Демонстрационный химический эксперимент как эффективнейшее средство наглядности в преподавании химии. Различные предложения по комплексам средств наглядности на уроках химии в средней общеобразовательной школе Некоторые приёмы «оживления» урока»

Словесно-наглядные методы обучения определяют использование в учебном процессе различных средств наглядности в сочетании со словом учителя. Они непосредственно связаны со средствами обучения и зависят от них. В свою очередь, методы обучения предъявляют к дидактическим средствам определенные требования. Процесс устранения этого противоречия лежит в основе совершенствования этих систем.

Систему словесно-наглядных методов обучения и ее место в учебном процессе можно представить себе в виде схемы (схема 2.1.).

Система словесно-наглядных методов обучения

Такое разделение на блоки определено содержанием курса химии. Демонстрационный эксперимент и натуральные объекты помогают изучать свойства веществ, внешние проявления химической реакции. Модели, чертежи, графики (сюда же следует отнести и составление формул и химических уравнений как знаковых моделей веществ и процессов) способствуют объяснению сущности процессов, состава и строения веществ, теоретическому обоснованию наблюдаемых явлений. Такое разделение функций наглядности говорит о необходимости использования содержания обоих блоков в дидактическом единстве.

Дидактическое единство нашло свое отражение в так называемых комплексах оборудования по теме. Химический процесс в приборе протекает при определенных условиях. Для их обоснования можно привести справочные данные о веществах в виде графиков или цифровых данных, объяснить протекание процесса при помощи шаростержневых моделей и пр. Важно не увлекаться избытком наглядности, так как это утомляет учащихся.

Особое внимание следует уделить сочетанию наглядности со словом учителя. Опыт, показанный без комментария учителя, не только не приносит пользы, но иногда может даже повредить. Например, при демонстрации взаимодействия цинка с соляной кислотой учащиеся могут вынести впечатление, что водород выделяется не из кислоты, а из цинка. Весьма распространенной ошибкой является мнение о том, что окраску меняет не индикатор, а среда, в которую он попадает. И большинство других опытов без пояснений не будут выполнять необходимых образовательной, воспитывающей и развивающей функций. Поэтому слово учителя играет важную руководящую и направляющую роль. Но и слово находится в определенной зависимости от средств наглядности, так как учитель строит свое объяснение, ориентируясь на те средства обучения, которые имеются в его распоряжении.

Использование демонстрационного эксперимента в обучении химии

Важнейшим из словесно-наглядных методов обучения является использование демонстрационного химического эксперимента. Специфика химии как науки экспериментально-теоретической поставила учебный эксперимент на одно из ведущих мест. Химический эксперимент в обучении позволяет ближе ознакомить учащихся не только с самими явлениями, но и с методами химической науки.

Демонстрационным называют эксперимент, который проводится в классе учителем, лаборантом или иногда одним из учащихся. Демонстрационные опыты по химии указаны в программе, но учитель может заменить их другими, эквивалентными в методическом отношении, если у него отсутствуют требуемые реактивы.

Демонстрационный эксперимент учитель использует в начале курса, когда учащиеся еще не имеют навыков работы по химии, с целью научить их наблюдать процессы, приемы работы, манипуляции.

Это делается, чтобы возбудить интерес к предмету, начать формирование практических умений, ознакомить их с внешним видом химической посуды, приборов, веществ и пр. Демонстрационный эксперимент применяется тогда, когда он слишком сложен для самостоятельного выполнения учащимися (например, синтез оксида серы (VI) из оксида (IV) и кислорода), если он опасен при выполнении его учащимися (например, взрыв гремучего газа). Демонстраци- онный эксперимент необходим, если он имеет методическую ценность при работе с большим количеством веществ, так как при малых количествах он недостаточно убедителен (например, тушение углекислым газом горящего бензина или спирта).

Проблема использования школьного химического эксперимента - одна из наиболее разработанных в методике, так как именно она более других отражает специфику учебного предмета. Широко известны в методике исследования В. Н. Вер- ховского, К. Я. Парменова, В. С. Полосина, JI. А. Цветкова, И. Н. Черткова, А. Д. Смирнова, И. JI. Дрижуна и др. . Материалы о химическом эксперименте регулярно публикуются на страницах журнала «Химия в школе». Общеизвестны требования к демонстрационному эксперименту.

Наглядность. Наглядность - важнейший принцип обучения, провозглашенный еще Я. А. Коменским. Не случайно народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»; общепризнано, что зрительный канал информации наиболее эффективен. Вот и демонстрирование опытов призвано обеспечить наглядность процессов.

Реактивы должны использоваться в таких количествах и в посуде такого объема, чтобы все детали были хорошо видны всем учащимся. Пробирочные опыты видны хорошо не далее третьего ряда столов, поэтому для демонстрирования применяют цилиндры, стаканы или демонстрационные пробирки достаточно большого объема. Со стола снимают все, что может отвлечь внимание. Жест учителя должен быть тщательно продуман, руки учителя не должны заслонять происходящее.

Наглядность опыта можно усилить, демонстрируя его через графопроектор в кювете или чашке Петри. Например, взаимодействие натрия с водой нельзя показывать с большим количеством металла, а с малым количеством он плохо виден, выдать же его учащимся для лабораторной работы нельзя - опыт опасен. Опыт, иллюстрирующий свойства натрия, очень хорошо виден при проецировании через графопроектор. Для большей наглядности широко используются предметные столики.

Простота. В приборах не должно быть нагромождения лишних деталей. Следует помнить, что, как правило, в химии объектом изучения является не сам прибор, а процесс, в нем происходящий. Поэтому чем проще сам прибор, тем он лучше отвечает цели обучения, тем легче объяснить опыт. Однако не нужно путать простоту с упрощенчеством. Нельзя употреблять в опытах бытовую посуду - это снижает культуру эксперимента. Учащиеся с большим удовольствием смотрят эф- фектные опыты с вспышками, взрывами и т. д., но увлекаться ими, особенно в начале обучения, не следует, так как менее эффектные опыты будут пользоваться меньшим вниманием.

Безопасность эксперимента . Учитель несет полную ответственность за безопасность учащихся во время урока и на внеклассных занятиях. Поэтому он обязан знать правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Помимо обеспечения занятий средствами пожарной безопасности, вытяжными средствами, средствами для оказания мер первой помощи пострадавшим, учителю необходимо помнить о приемах, способствующих соблюдению безопасности на уроке. Посуда, в которой проводится опыт, должна быть всегда чистой, реактивы проверены заранее, при опытах со взрывами используется защитный прозрачный экран. Газы на чистоту проверяют заранее и перед проведением самого опыта. Если опыт проводится со взрывом, учащихся предупреждают об этом заранее, чтобы взрыв не был для них неожиданностью. Работа с ядовитыми газами проводится в вытяжном шкафу. Все это важно и для экологического воспитания учащихся.27

В последние годы разработано специальное оборудование для проведения опытов в замкнутых системах. Это позволяет работать с ядовитыми газами без тяги.

Нужно предусмотреть средства личной безопасности (защитные очки, халат из хлопчатобумажной ткани, резиновые перчатки, противогаз и т. д.), следить за тем, чтобы волосы были подобраны.

Надежность. Опыт должен всегда удаваться, так как неудавшийся опыт вызывает у учащихся разочарование и подрывает авторитет учителя. Опыт проверяют до урока, чтобы отработать технику его проведения, определить время, которое он займет, выяснить оптимальные условия (последовательность и количество добавляемых реактивов, концентрация их растворов), продумать место эксперимента в уроке и план объяснения. Если опыт все же не удался, лучше сразу же показать его вторично. Причину неудачи следует объяснить учащимся. Если опыт снова провести невозможно, то его обязательно показывают на следующем уроке.

Необходимость объяснения эксперимента. Каждый эксперимент лишь тогда имеет познавательную ценность, когда его объясняют. Лучше меньше опытов на уроке, но все они должны быть понятны учащимся. По замечанию И. А. Каблукова, учащиеся должны смотреть на опыт как на метод исследова- ния природы, как на вопрос, задаваемый природе, а не как на «фокус-покус».

Техника выполнения. Важнейшим требованием к демонстрационному эксперименту является филигранная техника его выполнения. Малейший ошибочный прием учителя будет многократно повторен его учениками.

В соответствии с перечисленными требованиями рекомендуется следующая методика демонстрации опытов . 1.

Постановка цели опыта (или проблемы, которую нужно решить). Учащиеся должны понимать, для чего проводится опыт, в чем они должны убедиться, что понять в результате проведения опыта. 2.

Описание прибора, в котором проводится опыт, условий, в которых он проводится, реактивов с указанием их требуемых свойств. 3.

Организация наблюдения учащихся. Учитель должен сориентировать учащихся, за какой частью прибора наблюдать, чего ожидать (признак реакции) и т. д.

Очень важно при этом не допускать ряда ошибок, свойственных начинающим учителям. Нельзя подсказывать ученикам, что они должны увидеть. Например, если в ходе опыта цвет раствора становится малиновым, учитель не должен этого говорить заранее. Но нужно указать ученикам, на чем сосредоточить внимание, сказав: «Наблюдайте, не будет ли изменяться цвет раствора». Если цвет должен измениться, но не меняется, не следует убеждать детей в том, что «изменение хотя бы чуть-чуть, но произошло». Нужно обязательно указать, куда смотреть, в какой части прибора должен идти главный процесс, за которым нужно наблюдать. Например, при окислении S02 в S03 на катализаторе Сг203 нужно доказать, что S03 действительно получился. Опыт проводят в приборе, образующийся S03 отводят в колбу-приемник, где находится раствор ВаС12. В ходе реакции ВаС12 с S03 постепенно выпадает белый осадок. При наблюдении нужно уловить именно это, но внимание учеников гораздо больше привлекает хлоркальциевая трубка с зеленым катализатором, где внешних изменений не происходит. 4.

Вывод и теоретическое обоснование.

Для хорошего владения химическим экспериментом нужно многократное и длительное упражнение в его проведении.

В процессе демонстрирования осуществляются три функции учебного процесса: образовательная, воспитывающая и развивающая: -

образовательная функция выражается в том, что учащиеся получают информацию о протекании химических процессов, свойствах веществ, методах химической науки; -

воспитывающая - формируются убеждения в том, что опыт - это инструмент познания, что мир познаваем, а это является основой атеистических взглядов; -

развивающая - у учащихся развивается наблюдательность, умение анализировать наблюдаемые явления, делать выводы, обобщать.

Развивающая функция эксперимента может быть усилена посредством разных способов сочетания эксперимента со словом учителя.

Д. М. Кирюшкин и В. С. Полосин обнаружили следующую закономерность. Если слово учителя предшествует опыту, то демонстрирование носит иллюстративный характер. Если слово следует за показом опыта, то проблемный.

Например, показывая «фонтанчик» при растворении в воде хлороводорода, можно сначала рассказать о высокой растворимости его в воде, а затем показать опыт как подтверждение своих слов. А можно сначала показать опыт, а затем потребовать от учеников самостоятельного объяснения, стимулируя их поисковую деятельность. Однако, проведение проблемных опытов вовсе не ограничивается соблюдением последовательности слова и эксперимента. Все гораздо сложнее. Для подробного изучения этой важной проблемы в методике полезно прочитать книгу Ю. В. Сурина.28

Выявлены четыре способа сочетания слова учителя с экспериментом.29 1)

знания извлекаются из самого опыта. Объяснение учителя сопровождает опыт, идет как бы параллельно процессу, который наблюдают учащиеся. Такое сочетание неприемлемо для эффектных опытов, которые привлекают внимание учащихся ярким зрелищем, создают сильный доминирующий очаг возбуждения в коре головного мозга; 2)

слово учителя дополняет наблюдения, сделанные в опыте, поясняет то, что видят учащиеся (например, опыт с восстановлением меди из оксида водородом); 3)

слово учителя предшествует эксперименту, который выполняет иллюстративную функцию;

4) сначала дается словесное объяснение, расшифровка явления, а затем демонстрационный эксперимент. Однако из этого не следует, что при демонстрировании учитель предугадывает ход эксперимента и рассказывает, что должно получиться.

Первый и второй подход используют при проблемном обучении; они более способствуют развитию мыслительной деятельности.

Использование учебно-наглядных пособий при обучении химии

Помимо демонстрационного эксперимента, в арсенале учителя химии имеется множество других средств наглядности, которые при правильном использовании повышают эффективность и качество урока (классная доска, таблицы различного содержания, модели, макеты, магнитные аппликации, экранные пособия). Их применяют как в сочетании с химическим экспериментом и друг с другом, так и раздельно, но обязательно со словом учителя.

В последнее время активно используются экранные пособия, которые являются важными средствами наглядности. Для их демонстрирования необходимы технические средства: киноаппарат, диапроектор, эпипроектор, графопроектор, видеомагнитофон, телевизор и т. п. Сами по себе эти технические средства не обладают обучающими свойствами и не являются объектами изучения на уроках химии, но без них использование экранных пособий невозможно. При работе с экранным пособием учащиеся получают много образных представлений.

Для экранных пособий необходимо определить место в комплексе средств наглядности, по возможности организовать обсуждение по мере демонстрирования, сочетая пособие со словом учителя и стремясь обеспечить обратную связь, использовать возможности экранных пособий в воспитании и расширении кругозора, развитии учащихся. Методы использования экранных пособий, как и других средств наглядности, находятся в зависимости от дидактической цели и содержания учебного материала.

Особенно подробно методика использования экранных пособий изложена в книге JI. С. Зазнобиной.30

Запись на доске нужно заранее планировать. Она должна выполняться четко и последовательно, так, чтобы весь ход урока был отражен на доске. В этом случае учитель может вернуться к уже объясненному и обсудить с учащимися недостаточно хорошо усвоенные вопросы. Рисунки на доске выполняют при помощи трафаретов.

Учитель руководит также работой учащихся у доски, чтобы их запись была четкой и аккуратной.

Запись на доске целесообразнее других видов наглядности в тех случаях, когда нужно отразить последовательность вывода формулы или другого алгоритмического предписания. Пользоваться следует только чистой доской, на которой нет посторонних записей. Стоять у доски учитель должен так, чтобы не загораживать запись, которую он делает.

В некоторых случаях записи на доске могут заменяться магнитными аппликациями, аппликациями на фланелеграфе и т. п. Широко используются для разных дидактических целей таблицы, диаграммы, графики и т. д. На таблице может быть изображена производственная установка, показан лабораторный технический прием, графическая модель молекулы или кристаллической решетки и т. д. Ценность таблиц состоит в том, что они в любой момент могут быть представлены учащимся. Их используют на любом дидактическом этапе урока - для изучения нового материала, при закреплении и совершенствовании знаний, при проверке знаний.

Литература по теме 1.

Верховский В. Н., Смирнов А. Д. Техника и методика химического эксперимента в школе. В 2 т. - М.: Просвещение, 1979. 2.

Зазнобила Л. С. Экранные пособия на уроках химии. - М.: Просвещение, 1990. 3.

Кирюшкин Д. М., Полосин В. С. Методика обучения химии. - М.: Просвещение, 1970. 4.

Коновалов В. Н. Техника безопасности при работах по химии. - М.: Просвещение, 1973. 5.

Маурива И. Я. Системный подход к созданию учебных таблиц по химии. - М.: 1974. 6.

Назарова Т. С., Грабецкий А. А., Лаврова В. Н. Химический эксперимент в школе. - М.: Просвещение, 1987. 7.

Парменов К. Я. Химический эксперимент в средней школе. - М.: АПН РСФСР, 1959. 8.

Парменов К. Я. Демонстрационный химический эксперимент. - М.: АПН РСФСР, 1954. 9.

Парменов К. Я., Сафонова И. Н., Тетерин М. Л. Экспериментальные работы учащихся по химии. - М.: АПН РСФСР, 1952. 10.

Плетнер Ю. В., Полосин В. С. Практикум по методике преподавания химии. - М.: Просвещение, 1981. 11.

Полосин В. С. Школьный эксперимент по неорганической химии. - М.: Просвещение, 1970. 12.

Полосин В. С., Прокопенко В. Г. Практикум по методике преподавания химии. - М.: Просвещение, 1989. 13.

Семенов А. С. Охрана труда и техника безопасности. - М.: Просвещение, 1986. 14.

Цветков Л. А. Эксперимент по органической химии. - М.: Просвещение, 1986. 15.

Чертков И. Н. Эксперимент по полимерам в средней школе. - М.: Просвещение, 1980. 16.

Чертков И. Н., Жуков П. Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов. - М.: Просвещение, 1989.

«Виды деятельности на уроках химии» - Обучение в малых группах. Дидактические игры. Проблемно-развивающий эксперимент. Использование ИТ на уроках химии. Интегральные познавательные задания. Групповая технология. Активные формы занятий. Информационные технологии. Активизация познавательной деятельности на уроках химии. Виды дидактические игр.

«Химическое оборудование» - Весы. Пробирки. Колбы Вюрца. Выпарительные чашки. Мерные цилиндры. Химические стаканы. Бюксы. Штативы с набором держателей. Ступки. Воронки Бюхнера. Нагревание пробирок. Конические колбы. Бюретки. Дефлегматоры. Металлическое оборудование. Посуда общего назначения. Фарфоровая посуда. Посуда специального назначения.

«Школьный кабинет химии» - В кабинете проводятся уроки химии с 8 по 11 классы. Кабинет химии. Приоритет самостоятельной деятельности. Поиск путей совершенствования урока. Хранение реактивов и оборудования. Использование информационных технологий. Основные цели работы кабинета. Подборка учебной, справочной и научно-популярной литературы.

«Проверка знаний по химии» - Тип химической связи в молекуле водорода. Разделите смесь. Что изучает химия. Теоретический практикум с демонстрацией опытов. Какой из приборов называется аппарат Киппа. Неметаллы. Какой из приборов подготовлен для получения водорода. Предприятия-гиганты. Расшифруйте аббревиатуру. Определите, где находился карбонат калия.

«Химико-биологический класс» - Определение качественного и количественного состава. Методы и формы реализации вариативного компонента школьного курса. Предпрофильные элективные курсы. Содержание профильного курса химии. Примеры профильно-ориентированных компонентов курса химии. Проектная и исследовательская работа учащихся. Элективные курсы для классов химико-биологического профиля.

«Техника безопасности в химии» - Общие требования безопасности. Журнал инструктажа для учащихся. Техника безопасности в кабинете химии. Виды инструктажа. Перечень инструкций. Здоровые условия учебы. Журнал регистрации операций. Перечень инструкций по правилам безопасности. Перечень документов. Прекурсор наркотического средства. Перечень химических веществ.

Всего в теме 19 презентаций

Подобные документы

    Обзор психолого-педагогических основ использования химического эксперимента при изучении школьного курса химии. Анализ познавательного значения химического эксперимента при изучении свойств неорганических и органических соединений в школьном курсе химии.

    аттестационная работа, добавлен 31.10.2017

    Конструирование современного урока химии, его задачи, цели и методы. Особенности форм организации познавательной деятельности. Этапы учебного занятия на уроках разных типов. Личность учителя, его роль. Использование физических приборов на уроках химии.

    реферат, добавлен 17.10.2010

    Интеграция химического содержания с материалом гуманитарных дисциплин. Химический эксперимент в классах гуманитарного и социально-экономического профиля. Использование расчетных задач по химии. Пути интеграции содержания школьных курсов химии и экономики.

    курсовая работа, добавлен 18.02.2011

    Возможности использования информационно-коммуникативных технологий на уроках химии. ИКТ как средство наглядности, а также как дидактический инструмент (средство организации фронтальной работы и контроля). ИКТ как инструмент единой образовательной среды.

    аттестационная работа, добавлен 17.11.2016

    Использование средств наглядности в сочетании со словесным методом в процессе изучении химии. Участие учеников в проведении занятий: выполнение экспериментальных опытов с применением приборов, реагентов. Требования к дидактическим средствам обучения.

    статья, добавлен 10.03.2018

    Методика преподавания основ химии в школе. Лабораторные опыты и практические занятия в составе ученического эксперимента. Организация химического эксперимента. Исследование химических процессов, их описание в виде примеров. Образцы выполнения работ.

    учебное пособие, добавлен 06.10.2015

    Основы преподавания химии, использование проблемного метода обучения: формирование химического языка; эксперимент, его роль в развитии мышления школьников. Методика изучения взаимодействия металлов с растворами солей; эксперимент по коллоидным растворам.

    дипломная работа, добавлен 08.11.2010

    Теоретические основы правил техники безопасности. Простое лабораторное оборудование. Химическая посуда специального назначения. Обеспечение безопасности и проведение ученических опытов. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.

    курсовая работа, добавлен 17.10.2010

    Химический эксперимент как специфический метод обучения. Понятие, методика организации и проведения демонстрационного, ученического экспериментов и лабораторного практикума. Пример опытов, проводимых в лабораторном практикуме по теме "Галогены".

    контрольная работа, добавлен 22.03.2014

    Сущность и значение школьного химического эксперимента в современных условиях. Анализ направлений его развития. Пример практических занятий исследовательского характера на основе обобщающего эксперимента экологической направленности для средней школы.

Гусева В.В.

РАЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО КОМПЛЕКСАМ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ХИМИИ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Гусева Вера Владимировна, учитель химии
Спас-Заулковская школа-интернат

В арсенале каждого учителя предметника в школе есть большое количество методических пособий.В данной статье я хотела бы сравнить наглядные пособия предложенные программой и комплекс средств наглядности, которые я использовала на своих уроках химии в 8 классе. Так же я покажу результаты, которые были получены.

Для исследования я выбрала тему урока «Реакции обмена» в 8 классе. Данная тема находится в разделе «Изменения, происходящие с веществами. Химические реакции» по программе О.С.Габриеляна «Химия 8 класс». Цель данного урока: сформировать у школьников понятие о сущности реакции обмена. Продолжить формирование у них умения записывать уравнения и предвидеть продукты реакции обмена. Дать первоначальное понятие об условиях течения реакций между растворами до конца.

Программой предложены следующие наглядные средства: 1) эксперименты (реакция нейтрализации, реакции между щелочами и солями и реакции между оксидами металлов и кислотами); 2) таблица растворимости.

Для проверки усвоения данной темы учащимися была подобрана самостоятельная работа (тестовые задания), по основным аспектам новой темы.

В процессе оценки самостоятельных работ учащихся их ответы делились на простейшие элементы по содержанию. Вначале выделялись элементы, которые соответствовали требованиям программы. Затем при анализе ответов учащихся фиксировалось наличие или отсутствие знаний каждого элемента путем сравнения с образцом. На основе этих работ были сделаны выводы о качестве усвоения материала учащимися.

В одном из 8 классов урок был выполнен согласно предложениям программы. На следующем занятии была проведена небольшая самостоятельная работа. В ней были представлены тестовые задание на усвоение основных понятий темы.

Мы получили следующие показатели: 5% полностью справились с заданием, 75 % справились с некоторыми погрешностями, 16%-допустили грубые ошибки, 4% не справились с заданием. Из данных результатов можно сделать выводы, что предложенные программой средства наглядности не могут полностью раскрыть сущность реакций обмена. Для учащихся некоторые аспекты темы так и остаются неясными.

В параллельном 8 классе, учащимся был предложен комплекс средств наглядность, разработанный для этой темы. Сейчас существует большой набор средств наглядности, поэтому среди них я выделила модели, так как для создания образа данный вид наглядности хорошо подходит. Для перевода образа в знание к моделям будут добавляться другие средства наглядности. В разработанный комплекс кроме моделей входят также эксперименты, схемы, модели на компьютере.

Данные средства были мною выбраны по следующим причинам: они просты в использовании, наглядны и помогают выполнить поставленные мною цели. А именно: модель создает образ, схема - переводит созданный образ в понятие и знания, а эксперимент дает возможность применить это знание на практике. Так же данные средства в сочетании их друг с другом дополняют друг друга. Использование на этом этапе обучения модели нецелесообразно, так как она очень красочна и может отвлечь учащихся от сути процесса.Кроме этого в модели фрагменты процесса сильно преувеличены и представлены условно. Эксперимент устраняет искаженное понимание процесса.

Так же не случайно выбран и порядок использования данных наглядных средств (модель-схема-эксперимент). Экспериментально было выяснено, что для лучшего понимания материала при демонстрации моделей, их необходимо подкреплять схемами и таблицами. Заключительное место эксперимента в уроке, связывает весь пройденный материал с жизнью и делает вывод о значимости данного процесса.

В начале урока будет демонстрироваться модель происходящей реакции нейтрализации кислоты щелочью в присутствие индикатора. На ней показано, по какому принципу происходит данная реакция. Модель красочна и создает яркий образ у учащихся.

Здесь показано, что результатом любой реакции нейтрализации будет соль и вода.

После составления уравнения и расстановки коэффициентов приступаем к эксперименту. Здесь можно провести связь с биологией, а именно с пищеварительной системой. Так процесс изжоги и последующее ее устранения и есть реакция нейтрализации в желудке человека. Тем самым мы свяжем нашу тему с практикой.

Таким образом, данный комплекс выполнил поставленные нами цели. Дальнейшая проверка знаний учащихся с помощью той же самостоятельной работы, дала следующие результаты: полностью справились с заданием 5% учащихся, справились с заданием, но допустили небольшие погрешности 79%, допустили грубые ошибки-13%, не справились с заданием 3% учеников.