Цитаты кафки. Франц кафка - афоризмы Франц кафка цитаты о любви

(1883 - 1924) - выдающийся чешский писатель еврейского происхождения. Свои произведения он писал на немецком языке, но почти нигде не публиковался. В своем завещании он попросил своего друга Макса Брода, чтобы все его литературное наследие было уничтожено. Но Брод не выполнил последнюю волю Кафки, благодаря чему весь мир увидел великие (но так и незаконченные) романы «Процесс» , «Замок» и «Америка» , а также гениальные новеллы. Как выяснилось, Кафка оказался одним из главных писателей прошлого века. Множество авторов по всему миру (в диапазоне от Мураками до Борхеса) называли его своим учителем.

Мы отобрали 20 цитат из произведений Франца Кафки:

Ты слишком много ищешь помощи у других. Неужели ты не замечаешь, что помощь эта не настоящая? «Процесс»

Только не останавливаться на полдороги, это самое бессмысленное не только в делах, но и вообще всегда и везде. «Процесс»

Суду ничего от тебя не нужно. Суд принимает тебя, когда ты приходишь, и отпускает, когда ты уходишь. «Процесс»

Странно, - сказала фройляйн Бюрстнер, - странно, что мне приходится запрещать вам именно то, что вы сами должны были бы запретить себе. «Процесс»

Как же тут, при абсолютной бессмысленности всей системы в целом, избежать самой страшной коррупции чиновников? «Процесс»

Все на свете имеет отношение к суду. «Процесс»

Теперешнее правосудие, очевидно, состоит в том, чтобы осудить человека не только невинного, но и неосведомленного. «Процесс»

Даже ночной мотылек, жалкое насекомое, с наступлением дня ищет тихое местечко, где бы распластаться и замереть, мечтая вовсе исчезнуть и страдая оттого, что исчезнуть невозможно. «Замок»

Скажи: разве не кажется тебе, что она какая-то особенно умная?
- Мне кажется, что она какая-то особенно несчастная. «Замок»

От этого раннего вставания, - подумал он, - можно совсем обезуметь. Человек должен высыпаться. «Замок»

Можешь сколько угодно подбадривать человека с завязанными глазами - пусть смотрит сквозь платок, все равно он ничего не увидит, и, только когда снимут платок, он увидит все. Помощь - вот что нужно человеку, а вовсе не подбадривания. «Замок»

Её не так легко понять, потому что часто не знаешь, с насмешкой она говорит или всерьез. Чаще всего она говорит серьёзно, а звучит как насмешка. «Замок»

Родители, ожидающие от своих детей благодарности (есть даже такие, которые ее требуют), подобны ростовщикам:они охотно рискуют капиталом, лишь бы получить проценты. «Дневники»

Всё - фантазия: семья, служба, друзья, улица; всё - фантазия, более далёкая или более близкая, и жена - фантазия; ближайшая же правда только в том, что ты бьёшься головой о стену камеры, в которой нет ни окон, ни дверей. «Дневники»

Оставь мне мои книги. Это все, что у меня есть. «Дневники»

А коли с тобой все время обходятся как с собакой, то в конце концов начинаешь думать, что ты собака и есть. «Америка»

Презрение полиции куда лучше ее внимательности. «Америка»

Жизнь всё время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно. «Письмо к отцу»

Что ясно в душе, столь же неопровержимо и ясно на бумаге. «Из писем Фелице»

Но когда же вы спите?
- Да уж, сплю! Спать я буду, когда завершу образование. А пока пью черный кофе. «Америка»

Истинный путь идет по канату, который натянут не высоко, а над самой землей. Он предназначен, кажется, больше для того, чтобы о него спотыкаться, чем для того, чтобы идти по нему.

Все человеческие ошибки суть нетерпение, преждевременный отказ от методичности, мнимая сосредоточенность на мнимом деле.

Есть два главных человеческих греха, из которых вытекают все прочие: нетерпение и небрежность. Из-за нетерпения люди изгнаны из рая, из-за небрежности они не возвращаются туда. А может быть, есть только один главный грех: нетерпение. Из-за нетерпения изгнаны, из-за нетерпения не возвращаются.

Многие тени усопших заняты только тем, что лижут волны реки смерти, потому что она течет от нас и еще сохраняет соленый вкус нашего моря. От отвращения река эта вздымается, начинает течь вспять и несет мертвых назад в жизнь. А они счастливы, поют благодарственные песни и гладят возмущенную реку.

Начиная с определенной точки, возврат уже невозможен. Этой точки надо достичь.

Решающее мгновение человеческого развития длится вечно. Правы поэтому революционные духовные движения, объявляющие все прежнее ничтожным, ибо еще ничего не произошло.

Один из самых действенных соблазнов зла — призыв к борьбе.

Она — как борьба с женщинами, которая заканчивается в постели.

А. очень напыщен, он думает, что весьма преуспел в добре, поскольку, будучи, очевидно, объектом всегда заманчивым, испытывает все больше искушений с совершенно неведомых ему прежде сторон.

А верное объяснение состоит в том, что в него вселился большой бес и прибежала тьма маленьких, чтобы служить большому.

Кафка Франц (1883–1924) – писатель; еврей по происхождению, пражанин по месту рождения и жительства, немецкий писатель по языку и австрийский писатель по литературной традиции.

Я есть не что иное, как множество шипов, пронизывающих меня насквозь.

Жизненный опыт состоит из опыта, обретаемого духом о себе самом в материи и как материя, в разуме и как разум, в чувстве и как чувство и т. д.

Смысл жизни в том, что она прекращается.

Моя жизнь – это нерешительность перед рождением.

Великолепие жизни поджидает в каждом из нас во всей его полноте, но скрытое от взглядов, в самой глубине, невидимое. Однако оно здесь, не враждебное, не сопротивляющееся, не глухое. Если вы позовете его правильным словом, по правильному имени, оно явится на свет.

Тот факт, что, кроме духовного мира, ничего нет, отнимает у нас надежду, но придает уверенность.

История человечества есть мгновение между двумя шагами странника.

Человек не способен жить без постоянной веры во что то бессмертное в себе, хотя как это бессмертное нечто, так и сама эта вера могут быть постоянно скрытыми от него. Один из способов, посредством которых это скрытое может выражать себя, – вера в личного бога.

Возникновение обычая поклоняться идолам было, несомненно, проявлением боязни перед явлениями этого мира, но, в связи с этим, и боязни перед неотвратимостью этих явлений и, в связи с этим же, и боязни ответственности за эти явления. Ответственность эта представлялась столь огромной, что люди даже не посмели возложить ее на одно взятое в отдельности внечеловеческое существо, ибо даже заступничество одного такого существа не могло в достаточной степени облегчить ответственность человека, общение с только одним таким существом было бы еще слишком сильно окрашено ответственностью, – вот почему на каждое явление была возложена ответственность за себя самого и, более того, на эти явления была также возложена ответственность и за человека.

Мессия придет только тогда, когда в нем уже не будет никакой необходимости; он придет только на следующий день после своего прибытия; он придет не в последний день, а в самый последний день.

Религии так же сбиваются с дороги, как и люди.

Почему мы так горько сожалеем о первородном грехе? Нас изгнали из рая вовсе не из за него, а из за древа Жизни, чтобы мы не могли вкусить его плодов.

Познавшему всю полноту жизни страх смерти неведом. Страх смерти – это следствие неосуществившейся жизни, выражение измены ей.

Один из первых признаков начала понимания – желание умереть. Эта жизнь кажется невыносимой, другая – недосягаемой. Человек больше не стыдится желания умереть, он просит переселить его из старой клетки, ему ненавистной, в новую, которую со временем тоже возненавидит.

Свободу причисляют к самым возвышенным чувствам, поэтому и ложь о свободе считается возвышенной.

Каждая революция бесплодна и ведёт лишь к замене одной бюрократии другой.

Праздность – начало всех пороков, украшение всех добродетелей.

В борьбе между собой и миром будь на стороне мира.

Тропинки возникают оттого, что по ним ходят.

Все человеческие ошибки суть нетерпение, преждевременный отказ от методичности, мнимая сосредоточенность на мнимом деле.

Истинный путь идет по канату, который натянут не высоко, а над самой землей. Он предназначен, кажется, больше для того, чтобы о него спотыкаться, чем для того, чтобы идти по нему.

Зло может соблазнить человека, но не может стать человеком.

Начиная с определенной точки, возврат уже невозможен. Этой точки надо достичь.

В жизни множество преград, и тем они выше, чем выше цели.

Родители, ожидающие от своих детей благодарности (есть даже такие, которые ее требуют), подобны ростовщикам: они охотно рискуют капиталом, лишь бы получить проценты.

Сил человеческих хватает до известного предела. Кто виноват, что именно этот предел играет решающую роль?

Лгут меньше всего, когда меньше всего лгут, а не тогда, когда для этого меньше всего поводов.

Иногда я удивляюсь тому, как люди сумели изобрести понятие «веселье»; вполне возможно, что они его вычислили лишь теоретически – в противовес печали.

Бодрствуя, мы идем сквозь сон - сами лишь призраки ушедших времен.

Вечная молодость невозможна; не будь даже другого препятствия, самонаблюдение сделало бы ее невозможной.

Все дело в мгновении. Оно определяет жизнь.

Все, в том числе и ложь, служит истине. Тени не гасят солнца.

Высказанная вслух мысль сразу же и окончательно теряет значение; записанная, она тоже всегда его теряет, зато иной раз обретает новый смысл.

Для здорового человека жизнь, собственно говоря, лишь неосознанное бегство, в котором он сам себе не признается, - бегство от мысли, что рано или поздно придется умереть. Болезнь всегда одновременно и напоминание, и проба сил. Поэтому болезнь, боль, страдание - важнейший источник религиозности.

Если я обречен, то обречен не только на смерть, но обречен и на сопротивление до самой смерти.

Жизнь все время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно.

Искусство всегда дело всей личности. Поэтому оно в основе своей трагично.

История, эта героическая родина во времени, сегодня уже не удовлетворяет евреев: они завоевали право на родину в пространстве.

Кто познал всю полноту жизни, тот не знает страха смерти. Страх перед смертью лишь результат неосуществившейся жизни. Это выражение измены ей.

Оковы измученного человечества сделаны из канцелярской бумаги.

Случайность существует лишь в нашей голове, в нашем ограниченном восприятии. Она - отражение границ нашего познания. Борьба против случайности - всегда борьба против нас самих, борьба, в которой мы никогда не можем стать победителями.

Счастье исключает старость. Кто сохраняет способность видеть прекрасное, тот не стареет.

Что у меня общего с евреями? У меня едва ли есть что-нибудь общее с самим собой.

Чтобы театр мог воздействовать на жизнь, он должен быть сильнее, интенсивнее повседневной жизни. При стрельбе нужно целиться выше цели.

1. Кто уходит, того нетрудно любить.

2. Ты слишком много ищешь помощи у других. Неужели ты не замечаешь, что помощь эта не настоящая?

3. Объем работы вовсе не определяет степень важности дела.

4. Ищете смысл, а творите такую бессмыслицу, что и не придумаешь.

5. Общение с людьми совращает к самоанализу.

6. ...бывают случаи, когда приговор можно вдруг услыхать неожиданно, от кого угодно, когда угодно.

7. Сил человеческих хватает до известного предела; кто виноват, что именно этот предел играет решающую роль?

8. Не обращай ни на кого внимания, делай, как считаешь правильным.

9. Относительно легко доверять кому-нибудь, если за ним следишь или хотя бы имеешь возможность следить; можно даже доверять издали...

10. Вероятность, что всё потеряно, еще невероятней самой невероятной вероятности!

11. И это не значит, что ты ко всему привык, нельзя так отупеть, чтобы ко всему привыкнуть.

12. Только не останавливаться на полдороге, это самое бессмысленное не только в делах, но и вообще всегда и везде.

13. Суду ничего от тебя не нужно. Суд принимает тебя, когда ты приходишь, и отпускает, когда ты уходишь.

14. До чего самоубийственно бывает счастье!

15. Жизнь всё время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно.

16. Вина сама притягивает к себе правосудие.

17. Кажется, я опять хотел подписаться "Твой"? Нет ничего лживее такой подписи. Нет, свой и вечно только себе преданный, вот кто я такой и с таким собой должен пытаться сжиться.

18. Сегодня вечером от скуки три раза подряд мыл руки в ванной.

19. Волнениями процесс не выиграешь.

20. Теоретически существует полнейшая возможность счастья: верить в нечто нерушимое в себе и не стремиться к нему.

21. Его неудержимо влекло искать новых встреч и знакомств, но всякое новое знакомство лишь усугубляло усталость.

22.
– Странно, – сказала фройляйн Бюрстнер, – странно, что мне приходится запрещать вам именно то, что вы сами должны были бы запретить себе.

23. "Будь я посторонним человеком, наблюдавшим за мной и за течением моей жизни , я должен был бы сказать, что все должно окончиться безрезультатно, растратиться в беспрестанных сомнениях, изобретательных лишь в самоистязании. Но, как лицо заинтересованное, я - живу надеждой."

24. Грех всегда приходит открыто и ощущается сразу. Он уходит на своих корнях, и его не нужно вырывать.

25. Есть два главных человеческих греха, из которых вытекают все прочие: нетерпение и небрежность. Из-за нетерпения люди изгнаны из рая, из-за небрежности они не возвращаются туда. А может быть, есть только один главный грех: нетерпение. Из-за нетерпения изгнаны, из-за нетерпения не возвращаются.

26. «Кто процесс допускает, тот его проигрывает».

27. .. я устал, ничего не знаю и хотел бы лишь уткнуться лицом в твои колени, чувствовать на волосах твою руку и остаться так навеки.

28. От этого раннего вставания, - подумал он, - можно совсем обезуметь. Человек должен высыпаться.

29. Я словно из камня, я словно надгробный памятник себе, нет даже щелки для сомнения или веры, для любви или отвращения, для отваги или страха перед чем-то определенным или вообще, - живет лишь шаткая надежда; бесплодная, как надписи на надгробиях.

30. Ты слишком много ищешь помощи у других.... Неужели ты не замечаешь, что помощь эта не настоящая?

31. "Беру, чтобы ты не думал, будто ты что-то упустил"

32. Даже ночной мотылек, жалкое насекомое, с наступлением дня ищет тихое местечко, где бы распластаться и замереть, мечтая вовсе исчезнуть и страдая оттого, что исчезнуть невозможно.

33. Всегда свободный человек выше связанного.

34.
- Скажи: разве не кажется тебе, что она какая-то особенно умная?
- Мне кажется, что она какая-то особенно несчастная.

35. Общение с людьми совращает к самоанализу.

36. Всё - фантазия: семья, служба, друзья, улица; всё - фантазия, более далёкая или более близкая, и жена - фантазия; ближайшая же правда только в том, что ты бьёшься головой о стену камеры, в которой нет ни окон, ни дверей.

37. Кто в мире любит своего ближнего, совершает не большую и не меньшую несправедливость, чем тот, кто любит в мире себя самого. Остается только вопрос, возможно ли первое.

38. Жениться, создать семью, принять всех рождающихся детей, сохранить их в этом неустойчивом мире и даже повести вперед – это, по моему убеждению, самое большое благо, которое дано человеку. То, что, казалось бы, многим это удается легко, не может служить возражением, ибо, во–первых, на самом деле удается не многим, во–вторых – эти немногие большей частью не «добиваются», а просто это «случается» с ними; правда, оно не то «самое большое» благо, но все же нечто очень важное и очень почетное (в особенности потому, что здесь нельзя полностью отделить «добиваются» от «случается»).

39. Сказать, что ты покинула меня, было бы очень несправедливо, но то, что я покинут, порой страшно покинут, - это правда.

40. Презрение полиции куда лучше ее внимательности.

41. Не слышно было, чтобы дверь захлопнулась – наверно, они так и оставили ее открытой, как то бывает в квартирах, где произошло большое несчастье.

42. Напали на человека в кровати, да еще ждут, что он будет во фраке!

43.
- Но когда же вы спите?
- Да уж, сплю! Спать я буду, когда завершу образование. А пока пью черный кофе.

45. Когда я после некоторого перерыва снова начинаю писать, я словно вытягиваю каждое слово из пустоты.

46. "Поступай как знаешь. По мне ты вольна делать что хочешь. Ты совершеннолетняя. Разве я могу тебе советовать?" И все это с неприятной, хриплой нотой гнева и полнейшего осуждения, от которой я теперь только потому дрожу меньше, чем в детстве, что безграничное чувство детской вины частично заменилось пониманием нашей обоюдной беспомощности.

47. "Родители, ожидающие от своих детей благодарности (есть даже такие, которые ее требуют), подобны ростовщикам:они охотно рискуют капиталом, лишь бы получить проценты"

48. Чиновники - народ образованный, но односторонний, по своей специальности каждый из одного слова может вывести целый ряд мыслей, но ему можно часами объяснять то, что касается другого отдела, и он будет только вежливо кивать головой, но не поймёт ни слова.

49. Счастье исключает старость. Кто сохраняет способность видеть прекрасное, тот не стареет.

50.Всё, в том числе и ложь, служит истине. Тени не гасят солнца.

51. Как же тут, при абсолютной бессмысленности всей системы в целом, избежать самой страшной коррупции чиновников?

52. Если то, что будто бы уничтожилось в раю, поддавалось уничтожению, значит, решающего значения оно не имело; а если не поддавалось, то, значит, мы живем в ложной вере.

53. В борьбе между собой и миром оставайтесь на стороне мира.

54. От спокойного размышления толку гораздо больше, чем от порывов отчаяния.

55. Но ведь всегда думаешь, что переможешь болезнь на ногах.

56. Я только тогда пугаюсь опасности, когда считаю нужным.

57. ...несведущий человек действует смелей...несведущему человеку все кажется возможным.

58. Клетка пошла искать птицу.

59. Ну почему, почему я человек, со всеми муками этого неяснейшего и ужасно ответственного состояния. Почему я, к примеру, не счастливый шкаф в твоей комнате, который прямо смотрит на тебя, когда ты сидишь в кресле либо за письменным столом, или лежишь на диване, или спишь.Почему я не шкаф?

60. Истинный путь идет по канату, который натянут не высоко, а над самой землей. Он предназначен, кажется, больше для того, чтобы о него спотыкаться, чем для того, чтобы идти по нему.

61. Когда тебе в душу вонзается меч, твоя задача: смотреть спокойно, не кровоточить, принимать холод меча с холодностью камня. И благодаря этому удару стать после него неуязвимым.

62.
- Очень мило, - произнесла наконец Клара, но Карл понимал: мир ещё не изобрел формулу вежливости, чтобы благодарить за такую безобразную игру.

63. Все на свете имеет отношение к суду.

64. Конечно, каждый может называть себя крупным, если ему заблагорассудится

65. Иногда оковы лучше свободы.

66. Вы же знаете, служащим всегда известно больше, чем начальству.

67. Никто из живущих в одиночестве не отвечает за свои вечера. Ведь многого боишься. Боишься, что в один прекрасный день исчезнет твоя телесность, что люди и на самом деле таковы, какими кажутся в сумерках, что не сможешь ходить без палочки, что, может быть, следовало бы пойти в церковь и помолиться в голос, чтобы на тебя посмотрели и ты обрел тело.

68. Я попытаюсь постепенно составить список того, что во мне бесспорно, затем – вероятно, потом – возможно и т. д. Бесспорна во мне жажда книг. Нет, не владеть ими или читать их я жажду, а видеть их, убеждаться перед витриной книготорговца, что они существуют. Если где-нибудь лежат несколько экземпляров одной книги, меня радует каждый из них. Жажда эта подобна неверно направленному чувству голода, она словно исходит из желудка.

69. Вероятно, от природы я вовсе не предрасположен к лени, но мне нечего было делать. Там, где я жил, я был отвергнут, осужден, уничтожен, и хотя попытка бежать куда-нибудь мне стоила огромного напряжения, но то была не работа, ибо речь шла о невозможном, недосягаемом – за малым исключением – для моих сил.

70. ...как ребенок всю скатерть со стола тянет, когда ему что-то на столе нравится, а в итоге ему одни черепки достаются и надежды, разбитые в прах и утраченные навсегда.

71. Но если бы у меня не хватало тут верхней губы, там ушной раковины, здесь ребра, там пальца, если бы были на голове безволосые пятна, а на лице оспины, это бы еще не было достаточным подобием моего внутреннего несовершенства.

72. Человек он, может быть, и неплохой, но дурак и фантазер

73. Мы по крайней мере по сравнению с вами, люди свободные, а это немалое преимущество.

74. Приговор не выносится сразу, но разбирательство постепенно переходит в приговор.

75. У женщин огромная власть. Если бы я мог повлиять на некоторых знакомых мне женщин и они, сообща, поработали бы в мою пользу, я много бы добился.

76. Клетка вышла на поиски птички.

77. Человек, терзаемый своими демонами, совершенно бессознательно мстит ближнему.

78. Сегодня я не решаюсь даже делать себе упреки. Прозвучи они в этот пустой день, они имели бы отвратительное эхо.

79. «Был ли он животным, если музыка так волновала его?»

80. Его собственная лобная кость преграждает ему путь, он в кровь расшибает себе лоб о собственный лоб.

81. И эта стесненность внутри меня, этот мрак, сквозь который ничего не видно. Я подобен живой решетке, решетке, которая стоит,но вот-вот упадет.

82. Ищете смысл, а творите такую бессмыслицу, что и не придумаешь.

83. Ты - моя, даже если я тебя никогда не увижу.

84. Каждый испытывает потребность в том, чтобы спрашивать.

85. Таким образом, я, в принципе, не отличаюсь от прочих собак, потому-то при любой разнице мнений или же неприязни меня, в сущности, признает любая собака, как и я, со своей стороны, не премину сделать с ней то же. Различны лишь в пропорции исходных веществ, что весьма существенно в личностном, но не имеет значения в этническом плане.

86. Высшие цели, если они вообще достижимы, требуют и высших усилий.

87. «Я должен уйти, ты должна охотиться, – сказал я, – все все должны. Ты хоть понимаешь, отчего мы все время что-нибудь должны?» – «Нет, – сказала она, – да это и не нужно понимать, все это естественно и само собой разумеется»

88. Свобода! Слов нет, свобода, возможная в наши дни, растеньице чахлое. Но какая ни есть, а свобода, какое ни есть, а достояние…

89. Я прячусь от людей не потому, что хочу спокойно жить, а потому, что хочу спокойно погибнуть.

90. Зло бывает порой в руке, как орудие; узнанное или неузнанное, оно, не переча, позволяет отложить себя в сторону, если есть воля на то.

91. Написанные поцелуи не доходят по адресу - их выпивают призраки по дороге. Благодаря этой обильной пище они еще и размножаются в неслыханном количестве. Человечество это чувствует и пытается с этим бороться; чтобы по возможности исключить всякую призрачность между людьми и достигнуть естественности общения, этого покоя души, оно придумало железную дорогу, автомобили, аэропланы, но ничто уже не помогает, открытия эти явно делались уже в момент крушения, а противник много сильней и уверенней, он вслед за почтой изобрел телеграф, телефон, радио. Призракам голодная смерть не грозит, но мы-то погибнем.

92.
"- Вот люди там! Представляете, они вообще не спят!
- А чего же они не спят?
- Потому что не устают.
- А чего же они не устают?
- Потому что дураки.
- А чего же, дураки не устают?
- А с чего им уставать?"

93. Эта местность мешает мне думать, из-за неё мои рассуждения качаются, как цепные мосты при яростном теении. Она красива и хочет поэтому, чтобы на неё смотрели.
Я закрываю глаза и говорю: ты, зеленая гора у реки, ты, у которой против воды есть скатывающиеся камни, ты красива.
Но она недовольна, она хочет, чтобы я открыл глаза и смотрел на неё.

94.
- Нет, - сказал священник, - вовсе не надо все принимать за правду, надо только осознать необходимость всего.
- Печальный вывод! - сказал К. - Ложь возводится в систему.

95. Был ли он животным, если музыка так волновала его?

96. Что за народ! Думают ли они вообще - или только бессмысленно шаркают по земле ногами?

97. Родители, ожидающие от своих детей благодарности (есть даже такие, которые ее требуют), подобны ростовщикам: они охотно рискуют капиталом, лишь бы получить проценты.

98. ...всякий прежний опыт,он когда нибудь опровергается новым...

99. Все чиновники раздражены, даже когда кажутся внешне спокойными.

100. Даже просто сидеть и ждать – страшное напряжение.

Кафка родился в еврейской семье, жившей в Пражском гетто. У него было два младших брата и три младших сестры. Мальчики скончались до того, как Францу исполнилось шесть лет, а девочки Элли, Валли и Оттла погибли в нацистских концентрационных лагерях. Закончив Карлов университет, Кафка получил степень доктора права, после чего поступил на службу в страховое ведомство, где и проработал на скромных должностях до преждевременного выхода на пенсию по болезни.

Работа для писателя была занятием второстепенным и обременительным: в своих многочисленных дневниках и письмах он не раз признавался в ненависти к своему начальнику, сослуживцам и клиентам. На первом для него всегда была литература, "оправдывающая всё его существование".

Свой творческий путь Кафка начал в 1909 году, когда им были напечатаны два отрывка из неоконченного рассказа "Описание одной борьбы". В 1911 году писатель путешествовал по Италии, Франции и Швейцарии, а в 1912 начал работу над романом "Пропавший без вести" (позже получившем название "Америка"). В это же время были написаны новеллы "Приговор" и "Превращение" . Следующий год был ознаменован выпуском сборника "Созерцание", после чего Кафка принялся за роман "Процесс" . В 1919 году был опубликован сборник новелл "Сельский врач".

В жизни писателя было много проблем: он постоянно болел, никак не мог наладить отношения с отцом и создать семью. Всё это нашло отражение в его сложных, абсурдных, атмосферных и подчас шокирующих произведениях. Среди четырёх людей, которых писатель, "не претендуя сравниться с ними в силе и разуме", ощущал "своими кровными братьями", были Гюстав Флобер, Франц Грильпарцер, Фёдор Достоевский и Генрих фон Клейст.

В 1922 году из-за обострения тубуркулёза, был вынужден выйти на пенсию. В это время он начал работу над романом "Замок" , подготовил к печати сборник новелл "Голодарь" , повесть "Исследования одной собаки" и рассказ "Нора". 3 июня 1924 года писателя не стало.

Кафка оставил после себя три неоконченных романа, несколько сборников новелл и притч, писем и дневников. Слава пришла к нему посмертно, когда вопреки завещанию, его душеприказчик не стал уничтожать рукописи, а опубликовал их.

"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку знаменитых цитат и афоризмов писателя, творчество которого признано уникальным явлением в мировой литературе.

"У меня нет интереса к литературе, литература - это я сам, это моя плоть и кровь, и быть другим я не могу".

"Иногда я удивляюсь тому, как люди сумели изобрести понятие "веселье"; вполне возможно, что они его вычислили лишь теоретически - в противовес печали".

"Что ясно в душе, столь же неопровержимо и ясно на бумаге".

"Всё несчастье моей жизни происходит от писем или от возможности их писать".

"Женщины - это капканы которые повсюду дожидаются мужчин с тем, чтобы затащить их обратно, в Конечное".

"Начиная с определённой точки, возврат уже невозможен. Этой точки надо достичь".

"Истинный путь идет по канату, который натянут не высоко, а над самой землей. Он предназначен, кажется, больше для того, чтобы о него спотыкаться, чем для того, чтобы идти по нему".

"Один из самых действенных соблазнов зла - призыв к борьбе".

"Теоретически существует полнейшая возможность счастья: верить в нечто нерушимое в себе и не стремиться к нему".

"Вера - это топор гильотины, так же тяжела, так же легка".

"Две возможности: делать себя бесконечно малым или быть им. Второе - завершение, значит, бездеятельность, первое - начало, значит, действие".

"Ты можешь отстраняться от страданий мира, это тебе разрешается и соответствует твоей природе, но, быть может, как раз это отстранение и есть единственное страдание, которого ты мог бы избежать".

"Первый признак начала познания - желание умереть".

"Жизнь все время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно".

"Высказанная вслух мысль сразу же и окончательно теряет значение; записанная, она тоже всегда его теряет, зато иной раз обретает новый смысл".

"Для здорового человека жизнь, собственно говоря, лишь неосознанное бегство, в котором он сам себе не признается, - бегство от мысли, что рано или поздно придется умереть. Болезнь всегда одновременно и напоминание, и проба сил. Поэтому болезнь, боль, страдание - важнейший источник религиозности".

"Кто познал всю полноту жизни, тот не знает страха смерти. Страх перед смертью лишь результат неосуществившейся жизни. Это выражение измены ей".

"Счастье исключает старость. Кто сохраняет способность видеть прекрасное, тот не стареет".

"Искусство всегда дело всей личности. Поэтому оно в основе своей трагично".

"Чтобы театр мог воздействовать на жизнь, он должен быть сильнее, интенсивнее повседневной жизни. При стрельбе нужно целиться выше цели".

"Случайность существует лишь в нашей голове, в нашем ограниченном восприятии. Она - отражение границ нашего познания. Борьба против случайности - всегда борьба против нас самих, борьба, в которой мы никогда не можем стать победителями".

"Оковы измученного человечества сделаны из канцелярской бумаги".

"Всё, в том числе и ложь, служит истине. Тени не гасят солнца".

"Доктор, дайте мне смерть - иначе вы убийца (предсмертные слова Кафки)".