"Растения родного края" презентация к уроку по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему. Проект "Весенние растения родного края" проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему Растение родного края

Тема урока: « Весенние явления в жизни растений родного края»

Тип урока: урок - обобщение

Развивать материалистические взгляды на природу,

Установить причины раннего цветения древесных и травянистых растений и смены сезонных явлений в жизни растений.

Познакомить учащихся с различными периодами весны.

Формировать бережное отношение к природе;

Способствовать к эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.

Оборудование к уроку: компьютер, интерактивная доска, иллюстрации, видеоролики, учебник

Структура УРОКА

    Организационная часть - 2-3 мин.

    Мотивация учебной деятельности – 3 мин

    Обобщение материала – 30-35 мин

    Сообщение задания на дом - 3-4 мин.

    Завершение урока, рефлексия - 1-2 мин.

ХОД УРОКА

    Организационная часть

    Мотивация учебной деятельности

1.Беседа об изменениях, наблюдаемых в природе весной.

2.Характеристика травянистых растений весной:

Морфология растений;

Запасы питательных веществ: корневищные, клубнелуковичные, луковичные растения.

Способы опыления растений.

3.Характеристика древесных растений весной:

Сокодвижение,

Способы опыления растений.

4.Кустарничковые растения.

5.Кустарниковые растения.

6.Охрана раннецветущих растений (медуница, хохлатка. Ветреница дубравная, волчье лыко)

7.Подведение итогов экскурсии.

8.Задания по группам.

    Обобщение

В лесу и на лесной излуке,

В родных полях, где даль светла,

Ты с добротой не будь в разлуке,

Не причини природе зла.

Ведь ты и сам ее частица,

Она всегда щедра к тебе.

Все, что несешь ей, отразится

В твоей душе, в твоей судьбе.

Иди к земле хорошим другом,

Ее защитником иди,

Чтоб только - пенье птиц над лугом,

Чтоб мир и солнце впереди.

Р. Трефилова.

    Беседа об изменениях. наблюдаемых в природе весной.

Какие явления в природе можно наблюдать весной? (Сокодвижение, набухание и распускание листовых и цветочных почек, цветение раннецветущих растений, рост побегов).

Под влиянием каких причин наступают эти явления? (Повышение температуры воздуха, увеличение продолжительности светового дня, поглощение корнями воды с растворенными в ней минеральными солями, передвижение в растениях запасных веществ к растущим органам растений).

2.Жизнь травянистых раннецветущих растений весной.

Какие травянистые растения зацветают первыми весной? (Мать-и- мачеха, медуница, примулы).

Что является непременным условием раннего цветения растений? (Соцветия закладываются летом предыдущего года. Запас питательных веществ сосредоточивается в корневище).

Где встречается мать-и-мачеха? (Местами еще лежит снег, а там, где пригревает солнце, на склонах, пригорках, на открытых освещенных и прогреваемых местах. Чуть только растает снег, появляются ее безлистные стебли с яркожелтыми соцветиями).

Как называется соцветие у этого растения? Каковы его признаки? (Корзинка- это компактное соцветие из мелких цветков).

Как опыляется мать- и- мачеха? По каким признакам вы это определили? (Насекомыми, но может происходить и самоопыление).

Почему так рано цветет это растение? (Для цветения необходимо обильное питание. Зеленых листьев у этого растения еще нет. Запасы питательных веществ находятся в корневищах. Об этом органе растения говорится в загадке: «В земле веревочка, а в ней кладовочка».

К каким органам растения относится корневище? (Видоизмененный побег).

Как это доказать? (В корневище находится запас питательных веществ. Он отложен прошлым летом. Благодаря этим запасам растут цветочные почки и образуются плоды. Затем у растения появляются крупные листья).

За что получило растение название «мать -и –мачеха»?

(Попробуйте приложить к коже поочередно нижнюю и верхнюю стороны листа, в первом случае вы ощутите тепло, а во втором – холод. Это объясняет, почему люди с давних времен называют это растение мать-и-мачеха).

Чем полезно это растение? (Это лекарственное растение. Сборы листьев употребляются при заболеваниях дыхательных путей).

Какое значение имеет опушение стеблей и молодых листьев мать -и –мачехи? (Опушение предохраняет листья и стебли от замерзания и чрезмерного испарения. Между волосками образуется предохраняющий слой воздуха).

В ясные весенние дни желтеют золотыми звездочками эти растения. Но стоит показаться на небе дождевой туче, звездочки погаснут – закроются цветы. Так мать –и –мачеха предсказывает погоду.

Как называется это растение? Оно расцветает как только сойдет снег, а лепестки сначала бывают ярко - розовыми, потом становятся лиловыми, а после – синими. (Медуница. А растение так зовется потому, что в его цветках содержится много нектара. Это один из самых ранних медоносов. Ее постигла участь многих рано цветущих растений – она стала редким, нуждающимся в охране растением).

Раннецветущими растениями являются ветренница дубравная, примулы. Расцвела голубая перелеска, значит, через несколько дней расцветет и белая перелеска, ветреница дубравная, как ее чаще называют. Местами на светлых полянках она разрастается ковром: светлые резные листья и над ними белые цветочки с тонкими нежными лепестками. Высокий стебель ветреницы дубравной качается при малейшем дуновении ветра. Цветки закрываются на ночь и во время дождя.

Рано весной цветут хохлатки. Запас питательных веществ у них находится в подземном клубне. Они неприхотливы и морозостойки.

Как же получается, что хохлатка так стремительна в своем развитии? Ведь только что сошел снег. А она уже цветет! Как будто появившись ниоткуда. Из подземного своего клубенька! А сидит он в почве на некоторой глубине - округлый, желтоватый, размером с вишню. На клубеньке – почка. Еще зимой из нее образуется росток. Снаружи одет он полупрозрачным защитным чехлом. К началу весны росток уже почти достиг поверхности. Стоит ему выглянуть на солнечный свет, как чехол лопается и спадает. Первое время растение похоже на зародыш: стебелек согнут, листья свернуты в комок. Но вскоре хохлатка выпрямляется, разворачивает свои ажурные листочки. И уже готов цвести.

Почему все первоцветы спешат цвести? (Все эти растения светолюбивые и цветут до распускания листьев на деревьях и кустарниках, когда в лесу много света).

Раннецветущие травянистые растения имеют нектар, съедобную липкую пыльцу, а некоторые яркую окраску венчика.

3.Древесные растения весной.
Хорош лес ранней и поздней весною, когда начинает пробуждаться в нем сокрытая от глаз и ушей бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие ветки берез. Все больше и больше слышится в лесу птичьих голосов. Пахнет смолистыми почками, корою деревьев. У деревьев весной наблюдаются сокодвижение. Распускание почек, цветение.

Каким способом опыляются древесные растения? (Ольха, осина, береза, тополь –ветроопыляемые. Ива – насекомоопыляемое растение).

По берегам лесных малых рек, по ручьям и старым канавам растет зеленая ива. Кто не знает этого слабого легкого дерева? Растет ива и на огородах, в садах и у проезжих дорог. Люди знают много видов дикой ивы, по-разному их называют.

Ранней весною, когда еще не оделся зеленой листвою лес, цветет, отражаясь в весенней воде желтыми пуховками, нежная ива. Собирая золотистую пыльцу, вьются над цветущими ивами вылетевшие из ульев пчелы.

Это очень неприхотливое дерево. Её толстые узловатые серо-зелёные ветви совсем спрятались за лёгкими ярко-жёлтыми шариками. И вся она стала пушистой, воздушной, солнечной.
Цветёт ива - это праздник для насекомых. У нарядного куста шумно и весело, как на ёлке. Гудят шмели, суетятся мухи, деловитые пчёлы собирают пыльцу, порхают бабочки..

Почему ветроопыляемые растения цветут до появления листьев? Каковы признаки ветроопыляемых растений? (Цветки собраны в соцветия, соцветия повислые, много сухой пыльцы, цветение до появления листьев, что облегчает распространение ветром пыльцы).

4.Кустарничковые растения весной.

Растет брусника в тихой роще,

Смолистым воздухом дыша,

Ведет всю жизнь как можно проще

И оттого так хороша.

Н. Холодковский.

Брусника - растение, характерное для хвойного леса. Она сравнительно малотребовательна к плодородию почвы. Брусника появляется из-под снега зеленой, с листьями, которые сохраняются на растении два-три года, несколько раз перезимовывая под снегом. Весной брусника долго не может выйти из состояния зимнего оцепенения, почки начинают распускаться уже в самом конце весны.

5.Кустарниковые растения весной.

В еловом лесу мелкими розоватыми цветами зацвёл кустарник волчье лыко. Цветы сидят прямо на стволе и на ветках, будто прикреплены к ним.
Как радуют глаз эти неприхотливые цветочки, как они хорошо пахнут, свежо и нежно, именно по-весеннему!
Сейчас на ветках волчьего лыка ещё нет листьев, они появятся позже, когда растение отцветёт. Листья у волчьего лыка продолговатые, к концу слегка заострённые. Растут эти листья пучками на концах ветвей. А ниже их на ветках появляются к осени ярко-красные ягоды величиной с горошину. Кустарник растет в густых лесах, зарослях, цветет в марте- апреле, ягоды созревают в июне - июле. Все части растения (свежего и высушенного) очень ядовиты, в особенности лыко (волокна древесины) и ягоды. Отравление может наступить при контакте с растением, особенно с его корой. Токсичный компонент волчьего лыка имеет острый, жгучий вкус и обладает сильным раздражающим действием. Сейчас это растение взято под охрану, как редко встречающихся.

6. Охрана раннецветущих растений.

Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядной Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля...

Ю.Антонов.

Что мы можем сделать, если мы хотим, чтобы цветы радовали нас долгое время?

Какие меры вы предложили бы для охраны раннецветущих растений родного края?

Как можно рассказать друзьям, знакомым и жителям села об охране растений родного края?

Какие биологические особенности позволяют растениям быть первоцветами?

7. Подведение итогов экскурсии

При обобщении учитель делает упор на роль запасающих веществ, которые откладываются растениями-эфемероидами в корневищах, луковицах, клубнях. Энергетические запасы преимущественно составляют крахмал, дубильные вещества. Последние выполняют роль защитных веществ.

8.Работа по группам.

Запись при составлении отчета по экскурсии.

    Сообщение задания на дом Задание 1.

На определенной площади определить количество цветущих экземпляров травянистых растений. Сравнить количество растений, цветущих на открытом и закрытом месте. Установить причины различий.

Задание 2.

Установить приспособительные признаки к неблагоприятным условиям (резкие перемены погоды, температура, снег, ветер).

Задание 3.

Установить приспособление к опылению однолетних и многолетних травянистых растений, цветущих ранней весной.

Ответить на вопрос: Каковы биологические особенности изученных растений

    Завершение урока, рефлексия

На уроке я узнал….

Меня удивило….

Мне было интересно….

На уроке мне не понравилось…

Я хотел бы узнать о……


наиля грибанова
Конспект НОД в старшей группе «Растения –лекари родного края»

Конспект НОД в старшей группе

Тема : «Растения – лекари родного края »

Задачи :создать условия для закрепления знаний детей о растительном мире родного края

Цель :.

Стремиться вызвать у детей чувство благодарности за то, что мир прекрасен.

Учить использовать растительный мир с умом .

Показать, что от многих болезней можно избавиться с помощью природы.

Развивать творческие способности детей, воображение, речь, внимание, память.

Воспитывать бережное отношение к родной природе .

Материал : Карта Хакасии, иллюстрации деревьев в разные времена года, открытки с изображением лекарственных трав .

Предварительная работа :

Беседа о лекарственных травах , чтение рассказов о деревьях, заучивание стихов, рассматривание изделий из дерева.

Ход НОД:

Широка страна моя родная

Много в ней лесов, полей и рек

Я другой такой страны не знаю

Где так вольно дышит человек.

Сегодня мы поговорим с вами о родном крае . Наш край богат полями, лугами, озёрами, реками, и лесами. Давайте вспомним. Какие деревья растут у нас ?

Игра с мячом «Назови дерево»

Для многих людей символом России является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза –любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов.

Белая берёза Люблю берёзку русскую

Под моим окном То светлую, то грустную,

Принакрылась снегом, В зелёном сарафанчике

Точно серебром С платочками в карманчиках

И стоит берёза С красивыми застёжками,

В сонной тишине С зелёными серёжками.

И горят снежинки Люблю её, нарядную,

В золотом огне. Родную , ненаглядную

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Дидактическое упражнение : «Скажи, какая берёза» (белоствольная, стройная, кудрявая, хрустальная, сказочная, плакучая, нарядная.)

Почему берёзу называют «Доктор» ? (из берёзовых почек приготавливают лекарства , берёзовый веник выгоняет хворь, сок полезный и вкусный.)

Рассматривание изделий из дерева.

Игра «Встань у дерева» .

А сейчас мы отправимся с вами на луг, посмотреть, какие травы там растут . Почему называют эти травы «Зелёная аптека» ?

Рассматривание трав и рассказы детей о пользе каждой травы.

Крапива – это лекарственное растение . Она растёт в саду , в огороде, в лесу. Из листьев крапивы варят суп, делают салат. Крапива останавливает кровь, чистит её. Листья крапивы вытягивают гной. Если крапиву помять, и приложить к ранке, она быстро заживёт. В крапиве много витаминов. Крапиву заваривают, моют голову, чтобы был хороший волос. Из крапивы делают шампунь, и добавляют в зубную пасту.

Из крапивных листочков

Вкусные салаты.

Только к ним прибавить надо

Лук, чеснок, томаты.

А в салате из крапивы

Много витамина «С»

Те, кого мы угощаем

Изменяются в лице.

Ромашка – это лекарственное растение . Она растёт везде – в саду , огороде, на поле. Её заваривают, и пьют от простуды. Если глаза болят «гноятся» , то ромашку заваривают, и моют глаза. Отваром ромашки моют волосы, чтобы они были густые и не выпадали.

Разметались белые ромашки

По лугам, среди высоких трав,

Словно кто – то разбросал бумажки,

Солнышки на них нарисовав

Приглашает колокольчик звонкий

Их собраться в полевой букет,

Но ромашки – хитрые девчонки

Только улыбаются в ответ.

Одуванчик – лекарственное растение , он растёт везде , по всей России. Из него делают салат, варят варенье. Настой одуванчика пьют от боли в животе. Соком одуванчика выводят бородавки.

Мать мачеха – это лекарственное растение . Сначала у мать мачехи вырастают цветы . Стебли цветов покрыты пушинками, они ночью защищают их от холода, а днём от солнца. Затем появляются листья, верхняя сторона листьев гладкая, блестящая, а нижняя сторона вся пушистая, мягкая. Если приложить лист верхней стороной к щеке, лист холодный – это мачеха, а если нижней стороной листа, то она тёплая - это мать. Мать - мачеху заваривают, и пьют от кашля, простуды.

Выглянул цветочек

В полутьме лесной

Маленький разведчик

Посланный весной

Пусть ещё над лесом

Властвуют снега

Пусть лежат под снегом

Сонные луга,

Пусть на спящей речке

Неподвижный лёд,-

Раз пришёл разведчик,

И весна придёт.

Подорожник – это лекарственное растение . Где люди ходят, там и подорожник растёт . Ещё его называют попутчиком, потому что он с людьми всегда по пути. Подорожник останавливает кровь. Если пчела укусит, и приложить лист подорожника, то боль пройдёт. Делают отвар, и пьют от кашля, и лечение желудка.

Есть множество цветов

Красивых. Осторожных

Но мне приятней всех

Обычный подорожник

Ему, быть может

И трудней расти ,

И всё же он с людьми

Находится в пути!

Игра «Что означает этот знак?» (поведение детей в лесу, что можно, и чего нельзя делать в лесу.)

Многие растения занесены в Красную книгу и мы должны бережно относиться к ним.

Публикации по теме:

«Промыслы родного края» Конспект ООД по краеведению в подготовительной группе Цели: Познакомить детей с традиционными народными промыслами родного края; Научить делать детей народную тряпичную куклу-закрутку. Задачи:.

Конспект интегрированного занятия «Лекарственные растения Краснодарского края» в старшей группе Задачи: Образовательные: - расширить и обогатить словарь детей новыми словами, названиями, учить употреблять их в речи - расширить знания.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берегите природу родного края!» Задачи: Образовательные: 1. Дать представления о том, что природа – это наш общий дом. Закрепить представления о разнообразии природы родного.

Конспект НОД «Поэты родного края» «Поэты родного города» Цель: Воспитание любви к родному краю и природе на основе поэзии местных поэтов. Задачи: 1. Развивать у детей интерес.

Образовательная область: Познавательное развитие. Вид деятельности: Исследование объектов живой и неживой природы. Возрастная группа: Старшая.

Конспект по речевому развитию в старшей группе по региональному компоненту составление рассказ «Осенние краски родного края» Модель образовательной деятельности: Речевое – речевое развитие (05.09.2016) Воспитатель: Кесян Н. С. Тема: «Составление рассказа «Осенние.

Сценарий мероприятия предназначен для старших дошкольников, учащихся 1–4-х классов (участники мероприятия) и учащихся 5–8-х классов (ведущие мероприятия).

В мероприятии могут принимать участие также родители, педагоги и учащиеся-старшеклассники.

Цель мероприятия:

  • Формирование у обучающихся знаний о раннецветущих растениях родного края, о растениях, занесенных в Красную книгу;
  • привлечение внимания обучающихся к проблеме охраны раннецветущих растений, формирование у детей заинтересованности в сохранении многообразия растительного мира;
  • повышение уровня экологической грамотности детей и взрослых.

Задачи мероприятия:

  • познакомить обучающихся с разнообразием раннецветущих видов растений;
  • развивать у обучающихся потребность самостоятельно работать с книгами;
  • развивать творчество, самостоятельность и самодеятельность обучающихся, коммуникативные способности;
  • воспитывать гуманное отношение к окружающей природной среде, заинтересовать детей в бережном отношении к природе родного края;
  • развивать умение анализировать и находить пути решения обсуждаемой проблемы.

Подготовка и проведение мероприятия вызывает, как правило, интерес учащихся всех возрастных групп.

Учащиеся средней возрастной группы изучают литературу о раннецветущих растениях; готовят сообщения и вопросы для младших школьников; подбирают стихи о раннецветущих растениях; составляют ребусы и кроссворды, решая которые лучше запоминают названия растений.

Учащиеся рисуют растения, оформляют учебный гербарий, готовят поделки; готовят листовки, привлекающие внимание окружающих к проблеме бережного отношения к хрупкой северной природе; подбирают фотографии.

Итогом всей подготовительной работы может быть оформленная учащимися совместно с педагогом тематическая методическая папка “Раннецветущие растения родного края”, которая может быть использована как дидактические материалы при изучении тем: “Раннецветущие растения”, “Охраняемые растения”, “Охрана растений”, “Многообразие растений”, “Знаешь ли ты растения?” и других; оформляются выставка рисунков и поделок, фотовыставка.

Педагог в процессе мероприятия отмечает вклад каждого обучающегося.

Проведение подобного мероприятия позволяет педагогу привлекать к работе все детское объединение, а не отдельных активных учеников; не испытывать затруднений в организации активной познавательной деятельности учащихся, их самостоятельной и самодеятельной работы; учитывать дифференциацию в обучении разновозрастной группы.

Самостоятельная работа учащихся при проведении клуба выходного дня является ведущим средством достижения целей экологического воспитания, обучения и развития.

Оборудование и необходимые материалы.

  • плакат-надпись “Раннецветущие растения”.
  • выставка книг, фотографий, открыток, рисунков.
  • плакат-надпись “Не рвите цветы!”
  • плакат-надпись “Берегите красоту родного края!”
  • папка с файлами для оформления тематической методической папки “Раннецветущие растения родного края”.

Для показа презентации необходимы:

  • компьютер с установленной программой показа презентаций PowerPoint.
  • проектор для показа презентации.
  • электронный носитель информации с презентацией “Раннецветущие растения родного края”

План проведения мероприятия

  1. Вступительное слово педагога.
  2. Обсуждение проблемы бережного отношения к растениям.
  3. Выступления учащихся.
  4. Демонстрация презентации “Раннецветущие растения родного края”.
  5. Диагностики достигнутых результатов.
  6. Оформление плакатов и листовок.
  7. Подведение итогов.

В начале мероприятия всем предлагается познакомиться с выставкой книг, фотографий, открыток, рисунков

Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядной Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля...
(Из песни Ю.Антонова)

Во вступительном слове педагог формирует у обучающихся мотивацию к изучению раннецветущих растений края.

К обсуждению могут быть предложены следующие вопросы:

– Что мы можем сделать, если мы хотим, чтобы цветы радовали нас долгое время?

– Какие меры вы предложили бы для охраны раннецветущих растений родного края?

– Как можно рассказать друзьям, знакомым и жителям города охране растений родного края?

– Какие биологические особенности позволяют растениям быть первоцветами?

Дети предлагают оформить плакаты, а потом развесить их на подъездах домов, чтобы люди запомнили эти цветы; разместить рисунки раннецветущих растений на листе бумаги с надписью “Берегите цветы!” и приклейте их в подъездах домов. (Все высказанные обучающимися предложения по изучаемой проблеме обязательно фиксируйте).

Обучающиеся объясняют, что у растений, расцветающих ранней весной, питательные вещества, образованные в листьях, накапливаются про запас под землей – в корневищах, клубнях или луковицах. Вот почему следующей весной, как только сойдет снег, растение уже может выпустить свой яркий цветок.

Педагог поясняет, что большинство раннецветущих растений относятся к экологической группе криптофитов – это многолетние травянистые растения, почки возобновления которых закладываются в луковицах, клубнях, корневищах и находятся в почве, благодаря чему защищены от прямого воздействия среды. Примерами таких растений могут служить ветреница, прострел, купальница, примула, хохлатка, дицентра и др. Многие виды раннецветущих растений становятся редкими и занесены в Красные книги областей и даже России. (Дети знакомятся с Красной книгой).

Выступления учащихся с рассказами о раннецветущих растениях местной флоры.

Выступления сопровождаются демонстрацией презентации “Раннецветущие растения родного края” (Приложение 1) .

Прострел, или сон-трава.

– Так называется это многолетнее растение (на юге Магаданской области – на Охотском побережье обычен прострел многонадрезанный).

Сон-трава – откуда это название? Утверждают, что если пожевать корень прострела, то наступает сон – глубокий и долгий. Такова легенда, но в ней, вероятно, есть доля истины. В корнях прострела найдены сапонины и ядовитые алкалоиды, которые, в зависимости от дозы, оказывают то возбуждающее, то успокаивающее действие.

Есть и другая версия происхождения названия “сон-трава”. На ночь и перед дождем его цветоножка сгибается, цветок поникает, прикрывая свою сердцевину от излишней влаги.

С каждым годом все реже можно встретить цветущий прострел. Размножается это растение в основном семенами, но крупные красивые цветки привлекают людей, особенно ранней весной, когда остро чувствуется “цветочный” голод.… Это растение рвать нельзя!

Дицентра прекрасная.

Род дицентра насчитывает до 20 видов травянистых многолетников, распространенных в Северной Америке, Китае, Корее, Японии. У всех этих растений длинные корневища, красивые перистые листья, а плоды – продолговатые коробочки, с мелкими блестящими черными семенами. Но главное – своеобразные цветки, не похожие на цветки других растений.

Весь цветок дицентры слегка сплющен в одной плоскости и очень похож на пронзенное стрелой сердце. Эти цветки-сердечки свисают вниз на цветоножках, они собраны в изящное соцветие – однобокую, дугообразно изогнутую длинную многоцветковую кисть. Кисти зацветают от основания, так что на каждой кисти можно видеть одновременно и цветки, и бутоны.

Благодаря характерной форме цветка растение получило много интересных и даже поэтических названий. У нас чаще всего дицентру называют “разбитое сердце”, менее известно другое название – “пылающее сердце”.

Хохлатка магаданская.

Такое название хохлатка получила за шпорцы – трубочки на цветках. Их много, и вся гроздь кажется как бы “хохлатой”.

Цветки хохлатки особые. Они хорошо приспособлены к опылению насекомыми с длинным хоботком. Двугубый венчик словно специально создан для того, чтобы шмель мог спокойно усесться на нижней губе. А шпорец цветка служит сосудом для нектара. Опуская хоботки на дно шпорца, насекомые всасывают нектар и попутно стряхивают со своих головок и спинок пыльцу, которую они принесли с других хохлаток.

Цветут хохлатки всего несколько дней. После опыления образуются сплюснутые плодики зеленого цвета, похожие на стручки. Созрев, они раскрываются двумя створками, и черные мелкие семена высыпаются на землю. Если присмотреться, то можно заметить на каждом семечке белый комочек (ариллус) – это приманка для муравьев. Ради этих комочков муравьи хватают семена хохлаток, тащат в муравейник, но часть теряют по дороге.… И на том месте, где останется на земле семечко, вырастет новая хохлатка.

Если раскопать землю, то можно найти круглый клубень хохлатки. Еще осенью в нем накопились запасы питательных веществ, и уже тогда была заметна крупная почка. К весне из нее вырастает новый побег, одетый полупрозрачной пленкой. Только когда росток выходит на поверхность, пленка лопается, стебелек высвобождается, распрямляется, развертываются нежные листья – и растение зацветает.

Калужница арктическая (самая распространенная в Магаданской области).

Название этого растения происходит от старорусского слова “калужина”, что значит – “лужа”. Растет калужница в болотах, по берегам водоемов и в сырых местах. У нее нет сладкого нектара, поэтому чаще над ее цветками кружатся мухи. Растет калужница медленно и зацветает лишь через несколько лет. Поэтому, наверное, и корни свои с запасом питательных веществ она прячет в воде, чтобы не вытоптали люди и животные. Иногда в сентябре калужница зацветает во второй раз, но тогда увидеть ее цветы могут лишь самые наблюдательные, т.к. они слабо заметны на фоне опадающей желтой листвы.

Рябчик камчатский

Стебель простой или в верхней части слабо ветвистый, луковичные чешуи в виде мелких вальковатых клубеньков, молодые луковицы развивают всего один овальный лист. Произрастает на лугах, разреженных зарослях кустарников, лесных полянах в поймах рек и ручьев.

Раньше луковицы рябчика заготавливались мешками. Из них варили каши, кисель, делали лепешки. Сейчас сбор не практикуется: и из-за отсутствия необходимости и из-за недостаточного количества растений. Цветки растения имеют необычную окраску и, конечно, привлекают внимание и детей и взрослых. Нам необходимо вести разъяснительную работу, чтобы это растение не исчезло из окрестностей нашего города.

Примула, или первоцвет.

На Охотском побережье чаще всего можно встретить первоцвет клинолистный, а в окрестностях Магадана еще и первоцвет Мазуренко.

“Золотыми ключами весны” называют примулы. Трубчатые цветки, собранные в соцветия зонтики, действительно можно принять за связку диковинных ключей. “Ключей”, открывающих дверь к погожим весенним дням. Молодые листья примулы содержат большое количество витамина С. Несколько листочков вполне достаточно, чтобы удовлетворить суточную потребность взрослого человека в аскорбиновой кислоте. В Голландии, Англии примулы давно разводят как ценные овощные виды.

Когда-то первоцветы встречались во многих районах лесной зоны России. Теперь же многие их виды находятся под угрозой исчезновения…

Фиалка ползучая.

В России цветет много видов фиалок – скромных голубых цветочков с очень своеобразным венчиком и тонким приятным ароматом.

Всего насчитывается более сотни видов фиалок, распространенных очень широко от Арктики до тропиков, и цветут они по большей части летом. Весной распускаются немногие виды и среди них одна из первых – фиалка ползучая . Ее легко узнать по тому, что цветки у нее отходят поодиночке, как бы непосредственно от земли. И запаха никакого нет. На самом деле цветок фиалки ползучей отходит от тонкого наземного корневища, стелющегося поверх сырой болотистой почвы. Это даже и не корневище, а простой ползучий стебель, от которого вверх отходят черешки листьев и цветоножки.

На нижнем лепестке цветка видны темные полоски, ведущие как бы в глубину цветка, в его зев. Они, эти полоски, словно указывают путь насекомым-опылителям. Если цветок фиалки рассмотрим сбоку, в профиль, тогда легко заметить, что нижний лепесток продолжен в более или менее длинный мешковидный шпорец, на дне которого и скапливается желанный для насекомых нектар. А на пути к нему насекомого встречают тычинки (точнее – их пылинки – пыльца) и рыльце пестика. Насекомое невзначай стряхивает пыльцу на рыльце, а растению того и надо, чтобы цветок опылился и дал семена.

Далее педагог демонстрирует детям слайды с изображениями растений, которые можно встретить в окрестностях города весной и в начале лета (седмичник европейский, морошка (малина приземистая), княженика (малина арктическая), дерен шведский и др.), обращает внимание детей на цветение деревьев и кустарников.

Диагностика достигнутых результатов.

Игра “Ботанический аукцион”.

Детям предлагается записать названия видов раннецветущих растений родного края, которые они узнали.

Узнай растение, подпиши название, раскрась рисунок.

Необходимо определить название растений по контурным рисункам: хохлатка (Приложение 2) , калужница (Приложение 3) , фиалка (Приложение 4) , прострел (Приложение 5) , рябчик (Приложение 6) , примула (Приложение 7) . Раскрасить рисунки и сделать к ним подписи.

Составь ребус.

Детям предлагается составить ребусы с зашифрованными названиями изученных растений. Варианты ребусов, составленных обучающимися – (Приложение 8) , (Приложение 9) .

Нарисуй листовку или плакат.

Прилагаемые в приложениях контурные рисунки могут быть использованы и для изготовления листовок и плакатов в защиту природы и бережного отношения к раннецветущим растениям.

Подготовленные плакаты и листовки дети расклеивают в подъездах своих жилых домов.

По итогам мероприятия самым активным участникам вручаются дипломы Лучший знаток растений”,который дети раскрашивают самостоятельно. (Приложение 10) .

  1. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. В 2-х книгах. М.: Агропромиздат, 1989.
  2. Атрохин В.Г., Солодухин Е.Д. Лесная хрестоматия М.: Лесная промышленность, 1988.
  3. Баринов О. Растения тундры. М.:Биология, №46,1996г.
  4. Беркутенко А.Н “Атлас растений Магаданской области”. 2006г.
  5. Беркутенко А.Н, Вирек Э. Лекарственные и пищевые растения Аляски и Дальнего Востока России. Магадан, 1995г.
  6. Гроздова Н.Б. и др. Деревья, кустарники и лианы. М.: Лесная промышленность,1986.
  7. Денисова Г.А. Удивительный мир растений. М.: Просвещение, 1973. 192с.
  8. Ивченко С.И. Занимательно о ботанике. М.: Молодая гвардия, 1972. 223с.
  9. Кощеев А.К., Смирняков Ю.И. Лесные ягоды. М.: Лесная промышленность, 1986.
  10. Красная книга РСФСР: Растения. – М.: Росагропромиздат, 1988.
  11. Кудрин Г.А., Сиразитдинов Ф.Н. Край наш северный. Магаданское книжное издательство, 1987.
  12. Мазуренко М.Т., Москалюк Т.А. Краски северного лета. С.-Петербург: “Алфавит”, 1997 г.
  13. Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений. М.: Просвещение, 1991.
  14. Петров В.В. Из жизни зеленого мира. М.: Просвещение, 1982. 127с.
  15. Хохряков А.П. Флора Магаданской области. М.: Наука, 1985.
  16. Цветы Колымы. (набор открыток). Магадан. 2003г
  17. Частухина С.А. Лекарственные и пищевые растения Колымы. Магадан: Библиотечка газеты “Территория”, 1995.


Тема исследования: Лекарственные растения родного края Объектная область: Медицина Объект исследования: Лекарственные растения, растущие в Калининградской области. Предмет исследования: Значение лекарственных растений для здорового образа жизни. Проблема В наш индустриальный век, при сильнейшем загрязнении окружающей среды просто невозможно остаться абсолютно здоровым. Мы постоянно находимся под угрозой получить целый «букет» заболеваний. Зачастую медицина оказывается бессильной, поэтому на помощь могут прийти лекарственные растения. Знаний в этой области было недостаточно, и мы решили пополнить их, исследуя лекарственные растения нашего края.


Актуальность и новизна Данная тема сейчас очень актуальна, так как болезнь легче предупредить, чем потом, мучаясь пытаться от неё избавиться. НЕ проще ли сейчас просто оглянуться вокруг и увидеть то, что даёт нам природа. Наш добрый и всесильный доктор «природа» всё предусмотрел, и всё подготовил, нужно просто это лекарство взять и воспользоваться им, но не все об этом лекарстве знают. Гипотеза Если изучить разные виды лекарственных растений, научиться их правильно заготавливать и применять, то можно предупредить и излечить много болезней и прекрасно выглядеть без применения химических таблеток.


Цель работы: Сбор необходимой информации о пользе лекарственных растений в лечении разных заболеваний. Задачи: 1) Развитие умения работать с дополнительной литературой. 2) Знакомство с историей лекарственных растений, с правильной их заготовкой. 3) Определение роли лекарственных растений нашей местности в здоровом образе жизни. 4) Поднятие интереса к здоровому образу жизни. Методы исследования Изучение и использование энциклопедий, научно- публицистических изданий, словарей, метод сравнения, сопоставления. Практическая значимость: каждый школьник может открыть работу и найти нужное лекарственное растение от разных болезней и как им лечиться в домашних условиях.








На Руси с давних времён для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы растений. При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию.




Правила сбора лекарственных растений. Растения собирают в сухую погоду, когда уже исчезла роса. Надо следить, чтобы на растениях не было пыли и грязи. Нельзя собирать лекарственные растения вдоль дорог, на улицах городов, в скверах. В этих растениях накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в воздух автомобили. Цветки собирают в начале цветения; листья - перед цветением или в начале его; корни и корневища - весной и осенью; кору - весной, в начале сокодвижения, когда она хорошо отделяется.






Чёрная бузина Малин а В народной медицине плоды малины считаются жаропонижающим средством при гриппе, бронхитах, ларингитах, отхаркивающем при кашле. В народной медицине отвар, приготовленный из цветков и плодов черной бузины, применяют как жаропонижающее, потогонное, мочегонное средство




Крапива В народной медицине крапива используется как ранозаживляющее, мочегонное, общеукрепляющее, слабительное, витаминное, отхаркивающее средство. Она применяется при различных кровотечениях, заболеваниях сердца, туберкулезе, бронхиальной астме, бронхитах, аллергиях. Наружно - при ранах, кровотечениях, кожных заболеваниях, для укрепления волос.



Заключение В наш индустриальный век, при сильнейшем загрязнении окружающей среды просто невозможно остаться абсолютно здоровым. Мы постоянно находимся под угрозой получить целый «букет» заболеваний. Зачастую медицина оказывается бессильной. Но почему мы забываем, что у нас за спиной тысячелетний опыт наших предков, которые веками складывали в копилку народной медицины рецепты лечения различных недугов. Болезнь легче предупредить, чем потом, мучаясь пытаться от неё избавиться. НЕ проще ли сейчас просто оглянуться вокруг и увидеть то, что даёт нам природа. Наш добрый и всесильный доктор «природа» всё предусмотрел, и всё подготовил, нужно просто это лекарство взять и воспользоваться им, но не все об этом лекарстве знают. Поэтому мы и изучали лекарственные растения нашей местности, их действие и применение.


Литература. Д.Ткач «Домашний доктор» В.В.Петров «Растительный мир нашей Родины» А.Ф.Гаммерман «Растения- целители».Москва, 1986 г. «Лекарственные растения и их применение».Владивосток. МП «Экслибрис», 1992 г. Энциклопедия природы России. Справочное издание. Издательство «АВF». Москва. В.И.Даль «Толковый словарь»



>>Весенние явления в жизни растений


§ 61. Весенние явления в жизни растений

Весна - пора пробуждения природы. По календарю весна начинается 1 марта. В природе весна вступает в свои права с началом сокодвижения у деревьев, на юге раньше, а на севере позднее 1 марта.

Весеннее движение соков у деревьев и кустарников - первый признак весны. Оно наступает после того, как оттает почва и вода из корней начнет поступать во все органы растения. В это время листьев еще нет. Вода, скапливаясь в клетках стеблей растений, растворяет запасенные в них органические вещества. Эти растворы передвигаются к набухшим и распускающимся почкам . Уже в начале марта, раньше, чем у других деревьев, начинается весеннее сокодвижение у клена остролистного, чуть позднее - у березы.

Второй признак весны - цветение ветроопыляемых деревьев и кустарников. Первой в средней полосе европейской части СССР зацветает ольха серая. Цветки ее невзрачны, но распустившиеся сережки из тычиночных цветков хорошо заметны 123 . Стоит только дотронуться до ветки ольхи с сережками, как ветер подхватывает целое облачко желтой пыльцы.

Пестичные цветки ольхи собраны в маленькие серовато-зеленые соцветия. Рядом с ними обычно хорошо заметны сухие, почерневшие шишечки прошлогодние соцветия.

Почти одновременно с ольхой зацветает орешник, с которым вы знакомились еще осенью. Тычиночные цветки орешника развиваются в соцветиях - сложных сережках, а красноватые рыльца пестичных цветков высовываются из генеративных (цветочных) почек.

Раннее цветение ольхи, орешника и других ветроопыляемых растений - хорошее приспособление к жизни в лесу. Голые безлистные ветви не затрудняют опыления. Пыльца, подхваченная ветром, свободно переносится с одного растения на другое.

Цветение мать-и-мачехи тоже признак наступившей весны. Это многолетнее травянистое растение растет на открытых, освещенных солнцем местах, на железнодорожных насыпях, берегах рек, крутых склонах и обрывах. Чуть только стает снег, а уже появляются ее чешуйчатые стебли - цветоносы с ярко-желтыми соцветиями, похожими на соцветия одуванчиков 124 . Крупные листья мать-и-мачехи вырастают после того, как созреют и рассеются ее пушистые плодики.

Свое необычное название мать-и-мачеха получила за своеобразие листьев. Их нижняя сторона покрыта белыми мягкими, как войлок, волосками, а верхняя сторона листьев - гладкая и холодная.

Цветение мать-и-мачехи ранней весной, до распускания листьев, возможно потому, что в ее толстых длинных корневищах накоплены запасы питательных веществ, отложенных еще летом прошлого года. Питаясь этими запасами, растут цветочные побеги и образуются плоды.

Третий признак весны - цветение многолетних травянистых растений лиственного леса. В районах средней полосы они цветут почти одновременно с мать-и-мачехой. Первыми в лесу зацветают печеночница благородная с лазоревыми цветками и медуница лекарственная, затем ветреницы дубравная и лютичная 125 , хохлатки 119 , чистяк весенний 126 , первоцвет весенний 127 . Все они светолюбивы и цветут под пологом леса, когда на деревьях и кустарниках еще нет листвы.

В жизни некоторых раннецветущих травянистых растений леса очень интересен их подснежный рост. Такие растения, как пролеска, или подснежник, растут еще зимой под снегом.

Весной многие из них выходят из-под снега с зелеными листьями и с бутонами, образовавшимися еще прошлой осенью. Они часто зацветают до того, как сойдет снег 128 . Вот почему эти растения называют подснежниками.

Растения, цветущие ранней весной, всегда привлекают к себе внимание, потому что они красивы и потому что после долгой зимы это первые цветущие растения. К сожалению, их нередко собирают, составляя большие букеты. Часто губят растения целиком, вырывая с корнями. Растения, у которых оборваны цветоносные побеги, не дают плодов и семян. Это затрудняет их размножение. Многие из растений стали большой редкостью, например печеночница благородная, сон-трава. Нельзя допустить полного их исчезновения. Мы обязаны заботиться о сохранении растений, не рвать их ради того, чтобы через день выбросить, не повреждать дикорастущие растения и активно охранять природу.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки