Когда образовался арабский халифат. Арабский халифат – древнее государство, которое пытаются возродить в наше время. Усиление религиозного давления

Родиной арабов является Аравия (вернее, Аравийский полуостров), названная так тюрками и фарсами (персами). Аравия расположена на стыке Азии, Африки и Средиземного моря. Для проживания более пригодна южная часть полуострова – здесь много воды, идут дожди. Кочевых арабов называют “бедуины” (люди пустыни). В конце VI – начале VII веков арабы были на стадии перехода от первобытного строя к феодализму. Самым большим торговым центром являлась Мекка. Характер Арабского Халифата и исламского обществ,
которые контролируются духовенством.

Арабы изначально были идолопоклонниками. С 610 года Пророк Мухаммед стал проповедовать новую, исламскую религию. В 622 году Пророк переехал (хиджрат) из Мекки в Медину. Вернувшись в Мекку в 630 году, Мухаммед основал Арабское государство. Большинство арабов приняли ислам. Фундаментальная книга ислама – Коран состоит из 114 сур. Правоверный мусульманин должен соблюдать пять главных условий: 1) знать формулу свидетельства единства Аллаха; 2) молиться; 3) соблюдать пост; 4) давать милостыню; 5) при возможности посетить святые места (хадж) – Мекку. После ПророкаМухаммеда страной стали управлять халифы (продолжатель, заместитель). История Арабского государства делится на три периода:

  1. 630-661 годы. Период правления Пророка Мухаммеда и после него четырех халифов – Абу Бекра, Омара, Османа, Али. Столицей халифата были Мекка и Медина.
  2. 661-750 годы. Период правления династии Омейядов начиная с Муавии. Столицей халифата был город Дамаск.
  3. 750-1258 годы. Период правления Аббасидов. Столицей с 762 года был город Багдад. При Аббасидах в 120 км от Багдада, в городе Самира, была построена резиденция халифа. Как Арабский Халифат развился на протяжении всей истории?

Арабы лавиной обрушились на Византию и Иран. Причиной их успешного наступления были: 1) большое войско, особенно многочисленная легкая конница; 2) Иран и Византия были истощены длительной войной друг с другом; 3) местные жители, измученные этой войной, смотрели на арабов как на избавителей.

В начале VIII века арабы захватили Северную Африку и в 711 году во главе с Таригом переправились через Гибралтар (арабское название “Джабаллутариг” – в честь Тарига) и завоевали Пиренейский полуостров. В 732 году в битве при Пуатье арабы проиграли и отошли на юг. Войска мусульман завоевали Кавказ и Центральную Азию, на востоке они достигли Китая и долины реки Инд. В конце VII – первой половине VIII веков границы халифата простирались от Атлантического океана до Индии и Китая. Во главе страны стоял халиф, который во время войны был верховным главнокомандующим.

Для управления различными отраслями хозяйства были созданы диваны: диван военных дел занимался обеспечением армии, диван внутренних дел контролировал сбор налогов. Важную роль играл в халифате диван почтовой службы. Использовались даже почтовые голуби. Все государственные дела в халифате велись на арабском языке. В пределах халифата имели хождение золотой динар и серебряный дирхем. Все завоеванные земли были собственностью государства. Чтобы закрепиться на завоеванных территориях, арабы широко практиковали переселен-ческую политику. При этом преследовались две цели:

  • создавая этническую опору, укрепиться;
  • переселяя тех, кто находился государственном обеспечении, освободить казну от лишних платежей.

Народы, насильно включенные в состав халифата, восставали. В Центральной Азии под руководством Муганны в 783-785 гг. поднялось восстание. В основе учения Муганны лежало учение Маздака.

В правление халифа Мохтасима (833-842) усилились военные позиции тюрков, была создана особая армия, состоящая только из тюрков. В борьбе с Византией и при подавлении восстаний Мохтасим привлекал тюрков.

В государственных учреждениях тюркам давали высокие должности, так как они были более сведущими в административных делах.

Управляющая Египтом династия Тулун была тюркского происхож­дения. Во времена египетского наместника Ахмеда ибн Тулуна была построена сильная флотилия, которая царила в Средиземном море. Тулун руководил строительными работами и заботился о благосостоянии народа. Египетские историки называют период его правления (868-884) “золотым временем”.

В середине VIII века Испания отделилась от халифата и здесь возник­ло независимое государство – Кордовский эмират. В IX веке Египет, Центральная Азия, Иран и Афганистан также откололись от халифата. В XI веке всеми территориями халифата завладели .

История Арабского халифата в кратком изложении.

Арабы с незапамятных времён заселяли огромный Аравийский полуостров. Его территория расположена в пустынной и полупустынной засушливой зоне со знойным климатом. В период истории Древнего мира она не завоёвывалась ближневосточными империями, не видевшими в этих неплодородных землях особой ценности. Арабские племена вели кочевой образ жизни, перемещаясь в поисках пастбищ для скота. На западе полуострова у восточного побережья Красного моря пролёг стратегический путь для торговых караванов. По его маршруту в оазисах образовались торговые центры, важнейшим из которых к середине I тыс. н. э. стал г. Мекка .

Возникновение ислама и основание халифата

В VII в. в Мекке родился Мухаммед. По профессии он был караванным торговцем. До конца своих дней он был неграмотным, но в ходе своих торговых экспедиций познакомился с обычаями и верованиями многих народов. Он начал проповедовать новую религию – ислам . С его слов записана священная книга мусульман Коран . При жизни Мухаммеда вера в ислам объединила всех арабов . После его смерти в 632 г. править арабами стали ближайшие единомышленники и помощники пророка Мухаммеда, не оставившего сыновей. Глава образовавшегося арабского государства получил титул халифа. Это слово означает наместник, заместитель. Считалось, что халиф замещает на земле умершего пророка и совмещает в своих руках и светскую и духовную власть. Первых четырёх правителей халифата Абу-Бакра, Омара, Османа и Али исламская традиция именует «праведными халифами». С 661 г. к власти пришёл халиф Муавий, основавший династию Омейядов, правившую до 750 г.

Арабские завоевания

При преемниках Мухаммеда арабы начали завоевания за пределами Аравийского полуострова, вмешавшись в давнюю борьбу между Византийской империей и Сасанидской Персией , существенно ослабившую обе эти державы. Арабы успешно распространяли ислам среди иных народов. Византия была сотрясаема религиозными распрями между последователями различных течений в христианстве, обвинявшими друг друга в ереси. Эта религиозная междоусобица шла не на жизнь, а на смерть. Ислам же требовал полного истребления лишь тех, кто исповедовал языческие верования. В отношении христиан и иудеев в халифате вводились лишь некоторые ограничения, и для приверженцев этих религий, которых мусульмане именовали «людьми Книги», вводилось повышенное налогообложение. В таких условиях многим христианам было спокойнее жить по законам халифата, нежели под властью византийского императора, если он был приверженцем иного течения в христианстве. Арабская конница в сражениях продемонстрировала свою эффективность и мобильность. Эти факторы предопределили значительный успех арабских завоеваний. В 637 г. после долгой осады арабы овладели Иерусалимом. Этот важнейший для иудеев и христиан город считается священным и у мусульман наряду с Меккой и Мединой. За несколько лет власть халифата распространилась в Сирии, Палестине, Месопотамии и в Персии, откуда арабы вскоре проникли в Северную Индию и в Среднюю Азию. Дальнейшее проникновение мусульман на Восток было остановлено китайскими войсками. В 751 г . они сумели разбить арабов в генеральном сражении.
Не меньших успехов войска халифата достигли и в западном направлении, овладев Египтом и странами Магриба. Мусульманский полководец Тарик ибн Зарид высадился в Гибралтаре с войском, состоявшим из арабов и берберов, и разгромил армию вестготов, овладев к 714 г. всем Пиренейским полуостровом, кроме отдельных горных районов в северной его части, населённых народом басков. Арабы, получившие в средневековых европейских хрониках прозвище «сарацины» (саранча), продолжили своё продвижение и за Пиренеи, овладев многими городами в южной Франции. Но в 732 г. войско франков во главе с Карлом Мартеллом сумело разбить их под Пуатье и остановить дальнейшее продвижение арабов на европейском континенте. Продолжались столкновения между христианами и мусульманами на Средиземном море. Некоторое время арабы удерживали под контролем южную Италию и Сицилию и безуспешно пытались осаждать Константинополь.
На Пиренейском полуострове христианские монархи более 700 лет вели войны за изгнание арабов. Они получили название Реконкиста (отвоевание). В ходе этих войн и сложилась современное государство Испания.
К середине VIII в. власть халифата распространялась на гигантскую территорию от Атлантики до р. Инд. И от Балканского полуострова до Нильских порогов. Позже ислам проник в страны Индокитая и тропической Африки.

Халифат под властью династии Абассидов

При Омейядах резиденция халифов разместилась в сирийскиом Дамаске. В 750 г. они были свергнуты династией Абассидов, которые перенесли столицу в Багдад. Одним из наиболее прославленных правителей этой династии был Гарун аль Рашид (786-809) . О нём сложено множество легенд и преданий. Он якобы любил бродить по улицам города инкогнито. При нём шло грандиозное строительство дворцов, мечетей и караван-сараев (постоялых дворов), превративших Багдад в архитектурную жемчужину Ближнего Востока, поражавшую своим великолепием иноземных купцов.
Этот период раннего Средневековья в Европе после краха Римской империи сопровождался заметным упадком культуры, образования и науки. На этом фоне в Арабском халифате происходил заметный расцвет в этих областях. Особо ярких достижений арабские учёные достигли в области математики, астрономии и медицины.

Распад Арабского халифата

На рубеже VIII-IX вв . единство халифата начинает стремительно ослабевать. По разным регионам прокатилась волна мятежей и народных восстаний. Реальная власть во многих областях стала переходить в руки местных правителей, основывавших собственные династии. Чаще всего они носили титулы эмиров, не претендуя на верховенство над всеми мусульманами. Одним из первых отделился Пиренейский полуостров, правители которого носили титул халифа. Там с 756 г. правила испанская ветвь Омейядов, считавшая Абассидов нелегитимными узурпаторами. Династии независимых правителей образовались в Марокко, в Алжире, в Тунисе, в Ливии, в Египте, в Иране, в странах Средней Азии, на побережье Персидского залива.
К X в. халифат фактически перестал существовать как единое государство, разделившись на множество совершенно независимых владений, нередко враждовавших между собой. В 945 г. Багдад завоевали правители из иранского рода Бюидов. Они оставили за Багдадскими халифами исключительно религиозную власть, сведя к минимуму их политическое влияние. В 1258 г. в ходе монгольских завоеваний Багдад оказался под властью монголов. Это событие принято считать датой окончательного краха Багдадского халифата . Однако потомки последнего халифа бежали в Египет, и там, продолжали передавать этот номинальный титул по наследству вплоть до 1517 г., когда Каир был завоёван султаном турок-османов Селимом I. Он провозгласил себя халифом правоверных, и в дальнейшем этот титул сохранялся за правителями Османской империи до конца её существования.
Современные страны арабского мира являются историческими преемниками Арабского халифата. Их по прежнему объединяют общий язык, богатая культура и религия, имеющая большое количество ревностных приверженцев.

Стал основателем и нового государства, известного в истории под названием Арабский халифат. Это государство было абсолютно теократическим.

Мухаммад и наследовавшие ему халифы происходили из племени мекканских курайшитов.

Мухаммад (пророк) ум. 632

После смерти пророка Мухаммада общиной мусульман последовательно руководили выборные правители - халифы («преемники»). Все они были старыми сподвижниками Мухаммада.

Выборные (Праведные) халифы, 632-661 гг.

Хасан ибн Али 661

Считается, что выборных халифов было четыре, но фактически был и пятый, - в Куфе, после убийства Али, халифом был провозглашён его сын Хасан. Но против него выступил сирийский наместник Муавия. Поняв, что сил для противостояния у него недостаточно, Хасан отрёкся от своих прав, заключив с Муавией соглашение.

Династия Омеййадов, 661-750 гг.

Муавия был сыном Абу Суфийана, руководителя общины мекканских курайшитов, современника пророка Мухаммада. Старший сын Абу Суфийана Йазид командовал арабскими войсками в Сирии. После его смерти от чумы в 639 году сирийским наместником стал его брат Муавия.

Муавия не признал четвёртого выборного халифа Али и повёл с ним борьбу. В это время в халифате созрел заговор, участники которого решили физически устранить виновников раскола в мусульманской общине. Заговорщики убили Али, а Муавию сумели только ранить. Имея в своём распоряжении закалённую в боях армию, Муавия быстро захватил власть, расправившись со всеми противниками.

Основанная им династия халифов делилась на две ветви: Суффианидов (первые три халифа) и Марванидов (все остальные).

Йазид I 680-683

Муавия II 683-684

Марван I 684-685

Абдаллах ибн аз-Зубайр (антихалиф, в Мекке) 684-692

ал-Валид I 705-715

Йазид II 720-724

Хишам 724-743

ал-Валид II 743-744

Йазид III 744

Ибрахим 744

Марван II 744-750

В восточных провинциях халифата против Омеййадов возникло мощное движение, в котором на время объединились самые разные силы. Во главе его стоял Абу Муслим, умелый организатор и прекрасный оратор. Войска Омеййадов потерпели поражение, династия была свергнута и практически поголовно истреблена. Марван II бежал в Египет, но был убит в Газе. Лишь одному омеййадскому принцу Абд ар-Рахману, внуку халифа Хишама, удалось спастись. Он бежал на Пиренейский полуостров, где основал независимое от халифа государство.

Династия Аббасидов, 750-1258 гг.

Аббасиды вели своё происхождение от дяди пророка ал-Аббаса (ум. в 653 г.). В отличие от Алидов никаких особых прав на главенство в мусульманской общине они не имели. Поэтому, не очень стесняясь в средствах в борьбе с Омеййадами, Аббасиды старались привлечь на свою сторону самые разные силы - , хариджитов, новых мусульман, прежде всего в Иране и других восточных провинциях халифата. Но после прихода к власти они по возможности быстро постарались избавиться от прежних союзников. По приказу второго халифа ал-Мансура был убит обеспечивший им победу Абу Муслим, казнены или изгнаны многие другие видные шииты, выступления Алидов беспощадно подавлялись.

ал-Махди 775-785

ал-Хади 785-786

Харун 786-809

ал-Амин 809-813

ал-Мамун 813-833

Ибрахим ибн ал-Махди (в Багдаде) 817-819

ал-Мустасим 833-842

ал-Васик 842-847

ал-Мутаваккил 1 847-861

ал-Мустансир 861-862

ал-Мустаин 862-866

ал-Мутазз 866-869

ал-Мухтади 869-870

ал-Мутамид 870-892

ал-Мутадид 892-902

ал-Муктафи 902-908

ал-Муктадир 908-932

ал-Кахир 932-934

ал-Ради 934-940

ал-Муттаки 940-944

ал-Мустакфи 944-946

ал-Мути 946-976

ат-Таи 976-991

ал-Кадир 991-1031

ал-Каим 1031-1075

ал-Муктади 1075-1094

ал-Мустазхир 1094-1118

ал-Мустаршид 1118-1135

ар-Рашид 1135-1136

ал-Муктафи 1136-1160

ал-Мустанджид 1160-1170

ал-Мустади 1170-1180

ан-Насир 1180-1225

аз-Захир 1225-1226

ал-Мустансир 1226-1242

ал-Мустасим 1242-1258

Власть халифов постепенно слабела, от государства отделялись окраины. В 945 году дейлемитские Буиды захватили столицу халифата Багдад и превратили халифов в своих марионеток, оставив за ними только духовное руководство.

В 1055 году Багдад завоевали турки-сельджуки. Политическая власть перешла к их султанам. В конце XII века сельджукидское государство распалось, и халифы постепенно восстановили свою власть. Но в 1258 году халифат был уничтожен монгольским ханом Хулагу, который приказал казнить халифа ал-Мустасима. В результате этого правоверные сунниты лишились своего духовного лидера. Тогда же среди беглецов из Багдада в Каире появился один, который называл себя дядей последнего халифа. Хотя его происхождение вызывало сомнения, управлявшие Египтом мамлюки сочли выгодным ему поверить. Он был провозглашён халифом, а после его скорой гибели халифом стал его брат. Никакой реальной власти ни они, ни их потомки не имели. Мамлюкские султаны держали при своём дворе халифов в качестве главных духовных лиц. Халифы своим авторитетом укрепляли власть султанов.

Аббасидские халифы в Каире, 1261-1517 гг.

ал-Мустансир 1261

ал-Хаким I 1261-1302

ал-Мустакфи I 1302-1340

ал-Васик I 1340-1341

ал-Хаким II 1341-1352

ал-Мутадид I 1352-1362

ал-Мутаваккил I 1362-1377

ал-Мутасим 1377

ал-Мутаваккил I (вторично) 1377-1383

ал-Васик II 1383-1386

ал-Мутасим (вторично) 1386-1389

ал-Мутаваккил I (в третий раз) 1389-1406

ал-Мустаин 1406-1414

ал-Мутадид II 1414-1441

ал-Мустакфи II 1441-1451

ал-Каим 1451-1455

ал-Мустанджид 1455-1479

ал-Мутаваккил II 1479-1497

ал-Мустамсик 1497-1508

ал-Мутаваккил III 1508-1516

ал-Мустамсик (вторично) 1516-1517

ал-Мутаваккил III (вторично) 1517

В 1517 году османский султан Селим I завоевал Египет. Последнего мамлюкского султана по его приказу казнили. Аббасидский же халиф Мутаваккил III жил далее при дворе Селима I, который присвоил себе титул халифа правоверных.

Является ислам, рождение которого относится к VII веку и связано с именем пророка Мухаммеда, исповедовавшего единобожие. Под его влиянием в Хаджизе — на территории Западной Аравии — была образована община единоверцев. Дальнейшие завоевания мусульманами Аравийского полуострова, Ирака, Ирана и ряда других государств обусловили возникновение арабского халифата — мощного азиатского государства. Оно включило в себя целый ряд покорённых земель.

Халифат: что это такое?

Само слово «халифат» в переводе с арабского имеет два значения. Это и наименование того огромного государства, созданного после смерти Мухаммеда его последователями, и титул верховного правителя под властью которого находились страны халифата. Период существования этого государственного образования, отмеченный высоким уровнем развития науки и культуры, вошёл в историю, как Золотой век ислама. Условно принято считать его границами 632-1258 гг.

После смерти халифата насчитывает три основных периода. Первый из них, начавшийся в 632 году, обусловлен созданием Праведного халифата, во главе которого поочерёдно стояли четыре халифа, праведность которых дала название управляемому ими государству. Годы их правления отмечены рядом крупных завоеваний, таких как захват Аравийского полуострова, Кавказа, Леванта и значительной части Северной Африки.

Религиозные споры и территориальные завоевания

Возникновение халифата тесно связано с начавшимися после смерти пророка Мухаммеда спорами о его преемнике. В результате многочисленных дебатов верховным правителем и религиозным лидером стал близкий друг основателя ислама — Абу Бакр ас-Саддик. Он начал своё правление с войны против вероотступников, отошедших от учения пророка Мухаммеда сразу же после его смерти и ставших последователями лжепророка Мусайлимы. Их сорокатысячная армия была разбита в битве при Аркабе.

Последующие продолжили завоевания и расширение подвластных им территорий. Последний из них — Али ибн Абу Талиб — стал жертвой взбунтовавшихся отступников от основной линии ислама — хариджитов. Это положило конец выборности верховных правителей, так как силой захвативший власть и ставший халифом Муавия I в конце жизни назначил преемником своего сына, и таким образом в государстве установилась наследственная монархия ― так называемый Омейядский халифат. Что это такое?

Новая, вторая форма халифата

Своему названию данный период в истории арабского мира обязан династии Омейядов, выходцем из которой был Муавия I. Его сын, унаследовавший от отца верховную власть, ещё больше раздвинул границы халифата, одерживая громкие военные победы в Афганистане, Северной Индии и на Кавказе. Его войска захватили даже часть Испании и Франции.

Только византийский император Лев Исавр и болгарский хан Тервел смогли остановить его победоносное наступление и положить предел территориальным экспансиям. Европа же своим спасением от арабских завоевателей обязана прежде всего выдающемуся полководцу VIII века Карлу Мартелю. Возглавляемая им армия франков разгромила полчища захватчиков в знаменитой битве при Пуатье.

Перестройка сознания воинов на мирный лад

Начало периода, связанного с Омейядским халифатом, характерно тем, что положение самих арабов на оккупированных ими территориях было незавидным: жизнь напоминала обстановку в военном лагере, находящемся в состоянии непрерывной боевой готовности. Причиной тому послужило крайне религиозное рвение одного из правителей тех лет Умара I. Благодаря ему ислам приобрел черты воинствующей церкви.

Возникновение арабского халифата породило многочисленную социальную группу профессиональных воинов — людей, единственным занятием которых стало участие в захватнических походах. Чтобы их сознание не перестраивалось на мирный лад, им было запрещено вступать во владение земельными участками и обретать оседлость. К концу же правления династии картина во многом изменилась. Запрет был отменён, и, став землевладельцами, многие вчерашние воины ислама предпочли жизнь мирных помещиков.

Халифат династии Аббасидов

Справедливо отметить, что если в годы Праведного халифата для всех его правителей политическая власть по своему значению уступала место религиозному влиянию, то теперь она заняла главенствующую позицию. По своему политическому величию и культурному расцвету наибольшую славу в истории Востока заслуженно приобрёл Аббасидский халифат.

Что это такое — знает в наши дни большинство мусульман. Воспоминания о нём доныне укрепляют их дух. Аббасиды — династия правителей, подарившая своему народу целую плеяду блестящих государственных мужей. Среди них были и полководцы, и финансисты, и истинные ценители и покровители искусства.

Халиф — покровитель поэтов и учёных

Считается, что арабский халифат при Харуне ар Рашиде — одном и наиболее ярких представителей правящей династии — достиг наивысшей точки своего расцвета. Этот государственный деятель вошёл в историю как покровитель учёных, поэтов и литераторов. Однако, посвятив всего себя духовному развитию возглавляемого им государства, халиф оказался плохим администратором и уж совсем никудышным полководцем. Кстати, именно его образ увековечен в пережившем века собрании восточных сказок «Тысяча и одна ночь».

«Золотой век арабской культуры» — эпитет, который в наибольшей степени заслужил именно возглавляемый Харун ар Рашидом халифат. Что это такое, можно в полной мере понять, лишь ознакомившись с тем наслоением староперсидской, индийской, ассирийской, вавилонской и отчасти греческой культур, что способствовало развитию ученой мысли в период правления этого просветителя Востока. Всё лучшее, что создано было творческим умом древнего мира, он сумел объединить, сделав для этого базовой основой арабский язык. Именно поэтому в наш обиход вошли выражения: «арабская культура», «арабское искусство» и так далее.

Развитие торговли

В обширном и вместе с тем упорядоченном государстве, коим являлся Аббасидский халифат, значительно увеличился спрос на продукцию сопредельных государств. Это явилось следствием повышения общего уровня жизни населения. Мирные на тот период отношения с соседями позволили развить с ними меновую торговлю. Постепенно круг экономических контактов расширялся, и в него стали входить даже страны, находящиеся на значительном удалении. Всё это дало толчок к дальнейшему развитию ремёсел, искусства и мореплавания.

Во второй половине IX века, уже после смерти Харун ар Рашида, в политической жизни халифата обозначились процессы, которые в итоге привели к его распаду. Ещё в 833 году находившийся у власти правитель Мутасим сформировал преторианскую тюркскую гвардию. С годами она сделалась настолько мощной политической силой, что правящие халифы попали к ней в зависимость и практически утратили право на принятие самостоятельных решений.

К этому же периоду относится и рост национального самосознания у подвластных халифату персов, что послужило причиной их сепаратистских настроений, ставших впоследствии причиной откола Ирана. Общий распад халифата ускорился и за счёт отделения от него на западе Египта и Сирии. Ослабление централизованной власти дало возможность заявить свои претензии на независимость и ряд других прежде подконтрольных территорий.

Усиление религиозного давления

Потерявшие свою прежнюю власть халифы попытались заручиться поддержкой у правоверного духовенства и воспользоваться его влиянием на массы. Правители, начиная с Аль-Мутаваккиля (847 год), своей главной политической линией сделали борьбу со всеми проявлениями вольнодумства.

В государстве, ослабленном подрывом авторитета власти, началось активное религиозное гонение на философию и все отрасли науки, включая математику. Страна неуклонно погружалась в пучину мракобесия. Арабский халифат и его распад явились наглядным примером того, сколь благотворно влияние науки и свободной мысли на развитие государства, и сколь губительно их преследование.

Конец эпохи арабских халифатов

В X веке влияние тюркских военачальников и эмиров Месопотамии настолько усилилось, что могущественные прежде халифы Аббасидской династии превратились в мелких багдадских князьков, единственным утешением которых сделались оставшиеся от прежних времён титулы. Дошло до того, что возвысившаяся в Западной Персии шиитская династия Буидов, собрав достаточное войско, захватила Багдад и фактически правила в нём на протяжении ста лет, тогда как номинальными властителями оставались представители Аббасидов. Большего унижения для их гордости не могло быть.

В 1036 году для всей Азии наступил очень тяжёлый период — турки-сельджуки начали беспримерный по тем временам захватнический поход, ставший причиной уничтожения во многих странах мусульманской цивилизации. В 1055 году они выбили из Багдада правивших там Буидов и установили своё господство. Но и их власти пришёл конец, когда в начале XIII века вся территория некогда мощного арабского халифата была захвачена бесчисленными полчищами Чингисхана. Монголы окончательно уничтожили всё, что было достигнуто восточной культурой за предшествующие века. Арабский халифат и его распад отныне стали лишь страницами истории.

Древняя Аравия не располагала благоприятными условиями для хозяйственного освоения. Основную часть Аравийского полуострова занимает плоскогорье Неджд, чья земля мало пригодна для обработки. Население в древности занималось здесь в основном разведением скота (верблюдов, овец, коз). Только на западе полуострова, вдоль берега Красного моря, в так называемом Хиджазе (араб. «преграда»), и на юго-западе, в Йемене, располагались пригодные для земледелия оазисы. Через Хиджаз пролегали караванные пути, что способствовало созданию здесь крупных торговых центров. Одним из них была Мекка .

В доисламской Аравии кочевые арабы (бедуины) и оседлые арабы (земледельцы) жили родо-племенным строем. Этот строй нес в себе сильные пережитки матриархата. Так, счет родства производился по материнской линии, были известны случаи полиандрии (многомужества), хотя одновременно практиковалось и многоженство. Брак у арабов расторгался достаточно свободно, в том числе и по инициативе жены. Племена существовали автономно друг от друга. Время от времени они могли заключать между собой союзы, но устойчивых политических образований долгое время не возникало. Во главе племени находился сейид (букв. «оратор»), позже сейидов стали называть шейхами. Власть сейида носила потестарный характер и по наследству не передавалась, однако сейиды обычно происходили из одного рода. Такой вождь руководил хозяйственными работами племени, он же возглавлял ополчение на случай военных действий. Во время похода сейид мог рассчитывать на получение четвертой части военной добычи. Что касается деятельности народных собраний у арабов, то сведениями об этом наука не располагает.

На рубеже VI–VII вв. Аравия переживала серьезный кризис. Страна была разорена в результате войн, которые вели в этом регионе персы и эфиопы. Персы перенесли транспортные пути на восток, в район Персидского залива, междуречье Тигра и Евфрата. Это привело к падению роли Хиджаза как транспортного и торгового узла. Кроме того, рост населения вызвал земельный голод: пригодных для земледелия участков стало не хватать. В результате возросла социальная напряженность среди арабского населения. На волне этого кризиса возникла новая религия, призванная восстановить согласие и объединить всех арабов. Она получила название ислам («покорность»). Ее создание связано с именем пророка Мухаммада (570–632 ). Он происходил из племени курайшитов, господствовавшего в Мекке. До сорока лет он оставался обыкновенным человеком, преображение его произошло в 610 г. чудодейственным образом (через явление архангела Джебраила). С этого времени Мухаммад начал передавать миру небесные послания в виде сур (глав) Корана (ал-Кур’ан означает «чтение», так как пророк должен был читать небесный свиток по приказанию архангела). Мухаммад выступил с проповедью нового вероучения в Мекке. Основу его составило представление о едином Боге – Аллахе. Так называлось племенное божество курайшитов, но Мухаммад придал ему значение вселенского Бога, Творца всего сущего. Новая религия многое впитала от других монотеистических культов – христианства и иудаизма. Пророки Ветхого завета и Иисус Христос были объявлены пророками ислама. Первоначально проповедь единобожия встретила яростное сопротивление со стороны курайшитской знати, не желавшей расставаться с языческими верованиями. В Мекке начались столкновения, которые привели к переселению Мухаммада и его сторонников в соседний город Йасриб (названный позже Медина ан-наби – «город пророка»). Переселение (хиджра) произошло в 622 г. , эта дата была признана затем началом мусульманского летоисчисления. Такое значение хиджры связано с тем, что именно в Медине пророку удалось создать умму – мусульманскую общину, которая стала зародышем первого исламского государства. Опираясь на силы мединцев, пророк смог завоевать Мекку военным путем. В 630 г. Мухаммад вступил в родной город победителем: Мекка признала ислам.

После смерти Мухаммада в 632 г. в мусульманской общине стали избирать его заместителей – халифов («тот, кто следует после, преемник»). С этим связано и название мусульманского государства – Халифат. Четыре первых халифа получили название «праведных» (в отличие от последующих «безбожных» омейядских халифов). Праведные халифы: Абу Бакр (632–634); Омар (634–644); Осман (644–656); Али (656–661). С именем Али связан раскол в исламе и появление двух основных течений: суннитов и шиитов. Шииты являлись приверженцами и последователями Али («партия Али»). Уже при первых халифах начинаются завоевательные походы арабов, территория мусульманского государства значительно расширяется. Арабы захватывают Иран, Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, они проникают в Закавказье и Среднюю Азию, подчиняют Афганистан и северо-западную Индию до р. Инд. В 711 г. арабы переправились в Испанию и в короткий срок захватили весь Пиренейский полуостров. Они продвинулись дальше в Галлию, но были остановлены франкскими войсками под руководством майордома Карла Мартелла. Вторгались арабы и на территорию Италии. В результате была создана огромная империя, превосходившая по своим масштабам и империю Александра Македонского, и Римскую империю. Важную роль в победах арабов сыграли религиозные доктрины. Вера в единого Бога сплотила арабов: ислам проповедовал равенство между всеми приверженцами новой религии. На время это сгладило социальные противоречия. Сыграла свою роль и доктрина веротерпимости. Во время джихада (священной «войны на пути Аллаха») воины ислама должны были проявлять веротерпимость к «людям Писания» – христианам и иудеям, но только в том случае, если они принимают статус зиммиев . Зиммии – это те немусульмане (христиане и иудеи, в IX в. к ним были причислены и зороастрийцы), которые признают над собою мусульманскую власть и платят особый подушный налог – джизью . Если они оказывают сопротивление с оружием в руках или отказываются платить налог, с ними следовало вести войну как с другими «неверными». (Мусульмане также не должны были проявлять терпимость к язычникам и вероотступникам.) Доктрина веротерпимости оказалась достаточно привлекательна для многих христиан и иудеев в захваченных арабами странах. Известно, что в Испании и на юге Галлии местное население предпочитало более мягкую мусульманскую власть жесткому правлению германцев – вестготов и франков.

Государственный строй. По форме правления Халифат был теократической монархией . Глава государства халиф являлся одновременно и духовным лидером, и светским правителем. Духовная власть обозначалась словом имамат , светская – эмират . Таким образом, халиф являлся и верховным имамом, и главным эмиром страны. В суннитской и шиитской традициях существовало разное понимание роли правителя в государстве. Для суннитов халиф был преемником пророка, а через пророка – исполнителем воли самого Аллаха. В этом качестве халифу принадлежала абсолютная власть, но в законодательной сфере его полномочия были ограничены. Халиф не обладал правом интерпретации высшего закона, заключенного в основных источниках мусульманского права. Право истолкования принадлежало мусульманским богословам, обладавшим высоким авторитетом в общине – муджтахидам . Причем решение должно было приниматься ими в согласованном виде, а не индивидуально. Халиф же не может создавать нового законодательства, он лишь обеспечивает исполнение уже существующего закона. Шииты определяли полномочия имама-халифа более широко. Имам, подобно пророку, получает откровение от самого Аллаха, поэтому он наделен правом истолкования священных текстов. Шииты признавали за правителем право на законотворчество.

Различным было и представление о преемственности власти халифа. Шииты признавали право на высшую власть только за потомками халифа Али и его супруги Фатимы, дочери пророка (т.е. за Алидами). Сунниты придерживались принципа выборности. При этом признавались легальными два способа: 1) избрание халифа мусульманской общиной – фактически только муджтахидами; 2) назначение халифом своего преемника при жизни, но с обязательным утверждением его в умме – муджтахидами, их согласным мнением. Первые халифы обычно избирались общиной. Но и второй способ тоже применялся: первый прецедент был дан халифом Абу Бакром, который назначил своим преемником Омара.

После смерти халифа Али в 661 г. власть была захвачена родственником третьего халифа Османа и врагом Али – Муавией. Муавия был наместником в Сирии, он перенес столицу Халифата в Дамаск и основал первую династию халифов – династию Омейядов (661–750 ). При Омейядах власть халифа стала приобретать более светский характер. В отличие от первых халифов, ведших простой образ жизни, Омейяды завели свой двор и пребывали в роскоши. Создание громадной державы потребовало введения многочисленной бюрократии и усиления налогообложения. Налогами были обложены не только зиммии, но и мусульмане, ранее освобождавшиеся от уплаты податей в казну.
В многонациональной империи Омейяды пытались проводить проарабскую политику, что вызвало недовольство мусульман-неарабов. Широкое движение за восстановление равенства в мусульманской общине привело к падению династии. Власть в Халифате захватил потомок дяди пророка (аль-Аббаса) Абу-ль-Аббас Кровавый. Он приказал уничтожить всех принцев Омейядов. (Один из них избежал гибели и основал независимое государство в Испании.)

Абу-ль-Аббас положил начало новой династии халифов – Аббасидов (750–1258 ). При следующем халифе Мансуре была отстроена новая столица г. Багдад на р. Тигр (в 762 г.). Поскольку Аббасиды пришли к власти, опираясь на поддержку населения восточных областей Халифата, прежде всего иранцев, в их правление стало ощущаться сильное иранское влияние. Многое было заимствовано от династии персидских царей Сасанидов (III–VII вв.).

Центральные органы власти и управления. Первоначально халиф сам направлял и координировал деятельность различных ведомств и служб. Со временем он стал делить эти функции со своим помощником – вазиром . Сначала вазир был только личным секретарем халифа, который вел его переписку, следил за его имуществом, а также занимался обучением наследника престола. Затем вазир превратился в главного советника халифа, хранителя государственной печати и руководителя всей бюрократии Халифата. В его подчинении оказались все центральные учреждения империи. Следует иметь в виду, что вазир располагал только той властью, которую ему делегировал халиф. Так что халиф вправе был ограничить его полномочия. Кроме того, вазир не обладал фактической властью над армией: во главе войска находился эмир-военачальник. Это подрывало влияние вазира в государстве. Обычно на должность вазира Аббасиды назначали образованных персов, должность могла переходить по наследству. Центральные ведомства носили название диваны . Сначала так обозначались реестры лиц, получавших жалованье и пенсии из казны, затем – ведомства, где эти реестры хранились. Главными диванами являлись: канцелярия, казначейство и управление армией. Выделялось также главное почтовое ведомство (Диван аль-барид). Оно ведало управлением дорог и почт, созданием средств связи. Чиновники дивана, помимо прочего, занимались перлюстрацией писем и выполняли функции тайной полиции в государстве.

Во главе каждого дивана находился сахиб – начальник, у него в подчинении были катибы – писцы. Они проходили специальную подготовку и составляли в обществе особую социальную группу со своей иерархией. Эту иерархию возглавлял вазир.

Местное управление . Для Халифата времен Омейядов была характерна сильная децентрализация власти. При завоевании новых областей туда направлялся наместник, который должен был держать в повиновении местное население и отправлять в центр часть военной добычи. При этом наместник мог действовать практически бесконтрольно. Аббасиды заимствовали опыт организации Персидской державы Сасанидов. Вся территория Арабской империи была поделена на крупные округа по образцу персидских сатрапий. В каждую такую провинцию халиф назначал своего чиновника – эмира , который нес перед ним полную ответственность за свои действия. Важное его отличие от наместника эпохи Омейядов заключалось в том, что он исполнял не только военно-полицейские функции, но и осуществлял гражданское управление в провинции. Эмиры создавали специализированные ведомства наподобие столичных диванов и осуществляли контроль над их работой. Помощниками эмиров были наибы .

Судебная система . Первоначально суд не был отделен от администрации. Высшими судьями являлись халифы, от халифов судебная власть делегировалась наместникам областей. С конца VII в. происходит отделение суда от администрации. Халиф и его наместники стали назначать особых судей, называвшихся кади («тот, кто решает»). Кади – это профессиональный судья, знаток мусульманского права (шариата). Поначалу кади не был самостоятелен в своих действиях и зависел от халифа и его наместника. Кади мог назначить себе заместителя, подчиненного ему, а заместитель имел помощников в районах. Эту разветвленную систему возглавлял кади аль-кудат («судья судей»), назначаемый халифом. При Аббасидах кади стал независим от местных властей, но сохранилось его подчинение центру. Назначение новых кади стало осуществляться особым диваном, наподобие министерства юстиции.

Кади мог вести как уголовные, так и гражданские дела (различий в судебном процессе в Арабском халифате еще не было). Он также следил за состоянием общественных зданий, тюрем, дорог, вел контроль за исполнением завещаний, ведал разделом имущества, устанавливал опеку и даже выдавал замуж одиноких женщин, лишенных попечителя.

Часть уголовных дел была изъята из ведения кади. Дела, связанные с обеспечением безопасности, и дела об убийствах подлежали ведению органов полиции – шурта . Шурта выносила по ним окончательное решение. Она также была органом предварительного следствия и органом исполнения судебного приговора. Возглавлял полицию – сахиб-аш-шурта . Дела о прелюбодеянии и употреблении спиртного тоже были изъяты из ведения кади и рассматривались городничим, сахибом ал-мадина .

Высшей апелляционной инстанцией был халиф. Вазир тоже был наделен судебными полномочиями: мог рассматривать дела о «гражданских правонарушениях». Суд вазира дополнял шариатский суд кади и действовал зачастую более эффективно.

Дальнейшая судьба Халифата. Уже в VIII в. Арабская империя начинает распадаться. Провинциальные эмиры, опираясь на свои войска, добиваются независимости. К середине X в. под контролем халифа сохраняются лишь Аравия и часть Месопотамии, примыкающая к Багдаду.
В 1055 г. Багдад был захвачен турками-сельджуками. В руках халифа осталась только религиозная власть, светская власть перешла к султану (буквально «властелин») сельджуков. Как духовные лидеры мусульман-суннитов багдадские халифы сохраняли свое значение до 1258 г., когда Багдад был захвачен монголами, а последний багдадский халиф был убит по приказу хана Хулагу. В скором времени Халифат был восстановлен в Каире (Египет), где просуществовал до 1517 г. Тогда последний каирский халиф был вывезен в Стамбул и вынужден был отречься от своих полномочий в пользу османского султана. Светская и духовная власть снова соединились в руках одного лица.
В 1922 г. последний турецкий султан Мехмед VI был низложен, обязанности халифа были возложены на Абдул-Меджида II. Он стал последним халифом в истории. В 1924 г. Великое национальное собрание Турции приняло закон о ликвидации Халифата. Его более чем тысячелетняя история завершилась.