Народные промыслы урала и предуралья. Промыслы и ремесла челябинской области Какие изделия народных промыслов изготавливают на урале


Бурачный промысел

  • Изготовление и роспись туесов (коробок с крышкой) из бересты. Этот вид ремесла получил распространение в Нижнем Тагиле, а в Нижнесалдинском краеведческом музее можно увидеть самую большое собрание бураков.

Льняное производство

  • Ткачество и шитье из льна развивалось в поселениях на месте современного Алапаевского района. Лен выращивали повсеместно, это одна из важнейших сельскохозяйственных культур региона. Народный промысел стал основой для развития легкой промышленности и появления льняных фабрик в Свердловской области.

Сундучный промысел

  • Центрами развития этого ремесла в XIX стали город Невьянск и поселок Быньговский – здесь находились крупнейшие заводы. Сундуки и шкатулки делали из древесины сосны и кедра, богатая отделка выполнялась из железа и разновидностей жести: черненой, крашеной, печатной, чеканенной, бронзированной и многих других.

Производство самоваров

  • Свое развитие самоварное дело получило на Нижнеиргинском заводе близ Красноуфимска. Дата изготовления первого самовара – 1746 год. В местном краеведческом музее находится самая богатая экспозиция самоваров местного производства.

Художественное литье

  • Активное развитие металлургической промышленности на Урале способствовало зарождению художественных промыслов в этой области: на многих железоделательных и чугуноплавильных заводах работали мастерские по художественному литью. Каслинское и Кусинское литье из чугуна является гордостью Южного Урала.

Лаковая роспись по металлу

  • Родина этого промысла – Нижний Тагил. Искусство лаковой росписи сформировалось в XIX веке, за годы существования оно не только успешно развилось, но и поставлено на промышленные рельсы.

Резьба по камню

  • Уральская школа резьбы по камню зародилась в XVIII веке. На территории современной Свердловской области работало множество частных мастерских. Основой для камнерезных изделий служили местные камни, такие как яшма, малахит, мрамор и множество других. Древние традиции этого промысла развиваются и сейчас, не только в маленьких мастерских, но и на крупных камнерезных предприятиях.

Производство фарфора

  • Налажено в 1960 в городе Сысерть. Местный фарфоровый завод славится своими изделиями на всю страну, а художественный элемент «Сысертская роза» по мотивам домовой уральской росписи стал характерным символом уральского фарфора.

Колокольное производство

  • Завод «Пятков и Ко» основан в 1991 году в городе Каменск-Уральском и является первым в России частным предприятием по колокольному литью. С 2005 года в городе проводится фестиваль колокольного звона, который ежегодно собирает тысячи слушателей.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Промыслы Урала. Выполнила: Радченко Оксана Николаевна Воспитатель 2017

На Урале получили развитие множество промыслов и ремесел, многие из них живы и по сей день, а некоторые не дошли до нашего времени

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ УРАЛА имеют многовековую историю. Они начали развиваться более трех веков назад, когда в нашем крае стали строиться первые заводские поселения, и население его существенно выросло за счет переселенцев из Центральной России. Изначально традиционные уральские ремесла отличались разнообразием направлений, стилей. Их развивали талантливые самобытные мастера.

БУРАЧНЫЙ ПРОМЫСЕЛ. Изготовление и роспись туесов (коробок с крышкой) из бересты. Этот вид ремесла получил распространение в Нижнем Тагиле, а в Нижнетагильском краеведческом музее можно увидеть самое большое собрание бураков.

СУНДУЧНЫЙ ПРОМЫСЕЛ Центрами развития этого ремесла в XIX стали город Невьянск и поселок Быньговский – здесь находились крупнейшие заводы. Сундуки и шкатулки делали из древесины сосны и кедра, богатая отделка выполнялась из железа и разновидностей жести: черненой, крашеной, печатной, чеканенной, бронзированной и многих других.

ПРОИЗВОДСТВО САМОВАРОВ. Свое развитие самоварное дело получило на Нижнеиргинском заводе близ Красноуфимска. Дата изготовления первого самовара – 1746 год. В местном краеведческом музее находится самая богатая экспозиция самоваров местного производства.

УРАЛЬСКАЯ РОСПИСЬ Искусство росписи получило распространение на Урале в XVII веке, во время активного заселения этих земель выходцами из Центральной России и Поволжья. Особенно активно уральская роспись развивалась в Алапаевском горнозаводском районе. Расписная утварь и мебель встречались даже в самых бедных домах, кое-где расписывались целые горницы. Яркие образцы этого самобытного ремесла можно увидеть в экспозиции Нижнесинячихнского музея-заповедника.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЛИТЬЕ Активное развитие металлургической промышленности на Урале способствовало зарождению художественных промыслов в этой области: на многих железоделательных и чугуноплавильных заводах работали мастерские по художественному литью. Каслинское и Кусинское литье из чугуна является гордостью Южного Урала. В музее декоративно-прикладного искусства можно увидеть экспозицию, наглядно показывающую историю развития этого ремесла с начала XIX века.

ЛАКОВАЯ РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ С середины 18-го века на Урале, в Нижнем Тагиле, Верх-Нейвинском, Туринске и Невьянске начинает развиваться еще одно интересное ремесло - лаковая роспись по металлу. В наши дни наиболее крупное предприятие этого направления - предприятие «Метальная лавка» в Нижнем Тагиле, где работают отличные мастера и художники. .

РЕЗЬБА ПО КАМНЮ Уральская школа резьбы по камню зародилась в XVIII веке. На территории современной Свердловской области работало множество частных мастерских. Основой для камнерезных изделий служили местные камни, такие как яшма, малахит, мрамор и множество других. Древние традиции этого промысла развиваются и сейчас, не только в маленьких мастерских, но и на крупных камнерезных предприятиях в Нижнем Тагиле, Асбесте, Екатеринбурге и Заречном.

В наше время в уральских городах и деревнях возрождаются традиционные промыслы и ремесла. Деятельность народных мастеров координирует и направляет областной художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам. Более половины уральских ремесел издавна были связаны с обработкой камня и металла. Искусство уральских камнерезов воспевал в своих сказах Павел Петрович Бажов.

ПРОИЗВОДСТВО ФАРФОРА. Одним из направлений работы уральских мастеровых был и керамический промысел. Еще в первой половине 18-го века в селе Нижние Таволги Невьянского района выпускали керамическую посуду. А в наши дни мастера-керамисты Сысертского фарфорового завода изготавливают уникальные фаянсовые иконостасы для храмов и монастырей Екатеринбургской ЕПАРХИИ.

КОЛОКОЛЬНОЕ ЛИТЬЕ В начале 18-го века в Невьянском заводе по распоряжению Никиты Демидова был отлит первый колокол. Сегодня широко известно каменск-уральское предприятие «Пятков и К», ставшее одним из ведущих в России колокольных заводов.

Народные промыслы на Урале живут и развиваются. Как встарь, большим спросом пользуются изделия уральских камнерезов, ювелиров и кузнецов, нижнетагильских мастеров лаковой росписи по металлу, фарфоровая посуда с ручной росписью, каменск-уральские колокола. Мастера чтут вековые традиции, хранят секреты и создают новые приемы создания самобытных изделий, которые не спутать ни с какими другими.

Спасибо за внимание.


На первом окружном уральском фестивале "Народные промыслы" в Екатеринбурге все регионы УрФО представили изделия местных мастеров. От их разнообразия глаза разбегались. Прямо как у Гоголя: "Чего только нет на той ярмарке!" Но как редкая птица долетит до середины Днепра, так и редкий мастер заработает себе на хлеб с маслом. Почему, попытался выяснить корреспондент "РГ".

Ярмарка без покупателей

Согласно федеральному закону народный промысел - это деятельность творческая, локализованная географически в так называемых местах традиционного бытования. Экономисты и историки указывают еще одну, возможно, ключевую характеристику - это "источник добывания средств существования". А с этим как раз непросто. Так, если зрителей на фестивале было много, то покупателей - единицы.

Восхищаются, но не покупают, - сетует кружевница Елена Епифанова. - В понимании публики наши изделия - это недорогая и малогабаритная "сувенирка". Но, например, вот эта накидка - полтора месяца моей работы, и получить за нее хотелось бы соответственно.

Продукция народных промыслов зачастую неконкурентоспособна, поскольку малая эффективность господдержки и высокая доля ручного труда делают эти изделия слишком дорогими, - считает президент Уральской торгово-промышленной палаты Андрей Беседин. - И мы просто обязаны помочь мастерам наладить продвижение их продукции в современном формате.

Проведение фестиваля - один из пунктов стратегии развития народных промыслов России, разработанной Минпромторгом РФ. По замыслу авторов, ремесла выйдут на новый уровень развития, если открыть для них рынки сбыта за счет организации подобных масштабных мероприятий.

В этот раз в Екатеринбурге мастера продемонстрировали удивительные вещи - меховую мозаику, одежду из крапивы, кукол из утиных клювов... Наиболее эффектно "выступили" ямальцы, поставившие чум в выставочном зале. Внутри восьмилетняя рукодельница Лиза показывает, как плетут бисер и режут кость. Занимается этим сызмальства по примеру родителей, которые работают в окружном Доме ремесел - "эпицентре" развития традиционных народных промыслов на Ямале.

Регионы бытования

Коллегам из других уральских регионов остается только позавидовать ямальцам, где региональная система поддержки промыслов действительно развита. В округе регулярно проводятся фестивали-выставки - до 50 мероприятий организует только салехардский Дом ремесел, а в автономии таких три, и в каждом есть мастерские, галерея и салон для продажи изделий. Из наиболее выдающихся образцов формируется художественный фонд Ямала, насчитывавший на начало года 1944 предмета. Всего в прошлом году на адресную подпрограмму сохранения промыслов окружной бюджет выделил 439 миллионов рублей. Производителям, помимо налоговых льгот, маркетинговых и методических услуг, предоставляются гранты. Например, в этом году по 200 тысяч рублей получили четыре ремесленника, по 700 тысяч - пять промысловых предприятий, а определенный по конкурсу "мастер года" поощрен 80 тысячами.

К сожалению, в Свердловской области масштаб иной: звание мастера и хранителя ремесел оценивается более скромно - 50 тысячами рублей премируют четыре-пять человек в год. Профильной госпрограммы не существует, она только разрабатывается. Хотя разговоры о необходимости ее принятия ведутся уже много лет.

По данным областного экспертного совета, на Среднем Урале в 11 местах бытования народных промыслов работают 300 мастеров и около 50 мелких организаций. В региональном минпромнауки подсчитали, что в 2016 году они произвели продукции на 77,8 миллиона рублей - на пять процентов меньше, чем годом ранее.

За десять лет в небытие канули туринская игрушка, богдановичский фарфор, буткинские ковры, режевская расписная деревянная посуда…

10 лет назад на Среднем Урале было более 60 таких предприятий. За это время вместе с фабриками в небытие канули туринская игрушка, богдановичский фарфор, буткинские ковры, режевская расписная деревянная посуда, камнерезные и ювелирные изделия, изготовленные в поселке Малышева… Список можно продолжить.

Поддержать падающего

На Среднем Урале осталось всего два промышленных производства изделий народных промыслов. Первое - фарфоровый завод в Сысерти. Два года назад область приняла на баланс половину акций предприятия, находящегося в предбанкротном состоянии, погасила долги по зарплате и, как заявляют чиновники, возможно, даже выступит инвестором. На днях депутаты Заксобрания региона предложили продать завод, содержать который довольно накладно для бюджета. Однако для оздоровления и "предпродажной подготовки" этого актива, по данным областного мингосимущества, требуется 152 миллиона рублей. Для сравнения: по словам главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова, в 2017 году госфинансирование всей сферы народных промыслов составит 450 миллионов рублей.

Второе предприятие - керамический завод в Таволгах - в лучшем положении. Однако, как признается его директор Александр Назаров, без федерального субсидирования примерно двух третей стоимости электроэнергии производство глиняной посуды закрылось бы. Объем выпуска - 200-300 тысяч рублей в месяц. В структуре цены глазурованного горшка электричество составляет половину, еще 40 процентов - зарплата, оставшиеся десять процентов - сырье и материалы. Глины на Урале хватает, со сбытом тоже проблем нет: четверть продукции реализуют в собственном магазине в Екатеринбурге, 40 процентов продают оптом, остальное раскупают туристы, которых на предприятии принимают до 20 тысяч ежегодно.

Не вижу я никакой региональной поддержки, - говорит Назаров. - Скажем, туризм - большое для нас подспорье, но как туристам добираться по нашим кочкам?

Таволги в стороне от больших дорог. По словам керамиста, он не раз просил областных чиновников выделить деньги и построить десять километров асфальта - выход на Алапаевский тракт. Это как минимум повысило бы туристическую привлекательность объекта.

Потерявши плачем

Турпоток избавляет от главной для большинства народных промыслов "головной боли" - заботы о рынке сбыта. Увы, маркетингу ремесленники не обучены. Вкупе с другими проблемами - нехваткой финансов, высоким износом оборудования, сокращением сырьевой базы - это, по мнению председателя правления ассоциации "Народные художественные промыслы России" Геннадия Дрожжина, ведет к тому, что ремесла вот-вот достигнут точки невозврата.

Нужно развивать индустрию сбыта, - уверен Дрожжин. - У нас единицы специализированных салонов на всю Россию. Например, в Нижнем Новгороде не магазин - жемчужинка! 700 квадратных метров, которые посещали все известные люди, от Ельцина до Тэтчер. Почему бы не выделить такие же помещения в каждом миллионнике? Регионы должны заботиться о промыслах, ведь это прежде всего духовность, а не экономика.

На недавнем круглом столе в Екатеринбурге предложили устраивать презентации изделий ремесленников на совещаниях, где собираются руководители - более платежеспособная категория, чем обычные посетители ярмарок (кстати, Минпромторг РФ предлагает разрешить чиновникам получать подарки дороже трех тысяч рублей при условии, что это изделия народных промыслов).

Другое предложение - "скрестить" традицию и современный дизайн. К примеру, использовать элементы чугунного литья и мотивы традиционной домовой росписи в интерьерах гостиниц. Тем более что у гостей региона есть спрос на аутентичность. Например, туристы из Китая несколько лет назад прислали заявку: "Хотим жить в центре Екатеринбурга, но в традиционных русских избах". Сейчас, увы, даже сувениры с местным колоритом непросто найти, за исключением бажовских ящерок да шкатулок (к слову, из заирского, а не уральского малахита).

Необходима поддержка организации ярмарок, фестивалей, - считает исследователь народных промыслов Урала Ольга Крутеева. - И информирование. Взять хотя бы тагильский поднос: до тагильчан такого никто не делал, всем известные жостовские появились позже. Наша уральская уникальность - в соединении традиции с промышленностью, этот промысел и возник как дополнение к производству. Но даже местные школьники о гжели слышали, а об урало-сибирской росписи - ничего.

прямая речь

Денис Мантуров, министр промышленности РФ:

За рубежом наше традиционное искусство всегда ценилось и до сих пор скупается за баснословные деньги, в то время как мы, поклоняясь разрекламированным брендам, забываем о своих национальных шедеврах. Долгое время россияне покупали изделия народного творчества в лучшем случае как подарок или туристический сувенир. Сейчас ситуация меняется, возрождается интерес россиян к народным художественным промыслам. Пришло понимание, что это не просто предметы декора или домашнего обихода, а своего рода национальные символы, представляющие своеобразие нашей страны, ее индивидуальность. Они, без преувеличения, основа отечественной культуры. Именно поэтому сохранение и поддержка промыслов - важнейшая государственная задача.

Когда говорят <<народные промыслы>>, сразу представляется русская изба. Вечер, летняя страда окончена, и хозяева занимаются лёгкими, на крестьянский взгляд, делами – плетут кружева, расписывают прялки, лепят свистульки, разрисовывают деревянные ложки…

Фото 2 . Историческая ограда калинского литья. Москва.

Фото 1. Изделия с элементами каслинского литья

Но уральские народные промыслы – это не то, что можно делать зимними вечерами в избе. Литьё из чугуна! Основой жизни на Урале был Завод – и народные промыслы расцветали при заводах. Например, знаменитое каслинское литьё. Сначала из чугуна лили пушки, потом научились делать красивые ажурные решётки для домов, мостов, каминов (чугунный камин весил 36 пудов) (фото 1), (фото 2). Их отправляли в Москву на продажу, а в 1830 – 40-х годах вошли в моду чугунные ажурные браслеты невероятной красоты и тонкости.

Фото 6.Подсвечник. Каслинский завод. 1997 год

Фото 7. Каслинское литье -художественные изделияВ конце ХIХ века Каслинский чугунный завод делал

В конце ХIХ века Каслинский чугунный завод делал вазы, пепельницы, чернильницы, статуэтки… (фото 3, 4, 5, 6, 7)

А в 1900 году на Всемирной выставке в Париже ажурный чугунный павильон из неизвестного в Европе города Касли получил высшую награду, вызвав всеобщий восторг (фото 8).

Фото 9. Поднос. Нижний Тагил, 1850-1860-е гг. Железо, ковка

Фото 10. Поднос Свадьба Петра 1.1874 год

Ещё один шедевр уральского ремесла – нижнетагильский лаковый поднос . (фото 9, 10,).

Тагильский поднос известен с 1747 г. Получил признание благодаря лаковой живописи по металлу. С середины XIX века подносы стали коваться из одного листа с просечными ручками. Расписывались фруктами, растительными и цветочными узорами, особенно сказочным цветком — «тагильской розой» на фоне, имитировавшем малахит или дерево.

Уникальная техника лаковой росписи была придумана отнюдь не под Москвой, а на уральских заводах купцов Демидовых, в Нижнем Тагиле. Крепостной Худояров изобрел «хрустальный» лак, который «на железе, меди и дереве ни мало не трескается». Особая техника росписи развивалась в Тагиле с конца XVIII века, затем ее освоили и в других мастерских - очень уж всем нравились эти нарядные подносы с красивыми букетами цветов!

Чем же нижнетагильский поднос отличался от других, например, жостовских?

Во-первых, росписью. В Жостове и других местах каждую краску клали отдельно. А тагильский мастер набирал на кисть сразу несколько красок – и одним мазком рисовал лепесток разных оттенков.

Фото 11. Поднос

Во-вторых, удивительным хрустальным лаком, который изобрёл нижнетагильский крепостной Демидовых Андрей Степанович Худояров. Совершенно прозрачный, он не процарапывался ножом, не коробился в огне, не травился кислотой; на покрытые этим лаком изделия можно было ставить горячий самовар и проливать кипяток… Рецепт этого лака мастерами хранился в тайне. Сейчас в Нижнем Тагиле тоже делают подносы, но лак на них похуже качеством – секрет хрустального лака утерян (фото 11).

Фото 12. Отличие клинков с Урала — Металл самого высокого качества

Фото 13. И. Бушуев. Сабля. 1824 год. Златоуст.

И ещё одну вещь делали на Урале так, как нигде в мире: узорчатые клинки (фото 12). Вообще-то орнаменты гравировали на холодном оружии давно и в разных местностях Европы и Азии, но не на Урале XVII – XVIII веков – там отливали чугунные пушки и не мечтали о драгоценных клинках. Но в 1815 году, после победы над Наполеоном, к русскому офицерству стали относиться не так, как до войны. И в столице решили: должны быть у нас собственные украшенные клинки. Сначала выписали мастеров из Германии, потом и сами придумали новый способ гравировки клинка. Немецкие мастера покрывали всю поверхность клинка киноварью и на ней процарапывали рисунок. После того как изделие протравили кислотой, поверхность клинка оставалась блестящей, а рисунок – матовым. Златоустовцы поступали по-другому: наносили киноварью рисунок, а вытравляли весь клинок. Рисовать киноварью было легче, чем процарапывать, рисунки можно делать более сложные и красивые. И появились на златоустовских саблях многофигурные картины, сцены сражений – древних и современных (фото 13).

Например, на сабле «Бородинское сражение» красовались развёрнутая панорама баталии и фрагмент конного сражения, а на украшениях были перекрещенные сабли, копья, ножи, лавровые венки, барабаны, кивера…

Фото 14. Ножи охотничьи г. Златоуст

Фото 15. Клинок с крылатым конем

На охотничьих ножах изображали сцены охоты на медведя и кабана (фото 14). Такого не делали нигде в мире. Время сохранило для нас имена многих оружейников, самым прославленным из которых был Иван Николаевич Бушуев по прозвищу Иванко-Крылатко – за то, что любил рисовать на клинках крылатых коней (фото 15). Так и озаглавлен бажовский сказ о нём.

Фото 16. Рыцарские Доспехи. Шлем

Последняя работа Бушуева – доспехи, для Александра II. (фото 16, 17).

Однако Александр ни разу их не надевал,

Дело в том, что мастера работали над доспехами 4 года, за это время наследник престола вырос, и вооружения ему оказались малы. Эта работа уникальна тем, что нигде в мире рыцарские доспехи, предназначенные для боя, не украшались.

Доспехи украшены гравюрами, воронением и золотом и серебром: на нагруднике изображение Медузы Горгоны, а на шлеме мастера разместили изображение Сфинкса.

За работу Николай Первый щедро наградил златоустовских мастеров. «Николай Первый отблагодарил мастеров по- императорски. Он подарил им на всех 3 тысячи рублей, большие деньги по тем временам. При этом стоимость самих доспехов тогда мастера оценили в 1643 рубля.

«География народных промыслов Южного Урала»

Виртуальная экскурсия

Цели:

. Познакомить учащихся с историей и особенностями народных промыслов Урала:

. развитие у детей познавательного интереса к истории родного края;, коммуникативных навыков;

. воспитание уважительного отношения к труду и любви к Родному краю.

Оборудование:

Проектор, подошва для утюга каслинское литьё.

Ход занятия

Здравствуйте сегодня у нас необычный урок, мы с вами совершим виртуальное путешествие по Южному Уралу, но чтобы нам отправится в путь нужно ответить на несколько моих вопросов:

На какой планете мы живём?

Стране?

Как называется наш край?

В какой части России он расположен?

Я вижу, вы готовы к началу путешествия. Давайте сейчас ещё раз прочитаем тему нашей экскурсии. Вы видите здесь какое-нибудь незнакомое слово? (промыслы)

Кто ни будь знает что оно означает?

Промысел-производство бытовых изделий ручным способом
(Промышленное предприятие добывающего типа. Горные промыслы.)

Итак мы отправляемся в путь и первая наша остановка. Называется «Из истории освоения Южного Урала»

Коренными жителями Ю. Урала были кочевые племена башкир. Но богатства Уральских недр привлекали Петра I, которому был нужен металл для вооружения армии и флота в войне со Швецией. Пётр I, мечтая о великой России, задумывал продвижение её на восток, в степные просторы, населённые кочевниками. Но при жизни он не успел осуществить свою мечту. Продолжателями его дела стали «птенцы гнезда Петрова» - Иван Кириллов, Иван Неплюев и Александр Тевкелев. По приказу Екатерины I Тевкелеву было предписано создать надёжные оплоты для защиты российских границ от набегов, а также для усмирения недовольных. Иван Кириллов разработал проект экспедиции, которую назвали Оренбургской, и возглавил её. Первой на территории будущей Челябинской области (в 1735 г.) была заложена Верхнеяицкая крепость (ныне Верхнеуральск). Эта и другие крепости размещались на границе и на пути из уже освоенного хлебного Зауралья в новостроящийся Оренбург. В охранной цепи укреплений весной 1736 года была заложена Чебаркульская крепость, летом - Миасская, а в начале сентября - Челябинская. 13 августа 1737 года по представлению «начальника Хребта Уральского» В.Н. Татищева была образована Исетская провинция, центром которой с 1743 года стал Челябинск.

Следующая наша остановка называется « Промыслы Южного Урала»

Кузнечное дело — самое древнее и самое распространенное на Урале ремесло, связанное с обработкой человеком самородного металла. Кузнецы — наиболее обширная группа ремесленников в уральских селах, деревнях, посадах и слободах. Изделия кузнецов были необходимы и добытчикам полезных ископаемых, и горным рабочим, и крестьянам-земледельцам.
Другой причиной широкого распространения этого ремесла на Урале стало большое количество местного сырья — железа, меди и других металлов.

Гончарное ремесло на Урале имеет не столь долгую, но не менее самобытную историю. Оно развивалось в различных хозяйственных формах и культурных средах, отвечало потребностям различных социальных групп, возникая повсеместно, где удавалось найти подходящие по качеству глины.

Уральская вышивка крестом представляет собой старинный орнамент — это геометрические фигуры (в том числе древний знак плодородия) и геометризированные изображения звезд, птиц, растений.

Уральская глиняная игрушка — особая область народного искусства, не имеющая непосредственной утилитарной функции. Она
предназначена для разглядывания.

Ткацкое ремесло. На протяжении многих веков ткачество играло важную роль в жизни крестьян. Материалом для производства половиков на Урале являлись толстые нити, а чаще — нарезанные полосами кусочки тканей, всевозможные по расцветке и качеству

Камнерезное искусство. Художественная обработка камня на Урале обогатила русское искусство великолепными камнерезными произведениями, большей частью классическими по форме и созданными из отечественных материалов руками народных мастеров.

И мы приближаемся к городу, основанному в 1751 г. Это город Касли. Кто ни будь знает чем знаменит этот город? (Каслинское литьё)

Видеосюжет.

Мы с вами продолжаем наше путешествие и вот мы уже на подъезде к городу Златоусту.

Основан в 1754 г., когда тульские купцы братья Мосоловы начали строительство железоделательного завода на реке Ай. Откуда такое замысловатое имя у посёлка? Считается, что завод назван в честь византийского церковного деятеля, проповедника христианства Иоанна Златоуста. К металлургии святой, конечно, отношения никакого не имел, но, говорят, образ Иоанна Златоуста был фамильной иконой семьи Ивана Мосолова.

Булатная сталь.

Видеоролик.

Вот мы и приближаемся с вами к последнему пункту нашего путешествия «Малая Родина»

Что такое Малая Родина-значение этого слова?

Какой город для вас является Малой Родиной?

Разрез «Коркинский»
1934 г. — вступил в строй.

Коркинский хлебокомбинат , хлебопекарное предприятие. История предприятия связана с созданием в 1934 пекарни с 2 жаровыми печами, где работали 20 чел. Весь технолог. процесс, от просеивания муки до выгрузки хлеба из печи, осуществлялся вручную. Высокий спрос на продукцию способствовал быстрому развитию предпр.: в 1939 оно было преобразовано в хлебокомбинат, обеспечивавший хлебом не только Коркино, но и окрестные насел. пункты. В 1980-х гг. проведена реконструкция, предприятия. достигло наивысших объемов выпечки хлеба. По сей день это предприятие работает и выпускает вкуснейшие хлебобулочные изделия. Вот одно из них булочка «Листик».

Коркинская швейная фабрика - одно из старейших предприятий города. Когда-то здесь обшивали весь СССР. В городе нельзя было купить её изделия. Посмотрите какие детские вещи на ней шились. После 90 годов фабрика обанкротилась. Но сейчас фабрика вновь набирает обороты в ней открылся цех по пошиву трикотажной одежды.

Коркинская кондитерская фабрика знаменитые на весь советский союз Морские камушки, арахис в шоколаде

Коркинский стекольный завод банка ёлочные игрушки.

Раньше на кирпичном заводе который находится в районе Кир завода был открыт цех по производству глиняных изделий. Изготавливали их из местной глины сейчас этот цех работает но уже не на родном сырье.

Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие.

Что нового вы для себя узнали?

По каким городам прошла наша экскурсия?

Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.

Как девочки,

Сосны боcые

Сбегают с заснеженных скал.

В лугах,

На ковровых просторах,

Среди плодоносных полей,

Лежат голубые озёра

Осколками древних морей.

Богаче, чем краски рассвета,

Светлее, чем звёздный узор,

Земные огни самоцветов

В торжественном сумраке гор.

Я сердцем всё это вбирала,

Свой край полюбив навсегда.

Но главная сила Урала -

В чудесном искусстве труда.

Люблю я огонь созиданья

В суровой его красоте,

Мартенов и домен дыханье

И ветер больших скоростей.

Мне дороги лица простые

И руки, что плавят металл.

Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.