Звук у всегда в сильной позиции. Сильные и слабые позиции согласных по звонкости-глухости. Позиционная мена и изменения звонких и глухих согласных. Позиционная мена согласных с нулем звука

Оборудование:

  • раздаточные карточки с пропуском орфограмм слабой позиции,
  • тетради,
  • учебники,
  • орфографические словари,
  • фломастеры.

На доске нарисован фрагмент из произведения А. Милна «Винни-Пух и все-все-все», приготовлен фрагмент из мультфильма. Дети сидят в группах по четыре человека.

Ход урока

I. Организационный момент

У. Здравствуйте! Сегодня на уроке мы должны рассмотреть случаи, когда звук находится в сильной позиции, а когда в слабой. Садимся правильно, кладем тетради с наклоном, записываем число и "Классная работа".

II . Чистописание

У. Посмотрите на доску, мы записываем элементы в соединении со строчной буквой "о". Напишите в тетрадях одну строчку.

Дети выполняют задание в тетрадях.

III. Работа по повторению

У. Как вы понимаете, что такое ошибкоопасное место, где оно может возникнуть?

Д. Ошибкоопасное место может возникнуть в любой части слова. Для проверки орфограммы в корне слова нужно подобрать однокоренное слово, в котором бы на месте слабого звука появился сильный.

У. А с помощью родственных слов можно проверить орфограммы только в корне или в разных частях слова?

Д. В других частях этих слов такие орфограммы проверить нельзя, т. к. эти части в родственных словах могут быть разными. Ошибкоопасное место - это место, когда мы слышим один звук, а пишем другую букву.

У. А какие ошибкоопасные места вы уже знаете?

Д. Для гласных звуков, когда звук находится в слабой позиции, т.е. на него не падает ударение. Д ля согласных звуков, когда они оказываются рядом, среди них нет звуков "волшебников".

У. А что это за волшебные звуки?

Д. Это звуки сонорные [л, м, н, р, й"] и еще звук [в]. Если согласный стоит перед этими звуками, то мы смело можем записать согласную букву, а если оказывается два согласных звука и ни один из них не "волшебник", то возникает ошибкоопасное место.

Д: Например, в слове шу__ка, встретились два согласных звука, они вступили в игру - "командует" второй согласный глухой – [к] Он, как бы оглушает впереди стоящий согласный.

У. Ребята, давайте хором произнесем это слово.

Д. Дети хором произносят [шупка].

У. Кто согласен с рассуждениями?

Д. Дети фиксируют свое мнение, показывая пальчиками: да "+", нет " -".

У. Все показывают "+", а один ребенок " -". Почему ты не согласен с детьми?

Д. Д умаю, что если один из таких согласных будет звонким, то впереди стоящий будет тоже звонким.

У. Хорошо. Давайте проделаем эту исследовательскую работу вместе.

Дети записывают в тетрадях звуковую модель слова [шупка].

Д. Можно мне доказать?

У. Доказывай. Иди к доске.

Д. У нас, в корне слова, встретились рядом два согласных. Второй согласный звук [к], он как бы оглушает впереди стоящий согласный. Когда мы произносим, то слышим звук [ п ], он в слабой позиции. По закону русского письма - слабую позицию согласного проверяю по сильной [шубы], => и в слове шубка я напишу букву "б", шубка.

У. А какое это чередование?

Д: Это позиционное чередование звуков [ б] / /[ п ].

У. А кто может найти слово, в котором происходит озвончение согласного звука?

Д. Затрудняемся.

Д. У меня есть записка от мамы с "просьбой...", мне кажется, что когда мы произносим это слово - [ проз"ба], то слышим звук [ з"], а написала мне мама – просьба.

У. Хорошо. В этом случае происходит озвончение согласного звука. Это ошибкоопасное место. Давайте подберем родственное слово, где этот звук будет в сильной позиции (изменением слова).

Д Может, подойдет слово просить? Здесь позиционное чередование звуков [з" / /с"].

У. На доске запись (звуковая модель слов).

[ проз"ба], [ПРАС"И Т" ]

У. Какие звуки чередуются?

Д. Гласные звуки [о / /а] и согласные звуки [з" / /с" ].

IV. Работа с Учебной тетрадью № 2.

Задание № 1. страница 11. Дописать предложения, в которых есть слова с противоположным значением.

У. Запишите самостоятельно, поставьте ударение, обведите нужную букву.

Учитель в это время раздает каждой команде задание, и дети начинают работать в группе.

I группа: «Редька горькая, а морковь________________».

II группа: «Сметана густая, а молоко_____________».

III группа: «Камень тяжелый, а пух______________».

IV группа: «Дорога широкая, а дорожка_____________».

V группа: «Луна большая, а звездочка______________.»

Дети выполнили задание в группах и от каждой команды выходят к доске по одному человеку со своими карточками - ответами. Остальные группы проверяют, дополняют представителей от каждой команды.

У .Все ли орфограммы слабой позиции вы могли проверить изменением слова?

Д.Только те, которые находятся в основе слова.

У.Почему?

Д.Т. к. при изменении слова основа не изменяется.

У.А где не можем проверить?

Д. В окончании, т. к. при изменении слова изменяется окончание. У нашей команды было слово сла_ кая (ягода) Слабая позиция в корне слова, проверяем словом сладок, сладенький. Вторая слабая позиция в окончании, достаточно одного проверочного слова, в котором звук в окончании находится в сильной позиции: сладка я – зла я.

Дети показывают пальчиками "+" (согласны).

Д: У нас было слово ж__к_е. Жидкое – орфограмма сильной позиции и, проверяли по правилу: жи - ши пиши с и . Орфограмма слабой позиции в корне слова, мы подобрали проверочное слово жиденький. Вторая слабая позиция в окончании, проверяем словом, в котором звук в окончании находится в сильной позиции: жидк_е- молодое.

Дети проверяют первые два слова, выходя к доске, остальные дети специальными знаками демонстрируют свое согласие или несогласие.

После работы над каждым, словом учитель обращает внимание на способ проверки. Первые два задания ребята проверяли вместе у доски. А остальным предлагается сделать взаимопроверку между группами.

V. Работа над звуковой «оболочкой» слова

У. Составьте схему сильных и слабых позиций к слову морковка.

Д. Первый звук [м], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный.

Д. Второй звук [а], он в слабой позиции, т.к. на него не падает ударение.

Д.Третий звук [ р] - в сильной позиции, т.к. это звук "волшебник", он всегда будет в сильной позиции.

Д. Четвертый звук [к], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный звук.

Д. Пятый звук [о], он в сильной позиции, т.к. он под ударением.

У. Что можно сказать о шестом звуке? (произнесите хором) дети (хором) - [маркофка]

Д.Мы слышим и произносим звук [ф], потому что рядом оказываются два согласных звука и второй глухой звук [к] подчиняет согласный, который стоит перед ним и оглушает его.

У. Кто хочет написать на доске схему и закончить разбор?

Д. (у доски) составляют схему:

V_VVV_V_, м_рко_ка, звук [к] в сильной позиции, а звук [а] в слабой. Пишется слово мор-ков-ка, т.к. оно относится к словарному слову и можно посмотреть в словаре.

У. Вам надо записать буквенную модель слов, распределив их в два столбика. В первый столбик напишите слова, где слабые позиции в корне слова. Во второй столбик, где слабые позиции в окончании.

Это первая часть задания, которую дети выполняют самостоятельно.

VI. На доске звуковая модель слов: [ХАД" И Т "], [Г Р АЧ" И], [ Ш Ы Н А], , [Р" Э П А], [С В" И Ч" А]

У:- Проверим задание.

К доске выходят два человека и записывают:

Д: Слова со слабой позицией в корне (письмо с дырками)

Х_дить, гр_чи, з_мля, св_ча

Д. Слабая позиция в окончании:

Д. Мы выписали в свой столбик слова (перечисляет): ходить -ход, грачи - грач, земля - земли, свеча - свечи. Пишу букву по сильной позиции.

У.Дети вы согласны с работой?

Д. У меня получилось два слова: шина, репа.

У. Спасибо.

VII. Работа с учебной тетрадью.

У. В книге А. Милна "Винни-Пух и все-все-все" сова жила в великолепном замке "Каштаны". Под звонком у нее были объявления:

Почему в двух объявлениях одни и те же слова написаны по-разному?

Д. (хором) Сова не знает основного правила русского языка.

Д. Н е согласны с Совой. Слово [ аткрывай "ут] пишется открывают, слабая позиция в приставке. Мы знаем приставку от, можно проверить словом отпуск (Исправляет ошибку фломастером).

Д.Есть еще ошибка, пишется Сова, слабая позиция в корне. Проверяем словом - совы.

У. Посмотрите на второе объявление. (Дети внимательно читают).

Де согласны как сова написала, слово прошу. Слабая позиция в корне слова, можно проверить - просим. Пишется буква о.

Нашли еще одну ошибку, в слове [пад "оргат "]. Слабая позиция в приставке, мы знаем приставку по, можно проверить словом поверху.

Д: выходят к доске и исправляют ошибки в объявлениях (фломастером).

У. Вы нашли все ошибки?

Д. Все.

У. Запишите эти объявления на пустых строчках.

I вариант – записывает первое объявление.

II вариант - записывает второе объявление.

У. Урок закончен. А как вы поняли, над чем мы работали?

Д. Мы рассматривали сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков.

Д. Мы поняли: звук в слабой позиции обозначается той же буквой, которой обозначается в этом слове звук в сильной позиции.

VII. Домашнее задание.

У. Спасибо за урок.

Литература:

М.П. Романеева. Л.А. Суховершина, Москва. 2006 г. Учебная тетрадь № 2 по русскому языку.

Фонетические процессы

В потоке речи звуки взаимодействуют между собой, влияя друг на друга определенные фонетические изменения. Подвергаться влиянию могут согласные со стороны других согласных или гласные со стороны гласных, т.е. взаимодействуют артикуляционно однотипные звуки. Но возможно также и взаимодействие между разнотипными звуками, когда согласные влияют на гласные или, наоборот, гласные влияют на согласные.

Среди изменений выделяют комбинаторные ипозиционные изменения.

Комбинаторными (от лат. combinare «сочетать», «соединять») называются изменения фонем под влиянием соседних (или несоседних) фонем. Большинство таких изменений можно объяснить удобством произношения. В одних случаях легче произнести два одинаковых или два похожих звука, например, два глухих или два звонких согласных. В других случаях, наоборот, труднее произнести два одинаковых соседних звука, например, два смычных или две аффрикаты. Поэтому в зависимости от свойств взаимодействующих звуков между ними может происходить или сближение в произношении или расхождение.

Другой тип фонетических изменений - позиционные изменения (от лат. positio «положение»). В этом случае изменение фонем обусловлены их отношением к ударению, а также их позицией в абсолютном начале или в абсолютном конце слова, т.е. исключительно их позицией и не зависит от влияния других звуков.

К наиболее распространенным комбинаторным изменениям относятся: ассимиляция, диссимиляция, аккомодация .

Рассмотрим их более подробно.

Ассимиляция (от лат. assimilatio «уподобление») - фонетический процесс, в результате которого взаимодействующие звуки сближаются полностью или частично. Другими словами - эти звуки становятся более похожими или одинаковыми. Ассимиляция характеризуется следующими признаками:

  • 1. Контактная (от лат. contactus «соприкосновение») - взаимодействие двух рядом стоящих звуков и дистактная (от лат. dis «раз» и tangere, tactum «касаться») - взаимодействие несоседних звуков, разделенных другими звуками. Пример контактной ассимиляции но жк а [шк ], пример дистактной б а д а .
  • 2. Полная - два разных звука превращаются в два одинаковых, которые обычно сливаются и произносятся как один долгий звук (например, о тд ать [дд]. При полной ассимиляции уподобление происходит по всем признакам, свойственным взаимодействующим звукам (по глухости - звонкости, твердости - мягкости, по типу артикуляции и т.д.). Неполная ассимиляция - два разных звука остаются разными, но сближаются между собой по какому-либо признаку, например, слово сд оба [зд ]. При неполной ассимиляции уподобление происходит по части названных признаков. В слове сдоба происходит уподобление согласных по звонкости, в остальном эти звуки остаются различными.
  • 3. Прогрессивная (от лат. progressus «движение вперед») - влияние предыдущего звука на последующий (ванькя ) ирегрессивная (латинская приставка указывает на противоположность действия) - влияние последующего звука на предыдущий, например, ко сьб а [зьб].

Разновидностью прогрессивной ассимиляцииявляется сингармонизм (от греч. syn «вместе» и harmonia«связь», «созвучие»), гармония гласных в тюркских языках, когда гласным корня обусловливается соответствующий же гласный в последующей морфеме: турецк. oda - комната, odalar - комнаты; ev - дом, evler - дома .

Диссимиляция (от лат. dissimilatio«расподобление») - фонетическое изменение, когда из двух одинаковых или двух похожих звуков образуются или разные или менее похожие звуки. По своим результатам это процесс, обратный ассимиляции. Поэтому диссимиляция характеризуется теми же понятиями, что и ассимиляция. Прогрессивная (февраль из феврарь ), регрессивная (секлетарь из секретарь ),контактная (хто, дохтор ), дистактная (февраль из феврарь ).

Возможны случаи, когда один и тот же звук подвергается влиянию нескольких факторов, в результате чего происходят и разные фонетические изменения. Так, в слове легко (лехко) отмечается регрессивная ассимиляция по глухости и диссимиляция по способу образования.

Аккомодация (от лат. accomodatio «приспособление») - фонетический процесс, при котором взаимодействуют разнотипные звуки - гласные и согласные. Влияние согласных на гласные определяется двумя направлениями:

  • 1. после мягких согласных гласные а, о, у становятся более передними: мал - мял, вол - вёл, лук - люк . В этом случае мы наблюдаем 1прогрессивную аккомодацию.
  • 2. перед мягкими согласными те же гласные а, о, у становятся более узкими, закрытыми: дал - даль, год - голь, струн - струй . Здесь налицо регрессивная аккомодация.

Гласные влияют на согласные только в одном направлении - регрессивно: перед гласными и, э согласные становятся тоже более передними - мягкими: книга - книге, книги .

Кроме названных фонетических изменений, в словах могут происходить и другие процессы:

  • 1. Диэреза (выкидка) (от греч. Diairesis «разрыв», «разделение»), например: солнце, окрестности. Разновидностью диэрезы являются также процессы: синкопа (сокращение), например: первяжи (перевяжи), передену (переодену), синицеза (слияние), например: вобще (вообще),вображать (воображать) и гаплология - выкидка слога, например: знаменосец (знаменоносец).
  • 2. Эпентеза (вставка) (от греч. Epenthesis) противоположное явление диэрезе: н д рав (нрав), ради в о (радио), шпи и он (шпион).
  • 3. Метатеза (перестановка фонем) (от греч. metathesis) -ведмедь из медведь, тарелка (из нем.Teller), Фрол (из лат. flor),ладонь из долонь, футляр (из нем. Futteral).
  • 4. Фузия - слияние согласных: мое тс я - мое(ц )а,мы тьс я - мы(ц )а.
  • 5. Субституция (приспособление) (от греч.Substitutio) - замена одной фонемы другой: Николай - Микола , Арина - Орина , Никифор - Микишка .

При определении фонетических изменений необходимо различать исходную (первичную) форму и производную (вторичную). От этого зависит правильное определение типа фонетического изменения. В силу того, что письмо, как правило, отражает более древнее состояние языка, исходной формой произнесенного слова следует считать его письменную форму, его написание; для просторечного слова - форму, которая представлена в литературном языке; для литературного слова - слово языка-источника.

Явление протезы (гр. prothesis - подстановка), или надставки начала слова, можно наблюдать в следующих словах:в осемь (из осемь), е роплан (аэроплан), в острый (острый)

Редукция - сокращение долготы фонемы (лат. reductio«отведение назад»). Редукцию понимают еще как ослабление артикуляции звука и изменение его звучания (в основном это относится к гласным в безударном положении). Редукция бывает качественной и количественной.

Редукция качественная - ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге, сопровождаемое потерей тех или иных признаков их тембра, например, г о лова [ъ].

Редукция количественная - уменьшение долготы и силы звучания гласного в безударном слоге при сохранении характерного тембра. Например, редукция гласного [у] в первом и втором безударных слогах (ср. су дно, су да, су довой).

Звуки не существуют изолированно друг от друга. Они находятся в постоянном взаимодействии и влияют друг на друга, вызывая различные звуковые изменения.

В потоке речи звуки сочетаются друг с другом, образуя слова, речевые такты, фразы. Способность звуков сочетаться друг с другом называется синтагматикой, а сами сочетания звуков - синтагмами.

Выступая в сочетании друг с другом, звуки в одних условиях сохраняют свои качества, в других - изменяют их. Способность звуковых единиц варьировать называетсяпарадигматикой, а совокупность вариантов одного звука - парадигмой: ?с"н"э?гъ / c"н"э?к / с"н"иэга? / с"н"иэг"и?р" / c"н"ьг?в"и?к.

С учением о синтагматике и парадигматике связаны понятия позиции звуков.

Позиция - это положение звука в слове. Различают сильные и слабые позиции звуков.

Сильными позициями называются такие позиции звуков, в которых различаются наибольшее число звуков: ?до?м - то?м / жа?р- ша?р // м"и?р / сы?р / са?т / му?ш / ро?м /л"э?с //?.

В слабых позициях происходит неразличение одного из соотносительных звуков: ?ту?т / са?т / с?ды? / съд?во?т//?.

Изменение согласных звуков

Для согласных звуков различают сильные и слабые позиции: 1) по глухости и звонкости; 2) твердости и мягкости.

I. Сильные и слабые позиции по звонкости и глухости

  • 1. Сильными позициями по звонкости и глухости являются для парных звуков:
    • а) положение звонких и глухих согласных перед гласными: ?ба?р - па?р / го?ркъ - ко?ркъ /д"э?лъ - т"э?лъ?;
    • б) положение звонких и глухих перед сонорными: ?бл"э?ск - пл"э?ск /п"jу? - б"jу? / гну?т -кну?т?;
    • в) положение звонких и глухих согласных перед губно-зубными звуками?в?, ?в"?: ?дво?бь - тво?б / св"э?т - зв"э?р"?;
    • г) непарные звуки всегда находятся в сильной позиции, т.к. они могут иметь только одно звучание - или глухой, или звонкий.
  • 2. Слабыми позициями по звонкости и глухости являются:
    • а) позиция в абсолютном конце слова. В русском языке действует закон конца слова, суть которого заключается в том, что парные звонкие согласные оглушаются: ?ло?п / но?ш / са?т / с"н"э?к?;
    • б) позиция перед глухими согласными, где звонкие согласные оглушаются: ?ло?ткъ / но?шкъ / пропкъ?;
    • в) позиция перед звонкими согласными, где глухие согласные озвончаются: ?про?з"бъ / в?гза?л / мъл?д"ба??;

При оглушении звонких согласных и озвончении глухих согласных наблюдается уподобление (ассимиляция) предшествующего согласного последующему.

II. Сильные и слабые позиции по твердости и мягкости

  • 1. Сильными позициями по твердости и мягкости являются:
    • а) перед гласными: ?са?т - с"а?т" / лу?к - лу?к / сэ?р - с"э?р?;
    • б) позиция в абсолютном конце слова: ?в"э?с - в"э?с" /тро?н - тро?н" / дво?р - дв"эр"?;
    • в) перед заднеязычными: ?ба?нкъ - ба?н"къ / го?ркъ - го?р"къ / д"э?тк"и - д"а?т"к"и?;
    • г) непарные звуки по твердости и мягкости всегда находятся в сильной позиции.
  • 2. Слабой позицией по твердости и мягкости является:
    • а) положение твердых зубных перед мягкими зубными: ?л"и?с"т"ик / ф"с"о? / в"з"а?т"?;
    • б) положение твердых зубных перед мягкими шумными передненебными: ?ба?н"ш?"ик / збо?р"ш?"ик?;
    • в) положение твердых зубных перед?j?: ?с"jэ?л /друз"jа? / в"jу?гъ?;
    • г) положение твердых зубных перед мягкими губными: ?б?м"б"и?т" / з"м"э?б / т"э?р"п"ит?.
    • (В современном русском языке смягчение согласного перед мягким колеблется)
    • д) мягкие согласные в редких случаях могут отвердевать перед твердыми: ?бунта?р" ? бунта?рск"иб / м"э?т" ? м"э?дныб?.

Некоторые согласные звуки в произношении имеют более продолжительное звучание по сравнению с другими согласными. Такие согласные называются долгими.

Например, в русском языке звук, обычно обозначаемый буквой щ - [ш?"], может быть только долгим звуком: щука - [ш?"у?ка], прощай - [пр? ш?"а?i] и т.д.

В орфографическом письме долгота согласного чаще всего передается постановкой рядом двух одинаковых букв, обозначающих данный согласный: касса (ср.: коса), балл (ср.: бал), колосс (ср.: колос).

Долгие согласные могут находиться в корнях слов: Россия, жужжать, дрожжи и т.д.

Кроме того, долгие согласные могут появляться на стыке предлога и следующего за ним слова, приставки и корня или корня и суффикса, когда два одинаковых рядом стоящих согласных звука сливаются в один долгий согласный: [?т?"иэб"а?] - от тебя, [р?с?"в"э?т] - рассвет, [в??з"и?т"] - ввозить, [ч"угу?н?ыi] - чугунный и т.д.

Часто бывает так, что постановка рядом двух одинаковых букв в орфографическом письме наблюдается там, где в произношении нет долгого согласного.

Например, в следующих словах мы обычно произносим краткие, а не долгие согласные, хотя на письме обозначена их долгота: аллея - [ал"э?iь], искусство - [иску?ствъ], артиллерия - [?рт"ил"э?р"иiь], баррикада - [бър"ика?дъ], грамматика - [гр?ма?т"икъ], коллекция - [к?л"э?кцыiь] и т.д.

Это обстоятельство создает известные трудности в освоении орфографии данных слов учащимися.

Выпадение согласных звуков

В некоторых случаях при стечении нескольких согласных звуков один из них может не произноситься. Однако в других формах слова или в родственных словах он произносится.

Например: прелестный - [пр"л"э?сныi], но прелесть - [пр"э?л"ьс"т"], поздно - [по?знъ], но опоздал - [?п?зда?л], свистнуть - [с"в"и?снут"], но свистеть - [с"в"ис"т"э?т"].

Выпадающие согласные звуки по правилам русской орфографии на письме обозначаются соответствующими буквами.

Изменение гласных звуков русского языка

Для гласных звуков сильной позицией является их ударное положение:

Со?м / ма?к / м"и?р / ды?м / лу?к / хл"э?п?.

Если гласные находятся в безударном положении, то позиция является слабой: ?тр?ва? / др?ва? / м"иэста??.

Степень изменения гласных в безударном положении зависит от того, какое место они занимают по отношению к ударному. Так, в слове огоро?д оба безударных гласных [о]произносятся как [?]; а в слове молоко? первый [о] стоит во второй предударной позиции и произносится как [ъ] (звук близкий к [ы]): [мъл?ко?].

Изменение гласных звуков в безударном положении зависит еще и от того, после каких согласных (твердых или мягких) они стоят. Например: гласный [и] после твердых согласных произносится как [ы]: цирк - [цы?рк], жизнь - [жы?зн"], ширь - [шы?р"].

Изменение гласных звуков в слабых позициях называется редукцией (от лат. reductio - приводить, обратно).

Различают качественную и количественную редукцию.

Ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге, сопровождаемое потерей тех или иных признаков их тембра, называется качественной редукцией: [ч"а?с / ч"иэсы? / ч"ьс?фш?"и?к]; [го?лъву / г?ло?ф / гъл?ва?]; [во?ды / в?да? / въд?во?с].

Уменьшение и долготы и силы звучания гласного в безударном слоге при сохранении тембра называется количественной редукцией: [лу?к / луга? / луг?во?i], [сы?р / сыры? ].

СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Для глухих и звонких согласных слабыми позициями оказываются позиции на конце слова или перед другими согласными.

На конце слова звонкие согласные становятся глухими, оглушаются. Столб мы произносим как стол[п], поход – как похо[т] , гараж – как гара[ш] . То же самое происходит и перед глухими согласными. Сказка читается как ска[с]ка , а лодка – как ло[т]ка.

С глухими согласными наоборот – перед звонкими они сами озвончаются. На месте фонемы С в слове просьба звучит [з ].

В какой же позиции удаётся увидеть настоящую фонему? Это позиция перед гласной или сонорными согласными (суперзвонкие звуки[ р,л, м, н, j ], в которых голоса больше, чем шума).

Подберём проверочные слова для наших слов: превратим столб в стол б ик, поход – в похо д ный , лодку – в ло д очку , а просьбу – в про с ить . Вот тогда мы и поймём, какую букву нужно записывать на месте слабой согласной, чтобы сохранить основной принцип русской орфографии – запись настоящей фонемы.

Чтобы поменьше было случаев неясных

И чтоб ответов не было плохих,

Прислушайтесь к звучанию согласных,

Чтобы не путать звонких и глухих…

Глухие звуки – это непоседы,

Они спокойно не желают жить,

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Рядом гласный подставляй!

Слабые и сильные позиции есть и у твёрдых и у мягких согласных . По законам русского языка, во многих случаях последующий мягкий согласный заставляет смягчаться предшествующий твёрдый. И твёрдому приходится уступать.

Вот, к примеру, слово мост . Все согласные в нём твёрдые. Но стоит измениться согласному т и превратиться в мягкий, как тут же смягчение распространяется и на соседний [с ] – мо[с’т’]ик . тот же процесс происходит и в парах слов лесной – ле[с’н’]ик, бант – ба[н’т’]ик . Люди по незнанию могут вставлять в этих случаях между двумя мягкими согласными мягкий знак. Делать этого не нужно, поскольку мягкость первого согласного – не настоящая, а приобретённая, «мягкость от соседа».

Бывают случаи, когда в слабых позициях фонемы вообще пропадают . Если рядом оказываются несколько согласных, то средний звук вообще не произносится. Прислушайтесь к словам местный, туристский, голландцы, праздничный . Все ли написанные буквы, отражающие фонемы, реально произносятся? Можно ли подобрать к этим словам такие, в которых фонемы оказались бы в сильной позиции (напоминаем, что главная из них – перед гласной)?

Мес т ный – мес т а, турис т ский – турис т ы, голлан д цы – голлан д ец, праз д ничный

Порой в словах встречается

Ужасные согласные.

Они не произносятся,

И что писать, неясно вам…

Чтоб знать, как писать,

Надо слово изменять.

И за звуком непонятным

Быстро гласную искать.

В слове согласные могут занимать разные позиции. В одних позициях согласные противопоставляются друг другу по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости; такие позиции называются сильными. Позиции согласного перед гласными и перед сонорными являются сильными по звонкости-глухости (т. е. звонкие и глухие согласные здесь всегда различаются): д ам – т ам, б ил – п ил, з лой – с лой, д рель – т рель. Позиции согласного перед гласными (кроме [э]) являются сильными также по твёрдости-мягкости: м ал – м ял,л ук – л юк, б ыть – б ить, в ол – в ёл (но перед [э] возможен как мягкий, так и твёрдый согласный звук: сер – сэр; метр (единица измерения; произносится с мягким [м"]) –метр (учитель, мастер; произносится с [м] твёрдым).

Позиции, в которых согласные не противопоставлены по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости, называются слабыми. Так, слабой по звонкости-глухости является позиция согласного в конце слова: звонкие и глухие согласные произносятся здесь одинаково – глухо (ср. сток и стог , прут и пруд ). Перед звонкими согласными все согласные, парные по звонкости-глухости, произносятся как звонкие (ср. з десь и с делать: в обоих словах в позиции перед звонким [д"] произносится звонкий [з"]), а перед глухими – как глухие (ср. труб ка и шап ка: в обоих словах в позиции перед глухим [к] произносится глухой [п]).

Позиция перед мягкими губными и зубными, а также перед является слабой для согласных, парных по твёрдости-мягкости: в этой позиции согласный часто произносится мягко. Сравните: [с"н "]ег, ко [н "с"] ервы, бо[м "б"]ить. [д"в"]ерь, гa (твёрдые согласные <с>, <н>, <м>, <д>, <в> произносятся в этих словах мягко).

В одном и том же слове, но в разных его формах согласные могут чередоваться друг с другом – в зависимости от того, в какой позиции они оказываются: согласные звонкие перед гласными чередуются с глухими в позиции конца слова, глухие чередуются со звонкими в позиции перед звонкими, твёрдые чередуются с мягкими в позиции перед мягкими согласными. Такие чередования звуков называются позиционными. Они не нарушают морфологической целостности слова и на письме не отражаются. Сравните: труб а–труб (произносится [труп ]), косит ь–косьб а (произносится [каз "ба]), трав а–трав ка (произносится [траф къ]), бо[м б]а–о бо[м "б]е, [д "в"]е– [дв]умя.

Некоторые чередования характеризуют не современную фонетическую систему, а её состояние в прошлом; такие чередования называются историческими. Они закреплены за определёнными морфологическими формами и отражаются на письме в виде разных букв. Сравните: свет ить – свеч у, буд ить – буж у, стерег и – стереж ёт и под. Такие чередования не обусловлены позицией звука: и перед <и>, и перед <у> возможны как [т"], [д"], [г"], так и [ч], [ж] (сравните: светить–точить, стерегу–бужу и т. п.). (Подробнее об исторических чередованиях см. ниже, § 94–97.)


Парные глухие-звонкие шумные согласные состоят из 12 пар фонем: lt;пgt; - lt;бgt;, lt;п’gt; - lt;б’gt;, lt;фgt; - lt;вgt;, lt;ф’gt; - lt;в’gt;, lt;тgt; - lt;дgt;, lt;т’gt; - lt;д’gt;, lt;сgt; - lt;зgt;, lt;с’gt; - lt;з’gt;, lt;шgt; - lt;жgt;, lt;ш’gt; - lt;ж’gt;, lt;кgt; - lt;гgt;, lt;к’gt; - lt;г‘gt;.
В пределах каждого соотносительного ряда выделяются сильные и слабые позиции и, следовательно, выступают сильные и слабые фонемы.
Сильные следующие позиции:
  1. перед гласными: [там], [ты], [тело], [коса];
  2. перед сонорными: [слой] - [злой], [кр’ивъ] - [гр’ивъ];
  3. перед фонемами lt;вgt;, lt;в’gt;: [твкр’э’ц] - [двАр’эц]:
  4. перед lt;jgt;: - .
То обстоятельство, что согласные фонемы по признаку глухости-звонкости различаются не только перед гласными и близкими к ним в акустико-фонологическом отношении сонорными согласными, но и перед lt;вgt; и lt;]gt;, объясняется исторически.
Слабыми позициями по глухости-звонкости являются:
  1. положение в конце слова: пруды - [прут], прутья - [прут]; могу -[мок], мокнуть - [мок]:
  2. шумные согласные перед шумными (кроме [в]): пробка - [пропкъ], ложка - [лошкъ], связка - [св’аскъ], сводка - [своткъ], лавка - [лафкъ], косьба - [ккз’ба], молотьба - [мълкд’ба] (т. е. если есть ассимиляция по глухости или звонкости, то это всегда слабая позиция).
Порядок действий при определении основного варианта согласной фонемы:
  1. определить позицию согласного звука в слове;
  2. если позиция слабая, то необходимо подобрать такое слово или его форму, в которых в данной морфеме согласный звук окажется в сильной позиции. Например: е[ш] - ежа: [ш] = lt;жgt;: о[бд]умать - о[бл’]итъ: [б] = lt;бgt;; ра[сп’]исатъ - ра[зм]ыть: [с] = lt;зgt;.
Согласные фонемы, соотносительные по мягкости-твердости, могут находиться в сильных и слабых позициях.
Сильные позиции по мягкости-твердости для всех согласных следующие:
  1. в конце слова: [дан] - [дан’], [мол] - [мол’], [угъл] - [угъл’], [жар] -[жар’], [вз’ат] - [вз’ат’]:
  2. позиция перед сильными гласными фонемами lt;аgt; и lt;оgt;: - [с’ат’], [мол] - [м’ол]: перед сильными и слабыми фонемами lt;уgt; и lt;иgt;: [суда] - [с’уда], [лук] - [л’ук], [мыл] - [м’ил], [пытйт’] - [п’итат’]: перед слабой гласной фонемой lt;аgt;, которая в первом предударном слоге звучит как [л] после твердых согласных и [иэ] после мягких, а в других предударных и заударных как [ъ] и [ъ]: стакан - [стлкан], тяни - [т’иэн’й]: баловать - [бъллват’], выдали - [выдъл’и], вытяну - [выт’ьну]:
  3. фонема lt;лgt;, lt;л’gt; перед любой согласной фонемой: [пАлн’бй] - [вАл’н’эй]; [колкъ] - [скдл’къ]; [болт] - [вол’т];
  4. переднеязычные перед заднеязычными и твердыми губными: [гбркъ] - [гдр’къ]; [смой] - [п’ис’мо];
  5. все непарные по мягкости-твердости lt;жgt;, lt;шgt;, lt;]gt;, lt;чgt;, lt;цgt;: чтение - [чт’эн’щъ].
Слабыми позициями, в которых твердые и мягкие парные согласные не различаются, являются:
  1. положение перед lt;эgt;, где все согласные мягкие и потому мягкость их является позиционно обусловленной: [с’эт’], [п’эт’], [б’элый], [в’эръ], [д’элъ], [л’эс\,
  2. перед согласными, непарными по твердости-мягкости, т. е. lt;жgt;, lt;шgt;, lt;jgt;, lt;чgt;, lt;цgt;: зубцы - [зупцы], ерши - иэршы], лжецы - [лжыэцы], статья - , друзья - [друз’іа], бурьян - [бур]ан]. В этом положении не различаются парные твердые и мягкие согласные. Перед твердыми выступают твердые, перед мягкими -¦ мягкие;
  3. перед всеми парными по мягкости, кроме lt;лgt;. Перед губными и зубными согласными не различаются по мягкости-твердости зубные и губные согласные. Перед твердыми произносятся твердые, перед мягкими зубные звучат мягко, а губные - твердо: [стон], [трос], [двор], [провът], [с’т’эп"], [з’в’эр’], [пр’ис], [вб’ират’].
Кроме сильных и слабых позиций, выделяемых в пределах каждого из соотносительных рядов, имеются позиции, одновременно сильные как для глухих-звонких, так и для твер- дых-мягких согласных фонем. Такой одновременно сильной позицией для всех согласных является положение перед гласными фонемами lt;аgt;, lt;оgt;, lt;уgt;, lt;иgt;. Такая позиция называется абсолютно сильной, а фонемы, выступающие в ней, - абсолютно сильными.
Имеется также абсолютно слабая позиция, в которой согласные не различаются ни по твердости-мягкости, ни по глухости-звонкости. Такой позицией, например, является положение перед фонемой lt;цgt;, где, кроме фонемы lt;лgt;, не различается ни глухость-звонкость, ни твердость-мягкость: ловцы - [лАфцы], резцы - [р’иэ сцы], косцы -
[КАСЦЫ].
К позициям, в которых выступают абсолютно слабые фонемы, прежде всего относятся положения перед lt;цgt;, lt;ч’gt;, lt;ш’gt;.
Фонема lt;]gt; определяется как сонорная фрикативная (щелевая), среднеязычная мягкая согласная фонема. Она в русском литературном языке выступает в двух аллофонах - в согласном аллофоне и в неслоговом гласном аллофоне [й]. Согласный аллофон этой фонемы наблюдается в положении перед ударными гласными: яма - ймъ], яблоко - Цаблъкъ], моя - , твоё - [тпвлуо].
Аллофон [й] выступает в позиции: перед безударными гласными - мою - [мойу]; после безударного гласного - война - [вАйна]; перед согласными - лайка - [лайкъ], мойка - [мойкъ]; на конце слова: мой - [мой].