Анализ стихотворения Гиппиус «Так есть. Все стихи зинаиды гиппиус Любовь - одна

Зинаида Гиппиус - идеолог русского символизма, вместе со своим супругом Дмитрием Мережковским разработали основные принципы и концепцию символистического направления. Поэтика произведений поэтессы определяется использованием лаконичных фраз, среди тропов – чаще всего эпитеты, метафоры. Излюбленной темой является любовь во всех ее проявлениях, также часто встречаются патриотические стихи.

Для анализа произведений поэтессы важно знать, какая ситуация была в России вначале 20 века. Атмосфера в стране была не самая лучшая, начались массовые репрессии против интеллигенции. Изменения касались и обыденной жизни.

В это же время в Санкт-Петербурге супругами был организован своеобразный литературный кружок, здесь царила прекрасная дружеская атмосфера, обсуждались главные политические события страны. В городе началась революция, людей расстреливали прямо на улицах. В такой сложной политической ситуации супруги были вынуждены покинуть страну. Условия для развития новых творческих методов, проведения собрания интеллигенции были не самыми лучшими.

В феврале 1918 года поэтесса пишет знаменитое стихотворение «Так есть», в нем всего четыре строфы, но они очень точно отражают политическую ситуацию, сложившеюся в стране. Произведение полно тоски, грусти и отчаяния, написано душой и сердцем, оно не может никого оставить равнодушным.

Всего несколько емких фраз, в которых поэтесса выразила всю сущность русской революции («если кончена моя Россия – я умираю»). Такие горькие слова отражают настоящую сущность людей, которые проживают в России. И от осознания этого становится очень горько.

Потухший свет ассоциируется у поэтессы со слепотой, в котором ничего нельзя увидеть и понять, а люди – со зверьми, которые живут по непонятным законом, без соблюдения моральных принципов.

Когда читаешь стих, понимаешь, что каждое слово пропитано болью и кровью. По первой фразе непонятно, почему поэтесса выбирает именно такую манеру, почему у нее именно такая стилистика, но потом становится понятно: это самый лучший способ заявить обо всем и сразу, это крик души. Каждая строка пропитана болью и отчаянием, это подчеркивается с помощью употребления анафоры «если».

Но даже в такой, казалось бы, безысходной ситуации важно бороться за жизнь близких и родных. «Если человек хуже зверя – я его убиваю», - емкая фраза, в которой поэтесса говорит о том, что важно быть человеком в любой ситуации. Она готова бороться за свою страну, за ее возрождение из пепла. Но с каждым днем эта надежда угасает.

Зинаида Гиппиус вместе со своим мужем Дмитрием Мережковским вынуждены покинуть Родину навсегда, ведь работать в родной стране было невозможно, жизнь молодой творческой интеллигенции в России стала невыносимой. Только за пределами Российской Федерации можно было спокойно и размеренно жить, занимаясь своим любимым делом. Только там можно было реализовать свой творческий потенциал, свои способности, показать свой талант.

«Так есть» Зинаида Гиппиус

Если гаснет свет - я ничего не вижу.
Если человек зверь - я его ненавижу.
Если человек хуже зверя - я его убиваю.
Если кончена моя Россия - я умираю.

Анализ стихотворения Гиппиус «Так есть»

Революция 1917 года застала Зинаиду Гиппиус и ее супруга в Санкт-Петербурге, который очень быстро был переименован в Петроград. Отречение царя и его наследника от престола, создание временного правительства, выборы в Думу – все это чета русских поэтов искренне приветствовала, не подозревая о том, каковы будут последствия столь кардинальной и безжалостной смены власти. В питерской квартире Зинаиды Гиппиус был организован своеобразный штаб городской интеллигенции, где по вечерам пили чай и обсуждали политические событии, происходящие в стране. Однако этот клуб местной интеллигенции сам собой распался после того, как прозвучал знаменитый залп «Авроры», а разъяренные матросы штурмом взяли Зимний дворец.

Петроград оказался отрезанным от всего цивилизованного мира и превратился в «колыбель революции». Однако те, кто не успел покинуть город до прихода большевиков, очень скоро осознали, что оказались в западне. Людей попросту расстреливали на улицах города без суда и следствия только лишь за «буржуазный» внешний вид, и это вызвало у поэтессы настоящий шок. Пройдет еще несколько месяцев, прежде чем холодным февральским вечером 1918 года поэтесса напишет свое знаменитое четверостишие «так есть», полное отчаяния, тоски и безысходности.
«Если гаснет свет – я ничего не вижу, если человек зверь – я его ненавижу», — выводит для себя новые аксиомы поэтесса и словно бы пробует на вкус каждое слово, пытаясь понять, пропитано оно кровью или нет. По первой фразе стихотворения сложно понять, почему Гиппиус пишет о подобных вещах. Ведь для этого нужно перенестись на век назад в голодный Петроград, где на улицах валяются гниющие трупы людей и лошадей, а перебои с электричеством становятся такой же обыденной вещью, как и отсутствие продуктов на полках разграбленных магазинов.

Даже находясь в столь безысходной ситуации, поэтесса отмечает, что готова бороться за себя и за своих близких. «Если человек хуже зверя – я его убиваю», — открыто заявляет поэтесса. Она готова терпеть голод и лишения только ради того, чтобы ее страна возродилась из революционного пепла, а люди смогли вернуться к привычному образу жизни. Однако с каждым днем эта надежда становится все более призрачной, и Зинаида Гиппиус признается, что погибает вместе с некогда великой и непобедимой державой: «Если кончена моя Россия – я умираю».

2 736 0

Революция 1917 года застала Зинаиду Гиппиус и ее супруга в Санкт-Петербурге, который очень быстро был переименован в Петроград. Отречение царя и его наследника от престола, создание временного правительства, выборы в Думу – все это чета русских поэтов искренне приветствовала, не подозревая о том, каковы будут последствия столь кардинальной и безжалостной смены власти. В питерской квартире был организован своеобразный штаб городской интеллигенции, где по вечерам пили чай и обсуждали политические событии, происходящие в стране. Однако этот клуб местной интеллигенции сам собой распался после того, как прозвучал знаменитый залп «Авроры», а разъяренные матросы штурмом взяли Зимний дворец.

Петроград оказался отрезанным от всего цивилизованного мира и превратился в «колыбель революции». Однако те, кто не успел покинуть город до прихода большевиков, очень скоро осознали, что оказались в западне. Людей попросту расстреливали на улицах города без суда и следствия только лишь за «буржуазный» внешний вид, и это вызвало у поэтессы настоящий шок. Пройдет еще несколько месяцев, прежде чем холодным февральским вечером 1918 года поэтесса напишет свое знаменитое четверостишие , полное отчаяния, тоски и безысходности. «Если гаснет свет – я ничего не вижу, если человек зверь – я его ненавижу», - выводит для себя новые аксиомы поэтесса и словно бы пробует на вкус каждое слово, пытаясь понять, пропитано оно кровью или нет. По первой фразе стихотворения сложно понять, почему Гиппиус пишет о подобных вещах. Ведь для этого нужно перенестись на век назад в голодный Петроград, где на улицах валяются гниющие трупы людей и лошадей, а перебои с электричеством становятся такой же обыденной вещью, как и отсутствие продуктов на полках разграбленных магазинов.

Даже находясь в столь безысходной ситуации, поэтесса отмечает, что готова бороться за себя и за своих близких. «Если человек хуже зверя – я его убиваю», - открыто заявляет поэтесса. Она готова терпеть голод и лишения только ради того, чтобы ее страна возродилась из революционного пепла, а люди смогли вернуться к привычному образу жизни. Однако с каждым днем эта надежда становится все более призрачной, и Зинаида Гиппиус признается, что погибает вместе с некогда великой и непобедимой державой: «Если кончена моя Россия – я умираю».

Чете поэтов удалось покинуть Петроград лишь в 1919 году и добраться до Польши, а после эмигрировать во Францию. Больше Зинаида Гиппиус никогда не бывала в России.


Революция 1917 года застала Зинаиду Гиппиус и ее супруга Дмитрия Мережковского в Санкт-Петербурге, который очень быстро был переименован в Петроград. Отречение царя и его наследника от престола, создание временного правительства, выборы в Думу – все это чета русских поэтов искренне приветствовала, не подозревая о том, каковы будут последствия столь кардинальной и безжалостной смены власти. В питерской квартире Зинаиды Гиппиус был организован своеобразный штаб городской интеллигенции, где по вечерам пили чай и обсуждали политические событии, происходящие в стране. Однако этот клуб местной интеллигенции сам собой распался после того, как прозвучал знаменитый залп «Авроры», а разъяренные матросы штурмом взяли Зимний дворец.


Зинаида Гиппиус на рисунке Ильи Репина, 1894 год

«Новый энциклопедический словарь» отмечал, что, как поэт, Гиппиус… «занимает в русской литературе совершенно самостоятельное место»; её сравнительно немногочисленные произведения «почти все… глубоко содержательны, а по форме безукоризненны и интересны»:
…Техника стиха доведена у Гиппиус до виртуозности. Ей одинаково удаются как смелые новшества в стихосложении, так и привычные размеры, которым она умеет придать неожиданную новизну и своеобразное очарование. Всего ближе поэзия Гиппиус подходит к поэзии Баратынского; муза Гиппиус также поражает читателя «лица необщим выраженьем»…

Зинаида Гиппиус и два ее мужа
http://kiryanova.com/r8.html

Петроград оказался отрезанным от всего цивилизованного мира и превратился в «колыбель революции». Однако те, кто не успел покинуть город до прихода большевиков, очень скоро осознали, что оказались в западне. Людей попросту расстреливали на улицах города без суда и следствия только лишь за «буржуазный» внешний вид, и это вызвало у поэтессы настоящий шок. Пройдет еще несколько месяцев, прежде чем холодным февральским вечером 1918 года поэтесса напишет свое знаменитое четверостишие «так есть», полное отчаяния, тоски и безысходности. «Если гаснет свет – я ничего не вижу, если человек зверь – я его ненавижу», - выводит для себя новые аксиомы поэтесса и словно бы пробует на вкус каждое слово, пытаясь понять, пропитано оно кровью или нет. По первой фразе стихотворения сложно понять, почему Гиппиус пишет о подобных вещах. Ведь для этого нужно перенестись на век назад в голодный Петроград, где на улицах валяются гниющие трупы людей и лошадей, а перебои с электричеством становятся такой же обыденной вещью, как и отсутствие продуктов на полках разграбленных магазинов.
Даже находясь в столь безысходной ситуации, поэтесса отмечает, что готова бороться за себя и за своих близких. «Если человек хуже зверя – я его убиваю», - открыто заявляет поэтесса. Она готова терпеть голод и лишения только ради того, чтобы ее страна возродилась из революционного пепла, а люди смогли вернуться к привычному образу жизни. Однако с каждым днем эта надежда становится все более призрачной, и Зинаида Гиппиус признается, что погибает вместе с некогда великой и непобедимой державой: «Если кончена моя Россия – я умираю».
Чете поэтов удалось покинуть Петроград лишь в 1919 году и добраться до Польши, а после эмигрировать во Францию. Больше Зинаида Гиппиус никогда не бывала в России.

Так есть

Если гаснет свет - я ничего не вижу.
Если человек зверь - я его ненавижу.
Если человек хуже зверя - я его убиваю.
Если кончена моя Россия - я умираю.