит).

Игровые упражнения и задания на формирование имени прилагательного и имени существительного с уменьшительно-ласкательным значением.

1. Дидактическая игра «Большой – маленький».

Цель: научить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: на доску вывешивались круги – большой и маленький, а детям раздались картинки с изображением предметов. Каждый ребенок по очереди выходил к доске, называл сначала большой предмет под большим кругом, а затем маленький под маленьким.

2. Игровое упражнение «Еж и ежик».

Цель: закрепить тему «Овощи», сформировать навыки образование, уменьшительно-ласкательный суффиксов.

Наглядный материал: предметные картинки, 2 ежика большой и маленький.

Ход игры: детям показывали игрушки: ежа и ежика, и объяснялось детям, что они делают на зиму запасы, и надо им помочь. У детей картинки с изображением овощей больших и маленьких. Далее дети раздали овощи ежам, и рассказывали, что кому они дадут.

Речевой материал:

Я дам ежу свеклу (огурец, капусту, баклажан и т.д.), а ежику свеколку (огурчик, капустку, баклажанчик).

3. Дидактическая игра «Назови ласково».

Цель: научить детей образовывать прилагательные с ласкательным значением.

Ход игры: детям предлагалось назвать признак предмета ласково.

Игровые упражнения и задания на формирование навыков образование относительные прилагательные от имени существительного.

1. Игра «Заготовки на зиму».

Цель: закрепить тему «Овощи и фрукты», научить детей образовывать относительные прилагательные от названия овощей.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: детям раздавались картинки с изображением овощей, и экспериментатор объяснял, что из овощей и фруктов можно приготовить на зиму заготовки, это может быть варенье, сок, компот, салат.Экспериментатор задал вопросы, и дети отвечали по своим картинкам.

Речевой материал:

Какой сок можно приготовить из яблок (мандаринов, черники, ананаса, малины, персиков, абрикосов);
- Какое варенье можно приготовить из вишни (брусники, яблок, смородины, груш, слив);
- Какой салат можно приготовить из капусты (моркови, огурцов, помидоров, свеклы, картофеля, гороха).

Аналогичные игры проводились по теме «Деревья» и «Материал».

Игровые игры и упражнения на формирование навыков образование приставочных глаголов.

1. Игровое упражнение «Подскажи действия».

Цель: научить детей образовывать и правильно употреблять глагол ЕХАТЬ с разными приставками.

Наглядный материал: игрушечная машинка.

Ход игры: экспериментатор показывал действия с машинкой и начинал предложения, а дети должны были продолжить предложения и назвать действие.

Речевой материал:

Машина от дома (что сделала?) …(ОТъехала);
- Машина по дороге…(ПОехала);
- Машина к мосту…(ПОДъехала);
- Машина на мост…(Въехала);
- Машина с моста…(Съехала);
- Машина дерево…(ОБъехала).

Экспериментатор повторял произнесенные правильно детьми глаголы, выделяя голосом приставки.

2. Игровое упражнение «Игра с водой».

Цель: научить детей образовывать и правильно употреблять глагол ЛИТЬ

Наглядный материал: стаканы с водой, лейка и цветы.

Ход игры: экспериментатор демонстрировал действия и комментировал их. Далее повторял эти действия и комментируя их не правильно, а дети должны были исправлять ошибки.

3. Игровое упражнение «Скажи наоборот».

Цель: научить детей называть действия с противоположным значением.

Наглядный материал: мяч.

Ход игры: дети встают в круг. Экспериментатор бросал мяч и называл действие, а ребенок поймавший мяч, называл действие с противоположным значением.

Речевой материал:

НАливает – ВЫливает;
- Входит – ВЫходит;
- ЗАкрывает – ОТкрывает;
- ПРИплывает – ОТплывает;
- СОбирает – РАЗбирает;
- ПОДъезжает – ОТъезжает.

Игровые упражнения на формирование навыков образование детенышей животных.

1. Игровое упражнение «Страшный зверь».

Цель: формировать умение соотносить взрослых животных с названиями их детенышей.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: экспериментатор читал рассказ и делал паузы, показывая картинки, дети должны вставлять подходящие по смыслу слова.

Речевой материал:

«У девочки Вари были кошки с …(котятами), собака с… (щенятами), утка с… (утятами), курица с… (цыплятами), коза с… (козлятами). Как-то раз утята побежали к реке, стали плавать и нырять, а котята, цыплята, щенята и козлята смотрели на них. Вдруг слышат: «Тра-та-та!» Испугались малыши и побежали к своим мамам. Котята к… (кошке), щенята к… (собаке), утята к… (утке), цыплята к… (курице), козлята к… (козе).

2. Игровое упражнение «День рождения Пуха».

Цель: формировать умения соотносить названия животных с названиями их детенышей.

Наглядный материал: игрушки и предметные картинки.

Ход игры: дети встали вокруг стола, на столе раскладывались картинки со взрослыми животными. Экспериментатор рассказывал детям про котенка Пуха и его день рождения, как к нему пришли гости и они играли в прятки, и сопровождая свой рассказ действиями с игрушками. Дети вставляли подходящие по смыслу слова и отвечали на вопросы.

Игровые упражнения на формирование навыков образовывать притяжательные прилагательные.

1. Игровое упражнение «Чей, чья, чье?»

Цель: формировать умения образовывать притяжательные прилагательные.

Наглядный материал: предметные картинки и игрушки.

Ход игры: 1 вариант. На доску вывешивались картинки с изображением животных, а детям раздавались картинки отдельных их частей (хвост, лапа, уши). Дети по очереди выходили к доске, и называли какого животного у них часть.

2 вариант. Экспериментатор показывал детям игрушку и задавал вопросы: чей?, чья?, чьи?

Игровое упражнение на формирование навыков образовывать сравнительную степень прилагательных.

1. Игра «Договори предложения».

Цель: научить детей образовывать от прилагательных сравнительную степень.

Ход игры: Экспериментатор зачитывал предложения, а дети должны были его закончить.

Речевой материал:

Вова сильный, а его брат еще… (сильнее);
- Машина едет быстро, а самолет летит еще… (быстрее);
- Весной погода теплая, а летом еще… (теплее);
- У Лены фарш длинный, а у Кати еще… (длинее);
- Вечер темный, а ночь еще… (темнее);
- Мороженое вкусное, а конфета еще… (вкуснее).

Задания на образование двухсоставных слов.

Игра: «Эхо»

Цель: научить детей образовывать и понимать сложные слова.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: детям вначале читалось стихотворение, выделялась интонацией каждая значимая часть слова:

Рыбу ловит рыболов.
Пчел разводит пчеловод.
Землю копает землекоп.
Пешком ходит пешеход.
Лед колет ледокол.
Листья падают – наступает листопад.
Лес рубит лесоруб.
Трубы чистит трубочист.
По дороге едет вездеход.
Пыль сосет пылесос.

После детям заново читалось стихотворение, но дети сами его заканчивали.

Эти упражнения и игры давались детям, как закрепляющий материал к основным занятиям логопеда детского сада по лексико-грамматическим темам. Так же нами были разработаны конспекты занятий по следующим темам, которые не предусматривались в годовом плане (см. Приложение):

1. Тема «Профессии».

Цель: закрепить понятия и названия профессий, научить детей образовывать названия профессий от действий и предметов.

2. Тема «Посуда»

Цель: закрепить названия кухонных принадлежностей, научить образовывать сложные слова от названий посуды.

3. Тема «Пренебрежительно-увеличительные суффиксы имени существительного».

4. Тема: «Согласование имени прилагательного и имени существительного в роде, числе и падеже».

Конспекты занятий

Тема: Профессии.

Цели: сформировать понятия и названия профессий, научить образовывать названия профессий от действий и предметов.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Экспериментатор демонстрирует игрушечные инструменты, и предлагает сесть тем детям, которые назовут, что делают этими предметами.

II. Основная часть.

1. Детям читаются пословицы:

Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Маленькое дело лучше большого безделья.
После прочтения пословиц, экспериментатор вместе с детьми обсуждают каждую пословицу.

2. Детям читают стихотворения.

Библиотекарь

Это дом для разных книжек,
Ждут тебя они давно.
Подойди скорей поближе,
В гости к книжкам загляни.
Здесь порядок, как в аптеке,
Полки выстроились в ряд.
Возле них библиотекарь,
Он всегда нас видеть рад.

Если щеки запылали
Вдруг сильнее кумача,
Если кашель – вызывают
Всем немедленно врача.

Писатель

С книжками мы все дружны,
Любой из нас – читатель.
И конечно, знать должны,
Что пишет их писатель.

Продавец

В магазине, на базаре
И в буфете, наконец,
Всюду, где мы ни бывали,
Нас встречает продавец.

Сапожник

Молоточком тук-тук-тук!
Целый день под этот стук
Всех сапожник удивляет
Мастерством умелых рук.

После каждого прочитанного стихотворения, экспериментатор объясняет детям про каждую профессию.

На доску вывешиваются картинки с изображением людей и их действий, экспериментатор сначала объясняет значения профессий, потом спрашивает каждого ребенка « Кто что делает?» не только по картинкам.

4. Динамическая пауза.

Мы топаем ногами
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем
Мы руки опускаем
Мы кружимся потом.

5. Игра «Исправь ошибку»

Детям читается неправильное действие к профессиям, которые они долдны исправить:

Строитель управляет самолетом,
Пожарный лечит людей,
Швея красит дом,
Парикмахер стирает белье,
Почтальон разносит почту,
Дворник варит обед.

1. Тестовое задание, каждый ребенок должен выбрать правильный ответ.

Кто следит за порядком в библиотеке? (милиционер, строитель, библиотекарь),
Кого мы вызываем, когда заболеваем? (врача, учителя, пожарных),
Кто пишет книги? (музыкант, писатель, сапожник),
Где находится повар во время работы? (у телевизора, у плиты, на диване),
Чем занимается портной? (учит детей, лечит людей, шьет одежду),
Чем занимается на работе продавец? (спит, шьет, продает),
Что ремонтирует сапожник? (мебель, обувь, одежду),
Чем занимается строитель? (строит, летает, учит),
Что делает учитель? (лечит, учит, играет),
Где учит детей учитель? (в музее, в зоопарке, в школе).

2. Экспериментатор перечисляет названия профессий и просит детей назвать одним словом — «Профессии».

Тема: Согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже.

Цели: учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать существительные к прилагательному в соответствии с родовой и числовой принадлежностью; по заданному обобщению находить и исправлять ошибки в согласовании.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Экспериментатор демонстрирует предмет и предлагает сесть тем детям, которые назовут признаки данного предмета.

II. Основная часть.

1. Игра «Собери картинку» (с использованием конструктивной деятельности)

Детям предлагаются разрезные картинки. Необходимо их собрать и назвать, что у них получилось, выделяя окончания слов. Например, У меня красные помидоры (желтые платья, синие чашки и т.д.). Далее экспериментатор спрашивает каждого ребенка, как бы он сказал, если у него был один предмет. Что изменилось в словах?

2. Игра «Магазин»

У экспериментатора, который в данной игре является продавцом, «на прилавке магазина» различные предметы и вещи. Дети в роли покупателей. Для того чтобы приобрести предмет или вещь, необходимо ее описать. Например, дайте мне, пожалуйста, красное платье с синими бантиками; зеленые блюдца с желтыми цветами и т.д. Экспериментатор акцентирует внимание детей на произносимые ими окончания.

3. Динамическая пауза. Игра «Какой это предмет?» (с мячом)

Дети встают полукругом. Экспериментатор называет признак и бросает мяч каждому из детей. Поймавший мяч ребенок называет предмет, который обладает этим признаком, и возвращает мяч. Например, длинная – веревка, юбка, нитка; длинный – поезд, день, нож и т.д.

4. Игра «Полевые цветы» (с использованием изодеятельности).

Детям раздаются цветные карандаши, контурное изображение цветов. Экспериментатор: «Рано утром дети вышли в поле. Смотрят — поле словно ковром покрыто. А ковер-то живой! И каких только цветов там нет: и белые, и синие, и красные, и желтые! (Дети рассматривают цветы, называют их.) Художник нарисовал цветы, которые цвели на том поле, да вот беда: раскрасить забыл! Давайте сами раскрасим их. Как называется этот цветок? (Показывает колокольчик.) Какой возьмешь карандаш, чтобы его раскрасить? Почему? И т.д.

После разбора, дети обводят и раскрашивают цветы, а затем, рассматривая свои рисунки, отвечают на вопросы: Каким карандашом они раскрашивали цветы? Почему? Экспериментатор акцентирует внимание детей на произносимые ими окончания.

5. Игра «Найди ошибку»

Детям предлагается прослушать предложения, найти ошибку, исправить ее, повторить предложение правильно.

На столе лежит большой книга. Маша прочитала маленькая рассказ. Воспитательница рассказала интересный сказка. На небе светит желтая солнце. Аня надела красная платье. На тарелки лежат красное яблоки. Маша раскрасила листья зеленым карандаш. И т.д.

6. Игра «Чего не стало?»

У экспериментатора на столе 6 предметов: синий кубик, зеленый мяч, красная лента, серая кошка, желтое ведерко, белое блюдце. Экспериментатор сначала просит назвать все предметы. Затем дети закрывают глаза, а экспериментатор убирает один или два предмета. Далее дети открывают глаза и отвечают на вопрос: Чего не стало на столе?

Подводится итог занятия, оценивается деятельность детей.

Тема: Посуда.

Цель: закрепить названия кухонных принадлежностей; научить образовывать сложные слова наименований посуды.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Экспериментатор демонстрирует предмет посуды, и предлагает сесть тем детям, которые назовут его признак.

II. Основная часть.

1. На доску вывешиваются предметные картинки с изображением посуды, экспериментатор рассказывает о каждом предмете, для чего нужен, что из него едят и пьют, что едят. Потом каждый предмет произносится вместе с детьми.

2. Игра «Накрой на стол».

На столе раскладывается игрушечный набор посуды, игрушечные и настоящие продукты. Экспериментатор вместе с детьми раскладывает продукты в посуду и комментируя свои действия, выделяя голосом словообразовательные аффиксы.

3. Динамическая пауза.

Моем чашку, моем кружку – круговые движения, поочередно левой и правой руки.
Ставим высоко на сушку – тянемся вверх.
Ой! Упала кружка с полки – наклоны головой вправо-влево.
Будем собирать осколки – сметаем осколки в совок.

4. Игровое упражнение «Магазин посуды».

На столе стоит посуда, а у каждого ребенка по картинке с изображением продукта. Экспериментатор объясняет детям, что каждый продукт должен храниться в определенной посуде, и поэтому надо подобрать посуду в магазине, но если предмет будет назван неправильно, продавец не поймет и не продаст нужную вещь. Каждый ребенок должен подобрать к своему продукту предмет посуды с комментарием: «У меня сахар, и я куплю сахарницу» и т.д.

5. Игровое упражнение «Ослик в гостях у медвежонка».

Детям рассказывается, что медвежонок пригласил в гости ослика, но не знает как правильно разложить продукты и ему надо помочь. Дети должны правильно разложить продукты и объяснить свой выбор: «Сахар надо положить в сахарницу, конфеты в конфетницу» и т.д.

Подводится итог занятия. Оценивается деятельность детей.

Тема: Пренебрежительно-увеличительные суффиксы существительных.

Цель: научить детей употреблять и образовывать существительные с пренебрежительно-увеличительными суффиксами.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Игра «4 лишний». На доску вывешиваются картинки: три с большими предметами, одна с маленьким. Дети должны выбрать лишнюю картинку.

II. Основная часть.

1. На доску вывешиваются картинки в два ряда: верхний ряд картинки с большим изображением, нижний ряд – с маленьким изображением. Экспериментатор объясняет значения картинок, что маленькие картинки будем называть ласково, а большие в увеличительной форме, и проговаривает каждую картинку (сапожки – сапожища), дети повторяют хором.

2. Игра «Найди пару».

Детям раздаются картинки с большими предметами, на доске остаются маленькие. Каждый ребенок должен найти своей картинке «пару», и правильно назвать: топорик – топорища, ножка – ножища, усики – усища, носик – носища и т.д.

3. Динамическая пауза. Игра «Скажи названия», с мячом.

Каждому ребенку по очереди кидается мячик и называется название предмета, а ребенок поймавший мяч должен дать обобщающие понятия: Катя – это имя, рубашка – это одежда, кукла – это игрушка и т.д.

4. Игра «Маленький и большущий».

Дети делятся на две команды: Мальчик-с-пальчик и Иван-богатырь. Каждой компании раздаются картинки: большие и маленькие. Выигрывает та команда, которая назовет больше правильных ответов.

5. Игра «Что изменилось?». На доску вывешиваются 5 картинок, дети закрывают глаза и картинки меняются местами.

Игра «Чего не стало?». На доске висят 5-6 картинок, пока у детей закрыты глаза, 1-2 картинки убираются.

Экспериментатор называет предмет в уменьшительном значение, а дети должны назвать в увеличительном значение.

Стрюк Ирина Сергеевна,
учитель-логопед,
МОУ начальная школа-д/с «Ломоносов»,
г. Жуковский

Дидактические игры. Морфология.

Назови как можно больше предметов
Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.
Ход.
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения)
Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

Олины помощники
Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов.
Материал: кукла Оля.
Ход.
- К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.
Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.
- Что это? (Это ноги)
- Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)
Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…)

Разноцветный сундучок
Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.
Материал : шкатулка, предметные картинки по количеству детей.
Ход.

Воспитатель:

Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Ира, загляни-ка,
Вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

Дидактические игры. Словообразование.

Продукты питания

Цель: Расширение предметного словаря и словаря признаков по теме: «Продукты питания».

Ход:

Воспитатель: Я произнесу 3 слова, а вы назовете 2, похожих по звучанию, родственных слова:

САХАР - ЛИСИЦА - САХАР-НЫЙ

Дети: САХАР - САХАР-НЫЙ

Воспитатель: Послушайте еще раз, как звучат эти слова.

САХАР - САХАР-НЫЙ

Что общего в их звучании? Какая часть слова повторяется?

Дети: «САХАР».

Воспитатель: Чем не похожи эти слова по звучанию?

Дети: «НЫЙ».

Цель: Закрепление умения образовывать относительные прилагательные.

Ход:

Воспитатель:

Дети составляют слова:

ХЛЕБ - НЫЙ, ХЛЕБНЫЙ

КЕФИР НЫЙ, КЕФИРНЫЙ

ЛИМОН -НЫЙ, ЛИМОННЫЙ

Воспитатель:

Дети:

: К слову САХАР добавилась частица «НЫЙ», которая любит приклеиваться к словам. Видите, гномика на картинке (логопед показывает нарисованного гномика на картинке), назовем его «НЫЙ». Давайте поставим гномика «НЫЙ» к словам, нарисованным на картинках. (Одновременно выставляется картинка продукта и картинка гномика «НЫЙ»).

Дети составляют слова:

ХЛЕБ - НЫЙ, ХЛЕБНЫЙ

КЕФИР НЫЙ, КЕФИРНЫЙ

ЛИМОН -НЫЙ, ЛИМОННЫЙ

Воспитатель: Назовите, какой напиток получится из хлеба, кефира, лимона.

Дети: Хлебный напиток, кефирный напиток, лимонный напиток

Цель: Согласование прилагательных с существительными среднего рода.

Ход:

Воспитатель: Сегодня утром почтальон принес посылку с вареньем (показывает банку с вареньем). А какое оно, мы не знаем.

Воспитатель: Давайте попробуем догадаться. Варенье из яблок? Какое?

Дети: Яблочное варенье.Из груши какое варенье? Грушевое варенье.

Из клюквы? Клюквенное варенье.Из сливы? Сливовое варенье. Из клубники? Клубничное варенье. Из малины? Малиновое варенье. Из вишни? Вишневое варенье. Из банана? Банановое варенье. Из ананаса? Ананасовое варенье.

Воспитатель: Повтори за мной: грушевое, малиновое, вишневое, банановое, ананасовое варенье.

Дети повторяют.

Цель: Создание проблемной ситуации для закрепления усвоенного типа предложения.

Ход:

Воспитатель достает из стола конверт, вынимает из него письмо от Незнайки.

Воспитатель: Пришло письмо от Незнайки. Исправьте незнайкины ошибки (Воспитатель читает): Лена купила вишня сок.

Дети: Лена купила вишневый сок.

Инструкция логопеда:

Ваня съел шоколад конфета…(шоколадную конфету)

Мама приготовила картошка пюре…(картофельное пюре)

Папа сварил молоко суп…(молочный суп)

Дидактические игры. Синтаксис.

Составь описание

Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный - это мой любимый... помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт... гранат».)
Приведем пример занятий, где тесно переплетаются все речевые задачи: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи.

Скажи точнее

Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

Послушай, что я расскажу. Там, где я буду останавливаться, ты будешь мне помогать: подбирать слова и составлять предложения.

Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный...) Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной.) Ветерочек слушал их и думал: «А какой же я?» (Легкий, нежный, приятный, ласковый...) Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле.) Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.) Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.) Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.) И вот подул ветерок. Что он делал (дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки). Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.)

Придумай сказку о ветре, ветерочке или ветрище. Можно обо всех сразу. Кем они могут быть в сказке? (Братьями, соперниками, друзьями, товарищами.) Что могут они делать? (Дружить, мериться силой, спорить, разговаривать.)

Расскажем про белочку

Цель: составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания.

Давай еще раз посмотрим на белочку (вспомни, какая она, что умеет делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажи, какая была белочка? (Смелая, веселая, шустрая, находчивая.) А волк какой? (Злой, сердитый, недобрый.) Я начну рассказывать, а ты заканчивай. Как-то раз белочка побежала погулять... (и шишек набрать). Она залезла... (на высокую сосну). А на сосне шишек... (много, видимо-невидимо). Только сорвала первую шишку... (увидела волка). Но белочка... (не испугалась). Она бросила... (шишку прямо на волка). На лбу у него... (выросла шишка). Давайте нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.

Приведем пример занятия, в котором сочетаются разные речевые задачи: формирование грамматического строя речи, словарная работа, развитие связной речи.


Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
ПО ТЕМЕ “ИГРУШКИ”
Составил:
воспитатель I квалификационной категории
Скоробогатова Марина Анатольевна

Задачи. Упражнять детей в образовании прилагательных («Из чего сде¬лана?)»; в формировании сложноподчиненного предложения с проти¬вительным союзом «а»; в согласовании существительного с прилагательным (“Расскажи об игрушке”), существительного с личным местоимением (“Мой, моя, мое”); упражнять детей в употреблении пространственных предлогов, в употреблении существительных в родительном падеже. Развивать внимание, речевую активность. Воспитание бережного отношения к окружающим людям, игрушкам.

Материал. Игрушки из разных материалов; картинки с изображением играющих детей (к игре “Что нарисовано на картинке?”); набор картинок в коробке или конверте с изображением игрушек (к игре “Мой, моя, мое”); игрушка медведя, стул, ведерко, коробка с мелкими игрушками (для истории об игрушках), небольшая ширма (к игре “Чего не стало?”); картинки с изображением сломанных игрушек (к игре “Чего не хватает?”).

Ход занятия.
Дети стоят на ковре.
- Здравствуйте, дети. Как вы думаете, что такое “здравствуйте”? (Индивидуальные ответы детей). Это слово обозначает пожелание здоровья другому человеку. Давайте пожелаем здоровья друг другу. (Дети по кругу здороваются с соседом, называя его по имени. Хором здороваются с гостями).

Каждое утро вы приходите в детский сад. Нравится ли вам наш садик? Нравится ли вам наша группа? Что особенно нравится вам в нашей группе? (Индивидуальные ответы детей). Действительно, у нас много разных интересных игр и игрушек.

Дети подходят к столу, на котором разложены игрушки.
- Посмотрите, какие игрушки сегодня у нас в гостях. Все они разные, непохожие друг на друга. Они разного размера, разного цвета, сделаны из разных материалов. С ними можно играть в разные игры. Давайте рассмотрим их повнимательней.

Игра “Из чего сделано?”
Индивидуальные ответы детей.
- Эта матрешка сделана из дерева, значит она - … (деревянная).
Черепаха из стекла - … (стеклянная)
Мяч из резины - … (резиновый)
Барабан из железа - … (железный)
Лошадка из глины - … (глиняная)
Ведро из пластмассы - … (пластмассовое)
Мишка из плюша - … (плюшевый)
Самолет из бумаги - … (бумажный)
Кукла из пластилина - … (пластилиновая)
Кольцо из проволоки - … (проволочное)

Давайте сравним эти игрушки.
(Индивидуальные ответы детей)
Мяч резиновый, а матрешка деревянная.
Ведро пластмассовое, а самолет бумажный. И т.д.

“Расскажи об игрушке”
(Все дети.)
- Давайте подробней рассмотрим некоторые из этих игрушек.
Это мяч. Скажите, какой он? (круглый, красный, резиновый, упругий…). Как с ним можно играть? (Отбивать, подбрасывать, ловить, катать, пинать…)
Это ведро. Какое оно? (Розовое, пластмассовое, большое, легкое, красивое…). Как с ним можно играть? (Набирать в него песок и строить дома, или набирать воду и поливать цветы, или что-нибудь переносить…).
Это самолет. Какой он? (Легкий, бумажный, легко рвется, может помяться…). Как с ней можно играть? (запускать в воздух, устраивать соревнования, чей самолет дальше улетит.)

Игрушки разные и играть в них можно по-разному.
“Что нарисовано на картинке?”
- У каждого из вас есть картинка. Расскажите, кто на ней нарисован и что он делает.
(Девочка прыгает через скакалку. Мальчик играет с юлой. Девочка строит пирамидку…)

Физминутка.
Стойкий солдатик
Наклонитесь все вперед,
А потом наоборот.
Влево, вправо наклонитесь,
Наклоняйтесь, не ленитесь!
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Руки ты прижми к груди,
Да смотри, не упади!
Руки вверх, руки в бок,
И на месте - скок, скок, скок!
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже... А потом...
Марш на месте не спеша.
Дети. Ох, зарядка хороша.

Дети переходят на ковер.

Игра “Мой, моя, мое”
- Девочка Таня из соседней группы решила подарить вам свои игрушки (на карточках). Чьи это игрушки? (Танины). Таня подарила мне барабан. Это теперь мой барабан. Настя, что тебе подарила Таня? (Индивидуальные ответы детей)

А теперь я расскажу вам одну историю. Знаете ли вы, что когда вечером все дети уходят из детского сада домой, игрушки оживают и начинают играть. Они ходят друг к другу в гости, пьют чай из игрушечной посуды, угощаются игрушечными пряниками и печеньем и делятся последними новостями: кто с ними играл, какие интересные игры придумывали с ними ребятишки,
И вот однажды игрушки решили поиграть в прятки. Водящим выбрали Мишку. Он отвернулся к стене и честно стал считать до 10. Хитрые игрушки решили спрятаться все в одну коробку, которая стояла… (около стула).
Закончив считать, Мишка отправился искать. Сначала он заглянул … (за коробку), затем …(под стул), затем забрался… (на стул), на котором стояло ведро. Он заглянул …(в ведро), не удержался и свалился в него, такой неуклюжий! Он вылез … (из ведра), спрыгнул …(со стула на пол), оглянулся по сторонам, обошел… (вокруг стула), залез … (на коробку), уселся на ней и задумался: “Где же они спрятались?” В это время в коробке кто-то из игрушек тоненько чихнул. От неожиданности Мишка свалился … (с коробки), но тут же заглянул в нее. Так и нашел своих друзей!

Игра “Чего не стало?”
- Я предлагаю вам поиграть в игру с разными игрушками, которые спрятались в коробке. Вот они (достать 5-6игрушек). Они хотят поиграть с вами в прятки. Посмотрите на них внимательно, запомните их (5-8 сек). (закрыть игрушки маленькой ширмой, одну убрать обратно в коробку, остальные переставить. Убрать ширму.) Скажите, чего не стало? (3-4 раза).

Но иногда игрушки жалуются друг другу: кому что сломали, порвали, испортили…
Игра “Чего не хватает?”
У каждого ребенка карточка с изображением сломанной игрушки.
- А теперь внимательно рассмотрите ваши картинки. На них изображены игрушки, которые сломали малыши. Скажите, чего-то не хватает каждой из этих игрушек (Индивидуальные ответы детей).
- Мы с вами знаем, что с игрушками надо обращаться бережно, не ломать их. Вы знаете стихотворение “Берегите игрушки”. Давайте вспомним его.
Берегите игрушки
Грузовик без колес,
У ежика отклеен нос,
Стали черными цыплята,
А из куклы лезет вата!
Были новыми игрушки,
А теперь они старушки.
Берем же скорей
Иголки и клей,
Нитки, катушки
И чиним игрушки.
И нам за это от души
Спасибо скажут малыши.

Ольга Евстифеева
Комплекс игр по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста

Грамматический строй речи – это система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса. Ребенок, у которого развит грамматический строй речи легко общается со сверстниками и взрослыми, он может правильно высказать свои мысли, чувства, легко проходит адаптацию в школе.

Усвоение детьми грамматического строя языка происходит постепенно, путем подражания. В норме к восьми годам ребенок полностью усваивает грамматический строй языка.

У детей старшего дошкольного возраста грамматический строй речи формируется прежде всего в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве. Поэтому организации грамотной деятельности в повседневной жизни детей, является главным педагогическим условием их развития.

Так как ведущим видом деятельности ребёнка является игра, поэтому её рекомендуют использовать как один из основных приёмов в формирование грамматического строя речи. Благодаря игре, её динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, предоставляется возможность много раз упражняться в повторении нужных грамматических категорий. Таким образом, грамматические категории можно отрабатывать, используя различные виды игр:

Настольно-печатные;

Дидактические;

Подвижные игры;

Сюжетно – ролевые;

Компьютерные игры.

При отборе материала для игр и игровых упражнений важно организовать его таким образом, чтобы дети не просто запоминали ту или иную грамматическую форму, но и в практическом плане освоили правило словоизменения. Материал должен давать широкую ориентировку в типах изменения слов, помочь эти типы выделить и дифференцировать.

Таким образом, широкое использование дидактических игр и упражнений является наиболее эффективными методами в формировании грамматического строя речи. Интерес, вызванный у детей, и положительные эмоции способствовали успешному усвоению грамматического строя речи.

Игры на усвоение грамматического строя речи (словоизменение)

1. Игра «Один –много»

Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.

Оборудование: картинки с разными предметами.

Ход игры:

Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано - яблоко, а у вас - яблоки и т. д.

Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик… .

Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.

2. Игра «Почини сломанные игрушки»

Цель: Закрепление форм именительного и родительного падежа.

Оборудование: картинки предметов и картинки этих же предметов без одной части: без колеса, уха, лапки, крыла, седла и т. д.

Ход игры:

Взрослый: Назовите без чего не может быть предмет? Что починим?

Дети: Машина не может ездить без колеса. У скорой помощи нужно починить колесо.

3. .Игра «Накорми животное»

Цель: Закрепление форм дательного падежа

Оборудование: картинки с изображением животных и едой для них или игрушки.

Ход игры:

Взрослый: Ребята, приглашаю вас на прогулку в зоопарк. Смотритель зоопарка разрешил нам покормить животных. Как вы думаете, кому какая еда нужна?

(Демонстрация двух видов картинок: 1 ряд- животные, 2 ряд – еда для животных) .

Дети составляют фразы, подбирая подходящие картинки.

ВАЖНО: обращать внимание детей на изменения в окончаниях слов.

Зебре – траву. Или: Трава- зебре. И т. д.

4. Дидактическая игра «Кто самый наблюдательный».

Цель: закрепление форм винительного падежа.

Ход игры:

Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.

Речевой материал:

Я вижу стол, окно, стул …

Я вижу столы, окна, стулья…

5. Игра «Подскажи Незнайке»

Цель: Закрепление форм творительного падежа.

Ход игры:

Воспитатель: Наш Незнайка решил построить дом для своих друзей.

Помогите ему узнать чем он будет выполнять работу.

Пилить (пилой) ;

Стучать… ., строгать… ., сверлить…., резать…., копать… ., подметать… .,

А когда дом для друзей был построен, Незнайка решил отдохнуть, и придумал для вас загадки.

Дополните предложение и повторите его полностью.

Знайка рисует (что? чем)

Пончик намазывает (что? чем)

Винтик грозит (кому чем)

Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем)

Поэт Цветик пишет (кому? что? чем)

Синеглазка стирает (кому? что? чем)

6. Игровое упражнение «Забота».

Цель: научить детей составлять предложения по картинкам. Усвоение формы предложного падежа.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход игры: детям раздаютсяь картинки, на которых изображены дети, ухаживающие за животными и растениями. Задается вопрос: «О ком (чем) заботятся дети?».

7. Игра «Что делают птицы»

Цель: Дифференциация глаголов единственного и множественного числа 3-го лица.

Оборудование: картинки ласточки и скворцов.

Ход игры:

Воспитатель: Целый день птицы проводят в хлопотах. Так чем же они заняты? Я буду говорить о ласточке, а вы, измените слово и скажете о скворцах.

8. Игра «Морские сокровища»

Цель: развитие умения согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

Оборудование: предметные картинки или игрушки.

Ход игры:

Воспитатель: На морском дне лежит много разных сокровищ. Найдите предметы одинаковые по цвету; по форме; по размеру.

9. Игра в лото «Два и пять»

Цель: закрепление формы существительного родительного падежа единственного и множественного числа.

Оборудование: карточки лото с изображением двух т пяти предметов.

Ход игры:

Воспитатель называет предмет. Дети находят на карточке его изображение, определяют количество предметов, называют словосочетание числительного с существительным и закрывают картинку фишкой.

10. Игра «Займи свой домик»

Цель: закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными

Оборудование: картинки с изображением животных, птиц или насекомых и картинки с изображением их домиков.

Ход игры:

Воспитатель раздает каждому ребенку картинку с изображением насекомого, птицы или животного, после чего показывает картинки с их домиками.

11. Дидактическая игра «Три рейки».

Цель: определение рода имени существительного.

Оборудование: предметные картинки (чайник, фартук, нож, тарелка, чашка, кастрюля, ведро, блюдце, окно, апельсин, яблоко, груша, яйцо) .

Ход игры:

Можно предложить детям сначала в одну стопку сложить картинки с предметами, про которые можно сказать один, во вторую – про которые можно сказать одна, в третью – про которые можно сказать одно. Затем дети должны разложить картинки на рейках в том же порядке.

12. Игровое упражнение «Закончи предложения».

Цель: формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.

Ход игры:

Воспитатель начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице

Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет) ;

Я стою. – Ты (стоишь). – Он (стоит) ;

Я иду гулять. – Ты (идешь гулять). – Он (идет гулять) ;

Я строю дом. – Ты (строишь дом). – Он (строит дом) ;

Я сплю. – Ты (спишь). – Он (спит) .

Литература

1. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1995. - 95 с.

2. Игры в логопедической работе с детьми. /Под ред. В. И. Селиверстова. - М. : Просвещение, 1987. - 144с.

3. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. / Сост. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. - М. : 1989. - 280с.

4. Крылова Л. Н., Корц М. А., Кузевич Л. М. Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни // Дефектология. № 5. 1978. - С. 65-71.

5. Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. - М. : 1998. - 470с.

6. Максаков А. Н. Развитие правильной речи ребенка в семье. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 98 с.

Младший дошкольный возраст. Игры и упражнения с грамматическим содержанием

Чудесный мешочек

Цель. Ориентироваться на род слова при определении предмета по его признакам.
Материал. Заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор. Мешочек.
Организация. Воспитатель обращается к детям:
- К нам в детский сад пришел Заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно
посмотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Она длинная, красная.)
Морковь кладут на стол.
- А это что? (Огурец.) Какой огурец? (Он длинный, зеленый.) А это. .. (помидор) . Какой помидор? (Он круглый, красный, большой.) А это... (яблоко) . Оно какое? (Красное, круглое, большое.)
- Заяц хочет поиграть. Он спрятал все овощи и фрукты в мешок. Зайка опустит лапу, возьмет предмет и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у него в лапе. Внимательно слушайте:

Она длинная, красная. Что это? (Морковь.) Заяц «достает» морковь.
- Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.)
- Оно круглое, красное. (Яблоко.)
- Он круглый, красный. (Помидор.)
Если дети неправильно отвечают на последние два вопроса, воспитатель выделяет голосом местоимение.
- Послушай хорошо. Оно круглое, красное. Он круглый, красный.
- Найдите и положите в мешок овощи. Что осталось? {Яблоко.) Яблоко - это фрукт.
- Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания.

Разноцветный сундучок

Цель. Ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.
Материал. Шкатулка. Предметные картинки: яйцо, печенье, варенье, яблоко, матрешка и другие предметы, обозначаемые словами среднего и женского рода, - по числу детей.
Организация. На столе у воспитателя шкатулка. В ней картинки. Воспитатель читает стихотворение:
Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Оля (Маша и т. д.), загляни,
Вынь картинку, назови.
По ходу рассматривания картинок воспитатель задает вопросы: «Какое яичко? Какая матрешка?». Вопросительное слово согласуется с существительным и помогает ребенку правильно сориентироваться в его родовой принадлежности.
В том случае, если на картинках будут изображены 2-3 предмета, игра приобретает новый смысл: это упражнение в образовании форм именительного падежа множественного числа существительных.

Теремок

Цель. Ориентироваться на окончание при согласовании в роде существительного и глагола прошедшего времени.
Материал. Деревянный теремок. Игрушечные звери: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.
Организация. Воспитатель ставит (строит) на ковре теремок. Возле теремка рассаживает зверей. Дети стайкой размещаются рядом. Воспитатель рассказывает сказку, побуждая детей принять участие.
- Стоит в поле теремок. Прибежала к теремку... кто? Правильно, мышка.
Дети подсказывают, ориентируясь на значение глагола и его окончание.

Кто в теремочке живет? Никого нет. Стала мышка в теремочке жить. Прискакала к
теремочку... лягушка.
И так далее. В рассказывании используются слова: прибежала, прибежал, прискакала, прискакал, притопал. После чтения сказки воспитатель обращает внимание детей на глаголы:
- Кто прискакал к теремку? Кто прибежал? Кто притопал? Послушайте, как
мы говорим: лягушка прискакала, а зайка прискакал; лисичка прибежала, а
волк прибежал.
Чего не стало?


Материал. Пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая), разноцветные ленточки (длинные и короткие), лошадки, утята. Мешок. Буратино.
Организация. Воспитатель вносит в группу Буратино. У Буратино мешок.
- Что у тебя в мешке, Буратино?
Буратино «говорит», что принес ребятам игрушки.
- Вам интересно, какие игрушки у Буратино в мешке?
Дети рассматривают игрушки. Называют их. Выставляют на столе.
- Что это? Матрешка? Давайте посмотрим, что у матрешки внутри. Еще матрешка.
Поставим их рядом. Вова, теперь ты достань игрушку. Что это? (Пирамидка.) Еще
пирамидка есть?
Так достают и рассматривают все предметы.
- Запомните, какие предметы на столе. Здесь пирамидрси, матрешки, утята.
Буратино с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны сказать, каких
игрушек не стало.
На столе у воспитателя остаются три пары предметов: две матрешки, две пирамидки и две лошадки. Дети закрывают глаза. Воспитатель прячет матрешек, а на их место кладет ленточки.
Чего не стало? Затем прячет ленточки, на их место ставит пирамидки. Чего не стало? и т. д.
В конце воспитатель, убрав все игрушки, спрашивает: «Каких игрушек не стало?»

Где наши ручки?

Цель. Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
Организация. Дети сидят на стульчиках. Воспитатель обращается к ним, приглашая интонацией к игре, шутке:
- Где наши ручки? Нет наших ручек? (Прячет руки за спину. Дети делают то же самое.) Вот наши ручки! (Показывают руки, играют пальцами.)
- Где же наши ножки? Нет наших ножек? (Дети прячут ноги под стул.) Вот наши ножки. (Топают ножками.)
- Где наши ручки? Чего нет? (Ручек.) Вот наши ручки.
- Где же наши ножки? Чего нет? (Ножек.) Вот наши ножки.
Повторить два-три раза.

Цель. Упражнять в образовании форм множественного числа существительных (в именительном и родительном падеже).
Материал. Картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе (матрешка-матрешки, ведро-ведра, колесо-колеса, кольцо-кольца и т. д.).
Организация. Воспитатель раздает детям картинки, оставляя у себя пары к ним. Обращается к детям.
- Игра на внимание. Я буду показывать картинки, а тот, у кого такие же игрушки,
должен быстро сказать об этом. Например, у меня колесо. А у Веры колеса. Вера
должна быстро сказать: «У меня колеса» или «У меня много колес». Обязательно
надо назвать игрушку.

Тот, кто замешкался, отдает свою картинку воспитателю. Если ребенок быстро и правильно назвал игрушки, воспитатель отдает свою картинку ему.
В конце игры проигравшим (у кого на руках нет или меньше всех картинок) дают шуточные задания: попрыгать на одной ноге, высоко подпрыгнуть, присесть три раза и т. д. Задания придумывают вместе с детьми.

Мишка, поезжай

Цель. Упражнять в образовании форм глаголов скакать, ехать (поскачи, поезжай).
Материал. Грузовик, мышка, мишка.
Организация. Воспитатель вносит в групповую грузовик, на котором сидят мишка и мышка. Дети с интересом обступают их.
- Хотите, чтобы звери покатались на грузовичке? Если хотите, надо их попросить,
сказать: «Мишка, поезжай». А еще можно зверей попросить поскакать: «Мишка,
поскачи». (Слова сопровождаются действиями с игрушками.) Олег, кого ты хочешь
попросить, - мышку или мишку? Какое задание им дашь?
Игра проводится до тех пор, пока не иссякнет интерес детей.

Мишка, ляг!

Цель. Упражнять в образовании форм глаголов лечь, петь (ляг, спой).
Материал. Плюшевый мишка (озвученная игрушка).
Организация. В гости к детям приходит медвежонок. Дети окружают его. Воспитатель:
- Медвежонок умеет выполнять поручения. Его можно попросить: «Мишка, ляг на
бочок», «ляг на спинку», «ляг на животик». А еще он умеет петь. Попросите:
«Мишка, спой». Вот как поет медведь. Понравилось? (Слова сопровождаются
действиями с игрушкой.)
По желанию детей мишка выполняет разные задания. Если ребенок молчит, воспитатель задает наводящие вопросы: «Ты хочешь, чтобы мишка лег? На животик или на спинку? Давай попросим вместе: «Мишка, ляг на животик».
Можно мишке давать и другие задания: поезжай, поскачи, попляши и т. д.

Цель. Учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под).
Материал. Грузовик, мишка, мышка.
Организация. В гостях у детей снова Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Дети закрывают глаза. Мышонок спрятался. Дети открывают глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверное, под машиной. Нет. Где же он, ребята? (В кабине.) Вот он куда забрался! Закройте глаза, мышонок снова будет прятаться. (Мышонок залезает на кабину.) Где же мышонок?» и т. д.

Потерялись

Цель. Соотносить название животного и его детеныша (у т к а - у т е н о к, курица-цыпленок, коза-козленок, корова-теленок, лошадь-жеребенок).
Материал. Игрушечный домик, игрушечные животные: утка-утенок, курица-цыпленок, коза-козленок, корова-теленок, лошадь-жеребенок.
Организация. Воспитатель расставляет в разных местах животных. На ковре игрушечный домик, в нем детеныши. Воспитатель:
- Давайте посмотрим, кто в теремочке живет? «Кря-кря-кря» - кто это? Утка?
Правильно. (Достает утку из теремка). Большая или маленькая? Маленькая? Это,
ребята, утенок. Маленький утенок. А утка - его мама. Помогите утенку найти его
маму-утку. Вася, возьми утенка. Поищи утку.
Ребенок ходит по группе, ищет.
- А это чей голос? «Пи-пи-пи» - кто это? (Достает цыпленка) . Кто мама у
цыпленка? Как кудахчет курица? Как отзывается цыпленок? Поищи, Оля, курицу - маму
цыпленка.

Аналогичным образом обыгрываются остальные персонажи. Когда все малыши найдут своих мам, их сажают вместе. Дети рассматривают их, называют: утка-утенок, курица-цыпленок и т. д. Зверей сажают в машину и увозят в гости к другим детям.

Цель. Различать животных и детенышей по звукоподражанию. Соотносить названия животных и их детенышей (мышка-мышонок, утка-утенок, лягушка-лягушо¬нок, коро в а -телено к) .
Материал. Игрушки: мышка-мышонок, утка-утенок, лягушка-лягушонок, корова-теленок.
Организация. В гости к детям приходят (приезжают) звери. Звери хотят поиграть. Надо догадаться, чей это голос.
- Му-у-у - кто так мычит? (Корова.) А тоненько кто мычит? (Теленок.)
- Ква-ква - чей голос? Грубый голос? А кто тоненько квакает? (Лягушонок.)
Лягушка большая, квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто
детеныш у лягушки? (Лягушонок.)
Аналогично обыгрываются остальные игрушки. После игры дети могут поиграть с игрушками. Чтобы это сделать, надо правильно позвать: «Лягушонок, иди ко мне», «Утенок, иди ко мне».

На прогулку

Цель. Активизировать наименования, обозначающие детенышей животных.
Материал. Поднос с игрушками, изображающими детенышей животных: бельчат,
зайчат, утят, мышат и т. д. - по количеству детей. Строительный материал.
Организация. Воспитатель вносит поднос с игрушками. Дети окружают его.
Воспитатель:
- К нам в гости пришли зверята. Мы сегодня будем строить для них домик.
Выберите, для кого будете строить домик, и попросите правильно: «Дайте мне,
пожалуйста, утенка» или «Дайте мне, пожалуйста, бельчонка».
- Кого тебе дать, Оля? А тебе?
Ребенок получает игрушку, если правильно называет детеныша. В случае необходимости воспитатель подсказывает слово или его начало, просит повторить наименование.
На ковре располагается строительный материал. Дети строят для своих зверят домики, играют с ними.

Поручения

Цель. Активизировать наименования, обозначающие детенышей животных. Упражнять в образовании форм глаголов.
Материал. Игрушки: бельчонок и котенок. Организация. Раздается мяуканье. Воспитатель:
- Кто это мяукает? Где он?
Выходит в раздевалку вместе с детьми:
- Ребята, к нам пришли гости! Смотрите, они совсем маленькие. Это не просто белочка и киска. Это котенок и бельчонок.
- Зверята хотят с вами поиграть. Им можно давать поручения. Если попросить правильно, бельчонок попрыгает. «Бельчонок, поскачи!» Вот как скачет! А котенка можно попросить: «Котенок, спой!» Вот как поет котенок. Кого хотите попросить? О чем?
После игры зверята прощаются с детьми и уходят (уезжают).

Дружные ребята

Цель. Соотносить названия животных и их детенышей. Активизировать наименования детенышей животных.
Материал. Белка и лиса.
Организация. Воспитатель объясняет детям содержание игры:
- Сейчас поиграем в игру «Дружные ребята». Встаньте в пары. Теперь постройтесь
в две колонны. Первая колонна - бельчата, вторая - лисята. Вот ваши дома (ставит
в разных концах зала стулья, на которые сажает белку и лису) . Когда услышите
танцевальную музыку, будете танцевать и бегать - резвиться на лужайке. При
команде «Опасно!» все бегите к своим мамам. Выигрывает та команда, которая
скорее соберется.
Игра повторяется три-четыре раза. Активизации наименований детенышей животных, соотнесению их с названиями взрослых животных способствуют также пластические этюды, упражнения. Педагог принимает на себя роль взрослого животного, дети - детеныши. Например, педагог - курица, а дети - цыплята. Курица с цыплятами гуляет по полянке. Все разгребают травку, ищут червячков, пьют водичку, чистят перышки. При команде «Опасно!» все дети-цыплята бегут под крыло к маме-курице.

Будут на зиму дрова
(Физкультминутка)

Цель. Соотносить глагол, его формы с собственными движениями.
Организация. Дети встают парами, лицом друг к другу, взявшись за руки (подав правую руку один другому). С началом стихотворения изображают, будто пилят дрова.
Мы сейчас бревно распилим, Пилим-пилим, пилим-пилим, Раз-два! Раз-два! Будут на зиму дрова.

Качели
(Физкультминутка)

Цель. Соотносить производное слово (глагол и имя существительное) и выразительные движения.
Организация. Проводится стоя. Воспитатель читает стихотворение, которое дети сопровождают ритмическими движениями.
Все лето качели Качались и пели, И мы на качелях На небо летели.
Дети качают руками вперед-назад, слегка пружиня в коленях.
Настали осенние дни. Качели остались одни.
Уменьшая ход качелей, пружинят в коленях и уменьшают взмах руками до остановки.
Лежат на качелях Два желтых листка. И ветер качели Качает слегка.
Выполняют легкое покачивание.

Волк и зайцы
(Подвижная игра)

Цель. Понимать и соотносить с движением глагольные формы
(спрячься спрячемся, попрячемся).
Организация. Воспитатель читает стихотворение. Дети выполняют
согласованные со словом.
Раз, два, три, четыре, пять Негде зайчику скакать: Всюду ходит волк, волк, Он зубами щелк, щелк! А мы спрячемся в кусты, Прячься, заинька, и ты, Ты, волчище, погоди! Как попрячемся, иди!

Дети-зайцы прыгают на двух ногах, согласовывая движения с текстом стихотворения. Остальные стоят по кругу и хлопают в ладоши. Волк ходит за кругом, щелкает зубами. Затем все прячутся за спинки стульев, стоящих по кругу. Заранее назначенный ребенок-волк ищет зайцев, забирает тех детей, которые пошевелились (в течение двух-трех минут). Побеждают дети, которые не двигались.

Ежик и мыши
(Подвижная игра)

Цель. Активизировать формы повелительного наклонения глаголов (беги, лови).
Организация. Все дети вместе с игроками-мышами встают в круг. Ежик в центре круга. По сигналу все идут вправо, еж - влево. Игроки произносят слова:
Бежит ежик - тупу, туп. Весь колючий, остер зуб! Ежик, ежик, ты куда? Что с тобою за беда?
После этих слов все останавливаются и тихо продолжают:
Ежик ножками туп-туп! Ежик глазками луп-луп! Слышит ежик - всюду тишь, Чу, скребется в листьях мышь!
Ежик имитирует движения: осторожно ходит, прислушивается. Дети продолжают:
Беги, беги, ежик! Не жалей ты ножек, Ты лови мышей, Не лови наших детей!
Мышки бегают по кругу, выбегают за круг. Еж их ловит (пятнает). Пойманная мышка выходит из игры и становится в круг. Игра повторяется несколько раз.

Делай сам
(Подвижная игра)

Цель. Соотносить собственные движения с глагольными формами (командами).
Организация. Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные, образуя круг, ходят, взявшись за руки. Водящий идет по кругу и говорит:
Как сорока стрекочу,
Никого в дом не пущу.
Как гусыня гогочу,
Тебя хлопну по плечу - беги!