Что такое капители в строительстве. Название деталей ордера. Колонны из бетона

Периодически в каталогах антикварных магазинов и аукционов, а также в книгах художественной литературы встречается слово "инкунабулы". Это, если дословно переводить с латинского, «начало» или «колыбель». Но в современном толковом словаре так обозначаются книги, напечатанные до конца пятнадцатого века. Что же отличает их от остальных старинных книг? Почему они такие ценные? Разберемся по порядку.

Самая первая печатная книга в истории

Инкунабулы - это, конечно, старинные книги. Но в истории существуют и более древние печатные экземпляры. Считается, что первым подобным изданием была китайская «Алмазная Сутра». Известна даже точная дата ее появления - 11 мая 868 года нашей эры. Авторство приписывают некоему мастеру Ван Чи (или Цзе), который взялся печатать книгу, переведенную с санскрита на его родной язык группой буддийских монахов.

Она представляет собой тонкую брошюру (по современным меркам) в виде свитка, состоящую всего из шести листов и одной иллюстрации, изображающей Будду. Процесс изготовления длился очень долго, так как мастер сам, вручную, вырезал штампы с иероглифами и обжигал их в печи. Учитывая количество знаком в работа была поистине колоссальная. Кроме того, глина была достаточно хрупкая, и штампы часто приходилось переделывать, что тоже отнимало время. Но упорство и кропотливость позволили Ван Чи закончить свой труд.

Впоследствии (уже в двадцатом веке) книга была приобретена венгерским археологом и путешественником Стейном Аурелем у даосского монаха, который присматривал за библиотекой древних рукописей в пещерах Могао. Там же было обнаружено более 20 тысяч ксилографических книг, описывающих историю Китая, популярные науки, религиозные тексты и сборники фольклора. Сейчас эти памятники древности хранятся в Национальной библиотеке. Они оцифрованы, чтобы каждый желающий смог их прочесть.

История создания инкунабул

Инкунабулы - это книги переходного периода между рукописями и массовой штамповкой. Все началось в сороковых годах пятнадцатого века, когда Гуттенберг изобрел свой станок, разработал к нему специальную краску, набор шрифтов и другие приспособления.

Первое время инкунабулы были похожи на рукописные книги. Ведь сохранялся готический шрифт, отделка заглавных букв и рисованные иллюстрации. Постепенно начали использовать гравюры из меди, которые были куда прочнее глиняных штампов и позволяли сделать большее число копий. Титульного листа в книгах не было, все необходимые сведенья о печатнике, авторе и времени создания указывались в конце текста, и только в конце пятнадцатого века они переместились вперед.

Сам термин «инкунабула» появился только полтора века спустя от начала книгопечатанья в работе Бернарда фон Малинкродтома «О развитии искусства типографии». Любопытен тот факт, что библиофил выбрал произвольную дату - 31 декабря 1500 года, чтобы разделить период создания инкунабул и других печатных книг.

Самые большие собрания инкунабул

Инкунабулы - это чрезвычайно ценные памятники старины. Они не только хранят историю, но и сами по себе являются историей: материалы, чернила, шрифты, оформление рисунков - все отражает искусство своего времени. Иметь такую книгу в частной коллекции или в публичных музеях и библиотеках большая удача. Существуют даже целые коллекции.

Наиболее обширным количеством инкунабул обладает Баварская государственная библиотека. Здесь собрано около 20 тысяч экземпляров. Следом за ней идут британская французская, ватиканская и австрийская библиотеки, в которых хранится почти по 12 тысяч книг. Ведущие библиотеки США могут похвастаться только пятью тысячами подлинных инкунабул, и их качественными копиями. В Великобритании и Германии имеется около 3 тысяч книг.

Большинство из имеющихся в открытом доступе экземпляров были изданы на латыни, но есть также на английском, голландском, греческом и французском языке. Их покупали врачи, ученые, адвокаты, зажиточные дворяне и служители культов.

Есть ли инкунабулы в российских библиотеках?

В Российской национальной библиотеке находится одно из самых удивительных собраний книг. Инкунабулы занимают в нем не последнюю роль, так как согласно информации об официально зарегистрированных экземплярах, российская коллекция - крупнейшая в мире.

Начало ее было положено в библиотеке Залусских, которую вывезли из Варшавы в Российскую империю в 18-м веке. Расширение коллекции происходило за счет скупки книг у частных лиц, а также на международных аукционах.

Чаще всего среди инкунабул встречаются экземпляры немецких и итальянских типографий, реже - Франции и Голландии. Единичные книги в коллекции приехали из Испании, а образцов книгопечатанья из Туманного Альбиона нет совсем.

Готический шрифт постепенно сменялся более простыми видами, так как необходимо было изготавливать большое количество штампов, и времени на создание заготовки и отлив оставалось все меньше. Более поздние экземпляры уже оформлены скромнее, чем первые инкунабулы.

Самые известные инкунабулы

Книг, изданных в Европе от начала книгопечатанья, со временем накопилось в таком количестве, что появилась необходимость в их учете. Первые каталоги возникли в 19-м веке в Германии и Великобритании.

Одной из первых напечатанных Гуттенбергом книг, помимо Библии, был «Донат». Это учебник по латинскому языку, по которому учились все знатные и богатые люди в средние века. Но до нашего времени целых экземпляров не сохранилось, все 365 копий книги сильно фрагментированы.

Помимо учебников, в пятнадцатом веке часто издавали труды великих ученых, таких как Страбон, Плиний, Птолемей и другие. Это позволяло популяризировать естественные науки и повышать образованность общества.

Колонны представляют собой опоры, поддерживающие антаблемент. Они завершаются капителями (от латинского capitellum — головка). Верхняя часть капители – плита абак или абака (от греческого слова стол, доска) – непосредственно воспринимает тяжесть антаблемента. В ионическом и коринфском ордерах колонны имели базы. Основная средняя часть колонны – ствол (или фуст) – слегка сужается кверху, образуя незначительную выпуклую кривизну, называемую энтазис.

Стволы колонн обработаны вертикальными (криволинейными в плане) углублениями – каннелюрами.

Антаблемент во всех ордерах имеет три структурные части: нижнюю – архитрав, среднюю – фриз и верхнюю – карниз.

Архитрав – основная несущая часть антаблемента – состоит из каменных блоков, перекрывающих пролет между колоннами.

Фриз – стенка, на которую в каменной конструкции опираются балки и плиты перекрытия.

В карнизе главным структурным элементом является карнизная плита (гейзон), которая выносится вперед и служит в то же время переходом к крыше здания. Карнизная плита завершается каменным желобом (сима), который собирает стекающую с кровли воду и сбрасывает ее через специальные отверстия на землю.

Расстояния между колоннами (интерколумнии ), а также между колоннами и стеной здания зависели от каменных конструкций перекрытия и не могли быть большими.

Различия между ордерами имеются как в их структуре, так и пропорциях, формах и декоративных элементах. Все это в целом создает особых художественных характер каждого ордера.

(от латинского capitellum – головка) часть ордера – верхний элемент колонны или пилястры, расположенный между фустом (стволом колонны) и антаблементом (горизонтальным перекрытием) либо пятой арки, свода. В нижней части колонна обрамляется базой. Чаще всего встречается именно капитель колонны . Верхняя часть капители (навершия колонны), создающая зрительный переход от вертикали колонны к горизонтали перекрытия, называется абак. Архитектурное исполнение различается в зависимости от стиля здания.

Виды капителей по стилям

Капители колонн различных ордеров отличаются по внешнему виду. Капители дорического ордера (от греч. dorikos - по наименованию племени) одного из древнейших ордеров античной архитектуры самые простые, характерно широкие и состоят из двух частей: каменной «подушки» – и квадратной плиты – .

Ионическая капитель (лат. ionica - по названию племени ионийцев) отличается от дорической наличием двух волют (архитектурная деталь в форме спирального завитка) по сторонам. Ионический ордер является воплощением легкого, изящного, утонченного и женственного стиля.

Коринфский ордер (от названия г. Коринф в Греции) один из трех классических древнегреческих архитектуры имеет пышную капитель колонны, напоминающую корзину с листьями аканта.

А архитектуре Древнего Рима был разработан композитный ордер (итал. composite, лат. соmpositum - составной, сложный) на основе коринфского и ионического. За основу взяли коринфскую капитель с декором листьев аканта и добавили завитки волюты капители ионического ордера и другие скульптурные детали.

Тосканский ордер (по названию центральной области Италии - Тосканы) древнеримский вариант греческого дорического ордера, является самым простым, мощным, тяжелым из пяти ордеров. Капитель колонны тосканского ордера похожа на капитель колонны дорического ордера .

Особенности капители колонны в современной архитектуре

Художественный образ современной строительной архитектуры, желающей воссоздать атмосферу классики, в качестве элемента декоративного оформления фасадов зданий и внутренних помещений использует капитель классических ордеров.

Капители в древности

Ордер - это внешний вид капители колонны. Разновидности ордеров - ионический, дорический, коринфский. Ионический - символ женщины, дорический - мужчины.

Классические капители

Индо-коринфские капители

Византийские и готические капители

Капители Возрождения и современные

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Капитель (архитектура)" в других словарях:

    капитель (в архитектуре) - капитель Верхняя выразительная часть колонны или пилястры, обычно художественно обработанная в форме классического ордера или с использованием национальных мотивов [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)]… … Справочник технического переводчика

    Слово архитектура по своей форме латинское (architectura), хотя и происходит от греческих корней αρχι и τεκτονική, что значит высшее плотничное или строительное искусство. В этом смысле слову архитектура придавали очень обширное значение; так,… …

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    Капитель - (от позднелат. capitellum головка) в архитектуре, пластически выделенная венчающая часть вертикальной опоры (столба или колонны), передающая ей нагрузку от архитрава и расположенных выше частей здания (или образно выражающая эту функцию, как,… … Архитектурный словарь

    Барнаул с самого своего основания в 1730 х годах застраивался по единому «регулярному» плану: параллельно перпендикулярное расположение улиц дало повод назвать их линиями, как в Санкт Петербурге. Профессиональные архитекторы… … Википедия

    - (архитект. термин) верхняя, так или иначе орнаментированная часть колонны, столба или пилястры, лежащая непосредственно на фусте и служащая переходом от него к архитраву. Формы и орнаментация К. различны в разных архитектурных стилях. Подробности … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Содержание 1 Древнегреческие храмы 2 Стили колонн 3 Основные периоды греческой архитектуры … Википедия

    Первый в истории великий стиль купольной архитектуры, существовавший на огромной территории, находившейся под властью Византийской империи, а также в сфере ее политического и культурного влияния. Период активного развития византийской архитектуры … Энциклопедия Кольера

    Ордер (архитектура) - Ордера архитектурные: А дорический; Б ионический; В коринфский; 1 карниз; 2 фриз; 3 архитрав; 4 капитель; 5 ствол колонны; 6 база. ОРДЕР архитектурный, определённое соотношение несущих (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомых… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Колонна. Железная колонна в Дели (IV V вв. н. э.) Колонна (греч … Википедия