Что такое окна тасс.  коллекции окна тасс. Смотреть что такое "окна тасс" в других словарях

Окна ТАСС («О́кна ТАСС»)

агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (См. Телеграфное агентство Советского Союза) (ТАСС) в годы Великой Отечественной войны 1941-45. Рисунки и тексты «О. Т.» призывали к победе над врагом, прославляли подвиги советских людей, напоминали о героическом прошлом народов СССР, гневно клеймили немецко-фашистских захватчиков. В выпуске «О. Т.» участвовали многие советские художники (Кукрыниксы, В. В. Лебедев, Г. К. Савицкий, П. П. Соколов-Скаля, М. М. Черемных, П. М. Шухмин и др.) и поэты (Демьян Бедный, В. И. Лебедев-Кумач, С. Я. Маршак и др.). Было создано свыше 1500 «О. Т.» (тираж доходил до 1000 экземпляров). Техника исполнения плакатов (трафарет) постепенно совершенствовалась и усложнялась (число цветов доходило до 10-12 и более). «О. Т.» выпускались в Москве; по типу московских «окна» создавались также и в др. городах СССР (Ташкенте, Баку, Фрунзе, Ашхабаде, Томске, Саратове, Мурманске, Хабаровске, Свердловске).

Лит.: Холодовская М. 3., Великая Отечественная война в советской графике, М., 1948; Демосфенова Г., Нурок А., Шантыко Н., Советский политический плакат, М., 1962; Суздалев П, К., Советское искусство периода Великой Отечественной войны, М., 1965; Окна ТАСС. 1941-1945. [Сборник], составитель Н. Денисовский, [М., 1970].


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Окна ТАСС" в других словарях:

    Агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС) в годы Великой Отечественной войны 1941 45. Рисунки и тексты Окон ТАСС призывали к победе над врагом, прославляли подвиги советских людей,… … Художественная энциклопедия

    «Окна ТАСС» - «Окна ТАСС», агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Ленинградским отделением Телеграфного Агентства Советского Союза с 25 июня 1941. К началу августа 1941 было организовано свыше 100 постоянных стендов «Окон ТАСС» , на которых… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - «ОКНА ТАСС», агитационные политические плакаты, выполненные с помощью трафарета; выпускались ТАСС в годы Великой Отечественной войны в Москве и других городах. Художники (Кукрыниксы (см. КУКРЫНИКСЫ), В. В. Лебедев (см. ЛЕБЕДЕВ Владимир… … Энциклопедический словарь

    Агитационные политические плакаты, выполненные с помощью трафарета; выпускались ТАСС в годы Великой Отечественной войны в Москве и других городах. Художники (Кукрыниксы, В. В. Лебедев, П. П. Соколов Скаля, М. М. Черемных, П. М. Шухмин) и поэты… … Большой Энциклопедический словарь

    Окна ТАСС агитационные плакаты с призывами к защите Родины (наследник Окон РОСТА, поднимавших дух войск Красной армии в Гражданскую войну). Появились с началом Великой Отечественной войны. Это был специальный вид малотиражного плаката,… … Википедия

    Агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Ленинградским отделением Телеграфного Агентства Советского Союза с 25 июня 1941. К началу августа 1941 было организовано свыше 100 постоянных стендов «О. Т.», на которых помещались сводки… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    "Окна ТАСС" - ÓКНА ТАСС (Телеграфного агентства Сов. Союза), агитационно политич. плакаты. Возникли в годы Вел. Отечеств. войны как продолжение в новых историч. условиях известных Окон сатиры РОСТА (Росс. телеграфного агентства), создававшихся В. В. Маяковским … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

    Окна ТАСС. В. В. Лебедев. Наша азбука (Ослы на Геббельса похожи… ; текст С. Я. Маршака). 1943. «Окна ТАСС», агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС) в годы Великой Отечественной войны… … Художественная энциклопедия

    Агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС) в период Великой Отечественной войны. Призывали советский народ к героической борьбе на фронте и самоотверженному труду в тылу, прославляли подвиги… … Москва (энциклопедия)

    Агитационные политические плакаты, выполненные с помощью трафарета; выпускались ТАСС в годы Великой Отечественной войны в Москве и др. городах. Художники (Кукрыниксы, В. В. Лебедев, П. П. Соколов Скаля, М. М. Черемных, П. М. Шухмин) и поэты… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Агит-окна. Окна ТАСС. 1941-1945. (Советский политический плакат. Библиографический указатель) , Морозов Алексей Станиславович. В издании приведена информация о 120 агитплакатных мастерских, существовавших в годы Великой Отечественной войны на территории СССР, и описано около 5000 созданных этими мастерскими плакатов.…

Под этим окном не поют серенады,

На этом окне резеда не цвела.

За этим окном разрывались снаряды,

И армия наша на подвиги шла.

  • - так напишет об одной из самых ярких страниц истории плакатного искусства Великой Отечественной С.Я. Маршак.
  • 24 июня 1941 года в Союзе Художников было созвано первое организационное собрание, на котором был избран коллектив, ставший в дальнейшем коллективом "Окон ТАСС".
  • 27 июля 1941 года в 4 часа дня в Москве на Кузнечном мосту были вывешены первые "Окна ТАСС".

Плакаты "Окон ТАСС" вошли в историю Великой Отечественной войны героической страницей как один из грозных видов идеологического оружия. Плакаты делались, как правило, мастерски и обладали большим воздействием на зрителя, их хорошо знали на фронте и в тылу, в подполье на оккупированной территории и в партизанских отрядах, во многих странах мира, в том числе и в самой Германии.

Министр пропаганды Геббельс приговорил к смертной казни всех, кто принимал участие в выпуске "Окон ТАСС", приезжавшие с фронтов за плакатами красноармейцы и партизаны рассказывали о показаниях на допросах плененных немецких офицеров, которые имели директиву высших органов фашистской власти: "Как только будет взята Москва, все, кто работал в "Окнах ТАСС", будут висеть на фонарных столбах".

В Москву с фронта приезжали автомашины, чтобы свежие "Окна ТАСС" доставить на передовую. В увеличенном виде, на фанерных щитах они выставлялись на виду маршевых рот и непосредственно на передовой.

"Окно ТАСС" представляло собой лист оберточной бумаги с наклеенными на него рисунками и текстом, выполненными по трафарету в 3-5 красок. Тираж "Окон" иногда достигал тысячи экземпляров, но бывали и небольшие выпуски. Плакаты наклеивались в витрины магазинов, но часто, за неимением более подходящего места, клеились на стены и заборы, как печатные плакаты.

Художники "Окон ТАСС" добивались лаконичного, меткого рисунка и контрастного цвета, литераторы сочиняли остроумный текст и легко запоминающуюся рифму. Вот некоторые текстовые подписи на первых плакатах: "Взял фашист маршрут на Прут, но фашиста с Прута прут", "Каждый удар молота - удар по врагу!",

"Громя фашистов без пощады, морские пушки говорят: кто бьет врага у Ленинграда, тот защищает Сталинград! Врага на Севере уложишь - на Волге бить врага поможешь!"

Работа редакции "Окон" была напряженной. Два раза в день, а в экстренных случаях чаще, из ТАСС поступали сводки Информбюро. Художественный руководитель и литературный редактор отбирали наиболее важные сообщения и решали, как будет подан этот материал в "Окнах". Затем избранная тема передавалась художнику и писателю. Обычным сроком изготовления окон были одни сутки. Для отсылки на фронт плакаты размножали литографским способом в виде листовок небольшого формата - тиражи достигали 20 тысяч экземпляров.

От обычных плакатов "Окна ТАСС" отличались большой гибкостью и многообразием, они были тесно связаны с каждодневным ходом событий. Основным качеством изображений "Окон ТАСС" являлась подчеркнутая наглядность, художник имел возможность проявлять здесь свое творчество. "Окна ТАСС" художественно индивидуальны, как статьи в газете, написанные разными авторами. Но их объединяет общая политическая направленность и нравственная основа.

В создании плакатов участвовали многие талантливые художники: А. Дейнека, Б. Пророков, В. Бялыницкий-Бируля, Б. Иогансон, Д. Моор, А. Бубнов, Ю. Пименов, Кукрыниксы - всего 125 художников-профессионалов высокого класса. Над текстами работали 83 писателя и поэта, в их числе В. Лебедев-Кумач, С. Михалков, К. Симонов, и другие.

Метко решено художниками "Окно" № 640 - "Превращение фрицев" - непобедимые шеренги нацистский армий устремляются на восток, но с каждым шагом для них все ближе смерть. Используя выразительную и точную метафору, художники показали грядущую смерть фашистских завоевателей.

Большое число "Окон" создал П. Соколов-Скаля. К лучшим его произведениям относится "Окно" № 444 "России двинулись сыны!" - на фоне памятника А.С. Пушкину в Москве идут строем советские пехотинцы на фронт.

На совещании художников и руководства мастерской "Окон ТАСС" 19 декабря 1942 г. М.И. Калинин пророчески отметил: "Когда люди будут изучать эпоху Отечественной войны, они не пройдут мимо "Окон ТАСС", как не пройдут мимо "Окон РОСТА". И серьезный историк, и будущий художник, касаясь эпохи Отечественной войны, обратятся к этому материалу".

За 1418 военных дней и ночей было выпущено работниками редакции-мастерской "Окна ТАСС" 1289 названий плакатов тиражом 842 550 экземпляров, вырезано 246 375 трафаретов, изготовлено 3 320 000 оттисков текстов, 1 500 100 литографических плакатов. Они стали своеобразной живописной газетой, отражавшей жизнь народа во всем многообразии в Великой Отечественной войне.

Коллекция Окон ТАСС

Государственный Литературный музей располагает коллекцией «Окон ТАСС», которая по качественному признаку и широте тематического диапазона является одной из крупнейших в нашей стране. Она насчитывает 2180 единиц хранения, включая дубли.

Коллекция «Окон ТАСС» сформировалась в годы войны. Первое поступление - сорок шесть плакатов - датировано 9 октября 1941 года. Все поступления от ТАСС происходили через подписку. Пополнили наш фонд небольшие поступления от Крученых А.Е. (1945), Томского Н.В. (1951) и Никольской Л.Л. (1994).

По фондовой работе разработана структура хранения - по номерам «Окон», по именам художников, созданы справочные карточки: учетная, авторская, хронологическая. Ведется большая работа по искусствоведческому описанию плакатов.

За годы с 1941 по 1946 было выпущено 1490 номеров «Окон». В собрании нашего музея находятся около 1000 номеров (из них 48 плакатов с датой). Самый ранний плакат № 22 датирован июнем 1941 года. Завершает коллекцию плакат с номером 1484, вышедший в декабре 1946 года.

27 июня 1941 года в 16 часов в витрине выставочных залов на Кузнецком мосту появилось «Окно» № 1 с подписью: «М. Черемных». Это не случайно - именно М. Черемных был автором первого «Окна Роста». Ростинцы В. Лебедев, В. Козминский, Н. Радлов, Б. Пророков, Н. Денисовский и другие, были инициаторами возрождения традиций знаменитых «Окон Роста» В. Маяковского. Они же и привнесли свой опыт, мастерство, владение техникой в мастерскую по созданию военно-оборонного плаката.

Начиная с 25 июня и до последнего дня войны мастерская не прекращала своей работы ни на один день. Всего за 1418 дней Великой Отечественной Войны было выпущено 1300 номеров.

Тематику «Окон» определяла сама война: ежедневные сводки Совинформбюро (два раза в день), московская пресса, публикации фронтовых изданий командировки на фронт и в тыл сотрудников и, безусловно, сердце художника и поэта, верившего в Победу.

«Окна ТАСС» прошли дорогами войны от Москвы до Берлина, создав литературно-художественную летопись Великой Отечественной.

Бессменные руководители «Окон ТАСС» Н. Денисовский и П. Соколов-Скаля объединили вокруг «Окон» огромный творческий коллектив: около 130 художников и 80 поэтов. Наша коллекция представлена 70 именами художников и 50 именами поэтов: Б. Ефимов, М. Черемных, Кукрыниксы, В. Горяев, М. Соловьев, В. Лебедев, Г. Савицкий, Г. Нисский, А. Жаров, В. Лебедев-Кумач, Д. Бедный, С. Кирсанов, С. Щипачев и многие другие.

Советское правительство высоко оценило вклад "Окон ТАСС" в борьбу с врагом, присудив в конце декабря 1942 г. Государственные премии авторам-художникам Кукрыниксам, П. Соколову-Скаля, Г. Савицкому, Н. Радлову, П. Шухмину, М. Черемных и писателю С. Маршаку.

Вот несколько самых известных номеров «Окон ТАСС», находящихся в коллекции нашего музея.

Окно ТАСС № 323: Клещи

Художники Кукрыниксы

Подпись В.П. Катаев

"Окно ТАСС № 323" получившее название "Клещи", изображает выползающее из левого края листа окарикатуренное изображение Гитлера. Фюрер, символизирующий нападающую немецкую армию, протягивает вперед руки, переходящие в металлические клещи. Так символически художники изобразили тактику немецких войск, танковыми соединениями, стремившихся прорвать фронт и взять противника в "клещи" окружения. Однако эти механические руки стиснуты другими клещами, которые сжимают мускулистые руки, спускающиеся сверху - в ходе Московской битвы, развернувшейся в конце 1941 г. немецко-фашистские войска сами оказались охвачены перешедшими в контрнаступление частями Красной армии. Между беспомощно разжавшимися конечностями Гитлера - обрывки бумаги с надписью "План окружения и взятия Москвы".

Плакат сопровождает надпись: НЕПРОЧНЫЕ ВЕЩИ НЕМЕЦКИЕ КЛЕЩИ; КУДА ПОХЛЕЩЕ СОВЕТСКИЕ КЛЕЩИ. Этот плакат Кукрыниксов стал одним из известнейших. Прибегнув к символическому изображению происходящих на фронте событий, художники добились создания яркого, запоминающегося образа, неоднократно варьировавшегося ими впоследствии.

Хлесткую подпись к данному плакату разработал писатель Валентин Петрович Катаев.

Существует несколько вариантов карикатуры, выполненных почти одновременно в разных техниках. Первый из них появился в газете "Правда" 23 декабря 1941 года.

Окно № 444: России двинулись сыны

Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны;

Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных,

Сердца их мщеньем возжены.

Художник П. Соколов-Скаля

Стихи А.С. Пушкина

Сталинградское сражение раскрыло подлинную суть отношения Гитлера к своему народу. Ценой тысяч человеческих жизней своих солдат он был готов заплатить за реализацию абсурдной завоевательской идеи. Впервые под Сталинградом наши войска захватили в плен тысячи солдат и офицеров противника, которым необходимо было сохранить жизнь.

Кресты из фигур солдат на плакате « Окна ТАСС » № 640 «Превращение "фрицев"», работы художников Кукрыниксов, должны были отделить в понимании советских людей оболваненный нацистами немецкий народ от его правящей фашистской верхушки.

То не звери с диким воем

В бурный ринулись поток,

Гонит «фрицев» на восток.

Одураченные «фрицы»

Превращаются в кресты.

Гибель сволочи немецкой

Не чьё - либо колдовство,

окна тасс

агитационные политические плакаты, выполненные с помощью трафарета; выпускались ТАСС в годы Великой Отечественной войны в Москве и других городах. Художники (Кукрыниксы, В. В. Лебедев, П. П. Соколов-Скаля, М. М. Черемных, П. М. Шухмин) и поэты (Демьян Бедный, В. И. Лебедев-Кумач, С. Я. Маршак) создали св. 1200 "Окон ТАСС".

Окна ТАСС

«Окна ТАСС» , агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС) в годы Великой Отечественной войны 1941≈45. Рисунки и тексты «О. Т.» призывали к победе над врагом, прославляли подвиги советских людей, напоминали о героическом прошлом народов СССР, гневно клеймили немецко-фашистских захватчиков. В выпуске «О. Т.» участвовали многие советские художники (Кукрыниксы, В. В. Лебедев, Г. К. Савицкий, П. П. Соколов-Скаля, М. М. Черемных, П. М. Шухмин и др.) и поэты (Демьян Бедный, В. И. Лебедев-Кумач, С. Я. Маршак и др.). Было создано свыше 1500 «О. Т.» (тираж доходил до 1000 экземпляров). Техника исполнения плакатов (трафарет) постепенно совершенствовалась и усложнялась (число цветов доходило до 10≈12 и более). «О. Т.» выпускались в Москве; по типу московских «окна» создавались также и в др. городах СССР (Ташкенте, Баку, Фрунзе, Ашхабаде, Томске, Саратове, Мурманске, Хабаровске, Свердловске).

Лит.: Холодовская М. 3., Великая Отечественная война в советской графике, М., 1948; Демосфенова Г., Нурок А., Шантыко Н., Советский политический плакат, М., 1962; Суздалев П, К., Советское искусство периода Великой Отечественной войны, М., 1965; Окна ТАСС. 1941≈1945. [Сборник], составитель Н. Денисовский, [М., 1970].

Википедия

Окна ТАСС

Окна ТАСС - серия агитационных плакатов с призывами к защите Родины (наследует Окна РОСТА, поднимавших дух войск Красной армии в Гражданскую войну). Появились с началом Великой Отечественной войны.

Это был специальный вид малотиражного плаката, создаваемого не печатью, а вручную, нанесением клеевых красок на бумагу через трафарет. По этой причине по сравнению с печатным плакатом, тассовский обладал большей красочной свободой. Другое важное свойство - мобильность, возможность мгновенной реакции на то или иное событие. Сатира, юмор и смех являлись главным ключом к образным решениям плакатов «Окон ТАСС». По этим причинам они были очень популярны в годы войны.

Художники:

  • Главными художниками были Кукрыниксы
  • Черемных, Михаил Михайлович
  • Шухмин, Пётр Митрофанович
  • Радлов, Николай Эрнестович
  • Котов, Пётр Иванович

Поэты:

  • Демьян Бедный
  • Жаров, Александр Алексеевич
  • Лебедев-Кумач, Василий Иванович
  • Маршак, Самуил Яковлевич
  • Использовались стихи покойного Маяковского.

Кукрыниксы внесли огромный вклад в деятельность «Окон ТАСС». Их листы, в частности, «На приеме у бесноватого главнокомандующего» (1944), «Потеряла я колечко» (1944), по манере восходят к жанру карикатуры, в котором они работали в 20-е.

Редакция-мастерская по выпуску военно-оборонного плаката "Окно ТАСС" была создана 25 июня 1941 года, на третий день Великой Отечественной войны. Она разместилась в помещениях художественных салонов на Кузнецком Мосту.

Что такое "Окна ТАСС"?

  • Агитационные плакаты военной тематики, выпускавшиеся вручную, трафаретным способом, без использования каких-либо технических средств. Были созданы по образцу "Окон сатиры РОСТА", выпускавшихся в годы Гражданской войны.
  • Коллектив художников, в который входило свыше 560 человек.
  • Узнаваемый "брусковый" шрифт, разработанный художником Виктором Масленниковым.
  • Работа в три смены и до 1000 экземпляров плакатов ежесуточно.
  • Строгий регламент: в авторских плакатах должно было быть использовано не более 10 цветов, а время, разделявшее изготовление оригинала и выход готового плаката, не превышало 24 часов.
  • 15 млн экземпляров плакатов, выпущенных за годы существования редакции, с 25 июня 1941 года по 29 декабря 1946 года.

Продолжение

Первый тираж "Окон ТАСС" (8 оригинальных плакатов, 308 экземпляров) был выпущен и расклеен на улицах Москвы 27 июня.

Описание

Плакат из первой серии "Окон ТАСС" "Чего Гитлер хочет… и что он получит" был особенно популярен, неоднократно перепечатывался и даже висел на станции Лондонского метрополитена "Чаринг-кросс"

В дальнейшем все макеты, одобренные художественным советом редакции, отправлялись на утверждение ответственному руководителю ТАСС Якову Хавинсону (занимал пост с 1939 по 1943 год) и инструктору Отдела агитпропа ЦК ВКП(б) Павлу Лебедеву-Полянскому.

Во время битвы за Москву 1941-1942 годов сотрудникам "Окон" приходилось работать в тяжелейших условиях. Из-за дефицита масляного растворителя художникам сначала пришлось перейти на работу со скипидаром, а затем и с ацетоном. Из-за необходимости соблюдать условия светомаскировки (мастерские "Окон" находились рядом со зданиями МИД и КГБ) проветривать помещения в ночное время не представлялось возможным. По воспоминаниям работников, из-за высокой концентрации токсичных паров за ночь скорая помощь могла увозить от трех до шести трафаретчиков в тяжелом состоянии.

Солдаты, приезжавшие в столицу за новым тиражом плакатов, приводили слова немцев: "Как только будет взята Москва, все, кто работал в "Окнах", будут висеть на фонарных столбах".

После разгрома фашистов под Москвой по просьбе Комитета партизанского движения "Окна ТАСС" стали выходить в формате небольших листовок 30 х 20 см, чтобы активно распространяться участниками партизанских отрядов.

"Багаж" партизана велик и разнообразен. В поход он берет с собой вооружение, инструменты, боеприпасы, продовольствие на несколько дней, литературу и… плакаты, листовки, "Окна ТАСС". Последний груз – один из наиболее неудобных: плакаты трудно проносить, бумага "Окон ТАСС" чересчур плотна и громко хрустит. Но партизан не останавливают трудности: они берут и этот груз в рискованнейшие операции