Верхние торговые ряды - гум. Здание гума

Расположено старинное здание Верхних торговых рядов, Главного Универсального магазина - ГУМа в Москве. Это самый большой универмаг страны. Является памятником архитектуры федерального значения.

ГУМ в Москве - история

Не многие магазины в стране и в мире имеют такую интересную и богатую историю, как крупнейший из них в столице. Здание Верхних торговых рядов (прежнее название универмага) было построено в 1893 году по проекту архитектора А. Померанцева и инженера В. Шухова. На открытии присутствовали великий князь Сергей Александрович Романов и княгиня Елизавета Федоровна. Протяженность здания вдоль Кремлевской стены составляет около 250 метров. А его форма представлена в виде трех продольных трехэтажных галерей. Инженером В. Шуховым была создана уникальная ажурная крыша из стекла, на строительство которой ушло более пятидесяти тысяч пудов металла. Ее диаметр составляет 14 метров.

Вся площадь открывшихся Верхних торговых рядов была поделена между торговцами на 322 магазина, в которых продавались всевозможные продовольственные и промышленные товары. Здесь же было открыто отделение банка и почтовое отделение, ювелирная мастерская и парикмахерская. Впервые стали использоваться ценники. Появились книги жалоб и предложений. И лозунг «Покупатель всегда прав» стал правилом торговли. Вскоре открылся ресторан. Стали проводиться музыкальные вечера. Организовывались выставки картин. Теперь в Верхние торговые ряды приходили не только за покупками. Здесь отдыхали, развлекались. Можно было воспользоваться камерой хранения, справочным бюро, гардеробом.

После революции, как и другие торговые точки, ГУМ был национализирован. Это привело к упадку торговли. В кабинетах разместились чиновники. НЭП возродил торговлю. В 1935 году появился проект, к счастью не реализованный, согласно которому для расширения Красной площади предлагалось снести строение. 9 мая 1945 года из здания универмага Юрий Левитан объявил о безоговорочной капитуляции Германии. В послевоенные годы над универмагом опять нависла угроза быть снесенным. Требовалось место для установки памятника в честь Победы в войне. Но и этот план не был реализован.

1953 год явился годом второго рождения здания. Было решено вынести из него все учреждения и оставить в нем только торговые точки и салоны. Проведена реконструкция здания. В 11 крупных отделах было представлено более 30 тыс. наименований товаров.

Во времена Брежнева универмаг опять хотели закрыть. Но помог случай. Супруга высокопоставленного деятеля шила себе наряды здесь - в ателье. Благодаря ее просьбе сохранить его, был спасен и универмаг.

В декабре 1990 года универмаг стал называться Акционерным обществом «Торговый дом ГУМ». То есть форма деятельности стала такой же, как и 100 лет назад. В 1993 году праздновалось 100-летие открытия универмага. Был открыт вход со стороны Красной площади .

ГУМ – современность

Современность вносит в облик ГУМа свои черты. Универмаг постоянно развивается. Был восстановлен Демонстрационный зал. В нем проводятся различные культурные мероприятия. Установлена иллюминация на внешнем фасаде. С 2006 года зимой на Красной площади открывается каток. Здесь был проведен матч между звездами СССР и звездами Мира. Каток стал местом отдыха и встреч. Праздничная атмосфера, выступление знаменитостей всегда радуют гостей катка. В 2007 году открылся фонтан в центре универмага, где встречаются посетители. Этот фонтан – почти ровесник Верхних Торговых рядов.

Здесь появились и знакомые объекты столицы, в которых сохранен облик 50-60-х годов. Так, открыт Гастроном №1, где продается чай «со слонами». Столовая №57 имеет линию самообслуживания с блюдами русской и европейской кухни. Здесь также предлагаются прохладительные и алкогольные напитки. Открыто кафе «Фестивальное», названное в честь проходившего в столице в 1956 году Фестиваля молодежи. В меню - блюда различных стран.

ГУМ - это не только памятник архитектуры. Это место отдыха с ресторанами и кафе, а также место проведения культурных мероприятий. Как и вся Красная площадь - это неотъемлемая часть истории России.

Магазины ГУМа

Универмаг условно делится на 3 линии, вдоль которых на трех этажах располагаются множество магазинов и бутиков, салонов. Здесь их более 200. Представлены самые разные товары популярных отечественных и зарубежных марок - Adidas и Nike, Levi’s и Ecco и многие другие. Имеется аптека и филиал банка, фото-услуги и Стол заказов. Хотя сейчас универмаг не является государственным, название ГУМ остается все также популярным. Основной его владелец - российская компания- Bosco di Ciliegi. Владельцы семейных карт Bosco di Ciliegi в салонах «Оптика» и «Hogl», «Gabor» и некоторых других пользуются фиксированными скидками от 5 до 15%. Каждый день универмаг посещают более 30 тыс.человек.

Для посетителей ГУМа в Москве предусмотрена парковка в Ветошном переулке.

Адрес: Москва, Красная площадь
Открытие: 2 декабря 1893 года
Координаты: 55°45"16.8"N 37°37"17.1"E

Государственный универсальный магазин давно стал одним из символов Москвы , и он привлекает не только любители шоппинга, но и ценители московской старины. В наши дни ГУМ представляет огромный торговый квартал, где помимо магазинов есть кафе и рестораны, банковские отделения и кинозалы. Он находится в здании, выходящем фасадом к Кремлю, и имеет статус памятника архитектуры.

Вид ГУМа с Красной площади

История ГУМа

После раскопок, всего за 4 года в сердце города появился современный торговый комплекс, построенный по проекту архитектора Александра Померанцева и инженера Владимира Шухова. Новые ряды имели стеклянные потолки, собственную электростанцию и артезианскую скважину. В двухъярусном подвале была организована оптовая торговля, а на этажах, кроме лавок и салонов, работали отделения телеграфа и банка, ателье, рестораны и парикмахерские.

Вход в ГУМ с Красной площади

Верхние торговые ряды демонстрировали достижения русского капитализма. Здесь торговали шелковыми и парчовыми тканями братья Сапожниковы, работала кондитерская Абрикосовых, продавались самые современные часы от Михаила Калашникова и модная парфюмерия Брокар. В отличие от других магазинов, в Верхних рядах на товарах висели ценники, а модные платья рекламировали на искусственных куклах - манекенах.

С приходом советской власти магазин закрыли, все товары из него реквизировали, а здание отдали Наркомпроду. Внутри стали хранить реквизированное продотрядами и держать столовую для государственных служащих.

Потом наступила пора «новой экономической политики», и в здании бывших торговых рядов открыли Государственный универсальный магазин, ставший одним из главных символов НЭПа. Плакаты с рекламой ГУМа были расклеены по всему городу. Примечательно, что многие названия того периода, такие как Рабкрин, Накомпрос и Потребкооперация, давно вышли из употребления, а аббревиатура «ГУМ» прижилась и воспринимается нами совершенно естественно.

В 1930 году здание торгового центра опять закрыли для покупателей, а освободившиеся помещения передали разным министерствам, ведомствам, типографии и фабрике-кухне. Несколько раз ГУМ хотели снести, однако, этого не произошло. Продажу товаров в нем возобновили только в декабре 1953 года, в самом начале хрущевской оттепели.

ГУМ в ночной иллюминации

Архитектурные особенности здания

ГУМ построен в виде пассажа и состоит из 16 корпусов. Через все здание проложены широкие проходы-галереи, а по бокам от них стоят ряды магазинов. Такой стиль торговых построек был чрезвычайно популярен в Европе во второй половине XIX века, и вполне естественно, что его использовали проектировавшие ГУМ архитекторы.

Три прохода или «линии» идут вдоль здания, и еще три - поперек него. Кроме них, в ГУМе есть три просторных площади. Арочные перекрытия выполнены из стальных ферм. Они завершаются стеклянными потолками или «световыми фонарями», и за счет этого в здании всегда много света.

Фасады ГУМа оформлены в псевдорусском стиле из песчаника, тарусского мрамора и финского гранита. Они декорированы в лучших традициях архитектурных памятников русского «узорочья» и прекрасно сочетаются со стенами и башнями Московского кремля и массивным зданием Государственного исторического музея. Сегодня фасады ГУМа имеют оригинальную иллюминацию, которая подчеркивает выразительный силуэт постройки.

Вторая линия

Магазины

ГУМ известен далеко за пределами Москвы, особенно у людей старшего поколения, которые помнят, что здесь продавали то, чего невозможно было достать на просторах СССР. Мороженое, виниловые пластинки и мода из ГУМа долгие годы считались символами Советского государства.

Сегодня в трехэтажном здании размещаются тысячи магазинов и салонов, и многие из них стилизованы в традициях советской эпохи. Покупателей принимает знаменитый Гастроном № 1, созданный Анастасом Микояном вслед за изданием культовой «Книги о вкусной и здоровой пище».

Об СССР 1950-1960-х годов напоминает кафе «Фестивальное», получившее такое название после Международного фестиваля молодежи и студентов, который Москва принимала в 1957 году. В таких же традициях оформлена и столовая № 57, где в холодильных шкафах стоят «Витаминный салат», селедка под шубой и сметана в граненых стаканах.

В наши дни большая часть торговых площадей отдана под современные магазины, торгующие самыми популярными в мире брендами товаров. В ГУМе можно купить элитную парфюмерию и косметику, дорогие марки часов, меха, товары для дома и самые модные марки одежды и обуви для женщин, мужчин и детей.

Фонтан в ГУМе

Так как ГУМ находится в центре столичных туристических маршрутов, в нем открыто несколько магазинов сувениров и подарков. Здесь продают расписные подносы, изготавливаемые мастерами подмосковной деревни Жостово, живописные лаковые миниатюры из Федоскино, изящную гжельскую керамику, матрешки, самовары, хотьковскую резьбу по кости и украшения из янтаря.

Показ мод, кинозал и каток

Демонстрационный зал в ГУМе был открыт в начале 1960-х годов, и в торговый центр потянулись толпы желающих увидеть новые модели. При Демонстрационном зале работало собственное ателье, и существовала школа манекенщиц. Посмотреть на модные платья и костюмы могли все желающие, потому что билеты на показы стоили недорого. В наши дни этот зал используется не только для демонстрации мод, но и для проведения концертов, выставок, банкетов, корпоративных мероприятий и семинаров.

В ГУМе существует камерный кинотеатр из трех залов, в которых можно посмотреть кинофильмы и мультфильмы для детей и взрослых. Любопытно, что в стилизованных под старину интерьерах используется самая современная видео- и аудиоаппаратура.

Первая линия

Каждую зиму перед зданием ГУМа, на Красной площади заливают большой каток. Он открыт для всех желающих с 10.00 до 23.30. Билеты для взрослых стоят 500-600 рублей, а для детей - 300 рублей.

  • Легкая на вид стеклянная крыша торгового центра имеет металлический каркас, весящий 800 тонн.
  • К началу XXI века сохранилось всего 30 оригинальных стальных арок, построенных под руководством талантливого инженера Владимира Григорьевича Шухова. Остальные перекрытия были заменены на более современные во время реконструкций здания ГУМа.
  • В 1930-е годы на первой линии ГУМа находился рабочий кабинет Лаврентия Берии, и был открыт комиссионный магазин, где продавали имущество, реквизированное у врагов народа.
  • В советские годы в ГУМе работала легендарная секция № 200, где могли отовариться только избранные. Простые москвичи и гости столицы и не догадывались, где она находится. Только отдельные счастливчики попадали в заветный магазин через вход, расположенный рядом с Гастрономом № 1.
  • Культовым местом встреч считается фонтан торгового центра. Он был построен еще в 1906 году, но восьмиугольное основание получил спустя полвека.

РЯДЫ,ИЗ РЯДА ВОН ВЫХОДЯЩИЕ

Центральная часть Верхних рядов

В будущем году исполнится сто лет зданию знаменитого московского , бывших Верхних торговых рядов. Верхними ониназывалисьпотому, что вниз по крутому спуску от Красной площади к Москве-реке стояли Средние и Нижние торговые ряды. Но с постройкой нового здания название приобрело и другой, несколько неожиданный смысл. Верхние ряды стали вершиной в развитии этого типа торговых помещений, самыми большими и совершенными в длинном ряду российскихторговых рядов. В преддверии знаменательного юбилея "Былое" публикует статью, посвященную истории Верхних торговых рядов в Москве, их творцам, перипетиям строительства и эксплуатации.

ЧАСТЬ 1.НЕУРЯДИЦЫ ЗАНАРЯДНЫМФАСАДОМ

Место, накоторомстоит хорошо известный всем москвичам Государственный универсальный магазин, издавна служило для торговых целей.Уже в XV веке сюда из Кремля были выселены многочисленные лавочки, и с тех пор торговля здесь никогда не прекращалась. Хотя, возможно, были на этом месте постройки и совсем другого назначения. При сооружении существующего ныне здания на восьмиметровой глубине обнаружились древние двухъярусные белокаменные подвалы, похожие скорее не на склады товаров, а на подземные тюрьмы. В XIX веке Верхние торговые ряды представляли собой настоящую диковину, подобную которой можно было встретить только вМоскве.

Нашидалекие предки очень не любили ломать однажды возведенные капитальные здания. Вот и первые каменные ряды, построенные еще в XVI веке, многократно горевшие иразрушавшиеся, такжемногократно восстанавливались,надстраивались и перестраивались. Врезультате всех этих работ к началу XIX века сложился причудливый конгломерат сооружений,в плане и объемах которого трудно было найти какую-нибудь логику. В 1812 году эта постройка сильно пострадала, но ее вновь восстановил знаменитый архитектор О.И. Бове.

Вид на старые Верхние торговые ряды. 1880-е годы

Он же спроектировал новый, классический фасад рядов, словно нарядной ширмой закрывший старые лавки со стороны Красной площади. Центральную часть здания акцентировал мощный восьмиколонный портик,вместе с куполом сената за Кремлевской стеной определявшийпоперечную ось площади. На фоне портика хорошо смотрелся установленный вскоре памятник Минину и Пожарскому.

Верхние торговые ряды. Фасад. Арх. О. Бове

Но внутренность рядов совсем не соответствовала их торжественному внешнему виду. За нарядным фасадом скрывались более или менее узкие линии и переходы, вдоль которых располагались сотни лавок илавочек. В докладах городской управы красноречиво описывалось состояниеинтерьеров рядов – накренившиеся стены, удерживаемые только распорками, лежавшие прямо в глине выщербленные кирпичи мощения, проложенные посередине проходов водосточные канавы, крутые подъемы и спуски, для преодоления которыx нужно было цеплятьсяза развешенные по стенам веревки.

Очень жаль,чтосегодня нельзя побродить по этому странному и запутанному лабиринту, в котором на каждом шагу подстерегалакакая-нибудь неожиданность.Сохранись каким-то чудом старые торговые ряды с фасадом Бове до наших дней, они заняли бы место среди наиболее выдающихся архитектурных памятников города.

Интерьер старых Верхних рядов

Но чуда не произошло – несмотря на все ремонты и поновления , древнеелоскутноесооружение ветшало и разваливалось прямо на глазах. Уже в середине века стало ясно, чтоочередной поправкой обойтись не удастся.

ЧАСТЬ 2. ЛИХА БЕДА НАЧАЛО

Еще в в 1869 году московский генерал-губернатор, пораженный убожеством Верхних торговых рядов, предписал московскому голове незамедлительно озаботиться их перестройкой. Поэтому очень кстати пришлось предложение известных предпринимателей А.А. Пороховщикова и Н.А. Азанчевского. Незадолго до этого они соорудили на Ильинке Теплые ряды, называвшиеся так потому, что все магазины и лавки в нихотапливались, что было новостью для Москвы, привыкшей к вечному холоду и сырости, царившим вовсех прочих торговых рядах. Сначала спрос на непривычно комфортабельные и дорогие помещения был невелик, но скоро новинку оценили, и через три года из трехсот магазинов Теплых рядов не осталось несданным ни одного. На волнеуспеха Пороховщиков и Азанчевский решили взять в свои руки и перестройку Верхних торговых рядов, скупив предварительно все мелкие лавочки у их владельцев.

Но лавочники почуяли угрозу. Они заламывали за свои тесные и ветхиеклетушки несусветные цены, а многие вообще не хотели и слышать о продаже. Вот тогда-то предприниматели и обратились в городскую думу со своим проектом перестройки рядов и просьбой – провести принудительное отчуждение всех помещений рядов.

Такой поворот дела не на шутку напугал лавковладельцев, и они срочно выступили с контрпредложением. Верхнерядские торговцы брались перестроить ряды на свои средства. Право было на ихстороне, и городской думе поневоле пришлось отклонить проект Пороховщикова – Азанчевского . Но лавочники только этогои ждали – вопрос о перестройке рядов незаметно исчез с повестки дня.

Когда же спустя семь лет снова зашла речь о Верхних рядах, торговцы снова сделали вид, что готовы взяться за это дело, но взамен потребовали прирезки семисот квадратных саженей (трех тысяч квадратных метров) от Красной площади.Городская дума, понятно, не согласилась, и дело опять заглохло.

Очередная кампания прошла в 1880 году, не дав, впрочем, никаких сдвигов. Городская дума постановила создать акционерное общество для перестройки рядов, а торговцы это постановление попросту проигнорировали.

Москва многим обязана городскому голове Н.А. Алексееву. Неоценимы его заслуги и в деле возведения Верхних рядов. В 1886 году с помощью энергичных мер ему удалось созвать общее собрание лавочников, на котором постановили в шестимесячный срок подготовитьпроект устава акционерногообщества.Естественно, срок выдержан не был,и дело грозило вновь надолго затянуться. Этому помешала городская управа во главе с неутомимым Алексеевым. Своей властью она закрыла Верхние торговые ряды, поставив торговцев перед свершившимся фактом. Им предстояло торговать во временных рядах, наскоро сооруженных на Красной площади, вплоть доокончания постройки нового здания. Хочешь не хочешь, а нужно было решаться.

ЧАСТЬ 3. УБЕЖДЕНИЕМ И ОТЧУЖДЕНИЕМ

10 мая 1888 года устав нового акционерного общества Верхних торговых рядов в Москве получил высочайшее утверждение. В основу этого документа легли следующие основные принципы:

Акционерами могли являться только владельцы лавок, и только в размере стоимости их владений;

Участие постороннего капитала не допускалось;

Весь земельный участок должен был стать собственностью общества, а не отдельных владельцев;

Стоимостьвладений должна была определяться их доходностью по оценкам городских властей.

Эти, казалось бы, простые и естественные положения были выработаны в результате долгих усилий и позволяли решить сложную, почти неразрешимую задачу. Ведь новое здание предстояло соорудить на участке, принадлежавшем чуть ли не тысяче собственников. Все клетушки,все закутки (всего их было около семисот) в старых рядах имели своих x озяев . При этом часть лавчонок в результате многократной передачи по наследству формально принадлежала нескольким лицам. Каждый из лавковладельцев считалсебя полным господином своего пусть убогого и тесного (иногда в несколько квадратных метров) помещенияи боялся утратитьсвои права в результате коренной реконструкции. Многим, особенно самым мелким торговцам, вовсе не хотелось пускаться в рискованные предприятия с перестройкой. Пугало их и то, что нашлось изрядное количество сторонних предпринимателей, желавших вложить средства в явно выгодное дело. Вторжениекрупного капитала грозило вообщелишить мелких торговцев их насиженного места.

Именно этими соображениями были обусловлены основные положения устава, одобренные большинством лавковладельцев . Но нашлось немало тех,кто наотрез отказался передавать свои владения обществу. Их упорствопришлось ломать с помощью городских властей. Было принято решение о принудительном отчуждении во владение города лавок сопротивлявшихся, а дальше уже городское правление передало свою добычу во владение общества, получив взамен все права акционера.

Но даже и с теми, которые добровольно отдавали свои лавки, возникали затруднения. Многие лавочники имели неполный комплект документов на владение, либо вовсе не имели никаких. Свои права они обосновывали ссылками на давность лет или на своих предков. Законное урегулирование таких проблем предусматривало долгие разбирательства.

Чтобы вывести дело изтупика,пришлось отойтиотбуквы закона. МинистрфинансовИ.А. Вышнеградский разрешилпроизводить передачу лавок без купчих крепостей, лишь по одним общим планам и описям, которые, к счастью, сохранились. Благодаря этой прерогативе, а также энергичным действиям исовета общества большинство юридически и финансовыx проблем удалось разрешить в течение 1888 года.

ЧАСТЬ 4. НЕУДАЧНАЯ РЕПЕТИЦИЯ

Председателем правленияакционерногообщества Верхних торговых рядов и главой всего грандиозного предприятия стал московский купец и промышленник А.Г. Кольчугин. Хотя возведение рядов являлось для него чуть ли не второй профессией ( вскореон принял заведование постройкой и соседних Средних рядов), к рядовым личностям Александра Григорьевича никак не отнесешь, уже хотя бы потому, что его фамилия увековеченав названии города – редкость для России, где города наименовывались, в основном, в честь императоров и князей,в крайнем случае – их детей, а отнюдь не купцов. Кольчугин был основателем товарищества медно-латунных заводов, одно из предприятийкоторого открылось в западной части Владимирской губернии. Постепенно вокруг него сложилсяпоселок, уже всоветское время превратившийсяв красивый и уютный город Кольчугино.

Назначение человека, внесшего свою лепту в одну недоброкачественную постройку, главой возведения нового, гораздо более сложного объекта, вряд ли выглядело логичным. Это сразу же было замечено. ОбиженныйА.А. Пороховщиков (один из авторов непринятого проекта перестройки рядов 1869 года) в своем письме, опубликованном в"Московских ведомостях", не без ехидства упомянул о "строительных способностях" более удачливого конкурента, наглядным подтверждением которых послужил обвал на Кузнецком мосту. Но богатство, влияние, энергия Кольчугина пересилили. К тому же процесс об обвале закончился для него вполне благополучно – Александр Григорьевич был приговорен всего-навсего к выговору в присутствии суда.

Кольчугин был не единственным героем процесса об обвале, вошедшим в состав правления общества Верхних торговыхрядов. Его товарищем избрали еще одного подсудимого – купца П.В. Щапова, а непосредственный надзор за работами на строительной площадке осуществлял инженер М.А. Попов, в свое время навязанный в качестве помощника архитектору А.С. Каминскому. Кстати, суд признал Попова главнымвиновником катастрофы.

Фактически круководствупостройкой Верхних рядов пришла целая команда Кольчугина,сложившаяся еще на сооружении домаКупеческого общества. Вдобавок по иронии судьбы тот злополучный дом общей схемой планировки был очень похож на вновь закладываемые торговые ряды. Те же три этажа, те же три пассажа, насквозь прорезающих массив обоих зданий.

Тем самымстроительстводома Купеческого общества на Кузнецком мосту стало как бы генеральной репетицией грандиозного строительства на Красной площади. Репетиция закончилась провалом, вернее, обвалом, но главных действующих лиц это не смутило. Они переформировали свою команду, очистив ее от случайных людей (например, архитектора Каминского, имевшего прочные связи с конкурентом – А.А. Пороховщиковым ), и сразу же, без перерыва, приступили к основному делу.

ЧАСТЬ 5. "МОСКОВСКОМУ КУПЕЧЕСТВУ"

Проект новогозданиявыбирался порезультатамспециального конкурса, объявленного 15 ноября 1888 года. На разработку проектов конкурсантам отводилось всего три месяца – последним сроком представленияматериалов акционерное общество назначило 15 февраля следующего, 1889года.Зато победителямназначались поистине царские премии:1-я – 6 тысяч,вторая – 3 тысячи и 3-я – 2 тысячи рублей.

В составжюри делегировали своих лучших представителей самые авторитетные государственные учреждения и общественные организации, имевшиеотношение к архитектуре и строительству.Членами жюри стали: от Московской управы – Н.А. Алексеев, от Московского губернского правления – губернский инженер А.А. Мейнгард, от Техническо-строительного комитета МВД – академик архитектуры И.С. Китнер, от Академии художеств – член совета Академии А.О. Томишко ,отМосковского архитектурного общества – его председатель Н.В. Никитин, от Петербургского общества архитекторов – академик В.А. Шретер и от Московского художественногообщества– один из старейших московских архитекторов А.(Алексей) П. Попов.

Участники конкурса должны были работать в рамках единой программы, своего рода технического задания, определявшего требования акционеров к проекту. Выработка этой программыоказалась весьма сложной задачей. С одной стороны, нужно было четко сформулировать требования к функциональности и экономичности здания, рентабельности и удобствам его эксплуатации. С другой стороны, в силу своего положения на Красной площади в окружении признанныхшедевров русского зодчества новое здание должно было отвечать самым высоким требованиям в архитектурно-художественном плане и по своему идейному содержанию.

Оптимально совместить обе группы требований не удалось. В программе конкурса явный приоритет получили требования первой группы: они былиболеемногочисленны, болеечеткоопределены. Требования к идейно-художественной стороне проекта свелись к нескольким расплывчатым пожеланиям, чтобы новое здание стало "памятником, достойным своего исторического местоположения."

Всего на конкурс поступило 23 проекта из Москвы, Пятибрюха , Одессы, Берлина и других городов. Согласно правилам, проекты представлялись под девизами, а именаих авторов содержались в запечатанных конвертах. Жюри имело право вскрыть только конверты с девизами премированных проектов. Поэтому вряд лимыкогда-нибудь узнаем имена всех зодчих, представивших свои работынаэтот престижнейший конкурс. Зато широко известны имена призеров: первую премию завоевал петербургский академик архитектуры А.Н. Померанцев, вторым стал будущий академик Р.И. Клейн, третьим – популярный московский австриец А.Е. Вебер. На результатах сказался явный уклон конкурсной программы в сторону удовлетворения потребностям торговли, экономии и удобств эксплуатации. Лучшими были признаны наиболее утилитарные проекты. Характерен девиз проекта-победителя – "Московскому купечеству".

Верхние торговые ряды. Конкурсный проект А.Е. Вебера

Верхние торговые ряды. Конкурсный проект Р.И. Клейна

Мнение общественности о конкурсных проектах, в томчислеи премированных, отражено в газетах того времени: "Большинство проектов поражает отсутствием художественного творчества. Они бесцветны". Репортер "Московских ведомостей" высказался, пожалуй, слишком резко.Вполне достаточно было быотметить, что почти все проекты выглядели на одно лицо и различались лишь по тщательном рассмотрении. Не каждый старый москвич, много раз видавший фасад и в натуре, и на фотографиях, сможет с первого раза выделить работу Померанцева среди двух десятков аналогичных фасадов.

Верхние торговые ряды. Конкурсный проект под девизом "По старой памяти"

Положение о конкурсе не обязывало акционеров принимать к исполнению проект, получивший первую премию; они были вправе выбирать из всех трех призеров, могли приобрести и другие приглянувшиеся им проекты, а затем поручить кому-либо из зодчих разработать на их основе оптимальный вариант здания. Поэтому правление общества сделало попытку добиться лучших результатов: призерам, а также нескольким участникам завершившегося конкурса (московским арxитекторам Б.В. Фрейденбергу , П.П. Зыкову, В.П. Загорскому, М.Н. и Д.Н. Чичаговым) поручили доработать иx проекты.

Кмаю 1889 года зодчие завершили работу, но никакиx существенныx изменений в решение жюри это не внесло. Выяснять и далее, был ли избранный проект А.Н. Померанцева на деле лучшим, а тем более пытатьсяв нем еще что-то улучшить было попросту некогда. Работы на строительной площадке уже разворачивались.

ЧАСТЬ 6. ЛОМАТЬ – НЕ СТРОИТЬ?

Акционеры спешили: не очень-то удобно было торговать во временных железных бараках. Поэтому еще до объявлениярезультатов конкурса началсяснос старых рядов.

В товремя историография русского зодчества все еще пребывала в зачаточном состоянии, особого интереса к остаткам утилитарных, хотя и древних построек никто не проявлял, а архитектуру русского классицизма по традиции, шедшей еще со времен Гоголя, продолжали считать скучной, казарменной (насколько странно это звучит сегодня!). Ценности сооружений начала XIX века еще не осознавали и в пылу строительной горячки сносили и перестраивали их десятками. Не стали исключением и Верхние торговые ряды. Никаких препятствий к их сносу не усматривалось, протестов против"покушения на Красную площадь" не было слышно. Никто даже не вспомнил об авторстве Бове –он еще не считался, как сейчас, одним из лучших московских зодчих.

Одним словом, обстановкабылавполне деловая, обошлось без ненужных эмоций. Одно из самых больших и интересных зданий, украшавших наш город, исчезло бесследно.Даже оставшиеся от сноса строительные материалы продали, выручив за нихвесьма приличную сумму – 250 тысяч рублей.

Говорят, ломать – не строить.Но снос огромныx старыx рядов и расчистка площадкиоказались делом не многим более простым, чем сооружение новыx . Разборка старых построек в южной половине участка началасьв сентябре 1888 года, а на другой половине строения были сломаны лишь летом следующего года. Гораздобыстрее шли работы нулевого цикла:траншеи вырыли через несколько месяцев,к осени.Тогда же, осенью, заложили фундамент. Но официальная, торжественнаязакладка состоялась лишь 21 мая 1890 года (все даты по старому стилю). Таким образом, от начала сноса до закладки прошло более полутора лет.

Верхние торговые ряды. Строительство

Зато возведение стеншлоисключительно быстрыми темпами– бывали дни, когда укладывалось до 200 тысяч кирпичей.Нельзя при этом забывать, что кладка в те времена велась только в теплое время – примерно 6 месяцев в год,поэтому окончена она была к 1892 году. Но уже за несколько месяцев до этого открыласьчасть магазинов в наиболее готовой,южной части здания.

Много усилий былозатраченона отделку, монтажперекрытий пассажей и технического оборудования. Но и здесь четкая организация работ помогла выдержатьвесьмасжатыесроки.Освящениеи официальноеоткрытиеВерхних торговых рядов состоялось 2 декабря 1893 года.

ЧАСТЬ 7. СКАНДАЛ

Казалось бы, уроки неудачной репетиции не пропали даром. Здание Верхних рядов было построено на совесть. Современники единодушно отмечали прочность конструкций здания, высокое качество строительных материалов, тщательность исполнения работ. И все-таки без скандала, омрачившего впечатление от четкой организации дела изадержавшего работы, не обошлось.

Начался он совершенно неожиданно. Еще в 1888 году городская дума постановила, что фасад Верхних торговых рядов должен отстоять от памятника Минину и Пожарскому (он наx одился тогда в центре Краснойплощади) не ближе 10 саженей (около 22 метров). С той поры была проведена разбивка участка,возведены фундаменты и часть стен.Как вдруг в сентябре 1891 года городской землемер донес, что центральная часть фасада новостройки отстоит от пьедестала памятника на 10,8 саженей, а от окружавшей его решетки – всего на 9,6 саженей.

Почему решили измерять расстояние от решетки – неясно, но сообщение землемера вызвало быструю и бурную реакцию. Городская дума создала комиссию для расследования, но уже до этого управа остановила строительство. Завертелось кляузное и бестолковое дело.

Подняли необходимые документы, потребовали объяснений от членов Строительного совета при городской управе, послали запрос генерал-губернатору. В ходе расследования стали всплывать любопытныевещи. Оказалось, что в мае 1888 года самим царем была утверждена красная линия, то есть предельнаядля застройки границаКрасной площади, а спустя всего несколько месяцев Александр III утвердил проект Померанцева, согласно которому здание Верхних рядов в некоторых местах нарушало толькочтоутвержденную границу! А майскую красную линию никто не догадался отменить. Придальнейшем рассмотрении выяснилось, что эту пресловутую красную линию вообще было невозможно точно проложить на местности, так как утвержденный царем чертеж не содержал указания точныx величин углов и расстояний, необходимых для привязки к опорным пунктам.

А дальше дело запуталось совершенно: центральный выступ фасада здания,из-за которого все и началось, вовсе ненарушалкрасной линии и лишь незначительно выступал за проектные плановые очертания! Зато боковые ризалитыявнонарушали всевысочайшеутвержденные документы – они далеко "выехали" и за красную линию, и за проектное положение. Скандал разгорался и становился опасным для многих – ведь в том, что царь своей подписью придал силу закона двум противоречившим друг другу документам, виноват был, конечно, не он, а те, кто представлял их на утверждение.

И вдруг за несколько дней все утихло. Комиссия быстро состряпала многословныйи маловразумительный доклад, где говорилось, что нарушение линии зафиксировано только на плане, а не на местности (?), а там, где оно все же было (!), масштабы его были признаны слишком незначительными, чтобы поднимать шум.

Все же обычай требовал козлов отпущения, и таковые былибыстро найдены. Как и в деле об обвале на Кузнецком мосту ими стали архитекторы. Сам автор проекта, петербургский академик, известный самому Александру III, был слишком высокой персоной для московских купцов, зато у себя в Москве они нашли зодчих попроще . Первым стал участковый архитектор Городской части (то есть КремляиКитай-города) А.Д. Муравьев, которого вынудили уйти со своего поста. Вторая жертва была крупнее – член Строительного совета при городской управе В.Г. Залесский. Он оказался более твердым, сумел дождаться оправдательных выводовкомиссии и лишь после этого написал исполненное достоинства прошение об отставке.

Невиновность обоих зодчих в неурядице совершенно очевидна: им поручалсялишь контроль за соответствием возводимого здания проекту, в котором уже и было заложено нарушение ранее утвержденной красной линии. А после высочайшего утверждения проекталюбые его поправки вообще становились немыслимыми.

Весьма вероятно, что вся эта история была инспирирована враждебными Кольчугину влиятельными лицами, которые сами же и "нажали на тормоза", убоявшись размаха скандала. И всежевозникновению дела немало способствовал стиль работы кольчугинской команды, который уже ярко проявился в деле об обвале на Кузнецком мосту. Отчетливо видна приблизительность, с которой и сам Кольчугин, и его присные относилось к своим обязанностям. Попросту говоря, они частенько надеялись на авось. В первом случае не соблаговолили выполнять строительные правила, во втором – как следует подготовить важнейшие, представляемые самому царю документы.

Скандал с красной линией имел еще одно, совершенно неожиданное следствие. Благодаря ему вновь воскресло старое дело об обвале дома Купеческогообщества.Сработала простая логика:если за нарушение красной линии (действительное или мнимое) поплатились своими постами сразу два городских архитектора, то почему ни один из них не понес ответственности за десятки жертв катастрофы 1888 года? И спустя пять лет после катастрофы передсудомпредстали бывший начальник строительного отделенияуправыА.С. Потемкин и участковыйархитектор В.Н. Карнеев . Потемкина, как водится, оправдали, а Карнеева из уважения к преклонному возрасту и беспорочной службе приговорили к строгому выговору. Но престарелому академику архитектуры и выговора оказалось довольно – c ним случился удар. Так строительная деятельность Кольчугина всего за четырегода сломала карьеру или жизнь четырем московским зодчим – А.С. Каминскому, А.Д. Муравьеву, В.Г. Залесскому, В.Н. Карнееву .

ЧАСТЬ 8. СТРОИТЕЛИ

Автор проектаи руководитель строительства Верхних торговых рядов Александр Никанорович Померанцев родился в 1848 году вМоскве, учился в Училище живописи, ваяния и зодчества,затем поступил в Академию художеств, и дальнейшая его жизнь была связана восновном с Петербургом. С 1887 года он академик архитектуры, с 1892 – профессор, с 1899 – ректор высшего художественного училища при Академии.

Кроме того, он занимал посты члена Техническо-строительного комитета МВД и архитектора при Синоде. Среди его работ в Москве нужно назвать станционные здания Окружной железной дороги, собор Александра Невского, архитектурнуючастьпамятника Александру III у храма Христа Спасителя. В столице Болгарии Софии и столице Черногории Цетинье по проектамПомеранцева возвели большие православные соборы. Ряд крупных зданий построен зодчим в Нижнем Новгороде и в Ростове-на-Дону. Первой же значительной и самой известной его работой стали Верхние торговые ряды. Несколько строительных сезонов Померанцевпровел в Москве, лично наблюдая за строительством.

Но даже на стройках обычных доходных домов архитектор имелпомощников,а столь грандиозная стройка без них была бы попросту невозможна. В разработке детальных чертежей, расчете конструкций,непосредственном руководстве работами участвовали десятки инженеров, архитекторов,техников, студентов-практикантов Института гражданских инженеров. К сожалению, их имена не упоминались ни в газетныхотчетах, ни в одном из роскошных памятных или рекламных изданий.

Только архивные документы позволяют назвать хотябынесколько имен – это уже известный инженер М.А. Попов, руководивший сломкой старых рядов и возведением фундаментов новых,техник В.В. Козак,и вдальнейшем помогавший архитекторам на сооружении важных городских объектов. В тени оставалось даже имя автора ажурных стеклянных перекрытий пассажей. Сообщалось лишь, что изготовлены они на Петербургском металлическом заводе, а о том, что сконструировал их выдающийся русский инженер В.Г. Шухов, не было сказано ни слова.

Верхние торговые ряды. Покрытие галерей

Систему отопления половины зданиявыполнил В.Г. Залесский,тот самый,что пострадал в результате скандала с красной линией. Но теперь он выступал не в качестве чиновника управы илиархитектора, а как частный предприниматель, совладелец лучшей в Москве технической конторы по отоплению и вентиляции "В.Г. Залесский и В.М. Чаплин".

Несколько загадочную роль на стройке играл Р.И. Клейн, прославившийся впоследствии сооружением здания Музея изящных искусств. С одной стороны, в напечатанных работах об этом зодчем ничего не говорится о его участии в строительстве, с другой стороны, ряд фактов позволяет предполагать, что Клейн имел к сооружению Верхних торговых рядов самое непосредственное отношение. Так, на судебном процессе по делу об обрушении дома на Кузнецком мосту (вновь и вновь приходится возвращаться к этому делу – связь его со строительством Верхних рядов очень велика) прокурор спросил Клейна, выступавшего экспертом защиты, не был ли он занят на постройке Верхних торговых рядов. Этим вроде бы не относившимся к делу вопросом обвинитель хотел обнаружить зависимость эксперта от подсудимого Кольчугина, и, понятно, что лучшим ответом было бы короткое "нет", но Клейн от ответа уклонился.

О многом говорит и то, что через несколько лет после этого Р.И. Клейн без всякого конкурса был приглашен для разработки проекта Средних торговых рядов, строительную комиссию которых возглавлял, как уже отмечалось, все тот же Кольчугин. Официальное объяснение этого довольно странного факта (дескать, Клейн получил вторую премию на конкурсе Верхних торговых рядов) трудно признать убедительным, так как одним составленным проектом архитектор зарекомендовать себя не мог. Скорее всего, Роман Иванович успел хорошенько поработать а стройке в сотрудничестве с Кольчугиным.

ЧАСТЬ 9. ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ В ИТОГЕ

Здание Верхних торговых рядов состоит из двух корпусов: основного, выходящего на Красную площадь, и малого, отделенного от первого проездом Сапунова. Этот переулок был устроен во время строительства на месте находившегося здесь Ветошного ряда и поэтому назывался Ветошным. Зажатый между корпусами рядов, он фактически является одной из ихлиний, только под открытым небом. Можно только пожалеть, что акционерному обществу не удалось приобрести участки в северной части Ветошного проезда, поэтому малый корпус протянулся лишь на половину его длины.

Зато главный корпус занял целый квартал от Ильинки до Никольской, связав их тремя линиями-пассажами, покрытыми легкими стекляннымисводами,пролет которыхравен почти 15 метрам. Эти основные пассажи пересекаются тремя поперечными, короткими.

В соответствии со старой традицией была сделана попытка дать названия всем пассажам, подобно старым торговымрядам.Продольную линию, ближайшую к Красной площади, составили два ряда – Казанский (со стороны Никольской улицы) и Ильинский (со стороныИльинки).

Следующую,среднюю линию,так и назвали Средним рядом. Линия вдоль Ветошного проезда вновь состояла из двух рядов – Владимирского(со стороныНикольской) и Ивановского (со стороны Ильинки).Средний из поперечных пассажей стал именоваться Центральным рядом. Оригинальнее всего выглядели названия боковых поперечныx галерей:в соответствии сположениемфигур памятникаМининуи Пожарскому их назвали Мининским (вдоль Никольской) и Пожарским (вдоль Ильинки). Но эти, в сущности искусственные, названия не прижились. Галереи Верхних рядов, а впоследствии оказалосьпроще называть просто по номерам. Вдоль пассажей на уровне второго и третьего этажей проложены галереи-балконы, дающие доступ к помещениям этих этажей. В нескольких местах балконы соединены мостиками, поражающими своим почти невероятнымизяществом и невесомостью (толщина их арки в середине не более пяти сантиметров).

Верхние торговые ряды. Переходные мостики

Невидимый, подвальный этаж по планировкеподобен верхним ,он такжесостоит из трех продольных и трех поперечных пассажей.А под Ветошным рядом подвал двухэтажный, в самом нижнем уровне располагались котельная для отопления и электрическая станция.

Сегодня масштабы ГУМа не вызывают особого изумления, но сто лет назад здание поражало своими размерами. Недаром все описания Верхних торговых рядов изобилуют цифрами, призванными еще больше потрясти воображение читателя, еще не привыкшего к размаху нового московского купечества. Некоторые из этих данных стоитпривести. Общая площадь обоих корпусов – 5431,45 квадратных сажени, то есть около двух с половиной гектаров. Из них площадь основного корпуса–5164,2, малого – 267,25 квадратных сажени. Фасад по Красной площади протянулся на 116,5 сажени или на две с половиной сотни метров. Несмотря на то, что перегородки и своды выполнялись из железобетона, на сооружение основных стен, столбов, арок пошло 40 миллионов штук кирпича. Общая длина галерей-балконов второго этажа – около полутора километров. На остеклениеперекрытийпассажей потребовалось 20 тысяч стекол. В главном корпусе разместилось около 1000 магазинов, не считая антресольных помещений.

Верхние торговые ряды. План 1 этажа

Несколько хуже обстояло дело с художественной стороной постройки. Правда, самый влиятельный архитектурный журнал "Зодчий", неизменно критически оценивавший художественный уровень всех московских новостроек, вдруг изменил своим принципам и дал восторженную оценку зданию рядов. Но этот факт объясняется, вероятно, тем, что автором проекта был петербуржец. Фасад здания, несмотря на все усилия архитектора, получился довольно монотонным и мало запоминающимся. Силуэт здания скучен, вычурный и обильный декор на расстоянии почти не воспринимается. Но,быть может,это не так уж и плохо – здание Верхних торговых рядов стало нейтральным фоном для прославленных памятниковархитектуры Красной площади.

Верхние торговые ряды. Вид с Красной площади

ЧАСТЬ 10. ЗДАНИЕ-ДИНОЗАВР

Самым женеприятнымбыло совсем другое. Здание новых Верхних торговых рядов можно было уподобить последним гигантским динозаврам, достигшим совершенства в своей линии развития, но обреченным на вымирание. Тип большого торгового здания-пассажа, разделенного на мелкиепомещения лавочек, для конца XIX века был уже устаревшим. Концентрация торговли в руках крупных фирм, рост товарообмена, увеличение числа покупателей, ускорение темпа городской жизни требовали иных торговых зданий.

Верхние торговые ряды. Интерьер

Современный покупатель знает, что в его лабиринте нелегко найти нужный отдел, а чтобы добраться до него, нужно пройти не одну сотню метров по пассажам, запруженным людьми, большинство из которых не покупают, а только движутся к нужному магазину или к выходу. Небольшие размеры торговых помещений приводят к распыленности товаров, ограничивают возможностиоперативной реорганизации. Все эти недостатки Верхних рядов особенно отчетливо проявились спустя всего полтора десятка лет после их открытия, когда в Москве было построено новое здание магазина "Мюр и Мерилиз" (ныне ЦУМ). Этот первый универмаг Москвы обеспечивал своим покупателям немыслимые для торговых рядов удобства. Просторные, светлые общие залы облегчали покупателям ориентировку, а четкое зонирование торговли, сосредоточение отделов вокругцентрального ядра с лестницей позволяли быстро добраться к нужному прилавку.

Противоречивым былоиразмещение Верхних торговых рядов на Красной площади. Грандиозный масштаб и великолепие здания говорили об их явно не провинциальном характере. Вместе с тем сама постановка рядов на главной площади никак не вязалось с представлениемо столичном городе.Ведь ряды для розничной торговли на центральной площади – характерный признак большинства захолустных городов и городков того времени. Почему же городская управа, постоянно подчеркивавшая столичность Москвы (пусть вторая, но столица!), дала согласие на столь провинциальное по сути размещение Верхних торговых рядов? Объяснение этому факту можно найти в прессе того времени. Москва, признавая первенство Петербурга в деле государственного управления, боролась за роль торгово-промышленной столицы Российской империи. Символом этого и должно было стать поднявшееся в центре города самое большое торговоездание страны, при этом в перспективе планировалось его превращение в центр оптовой торговли. Розничную торговлю предусматривалось постепенно свернуть. Соответствующий пункт был включен уже в конкурсную программу.

Но это так и осталось благим пожеланием, и заложенное в размещение Верхних торговых рядов противоречие резко обострилось, когда Москва превратилась в первую и единственную столицу. Можно поэтому понять тех советских архитекторов, которые предлагали вообщеснести ГУМи построить на его месте то или иное общественное здание, более отвечающее центральному положению в столичном городе. И вовсе ни к чему выставлять их в роли каких-то вандалов, стремившихся сокрушать памятники. Ведь в 1930-х годах здание бывших Верхних рядов было всего чуть-чуть старше, чем сегодня первые пятиэтажки Новых Черемушек, о которых никто не говорит, как о памятниках архитектуры.

Исторически обоснованным следует признать последовавшее в 1930-х годах закрытие ГУМА и передачу здания под учреждения, а вот возобновление торговли в 1953 году было обусловлено, пожалуй, политической конъюнктурой.

Уже в течение многих десятилетий раздаются голоса, доказывающие неуместность такого объекта, как универсальный магазин, на главной площади страны. Возразить что-либо трудно. Тем не менее никаких измененийне произошло, и вряд ли их можноожидать в ближайшее время. Пожалуй,главная причина этого – вневозможностинайти достойное применениеграндиозному комплексу. Чаще всего предлагалось отдать здание целиком под музей. Но оно совершенно не приспособлено для хранения ценных экспонатов, в лабиринте тесных помещений трудно организовать показ. Неудобны бывшие торговые ряды и для размещения учреждений и контор, а кроме того, такое использование здания навсегда закроет доступв негодлябольшинства москвичейи гостей столицы.

В нынешних условиях самым выгоднымиспользованиемздания являетсясдачаего помещений в аренду для торговли малым организациям. Результаттакой операциибудеттем же, что и в предыдущем варианте. Ведь торговля импортным ширпотребом несулит таких выгод,как сдача престижных помещений в самом центре города в субаренду под конторы богатых компаний и предприятий.

Самые интересные предсказания дальнейшей судьбыВерхнихрядов содержались в принятой в 1987 году программе "Центр" (к сожалению, вряд ли она будет когда-либо осуществлена). Программойпредусматривалось сохранение торговых функций, но с изменением ассортимента товаров.Вряд ли имеет смысл торговать одеждой, обувью, хозяйственными товарами на Красной площади. Более приемлемы книги,антиквариат, сувениры (конечно, не арбатского уровня). Часть помещений должна была отойти под кафе и рестораны, а также под салоны-магазины.

Для выставок и музеев программа отводила только центральную часть здания. Здесь могли бы открыться совершенно новые музеи – музей Красной площади,или, например, Москвы рубежа веков. В этом случае просторные галереи очень подошли бы для размещениякрупных экспонатов – вагонов конки и трамвая, извозчичьих пролеток, фонарных столбов, тумб, а может быть, и макета старого московского переулка в натуральную величину. Но в любом случае главным экспонатом стало бы само здание.Экскурсионный маршрут,проложенный по его подвалам, галереям,магазинам, лестницам,мостикам,а может быть и крышам, просто обречен на успех.

Но несмотря на это, нельзя еще раз не пожалеть о горькой судьбе предшественника нынешнего – старых Верхних торговых рядов. Каким бы прекрасным помещением могло бы стать это диковинное здание для музея старой Москвы и старого московского купечества с егобогатством и убогостью, с широким размахом и варварской мелочностью, с капиталистической энергией и патриархальной ленью,с дорогими товарами, продаваемыми среди грязи и сырости.

Поэтому завершить долгий рассказ о судьбе Верхних торговых рядов хочется словами,которыми в наши дни часто оценивалисьмногие новостройки в московском центре– замысел неплох, но Москва бы только выиграла, если бы он был осуществлен в другом месте.

В конкурсе боролось 23 архитектурных проекта. Победитель, конечно же, был один. Им стал профессор архитектуры Петербургской академии художеств Александр Померанцев. Именно ему было доверено возводить главное сооружение той эпохи. После торжественного открытия Главного универсального магазина страны, строение обрело популярность и . О том, как все начиналось, чем продолжилось и как обстоят дела у ГУМа сейчас - читайте в нашем материале.

У истоков

Красная площадь приобрела свой сакральный лоск только в советские годы, когда здесь появились братские могилы, Мавзолей и классические голубые ели. Изначальное назначение главной площади страны – коммерческое. В средние века ее называли Торгом. Здесь каждый год разворачивался вербный базар, принимавший посетителей за неделю до Пасхи. Люди покупали кулинарные и ремесленные изделия. Со временем базары превратились в торговые ряды и лавки – купцы предпочитали заниматься торговлей невзирая на переменчивую столичную погоду. Исторически на Красной площади сформировалось три квартала: Верхние ряды (), Средние ряды недалеко от собора Василия Блаженного и Нижние ряды, которые сейчас уже не существуют.

Сегодня, поднимая голову, до сих пор захватывает дух от величества конструкции. Ширина каждого из трех пролетов составляет 12-15 метров. Арочные стеклянные конструкции весят по 819 тонн и содержат по 20 000 листов стекла.

Нынешний ГУМ в конце XIX века был одним из самых технически оснащенных торговых пассажей Европы. Покупатели передвигались по мостикам и пользовались благами электричества.

Как все было устроено


Здесь продавали свои товары только лучшие: Абрикосовы, Морозовы, Брокар, Эйнем, Циндель, Прохоровы. В распоряжение посетителей было около 1000-1200 магазинов. Особым успехом пользовался магазин Жирардовских мануфактур, где богачи не жалели денег на комплекты приданого по 15 тысяч рублей за штуку.

На первом и втором уровне находились коммерческие площади, а на третьем этаже –офисные. Понадобилось устроить специальную подземную улицу, где разместилась собственная электростанция. Именно здесь появились и первые московские ценники. До начала 1890-х годов торговцы предпочитали не устанавливать фиксированных цен на товары.

После Октябрьского переворота старая Россия спешно паковала чемоданы и забирала в эмиграцию дорогие имена: ресторан «Мартьяныч» открылся в Париже в районе Монмартра, а очередной клон заведения появился в 1920-е годы в китайском Харбине.

В самих торговых рядах в первые революционные годы разместился Наркомат продовольствия, осуществлявший массовое изъятие продуктов у крестьян. «Золотой век» будущего ГУМа вернулся только в эпоху нэпа.

Жизнь после Наркомата



В роскошных помещениях Верхних торговых рядов больше не торговали: работники наркомата продовольствия выкачивали из деревни зерно и спасали от голода крупные пролетарские центры. Постепенно большевики поняли, что военный коммунизм лишь свалит в пропасть разрушенное хозяйство страны. В марте 1921 года они взяли курс на новую экономическую политику, и Москва начала оживать.

Одним из первых распахнул свои двери обновленный ГУМ. Первым делом новый магазин взялся за ребрендинг. К этому делу привлекли Маяковского и Родченко. Прежний стиль, тяготевший к модерну сменили огромные плакаты с громкими лозунгами.

Очередные перипетии



К концу двадцатых годов политика нэпа, давшая новые силы советской экономике, была окончательно свернута. Сталин взял курс на коллективизацию, индустриализацию и построение социализма в отдельно взятой стране. Новому обществу, где царило типовое единообразие, ГУМ с его завораживающими витринами и авангардными экспериментами оказался не нужен. В 1930-е годы в ГУМ вселились государственные учреждения – сначала переехавшие из Кремля отделы ВЦИК, потом НКВД.

В середине тридцатых памятник неорусского стиля вообще планировали стереть с лица земли, сделав из него здание Наркомата тяжелой промышленности. Как бы парадоксально не звучала эта фраза, но многие старинные здания столицы спасла война. У большевиков банально не хватило ресурсов и времени, чтобы прорубить широкие проспекты с величественными домами по всему периметру Садового кольца. Творение Померанцева осталось на своем месте. 9 мая 1945 года Юрий Левитан передал из ГУМа сообщение о безоговорочной капитуляции Германии.

Интересно, что с 1920-х и вплоть до 1953 года на третьем этаже ГУМа находились жилые помещения. В рамках решения квартирного вопроса здесь отвели 460 квадратных метров под общежитие для 22 семей. В скромных комнатах не было водопровода и отдельных кухонь. Готовить приходилось на керосинках, а воду носить из общественных туалетов.

Новый расцвет



Окончательно Москва расцвела только после смерти Сталина. Анастас Микоян загорелся идеей вновь превратить ГУМ в образцово-показательный магазин по образцу европейских и американских. В декабре 1953 года обновленный ГУМ предстал перед горожанами на следующий день после расстрела Лаврентия Берии. «Это ответ Москвы Macy’s, Gimbels, Sears, Roebuck and Company, Woolworth и A&P, вместе взятым. Универмаг объявлен советской прессой самым большим и самым лучшим в СССР», - писал журнал Time, представляя американским читателям похорошевшую Москву. Тогда в ГУМе размещалось 11 отделов, от готового платья до канцелярских товаров. Правда, вход в магазин со стороны Красной площади по-прежнему был закрыт.

С модными новинками советские граждане знакомились в специальном демонстрационном зале на 350 человек, вход в который стоил 50 копеек образца 1961 года.

В 1959 году по коридорам ГУМа гуляли изящные француженки, приехавшие в Москву на первый показ дома Dior. В эпоху застоя у ГУМа появился собственный цех по производству легендарного мороженого в вафельных стаканчиках, белого и шоколадного. На первом этаже работал популярный гастроном.

ГУМ сегодня



В 1990 году магазин был акционирован, а в 1992 году и приватизирован. Несмотря на то, что ГУМ перестал быть государственным, свое название он сохранил. Сегодня на месте образца постсоветской торговли сформировался современный торгово-развлекательный комплекс, сохранивший первозданный вид и богатую историю. Сейчас работает легендарный кинозал, вошедший в историю отечественного кинематографа. С приходом ночи архитектурные элементы подчёркиваются сиянием тысячей электрических лампочек. ГУМ сегодня — это не просто ТРЦ, а целое арт-пространство. С 2006 года была заложена традиция ежегодно открывать ГУМ-каток. В этом году ледовая арена откроет двери 29 ноября.

Отголоском одной из вех истории ГУМа является «Гастроном № 1». Тематический магазин привлекает как жителей столицы, так и потоки искушенных туристов. Гастроном возвращает нас в 1950-60-е годы. В ту же эпоху посетителей ГУМа возвращают кафе «Фестивальное» и общепит времен хрущевской оттепели «Столовая № 57». С 2007 года посетителей вновь радует фонтан в центре ГУМа.

Сейчас ГУМ находится в аренде у Bosco di Ciliegi вплоть до 2059 года. Розничная компания специализируется на продаже предметов роскоши. Bosco di Ciliegi принадлежит более 100 монобрендовых магазинов как Москве, включая ГУМ, так и в других крупных российских городах.

По материалам историка-москвоведа Павла Гнилорыбова

Архивные документы подтверждают, что уже в XVII веке в торговых рядах на была сосредоточена почти вся розничная и оптовая торговля Москвы. Переполненные людьми и повозками старые Верхние торговые ряды имели приличный вид только со стороны площади. И лишь издали. От до тянулось двухэтажное строение, напоминавшее по архитектуре нынешний : две центральные башенки, восемь колонн, большие прямоугольные окна первого этажа, полукруглые окна второго. Это строение и закрывало вид на рой мелких неряшливых деревянных лавок.

Лавки эти горели по несколько раз в год. Особенно часто пожары были зимой из-за печурок, которыми обогревались приказчики и торговцы. Но по иронии судьбы самый большой московский пожар в 1812 году обошел торговые ряды стороной.

В 1815 году по проекту Осипа Бове построили новое здание Верхних торговых рядов. Это строение поделили между частными владельцами, и их никак не удавалось уговорить даже на капитальный ремонт. Мало того, что там не было электричества и из-за угрозы возгорания нельзя было пользоваться свечками, так еще и здание рушилось на глазах. Однажды на покупателей свалился пласт штукатурки, а в другой раз барыня, примеряя бархатное платье, провалилась сквозь гнилой пол, сломала ногу и была доставлена в больницу прямо в неоплаченной обнове - хозяин боялся напомнить ей об этом.

В конце XIX века власти объявили конкурс на новое здание Верхних торговых рядов. Увековечить славу своему таланту хотелось многим, поэтому в конкурсе приняли участие самые именитые архитекторы того времени.

Победил проект здания в псевдорусском стиле А.Н. Померанцева, В.Г. Шухова и А.Ф. Лолейта. Но самое сложное было впереди: московские купцы не желали останавливать торговлю на время строительства. Не помогло даже возведение временных торговых помещений. Поэтому властям пришлось пойти на крайние меры - запереть старые лавки и выставить перед ними охрану.

В итоге в 1890-1893 годах на Красной площади построили новое здание Верхних торговых рядов. Оно вызывало неподдельное восхищение! Три просторных пассажа (торговые или деловые здания, где магазины или конторы, размещены ярусами по сторонам широкого прохода с остекленным покрытием) с отделкой из финского гранита и мрамора, собственная электростанция, артезианский колодец для местного водопровода, подземная железная дорога для подвоза товара. Но больше всего удивляла крыша - полностью прозрачная, которая днем пропускала солнечный свет, а ночью позволяла любоваться луной. Для создания этого чуда потребовалось 60 000 стекол.
Правда, к архитектурному стилю ГУМа иногда предъявляли претензии, дескать здание только прикидывается исконно русским, а по сути является европейским пассажем, наряженным в неподходящий русский костюм.

В гигантском трехэтажном здании Верхних торговых рядов разместилось более 1 000 магазинов. Теперь торговая площадь делилась не на лавки, а на салоны, украшенные зеркалами и мебелью. Для привлечения клиентов в Верхних торговых рядах открыли отделение банка, граверную и ювелирную мастерские, парикмахерскую, зубоврачебный кабинет, почтовое отделение. То есть ГУМ стал прообразом современных торгово-развлекательных центров, так как там можно было совместить поход по магазинам с посещением спектакля или выставки.

Здесь же появились первые в Москве ценники. Если раньше продавец сам объявлял покупателю цену, и с ним можно было поторговаться, то теперь стоимость товаров стала фиксированной. Здесь же появилась первая отечественная книга жалоб и предложений.

После национализации магазины из здания Верхних торговых рядов выселили, а на их место пришли чиновники. Здание ветшало, свет и отопление не подавали, а электростанцию в подвале залило водой.

Своим новым названием и возрождением ГУМ обязан Владимиру Ленину. В 1921 году он распорядился открыть здесь главный магазин страны. А рекламу ему делал В. Маяковский.

Все, что требует желудок, тело или ум, -
Все человеку предоставляет ГУМ.

Еще долго магазинам пришлось соседствовать с государственными учреждениями. А в 1934-1936 годах ГУМ планировали снести для строительства на его месте здания Народного комиссариата тяжелой промышленности. Но замыслу не суждено было исполниться.

Второй раз ГУМ хотели снести, чтобы поставить на Красной площади памятник в честь победы в Великой Отечественной войне. Предлагали также закрыть здание трибунами или стеной, перестроить его фасад, но ГУМ опять выстоял. Кстати, именно из этого здания 9 мая 1945 года Левитан передал долгожданное сообщение о капитуляции Германии и победе СССР в Великой Отечественной войне.

Путеводитель по архитектурным стилям

Мало кто знает, что в начале XX века в ГУМ поселили 22 семьи. Коммунальные квартиры устроили на верхних этажах здания, и в этих комнатах с видом на поселили обычных горожан.

Условия жизни в ГУМе были спартанскими: в квартирах не было туалетов и ванных комнат, общей кухни тоже не организовали. Зато были «бонусы» в виде постоянно работающего фонтана, бесплатных концертов оркестра и кинопоказов.

В 1952-1953 годах ГУМ отреставрировали, и жильцов расквартировали в другие дома. Тогда же возобновилась торговля. Бывший главный администратор ГУМа Серафима Павловна Хрунова рассказывала, что в антресолях второго и третьего этажей третьей линии еще продолжали жить люди, а ГУМ уже вовсю работал.

Сейчас восстановлен исторический демонстрационный зал. Все так же проводятся культурные мероприятия, а Столовая №57 окунает посетителей в советское прошлое с блюдами, приготовленными по канонам книги о вкусной и здоровой пище.

Не менее интересное место - воссозданный туалет времен Александра III, где можно не только воспользоваться соответствующими услугами, но и принять душ, почистить зубы, побриться, перепеленать ребенка и просто полюбоваться великолепными интерьерами.

В 2007 году в ГУМе восстановили фонтан. Он сразу стал популярным местом встреч. Кстати, изначально он был круглым, и лишь в 1985 году получил восьмиугольное основание. В 1992 году восстановили надвратную икону Богородицы, появившуюся над входом со стороны в 1893 году. В советское время ее замазали, а при реставрации нашли.

Но самое знаменитое нововведение - иллюминация внешнего фасада здания. Именно таким, залитым миллионами огней, знают ГУМ жители и гости Москвы.

И хотя сейчас торговый комплекс не является государственным, название ГУМ используется наряду с «Верхние торговые ряды». Но все чаще магазин называют Главным универсальным магазином страны. А в августе 2012 года торговый центр добился признания аббревиатуры «ГУМ» товарным знаком, и теперь, возможно, это имя будет носить только один магазин - на Красной площади.

Говорят, что... ...приказчики нередко подшучивали над покупателями. Например, ловили мышей, засовывали в коробку и заворачивали в яркую бумагу с бантиками. Этот «подарок» они клали на пути покупателей и наблюдали, как солидный господин или дама с вороватым видом поднимали грызуна. А иногда примораживали к полу мелкую монету и хохотали над попытками прохожего отколупнуть ее.
...в 1972 году чиновник М. Суслов собирался закрыть ГУМ. Виктория Брежнева, заказывая шубу в ателье магазина, узнала об этой угрозе. На следующий день вопрос о ликвидации сняли.
...в советское время ГУМ насчитывал 30 000 наименований товаров. Не удивительно, что он собирал огромные очереди, участников которых в шутку называли «гуманистами». Правда, была еще «двухсотая секция», где можно было достать все что угодно без очереди. Но доступ туда был только у членов правительства и высших партийцев. А еще иногда туда водили иностранцев, чтобы показать, как хорошо жить в СССР.

ГУМ на фотографиях разных лет: