А. Файоль - ключевая фигура в истории менеджмента. Анри Файоль: функции и принципы управления

Введение............................................................................................................3

1. Личность Анри Файоля................................................................................5

2. Управление как администрирование..........................................................6

3. Функции управления....................................................................................8

4. Принципы управления................................................................................11

5. Значение теории администрации...............................................................14

Заключение.......................................................................................................16

Список литературы..........................................................................................17

Введение.

Разработка проблем научного управления, развернувшаяся в начале XX столетия и сосредоточившая свое внимание на деятельности и специализации руководителя, столкнулась с необходимостью анализа построения и создания принципов функционирования организации в целом. Ответом на эту потребность практики стали работы Анри Файоля, предложившего ряд организационных принципов, необходимых для эффективного управления компанией.

Анри Файоль почти всю свою сознательную жизнь проработал во французской компании по переработке угля и железной руды, сначала в должности инженера, а затем в главном управлении.

Успех руководимой им компании Файоль связывал с последовательным и систематическим применением в управлении ряда простых, но важных принципов. Файоль впервые предложил рассматривать собственно управленческую деятельность как самостоятельный объект исследования. Он выделил пять основных элементов, из которых, по его мнению, складываются функции администрации: прогнозирование, планирование, организация, координирование и контроль.

У Файоля администрирование образует лишь одну из шести функций управления и по степени важности стоит после пяти других видов деятельности – технической, коммерческой, финансовой, страховой и учетной.

Файоль первым отказался от взгляда на управление как “исключительную привилегию” высшего руководства. Он утверждал, что административные функции существуют на любом уровне организации и их выполняют в определенной мере даже рабочие. Поэтому чем выше уровень организационной иерархии, тем выше административная ответственность, и наоборот. Функции – обязательные элементы управленческого процесса. Выпадение одного из таких элементов ведет к нарушению всей технологии управления. Тогда как принципы воплощают субъективный опыт руководителя, поэтому могут заменятся и дополняться.

Файоль достиг известности благодаря своим идеям, которые, однако, были приняты слишком поздно. Лишь в 1916 был опубликован труд Файоля "Основные черты промышленной администрации - предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль". Этот труд - основной вклад Файоля в науку об управлении.

Именно Анри Файоль соединил идеи функциональной администрации Тейлора и старый принцип единоначалия, в результате чего получил новую схему управления, которая и легла затем в основу современной теории организации. Файоля называют отцом современной теории менеджмента за то, что он был первым, кто поднялся над уровнем заводского цеха, обобщил принципы и искусство управления администрации в целом. По мнению американских историков менеджмента, Файоль является наи­более значительной фигурой в науке управления первой поло­вины XX в. С его именем главным образом связано возникновение классической (административной) школы.

1. Личность Анри Файоля.

Подобно американцу Ф. Тейлору, А. Файоль был по социальному положению и менеджером по интересам и личным качествам. Подобно Г. Эмерсону, Файоль являл собой личность неординарную, творческую, с разнообразными интересами и широкой эрудицией. Его, как и Эмерсона, больше притягивали философские и общенаучные аспекты менеджмента, осмысление его исторической и социальной роли в развитии современного общества, общие принципы организации и управления персоналом.

Анри Файоль (1841-1925) был по образованию горным инженером. Будучи французом по происхождению, он всю жизнь проработал во французском горно-металлургическом синдикате компании «Комамбо», сначала в должности инженера, а затем – в главном управлении. С 1886 по 1918 годы он был управляющим директором синдиката. В момент его назначения на пост генерального управ­ляющего компания находилась на грани банкротства. К моменту выхода Файоля в отставку (1918) концерн превратился в одно из крупнейших, эффективно работающих предприятий, что способствовало обороноспособности Франции во время первой мировой войны.

Находясь в отставке, Файоль создал и возглавил Центр административных исследований, который занимался выполнением заказов по проведению исследований в различных сферах экономической деятельности (табачная промышленность, почтово-телеграфное ведомство). Файоль был награжден орденом Почетного легиона и другими государственными наградами, имел высокие научные звания.

Файоль считается родоначальником классической школы. В своих исследованиях он исходил не из американского, а из европейского, в частности французского, опыта организации и управления производством. Главное внимание он уделял непосредственно самому процессу управления, который он рассматривал как функцию администрирования, предназначенную для оказания помощи административному персоналу в достижении целей организации.

Основным трудом Файоля является его работа «Общее и промышленное управление», написанная в 1916 г. и переизданная в СССР (1923) с предисловием А. К. Гастева. В данной книге он обобщил управленческий опыт и создал логически стройную систематическую теорию менеджмента.

В основе концепции Файоля лежало положение о том, что во всяком предприятии имеется два организма: материальный и социальный. Первый включает сам труд, средства труда и предметы труда в их совокупности, под вторым он подразумевал отношения людей в процессе труда. Эти отношения и стали предметом исследований Файоля, т.е. он сознательно ограничил область своих изысканий.

Файоль старался обосновать необходимость и возможность создания особой науки управления людьми как части общего учения об управлении предприятием.

2. Управление как администрирование.

Файоль намерено употребляет термин «администрирование» вместо «менеджмент». Дело не только в том, что «менеджмент» - специфически американский термин, а слово «администрирование» привычнее французам. Хотя и в этом содержится известная доля истины. Менеджмент порожден развитой рыночной экономикой, он возник в сфере частного предпринимательства, а не государственного, или некоммерческого управления. Его появление в XX веке символизировало ослабление роли государства в регулировании экономики.

Напротив, для более отсталой в тот период Франции, страны, где долгое время были сильны административные институты феодализма, где капиталистическая экономика выпестовалась самим государством, управление неизбежно носило иной оттенок. Термин «администрация» в европейские языки пришел из латыни, на которой изъяснялись древние римляне, славившиеся жесткой централизацией управления. Поэтому он означает деятельность государственных органов, осуществляющих функции управления. Термин «администрация» относится к высшей части управленческой иерархии, руководящему персоналу учреждения. В нем мало от бизнеса и коммерции, зато много от бюрократии и командования.

Другая причина заключается в том, что административная деятельность составляла у Файоля только часть управления. Само по себе управление являлось значительно более широкой сферой. Управлять, утверждал Файоль, значит вести предприятие к его цели, извлекая возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов. Но вести к цели - значит, маневрировать на рынке сбыта продукции, следить за конъюнктурой и рекламой, наращивать технические мощности и контролировать оборот капиталов.

Администрирование, по Файолю, включает шесть основных групп операций управленческой деятельности:

†техническая и технологическая (производство, изготовление, переработка);

†коммерческая (закупка, продажа, обмен);

†финансовая (привлечение капиталов и эффективное управление ими);

†охранная (охрана собственности и физических лиц);

†учетная (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки производства, статистика);

†административная (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

Руководство перечисленными операциями Файоль называл общим управлением. Однако далеко не все шесть групп операций стали предметом его пристального изучения. Основное внимание он уделил административным операциям, содержание которых заключается в умении управлять персоналом. «Органом и инструментом административной функции служит лишь образование социального порядка. В то время как прочие функции оперируют материалами и машинами, административная функция воздействует на персонал».

Технические, коммерческие, финансовые и другие операции интересуют Файоля только потому, что они являются объектом воздействия административной функции. Самостоятельно он их не рассматривает.

В значительной степени успех управления зависит, по Файолю, от опыта руководителя, его способностей и таланта. Файоль считал, что процесс управления не поддается строгой регламентации. Вместе с тем процесс управления должен основываться на определенных принципах и правилах.

3. Функции управления.

В теории администрирования Файоля две части. Первая связана с пониманием функций управления, вторая - с пониманием его принципов. У Файоля функция определяет сферу деятельности, ответственности и компетенции управленца. Она отвечает на вопрос, что делает руководитель. Напротив, принцип отвечает на вопрос, как руководитель делает это.

Файоль рассматривал управление как особый вид деятельности, чего никто до него не делал. Он считал, что собственно управленческая деятельность должна стать особым объектом исследования. Файоль определил, что деятельность по управлению включает в себя пять обязательных общих функций: предвидение (планирование), организацию, распорядительство, координирование и контроль.

Файоль понимал, что управленческая деятельность может отличаться в зависимости от размера предприятия (организации), уровня в управленческой иерархии и т.п. Однако несмотря на это, она обязательно должна включать в себя все пять перечисленных выше функций. Для каждой функции Файоль сформулировал правила и технику их осуществления.

1. Предвидение (планирование) - один из компонентов процесса управления, в ходе которого формулируются цели, создаются образцы и эталоны, составляющие основу управленческого контура в организации. Планирование выражается в разработке программы действий предприятия по техническим, финансовым, коммерческим и другим операциям на перспективу (например, пять, десять лет) и на текущий период (год, месяц, неделю, сутки).

Предвидению Файоль уделял особое значение. По его мнению, предвидение составляет наиболее существенную часть управления. «Предвидеть - ... означает исчислять будущее и подготавливать его; предвидеть – это уже почти действовать».

Основное место в предвидении отводится разработке программы действий, под которой он понимал «конечную цель, руководящую линию поведения, этапы предстоящего пути и средства, которые будут пущены в ход». Картина будущего не всегда может быть четко представлена, зато ближайшие события могут быть проработаны достаточно детально.

Для разработки программы действий необходимо знание:

· ресурсов предприятия (денежный капитал, недвижимость, оборудование, материалы и сырье, трудовые ресурсы. величина производственной мощности, конъюнктура рынка и т.д.);

· ведущих направлений развития предприятия;

· возможных изменений внешних условий, сроки наступления которых нельзя определить заранее.

Составление необходимой программы, по мнению Файоля, требует от руководящего персонала:

Искусства управлять людьми;

Известного нравственного мужества;

Большой активности;

Достаточной устойчивости;

Известной компетенции в производственной области;

Наличия достаточного опыта в делах.

Планирование основано на соединении целей организации и ее подразделений со средствами для их достижения. Вместе с тем планирование косвенно является инструментом контроля, так как оно не только устанавливает цели, нормативы и эталоны деятельности, но и определяет границы отклонений от норм, нарушение которых обусловливает принятие координирующих решений.

2. Организация. Под организацией работы предприятия Файоль понимал обеспечение его всем необходимым для работы. Файоль различал материальную и социальную организацию. Материальная организация включает в себя обеспечение предприятия необходимыми материалами, капиталом, оборудованием. Социальная организация включает обеспечение предприятия людьми. Социальный организм должен быть способен выполнять все операции, необходимые для осуществления производственного процесса на предприятии.

Управление людьми (социальный организм) включает следующие обязанности:

¨установление программы действий: определение задач, целей и потребностей предприятия и установление соответствия между ними и материальным и социальным организмами;

¨наблюдение за выполнением программы;

¨осуществление руководства предприятием компетентным и энергичным руководителем;

¨правильный подбор персонала административного аппарата;

¨точное определение функций;

¨согласование усилий для выполнения намеченной работы;

¨ясное, отчетливое и точное формулирование решений;

¨поощрение ответственности и инициативы;

¨справедливое вознаграждение за труд;

¨предупреждение ошибок и недоразумений;

¨обязательное соблюдение дисциплины;

¨подчинение личных интересов интересам предприятия;

¨единство распорядительства;

¨всеобщий контроль;

¨борьба с злоупотреблениями в регламентации, с бюрократическим формализмом, бумажной волокитой и т.д.

Все указанные обязанности являются справедливыми и для настоящего времени.

Построенный социальный организм требуется привести в действие. Эта задача выполняется с помощью функции распорядительства.

3. Распорядительство - одна из основных функций управления, суть, которой в предъявлении руководителем требований к подчиненным в отношении выполнения ими ролевых ожиданий, распределения ответственности, постоянного воздействия на поведение подчиненных. При этом обязательным является применение руководителем определенных прерогатив власти, которые заданы его ролевыми функциями. Целью распорядительства является извлечение наибольшей пользы и выгоды из подчиненных руководителю работников в интересах предприятия в целом.

По Файолю, руководитель, исполняющий функцию распорядительства, должен придерживаться следующих правил:

* знать в совершенстве подчиненных ему работников;

* увольнять неспособных работников;

* хорошо знать условия, связывающие предприятие и служащих;

* подавать положительный пример;

* производить периодическое инспектирование социального организма предприятия;

* проводить совещания с ведущими работниками предприятия с целью согласования единства направлений и усилий;

* стремиться к тому, чтобы среди персонала предприятия господствовали активность и преданность;

* не уделять мелочам много внимания в ущерб решению важнейших вопросов.

4. Координирование. Его главной целью является достижение соответствия и согласованности между различными частями предприятия путем установления рациональных связей в производстве. Эти связи носят самый разнообразный характер: по содержанию они могут быть техническими, экономическими, организационными; по иерархическому признаку – связи между различными ступенями управляемого объекта. Кроме того, сюда относятся связи между собственно производством, с одной стороны, и распределением, обменом и потребителем – с другой.

5. Контроль - наиболее важная функция управления, конечный итог всей управленческой деятельности. Задачей контроля является проверка исполнения в соответствии с принятой программой. Контроль должен осуществлять контролер, отвечающий следующим требованиям: компетентность, чувство долга, независимое положение в отношении к контролируемому объекту, рассудительность и такт. Он обязан воздерживаться от вмешательства в управление и исполнение дел. Контроль должен осуществляться вовремя и иметь конкретные последствия.

Таким образом, главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из пяти функций управления. Файоль не просто перечислил основные функции, он заложил основы особого направления в менеджменте - структурного функционального подхода. Функциональным его нужно считать потому, что управленческие функции - несущий элемент всего каркаса управления, исходная клеточка организационной иерархии. Структурным же подход Файоля является потому, что функции определяют структуру организации, а не выступают неким довеском к ней.

Разработанная Файолем концептуальная модель функций оказалась настолько плодотворной, что дала жизнь многим современным школам и направлениям.


4. Принципы управления.

Файоль рассматривал предприятие как замкнутую систему управления. Основное внимание он уделял внутренним возможностям (условиям) повышения эффективности деятельности предприятия за счет совершенствования процесса управления. Файоль сформулировал принципы, которые, по его мнению, применимы к любой административной деятельности. При этом Файоль отмечал, что принципы далеко не всегда требуют жесткого исполнения. Они гибки и подвижны, и их применение зависит от меняющихся обстоятельств, от состава работников и т.д.

Файоль сформулировал 14 принципов управления :

1.) Разделение труда. Его целью является повышение количества и качества производства при затрате тех же усилий. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должно быть направлено внимание и действие. Разделение труда непосредственно связано со специализацией.

Этот принцип может быть применим как для сферы производственного, так и управленческого труда. Разделение труда эффективно до определенных размеров, при достижении которых оно не приносит желаемых результатов.

2.) Полномочия и ответственность. Полномочия – право распоряжаться ресурсами предприятия, а также право направлять усилия сотрудников на выполнение порученных заданий. Ответственность представляет собой обязательство выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение.

Полномочия являются инструментом власти. Под властью понималось право отдавать приказы. Власть непосредственно связана с ответственностью. Где есть полномочия, возникает и ответственность.

3.) Дисциплина. Дисциплина предполагает достижение выполнения соглашений, заключенных между предприятием и его работниками, в том числе и повиновение. В случае нарушения дисциплины к работникам могут применяться санкции.

4.) Единоначалие (единство распорядительства). Работник должен получать распоряжения и указания от своего непосредственного руководителя. Кроме того, он должен уважать авторитет руководителя.

5.) Единство направления (дирекции). Один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

6.) Подчиненность личных (индивидуальных) интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны преобладать над интересами организации и должны быть напрвлены на выполнение интересов всего предприятия.

7.) Вознаграждение персонала , т.е. цена оказываемых услуг. Она должна быть справедливой и по возможности удовлетворять как персонал, так и организацию, как нанимателя, так и работника.

8.) Централизация. На предприятии должно быть достигнуто определенное соответствие между централизацией и децентрализацией, которое зависит от его размеров и конкретных условий деятельности. Проблема централизации и децентрализации разрешается нахождением меры, дающей наилучшую общую производительность.

9.) Скалярная цепь (иерархия). Скалярная цепь, - это ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими. Скалярная цепь определяет подчинение работников. Иерархическая система управления является необходимой, но если она наносит ущерб интересам предприятия, то ее необходимо усовершенствовать.

10.) Порядок. Каждый работник должен иметь свое рабочее место, обеспеченное всем необходимым. Для этого руководитель должен хорошо знать своих подчиненных и их потребности. «Место – для всего, все на своем месте».

11.) Справедливость. Справедливость – это сочетание доброты и правосудия. Работник, чувствующий справедливое отношение к себе, испытывает преданность к фирме и старается трудиться с полной отдачей.

12.) Стабильность рабочего места для персонала. Для предприятия наиболее предпочтительными являются работники, которые держатся за свое место. Высокая текучесть кадров является причиной и следствием плохого состояния дел. В процветающей компании управленческий персонал является стабильным.

13.) Инициатива. Инициатива - это разработка плана и успешная его реализация. Претворение в жизнь данного принципа часто требует от администрации «поступить личным тщеславием».

14.) Корпоративный дух. Сила предприятия в гармонии («единении») всех работников предприятия. Файоль указывал на недопустимость использования в управлении принципа «разделяй и властвуй». Напротив, считал он, руководители должны поощрять коллективизм во всех его формах и проявлениях.

Предложенная Файолем классификация принципов управления способствовала упорядочению управленческого процесса. Файоль подчеркивал универсальность принципов управления, не ограничивая их применение только сферой производства. Файоль считал, что предложенная им система принципов не может быть окончательно сформулирована. Она должна оставаться открытой для дополнений и изменений, основанных на новом опыте, его анализе и обобщении. Файоль отмечал, что применение принципов на практике – это «трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры». Многие из приведенных выше признаков не утратили своей актуальности и в настоящее время, несмотря на произошедшие за последние десятилетия изменения.

5. Значение теории администрации.

Классическое разграничение функций управления на предприятии, разработанное А.Файолем, прошло проверку временем (с 1923 г.). Все новомодные теории управления, касающиеся этого вопроса, ничего лучше не смогли предложить. На практике именно классификация управленческих функций по Файолю остается в своей основе без изменений.

Применение теории Файоля в практической работе руководителя даст возможность:

Зная эти теории, руководитель сможет взглянуть на стоящие перед ним проблемы как бы со стороны. Это позволит руководителю:

Определиться в своем окружении и увидеть решаемые проблемы в их взаимосвязи с другими, а, следовательно, найти "точку отсчета" для начала работы и уточнить проблемы;

Оценить целесообразность своих действий;

Уточнить, каких ресурсов не хватает для эффективного решения проблем.

Все это поможет найти новые способы и пути решения проблем организации.

Многие принципы управления до сих пор имеют практичес­кую ценность.

В дальнейшем многие исследователи занимались изучением и теоретическим описанием принципов управленческой деятель­ности, однако все они были только последователями Файоля, развивавшими, дополнявшими и конкретизировавшими его учение.

Заключение.

Я думаю, что Анри Файоль являлся ключевой фигурой в истории менеджмента. Уникальный характер его работ трудно переоценить. Файоль впервые подверг серьезному научному анализу не работу других, а свои собственные обязанности и зоны ответственности. Он рассмотрел свои администраторские обязанности с беспристрастностью столь же ценной, сколь и редкой.

Файоль развил мысль Тейлора о том, что менеджмент и администрирование должны изучаться с научных позиций. Он показал, что совершенствование управления не сводится к повышению производительности труда или к планированию деятельности подчиненных организационных единиц, - оно должно стать предметом более пристального рассмотрения и практического административного освоения людьми, стоящими во главе организации.

Концепция Файоля оставила заметный след в развитии менеджмента, и не только европейского. Разработанная им теория администрирования, функции управления и некоторые принципы поведения до сих пор активно применяются в практической деятельности.

Список литературы.

1. Дункан У. Основополагающие идеи в менеджменте. - М.: Дело, 1996 г.

2. Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / Пер. с англ. под ред. В.А.Спивака. – С-Пб: Питер, 2001.

3. Семенова И.И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов. - .: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. –222с.

4. Кравченко А.И. История менеджмента: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2000. – 352с.

5. Виханский О.С., Наумов А.И., Менеджмент: Учебник. –3-е изд. – Гардарики, 2001. – 528с.

6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1996. – 704 с.


Введение

2.2 Принципы управления Анри Файоля

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Анри Файоль французский горный инженер, теоретик и практик менеджмента, основатель административной (классической) школы управления - родился в 1841 году в пригороде Стамбула в Турции, где его отец руководил строительством моста через бухту Золотой Рог. Окончив в 1860 году Горную школу он устроился на работу в горнодобывающую компанию Compagnie de Commentry-Fourchambeau-Decazeville, в которой с 1888 по 1918 год занимал пост руководителя.

Всего через несколько лет после публикации Тейлором своей теории научной организации труда, в 1916 году, Файоль публикует работу «Общее и промышленное управление», где он обобщал наработанные им схемы управления, создавая логически стройную систематическую теорию менеджмента. Именно Анри Файоль соединил идеи функциональной администрации Тейлора и старый принцип единоначалия (существующий «со времен царя Гороха»), в результате чего получил новую схему управления, которая и легла затем в основу современной теории организации.

Файоля называют отцом современной теории менеджмента за то, что он был первым, кто поднялся над уровнем заводского цеха, обобщил принципы и искусство управления администрации в целом. Кроме того, его считают самым выдающимся европейцем, внесшим свой вклад в основание «классической » школы менеджмента.

Возникновение и развитие менеджмента связано с необходимостью достижения определенных целей, которые невозможно достичь в результате индивидуальной работы. Еще в доисторическую эпоху возникали большие племена, которые коллективно занимались земледелием, пасли скот, охотились. Уже в те времена наблюдалось разделение труда: одни люди непосредственно занимались трудовой деятельностью, другие - управляли ими. Между этими двумя группами людей постепенно складывались определенные управленческие отношения. Отдельные признаки управления появляются уже в древнейших обществах, где происходит трансформация высшей касты священников в религиозных функционеров, по сути, в менеджеров.

Постепенно появляется новый тип деловых людей. Помимо соблюдения ритуальных почестей, они заведовали сбором налогов, управляли государственной казной, ведали имущественными делами, вели деловую документацию, бухгалтерские расчеты, осуществляли снабженческие, контрольные, плановые и прочие функции, которые в настоящее время определяют содержание управленческого труда.

Таким образом, в самом начале менеджмент формировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, превращаясь со временем в социальный институт и профессиональное занятие.

Цель работы: рассмотреть вклад в управление классической или, административной школы Анри Файоля.

Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка литературы. Общий объем работы 17 страниц.


1. Становление административной теории


Великая индустриальная революция XVII–XIX вв. оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции.

Именно на этом этапе и начал развиваться менеджмент в том виде, в котором мы привыкли воспринимать это слово.

Именно тогда появилась потребность в талантливых управленцах, которые могли бы выработать свою стратегию управления фирмой и развития бизнеса и привести фирму к успеху, или, в крайнем случае, спасти ее от банкротства.

К концу XIX – началу XX в. появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки менеджмента. Это было ответом на потребности промышленного развития, массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ.

Классическое направление менеджмента включало в себя три области:

научный менеджмент – акцент делался на научно обоснованную организацию производства, рациональность и преподнесение менеджмента в виде промышленного (Ф.У.Тейлор, Г.Гант, Ф.Гилберт);

административный менеджмент - внимание уделялось организации в целом и таким функциям как планирование, организация, командная цепочка, координация и контроль (А.Файоль, М.П.Фоллет);

– концепция бюрократических организаций предполагала четкое определение должностных обязанностей и ответственности работников, ведение формальной отчетности, разделение собственности и управления, что должно было строиться на безличной, рациональной основе (М.Вебер).

Бурное развитие промышленности предопределило эволюцию научных взглядов классической школы.

Развитие идей Тейлора было продолжено Анри Файолем, который предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль. Им были сформулированы принципы менеджмента, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента.

Анри Файоль считается основателем, так называемой, классической административной школы управления. Вклад данной школы заключается в том, что она рассматривает управление, как универсальный процесс, состоящий из несколько взаимосвязанных функций. Она сформировала теорию управления всей организацией.

В 1860 году А.Файоль закончил Национальную школу шахтного дела. Получив подготовку в качестве шахтного инженера, поступил на работу в горнодобывающую компанию сразу же по получении диплома и провел в ней всю свою трудовую жизнь вплоть до ухода на пенсию в 1918 г.

Анри Файоль, так же, как и Тейлор, прежде всего, был практиком, и поэтому первые его работы были посвящены геологии и технике безопасности при работе в шахте. Однако стоило лишь ему занять должность управляющего одной из горнодобывающих компаний Франции интерес к управлению перевесил.

В те дни компания еле держалась на плаву и была на грани банкротства, Файоль сумел предотвратить банкротство компании и к своему уходу из нее в возрасте 77 лет привел ее состояние и финансы в исключительно стабильное положение.

На основе собственного опыта Файоль начал формулировать идеи административной теории уже в 1900 г., когда выступил с докладом по управлению перед членами Международного Конгресса по проблемам горной и металлургической промышленности.

Именно в этом докладе он указал важность административной функции, но не представил «элементы» управления, которые и сделали его известным позже. В 1908г. он подготовил тезисы к Юбилею Общества добывающей промышленности, в которых выдвинул свои четырнадцать «общих принципов» управления.

Его первое упоминание об «элементах» управления относится к 1916 году, когда была опубликована его основная работа «Общее и промышленное управление». В данной книге он обобщил управленческий опыт и создал логически стройную систематическую теорию менеджмента. Книга тут же стала классикой своего жанра.

Написать Файоль намеревался большую, состоящую из четырех частей, работу по управлению, которая должна была включать:

Часть I - необходимость и возможность обучения управлению;

Часть II - принципы и элементы управления;

Часть III - свои персональные наблюдения и опыты;

Часть IV - уроки войны.

Однако части Ш и IV так никогда и не появились, но и начала было достаточно, чтобы увидеть акцент Файоля на важности управления любыми свершениями, будь они «большими или маленькими, промышленными, коммерческими, политическими, религиозными, или любыми другими».

Эта «универсальность» менеджмента является главным вкладом, поскольку она позволяла преодолеть узкие представления и взгляды на менеджмент и относиться к изучению менеджмента не как самого себя, а как инструмента воздействия на любую систему.

Его учение об управлении послужило как бы ответом на возникшую необходимость обобщения накопленных знаний и навыков, на создание некой концепции управления. Это была первая попытка создания подобной концепции. Ее удачность определена временем и практикой - какие-то положения этой концепции были опровергнуты возникшими в последствии школами управления, но основная их часть, и главным образом, принципы управления, актуальны до сих пор и широко используются с различными изменениями, дополнениями и усовершенствованиями во многих организациях.


2. Вклад в теорию развития менеджмента Анри Файоля


2.1 Учение об управлении Анри Файоля


Крупный вклад в теорию управления Анри Файоль внес, разработав «общий подход» к администрации и сформулировал некоторые принципы административной теории. Им определены функции, принципы и элементы управления.

В своих исследованиях он исходил не из американского, а из европейского, в частности французского, опыта организации и управления производством. Главное внимание он уделял непосредственно самому процессу управления, который он рассматривал как функцию администрирования, предназначенную для оказания помощи административному персоналу в достижении целей организации.

В основе концепции Файоля лежало положение о том, что во всяком предприятии имеется два организма: материальный и социальный.

Первый включает сам труд, средства труда и предметы труда в их совокупности, под вторым он подразумевал отношения людей в процессе труда. Эти отношения и стали предметом исследований Файоля, т.е. он сознательно ограничил область своих изысканий.

Файоль доказывал, что административные функции существуют на любом уровне организации и их выполняют даже сами рабочие, но чем выше уровень управленческой иерархии, тем выше административная ответственность. Он сделал попытки сформулировать требования к профессиональной подготовке рабочих, мастеров, руководителей цехов, директоров и высших руководителей.

Файоль также считается одним из создателей системы принципов учета человеческого фактора в производстве и управлении, а также одним из первых ученых, обративших внимание на вопросы человеческих отношений в коллективе вообще и между руководителями и подчиненными, в частности. Это создало стимул для дальнейших исследований в сфере взаимоотношений формальной и неформальной подсистем организации.

Файоль намерено употребляет термин «администрирование» вместо «менеджмент». Дело не только в том, что «менеджмент» - специфически американский термин, а слово «администрирование» привычнее французам. Хотя и в этом содержится известная доля истины.

Менеджмент порожден развитой рыночной экономикой, он возник в сфере частного предпринимательства, а не государственного, или некоммерческого управления. Его появление в XX веке символизировало ослабление роли государства в регулировании экономики. Напротив, для более отсталой в тот период Франции, страны, где долгое время были сильны административные институты феодализма, где капиталистическая экономика выпестовывалась самим государством, управление неизбежно носило иной оттенок.

Термин «администрация» в европейские языки пришел из латыни, на которой изъяснялись древние римляне, славившиеся жесткой централизацией управления. Поэтому он означает деятельность государственных органов, осуществляющих функции управления. Термин «администрация» относится к высшей части управленческой иерархии, руководящему персоналу учреждения. В нем мало от бизнеса и коммерции, зато много от бюрократии и командования.

Другая причина заключается в том, что административная деятельность составляла у Файоля только часть управления. Само по себе управление являлось значительно более широкой сферой. Управлять, утверждал Файоль, значит вести предприятие к его цели, извлекая возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов. Но вести к цели - значит, маневрировать на рынке сбыта продукции, следить за конъюнктурой и рекламой, наращивать технические мощности и контролировать оборот капиталов.

Администрирование, по Файолю, включает шесть основных групп операций управленческой деятельности, присутствующих во всех промышленных предприятиях:

Техническая и технологическая (производство, изготовление, переработка);

Коммерческая (закупка, продажа, обмен);

Финансовая (привлечение капиталов и эффективное управление ими);

Охранная (охрана собственности и физических лиц);

Учетная (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки производства, статистика);

Административная (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

Руководство перечисленными операциями Файоль называл общим управлением. Однако далеко не все шесть групп операций стали предметом его пристального изучения. Из шести видов деятельности Файоль подробно рассматривал только управленческую, так как остальные виды осознавались достаточно хорошо. Технические, коммерческие, финансовые и другие операции интересуют Файоля только потому, что они являются объектом воздействия административной функции. Самостоятельно он их не рассматривает.

В значительной степени успех управления зависит, по Файолю, от опыта руководителя, его способностей и таланта.

В представлении способностей, необходимых менеджерам, он подчеркивал идею о том что каждый менеджер будет нуждаться в “специальном знании”, которое является специфическим для любой функции будь-то техническая, финансовая или любая другая. В общем же, каждый менеджер нуждался в следующих качествах и способностях:

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Введение

Классическая или, как ее еще называют, администра¬тивная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родона-чальником этой школы считается Анри Файоль, французский горный инже¬нер, выдающийся менеджер-практик, один из основопо¬ложников теории управления.

В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной орга¬низации труда отдельного ра-бочего, представители клас¬сической школы занялись разработкой под-ходов к совершен¬ствованию управления организацией в целом. По-добный подход в известной мере объясняется и тем обстоятель¬ством, что Тейлор и Ф. Гилберт начинали свою деятель¬ность простыми рабочими, в то время как Файоль и его последователи имели опыт работы в качестве руководи¬телей высшего звена управления в большом бизнесе. Так Файоль, с именем которого связывают возникновение этой школы и которого называют отцом менеджмента, на протяжении тридцати лет (1888—1918) был управ¬ляющим большого французского горнодобывающего и металлургического концерна «Комамбо».

Файоль первым отказался от взгляда на управление как “исклю-чительную привилегию” высшего руководства. Он утверждал, что административные функции существуют на любом уровне организации и их выполняют в определенной мере даже рабочие. Поэтому чем выше уровень организационной иерархии, тем выше административная ответственность, и наоборот.

Файоль достиг известности благодаря своим идеям, которые, однако, были приняты слишком поздно. Лишь в 1916 был опубликован труд Файоля "Основные черты промышленной администрации - предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль". Этот труд - основной вклад Файоля в науку об управлении.

Именно Анри Файоль соединил идеи функциональной администрации Тейлора и старый принцип единоначалия, в результате чего получил новую схему управления, которая и легла затем в основу современной теории организации.

Файоля называют отцом современной теории менеджмента за то, что он был первым, кто поднялся над уровнем заводского цеха, обобщил принципы и искусство управления администрации в целом. По мнению американских историков менеджмента, Файоль является наи¬более значительной фигурой в науке управления первой поло¬вины XX в. С его именем главным образом связано возникновение классической (административной) школы.

«Управлять - значит, вести организацию к ее цели, извлекая максимальные возможности

из всех имеющихся в ее распоряжении

ресурсов».

А. Файоль

1. Личность Анри Файоля

Анри Файоль (1841-1925) родился в пригороде Стамбула в Турции, где его отец руководил строительством моста через бухту Золотой Рог. В 1847 году его семья вернулась домой во Францию. Файоль учился в Лионском лицее, а затем в Национальной высшей школе горного дела в городе Сент-Этьен, которую он закончил в 1860 г. в возрасте всего 19 лет. После этого он поступил в горнодобывающую компанию Commenry, Fourchambault and Decazeville, с которой оказались, связаны последу-ющие 65 лет его жизни.

Анри Файоль был по образованию горным инженером. Будучи французом, по происхождению, он всю жизнь проработал во француз-ском горно-металлургическом синдикате компании «Комамбо», сначала в должности инженера, а затем - в главном управлении. С 1886 по 1918 годы он был управляющим директором синдиката. В момент его назначения на пост генерального управ¬ляющего компания находилась на грани банкротства. К моменту выхода Файоля в отставку (1918) концерн превратился в одно из крупнейших, эффективно работающих предприятий, что способствовало обороноспособности Франции во время первой мировой войны .

Находясь в отставке, Файоль создал и возглавил Центр админи-стративных исследований, который занимался выполнением заказов по проведению исследований в различных сферах экономической дея-тельности (табачная промышленность, почтово-телеграфное ведомство). Файоль был награжден орденом Почетного легиона и другими государственными наградами, имел высокие научные звания.

Файоль считается родоначальником классической школы. В своих исследованиях он исходил не из американского, а из европейского, в частности французского, опыта организации и управления производ-ством. Главное внимание он уделял непосредственно самому процессу управления, который он рассматривал как функцию администрирования, предназначенную для оказания помощи административному персоналу в достижении целей организации.

Основным трудом Файоля является его работа «Общее и промыш-ленное управление», написанная в 1916 г. В данной книге он обобщил управленческий опыт и создал логически стройную систематическую теорию менеджмента.

В основе концепции Файоля лежало положение о том, что во всяком предприятии имеется два организма: материальный и социальный. Первый включает сам труд, средства труда и предметы труда в их совокупности, под вторым он подразумевал отношения людей в процессе труда. Эти отношения и стали предметом исследований Файоля, т.е. он сознательно ограничил область своих изысканий.

Файоль старался обосновать необходимость и возможность создания особой науки управления людьми как части общего учения об управлении предприятием.

2. Управление по А. Файолю

Управлять, утверждал Файоль, значит вести пред¬приятие к его цели, извлекая возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов.

Файоль зачастую употреблял термин «администрирование» вместо термина «менеджмент». Дело не только в том, что «менеджмент» - специфически американский термин, а слово «администрирование» привычнее французам. Хотя и в этом содержится известная доля истины. Менеджмент порожден развитой рыночной экономикой, он возник в сфере частного предпринимательства, а не государственного, или некоммерческого управления. Его появление в XX веке символизировало ослабление роли государства в регулировании экономики.

Напротив, для более отсталой в тот период Франции, страны, где долгое время были сильны административные институты феодализма, где капиталистическая экономика выпестовалась самим государством, управление неизбежно носило иной оттенок. Термин «администрация» в европейские языки пришел из латыни, на которой изъяснялись древние римляне, славившиеся жесткой централизацией управления. Поэтому он означает деятельность государственных органов, осуществляющих функции управления. Термин «администрация» относится к высшей части управленческой иерархии, руководящему персоналу учреждения. В нем мало от бизнеса и коммерции, зато много от бюрократии и командования.

Администрирование, по Файолю, включает шесть основных групп операций управленческой деятельности:

техническая и технологическая (производство, изготовление, переработка);

коммерческая (закупка, продажа, обмен);

финансовая (привлечение капиталов и эффективное управление ими);

охранная (охрана собственности и физических лиц);

учетная (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки производства, статистика);

административная (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

Руководство перечисленными операциями Файоль называл общим управлением. Однако далеко не все шесть групп операций стали предметом его пристального изучения. Основное внимание он уделил административным операциям, содержание которых заключается в умении управлять персоналом. «Органом и инструментом админи-стративной функции служит лишь образование социального порядка. В то время как прочие функции оперируют материалами и машинами, административная функция воздействует на персонал» .

Технические, коммерческие, финансовые и другие операции инте-ресуют Файоля только потому, что они являются объектом воздействия административной функции. Самостоятельно он их не рассматривает.

В значительной степени успех управления зависит, по Файолю, от опыта руководителя, его способностей и таланта. Файоль считал, что процесс управления не поддается строгой регламентации. Вместе с тем процесс управления должен основываться на определенных принципах и правилах.

3. Функции управления

Заслуга Файоля заключается в том, что он разде¬лил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и спе-цифические, относя¬щиеся непосредственно к управлению про-мышленным предприятием.

Файоль рассматривал управление как особый вид дея¬тельности, чего никто до него не делал. Он считал, что собственно управленческая деятельность должна стать осо¬бым объектом исследования. Файоль определил, что дея¬тельность по управлению включает в себя пять обязательных общих функций: предвидение (планирование), организацию, распорядительство, координирование и контроль.

Файоль понимал, что управленческая деятельность может отличаться в зависимости от размера предприятия (организации), уровня в управленческой иерархии и т. п. Однако, несмотря на это, она обяза-тельно должна вклю¬чать в себя все пять перечисленных выше функций. Для каждой функции Файоль сформулировал правила и тех¬нику их осуществления.

Предвидение (планирование). Оно выражается в раз¬работке про-граммы действий предприятия по техниче¬ским, финансовым, коммер-ческим и другим операциям на перспективу (например, пять, десять лет) и на теку¬щий период (год, месяц, неделю, сутки).

Предвидению Файоль уделял особое значение. По его мнению, предвидение составляет наиболее существен¬ную часть управления. «Предвидеть — ... означает исчис¬лять будущее и подготавливать его; предвидеть — это уже почти действовать».

Основное место в предвидении отводится разработке программы действий, под которой он понимал «конечную цель, руководящую линию поведения, этапы предстоя¬щего пути и средства, которые будут пущены в ход». Картина будущего не всегда может быть четко представ¬лена, зато ближайшие события могут быть проработаны достаточно детально.

Для разработки программы действий необходимо знание:

Ресурсов предприятия (денежный капитал, недвижимость, оборудование, материалы и сырье, трудовые ресурсы, вели-чина производственной мощности, конъюнктура рынка и т. д.);

Ведущих направлений развития предприятия;

Возможных изменений внешних условий, сроки наступления которых нельзя определить заранее.

Составление необходимой программы, по мнению Файоля, требует от руководящего персонала:

Искусства управлять людьми;

Известного нравственного мужества;

Большой активности;

Достаточной устойчивости;

Известной компетенции в производственной области;

Наличия достаточного опыта в делах.

Организация. Под организацией работы предприятия Файоль по-нимал обеспечение его всем необходимым для работы. Файоль различал материальную и социальную организацию. Материальная организация включает в се¬бя обеспечение предприятия необходимыми материала¬ми, капиталом, оборудованием. Социальная организация включает обеспечение предприятия людьми. Социаль¬ный организм должен быть способен выполнять все опе¬рации, необходимые для осуществления производствен¬ного процесса на предприятии.

Управление людьми (социальный организм) включает следующие обязанности:

Установление программы действий; определение задач, целей и потребностей предприятия и установление соответ-ствия между ними и материальным и социальным организмами;

Наблюдение за выполнением программы;

Осуществление руководства предприятием компетентным и энергичным руководителем;

Правильный подбор административного аппарата;

Точное определение функций;

Согласование усилий для выполнения намеченной работы;

Ясное, отчетливое и точное формулирование решений;

Поощрение ответственности и инициативы;

Справедливое вознаграждение за труд;

Предупреждение ошибок и недоразумений;

Обязательное соблюдение дисциплины;

Подчинение личных интересов интересам предприятия;

Единство распорядительства;

Всеобщий контроль;

Борьба со злоупотреблениями в регламентации, с бюрократическим формализмом, бумажной волокитой и т.д.

Все указанные обязанности являются справедливыми, и для настоящего времени.

Построенный социальный организм требуется привести в действие. Эта задача выполняется с помощью функции распорядительства.

Распорядительство. Целью распорядительства является извлечение наибольшей пользы и выгоды из подчиненных руководителю работников в интересах предпри¬ятия в целом.

По Файолю, руководитель, исполняющий функцию распоряди-тельства, должен придерживаться следующих правил:

Знать в совершенстве подчиненных ему работников;

Увольнять неспособных работников;

Хорошо знать условия, связывающие предприятие и служащих;

Подавать положительный пример;

Производить периодическое инспектирование социального организма предприятия;

Проводить совещания с ведущими работниками предприятия с целью согласования единства направлений и усилий;

Стремиться к тому, чтобы среди персонала предприятия господствовали активность и преданность;

Не уделять мелочам много внимания в ущерб решению важнейших вопросов.

Координирование. Его главной целью является достижение соот-ветствия и согласованности между различны¬ми частями предприятия путем установления рациональ¬ных связей в производстве. Эти связи носят самый раз¬нообразный характер: по содержанию они могут быть техническими, экономическими, организационными; по иерархическому признаку — связи между различными ступенями управляемого объекта. Кроме того, сюда от¬носятся связи между собственно производством, с одной стороны, и распределением, обменом и потребителем — с другой.

Управление предприятием через функцию координи¬рования призвано рационально организовать все эти связи на основе их изучения и совершенствования.

Контроль. Задачей контроля является проверка ис¬полнения в соответствии с принятой программой. Кон¬троль должен осуществлять контролер, отвечающий сле¬дующим требованиям: компетентность, чувство долга, независимое положение в отношении к контролируемому объекту, рассудительность и такт. Он обязан воз-держиваться от вмешательства в управление и исполнение дел. Кон-троль должен осуществляться вовремя и иметь конкретные последствия .

Таким образом, главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управ¬ление как универсальный процесс, состоящий из пяти функций управления (предвидение, организация, распо¬рядительство, координирование и контроль).

Файоль отмечал, что никаких возражений не вызыва¬ет включение в область управления таких функций, как предвидение, организация, координирование и контроль. Однако это не относится к функции «распорядительст¬во», которую можно изучать и отдельно. Включение рас¬порядительства в перечень основных функций управле¬ния он объяснял следующими причинами:

С распорядительством непосредственно связано формирование пер-сонала предприятия и аппарата его управления.

Тождественность принципов управления и принципов распоря-дительства. Управление и распорядительство тесно взаимосвязаны.

На основе выделения основных функций в 1923 г. Файоль дал определение понятию «управление». Управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и кон-тролировать; предвидеть — учитывать грядущее и вырабатывать про-грамму действия; организовывать — строить двойной материальный и социальный организм предприятия; распоряжаться — заставлять персонал надлежаще работать; ко¬ординировать — связывать, объ-единять, гармонизировать все действия и все усилия; контролировать — заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным; правилам и отданным распоряжениям.

Файоль выделял еще шестую — административную функцию, которая отличается от пяти других функций управления. Административная функция оказывает воз¬действие только на персонал предприятия. При этом Файоль предостерегал от возможности смешения административной функции с понятием «правления». Под правлением он понимал движение предприятия к поставленным целям на основе наилучшего использования всех его ресурсов. Правление предполагает использование всех шести сформулированных функций.

Управление Файоль рассматривал в качестве шестой функции, действие которой должно быть обеспечено правлением. Вместе с тем он не ставил знака равенства между административной функцией и правлением.

Файоль рассматривал предприятие как замкнутую систему управления. Основное внимание он уделял внут¬ренним возможностям (условиям) повышения эффективности деятельности предприятия за счет со-вершенст¬вования процесса управления. Файоль сформулировал принципы (законы, правила), которые, по его мнению, применимы к любой административной деятельности. При этом Файоль отмечал, что принципы далеко не всегда требуют жесткого исполнения. Они гибки и под¬вижны, и их применение зависит от меняющихся об¬стоятельств, от состава работников и т. д.

4. Классификация принципов управления по А. Файолю

Файоль сформулировал 14 принципов управления:

1.Разделение труда. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же затратах усилий. Разделение труда непосредственно связано со специализацией.

Этот принцип, может быть, применим как для сферы производ-ственного, так и управленческого труда. Разделе¬ние труда эффективно до определенных размеров, при дос¬тижении которых оно не приносит желаемых результатов.

2.Полномочия и ответственность. Полномочия — это право распоряжаться ресурсами предприятия (организации), а также право направлять усилия сотрудников на выполнение порученных заданий. Ответственность представляет собой обязательство выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение.

Полномочия являются инструментом власти. Под властью пони-малось право отдавать приказы. Власть непосредственно связана с ответственностью. Различают должностную (официальную) власть и личную власть, вытекающую из индивидуальных качеств работника.

В современных условиях этот принцип звучит так: полномочия (права) должны соответствовать ответственности.

3.Дисциплина. Дисциплина предполагает достижение выполнения соглашений, заключенных между предпри¬ятием и его работниками, в том числе и повиновение. В случае нарушения дисциплины к работникам могут при¬меняться санкции.

Файоль считал обязательным соблюдение дисциплины, как для руководителей всех рангов, так и для рабо¬чих. Он указывал на то, что дисциплина такова, каков руководитель.

4.Единоначалие (единство распорядительства). Работ¬ник должен получать распоряжения и указания от своего непосредственного руко-водителя. Кроме того, он должен уважать авторитет руководителя.

Сформулировав этот принцип, Файоль вошел в про¬тиворечие с ре-комендациями Тейлора, который считал, что рабочие могут подчиняться разным функциональным руководителям.

5.Единство направления (дирекции). Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна иметь план и одного руководителя. При наличии нескольких групп для координации их деятельности необходим единый план, утвержденный вышестоящим руководством. Файоль подчеркивал: «Один руководитель и единый план для совокупности операций, имеющих общую цель».

6.Подчиненность личных (индивидуальных) интересов — общим. Интересы одного работника или группы работников должны быть направлены на выполнение интересов всего предприятия и не должны превалировать над ними. В случае возникновения противоречий в интересах — задачей руководителя является их примирение.

7.Вознаграждение персонала, т. е. цена оказываемых услуг. Ра-ботники должны получать справедливую зарплату за свой труд. Это в одинаковой степени относится и к рабочим, и к управляющим.

8.Централизация. На предприятии должно быть достигнуто определенное соответствие между централизаци¬ей и децентрализацией, которое зависит от его размеров и конкретных условий деятельности.

Небольшие предприятия имеют высокую степень, централизации, а крупные — меньшую. Выбор правиль¬ного соотношения между цен-трализацией и децентрализацией позволяет достичь наилучших ре-зультатов.

9.Скалярная цепь (иерархия). Скалярная цепь — это ряд руково-дящих работников, находящихся на разных уровнях иерархии (от выс-ших руководителей до руково¬дителей низового звена). Скалярная цепь определяет подчинение работников. Иерархическая система управления является необходимой, но если она наносит ущерб интересам предприятия, то ее необходимо усовершенствовать.

Рациональная структура управления организацией тре¬бует наличия наряду с иерархией горизонтальных связей.

10.Порядок. Файоль подразделял порядок на «материальный» и «социальный». Каждый работник должен иметь свое рабочее место, обеспеченное всем необходи¬мым. Для этого руководитель должен хорошо знать своих подчиненных и их потребности. Коротко этот принцип можно сформулировать так: «место — для всего и все на своем месте».

11.Справедливость. Справедливость — это сочетание доброты и правосудия. Работник, чувствующий справед¬ливое к себе отношение, испытывает преданность к фирме и старается трудиться с полной отдачей.

12.Стабильность рабочего места дня персонала. Для предприятия наиболее предпочтительными являются работники, которые держатся за свое место. Высокая текучесть кадров характеризует плохую работу управленче¬ского персонала, снижает эффективность работы предприятия. Кроме того, этот принцип говорит о том, что работнику необходимо определенное время для овладения требуемыми навыками на должном профессиональном уровне. В процветающей компании управленческий персонал является стабильным.

13.Инициатива. Проявление предприимчивости и инициативы не только руководителями, но и всеми работниками предприятия. Претво-рение в жизнь данного принципа часто требует от администрации «поступиться личным тщеславием».

14.Корпоративный дух. Сила предприятия в гармонии («единении») всех работников предприятия, Файоль ука¬зывал на недопустимость использования в управлении принципа «разделяй и властвуй». Напротив, считал он, руководители должны поощрять коллективизм во всех его формах и проявлениях.

Предложенная Файолем классификация принципов управления способствовала упорядочению управленческого процесса. Файоль подчеркивал универсальность принципов управления, не ограничивая их применение только сферой производства. Файоль считал, что предложенная им система принципов не может быть окончательно сформулирована. Она должна оставаться открытой для дополнений и изменений, основанных на новом опыте, его анализе и обобщении. Файоль отмечал, что применение принципов на практике — это «трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры». Многие из приведенных выше признаков не утратили своей актуальности и в настоящее время, несмотря на произошедшие за последние десятилет¬ия изменения .

Файоль рассматривал теорию управления (в его терминологии — администрирование) как совокупность правил, приемов, принципов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности наиболее эффективно, оптимально используя ресурсы и возможности предприятия.

Файоль выделил важнейшие принципы: единство командования и руководства. По мнению Файоля, для достижения определенной цели должны быть соответствующая программа и единый руководитель. Наруше¬ние этого принципа приводит к неправильному разгра¬ничению функций внутри организации. В отличие от Тейлора, Файоль отрицает необходимость наделения функциональных работников административными пра¬вами и впервые указывает на необходимость создания штабов, которые не должны обладать правом руководства, а только осуществлять подготовку к будущему, выявлять возможные способы совершенствования организации.

Особое внимание Файоль уделил составлению про¬гноза и плана. Он указал на необходимость краткосроч¬ного и долгосрочного планирования в каждой организа¬ции, а также на необходимость планирования в нацио-нальном масштабе, исходя из потребностей общества в целом и в особенности производства.

Заслугой Файоля является утверждение о том, что каждый член общества нуждается в большей или мень¬шей степени в знании принципов административной деятельности.

Таковы основные положения административной школы Файоля. Главным в ней Файоль считал сам метод анализа и расчленения процесса администрирования. Особое внимание он уделял вопросу подготовки руково¬дящих кадров, решительно выступая против существую¬щей системы, опирающейся на инженерные дисципли¬ны. Основным для рабочих Файоль считал достижение ими технического мастерства. Мастерство же управлен¬ческих работников может быть достигнуто по мере про¬движения их по служебной лестнице.

Файоль ставил задачу — научить промышленных ад¬министраторов такому управлению занятыми на пред¬приятии рабочими, которое обеспечивало бы наиболь¬шую индивидуальную и коллективную производитель¬ность труда путем концентрации их «воли» в одном, строго определенном направлении, указанном предпри¬нимателем. По-следнее требует создания науки об управ¬лении людьми, опирающейся на «тщательное изучение и научное экспериментирование».

Знание всех наиболее важных функций и направлений деятельности предприятия;

Подлинная компетентность в деятельности кон¬кретного предприятия.

5. Советы А. Файоля молодым управляющим

Особого внимания заслуживают советы Файоля моло¬дым управля-ющим (менеджерам). Наиболее интересными среди них являются сле-дующие:

1.дополняйте свои технические знания «умением распоряжаться, предвидеть, организовывать и кон¬тролировать». «Вас будут судить не по вашим зна¬ниям, а по вашим действиям»;

2.получайте «необходимые ценные дополнения к вашему образованию» общением с руководителя¬ми;

3.при общении с рабочими тщательно взвешивайте свои слова и не делайте незаслуженных замечаний. Всесторонне изучайте поведение, характер, сноровку и даже личную жизнь рабочих;

4.при благоприятных отношениях с руководителями не злоупотребляйте их доверием;

определиться в своем окружении и увидеть решаемые проблемы в их взаимосвязи с другими, а, следовательно, найти "точку отсчета" для начала работы и уточнить проблемы;

оценить целесообразность своих действий;

уточнить, каких ресурсов не хватает для эффективного решения проблем.

Все это поможет найти новые способы и пути решения проблем организации.

Классическое разграничение функций управления на предприятии, разработанное А. Файолем, прошло проверку временем (с 1923 г.). Все новомодные теории управления, касающиеся этого вопроса, ничего лучше не смогли предложить. На практике именно классификация управленческих функций по Файолю остается в своей основе без изменений.

Многие принципы управления до сих пор имеют практичес¬кую ценность.

В дальнейшем многие исследователи занимались изучением и теоретическим описанием принципов управленческой деятель¬ности, однако все они были только последователями Файоля, развивавшими, дополнявшими и конкретизировавшими его учение.

Заключение

Я думаю, что Анри Файоль являлся ключевой фигурой в истории менеджмента. Его работы носят уникальный характер и их трудно переоценить. Файоль подверг серьезному научному анализу не работу других, а свои собственные обязанности и ответственности. Начиная свою деятель¬ность в качестве руководи¬телей высшего звена управления в большом бизнесе, он рассмотрел свои администраторские обязанности с беспристрастностью столь же ценной, сколь и редкой.

Файоль развил мысль Тейлора о том, что менеджмент и админи-стрирование должны изучаться с научных позиций. Он показал, что совершенствование управления не сводится к повышению производи-тельности труда или к планированию деятельности подчиненных ор-ганизационных единиц, - оно должно стать предметом более при-стального рассмотрения и практического административного освоения людьми, стоящими во главе организации.

Концепция Файоля оставила заметный след в развитии менеджмента, и не только европейского. Разработанная им теория администрирования, функции управления и некоторые принципы поведения до сих пор активно применяются в практической деятельности.

Список литературы

1. Базарова, Т. Ю. Управление персоналом [Текст]: учебное пособие / Т. Ю. Базарова. - М.: Юнити, 2005. - 560 с.

2. Виханский, О. Л. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс [Текст]: учебное пособие / О. Л. Виханский - М.: Инфра-М, 2006. - 312 с.

3. Егоршин, А.П. Основы управления персоналом [Текст]: учебное пособие / А. П. Егоршин - М.: Инфра-М, 2003. - 302 с..

4. Кравченко, А.И. История менеджмента: Учеб. пособие для студентов вузов [Текст]: учебное пособие / А. И. Кравченко - М.: Академический Проект, 2006. - 352 с.

5. Маркович, Д. Социология труда [Текст]: учебное пособие / Д. Мар-кович - М.: Экономика, 2005. - 404 с.

6. Маслов, Е. В. Управление персоналом предприятия [Текст]: учебное пособие / Е. В. Маслов. - М.: Инфра-М, 2005. - 312 с.

7. Мескон, М. Х. Основы менеджмента [Текст]: учебное пособие / М. Х. Мескон. - М.: Дело, 2002. - 290 с.

8. Румянцева, З.П. Менеджмент организации [Текст]: учебное пособие / З. П. Румянцева - М.: Инфра-М, 2003. - 411 с.

9. Семенова, И.И. История менеджмента [Текст]: учебное пособие для вузов / И. И. Семёнова - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 222 с.

10. Шелдрейк, Д. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации [Текст]: пер. с англ. под ред. В.А.Спивака / Д. Шелдрейк - С-Пб.: Питер, 2001. - 340 с.

Французский горный инженер, руководитель горнодобывающей компании и автор труда "Общее и промышленное управление" (L"administration industrielle et générale), благодаря которому Файоль считается одним из пионеров в теории управления бизнесом. Основатель классической школы управления, он внес один из самых значительных вкладов в современную концепцию менеджмента.


Файоль появился на свет 29 июля 1841 года в одном из пригородов Стамбула, столицы Османской империи (Istanbul, Ottoman Empire), где его отец, тоже инженер, возглавлял строительство первого Галатского моста (Galata Bridge) через бухту Золотой Рог (Golden Horn). В 1847 году семья вернулась во Францию (France), а в 1860 Анри окончил горную школу "École Nationale Supérieure des Mines" в Сент-Этьене (Saint-Étienne).

Девятнадцатилетний инженер начал свою карьеру в горнодобывающей компании "Compagnie de Commentry-Fourchambeau-Decazeville" в коммуне Коммантри (Commentry) в самом сердце страны. К 1900 году компания, где вот уже сорок лет работал Файоль, считалась одним из крупнейших производителей стали и чугуна во Франции, жизненно важным для процветания всей отрасли. В 1888 Файоль стал управляющим директором компании, в которой трудилось 10 000 человек, и которая находилась тогда в бедственном положении, и занимал эту должность на протяжении тридцати лет - до 1918 года, пока в возрасте 77 лет не вышел в отставку. Он скончался в Париже (Paris) 19 ноября 1925 года.

Отличный горный инженер, он разработал способы борьбы с пожарами, которые уничтожали запасы его угольных шахт. Хороший геолог, он выдвинул теорию о том, как происходит процесс превращения древесины в углерод в озерах. Эта геологическая теория известна как "дельта Гилберта" в честь американского геолога Гроува Карла Гилберат (Grove Karl Gilbert), который изложи

л свою теорию в 1885 году – в то время как Файоль представил свою теорию во французской Академии наук (Academy of Sciences) уже в 1881 году, с опытами и комментариями.

Работа Файоля приобрела широкую известность в 1949 году, когда была переведена на английский язык и опубликована под названием "General and industrial administration". В этом труде Файоль представил свою теорию управления, известную как файолизм. До нее имя Файоля, кстати говоря, тоже было известно в профессиональных кругах – он, начиная с 70-х годов 19-го века, публиковал, на французском языке, разумеется, статьи по проблемам горнодобывающей промышленности и кое-какие статьи по методам управления, которые позже и оформились в стройную теорию административного управления. Свои первые статьи Файоль публиковал в бюллетене "Bulletin de la Société de l"Industrie minérale" и с начала 1880-х в "Comptes rendus de l"Académie des sciences".

Теория Файоля прошла проверку временем и остается уместной и целесообразной и в рамках современной концепции менеджмента.

Сейчас даже сложно себе представить стройную работу любого предприятия или организации без праздников, так сказать, без корпоративного духа, поощрительных премий, возможности роста. Для того и идут, собственно, работать в МакДональдс (наверное), чтобы в будущем горы своротить. Ух, вот сейчас как поднимусь по карьерной лестнице, из грязи в князи, так что, не смотрите, что я тут полы мою, уже через пару лет я буду о-го-го – гамбургеры раздавать. А там, глядишь, через пяток лет, так и вовсе менеджером стану, а к пенсии так и, ну, вообще, буду счастливым обладателем десяти процентов акций этой компании! Да и плюс весело тут у нас и вкусно! Я начала писать эту статью довольно иронично, за что, приношу свои искренние извинения.

Просто пример уж больно ярок! А веду я все к тому, что подобная корпоративная иерархическая система до боли знакома каждому современному человеку. Мы все в этом варимся, и нам даже сложно представить себе, что еще буквально какую-то сотню лет назад, о подобных «глупостях» на рабочем месте никто и слыхом не слыхивал. Ситуация изменилась в корне благодаря Анри Файолю , французскому , жившего на рубеже . (1841-1925) После окончания горной школы он приступил к работе на металлургическом предприятии, где, спустя какое-то время, стал генеральным директором. Именно там Файоль и разработал стройную систему управления производством. О своих нововведениях в администрировании, призванных усовершенствовать и управление, и как, следствие, результат производства, он подробно написал в своих книгах «Позитивное управление», «Наука организации труда» и «Общее и промышленное управление». Позитивное управление – от одного названия веет новомодной «американщиной», настрой на лучшее и все такое, однако, Файоль в своих книгах никогда не употреблял слово «менеджмент», считал его слишком американским.

Он оперировал понятием «администрирование», что было гораздо ближе его французскому духу. Впервые в мире устами Анри Файоля прозвучала такая мысль: не стоит считать управление исключительной привилегией высшего руководства, ибо административные функции существовали, существуют и будут существовать на абсолютно любом уровне производства и эти функции, в той или иной степени, выполняют даже простые рабочие. То есть, любое предприятие в глазах Файоля являлось замкнутой системой управления, в котором особое внимание следует уделять внутренним условиям, которые должны повысить эффективность работы всего предприятия в целом. Всего, в общей сложности, можно насчитать четырнадцать пунктов, выдвинутых Файолем, то есть принципов управления, первым и, наверное, главным из которых является принцип разделения труда. Число целей, которые поглощают внимание любого сотрудника, должно быть сокращено и все эти цели (даже их минимум) должны быть связаны непосредственно со специализаций того или иного сотрудника. Вторым в этом списке является пункт о полномочиях и ответственности.

Тут совсем все просто. Ясно, что у руководителя должны быть полномочия для распоряжения ресурсами предприятия и, конечно же, как следствие, он должен нести ответственность за результат работы своих сотрудников. Где есть хоть минимальная власть (например, отдать приказ), там должна быть и ответственность. Дисциплина – это третий принцип управления. Дисциплина учит повиновению, она предполагает выполнение соглашений, заключенных между работником и работодателем. И это тоже немаловажно. Ведь, в случае нарушения дисциплины, ко всем сотрудникам должны быть применены административные санкции (штрафы, выговоры и т.д.). Четвертый принцип – это принцип единоначалия. Помятуя о старой поговорке, в которой идет речь о семи няньках и бедном дитяти без присмотра, принцип единоначалия предполагает получение распоряжений и указаний лишь от одного (непосредственного) начальника. Сотрудник не должен слушать всех и сразу! Единство дирекции – это пятый пункт.

Один руководитель и одна группа сотрудников, одна программа для всех групп, но при этом все преследуют одну и ту же цель в рамках плана работы. Подчиненность личного общественному. Строго, но справедливо. Все мы люди, все мы человеки, но никогда интересы одного сотрудника не должны ставиться выше интересов предприятия. Это шестой принцип. Седьмым является (О! Самое приятное!) вознаграждение персонала. У всего на свете есть цена. Справедливо, если труд работников будет оплачен адекватно, соизмеримо сделанной работе.

Централизация, иерархия, порядок, справедливость, стабильность рабочего места, инициатива и корпоративный дух – все эти пункты направлены на создании гармонии, единства. Файоль, словно бы, отрицает дедовский принцип «разделяй и властвуй». Инициатива, от кого бы она не исходила, если направлена на модернизацию работ предприятия, заставит начальство поступиться собственным тщеславием, помятуя о принципе подчиненности личного общественному. И идея получит развитие. По сути, эти немудреные методы, разработанные Файолем, прошли проверку даже временем. Ни одна новейшая теория управления ничего лучше предложить пока не могла. Так что, Анри Файоля можно смело считать ключевой фигурой в и развитиии менеджмента, то есть, администрирования, как назвал бы это сам Файоль.