Что можно есть в рождественский пост - лучшие рецепты постных блюд. Рождественский пост: что можно и что нельзя есть в этот период

Перед Рождеством соблюдается строжайший многодневный пост. С помощью календаря питания вы сможете грамотно спланировать меню и узнать, какими яствами возможно угоститься в это время.

Рождественский пост выпадает на период с 28 ноября 2018 года по 6 января 2019 года. Со среды православные люди привнесут существенные изменения в меню питания, удалив из него многие привычные продукты. Запрет налагается на мясо, яйца и молочную продукцию. В допустимые дни удастся побаловать себя морепродуктами и вином, но необходимо свериться с календарем питания, чтобы узнать, когда допускаются послабления.

Специалисты сайта сайт расскажут вам обо всех особенностях Рождественского поста, чтобы вы смогли подготовиться к этому периоду и не нарушить главные правила и запреты .

28 ноября. Начинается строжайший пост. В среду питаемся лишь растительными продуктами без масла. Также можно есть различные овощи, хлебную продукцию, мед, орешки, свежие и высушенные фрукты.

29 ноября. Основным блюдом считается рыба. Допустимы дары моря и любые рыбные блюда. Отварная рыбка, квашеная капуста, рисовая каша. Помимо этого можно пить кофе, какао. В промежутках между приемами пищи можно грызть орешки, кушать фрукты, в особенности яблоки.

30 ноября. Употребляется лишь неотварная постная пища: постные булочки, овощи в сыром виде, орешки, мед, высушенные фрукты и ягоды.

1 и 2 декабря. В качестве основного блюда вносится рыба. Не запрещается употреблять разнообразные рыбные продукты.

3 декабря. Время горячих блюд, не сдобренных маслом: каши, потушенные овощи, легкие диетические супы, блюда с грибами. Удачным решением станет овсянка на воде. Кашу можно дополнить измельченными яблоками, грецким орехом и маком. В качестве десерта — овсяное печенье, чай с лимоном.

4 декабря. Отмечается православный праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы . В этот день разрешается угоститься изделиями из рыбы и морепродуктами. Обязательно заготовьте компот из сухофруктов и постный плов с грибами. Полезны сухарики, приготовленные дома. В качестве сладости — сушки и варенье.

5 декабря. Сухоядение. Разрешается вкушать лишь пищу растительного происхождения без масла, а также воду, фрукты и овощи в сыром виде, мед, сухофрукты, орешки, травяные чаи и сборы.

6 декабря. Можно подать к столу разнообразные рыбные блюда и морепродукты. Приготовьте гороховый суп: желательно кидать все ингредиенты в свежем виде. Можно добавить к столу компот из яблок.

7 декабря. В этот день употребляется лишь невареная пища. В качестве основного блюда — винегрет и травяные напитки.

10 декабря. Горячие блюда без масла: супы, каши, вареные овощи, фрукты, грибы. К столу можно подать легкий супчик из овощей, тушеную капусту с грибами. В качестве десерта постная булочка и ягодный компот.

11 декабря. День, когда не запрещается насытиться блюдами из рыбы. Котлетки из рыбы на пару и отварной картофель станут отличным решением на вторник.

12 декабря. Сухоядение. Не запрещено потреблять в пищу растительные продукты: фрукты, овощи, а также сухофрукты.

13 декабря. Побалуйте себя морепродуктами, рыбой. Обязательно включите в рацион новые рыбные блюда. Это необходимо для того, чтобы в организме присутствовали полезные вещества и витамины.

15, 16 декабря. Можно угоститься любыми блюдами из рыбки. Приготовьте шашлык из овощей и рыбы. В качестве напитка сделайте чай с долькой лимона.

17 декабря. Выходные закончились, а значит, масло вновь становиться запретным. Допускаются каши, супы, варенные и тушенные овощи.

18 декабря. Можно добавить в рацион рыбные изделия. Возможно также употребление масла. Вы можете приготовить для себя отварную картошку, фасоль, макароны. В качестве закуски можно достать зимние заготовки из грибов, помидор, перца и огурцов.

19 декабря в православном календаре значится как день памяти Святителя Николая Чудотворца . Разрешена рыба, под запретом вино и масло.

20 декабря. Можно отведать растительную и вареную пищу, а также масло. Разнообразьте свой рацион постными блинчиками, яблочным или ягодным компотом, кашкой с маслом или пловом из грибов.

21 декабря. В пятницу запрещены продукты, которые прошли термообработку. В пищу можно употреблять хлебную продукцию, сухофрукты, неотварные овощи, орехи. Желательно пить больше воды, а также чай с добавлением меда и лимона.

22, 23 декабря. Дозволено приготовить рыбку с добавлением растительного или оливкового масла. На обед можно сделать пшеничный суп с рыбными тефтельками. В качестве закуски — легкий салат из капусты, лука, моркови и помидоров, заправленный лимонным соком. Вместо воды лучше пить ягодный кисель.

24, 25 декабря. В начале новой недели допускается горячая пища без масла. Каши, супы, тушеные овощи — все это содержит много витаминов, которые необходимы организму зимой.

26 декабря. Строгий день сухоядения. В пищу употребляется сырая пища: хлеб, вода, фрукты, овощи, орешки и мед.

27 декабря. День горячей пищи. Не запрещается употребление варенной пищи с добавлением масла. Крупы: греча, манка, просо, пшено, чечевица, горох. Не возбраняются тушеные овощи, супы, грибы.

29, 30 декабря. В качестве основного блюда можно приготовить рыбу. Приготовьте вареники с картофелем и поджаркой из лука и моркови, а на закуску —постный салатик из свеклы и чеснока, заправленный оливковым маслом.

2 января. Строгий день. В рацион включите исключительно пишу, которая не прошла термическую обработку.

4 января. Сухоядение. Допускается употребление сырых, сушеных и печеных овощей, грибов, фруктов, хлеба.

5 января. День перед Сочельником. Разрешается горячая пища с маслом. Побаловать себя и близких можно отварным рисом с сухофруктами, орешками и медом.

6 января. Рождественский Сочельник . Как и 5 января, разрешаются горячие блюда с маслом. Блинчики, тосты с джемом и постный бисквит — отличное решение к праздничному столу.

7 января. Рождество . В этот день пост заканчивается, можно есть все. Но помните, что организм за длительное время отвык от определенных продуктов, поэтому включайте новые блюда постепенно, не передайте.

Любой пост — это в первую очередь очищение души. Чтобы очиститься духовно, священнослужители советуют соблюдать все ограничения в пище, быть добрее к людям и ежедневно читать молитвы . Мы желаем вам всего самого наилучшего, успехов, и не забывайте нажимать на кнопки и

Самый долгий в году 40-дневный Рождественский пост начнется 28 ноября. Миряне будут его соблюдать до 6 января. В такие дни нельзя будет употреблять молочные продукты, яйца. Специально для тех, кто будет поститься, составили календарь питания по дням.

Основная цель Рождественского поста 2018-2019 – подготовка души и тела к Рождеству Христову. Человек, который решил поститься, должен делать это сознательно, осознанно подходить к этому вопросу, понимать смысл религиозного воздержания.

Когда можно есть рыбу в Рождественский пост 2018-2019

Есть рыбу разрешается в выходные дни и те, на которые припадают церковные праздники (если это вторник или четверг). Во время Рождественского поста ее можно есть:

в ноябре – 29 числа;

в декабре – 1, 2, 6, 8, 9, 11, 15, 16, 18, 19, 22, 23, 29, 30 числа.

Что можно и что нельзя в Рождественский пост

За несколько дней до Рождественского поста необходимо обратиться к священнослужителю за рекомендациями, узнать, как правильно поститься. Также нужно покаяться, помолиться, попросить о благословении.

Нельзя в Рождественский пост допускать негативные мысли, злиться, конфликтовать, унывать, завидовать. Лучше не поститься, если понимаете, что не сможете не нарушить все запреты и правила. В постные дни запрещены увеселительные мероприятия, праздники, гулянья. Также нельзя вступать в интимные отношения – это будет большим грехом в Рождественский пост.

В постные дни запрещена пища животного происхождения. Из меню следует исключить масло с творогом, яйца с сыром, молоко, иные молочные продукты. Можно и нужно в пост есть разнообразные каши, супы, при этом сахарить и солить их нельзя. Во время Рождественского поста следует забыть о разнообразных приправах и маринованных овощах. Каждый день человек, который постится, должен есть свежие фрукты и овощи, насыщенные витаминами, орехи, мёд.

Нельзя в Рождественский пост свататься, жениться, также молодых не венчают в церкви. Недопустимо употреблять спиртные напитки.

Обязательно в постные дни читают молитвы.

Молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному». (Поклон).

Согласно Евангелию от Луки, это покаянная молитва, которую произносил мытарь в притче о мытаре и фарисее. В этой притче Христос приводил молитву мытаря как образец покаяния и прощения милости Божией.

Молитва предначинательная: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери и всех Святых, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Соблюдение Рождественского поста по дням

Постное меню должно состоять из сырых, вареных, тушеных, запеченных, соленых блюд. Разнообразить их следует салатами, соленьями, запеканками, рагу, пирогами. Чай, кофе нужно заменить соками, морсами, киселями, чаями.

Соблюдение поста по дням:

  1. ноябрь – 28 и 30, декабрь – 3, 5, 7, 12, 14, 17, 21, 24, 31, январь – 3: в эти дни необходимо готовить горячую пищу, например, гречневую кашу, постные супы.
  2. ноябрь – 29, декабрь – 1, 2, 4, 6, 8, 9, 13, 15, 16, 18, 22, 23, 29, 30: преимущественно «рыбные» дни. Заранее необходимо найти блюда из рыбы. Саму рыбку можно есть в любом виде.
  3. декабрь – 10, 11, 19, 20, 25-28, январь – 1, 5: пища, заправленная растительным маслом.
  4. январь – 2, 4, 6: сухоядение. Меню нужно составить из фруктов, овощей, орехов, мёда, грибов.

Во время поста необходимо воздержаться от следующих продуктов: творог, мясо, сливочное масло, сыр, яйца. Возместить их рекомендуется грибами, фасолью, горохом, чечевицей. Рацион в основном состоит из постных супов и каш.

Важно помнить, что все блюда надо готовить только на водной основе и нельзя в них добавлять сливочное масло. Можно использовать всевозможные крупы: пшеничную, манную, кукурузную, перловую, гречневую, овсяную и другие каши.

Стоит ограничиться в употреблении приправ и консервированных овощей. А вот свежие овощи, варёные, печёные отлично подойдут к вашему рациону.

Можно питаться фруктами, орехами и мёдом.

Разнообразит питание нежирная рыба: минтай, треска, мойва. Её можно приготовить на пару или запечь в духовке. С рыбных консервов можно приготовить супы.

Разрешается кушать серый ржаной хлеб.

Каждую среду и пятницу запрещается есть рыбу и растительных масел.

Такое питание устанавливается согласно церковных правил обеспечивает очищающее действие для пищеварительного тракта.

Питание по дням во время Рождественского поста

Очень удобно во время Рождественского пользоваться графиком питания по дням:

28 ноября – в первый день принято готовить постную кутью, затем нею угостить всех домочадцев.

С 28 ноября до 19 декабря – по понедельникам, средам и пятницам рекомендуется употреблять термически необработанную пищу, а по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям можно есть горячие блюда. В выходные разрешается 100 мл сухого или полусладкого красного вина, разбавленного с водой.

С 20 декабря до 1 января – три дня в неделю (понедельник, среда, пятница) – постное без масла, а по вторникам, четвергам и выходным можно пить горячий чай, кушать блюда из рыбы.

Со 2 января по 5 января: последняя неделя поста. Необходимо исключить сахар и соль, а в остальном придерживаться рациона предыдущего периода.

До тех пор, пока 6 января на небе не появится звезда кушать нельзя, можно пить только воду. После появления первой звезды не следует наедаться. Можно замочить в воде рис и дополнить его мёдом и орехами.

После того, как пост закончится необходимо предусмотрительно включать в рацион жирные блюда.

В 2018 году Рождественский пост начинается в среду, 28 ноября, и продлится до воскресенья, 6 января. Мы подготовили для вас календарь питания на весь период Рождественского поста 2018-2019.

НОЯБРЬ

  • 28.11 - сухоядение - самый аскетический день поста, когда можно употреблять только необработанную еду. Это сухофрукты, мёд, орехи, свежие фрукты и овощи, винегрет, постная хлебная продукция. По одной из версий, можно даже пить травяные чаи.
  • 29.11 - допустимо присутствие рыбы, разрешается есть сырую или вареную растительную пищу с маслом (квашеная капуста, каша). Ешьте фрукты, орехи, можно позволить себе кофе и какао.
  • 30.11 - сухоядение (постные хлебцы, мёд, сухофрукты).
28.11 - сухоядение - самый аскетический день поста

ДЕКАБРЬ

  • 1 - 2.12 - можно есть сырую или вареную растительную пищу с маслом, рыбу, морепродукты.
  • 3.12 - вареная растительная пища без добавления масла (каши, супы на овощном и грибном бульонах, чай с отрубным печеньем).
  • 4.12 - в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы можно пригубить бокал красного вина, отведать грибного плова, рыбу.
  • 5.12 - сухоядение.
  • 6.12 - разрешаются сырая или в отварном виде растительная пища с добавлением масла, рыба, различные компоты.
  • 7.12 - сухоядение.
  • 8-9.12 - можно есть морепродукты и рыбу.
  • 10.12 - отварная пища без масла, например, тушеная капуста.
  • 11.12 - ещё один рыбный день. Можно потушить рыбу с картофелем.
  • 12.12 - сухоядение.
  • 13,15,16.12 - рыба, растительная пища: сырая или отварная с маслом.
  • 14.12 - сухоядение.
  • 17.12 - вареная растительная пища без масла (супы, каши).
  • 18-19.12 - любая растительная пища, рыба.
  • 20.12 - любая растительные пища с маслом, постные блины, овощной плов.
  • 21.12 - сухоядение.
  • 22-23.12 - рыбные блюда и сырая или в отварном виде растительные пища с маслом.
  • 24.12 - в рационе горячее без добавления масла.
  • 25.12 - отварная растительная пища с маслом.
  • 26.12 - сухоядение.
  • 27.12 - растительные пища:сырая, отварная с маслом.
  • 28.12 - сухоядение.
  • 29 -30.12 - сырая, отварная растительные пища, рыба.
  • 31.12 - горячее без масла.
26.12 - сухоядение

ЯНВАРЬ

  • 1.01 - сырая и отварная растительная пища без масла.
  • 2.01 - сухоядение.
  • 3.01 - горячая растительные пища без масла.
  • 4.01 - сухоядение.
  • 5.01 - растительная пища в любом виде с маслом.
  • 6.01 - сочиво, кутья, узвар актуальны в последний день поста. Не возбраняется есть отварную или запеченную рыбу.

Правила Рождественского поста

Для того, чтобы Рождественский пост прошёл по всем церковным канонам, необходимо знать важные правила:

За несколько дней до начала поста необходимо посетить церковь, чтобы исповедаться и получить у батюшки благословение. Нельзя злиться и завидовать, если появляются какие-то сомнения насчёт выдержки поста, рекомендуется обратиться в церковь.

В эти дни не разрешается гостить на развлекательных мероприятиях и праздниках. Потому что во время праздника тяжело придерживаться постного питания.

Следует отказаться от интимных отношений, а чаще посещать церковь.

I. Указания о Рождественском посте в действующем Типиконе

В Типиконе, который используется в Русской Православной Церкви в настоящее время , содержится целый ряд указаний о том, как соблюдать Рождественский пост. Рассмотрим их подробнее.

I. 1. Установлена 40-дневная продолжительность поста:

Подобaетъ ведати: яко заyтра начинaемъ постъ къ Рождеству Христову, святую четыредесятницу.

: На трапeзе утешeние брaтии великое… Аще прaздникъ Рождества Христова случится быти въ срeду, или пятокъ: разрешaемъ убо миряне на мясо, монaси на сыръ и яица… От Христова Рождества и до святыхъ Богоявлeний, никaкоже постъ, ни коленопоклонения бывaютъ.

Таким образом, Рождественский пост начинается с 15 ноября («заутра начинаем») по юлианскому календарю (или «старому стилю» (далее «ст. ст.»); в ΧΧ-XXI вв. по григорианскому календарю, или «новому стилю» (далее «н. ст.»), эта дата соответствует 28 ноября), а 25 декабря (по ст. ст.; в ΧΧ-XXI вв. это 7 января по н. ст.) его уже нет, то есть он охватывает 16 дней ноября + 24 дня декабря (по ст. ст.), или ровно 40 дней .

I. 2. В одни дни недели предписано поститься строже, чем в другие:

[Глава 33, О разрешении всего лета]: Подобaетъ ведати: якw въ постъ… Христова Рождества, во вторникъ, и четвертокъ, рыбы не ядимъ, но елeй и вино точию. Въ понедельникъ, въ срeду и пятокъ ни елeа вкушaемъ, ни вина, но постимся до девятого часа, и ядимъ въ тыя дни сухоядeние. Въ субботы же и недели, ядимъ рыбы.

[Глава 48, Месяцеслов во весь год: 14 ноября, 1-е «зри»]: Должни есмы въ сeй месяце сохраняти въ коейждо седмице три дни, постящеся от елeа и вина, понедельникъ, срeду и пятокъ.

Как наиболее строгие указаны понедельник, среда и пятница: положено вкушать только раз в день, пищей должно быть «сухоядение»

Из этих указаний следует, что наиболее строгими днями поста должны быть понедельник, среда и пятница. В перечисленные дни положено вкушать пищу только раз в день, причем пищей должно служить «сухоядение» (буквально - «невареная пища»: хлеб, соленья, сухофрукты), без растительного масла и вина. Вторник и четверг занимают промежуточное положение: растительное масло и вино дозволены. В субботу и воскресенье пост максимально ослаблен: можно есть не только растительное масло, но и рыбу.

I. 3. Праздники отмечаются снижением строгости поста:

[Глава 48, Месяцеслов во весь год: 14 ноября, 1-е «зри»]: Аще случится великий святый, въ того пaмять разрешaемъ, и творимъ за любовь святому прaздника его рaди, еже есть сего месяца 16, 25, 30 декeмвриа 4, 5, 6, 9, 17, 20 дeнь. Въ те бо дни, аще во вторникъ и въ четвертокъ, ядимъ рыбу. Въ понедельникъ же, въ срeду и въ пятокъ, разрешaемъ точию на елeй и вино, рыбы же не ядимъ, кроме хрaма. Аще ли единому отъ сихъ во обители хрaмъ, разрешaемъ на рыбу и вино. Введeние же Богородицы въ кийлибо дeнь случится, аще въ срeду, или пятокъ разрешaемъ и на рыбы.

Здесь Типикон устанавливает следующие правила поста в дни праздников:

А) на Введение Пресвятой Богородицы во Храм пост максимально ослабляется - вне зависимости от дня недели соблюдается устав суббот и воскресений (разрешается рыба);

Б) на праздники почитаемых святых: св. апостола Матфея (16.11 ст. ст. / 29.11 н. ст.), священномученика Климента Римского (25.11 ст. ст. / 8.12 н. ст.; в этот же день бывает отдание праздника Введения), св. апостола Андрея Первозванного (30.11 ст. ст. / 13.12 н. ст.), великомученицы Варвары (4.12 ст. ст. / 17.12 н. ст.), преподобного Саввы Освященного (5.12 ст. ст. / 18.12 н. ст.), святителя Николая Мирликийского (6.12 ст. ст. / 19.12 н. ст.), праздник зачатия Пресвятой Богородицы праведной Анной (9.12 ст. ст. / 22.12 н. ст.), свв. пророка Даниила и отроков Вавилонских (17.12 ст. ст. / 30.12 н. ст.), священномученика Игнатия Богоносца (20.12 ст. ст. / 2.01 н. ст.), если они попадут на вторник или четверг, дозволяется рыба, а если на понедельник, среду и пятницу - растительное масло и вино;

В) те же праздники, что и в предыдущем пункте, если они празднуются в монастыре как престольные («аще ли единому от сих во обители храм»), в отношении послабления поста приравниваются к празднику Введения (разрешается рыба в любой день).

I. 4. Рождественский пост разделен на два или три периода:

[Глава 48, Месяцеслов во весь год: 14 ноября, 2-е «зри»]: Нецыи же устaвы отъ 9-го числа декeмвриа повелевaютъ поститися, и на рыбы не разрешaти, кроме субботъ, и недель, и хрaма святого. Отъ 20-го же числа, дaже до 25-го, аще и суббота и неделя случится, не разрешaемъ на рыбы.

В первой из этих двух фраз можно увидеть скрытый призыв, со ссылкой на «некоторые уставы», несколько усилить пост после праздника зачатия Пресвятой Богородицы праведной Анной - а именно полностью прекратить вкушение рыбы в дни с понедельника по пятницу, невзирая на памяти почитаемых святых (за исключением одних лишь престольных праздников).

Вторую фразу нередко понимают в смысле соблюдения строгого поста в последние пять дней перед Рождеством Христовым, с 20 по 24 декабря (ст. ст.; по н. ст. - со 2 по 6 января). Однако славянское выражение «от 20-го» числа здесь следует переводить как «после 20-го», то есть исключая само 20-е число. Это следует как из предыдущей фразы (где использовано точно такое же выражение: «от 9-го» - но 9-е, несомненно, праздничный день), так и из процитированного выше эксплицитного указания об ослаблении поста 20.12, на память священномученика Игнатия Богоносца.

I. 5. Последний день поста - «сочельник» - имеет свой особый устав пощения:

[Глава 48, Месяцеслов во весь год: 25 декабря]: При часе 7-мъ дне… начинaемъ вечeрню … По опyсте же… входимъ въ трапeзу, и ядимъ варeние со елeемъ, рыбы же не ядимъ. Вино же пиeмъ, благодаряще Бога.

[Там же, 1-е «зри»]: Аще случится нaвечерие Христова Рождества въ субботу или неделю… литургия бывaетъ во свое врeмя… По отпущeнии же снедaемъ по уломку хлеба, и от вина вкушaемъ мaло, и отходимъ въ келлии свои. При часе же 7-мъ дне начинaемъ вечeрню… По отпyсте же… входимъ въ трапeзу и ядимъ совершeнно: рыбы же не ядимъ, но со древяномaслиемъ, и сочиво обварено, или кутию съ мeдомъ: испивaемъ же и віна въ слaву Божию: въ неимyщихъ же странaхъ пиeмъ пиво.

Трапеза в сочельник разрешается без рыбы, но с растительным маслом и вином (либо, «в неимущих странах», пивом), однако строгость поста должна заключаться в позднем начале этой трапезы: вечером, по окончании службы, то есть примерно в 15-16 часов по современному счету времени. До этого времени положено не есть вообще ничего.

Если же сочельник попадет на субботу или воскресенье, то после обычной утренней Литургии вместо обеда разрешается лишь съесть ломоть хлеба и выпить немного вина и дальше ждать до вечера полноценной трапезы с традиционным сочивом.

I. 6. Указания Типикона отчасти противоречивы

Противоречивость указаний Типикона в отношении Рождественского поста особенно ярко проявляется в несоответствии описанных в 48-й главе правил об ослаблении поста в дни памяти святых (см. пункт 3 выше) аналогичным правилам в 33-й главе:

Подобaетъ ведати: Яко въ постъ… Христова Рожества… Аще случится святой во вторникъ, или въ четвертокъ имеяй славословие, ядимъ рыбу: Аще въ понедельникъ, подобне. Аще среда и пятокъ, разрешaемъ на елeй и вино точию: ядимъ же единою днeмъ. Аще ли святой имеяй бдение, въ срeду, или пятокъ, разрешaемъ на елeй и вино и рыбу.

Здесь предлагается иной, по сравнению с 48-й главой, подход к определению степени празднования святых: вместо списка из конкретных дат предлагается опираться на стандартную классификацию памятей Минеи («славословие», «бдение» - ср. гл. 47 Типикона), причем уже «славословным» - то есть даже не обязательно входящим в число наиболее почитаемых - святым усваивается право делать день менее постным, а та степень торжественности, которая, согласно 48-й главе, подобает только престольным праздникам, здесь принадлежит уже всем «бденным».

Но еще более важно в 33-й главе то, что она не считает понедельник подчеркнуто постным днем, равным среде и пятнице, и помещает его в один ряд со вторником и четвергом.

В свою очередь, сама 48-я глава, проведя противопоставление между понедельником, средой и пятницей, с одной стороны, и менее строгими вторником и четвергом - с другой, тут же уравнивает все эти дни между собой в тех случаях, когда вместо «Бог Господь» на утрене поется «Аллилуия»:

[Глава 48, Месяцеслов во весь год: 14 ноября, 3-е «зри»]: Аще ли случится во единъ отъ пяти днeй седмицы, еже есть от понедельника до пятка… Егдa же въ тыя дни случится Аллилyиа, творимъ единою днeмъ ясти: поeмъ же все возследование съ поклоны, якоже и въ великую четыредесятницу. Часы же поeмъ съ междочaсиемъ, без псалтири и без чтeния, и все возследование поeмъ съ поклоны, якоже во святую четыредесятницу: тогдa же и ядимъ единою днeмъ сухоядeние.

Налицо альтернативная классификация дней по степени поста - не «понедельник, среда, пятница» (= пост строже) / «вторник и четверг» (= пост мягче), а «служба с Аллилуия » (= пост строже) / «служба с Бог Господь » (= пост мягче).

Наконец, несколько двусмысленным выглядит упоминание «нецыих уставов» во 2-м «зри» той же главы Типикона: остается недосказанным, что же все-таки думают сами составители устава относительно практики усиливать пост после праздника Зачатия Пресвятой Богородицы праведной Анной? Побуждают ли они читателя ориентироваться на эту практику или просто информируют о ней?

I. 7. Указания Типикона имеют в виду монахов:

При внимательном чтении не остается сомнений, что предписания Типикона о мере поста, времени и составе трапезы и т.д. относятся по преимуществу к монашествующим. Все рассуждения о посте отнесены к «братии», то есть монахах, постоянно проживающих в монастыре. Описательное обозначение престольных праздников: «Аще во обители [есть одноименный] храм», также указывает только на монастырь. О мирянах Типикон вспоминает лишь в указании о полной отмене поста в сам день Рождества Христова:

Аще прaздникъ Рождества Христова случится быти въ срeду, или пятокъ: разрешaемъ убо миряне на мясо…

Таким образом, несмотря на детально проработанный устав Рождественского поста в принятом ныне в Русской Церкви Типиконе, в котором есть место и дням строгого пощения, и многочисленным послаблениям постовой дисциплины по различным поводам, при внимательном его чтении возникают несколько вопросов: как возник этот устав; можно ли объяснить содержащиеся в нем противоречия; почему пост имеет несколько этапов; насколько его устав применим к условиям жизни в миру? А также: как в действительности постились на Руси (коль скоро пищевые предписания Типикона в целом основаны на традициях Византии, располагавшейся гораздо южнее Киева, а тем более Москвы)?

II. Возникновение и развитие Рождественского поста

По мнению И.Д. Мансветова, выдающегося русского ученого, профессора гомилетики, литургики и церковной археологии Московской духовной академии († 1885), «зерном или точкою отправления, из которого выродился пост предрождественский, был канун Богоявления» . Это предположение выглядит очень правдоподобным. Во-первых, Рождество Христово и Богоявление изначально составляли единый праздник; во-вторых, пост в богоявленский сочельник - действительно древний, и существует он до сих пор. Без сомнения, образцом для этого поста послужил раннехристианский пасхальный пост, заключавшийся в воздержании от какой-либо пищи в течение суток или более . С разделением Рождества и Богоявления на два самостоятельных праздника Рождество сохранило общий строй богоявленского богослужения и приобрело свой собственный сочельник. Спустя какое-то время перед этим сочельником и установились несколько дней подготовительного поста, подобно тому как перед раннехристианским пасхальным одно- (или двух-) дневным постом уже в IV веке возник многодневный Великий.

Так, уже святитель Иоанн Златоуст в одном из своих слов, произнесенном в Антиохии в 386 году, свидетельствует о приготовлениях к Рождеству Христову, начинавшихся за пять дней до праздника:

О блаженном Филогонии… Сказано за пять дней до Рождества Христова [= CPG № 4319]: Скоро настанет праздник, который более всех праздников достоин почитания и благоговения и который безошибочно можно назвать материю всех праздников. Какой же это праздник? Рождество Христово по плоти… Я уверен, что многие в тот день непременно придут и приступят к этой духовной Жертве. Итак, чтобы нам сделать это не к вреду и не в осуждение, но во спасение души нашей, я уже теперь предупреждаю и прошу вас всячески очистить самих себя и потом приступать к священным Таинствам. Никто пусть не говорит мне: я стыжусь, совесть моя полна грехов, я ношу тягчайшее бремя. Срок этих пяти дней достаточен для того, чтобы очистить множество грехов, если будешь трезвиться, молиться и бодрствовать .

В этих словах обычно усматривают указание на существование пятидневного поста перед Рождеством Христовым уже в начале V века. Скорее всего такая интерпретация вполне верна; впрочем, святитель все-таки прямо не говорит о воздержании от пищи. Он лишь сетует на то, что его слушатели «за несколько дней до наступления праздника вынимают из сундуков самое лучшее платье и приводят его в порядок, покупают обувь, делают обильнейшие запасы для стола, придумывают множество всяких приготовлений и всячески наряжают и украшают самих себя» , призывая вместо всего этого очистить свою душу и примириться с обидчиками.

С V века на латинском Западе постепенно развиваются обычаи, связанные с соблюдением Адвента (букв. Пришествие) - периода подготовки к празднованию Рождества, с особыми богослужениями, соблюдением поста (первоначально - в выборочные дни, позднее весь Адвент либо только в его первую неделю), введенным в ΧΙ веке запретом на заключение браков в этот период .

Традиция поститься сорок, а не пять дней перед Рождеством Христовым - явно старше XII и даже X века

На Востоке же полностью однозначные свидетельства о Рождественском посте относятся только к IX-X векам. Особенно ценна информация о практиках Константинополя и Палестины, поскольку именно они легли в основу последующей православной традиции. В Константинополе о посте перед праздником Рождества Христова мимоходом упоминается в «Томосе единения», знаменитом соборном документе 920 года, посвященном проблеме повторных браков и вошедшем в корпус канонического права Православной Церкви: «…дню Рождества Христа и Бога нашего… [как и двум другим праздникам: Пасхе и Успению]… предшествует пост» . К сожалению, этим упоминание и ограничивается, продолжительность поста не уточнена. Зато в палестинском календаре церковных праздников, сохранившемся в рукописи Sinait. geo. 34, X в., пост перед Рождеством предписано начинать уже 30 октября, что говорит о его продолжительности в целых 8 недель; впрочем, здесь этот пост - лишь один из целого ряда подобных 8-недельных постов перед другими праздниками (фактически они обнимают собой весь год целиком ), что ставит под сомнение его исполнение на практике.

Впрочем, существуют тексты, претендующие на бо льшую древность, чем «Томос единения», и упоминающие Рождественский пост, - это сборник канонов, приписываемых святителю Никифору Исповеднику, патриарху Константинопольскому († 828), а также некоторые тексты, надписанные именем Анастасия Синаита (это имя носили два Антиохийских патриарха VI и начала VII века соответственно, а также игумен Синайского монастыря VII века; все они прославлены в лике святых, но особенно известен третий из них). Однако каноны, приписываемые святителю Никифору Исповеднику, в действительности ему не принадлежат и подписаны его именем ради убедительности; ядро сборника этих канонов сложилось только на рубеже X-XI веков и затем многократно дополнялось. На то, что эти каноны не подлинны, указывают, во-первых, их большая вариативность в рукописях , а во-вторых, полное отсутствие ссылок на них в трудах главных византийских знатоков канонического права: Алексия Аристина, Иоанна Зонары и Феодора Вальсамона .

Более того, Феодору Вальсамону (ок. 1140 - † после 1199), в конце жизни номинально являвшемуся патриархом Антиохийским (1193-1199; территория Антиохийского Патриархата находилась в то время под властью крестоносцев, а сам Феодор постоянно проживал в Константинополе), приходилось прямо признавать, что в его время не существовало древних канонов, упоминавших Рождественский и Петров посты, каковые, следовательно, «не были переданы канонически божественными отцами» . В комментарии на 69-е апостольское правило он говорит: «Заметь же из настоящего правила, что в строгом смысле слова существует [только] один сорокадневный пост, относящийся к Пасхе, - ведь если бы были и другие, правило упомянуло бы их тоже. Однако хоть мы и постимся [также] в другие посты, относящиеся к [праздникам]: святых апостолов, Успения [Пре]святой Богородицы и Рождества Христова, мы не подвергнемся за это стыду» .

В отношении же упоминаний Рождественского поста в произведениях, носящих имя Анастасия Синаита, выясняется, что их невозможно датировать VI или VII веками. Одно из этих упоминаний содержится в расширенной версии подлинного произведения преподобного Анастасия - «Вопросах и ответах». В оригинальном тексте один из вопросоответов посвящен теме поста ; в позднейших рукописях он был существенно дополнен многочисленными выписками из различных источников, включая ссылки на Ветхий Завет и утверждение о необходимости соблюдать трижды в году сорокадневный пост во исполнение ветхозаветной заповеди о трех главных праздниках . Об этом утверждении знал уже преподобный Никон Черногорец († после 1097), который процитировал его в своем труде, одновременно высказав сомнения в том, что оно принадлежит преподобному Анастасию .

Дальнейшее развитие утверждение «о трех святых четыредесятницах» получило в одноименном сочинении, приписываемом в одних рукописях «преподобному Анастасию Синаиту», а в других - «патриарху Анастасию Синаиту» . Это сочинение не может принадлежать ни тому, ни другому: в нем упоминаются «семь Вселенских Соборов» (то есть оно точно не старше конца VIII века) и содержатся цитата из расширенного варианта вопросоответов преподобного Анастасия Синаита (причем под именем святителя Иоанна Златоуста!) и даже, видимо, скрытая отсылка к постановлениям Константинопольского патриарха Николая ΙΙΙ Грамматика (занимал кафедру в 1084-1111 гг.); поэтому уже проф. И.Д. Мансветов указывал, что это сочинение не старше конца ΧΙ века . Установление малых постов здесь приписано непосредственно апостолам . В частности, Рождественский пост в этом сочинении представлен как исполнение просьбы апостола Филиппа, который якобы нарушил заповедь Божию, когда во время своей казни подверг мучителей проклятию, отчего был лишен на сорок дней доступа в рай, на протяжении которых попросил поститься за него, - все это, разумеется, представляет собой чистой воды апокриф.

Тем не менее сочинение получило распространение - как и расширенная версия вопросоответа преподобного Анастасия Синаита о постах. Феодор Вальсамон уже опирается на какой-то из этих двух текстов в своем послании жителям Антиохии . Здесь он развивает мысль о том, что христианские посты являются исполнением заповедей Пятикнижия - только вместо трех говорит уже о пяти таких постах: перед праздниками Пасхи, Апостолов, Преображения, Успения и Рождества Христова. Первый из этих постов является четыредесятницей в каноническом смысле слова, а остальные, по его мнению, обязаны быть как минимум пятидневными, однако он замечает, что «в царствующем граде [Константинополе] монашествующие и многие из проживающих в этом [городе мирян]… перед Рождеством Христа и Бога соблюдают сорокадневный пост», и советует взять эту практику за образец .

Феодор Вальсамон: «Обязательно поститься в течение пяти дней; те, кто этого не делает, отлучаются от общения православных христиан»

Ту же мысль Вальсамон высказывает и в других своих сочинениях. Так, в комментарии к 3-му вопросоответу патриарха Константинопольского Николая Грамматика он пишет:

«Я, рассмотрев… откуда и как были установлены два указанных поста - а именно [посты перед] Успением [Пре]святой Богородицы и Рождеством Христа и Бога нашего, а также еще и пост, совершаемый перед праздником святых Апостолов, и пост перед Преображением - и обязаны ли мы [с канонической точки зрения] их соблюдать и в течение какого количества дней, установил, что само их [соблюдение] является обязательным, но продолжительность [этих постов] - не для всех одна и та же, как в случае с Великой Четыредесятницей. Напротив, перед указанными праздниками все [вообще] верные - и миряне, и монахи - обязательно должны поститься в течение [только] пяти дней, причем те, кто этого не делает, отлучаются от общения православных христиан; монахи же, подчиняющиеся ктиторским Типиконам [своих монастырей], должны поститься дольше, а именно [начинать посты сразу] после [Недели] Всех святых и после 14 ноября, и [во всем] должны точно следовать своим ктиторским Типиконам, ибо это канонично и спасительно. Ну, а миряне, добровольно постящиеся таким же [образом], достойны благодарности» .

А на вопрос патриарха Александрийского Марка III: «Являются ли обязательными посты [перед] праздниками святых апостолов, и Христова Рождества и Успения [Пре]святой Богородицы, и [Преображения] Спасителя, или же [их несоблюдение] простительно и не имеет значения?» (вопрос 55) Вальсамон отвечает:

«Необходимо соблюдать посты перед следующими четырьмя праздниками: святых апостолов, Рождества Христова, Преображения Христа Бога нашего и Успения Пресвятой Богородицы, но только пятидневные, ибо сорокадневным [обязан быть] только единственный пост, относящийся к святой и великой Пасхе. Но если кто-то постится больше пяти дней перед праздником святых апостолов и праздником Рождества Христова - либо по собственному желанию, либо по предписанию ктиторских Типиконов - не подвергнется за это стыду… Те же, кто не постятся перед каждым из этих четырех праздников [хотя бы в рамках] обязательного для всех [количества дней], должны подвергаться исправлению посредством большой епитимии» .

«Ктиторские Типиконы», о которых упоминает Вальсамон, представляли собой уставные документы различных византийских монастырей. В них Рождественский пост имел сорокадневную продолжительность уже как минимум с конца IX века. Так, в студийском Ипотипосисе 2-й половины IX века этот пост назван «Филипповым» - иными словами, он должен начинаться сразу после 14 ноября и, тем самым, продолжаться ровно 40 дней . Однако не все дни этого периода еще считались вполне постными. Под «постными» днями студийский Ипотипосис понимал не весь период Рождественского поста, но только те его дни, когда не отменялась служба часов; в дни же праздников, почитаемых святых, суббот и воскресений Ипотипосис дозволял вкушать не только рыбу, но и молочное и яйца. Особняком стоял сочельник Рождества, когда, согласно студийскому Синаксарю, после вечерни и Литургии на трапезе предлагалась рыба, без молочного (а если сочельник выпадал на субботу и воскресенье, то утром в этот день, после обычной Литургии, предлагалась еще и дополнительная трапеза, состоявшая из сочива, хлеба и вина) .

В более поздних Типиконах прослеживается тенденция к увеличению строгости Рождественского поста. Так, если в оригинальном студийском Ипотипосисе постные дни этого периода имеют две трапезы, с двумя блюдами - из овощей, с растительным маслом, и из бобовых, без масла, - и двумя чашами вина, то уже в его чуть более поздней переделке, осуществленной в монастырях Южной Италии, говорится лишь об одной трапезе в такие дни . А в составленном в конце Χ века Диатипосисе преподобного Афанасия Афонского, также представляющем собой переделку студийского Ипотипосиса, к предписанию об одной трапезе в постные дни добавляется запрет на вкушение растительного масла и вина по понедельникам, средам и пятницам (по сравнению со студийским Ипотипосисом, это иная классификация строго постных и менее постных дней; в последующих уставах могут встречаться обе, ср. пункт Ι.6 выше).

Со 2-й половины ΧΙ века в Византии набрало силу движение за обновление и возрождение монашеской жизни, одним из главных представителей которого был Евергетидский монастырь в Константинополе. В Евергетидском и зависящих от него Типиконах окончательно исчезают оговорки о возможности вкушать молочное в праздничные дни Рождественского поста, вкушение рыбы ограничивается узким кругом праздников, из которых исключается вечер сочельника (а при совпадении сочельника с субботой или воскресеньем вместо сочива предлагается вкушать только хлеб).

Константинопольские патриархи, поддерживавшие «евергетидское» (название во многом условно) движение, уже считали необходимым распространить сорокадневный пост на всех вообще христиан. Об этом писал в своем послании царю патриарх Михаил ΙΙ Куркуас (Оксеит) (занимал кафедру в 1143-1146 гг.), а патриарх Лука Хрисоверг (занимал кафедру с 1156 по 1169 гг.), согласно Феодору Вальсамону, при обсуждении этого вопроса высказался так:

«[Коль скоро], как сказал сам святейший патриарх, продолжительность [Успенского] поста и поста, который бывает перед Рождеством Христовым, не указана в каком-либо письменном [источнике], нам следует придерживаться неписанного церковного предания и соблюдать пост [перед Успением] после 1 августа, а [перед Рождеством] - после 14 ноября. Если же телесные болезни не позволяют [кому-либо] поститься, то с разрешения епископа указанное [количество] дней может быть сокращено, ибо такой [подход] также следует из неписанного церковного предания» .

Постепенно эта линия и возобладала. На Руси изменения правил пощения поначалу встретили сопротивление (но не в отношении продолжительности постов - которая, в силу изначальной ориентации Руси на монашескую традицию, скорее всего уже соответствовала указаниям Студийского устава, - а в отношении отмены поста в праздники ), однако постепенно сделались общепринятой нормой. С введением Иерусалимского устава, в котором изложен примерно такой же устав о Рождественском посте, что и в Типиконах «евергетидского» направления, старые практики были окончательно оставлены.

Впрочем, какие-то следы последних все-таки сохранялись: например, в Типиконе монастыря святого Иоанна Крестителя на горе Меникио , составленном в 1332 году, лишь после праздника святителя Николая монашествующим предписано переходить на режим питания один раз в день ; иными словами, первая половина поста проходила еще согласно старой студийской практике, и только вторая - согласно более поздним и более строгим традициям. Фактически наследием студийской традиции - возможно, еще со времен Киевской Руси - является украинский обычай готовить в рождественский сочельник так называемые «двенадцать блюд»: «кутю» (сочиво), постные вареники, постный борщ с грибами и т.д., но также и жареную рыбу .

Неизвестно, как следует оценивать современную практику Элладской и других греческих Церквей, где Рождественский пост продолжается сорок дней в монастырях, а в миру - только неделю : как наследие старых византийских традиций или как позднейшее послабление . В Русской Церкви, которая всю свою историю ориентировалась на монашескую традицию, такая практика не засвидетельствована.

III. Устав о Рождественском посте в современном Типиконе
в свете данных дониконовских изданий

Мы уже видели, что указания современного русского Типикона о Рождественском посте относятся к двум различным разделам книги: Месяцеслову (глава под 14 ноября) и дисциплинарному уставу (глава «О разрешении всего лета»), причем между ними имеются некоторые противоречия. То же наблюдается и в дониконовских изданиях «Ока церковного».

Указания о посте в составе Месяцеслова там - почти в точности те же, что и в современном Типиконе, причем вместо дат праздников (см. выше, I.3. Б ) имена почитаемых святых указаны явным образом . Единственное отличие - исключение из послениконовской редакции устава небольшой главы о переносе памятей наиболее почитаемых святых с понедельника, среды и пятницы на соседние дни ради того, чтобы можно было вкушать в эти праздники рыбу .

Что же касается дисциплинарного устава, то в его содержании наблюдаются очень существенные различия. В двух из трех дониконовских изданиях (исключение составляет «Око…» 1633 г.) Рождественскому посту посвящены не один, а целых три параграфа в дисциплинарном уставе. Первый параграф предлагает разные уровни разрешения поста в зависимости от знака празднуемого святого ; второй говорит о делении Рождественского поста на два периода - до памяти святителя Николая и после нее ; третий касается темы различия меры поста у монахов и у мирян .

Поскольку в послениконовском Типиконе имеется только первый параграф из этих трех (видимо, под влиянием издания 1633 г.), начать следует с него. Дониконовское «Око церковное» предлагает следующую классификацию праздников: без особого празднования, с полиелеем, с бдением, престольный праздник. Уже одно это - праздники начинаются не со «славословия», а с полиелея, и сама классификация содержит больше градаций - выглядит логичнее, чем указания в отредактированном уставе. Сами указания о мере поста в различные дни недели в зависимости от статуса праздника следующие:

- день без особого праздника

пн - сухоядение, трапеза только один раз в день, вечером

вт, чт - дозволяются растительное масло и вино, трапеза дважды в день

ср, пт - сухоядение, трапеза только один раз в день, вечером

- полиелей

пн - дозволяются растительное масло и вино, трапеза дважды в день

ср, пт - дозволяется только вино, без растительного масла, трапеза дважды в день

- бдение

пн - дозволяется рыба, трапеза дважды в день

вт, чт - дозволяется рыба, трапеза дважды в день

ср, пт - дозволяются растительное масло и вино, трапеза дважды в день

- престольный праздник

в любой день недели - дозволяется рыба, трапеза дважды в день

Эти указания не противоречат предписаниям в Месяцеслове: понедельник не поставлен в один ряд со вторником и четвергом, рыба по-прежнему разрешается только на престольные праздники. Таким образом, можно утверждать, что наиболее яркие противоречия в ныне действующем Типиконе (см. пункт Ι.6 выше) применительно к указаниям о Рождественском посте обусловлены неудачной редактурой дисциплинарного устава.

Далее, во втором параграфе дисциплинарного устава из дониконовских изданий «Ока церковного» содержится правило о том, что в первую половину поста, до памяти святителя Николы, по вторникам и четвергам все-таки разрешено вкушение рыбы; лишь вторая половина поста проходит по всем изложенным в других разделах «Ока…» строгим правилам. Выше мы упоминали присутствие аналогичных указаний в одном из византийских уставов XIV века (Типикон св. Иоанна Крестителя на горе Меникио). Можно сделать вывод о том, что деление Рождественского поста на два периода - менее строгий и более строгий - было для Руси традиционным и восходит к обычаям еще византийской эпохи.

Наконец, в третьем параграфе дисциплинарного устава из «Ока церковного», касающемся темы Рождественского поста, монахам предписывается есть в этот пост рыбу только по субботам и воскресеньям, а мирянам дозволено делать это также по вторникам и четвергам. Очевидным образом, здесь наблюдается противоречие изложенным выше указаниям, но внимания заслуживает не оно само по себе, а рекомендации о том, как соблюдать пост мирянам в сравнении с монахами. Вопреки ожиданиям, эти рекомендации сводятся не к призыву ослабить пост находящимся в миру, но, напротив, усилить его - находящимся в монастыре.

Помимо изданий «Ока церковного» необходимо остановиться еще на одном источнике - так называемом Малом уставе (или Уставе о домашней молитве), книге о келейной молитве, поклонах и постах, обладающей большим авторитетом в старообрядческой среде . Сама эта книга сложилась уже в послениконовскую эпоху, но ее указания составлены на основе Большого устава, то есть «Ока церковного» 1641 года, Соловецкого устава (= Обиходник Соловецкого монастыря, ходивший в большом числе рукописных копий), уставных глав из дониконовских изданий различных книг. В частности, о Рождественском посте здесь говорится в главе 32. Сначала, со ссылкой на «Устав большой», описан уже хорошо знакомый нам устав: в первую половину поста, до святителя Николы, предписано сухоядение по понедельникам, средам и пятницам и вкушение рыбы в остальные дни; во вторую половину поста рыба оставлена для суббот и воскресений, а для вторников и четвергов - только масло и вино (понедельники, среды и пятницы продолжают отмечаться сухоядением). Затем дается указание из «Номоканона» и «Статьи о христианском житии» - оба эти текста проникли в состав московских церковных книг из книг южно- и западнорусской печати только в 1640-е годы - о возможности вкушения масла и вина также и по понедельникам.

Но затем в Малом уставе приводится выписка из Соловецкого устава, где в понедельники, среды и пятницы разрешается есть «щи», то есть овощную похлебку, и еще два блюда: по средам и пятницам оба холодные (именно так понималось на Руси предписание о «сухоядении»: как пусть даже сваренная, но остывшая еда), а по понедельникам - одно горячее, а другое холодное. После праздника святителя Николы рыбу по субботам и воскресеньям заменяют «пласти», то есть сушеная рыба, устав понедельников (одно горячее блюдо, другое холодное) переходит на вторники и четверги, а понедельники начинают соблюдаться по уставу среды и пятницы. Последние же пять дней поста суббота и воскресенье сохраняют разрешение только на растительное масло, а во все прочие дни - сухоядение. По сравнению с византийскими правилами, включая их изложение в «Оке церковном», Соловецкий устав выглядит более мягким: каждый день - горячая похлебка, и блюд вместо одного - два. Однако именно он лучше подходит для нужд сурового климата Русского Севера, сохраняя при этом всю необходимую строгость. При этом в нем отсутствует упоминание о частом употреблении вина, что для Руси, в отличие от Византии, не было свойственно. Роль вина, которое византийские монахи употребляли не ради опьянения, а из-за содержащихся в нем полезных веществ, на Руси выполняли продукты из ягод и т.п. Соловецкий устав ближе всего стоит к реальной практике пощения на Руси.

IV. Практическое применение устава о посте: некоторые замечания

Завершая анализ уставных указаний о Рождественском посте, прежде всего необходимо сделать следующее замечание. Список почитаемых праздников, содержащихся в печатном Типиконе (см. выше Ι.3.Б ), содержит только памяти древних святых. Это неудивительно - в основе Типикона лежат уставы тысячелетней давности. Но среди святых ноября-декабря немало и новых русских памятей, которые также должны быть включены в разряд особо почитаемых. Можно указать на памяти: святителя Филарета Московского (19.11 ст. ст. / 2.12 н. ст.), святого благоверного князя Александра Невского, в схиме Алексия (23.11 ст. ст. / 6.12 н. ст.), освящения церкви великомученика Георгия в Киеве («Юрьев день»: 26.11 ст. ст. / 9.12 н. ст.), явления иконы Божией Матери «Знамение» (27.11 ст. ст. / 10.12 н. ст.), священномученика Серафима (Чичагова) (28.11 ст. ст. / 11.12 н. ст.), священномученика Илариона Верейского (15.12 ст. ст. / 28.12 н. ст.), праведного Иоанна Кронштадтского (20.12 ст. ст. / 2.01 н. ст.; совпадает с памятью святого Игнатия Богоносца), святителя Петра Киевского, Московского и всея Руси (21.12 ст. ст. / 3.01 н. ст.). Большим почитанием пользуются памяти великомученицы Екатерины (24.11 ст. ст. / 7.12 н. ст.), святителя Спиридона Тримифунтского (12.12 ст. ст. / 25.12 н. ст.), несмотря на то, что устав указывает им службу без особого празднования. Напротив, память святых Пяточисленных мучеников - Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (13.12 ст. ст. / 26.12 н. ст.), - хотя она и не перечислена в общей главе об уставе Рождественского поста под 14 ноября, имеет полиелей и также должна быть включена в разряд особо почитаемых. В сумме с уже упомянутыми в самом Типиконе памятями получится около 20 дней, то есть ровно половина от всей продолжительности поста!

Из сказанного следует, что даже по строгой букве устава в наступающий Рождественский пост 2017 года мирянам нельзя вкушать рыбу лишь в следующие дни (по новому стилю): 29 ноября, 6, 8, 13, 15, 20, 21, 22, 27, 29 декабря и с 1 по 6 января. При этом и среди перечисленных дат - немало праздничных, в которые могут быть сделаны те или иные послабления, так что наиболее строгий пост сохраняется лишь для четырех дней декабря: 15, 27, 29 (пища один раз в день, без масла) и 21 (пища с маслом), а также нескольких дней января (насчет их числа могут быть разногласия).

Еще одно, более существенное замечание касается самого понятия «пост». За многие века существования христианства это понятие претерпело серьезную трансформацию. Когда-то в древней Церкви соответствующим словом обозначали полный отказ от пищи в течение дня, до вечера, а вечером - вкушение как можно меньшего ее количества (ради чего и появилось, например, правило о том, что еда в дни строгого поста подается холодной, то есть менее привлекательной). Неупотребление же скоромных продуктов считалось простым «воздержанием». Как еще писал преподобный Никон Черногорец, «Ино есть пост и ино - воздержание. И пост убо есть еже не коснутися отнюдь ни коей снеди весь день… Воздержание же … подобает всегда хотящим спастися» (Тактикон, Слово 10-е).

Как мы увидели, с развитием монастырских уставов периоды воздержания, в смысле диеты без скоромных блюд, становились длиннее. Но одновременно из-за увеличения числа праздников становилось все меньше по-настоящему постных дней, когда пищу на протяжении целого дня вообще не вкушали. К настоящему времени таких дней даже по букве устава осталось совсем немного (например, выше были перечислены такие дни в наступающем декабре: их всего четыре!), а на практике под «постом» давно понимается только изменение состава блюд, но не их количества. Такое воздержание - в свете мягких, как было показано, предписаний Типикона о Рождественском посте - без особых сложностей может быть соблюдено кем угодно (разумеется, за исключением тех, кто имеет объективные медицинские противопоказания), особенно с учетом сказанного о нем преподобным Никоном Черногорцем. Но следует помнить, что пост предполагает нечто большее.

Вот мы и вступили в особенный для каждого верующего человека период — Рождественский пост. Мы получили благословение на упражнения в посте, поздравили братьев и сестёр во Христе с началом этого сокровенного времени, и приступили к подвигу. Каким он будет? Какими будем мы в период поста? Научимся ли быть хоть капельку воздержаннее, терпеливее? Зависит от… нас.

Рождественский пост (также называется Филиппов пост) каждый год неизменно начинается и оканчивается в одно и то же время. Он берёт своё начало 28 ноября после памятного дня апостола Филиппа (27 ноября). Оканчивается Рождественский пост 6 января перед Рождеством Христовым.

Всё это время мы постимся для того, чтобы к моменту Рождения Иисуса Христа прийти очищенными, обновлёнными, сокрушёнными сердцем. Дни Рождественского поста — особые дни упражнений в борьбе со страстями. С помощью и благословением Божиим мы гоним прочь весь смрад из своего сердца и растим в нём врачующие добродетели — покаяние, воздержание, молитву, милосердие… А начинаем «уборку» с телесного воздержания.

В борьбе с чревоугодием мы учимся воздерживаться от злых дел, слов и даже мыслей. Поскольку через чревоугодие, словно по цепочке, получают силу остальные страсти, решительная борьба с ним помогает в победе над всеми другими (блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость).

Внешняя сторона поста — воздержание от некоторых видов пищи.

Питание в Рождественский пост

Рождественский пост не настолько строг в пищевом воздержании, как, например, Великий. По строгости он подобен Петрову посту. По Церковному Уставу запрещаются продукты животного происхождения: мясо, молоко и молочные продукты, яйца. В определённые дни Устав запрещает монашествующим вкушать рыбу и елей (растительное масло). Для ознакомления читателей приведём в пример . Эти нормы были приняты в 17 веке и отражены в принятом ныне в Русской Церкви Уставе — Типиконе.

Для мирян существуют другие нормы. Так, например, Рождественским постом мы, мирские люди, придерживаемся лишь в Рождественский сочельник. Миряне обговаривают норму поста со своим духовником или со священником, у которого чаще всего они исповедуются. На послабление или же, наоборот, более строгий пост, испрашивается благословение у священника, иначе можно чрезмерно истощить свои силы или же впасть в ядовитую гордость.

Теперь перейдём к самому интересному — практической части Рождественского поста.

Переход от скоромной пищи к постной

С началом поста резко меняется качество нашей пищи. Она становится менее калорийной, быстрее переваривается. Поэтому переход от скоромной пищи к более простой, постной, часто нелёгок. Особенно труден он, когда начинающий христианин в первый раз пробует поститься. Вот здесь часто случается то явление, которое называется «ревность не по Духу». Человек берёт на себя очень большую меру поста, к примеру, берётся соблюдать его по монастырским нормам и… организм его объявляет «забастовку», которая проявляется в:

  • Истощении сил, слабости;
  • Головных болях, головокружении;
  • Расстройстве пищеварение (чаще диарея);
  • Вдруг развившемся гастрите, в связи с которым сильные боли в желудке.

Такой неудачный постнический опыт может не только отвернуть от поста, но и даже от веры. Поэтому совет первый: если вы только начинаете поститься, не берите на себя непосильную ношу, не стесняйтесь обсудить меру воздержания со священником, иначе последствия плачевны и для тела, и для души.

Вспомним авву Дорофея и его ученика Досифея. Как он приучал Досифея к воздержанию? Плавно, постепенно, по маленькому кусочку наставник уменьшал ученику порцию хлеба. В конце концов Досифей стал довольствоваться совсем немногим, и этого ему хватало, чтобы поддержать силы.

Вот этой постепенности мы с вами должны придерживаться, иначе к концу Рождественского поста, когда воздержание особо строгое, мы попросту истощим физические и эмоциональные силы, «сорвёмся».

Следующим моментом в переходе к постной пище является количество порций . Поскольку качество пищи меняется, она менее калорийная, то нам требуется её больше. Постная пища быстрее усваивается, и соответственно мы быстрее ощущаем чувство голода. Многих верующих угнетает этот «жор» вначале поста. Но не будем смущаться, с точки зрения физиологических процессов это нормально. С покаянным вздохом о своей немощи в это время следует увеличить количество порций. Особенно это касается тех, у кого проблемы с пищеварительной системой (например, холецистит). Кушайте малыми порциями каждый 2,5-3 часа. Чуть позже организм привыкнет, самое главное не расстроить его в первые 3 дня.

Секрет, чтобы быстрее наедаться в пост

Рождественский пост, как и любой другой, — отличное время учиться тщательно пережёвывать пищу. В тщательной механической обработке пищевого комка кроется важный секрет: мы быстрее наедаемся, когда жуём еду 32 раза. Пока челюсти жуют, а мозг считает количество жевательных движений, сигнал о насыщении успевает дойти до центра в головном мозге. И вот чудо: вместо двух тарелок каши мы съедаем одну! Тем самым мы и размеры желудка в норму приводим, пропадает его растянутость.

Больше пьём

Между приёмами пищи больше пейте чистой воды. Наш организм очень часто выдаёт странные сигналы о жажде. Нам кажется, что мы хотим есть, а на самом деле так маскируется желание попить. Таким образом, голод нужно испытывать: если действительно хочется есть, то после выпитого стакана воды желание покушать никуда не девается. Голод утих после водички? Замечательно, вы рассекретили жажду. И отодвинули приём пищи на попозже, не правда ли это важно, особенно в пост?

Опасные «постные» продукты

Поститься желает всё большее количество людей. Мы не будем здесь рассуждать, с какой целью кто держит пост. А вот о новых чудесных продуктах, готовых поддержать в период поста упомянуть нужно. Речь идёт о продуктах, формально являющихся постными. В реальности же их вряд ли можно называть таковыми. Как вы думаете, Господу угодно, чтобы вы вместо качественного куска мяса съели пачку чипсов, к примеру? Вряд ли. К данной нам физической оболочке нужно относиться с любовью, которая проявляется не в чревоугодии, а в заботе о здоровье. Думается, что здоровое питание должно стать основой поста.

Итак, что же мы отнесём к вредным для Рождественского поста продуктам?

1. Чипсы и картошка фри

Хотите получить изобилие канцерогенов в организм — ешьте чипсы! Растительное масло, используемое при изготовлении чипсов и картошки фри вовсе не подсолнечное, а рапсовое и пальмовое, известные своими канцерогенными свойствами, а их термическая обработка превращает эти жиры в трансгенные. Вред трансгенных жиров доказан абсолютно точно — они способствуют развитию раковых клеток.

Химические вещества, которыми наделены эти продукты — ароматизаторы, красители, стабилизаторы, усилители вкуса и пр. — наносят удар по здоровью. Они обманывают наши вкусовые нервные окончания, и нам чудится неповторимость вкуса, запаха…

2.Постный майонез

Чтобы приготовить обычный майонез, нужны яйца, растительное масло, соль и сахар, горчичный порошок, уксус или лимонная кислота. Если майонез заводской, то ещё химические компоненты для избежания порчи (этот майонез годами может храниться в холодильнике и не портиться). С постным майонезом всё то же самое, только вместо яичного порошка добавляется так называемый растительный белок (какого происхождения — неизвестно). Без салатов с постным майонезом в праздничные дни мы уже, наверное, не обойдёмся. Но в остальные дни Рождественского поста нужно позаботиться о своём здоровье и воздержаться от этого продукта.

3.Спред растительно-жировой

Этот заменитель сливочного масла часто выпускается с пометкой «постное». В составе должен отсутствовать животный жир (как в сливочном масле), опасные гидрированные жиры (как в маргарине). В реальности, как и в маргарине, только в меньшем количестве, этот спред содержит транс-жиры, полученные путём гидрогенизации (превращения жидкого жира в твёрдый). Гидрированные жиры в пище — фактор развития раковых опухолей, нарушения стенок артерий, сердечно-сосудистых заболеваний и т.п.

4.Постное печенье

Постное печенье, как и простое, содержит очень много пальмового масла, о котором мы знаем много нехороших вещей (от каловых камней до способности стимулировать развитие рака).

5.Соевые продукты: молоко, йогурты, мясо, творог.

Эти заменители привычных нам продуктов весьма успешно тешат наши
вкусовые рецепторы, а вот на здоровье действуют непредсказуемо. Большинство продуктов из сои генетически изменены. Вредное действие ГМО спорно, но всё же рисковать незачем. Кроме того, соя — один из крупнейших потребителей пестицидов и химических удобрений. В этом отношении увлекаться соевой пищей в Рождественский пост очень вредно.

Здесь и духовная сторона вопроса. Мы пытаемся взрастить воздержание. Заменители мяса и молока весьма похожи на «оригинал» по вкусу. Обильно кушая соевую продукцию, мы вряд ли победим пристрастие к вкусовым ощущениям.

Итак, было бы крайне нечестно, например, думать, что ты постишься и каждый день кушать соевое мясо. Наверное, всем нам не по душе, когда наши дети едят неполезную пищу. Думается, нужно и нам бояться расстроить Отца Небесного намеренным нанесение ран своему телу — употреблением вредных продуктов, — особенно в период времени, посвящённый подготовке встречи с Ним, во время Рождественского поста.

Было бы честнее взять благословение на послабление в посте, на первых порах, чем употреблять вредные заменители.

Выбор полезных, ну или менее вредных, продуктов в период поста достаточно большой:


Рождественский пост и личные праздники

Часто случается, что на Рождественский пост выпадают наши личные праздники, например, дни рождения. Если это возможно, то хорошо бы перенести празднование на ближайшее время после окончания поста. Если до святок ещё очень долго, то можно отметить личный праздник, бережливо сохраняя свою душу от излишнего шума, танцев и увеселений, в один из воскресных дней. На столе естественно должны быть постные продукты.

Если же праздник выпадает на время с 2 по 6 января, то возд
ержитесь от празднования. Совсем скоро будет возможность отметить Ваш праздник вместе с Родившимся Христом!

  • Идея! Праздничный постный бутерброд: кусок хлеба намазываете мёдом, сверху нарезаете кусочки бананов. Получается настоящее пирожное!

Постимся постом приятным и полезным и душе, и телу!