Мир танков ветка швеции. Танки Швеции World Of Tanks. Какие танки включает шведская ветка

C 12 по 14 июня в Лос-Анджелесе пройдёт выставка Electronic Entertainment Expo 2018 — самое крупное ежегодное событие в игровой индустрии. Именно в рамках E3 звучат громкие анонсы, представляют консоли и новости о грядущих проектах. Но прежде чем выставка откроет свои двери, пройдут пресс-конференции главных действующих лиц индустрии: Electronic Arts, Microsoft, Bethesda Softworks, Sony и других. В этом материале вы найдёте расписание мероприятий и узнаете, чего стоит ожидать.

За день до ключевых пресс-конференций издательство Electronic Arts начнёт мероприятие EA Play. Вход открыт каждому. В 21:00 по Москве компания проведёт пресс-конференцию, где представит свои ещё не вышедшие проекты, в частности, Battlefield V и Anthem. Конечно, без спортивного блока не обойдётся. Но мы ожидаем, что Electronic Arts также анонсирует новую игру студии Respawn Entertainment, а может быть, и очередную Need for Speed.

Пресс-конференция корпорации Microsoft пройдёт в 23:00 по московскому времени. Фил Спенсер в очередной раз пообещал, что нас ждёт лучшее шоу в истории Xbox. Учитывая, что и уже вышли, можно надеяться на дату выхода Crackdown 3, какие-то новости о Xbox Game Pass и обратной совместимости, презентацию следующей волны эксклюзивных игр экосистемы Microsoft: Forza Horizon 4, новые Halo и Gears of War. Кроме того, ходят о портировании NieR: Automata на Xbox One — её тоже могут анонсировать в рамках пресс-конференции.

Спустя несколько часов после Microsoft, в 4:30 МСК, начинается пресс-конференция Bethesda. От издательства ждут анонса дополнения к , продолжения , космической ролевой игры Starfield во вселенной Fallout (демонстрацию которой все ждали ещё в прошлом году) и The Elder Scrolls VI. Последнее, увы, крайне маловероятно.

Пресс-конференция Devolver Digital начнётся следом, в 6:00 МСК. Компания продемонстрировала безумное шоу на E3 2017 и уже извиняется за нынешнее. Ожидается показ и анонсы каких-нибудь игр от независимых студий.

Пресс-конференция Square Enix пройдёт в формате предварительно записанного ролика, который начнут транслировать в 20:00 МСК. Ожидается показ Kingdom Hearts III, Octopath Traveler и Shadow of the Tomb Raider. Из предположений: не геймплейный трейлер Final Fantasy VII Remake, полноценная презентация Marvel"s The Avengers и анонс других проектов во вселенной Marvel.

После Square Enix, в 23:00 МСК, стартует пресс-конференция Ubisoft, где компания покажет пиратский экшен Skull & Bones и космический боевик Starlink: Battle for Atlas, амбициозное приключение Мишеля Анселя (Michel Ansel) Beyond Good & Evil 2, онлайновый ролевой экшен Tom Clancy’s The Division 2, психологический триллер Transference, что-то для For Honor, а также, возможно, проект по франшизе «Аватар» Джеймса Кэмерона (James Cameron). Велика вероятность анонса Tom Clancy’s Splinter Cell, Watch Dogs 3 и новой Assassin’s Creed. Может быть, французский издатель представит и разработки по совершенно новым франшизам.

PC Gaming Show начнётся в 01:00 МСК. На мероприятии будут анонсы независимых студий, демонстрации геймплея ещё не вышедших игр и, возможно, даже что-то интересное от крупных издательств, таких как Microsoft.

Шоу Sony начнётся в 4:00 МСК, где издательство продемонстрирует Days Gone, The Last of Us: Part II, Marvel’s Spider-Man, Ghost of Tsushima и загадочную игру Хидео Кодзимы (Hideo Kojima) Death Stranding для PlayStation 4. Анонсы новых проектов, очевидно, тоже будут на пресс-конференции.

Цифровое шоу Nintendo Direct состоится в 19:00 МСК. Компания представит ряд проектов для Nintendo Switch и 3DS, а также шире осветит онлайн-сервис Nintendo Switch Online. После «дайректа» в течение трёх дней традиционно будет идти трансляция Nintendo Treehouse Live, где разработчики игр делятся подробностями своих творений и демонстрируют геймплей. Помимо этого, в рамках E3 2018 мировой турнир по Splatoon 2 и соревнования по новой Super Smash Bros.

Игры Е3 2018, часть первая: ожидаемые сиквелы, новые начала и сила Востока

Bethesda сбросила сразу две бомбы-тизера - Starfield и The Elder Scrolls 6 наконец-то официально подтверждены! Но рассказывать о них компания не готова, поэтому сделаем вид, что пока ни о чем таком не знаем. Тем более что и других новостей с E3 2018 хватает: Capcom вернула сразу две культовые серии, Anthem продолжает вместо восторга вызывать скепсис, а Activision издаст весьма нетипичный для себя проект, - и это далеко не все…

⇣ Содержание

Anthem . Гимн судьбе

Каждый раз, когда BioWare показывает Anthem, в голове возникает лишь одна мысль: они или глупцы, или гении. После неудачи многие ожидали от разработчиков возвращения к истокам, к классическим RPG. Однако вместо этого они анонсировали Anthem. С какой стороны ни подступись, она всем своим видом напоминает о Destiny.

Как и Bungie, BioWare пытается скрестить сюжетную игру с мультиплеером. Кейси Хадсон, стоящий у руля Anthem, обещает, что нас ждут все элементы, характерные для проектов студии: захватывающая история, интересные персонажи, моральные дилеммы. Все это будет - в стенах города, где мы общаемся с персонажами, торгуем и всячески социализируемся. Но стоит выйти за ворота (предварительно одевшись в экзокостюм, конечно), как начинается другая часть геймплея.

За оградой нас поджидает мир дикой природы и древние развалины, полные опасных монстров. Вы, конечно, можете дать им бой самостоятельно, но лучше позвать трех друзей и бороться с врагами в слаженной группе. Тем более что у каждого из костюмов своя специализация — это должно поощрять взаимодействие. Показанный процесс до боли напоминает бои Mass Effect: Andromeda, только динамичнее и с полетами. Во что это выльется? Хочется верить в лучшее. Но такое четкое разделение на сюжетную и геймплейную части очень настораживает.

Control. Метроидвания от Remedy

Remedy наконец-то показала свой загадочный проект P7 — им оказался экшен от третьего лица Control. Неожиданно было увидеть его премьеру на конференции Sony, ведь финны последние десять лет плотно сотрудничали с Microsoft. Видимо, опыт последней работы по оказался не особо позитивным. Control очень похожа на Quantum Break как визуальным стилем, так и темой разваливающейся на части реальности — но с толикой Psi-Ops. И миром, который создатели описывают как метроидванию, — действие происходит в одном здании, но с получением новых способностей и приемов вы сможете пробраться в ранее недоступные места.

В показанном видео можно увидеть, как главная героиня Джесси Фейден исследовала некие офисные помещения, искаженные аномалиями. Как минимум нас ждет адреналиновый экшен от третьего лица с использованием разнообразного стрелкового оружия и сверхъестественных способностей. Наверняка в каком-то виде появятся и головоломки. А вот вернется ли выбор с последствиями — непонятно. Зато точно представится возможность полетать в невесомости! Лишь бы авторы переработали механику стрельбы, а то Quantum Break в этом плане разочаровал — не такого ждешь от авторов Max Payne. Остается надеяться, что новый издатель даст столько времени, сколько нужно, чтобы довести игру до идеального состояния. Control, в конце концов, — это еще и отличный шанс для 505 Games пробиться в лигу издателей повыше.

Cyberpunk 2077. Светлое будущее

Премьера нового трейлера Cyberpunk 2077 на конференции Microsoft оказалась весьма эффектной. К сожалению, показали не геймплей, а ролик на движке, но по нему можно сделать определенные выводы касательно стилистики игры. Уильям Гибсон успел выразить скепсис по поводу визуального облика проекта. Впрочем, сочная палитра не должна помешать миру Cyberpunk 2077 быть угнетающим, тонущим в коррупции, несправедливости и власти корпораций.

Devil May Cry 5. Сиквел, только чей?

С анонсом Devil May Cry 5 получилась забавная штука. Ведь по первым кадрам премьерного трейлера складывалось впечатление, что сейчас на сцену поднимутся представители Ninja Theory (к тому же ставшие внутренней студией Microsoft, на которой и состоялся анонс) и расскажут про DmC 2. Даже когда произнесли имя Неро, оставались сомнения. Лишь в самом конце ролика все встало на свои места, когда на экране на несколько секунд появился старый добрый Данте, с длинными пепельными волосами и в своем фирменном красном плаще.

К сожалению, игрового процесса в видео почти не было, однако показанного вполне хватило, чтобы убедиться в отличной визуальной составляющей Devil May Cry 5. Игра работает на движке , благодаря чему выглядит просто замечательно (в особенности лицевая анимация). На текущий момент точно известно, что будет три доступных персонажа. Из четвертой части вернулся Неро, который по-прежнему орудует мечом «Красная королева» и пистолетом «Голубая роза». А вот вместо демонической руки у него уже механический протез. Будет ли он снова истошно вопить: «Кирие-е-е-е-е!» — пока непонятно. Про Данте новой информации нет. А кто будет третьим подконтрольным нам героем — и вовсе загадка. Есть вероятность снова увидеть Вергилия, однако, судя по обложке, нас ждет кто-то совсем новый.

Dying Light 2. Зомби и нелинейность

Techland уже больше трех лет поддерживает свой последний хит — , причем не просто выпускает патчи, а предлагает все новый и новый контент. Но теперь настало время для анонса полноценного сиквела. Судя по всему, наши попытки остановить распространение зомби-вируса обернулись провалом, и он постепенно захватывает всю Землю. Трейлер намекает, что на момент событий Dying Light 2 в мире случился настоящий апокалипсис, а общество стремительно катится в средневековье. Огнестрельное оружие почти не используется, вместо этого люди в импровизированной броне и с мечами или топорами наперевес сражаются за выживание. Времена настали суровые, и, чтобы сохранить власть, группировки не гнушаются устраивать публичные казни.

Разумеется, сиквел сохранит и разовьет все главные особенности оригинала: паркур, напряженный ближний бой, развитую систему создания предметов. А вот чего никто не ожидал, так это Криса Авеллона в рядах сценаристов и ветвящихся решений, непосредственно влияющих на игровой мир. В опубликованном ролике вам нужно как-то разобраться с группой людей, контролирующих источник воды. В зависимости от того, убьете вы их или договоритесь, обстановка в районе значительно изменится. И таких моментов обещают сотни. Насколько это правда, узнаем… когда-нибудь. Пока Techland не готова назвать даже год релиза, не то что дату.

Gears 5. Просто шестеренки

На конференции Microsoft подтвердились слухи о том, что вселенная Gears of War пополнится аж тремя новыми проектами: мобильной аркадой Gears Pop!, Gears Tactics в понятно каком жанре и, конечно, полноценной пятой частью с лаконичным заголовком Gears 5. Действие разворачивается спустя несколько лет после событий предыдущего выпуска, судя по сильно изменившемуся Джей Ди Фениксу — герою . Однако на этот раз нам предстоит взять на себя роль Кейт Диаз, с которой мы также знакомы по последней номерной части сериала. Нам предстоит выяснить, как же она связана с монстрами-локустами — враждебной расой пришельцев, которые обычно выступают антагонистами в серии.

Ролик демонстрирует несколько минут геймплея, который продолжает использовать заложенные еще двенадцать лет назад идеи: придется активно пользоваться укрытиями и порой полагаться на помощь напарников. Разумеется, по старой традиции вы можете пройти всю игру как в одиночку, так и в кооперативе. При этом нас ждут и новые элементы. Например, в одном из эпизодов заметно, что Кейт использует огромную шипованную булаву. Четвертая часть привнесла точечные, но очень удачные изменения в механике. Gears 5, скорее всего, пойдет тем же путем. Добавятся и новые типы врагов, вроде роботов, зараженных некой биомассой.

О мультиплеере, за который серию тоже любят, пока ни слова. Хотя почти наверняка можно ожидать привычный режим «Орды». Вероятно, подробности онлайновых режимов авторы припасли для августовской Gamescom.

Ghost of Tsushima . Красота, кровь и смерть

Тема Востока на Е3 2018 оказалась неожиданно популярной: Nioh 2, Sekiro: Shadows Die Twice и, конечно же, восхитительная Ghost of Tsushima. Если первые два проекта напирают на фэнтези-элементы, то Sucker Punch Productions явно стремится изложить более правдоподобный взгляд на феодальную Японию. Действие разворачивается на острове Цусима во время монгольского вторжения в 1274 году. Нам выпадает роль Дзина — самурая, который пытается дать отпор врагу, полагаясь на древние традиции и острую катану.

Мир игры открытый, и вы можете свободно по нему перемещаться. Это пока все, что известно о глобальном устройстве Ghost of Tsushima. Однако демонстрация геймплея пролила свет на некоторые механики. В первую очередь мы познакомились с боевой системой. Авторы старались максимально достоверно передать мастерство владения оружием самурая, для чего к разработке привлекли экспертов. В сражениях Дзин не делает ни единого лишнего движения, а каждый удар нацелен на то, чтобы убить врага. Непонятно, сколько умений потребуется самому игроку, чтобы столь красиво проводить дуэли, но со стороны выглядит замечательно. Некоторые элементы проект явно заимствует у Assassin’s Creed. Например, герой ловко карабкается по зданиям, в чем ему помогает крюк-кошка, и может быстро устранять врагов в прыжке.

Нельзя не отметить, как красиво выглядит новое творение Sucker Punch Productions. Одна лишь цветовая гамма красноречиво говорит о том, что мы окажемся в мире совсем иной культуры. А пейзажи в игре восхитительно живые. Как говорят разработчики, «если что-то должно двигаться на ветру, оно будет двигаться». Ветер колышет траву на бескрайних полях, гнет ветви деревьев и кружит листву. Взлетающие из-под ног фехтующих героев листья сакуры — казалось бы, мелочь, но как же завораживает!

Resident Evil 2. Истоки

Capcom наконец перестала томить публику ожиданием и показала ремейк Resident Evil 2. За основу взята механика четвертой части и технологии Resident Evil 7, но дух признанной классики при этом не улетучился. Как и в игре 1998 года, нас ждет множество головоломок и упор на выживание, а не экшен. Хватило демонстрации двадцати минут геймплея, чтобы обновленная «Обитель зла — 2» для многих стала одним из самых ожидаемых проектов следующего года. Причем ждать осталось всего полгода: игра отправится на прилавки уже в январе 2019-го.

Издатель продолжает держать курс на возрождение классических ужастиков, где во главу угла ставились густая мрачная атмосфера и выживание. Только без старых болячек вроде кривого управления. Персонаж отлично ощущается, точно реагирует на команды, но живучие зомби вкупе с дефицитом боеприпасов постоянно держат в напряжении. Да и слабонервным лучше держаться от игры подальше — Resident Evil 2 не гнушается жестокости и «мяса». Чересчур реалистичная расчлененка с вываливающимися внутренностями смотрится поистине жутко и пугающе.

Sea of Solitude . Сойти с ума от красоты и одиночества

Удивительно, но самыми любопытными показами на конференции Electronic Arts стали инди-проекты. Unravel 2 вдобавок стала доступна для покупки в тот же день. А вот Sea of Solitude придется подождать, да и сам проект выглядит амбициознее продолжения приключений вязаной куклы.

Кей живет в мире, который поглотил океан. Города оказались на дне морском, а лодки стали главным средством передвижения. И как будто всех бед было мало, непонятно откуда появились причудливые и враждебные создания. Или это лишь плод больного воображения Кей?

Авторы описывают свой проект как эмоциональное путешествие героини по миру, пронизанному одиночеством, что отражено и в заголовке. Это одиночество сводит людей с ума, в буквальном смысле превращает их в монстров. Наша задача — не дать Кей потерять ее человечность, по пути спасаясь от разных тварей и решая головоломки. Sea of Solitude определенно выделяется гротескным визуальным стилем и психоделичными эпизодами, которые, вероятно, рождены кошмарами самой героини.

Sekiro: Shadows Die Twice. Темная сделка

Sekiro: Shadows Die Twice — результат неожиданного сотрудничества между From Software и Activision. Для издателя, которому в последнее время достается от игрового сообщества за Destiny 2 и Call of Duty без одиночного режима, Sekiro —отличная возможность поправить имидж. Впрочем, и для From Software новая игра не совсем типична.

На первый взгляд, Shadows Die Twice может напоминать о , только в восточной стилистике, а не готически-викторианской. Однако важно понимать, что перед нами приключенческий экшен, практически лишенный ролевых элементов: ни моря экипировки, ни характеристик здесь нет, а персонаж прописан заранее. Хотя по ролику легко заметить, что фирменный мрачный стиль никуда не делся.

Игровой процесс навевает воспоминания о первой Onimusha, когда в ней еще улавливались нотки ужастика, и, внезапно, Tenchu. Протагонист в Sekiro умеет расправляться с врагами незаметно, прятаться в темноте или кустах, а также свешиваться с обрывов. Вместо левой руки у него сменный протез: в трейлере видно, что один протез превращается в щит, другой оборачивается топором, а третий позволяет поливать врага огнем (в буквальном смысле). И это наверняка не полный набор всех особенностей. Впрочем, некоторые привычные для разработчика элементы останутся: вокруг смерти выстроена некая особая механика, а битвы с боссами напоминают скорее головоломки, где важно раскусить тактику противника и адаптироваться к его способностям.

Spider - Man . Слишком много ответственности

Insomniac Games собирается ни много ни мало подарить нам лучшую игру про дружелюбного Человека-паука. Судя по представленным роликам, сомневаться в обещании не приходится. Ни один из множества проектов, где мы примеряли на себя красно-синее трико, не дарил такого невероятного ощущения. Полеты на паутине даже в роликах захватывают дух и выглядят невероятно плавно. Beenox в лучшие свои годы неплохо реализовала перемещение на паутине, но Insomniac Games вышла на новый уровень.

Паутина вообще активно используется в процессе, вплоть до того, что с ее помощью вы можете связать два абсолютно любых объекта — хоть бандита и проезжающий мимо грузовик, который утащит бедолагу за собой. Цель в том, чтобы игрок действительно чувствовал себя Человеком-пауком, со всеми его невероятными способностями, ловкостью и силой. Драки выглядят эффектно и захватывающе, а возможностей разделаться с врагом — море. Кулаки, паутина, уйма предметов окружения, даже сами противники — все идет в ход.

Нью-Йорк, кажется, получится действительно живым местом, которое реагирует на присутствие Паучка: прохожие шарахаются от него и показывают пальцем, делают совместные селфи и дают пять. Чего-то подобного обычно ожидаешь от Rockstar. Надеемся, не подведет и Insomniac Games. Как минимум любители комиксов Marvel уж точно должны остаться довольны. Судя по показанной сюжетной миссии, нам предстоит сражаться против «Зловещей шестерки», а упоминание тюрьмы «Рафт» подсказывает, что велика вероятность появления и других супергероев.


Landsverk sav m/43
Единственное САУ, находившееся на вооружении Королевской Армии Швеции в годы Второй Мировой войны. Всего было выпущено 36 штук этой самоходки, поставленных армии в 1944-47 годах. На службе они находились до 1973 года.

Этот текст посвящен ветке шведских ПТ-САУ. Разбор ветки танков был зделан .

Как я понимаю, разработчики Wargaming перед созданием шведской ветки (веток) столкнулись с дилемой - делать одну, но логичную или две, но при этом интенсивно высосав девайсы из пальца.

Логичная шведская танковая ветка могла бы выглядеть следующим образом:

#1 strv fm/21-29
#2 strv m/38 плюс прем strv m/40K
#3 strv m/41

В реале разработчики поместили strv m/40K на третий уровень, а от strv m/41 отказались. Глупость тут вот в чем. m/40К имел кардинальное отличие от m/38 - лобовой бронелист толщиной 50 мм. Ну и мотор чуть чуть помощнее. Все остальное у этих танков было идентично. А вот m/41 при таком же вооружении, несколько больше (то есть, у него ХП сразу становится больше) и имел лобовой бронелист в 50мм в базовой модификации, как апгрейд. Именно поэтому m/41K как прем третьего уровня смотрится куда логичнее. Далее:

Уровни ##4-6 разработчики отработали на твердую "пятерку":

#4 Landsverk Lago - этот опытный танк, созданный в 1939 году по заказу Венгрии, на самом деле идеальный кандидат на четвертый уровень.
#5 strv m/42 - "мини КВ", основной танк Швеции во Время Второй мировой и Корейской войн
#6 strv 74 - результат глубокой модернизации strv m/42. Правда с ним не все так просто. Судя по всему - он будет самым слабовооруженным СТ шестого уровня в игре.

На #7-9 нужно было ставить комбинацию из strv 82-83 и strv 101-102 (в девичестве эти танки были британскими "Центурионами" разных серий, поставленными в Швецию в 1952-53 годах) и двух модификаций "Шведского танка" strv 103 - 0 и В, а на #10 ставить проект strv 2000, работы по которому велись в Швеции, начиная с конца 50-х до конца 70-х. Было предложено несколько вариантов, от всех из них отказались исключительно в виду слишком большой цены.

Landsverk strv 103
Вероятно, самый необычный танк в истории мирового танкостроения, строившийся серией. Шок в мировых военных и околовоеных кругах, вызванный его появлением хорошо характеризует тот факт, что 21 марта 1963 года, когда Шведское правительство издало меморандум с сообщением о принятии на вооружение нового танка, министр обороны США Роберт МакНамара немедленно передал его теткст президенту Кеннеди, а тот потребовал от ЦРУ предоставить максимально возможную информацию о новинке. МакНамара в те дни высказывал сомнения в конкурентоспособности этого танка по сравнению с американской новинкой M60. Всего было выпущено 335 штук этого танка, прослуживших в шведской армии с 1966 по середину 90х.

Можно обойтись без strv 2000, но тогда сдвинуть два str 103 на одну позицию вверх (то есть, на теже позиции, где сейчас они стоят в официальной шведской ветке ПТ-САУ).

Вместо этого разработчики поставили на #7 гипотетический танк, созданный на основе эскизов перспективного 30-тонного шведского танка, работы над которым велись в 1945-47 годах и все работы над которым были свернуты в виду того, что шведским инженерам удалось ознакомиться с образцами танков союзников и они сделали разумный вывод, что все их наброски излишне архаичны. Кстати, подобная история случилась и с французским ARl 42, работы над которым велись французскими танкоконструкторами в тайне, начиная с 1942 года, но когда в 1944 Леклерку показали чертеж нового танка, то он выразился примерно следующим образом - "Такого дерьма нам американцы совершенно бесплатно дадут столько, сколько мы попросим, разработайте что нибудь новое", Так родился ARL 44.

В любом случае, то, что предлагали тогдашние разработчики из Landsverk явно на 7-ой уровень не тянуло. А на 8-10 уровни пацаны из Wargaming засунули еще три абсолютно гипотетических танка, разработанных на основе чертежей первых набросков по теме EMIL, которую вел Стив Бреге, будущий создатель str 103. Что интересно, на первом этапе работ (1949-53) КБ в котором работал Бреге рассматривали кучу разных вариантов, вплоть до макси AMC 13 с 105-мм пушкой в качающейся башне.

Landsverk Pvkv m/43
Противотанковое САУ, созданное на шасси среднего танка Strv m/42. Вооружалось 75 мм пушкой с длиной ствола 50,5 кал, что позволяло придвать снаряду скорость в полтора раза большую, чем у 28-калиберного орудия танка m/42, имевшего тот же калибр. Также имело лобовую броню 80мм. Заказ на проектирование поступил в 1942 году, но в части эти ПТ-САУ пошли только в 1946 году. Всего было выпущено 87 штук. На вооружении эта ПТ-САУ находилось до 1995 года. До 1953 года, когда Швеция получила "Центурионы" pvkv m/43 был единственным шведским боевым девайсом, способным противостоять основным танкам США, Великобритании и СССР.

А куда же делись Центурионы и strv 103 ? Ну про "англичан" вообще забыли. А зря! А 103 засунули в ветку шведских ПТ-САУ. Выкрутились. Но с точки зрения маркетинга допустили колосаальный прокол. Люди хотели шведскую ветку, чтобы погонять на легендарных шведских танках, а не просто шоб було. И вот теперь, да, геймеры будут прокачивать ветку ПТ-САУ, но какой интерес прокачивать абсолютно нереалистичных танков с 7 по 10 уровни я так и не понял.

Да и с премом они жестко лоханулись. Танка strv m/52 никогда не существовало даже в проекте. Была идея военных поставить башню от AMX 13 на strv m/42. Инженеры Landsverk очень быстро сделали вывод, что погонный диаметр башни французского танка заметно больше, чем погонный диаметр башни strv m/42, причем настолько больше, что чтобы ее установить, нужен будет другой корпус (корпус m/42 был очень узким, всего 236 см), в связи с чем предложенная модификация не возможна в принципе.

И вот Wargaming предлагает этот, ну очень гипотетический танк. Зачем?

Ладно. Переходим к основной теме статьи - САУ. Здесь, как и в ветке танков, мы видим и правильные решения и откровенный бред. Благодаря тому, что, оскопив линейку танков, разработчики перекинули в ветку ПТ-САУ strv 103, причем на самые высокие уровни: 9 и 10. На этих уровнях разработчики поместили strv 103-0 и strv 103-B и это решение именно для формирования ветки ПТ-САУ действительно, единственно возможное.

А что ниже?

А вот тут интересно. Дело в том, что Швеция никогда не была достаточно богатой и промышленно мощной страной, чтобы иметь большой парк разных самоходок, но кое что интересное они все таки сумели создать.

Вероятно, самый яркий образчик шведского пт-сау-строительства это Sav m/43 - штурмовое орудие с 105 мм полевой пушкой длиной 21 кал., построенное в конце Второй Мировой войны серией в 36 штук на базе легкого танка strv m/41. Чем она хороша для WoT, так это возможностью прокачивать несколько видов орудий. Несмотря на то, что в серии она была с указанной выше 105 мм пушкой, также рассматривались варианты с 75 танковым орудием и несколькими вариантами гаубиц.

Разработчики Wargaming поставили Sav m/43 на #4 уровень. И это тоже правильное решение. Но оно едва ли не единственноЕ правильное.

Разберем ветку с самого начала. На #2 уровне стоит экспериментальная ПТ-САУ pvlvv fm/42, которая якобы была создана в 1942 году на базе танка strv m/38-40 и вооружалась или 20 мм зенитным автоматом Marsden или 37 мм противотанковой пушкой Bofors.

pvlvv m/42
Первая шведская ЗСУ, которую разработчики WarGaming вставили в линейку шведский САУ на второй уровень, видимо, просто по насущной необходимости.

Вроде бы неплохое решение для #2 уровня, но вся проблема в том, что а.) я не думаю, что это устройство можно считать ПТ-САУ, так как не было ни малейшего смысла в 1942 году разрабатывать ПТ-САУ с пушкой калибром 37 мм и надо четко признать, что это была ЗСУ, которую да, разработчики засунули в линейку ПТ-САУ, так как ее орудия на самом деле смогут бороться с танками второго уровня.

Вторая проблема - а кто нибудь пробовал искать упоминания об этом девайсе в Сети? Я попробовал. Первые пять страниц выдачи гугла дают ссылки исключительно в контексте WoT, а единственная фотография также расположена в статье, посвященной шведской ветке. Так что - то ли была эта САУ в реале, то ли нет непонятно. Как бы ее тоже разработчики из Минска не выдумали. В конце концов при обороте компании в несколько десятков миллионов долларов в год нарисовать аутентичную времени картинку несложно.

Ikv 72
Легкая САУ поддержки пехоты, созданная в начале 50х. При массе 8 тонн, имела противопульное бронирование 8-15 мм и двигатель мощностью 145 л.с.. Вооружалась 75 мм танковой пушкой, аналогичной той, что была установлена на strv m/42. Всего было выпущено 36 штук. В 1956 году началось перевооружение 105 мм гаубицей. Модернизированные Ikv 72 получили наименование Ikv 102

На #3 уровне СОВЕРШЕННО СПРАВЕДЛИВО стоит Ikv 72. Тут история интересная. Еще во время войны встал вопрос огневой поддержки мотострелковых частей, для чего началась разработка штурмового орудия Sav m/43. Однако, 105 мм полевое орудие, установленное на этой САУ было не очень эффективно против современных танков. Было предложено несколько вариантов легких САУ, в том числе fm/49, представлявшая собой 6-тонную танкетку, вооруженную 2 120 мм мортирамии (или минометами). Также был проект компании Bofors, сумевшей установить на шасси strv m/42 120мм морскую универсальную пушку, которой впоследствии были оснащемы несколько шведских эсминцев послевоенной постройки.

В итоге была почти с нуля создана штурмовая САУ lkv 72, имевшая вес всего 8 тонн (такой же как и sav m/43) и вооружавшаяся танковым орудием, аналогичным тому, что ставился на strv m/42. Шасси было сконструировано с нуля. Бронирование было установлено противопульное 8-15 мм. В движение девайс приводился 145 сильным двигателем Ford V8 с жидкостным охлаждением. Первая партия в 10 штук была поставлена в войска в 1953 году. Сразу же был сделан следующий заказ на 26 штук. "Спрос" на САУ был таков, что в 1956-57 годах несколько strv m/42 еще не прошедших модернизацию в str 73 были переквалифицированы в САУ поддержки пехоты, перекрашены и получили новое наименование Ikv 73. В 1956-58 годах произошло перевооружение Ikv 72 105 мм гаубицами. Тогда же была разработана новая модификация этой гаубицы - Ikv 103, отличавшаяся от Ikv 102 двигательной установкой. Пламенным сердцем новинки стал четырехцилиндоровый двигатель Saab SFA42 с воздушным охлаждением мощностью 150 л.с.. Вояки на радостях заказали сразу 81 штуку новинки.

Ikv 102 или ikv 103
Самая массовая послевоенная шведская самоходка. Вооружалась 105 мм гаубицей и использовалась непосредственно в пехотных бригадах шведской армии. Всего САУ этих двух моделей, различавшихся только двигателем на вооружении Королевской Армии в 1953-60 годах поступило 118 штук.

Ikv 102 и Ikv 103 служили в шведской армии до 1984-86 годов, впоследствии их шасси были использованы для производства бронетранспортеров Pvrbv 551 и Lvrbv 701, находящихся на вооружении шведской армии по сию пору.

Как распорядились этими САУ разработчики WarGaming ? Ни за что не догадаетесь. Ikv 72 поставили на #3 уровень, а Ikv 102 на #5. Что вызывает вопросы. Но еще большие вопросы вызывает отсутствие как такого еще одного интересного шведского САУ - истребителя танков Pvkv m/43. История его создания хорошо иллюстрирует почему Россия всегда живет по принципу "Догнать и перегнать". Еще осенью 1942 года военные, получив информацию по танковым боям лета 1942 года на Восточном фронте пришли к неутешительному выводу - суперновинка strv m/42, который даже еще и не начал поступать в войска совершенно безсилен в противостоянии с советскими тяжелыми танками. Да и с перспективными немецкими тоже. И нужно что то делать. Этим что то стал проект ПТ-САУ на базе все того же strv m/42 на которую установили новейшую противотанковую пушку Bofors калибром 75 мм и длиной ствола 50,5 кал. Скорость снаряда, выпущенного из такой пушки достигала почти 900 м/сек, что в полтора раза превышало скорость снаряда орудия установленного на strv m/42. Еще одной особенностью САУ стала лобовая броня толщиной 80мм. Никогда ранее на шведские танки такая толстая броня не ставилась.

Pvkv m/43 был построен в 81 экземпляре и поступил в войска в 1946-48 годах. У танка была проблема - двигатель от strv m/42 - Volvo A8B. Был он несколько капризным и ненадежным. В итоге, в 1963 году была проведена ремоторизация, во время которой дивжок был заменен на 2 Scania-Vabis type L 603/3 мощностью по 162 л.с. каждый. Как ни странно - в скорости (45 км/ч) САУ не потеряло. ПТ-САУ pvkv m/43 до появления в Шведской армии "центурионов" были единственными возможными противниками современных им основных боевых танков в армиях СССР, США и Англии.

И знаете, что самое интересное? pvkv m/43 НЕТ в шведской ветки Wargaming. Ну вот нет и все. Вместо нее, на законном #5 левеле сидит ikv 102, что совершенно не имеет ни малейшего смысла. Абсурдность этого решения в том, что ikv 102 имела такое же вооружение, как sav m/43 (поставленное на законный #4 уровень), но не имела той бронезащиты, как предшественник и, следовательно, должно находится на #3, где находится собственно ikv 72. А на #5 надо ставить pvkv m/43.

UDES 03
UDES - название не танка, а программы разработки перспективной бронетехники для нужд шведской армии. Представлял собой более легкий нежели strv 103 танк, вооруженный 105 мм пушкой с длиной ствола 45 или 51 кал.

На #8 уровень поставили танк UDES 03. На самом деле по этой программе в 1972-73 подробно прорабатывалось два варианта - UDES 03 как облегченный (масса всего 26 тонн) вариант Strv 103 и UDES 14 - внешне напоминающий британский "Скорпион" танк с нормальной башней, с таким же вооружением и массой, как и UDES 03. UDES 03 был доведен до стадии постройки прототипа, тогда как UDES 14 остался в чертежах. Честно говоря, я не представляю насколько эффективен подобный девайс сможет сражаться с танками 7-10 уровней, с которыми он и будет сталкиваться в боях.

Landsverk Ikv 65

На #7 стоит разработка Bofors - Ikv 90, а на #6 - Landsverk Ikv 65. Оба этих САУ разрабатывались в 1960х по заказу армии с целью создания компактного истребителя танков под новейшую ПТ-пушку Bofors 90mm / 45 кал.. Они весили всего по 11 тонн и несли противотанковую броню. Landsverk разработал 6 различных вариантов подобного САУ вплоть до башенного истребителя танков. Один из них дошел до стадии создания прототипа.

Ikv 91
Третий по массовости шведский танк в 1970-80х годах. Всего выпущено 212 штук.

Однако победителем в конкурсе стал не Landsverk и не Bofors, а легкий танк Ikv 91, разработанный компанией Hägglund & Söner. Он был несколько крупнее проектов Bofors и Landsverk (масса 16 тонн), но обладал завидной подвижностью 65 км/ч) и возможностью плавать. В итоге, в 1976-78 годах шведская армия получила 212 танков этой модели, находившихся на вооружении шведской армии до 2002 года.

Поражение в конкурсе на перспективных легкий танк подкосило Landsverk, компания ушла из военногой отрасли на гражданку, занявшись производством экскаваторов, но вскоре обанкротилась была куплена Volvo.

Но вернемся к нашим баранам, блин. Нафига сперся этот Бофорс на 7-м левеле? Что мешало поставить туда вот этот самый Ikv 91 ? Да, пушка такая же, как и у Ikv 65, но наличие башни и подвижность ставят его на более высокий уровень, это же логично? Да и танк можно сделать куда детальнее, чем иллюзорный "Бофорс" ?

В общем, по моему скромному мнению, те, в Минске, кто занимается планированием веток откровенно схалтурили. Не те, кто эту муру рисует, а именно те, кто отдает приказы. Могли бы сделать конфетку, а сделали очередную "японскую ветку" ни о чем.

Как я понимаю, разработчики Wargaming перед созданием шведской ветки (веток) столкнулись с дилемой - делать одну, но логичную или две, но при этом интенсивно высосав девайсы из пальца.

Логичная шведская танковая ветка могла бы выглядеть следующим образом:

#1 strv fm/21-29
#2 strv m/38 плюс прем strv m/40K
#3 strv m/41

В реале разработчики поместили strv m/40K на третий уровень, а от strv m/41 отказались. Глупость тут вот в чем. m/40К имел кардинальное отличие от m/38 - лобовой бронелист толщиной 50 мм. Ну и мотор чуть чуть помощнее. Все остальное у этих танков было идентично. А вот m/41 при таком же вооружении, несколько больше (то есть, у него ХП сразу становится больше) и имел лобовой бронелист в 50мм в базовой модификации, как апгрейд. Именно поэтому m/41K как прем третьего уровня смотрится куда логичнее. Далее:

Уровни ##4-6 разработчики отработали на твердую "пятерку":

#4 Landsverk Lago - этот опытный танк, созданный в 1939 году по заказу Венгрии, на самом деле идеальный кандидат на четвертый уровень.
#5 strv m/42 - "мини КВ", основной танк Швеции во Время Второй мировой и Корейской войн
#6 strv 74 - результат глубокой модернизации strv m/42. Правда с ним не все так просто. Судя по всему - он будет самым слабовооруженным СТ шестого уровня в игре.

На #7-9 нужно было ставить комбинацию из strv 82-83 и strv 101-102 (в девичестве эти танки были британскими "Центурионами" разных серий, поставленными в Швецию в 1952-53 годах) и двух модификаций "Шведского танка" strv 103 - 0 и В, а на #10 ставить проект strv 2000, работы по которому велись в Швеции, начиная с конца 50-х до конца 70-х. Было предложено несколько вариантов, от всех из них отказались исключительно в виду слишком большой цены.


Landsverk strv 103
Вероятно, самый необычный танк в истории мирового танкостроения, строившийся серией. Шок в мировых военных и околовоеных кругах, вызванный его появлением хорошо характеризует тот факт, что 21 марта 1963 года, когда Шведское правительство издало меморандум с сообщением о принятии на вооружение нового танка, министр обороны США Роберт МакНамара немедленно передал его теткст президенту Кеннеди, а тот потребовал от ЦРУ предоставить максимально возможную информацию о новинке. МакНамара в те дни высказывал сомнения в конкурентоспособности этого танка по сравнению с американской новинкой M60. Всего было выпущено 335 штук этого танка, прослуживших в шведской армии с 1966 по середину 90х.

Можно обойтись без strv 2000, но тогда сдвинуть два str 103 на одну позицию вверх (то есть, на теже позиции, где сейчас они стоят в официальной шведской ветке ПТ-САУ).

Вместо этого разработчики поставили на #7 гипотетический танк, созданный на основе эскизов перспективного 30-тонного шведского танка, работы над которым велись в 1945-47 годах и все работы над которым были свернуты в виду того, что шведским инженерам удалось ознакомиться с образцами танков союзников и они сделали разумный вывод, что все их наброски излишне архаичны. Кстати, подобная история случилась и с французским ARl 42, работы над которым велись французскими танкоконструкторами в тайне, начиная с 1942 года, но когда в 1944 Леклерку показали чертеж нового танка, то он выразился примерно следующим образом - "Такого дерьма нам американцы совершенно бесплатно дадут столько, сколько мы попросим, разработайте что нибудь новое", Так родился ARL 44.

В любом случае, то, что предлагали тогдашние разработчики из Landsverk явно на 7-ой уровень не тянуло. А на 8-10 уровни пацаны из Wargaming засунули еще три абсолютно гипотетических танка, разработанных на основе чертежей первых набросков по теме EMIL, которую вел Стив Бреге, будущий создатель str 103. Что интересно, на первом этапе работ (1949-53) КБ в котором работал Бреге рассматривали кучу разных вариантов, вплоть до макси AMC 13 с 105-мм пушкой в качающейся башне.


Landsverk Pvkv m/43
Противотанковое САУ, созданное на шасси среднего танка Strv m/42. Вооружалось 75 мм пушкой с длиной ствола 50,5 кал, что позволяло придвать снаряду скорость в полтора раза большую, чем у 28-калиберного орудия танка m/42, имевшего тот же калибр. Также имело лобовую броню 80мм. Заказ на проектирование поступил в 1942 году, но в части эти ПТ-САУ пошли только в 1946 году. Всего было выпущено 87 штук. На вооружении эта ПТ-САУ находилось до 1995 года. До 1953 года, когда Швеция получила "Центурионы" pvkv m/43 был единственным шведским боевым девайсом, способным противостоять основным танкам США, Великобритании и СССР.

А куда же делись Центурионы и strv 103 ? Ну про "англичан" вообще забыли. А зря! А 103 засунули в ветку шведских ПТ-САУ. Выкрутились. Но с точки зрения маркетинга допустили колосаальный прокол. Люди хотели шведскую ветку, чтобы погонять на легендарных шведских танках, а не просто шоб було. И вот теперь, да, геймеры будут прокачивать ветку ПТ-САУ, но какой интерес прокачивать абсолютно нереалистичных танков с 7 по 10 уровни я так и не понял.

Да и с премом они жестко лоханулись. Танка strv m/52 никогда не существовало даже в проекте. Была идея военных поставить башню от AMX 13 на strv m/42. Инженеры Landsverk очень быстро сделали вывод, что погонный диаметр башни французского танка заметно больше, чем погонный диаметр башни strv m/42, причем настолько больше, что чтобы ее установить, нужен будет другой корпус (корпус m/42 был очень узким, всего 236 см), в связи с чем предложенная модификация не возможна в принципе.

И вот Wargaming предлагает этот, ну очень гипотетический танк. Зачем?

Ладно. Переходим к основной теме статьи - САУ. Здесь, как и в ветке танков, мы видим и правильные решения и откровенный бред. Благодаря тому, что, оскопив линейку танков, разработчики перекинули в ветку ПТ-САУ strv 103, причем на самые высокие уровни: 9 и 10. На этих уровнях разработчики поместили strv 103-0 и strv 103-B и это решение именно для формирования ветки ПТ-САУ действительно, единственно возможное.

А что ниже?

А вот тут интересно. Дело в том, что Швеция никогда не была достаточно богатой и промышленно мощной страной, чтобы иметь большой парк разных самоходок, но кое что интересное они все таки сумели создать.

Вероятно, самый яркий образчик шведского пт-сау-строительства это Sav m/43 - штурмовое орудие с 105 мм полевой пушкой длиной 21 кал., построенное в конце Второй Мировой войны серией в 36 штук на базе легкого танка strv m/41. Чем она хороша для WoT, так это возможностью прокачивать несколько видов орудий. Несмотря на то, что в серии она была с указанной выше 105 мм пушкой, также рассматривались варианты с 75 танковым орудием и несколькими вариантами гаубиц.

Разработчики Wargaming поставили Sav m/43 на #4 уровень. И это тоже правильное решение. Но оно едва ли не единственноЕ правильное.

Разберем ветку с самого начала. На #2 уровне стоит экспериментальная ПТ-САУ pvlvv fm/42, которая якобы была создана в 1942 году на базе танка strv m/38-40 и вооружалась или 20 мм зенитным автоматом Marsden или 37 мм противотанковой пушкой Bofors.


pvlvv m/42
Первая шведская ЗСУ, которую разработчики WarGaming вставили в линейку шведский САУ на второй уровень, видимо, просто по насущной необходимости.

Вроде бы неплохое решение для #2 уровня, но вся проблема в том, что а.) я не думаю, что это устройство можно считать ПТ-САУ, так как не было ни малейшего смысла в 1942 году разрабатывать ПТ-САУ с пушкой калибром 37 мм и надо четко признать, что это была ЗСУ, которую да, разработчики засунули в линейку ПТ-САУ, так как ее орудия на самом деле смогут бороться с танками второго уровня.

Вторая проблема - а кто нибудь пробовал искать упоминания об этом девайсе в Сети? Я попробовал. Первые пять страниц выдачи гугла дают ссылки исключительно в контексте WoT, а единственная фотография также расположена в статье, посвященной шведской ветке. Так что - то ли была эта САУ в реале, то ли нет непонятно. Как бы ее тоже разработчики из Минска не выдумали. В конце концов при обороте компании в несколько десятков миллионов долларов в год нарисовать аутентичную времени картинку несложно.


Ikv 72
Легкая САУ поддержки пехоты, созданная в начале 50х. При массе 8 тонн, имела противопульное бронирование 8-15 мм и двигатель мощностью 145 л.с.. Вооружалась 75 мм танковой пушкой, аналогичной той, что была установлена на strv m/42. Всего было выпущено 36 штук. В 1956 году началось перевооружение 105 мм гаубицей. Модернизированные Ikv 72 получили наименование Ikv 102

На #3 уровне СОВЕРШЕННО СПРАВЕДЛИВО стоит Ikv 72. Тут история интересная. Еще во время войны встал вопрос огневой поддержки мотострелковых частей, для чего началась разработка штурмового орудия Sav m/43. Однако, 105 мм полевое орудие, установленное на этой САУ было не очень эффективно против современных танков. Было предложено несколько вариантов легких САУ, в том числе fm/49, представлявшая собой 6-тонную танкетку, вооруженную 2 120 мм мортирамии (или минометами). Также был проект компании Bofors, сумевшей установить на шасси strv m/42 120мм морскую универсальную пушку, которой впоследствии были оснащемы несколько шведских эсминцев послевоенной постройки.

В итоге была почти с нуля создана штурмовая САУ lkv 72, имевшая вес всего 8 тонн (такой же как и sav m/43) и вооружавшаяся танковым орудием, аналогичным тому, что ставился на strv m/42. Шасси было сконструировано с нуля. Бронирование было установлено противопульное 8-15 мм. В движение девайс приводился 145 сильным двигателем Ford V8 с жидкостным охлаждением. Первая партия в 10 штук была поставлена в войска в 1953 году. Сразу же был сделан следующий заказ на 26 штук. "Спрос" на САУ был таков, что в 1956-57 годах несколько strv m/42 еще не прошедших модернизацию в str 73 были переквалифицированы в САУ поддержки пехоты, перекрашены и получили новое наименование Ikv 73. В 1956-58 годах произошло перевооружение Ikv 72 105 мм гаубицами. Тогда же была разработана новая модификация этой гаубицы - Ikv 103, отличавшаяся от Ikv 102 двигательной установкой. Пламенным сердцем новинки стал четырехцилиндоровый двигатель Saab SFA42 с воздушным охлаждением мощностью 150 л.с.. Вояки на радостях заказали сразу 81 штуку новинки.


Ikv 102 или ikv 103
Самая массовая послевоенная шведская самоходка. Вооружалась 105 мм гаубицей и использовалась непосредственно в пехотных бригадах шведской армии. Всего САУ этих двух моделей, различавшихся только двигателем на вооружении Королевской Армии в 1953-60 годах поступило 118 штук.

Ikv 102 и Ikv 103 служили в шведской армии до 1984-86 годов, впоследствии их шасси были использованы для производства бронетранспортеров Pvrbv 551 и Lvrbv 701, находящихся на вооружении шведской армии по сию пору.

Как распорядились этими САУ разработчики WarGaming ? Ни за что не догадаетесь. Ikv 72 поставили на #3 уровень, а Ikv 102 на #5. Что вызывает вопросы. Но еще большие вопросы вызывает отсутствие как такого еще одного интересного шведского САУ - истребителя танков Pvkv m/43. История его создания хорошо иллюстрирует почему Россия всегда живет по принципу "Догнать и перегнать". Еще осенью 1942 года военные, получив информацию по танковым боям лета 1942 года на Восточном фронте пришли к неутешительному выводу - суперновинка strv m/42, который даже еще и не начал поступать в войска совершенно безсилен в противостоянии с советскими тяжелыми танками. Да и с перспективными немецкими тоже. И нужно что то делать. Этим что то стал проект ПТ-САУ на базе все того же strv m/42 на которую установили новейшую противотанковую пушку Bofors калибром 75 мм и длиной ствола 50,5 кал. Скорость снаряда, выпущенного из такой пушки достигала почти 900 м/сек, что в полтора раза превышало скорость снаряда орудия установленного на strv m/42. Еще одной особенностью САУ стала лобовая броня толщиной 80мм. Никогда ранее на шведские танки такая толстая броня не ставилась.


pvkv m/43

Pvkv m/43 был построен в 81 экземпляре и поступил в войска в 1946-48 годах. У танка была проблема - двигатель от strv m/42 - Volvo A8B. Был он несколько капризным и ненадежным. В итоге, в 1963 году была проведена ремоторизация, во время которой дивжок был заменен на 2 Scania-Vabis type L 603/3 мощностью по 162 л.с. каждый. Как ни странно - в скорости (45 км/ч) САУ не потеряло. ПТ-САУ pvkv m/43 до появления в Шведской армии "центурионов" были единственными возможными противниками современных им основных боевых танков в армиях СССР, США и Англии.

И знаете, что самое интересное? pvkv m/43 НЕТ в шведской ветки Wargaming. Ну вот нет и все. Вместо нее, на законном #5 левеле сидит ikv 102, что совершенно не имеет ни малейшего смысла. Абсурдность этого решения в том, что ikv 102 имела такое же вооружение, как sav m/43 (поставленное на законный #4 уровень), но не имела той бронезащиты, как предшественник и, следовательно, должно находится на #3, где находится собственно ikv 72. А на #5 надо ставить pvkv m/43.


UDES 03
UDES - название не танка, а программы разработки перспективной бронетехники для нужд шведской армии. Представлял собой более легкий нежели strv 103 танк, вооруженный 105 мм пушкой с длиной ствола 45 или 51 кал.

На #8 уровень поставили танк UDES 03. На самом деле по этой программе в 1972-73 подробно прорабатывалось два варианта - UDES 03 как облегченный (масса всего 26 тонн) вариант Strv 103 и UDES 14 - внешне напоминающий британский "Скорпион" танк с нормальной башней, с таким же вооружением и массой, как и UDES 03. UDES 03 был доведен до стадии постройки прототипа, тогда как UDES 14 остался в чертежах. Честно говоря, я не представляю насколько эффективен подобный девайс сможет сражаться с танками 7-10 уровней, с которыми он и будет сталкиваться в боях.


Landsverk Ikv 65

На #7 стоит разработка Bofors - Ikv 90, а на #6 - Landsverk Ikv 65. Оба этих САУ разрабатывались в 1960х по заказу армии с целью создания компактного истребителя танков под новейшую ПТ-пушку Bofors 90mm / 45 кал.. Они весили всего по 11 тонн и несли противотанковую броню. Landsverk разработал 6 различных вариантов подобного САУ вплоть до башенного истребителя танков. Один из них дошел до стадии создания прототипа.


Ikv 91
Третий по массовости шведский танк в 1970-80х годах. Всего выпущено 212 штук.

Однако победителем в конкурсе стал не Landsverk и не Bofors, а легкий танк Ikv 91, разработанный компанией Hägglund & Söner. Он был несколько крупнее проектов Bofors и Landsverk (масса 16 тонн), но обладал завидной подвижностью 65 км/ч) и возможностью плавать. В итоге, в 1976-78 годах шведская армия получила 212 танков этой модели, находившихся на вооружении шведской армии до 2002 года.

Поражение в конкурсе на перспективных легкий танк подкосило Landsverk, компания ушла из военногой отрасли на гражданку, занявшись производством экскаваторов, но вскоре обанкротилась была куплена Volvo.

Но вернемся к нашим баранам, блин. Нафига сперся этот Бофорс на 7-м левеле? Что мешало поставить туда вот этот самый Ikv 91 ? Да, пушка такая же, как и у Ikv 65, но наличие башни и подвижность ставят его на более высокий уровень, это же логично? Да и танк можно сделать куда детальнее, чем иллюзорный "Бофорс" ?

В общем, по моему скромному мнению, те, в Минске, кто занимается планированием веток откровенно схалтурили. Не те, кто эту муру рисует, а именно те, кто отдает приказы. Могли бы сделать конфетку, а сделали очередную "японскую ветку" ни о чем.


Stridsvagn m/42 (strv m/42)
Основной танк шведской армии времен Второй Мировой и Корейской войн

Итак, шведская ветка готова. Вместо болтовни русскоязычных гэмблеров выложу ролик на английском языке, который вызвал определенные вопросы к беларусским разработчикам, которых я не очень люблю за их страсть к гипотетическим проектам. Все таки, я не понимаю зачем в игре, претендующей на некоторую историчность, нужны танки, которые не то, что никогда не существовали, так и даже проектов оных не было. В конце концов - одно дело реальные (пусть даже построенные только в одном экземпляре или даже в макете) танки, другое - "сидели мы с пацанами, пили пиво и думали, а как бы здорово было 170 мм зенитку на Pz.II поставить, а тут Ганс нам все обломал, сказав, что такой зенитки нет даже в проекте, а ежели бы и была, то тупо раздавила бы такой танк после первого же выстрела. "Ты все врешь, презренный лужичанин", вскричал в этот момент наш верный Рихард, "ты не веришь в гений нашего фюрера и его верных подвижников из страны любителей картофеля "". Я тут продал недавно английский ТТ 10 го уровня. Ибо бред! Кто не в курсе - этот "танк" был полностью придуман в компании Wargaming.

Что касается нынешней шведской ветки, то я, в принципе согласен с первыми шестью уровнями ветки ЛТ-СТ, но принципиально несогласен с премом VI , обозначенного как strv m/52, так как оного танка не было даже в проектах. В данном тексте я хочу кратко рассказать о танках, входящих в данную ветку и объяснить невозможность существования оного премиум-танка как такового.

strv fm/21 на своих первых маневрах

Первый уровень отдан strv fm/21 и абсолютно заслуженно. Это на самом деле был первый шведский танк. История его хорошо известна. Немцы создали этот девайс (LK II) незадолго до конца Первой Мировой войны и по Версальскому договору должны были всю подобную технику уничтожить, но вместо этого продали 10 машинокомлпектов в Швецию под видом запчастей для тракторов, где для их сборки было создано предприятие Landsverk. Что интересно, финансирование их закупки (18 000 крон за штуку) было выбито из парламента с мотивацией "для защиты королевской семьи от возможной революции". Собраны они были в 1920-21, а в 1923 пять танков приняли участиве в маневрах на Юге Швеции, в Сконе, где произвели настоящий фурор - наличие у шведской армии танков в 1920-22 годах было военной тайной. В 1927 году начались работы по вооружению танков пушками вместо пулеметов, модификация получила наименование strv fm/29. Эти танки служили в шведской армии до 1937 года.

В последующие годы в Швеции было создано несколько интересных проектов танков, в некоторых случаях дело дошло даже до опытных образцов (L-5. L-10 и так далее). Первым серийным танком шведской постройки стала танкетка strv m/37, разработанная на чехословацком предприятии CKD Praga, под руководством русского конструктора Алексея Сурина, работавшего в Чехословакии с 1923 года. Танк весом 4,5 тонны вооружался 2 8мм пулеметами, имел бронирование 6-15 мм и приводился в движение двигателем мощностью 85 л.с.. 48 танкеток были поставлены непосредственно из Чехословакии, а 16 собраны на заводе Landsverk. Танки поступили на вооружение шведской армии весной 1939 года.

На втором уровне у них strv m/38. И тут я с ними соглашусь.

Strv m/39 во время учений шведской армии

Поясню, о чем идет речь. В 1934 году компанией Landsverk был разработан крайне удачный легкий танк L-60. Он был формально принят на вооружение шведской армии, но выпущено было всего 5 штук, четыре из которых пошли на экспорт. Венгрия приобрела один танк и лицензию на L-60 и на его основе предприятие компании "Манфред Вайс" , крупнейшее машиностроительное предприятия страны, разработал танк 38m Toldi I и ПТ-САУ Nimrod. В Швеции оригинальный L-60 оказался на вооружение в единственном числе, но в 1939 году началось производство легких танков на его основе - strv m/38, strv m/39 и strv m/40. Всего до 1944 года шведская армия получила 216 подобных танков (по другим данным - 220). Strv m/38 был довольно компактныv танком массой всего 8,5 тонн, бронированием где то 15-10 мм и вооружением, состоявшим из 37 мм пушечки и спарки 8-мм пулеметов в лобовой броне. 142-сильный карбюраторный двигатель позволял танку двигаться по шоссе с максимальной скоростью 48 км/ч. Таких танков было выпущено 16 штук. У Strv m/39 пулеметы перенесли в башню. Их было выпущено 20 штук. У самой массовой модификации strv m/40L появилась автоматическая трансмиссия (100 штук), танки этой серии поступили в войска в 1942 году, а в 1944 шведская армия получила 80 (или 84) танка самой последней модификации - strv m/40K, получившей 50 мм лобовую броню. Танки этой марки прослужили в шведской армии до конца 50х, на их основе выпускались ЗСУ и САУ, некоторое количество strv m/40K продали в Доминиканскую республику, где три из них приняли участие в единственном в истории танковом бою на Американском континенте, выехав навстречу американским "Паттонам" во время интервенции 1960 года. Амеры их, конечно, довольно быстро вывели из строя, но потом отремонтировали оставшиеся девайсы и они защищали мирный сон доминиканцев от угрозы вторжения полчищ гаитянских зомби и тонтон-макутов ажинно до 2003 года.

Strv m/39

Уже к середине войны стало ясно, что боевые возможности этих танков крайне ограниченны и в бою с современными советскими или германскими (в 1943 возникла прямая угроза вторжения германских войск, что заставило правительство Хансена объявить частичную мобилизацию. Когда численность шведской армии за трое суток выросла на 300 тысяч человек, немцы передумали вторгаться, "агрессивные" же поползновения СССР ограничлись бомбежкой аэродрома в Сольне, пригороде Стокгольма, но это совсем другая история) танками, но к этому времени они уже не были самыми массовыми шведскими танками.

В предложенной Wargaming шведской ветки strv m/38 стал ЛТ II левела, а strv m/40K ЛТ III. Вот с этим я пока почти согласен. Хотя есть и вопросы о которых выше.

Еще когда шла разработка Landsverk L-60, в 1936 году, Венгрия запросила у компании проект более тяжелого танка массой в 15-16 тонн, с более мощным вооружением и более толстой броней. Через два года был построен прототип, получивший название Landsverk m/38 Lago (все остальные прототипы, а их всего было шесть штук, также получили собственное имя Lago с указанием номера прототипа). Танк имел массу 15 тонн, вооружался 47 мм пушкой Bofors, в движение его приводила спарка 142 сильных двигателей, как те, что устанавливались на strv m/28-40. По ТТХ, таким образом, этот танк был аналогом немецкого Pz.III, французского Somua S.35 и опытного чешского CKD T22. Ну и, возможно, советского Т-46, который так и не пошел в большую серию.

Landsverk Lago I

Венгерские заказчики, которым показали танк, были в восторге, но..... шведские власти после оккупации Германией и Венгрией части Чехословакии, ввели эмбарго на экспорт военных технологий и прототип остался в Швеции. Следующие 2-3 года прототип Lago не был востребован, венгры тоже не воспользовались наработками, а созданный Manfred Weiss в 1939 средний танк Turan представлял собой масштабирование L-60, довольно архаичное и совершенно неконкурентоспособное по отношении к танкам-ровесникам.

Если верить вышеприведенному видео - Lago станет СТ IV уровня, что также логично и не вызывает ни малейших вопросов. Сразу же просматривается и развитие хотя бы орудия ГК - сначала 47 мм, затем 57 мм. Что там еще менять - не совсем понятно.

22.06.1941 началась Великая Отечественная война. Шведы, которые всегда неровно дышали по всему, что происходит в России, получили информацию о новых советских танках практически моментально и уже в июне в министерстве обороны была создана комиссия, на повестке дня которой стояло решение проблемы оснащения Швеции современными конкурентоспобными танками. Члены комиссии сделали справедливый вывод, что имевшиеся на вооружении механизированных частей шведской армии танкетки strv m/37 и легкие танки strv m/38 (strv m/41, как и усовершенствованные strv m/39-40 начали поступать на вооружение только в 1942) общим числом примерно 80 штук в случае иноземного вторжения не составят ни малейшей преграды для агрессора (под агрессором все понимали немцев, с которыми Швеция вроде как дружила) и стране нужны более мощные танки.

Были посланы делегации в Германию и Богемию, но там шведам объяснили, что "вот реально. ребята, не до вас. У нас война". Тогда вояки обратились к Landsverk, где их огорошили сообщением, что перспективный танк у них вообще уже готов, но лучше его будет переделать, улучшив бронирование и заменив длиноствольную 57 мм пушку на куда более короткую (всего 28 калибров) 75 мм, снаряды которой имел куда лучший фугасный эффект, кроме того, более короткая пушка заметно снижала общие габариты танка.

В ноябре 1941 года был подписан первый контракт партию в 100 новый танков, получивших наименование strv m/42.

Чтобы понять, что он из себя представлял, стоит сравнить strv m/42 c Т-34 образцов 1939-40 годов.

Длина шведа составляла 6, 22 м (Т-34 - 5,92 м.)
Ширина - 2,34 м (3 м). Ширина была ограничена параметрами железнодорожных платформ, использовавшихся SJ. Это стало серьезной проблемой, так как приводило к снижению маневренности танка.
Высота - 2,59 м (2,41 м)
Масса - 22,5 т (25 т.)

Бронирование:
Лоб/борт/корма корпуса - 55/30/20 мм (45/45/40 мм)
Лоб/борт/зад башни - 55/30/20 мм (45/45/45 мм)
Маска орудия - 80 мм (40 мм)

Вооружение:
Орудие - 75 мм / 28 кал. (76 мм / 30,5 кал)
Пулеметы - 4 х 8 мм (2 х 7,62 мм)

Двигательная установка:
В 1942-48 выпускались четыре модификации strv m/42 , различавшиеся по типу трансмиссии (электрическая, механическая, гидравлическая) и типом двигателя (или спарка Скания-Вабис 603, мощностью 160 л.с. или один Volvo A8B - 380 л.с.). Т-34 первых выпусков, как известно, оснащался двигателем В-2 мощностью 500 л.с..

Максимальная скорость по шоссе:
42-45 км/ч (52 км/ч), только где тогда, что в Швеции, что в СССР взять столько шоссе.

Таким образом, strv m/42, как СТ V уровня единственно логичное решение. Да и с шестым уровнем, на который разработчики поставили strv 74 тоже все логично. Но сама история появления этого танка требует определенного объяснения.

В 1948 году производство strv m/42 было прекращено выпуском 282-го танка модификации Strv m/42 TV. К тому времени на вооружении шведской армии состояло около 800 танков, довольно много, но военные понимали, что в современной войне этот довольно внушительный парк неконкурентоспособен.

Strv m/42 c экспериментальной башней и орудием 75мм/37 кал.

Рассматриравалось несколько путей решения проблемы.

Во первых, в 1944-47 годах на Landsverk велись перспективные разработки среднего 25-30-тонного танка и ПТ-САУ с 105мм орудием на его основе, известных под общим наименованием Leo. Однако, в 1947 армия распорядилась все разработки прекратить, так как предлагаемые ТТХ ее уже не устраивали. Разработка оных девайсов не дошла даже до стадии макета. Забегая вперед скажу, что ребята из Wargaming поместили Leo на 7-ой уровень.

Во вторых, В 1947-48 годах рассматривался вариант приобретения американских танков М4 "Шерман". США настругала их за время войны почти 55 000 штук и после окончания военных действий предлагиали их практически всем кому угодно по ценам, ненамного отличавшимся от цены металлолома. Но после анализа ТТХ "шерманов" шведы пришли к выводу, что этот танк ничем не лучше strv m/42 (ну если не учитывать M4A3E8).

В третьих, рассматривался вариант установки на strv m/42 новой башни с более мощным 75 мм орудием с длиной ствола 37 кал.. Идея новой башни была реализована позже, на другом качественном уровне.

В четвертых и пятых - закупка импортных танков. Сначала в 1950 году Швеция обратилась к Великобритании с запросом на возможность приобретения танка Centurion Mark III с 83-мм пушкой. Англичане не отказали, но сообщили, что в виду того, что у них самих идет массированние перевооружение танковых частей, поставки могу начаться только в 1958 году. Такой вариант шведов, конечно же не устраивал. Поэтому в начале 1952 года в глубокой тайне была совершена сделка по покупке легкого французского танка AMX 13 (это тот танк только только поступил на вооружение французской армии и послевоенной танковой индустрии Франции до зарезу были нужны зарубежные контракты), испытания которого продолжались в течении двух лет. Шведские военные были в восторге от новинки. Маленький танк нес вооружение, аналогичное тому, что несли лучшие средние танки того времени, нес значительно лучшее бронирование, чем аналоги такого же веса, был очень подвижным и имел запас хода в 400 км - примерно в 2 раза больше, чем у любого другого танка, стоявшего тогда на вооружении в мире.

Strv 81
Он же Centuriom Mk 3. Всего из Великобритании в Швецию в 1953-60 годах было поставлено 350 "центурионов", последние из которых были сняты со службы в начале 2000х годов. Также, для использования в качестве подвижных мишеней в середине 1990-х в Швейцарии было приобретено 16 списанных танков Centurion Mk 7

Все шло к подписанию контракта на поставку 300-400 танков, но тут внезапно очнулись англичане и в декабре 1952 предложили шведам приобрести у них "Центурионы" (возможно, это было связано с тем, что Англия в ближайшие годы воевать ни с кем не собиралась - война в Корее закончилась и можно было особо не спешить с массовыми поставками этих танков в войска). В это время возникла еще одна вводная - защита от поражающих эффектов ядерного взрыва. Результаты испытании французского и британского танков показали, что AMX-13 не может действовать в условиях атомной войны, тогда как Centurion и ударную волну выдерживает и его броня экипаж от излучения неплохо защищает. Но тут возникла финансовая проблема. На веделенные шведским правительством средства армия могла позволить себе только 80 "центурионов" (контракт был подписан 31 декабря 1952 года, а первые танки были получены 2 мая 1953 года). Но это было слишком мало, поэтому начали рассматриваться другие варианты решения проблемы. Одним из них была установка башни от AMX 13 на strv m/42. Однако, этот вариант с самого начала был отвергнут по банальнейшей причине - погонный диаметр башни "француза" был значительно больше чем у strv m/42, который сам по себе был узким танком. Соответственно никаких макетов или опытных экземпляров не изготавливалось - шведским инженерам и так была ясна невозможность данного решения.

AMX 13 на испытаниях в Швеции

В это время восходила звезда шведского танкового инженера Свена Берге (1919-2004), который еще с 1951 года занялся разработкой перспективного среднего танка под кодовым наименованием EMIL, но в коцне 1953 года на прямой вопрос военных "Сколько времени займет создание нового танка?" Бреге честно ответил, что не менее 7 лет. Он немного ошибся, но в лучшую сторону: в 1959 году эти разработки выльются в проект самого необычного послевоенного танка, рядом с которым даже "Армата" смотрится архаично. Я конечно имею в виду знаменитый "Шведский танк" - str 103. Поэтому Берге предложил разработать новую башню для strv m/42 на основании опыта, полученного при испытаниях Centurion. Оказалось, что тотальная модернизация strv m/42 будет стоить в три раза дешевле покупки AMX 13, при том, что боевые качества "новинки" не будут уступать "французам".

Str 74 на марше.
Кажущаяся несуразность пропорций, на самом не свидетельство искажения пропорций снимка - strv m/42 и Str 74, как сказано выше были очень узкими. "Центурионы" были на метр шире.

Str 74 - по настоящему, красивый девайс.

Так был создан в 1955, а в 1957 Str 74 пошли в войска. Помимо башни модернизации подверглось радиооборудование, трансмиссии, оптика. Танк получил новое 75 мм орудие длиной 56,5 кал. - в два раза длиннее, чем стояла на strv m/42. Это орудие позволяло поражать танки противника на дистанции прямой наводки до 1000 метров. Всего было переделано 225 танков, которые прослужили в шведской армии до 1984 года. Старые же башни были установлены на побережье Швеции, после 1984 к ним присоединились и новые башни.

Таким образом - ПРИДУМАННЫЙ "разработчиками" из Wargaming strv m/42-52 никогда не существовал даже в проектах. Тем, кто занимается разработкой собственно танков захотелось конкретно схалтурить, что они в ОЧЕРЕДНОЙ раз и сделали.

На самом деле, если бы они хотели забодяжить прем, то им надо было бы в его качестве использовать еще один танк, выпускавшийся в Швеции в 1940 х годах, о котором выше сказано еще не было.

strv m/41 первой серии

Речь идет о Strv m/41. В 1939 году Швеция заказала у Чехословакии 200 новейших легких танков CKD LT vz.38. Однако, немцы оккупировавшие Чехию не дали выполнить заказ - им самим были нужны эти танки для начавшейся войны, но шведам после долгих переговоров (даже король в них участие принимал) уломать немцев на разрешение купить лицензию с чем главный конструктор CKD Алексей Сурин был искренне рад (он давно сотрудничал со шведами. Первый шведский серийный танк strv m/37 был спроектирован как раз русским инженером). Тем не менее, немцы препятствовали передачи полного комплекта документации (там были интересные технологические ноу-хау), тогда Сурин отправил в Швецию курьера с засекреченной немцами частью документации под видом туриста.

Гололед

Производство strv m/41 осуществлялось на заводах Svania-Vabis, откуда в конце 1942 года шведская армия получила первые strv m/41. Эти танки имели тоже вооружение, что и m/38-40, но были крупнее (вес достигал 11 тонн) и чуть лучше бронированны - 25 мм лоб корпуса и башни, 15 мм борта и задняя часть. Несмотря на то, что мотор был таким же, что и у strv m/38-40, а подвеска более архаичная, скорость по шоссе составляла все те же 48 км/ч. В октябре 1943 года начались поставки strv m/41 второй серии. Танк был немног удлинен (буквально на 6,5 см), у него увеличилась емкость бензобака, но главными отличиями стала лобовая броня толщиной 50мм и более мощный мотор Scania-Vabis 603 (160 л.с.). Всего в шведские механизированные части было поставлено 220 таких танков, все они благополучно прослужили до 1962 года, когда были перестроены в бронетранспортеры Pbv 301, прослужившие еще 8 лет. Но это совсем другая история. Также надо отметить, что на базе strv m/41 "Скания" разработала штурмовую самоходку Sav m/43, вооруженную 105 мм гаубицей. Всего было построено 36 самоходок, несмотря на многочисленные неполадки более чем доброжелательно принятых в войсках. Но о них в отдельном посте.

Почему strv m/41 тянет на прем III уровня? Потому что при точно таких же ТТХ, как и у strv m/40K, он по определению будет иметь несколько больший ХП и потому, что непосредственно в ветку шведских танков его будет засунуть довольно сложно.

Strv 103
Фото моё

Что касается уровней 7-10, то тут у меня складывается ощущение, что разработчики Wargaming просто ушли в астрал, засунув Strv 103 в ветку ПТ-САУ и поставив на 4 ступеньки совершенно гипотетические танки, только некоторые из которых дошли до стадии макетов. Суть в том, что "тайная" история шведского послевоенного танкопрома очень интересна, но реально до серийного производства было доведены только "Шведский танк" Strv 103 и лицензионный немецкий "Леопард II". Все остальное это САУ, БМП и БТР. Однако, проектов было много, это правда. По уму же, на 7 уровень надо было поставить Centurion (либо что то из разработок 1950х - например, Lancer), на 8-ой тоже его, на 9-ый Strv 103, а на 10-ый перспективный шведский танк, разработанный в 70е и известный, как Strv 2000

Это одно из изображений данного девайса, были и другие, совершенно отличные.

Вместо этого, разработчики запихали в 7-10 уровни танки, которые в лучшем случае дошли до уровня макетирования, про Centurion вообще забыли, а Strv 103 перетащили в ветку САУ. Но с этим мы еще разберемся.

Резюме - если я начну качать шведскую ветку легких-средних танков, то остановлюсь на Strv 74. Ибо не очень фанатею от сказок, тем более, бездарно написанных.