Как избавиться от напряжения и стресса: полезные советы. Техники снятия психоэмоционального напряжения

Упражнение «Муха».
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача, не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
Упражнение «Лимон».

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение «Сосулька» («Мороженое»),
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы - сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять, расслабляя постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достиже-ния оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять, лежа на полу.
Упражнение «Воздушный шар».
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы - большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
И, наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20-30 приседаний либо 15-20 прыжков на месте. Это позволит избавиться от возникшего напряжения. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответствен-ными выступлениями.
Рассмотрим следующий комплекс саморегуляции - аутогенную тренировку (AT).
Аутогенная тренировка дает возможность овладения эмоциями, развивает волю, внимание, формирует привычку к самона-блюдению и самоотчету, повышает устойчивость и лабильность высшей нервной деятельности.
Аутогенная тренировка включает в себя две ступени - низшую и высшую.
Первая ступень состоит из 6 упражнений, воздействующих на вегетативные функции:
упражнение «Тяжесть» - максимальное расслабление мышц. Отрабатывается мышечная релаксация посредством образного представления развивающегося ощущения тяжести в правой руке, затем левой руке, далее в правой ноге, затем в левой ноге и туловище;
упражнение «Тепло» - произвольное расширение кровеносных сосудов в той же последовательности, добиваясь ощущения тепла;
упражнение «Сердце» - регуляция ритма сердцебиений;
упражнение «Дыхание» - регуляция и нормализация дыхания;
упражнение «Тепло в области солнечного сплетения» - вызов ощущения тепла в области брюшной полости;
упражнение «Прохлада в области лба» - использование чувственных представлений прохлады, ветерка, освежающего голову.
Вторая ступень - это медитативные упражнения, которые воздействуют на психические функции, такие, как внимание, во-ображение, мышление, воля, эмоции. Приступать к ним можно только после того, как освоены упражнения первой ступени и ощущения, вызываемые во всех шести упражнениях, достигаются быстро (примерно 30-40 секунд).
Начинают отработку упражнений в положении лежа (на спине, руки слегка согнуты в локтевых суставах, ноги расположены свободно и не касаются друг друга), в дальнейшем целесообразно выполнять их сидя в удобной позе. Отрабатываются они в условиях полного покоя, уединения, без спешки. Тренированный человек способен легко игнорировать всевозможные помехи, вы-полняя упражнения в любых условиях. Практика показывает, что упражнения усваиваются быстрее и эффективнее при ис-пользовании магнитофонной записи текста с последовательностью действий.
Первые несколько минут каждого упражнения посвящаются поиску удобного расположения. После того как достигнуто состояние максимального покоя, начинается фаза самовнушения, с проговариванием одной фразы, сокращая ее на одно слово при каждом повторении. Например: « А сейчас / Я очень / Хочу /, Чтобы / Моя / Правая / Рука / Стала/ Тяжелой...», «Я переключаю внимание на левую руку. Я очень хочу, чтобы моя левая рука стала тяжелой...»
Далее следует основная содержательная часть, которая состоит из установок, характер которых соответствует задачам выполняемого упражнения. После основной содержательной части следует завершающая фаза, в процессе которой организм готовится к переходу в бодрствующее состояние, для чего используются следующие формулировки: «Я отлично отдохнул. Я ощущаю себя свежим. Я очень спокоен. Спокойствие дает мне уверенность, силу, здоровье. Я чувствую себя бодрым и энергичным, и т.д.». Если упражнение нацелено на нормализацию сна, формулировки завершающей фазы меняются на противоположенные: «Я растворяюсь в покое. Покой превращается в дремоту. Я начинаю засыпать. И т.п.».
В целях само- и взаимопомощи по повышению стрессоустой- чивости можно использовать метод Хасая Алиева «Ключ». Этот метод позволяет путем подбора и перебора найти индивидуальный способ достижения оптимального психоэмоционального состояния. В основе метода лежит идеомоторная тренировка.
В отличие от аутотренинга, предполагающего последовательное освоение каждого упражнения и перехода к следующему шагу только при полном достижении необходимого эффекта, метод X. Алиева «Ключ» позволяет быстро достигнуть эффекта расслабления и снятия психомоторного напряжения. Данный метод основан на саморегуляции без внешнего воздействия со стороны специалистов. Для вхождения в оптимальное психоэмоциональное состояние необходимо путем подбора и перебора найти свой собственный «ключ». Обучаясь управлять идеомоторными движениями, человек научается управлять своим состоянием. Каким же образом это достигается?
Инструкция.
Прежде всего, необходимо провести тест на «зажатость» путем перебора трех базовых приемов.
Базовые идеомоторные приемы:
разведение рук: представьте себе, что вытянутые перед собой руки начинают плавно расходиться в стороны без ваших мышечных усилий, как бы автоматически;
сведение рук: представьте себе их обратное движение;
подъем руки, рук: представьте себе, что ваша опущенная рука (руки) всплывает вверх, как, например, у космонавта в невесомости.
Если ни один из приемов не получается, значит, вы зажаты. Сделайте любое физическое упражнение и снова повторите прием на «зажатость». Для снятия нервных зажимов необходимо повторить несколько раз тот идеомоторный прием, который лучше всего получается. Внимание! Когда тело начинает переходить в режим автоколебаний, помогая этому процессу, ищите ритм гармоничного автоколебания «вперед-назад» или «по кругу». Этим способом можно тренировать и координацию. Упражнения можно выполнять стоя или сидя.
Во время выполнения приемов следует помнить желаемые результаты, которые вы хотите получить в итоге их действия (например, улучшение самочувствия, бодрость, ясность и т.п.).
Прием «Полет».
Встаньте, закройте глаза, руки опустите вдоль тела. Мысленно сосредоточьтесь на руках и попробуйте поднять их вверх, в стороны без напряжения. Представьте себе, что вы летите высоко над землей.
Прием «Расхождение рук».
Встаньте, закройте глаза, руки вытяните перед собой. Мысленно сосредоточьтесь на руках и попробуйте развести их в стороны, не напрягая. Подберите себе удобный образ, позволяющий добиться этого движения.
Прием «Схождениерук».
Встаньте, закройте глаза, руки в стороны. Мысленно сосредоточьтесь на руках и попробуйте их свести, не напрягая. Подберите себе удобный образ, позволяющий добиться этого движения.
Прием «Левитация руки».
Руки опущены. Настройтесь, чтобы рука стала легче и начала подниматься, всплывать. Если этот прием не получается, необходимо искать другое движение или попробовать выполнить его после других движений.
Прием «Автоколебания тела».
Встаньте, закройте глаза, руки опустите вдоль тела. Начинайте медленно раскачиваться, мысленно подбирая свой темп и ритм движения, постепенно добиваясь полного расслабления всего тела. Главное - искать приятный ритм и темп раскачивания.
Прием «Движение головой».
Стоя или сидя, механически вращайте головой в поиске приятного ритма и приятных точек поворота. Следует обходить болевые и напряженные места. Приятная точка поворота - это точка релаксации. Задача - найти такое движение, которое дается легко, с минимальным усилием, с приятными ощущениями, которые хочется продолжать.
Основная задача - научиться мысленно достигать оптимального психоэмоционального состояния. В случаях стресса, выполняя описанные упражнения, можно быстро и эффективно восстановить свои силы и взять под контроль чувства и эмоции. Более
подробно о методе можно прочитать в книге X. Алиева «Ключ к себе» (М.: Молодая гвардия, 1990). Способы достижения спокойствия, воздействия на телесные реакции, произвольно изменяя физиологические параметры деятельности организма, - это, собственно, и есть саморегуляции, о чем говорилось выше.
Рассмотрим следующую базисную технику регуляции психоэмоционального состояния - самомониторинг. Предлагаемый нами вариант самомониторинга состояния внедрен как обязательный элемент психофизиологической подготовки и используется для «самоконтроля-саморегуляции» летчиков (В.Л. Марищук), а также специалистов различных экстремальных профессий.
Цель самомониторинга - выявление и произвольное преодоление эмоциональной напряженности.
Инструкция.
Необходимо мысленно перемещать фокус внимания по телу с помощью следующих вопросов:
Как моя мимика?
Как мои мышцы? Нет ли скованности?
Как я дышу?
При выявлении негативных признаков они произвольно устраняются при помощи других техник саморегуляции: регулируется поза, расслабляются мышцы, нормализуется дыхание, создается мимика уверенного спокойствия.
Прежде всего, необходимо освоить базисную технику саморегуляции дыхания.
Сядьте и займите удобное положение.
Положите одну руку в области пупка, вторую - на грудь (эти манипуляции необходимо выполнять только на начальном этапе освоения техникой с тем, чтобы запомнить правильную последовательность дыхательных движений и возникающие ощущения).
Сделайте глубокий вдох (длящийся не менее 2 секунд), набирая воздух сначала в живот, а затем заполните им всю грудь.
Задержите дыхание на 1-2 секунды.
Выдыхайте медленно и плавно в течение 3 секунд. Выдох должен быть длиннее вдоха.
Снова сделайте глубокий вдох без остановки и повторите упражнение.
Упражнение повторяется 4-5 раз подряд. Избегайте стремления выполнить упражнение в совершенстве с первого раза. Необходимо помнить, что при выполнении данной техники может возникнуть головокружение. Это обусловлено индивидуальными особенностями. В случае возникновения головокружения сократите количество циклов, выполняемых за один подход. Технику саморегуляции дыхания можно и важно использовать не только в моменты психоэмоцианольного напряжения, но и в течение дня от 5 до 15 раз, уделяя ее выполнению 1 минуту. Данная техника прекрасно помогает снять эмоциональное возбуждение, состояние напряженности и т.д.
В качестве простой техники работы с эмоциями можно использовать технику парадоксального намерения В. Франкла.
Инструкция.
Внутренний опыт показывает, что переживания возникают у нас непроизвольно, независимо от нашего решения. Попробуйте прямо сейчас вызвать в себе тревогу, старайтесь изо всех сил, говорите себе: «Ты должен ужасно растревожиться. Волнуйся, тревожься, еще сильнее!..» Думаю, тревоги не возникло. Прямое намерение ощутить какое-то чувство как бы парализует на время способность испытывать его. На основании этого было сформулировано одно из правил психотехники переживания - «Если вы хотите избавиться или ослабить какое-то нежелательное состояние, попытайтесь сделать прямо противоположное - вызвать или усилить его ощущение».

– это следствие не только эмоционального, но и физического перенапряжения, а вот эмоциональное напряжениеэто одна из причин стресса. Человек в своей жизни испытывает разные эмоции, без которых невозможно представить себе существование человечества, да и жизнь без эмоций нельзя назвать полной. Одни эмоции делают нас счастливыми, другие напротив, несут негатив, составляя основу наших действий и побуждающих к ним, определяя стадию эмоционального напряжения . сказывается не только на психическом здоровье человека, оно способно вызвать ряд соматических заболеваний и обострить уже имеющие хронические. Поэтому очень важно уметь снять эмоциональное напряжение для сохранения психического и соматического здоровья.

Эмоциональное напряжение – это механизм, способный активизировать и мобилизовать все интеллектуальные и физические ресурсы организма, направленные на решении тех или иных задач при минимальной информации и сжатые временные сроки. В соответствии с той или иной ситуацией возбуждение преобразуется в эмоции, которые в свою очередь преобразуются в сенсорные (чувствительные) и моторные (двигательные) действия. От того насколько высока мотивация тех или иных побуждений, разница между средствами достижения поставленной задачи и реальными методами (наличие информации, времени и энергии) зависит насколько повышается .

Эмоциональное напряжение проходит путь развития в нескольких стадиях:

1 стадия – мобилизация активности. На этой стадии существенно повышается физическая и умственная работоспособность, позволяющая решить сложные и нестандартные задачи при существенной ограниченности во времени. Если такая мобилизация организма оказывается дефицитной для организма, то эмоциональное напряжение переходит во вторую стадию.

2 стадия – стеническая отрицательная эмоция. Для второй стадии эмоционального напряжения характерна предельная мобилизация всех внутренних ресурсов организма, проявляющаяся в злости, гневливости, одержимости и ярости. Если организм ощущает нехватку внутреннего ресурса, то наступает третья стадия эмоционального напряжения .

3 стадия – астеническая отрицательная эмоция, выражающаяся состоянием страха и тревоги , ужаса и тоски, ощущением безысходности. На этой стадии организм подает сигнал об опасности, указывая, что все внутренние резервы исчерпаны и нужно искать другие пути достижения своей цели, либо отказаться от неё, в противном случае наступает четвертая стадия эмоционального напряжения.

Эмоциональное напряжение , достигнув своего апогея грозит не только психическими и невротическими расстройствами, но и вызывает ряд опасных соматических заболеваний или серьезно обостряет уже имеющиеся хронические болезни. В первую очередь страдает нервная, сердечно-сосудистая и пищеварительная системы.

Зная, о последствиях эмоционального напряжения нужно учиться управлять этим состоянием и своевременно , пока оно не достигло опасной четвертой стадии – невроза.

Как снять эмоциональное напряжение?

Если вы чувствуете, что медленно превращаетесь в «клубок нервов», значит пора . В первую очередь вам помогут физические нагрузки, и совсем не обязательно быть спортсменом или мучить себя изнурительными походами в тренажерный зал. Вполне достаточно легкой утренней пробежки или выполнению специального комплекса лечебной физкультуры , приучив себя к которым мы будете получать достаточную дозу «гормона счастья» эндорфина, действие которого в организме поможет снизить состояние эмоционального напряжения и не допуститьразвитие синдрома эмоционального выгорания , который чаще всего испытывают люди, находящие в состоянии постоянного стресса . Эмоциональное напряжение отлично снимает вода, не зависимо от того, принимаете ли вы контрастный душ, или выбираете время для похода в бассейн. Снять эмоциональное напряжение хорошо помогают пешие прогулки, особенно хороши прогулки на свежем воздухе вдали от города.

Если вы готовы «взорваться» прямо на рабочем месте, то постарайтесь расслабиться и откинуться на спинку стула, вспомнить самые приятные моменты жизни, или помечтать о предстоящем отпуске, отвлечь себя любыми мыслями, не связанными с источником эмоционального напряжения .

Рационально распределяйте время, сочетая труд и отдых, а в домашних условиях после сложного трудового дня максимально используйте различные методики релаксации: медитацию , йогу , устраивайте себе сеансы психоэмоциональной разгрузки под спокойную музык, вдыхая ароматы мяты , сандала, соснового бора или лаванды. Избегайте конфликтных ситуаций дома и в трудовом коллективе, решайте рабочие моменты по мере их поступления, не взваливая на себя одновременно весь груз, рационально распределив его, ищите другие пути решения тех или иных трудовых задач.

Состояние эмоционального напряжения нередко лишает здорового сна , тем самым ускоряет процесс развития четвертой стадии эмоционального напряжения – невроза. Если вы почувствовали трудности с засыпанием , частые ночные просыпания, раннее пробуждение или поверхностный сон, не дающий утренней бодрости, лишающий возможности восстановить энергию и силы, применяйте для борьбы с любыми проявлениями бессонницы отвары седативных лекарственных растений. Снять эмоциональное напряжение и защитить сердечно-сосудистую систему поможет чай из листьев шалфея , плодов боярышника и шиповника , травы душицы , цветков ромашки , мяты, мелиссы лекарственной, валерианы лекарственной , травы пустырника . При отсутствии времени на приготовление отваров, принимайте растительные препараты на основе седативных трав, позволяющих восстановить качественный сон, подержать работу сердечно-сосудистой системы, уберечь от депрессивного или истерического невроза, не допустить сбоя в работе вегетативной нервной системы, приводящей к развитию вегетативного невроза .
Препараты Валериана П и Пустырник П , в состав которых входит растительное сырье, действие которого усилено витамином С, оказывающим антиоксидантное действие и повышающее уровень стрессоустойчивости , произведенных в удобной для приема форме таблетки. Инновационные препараты Пустырник П и Валериана П произведены по технологии криоизмельчения при сверхнизких температурах, что дает им значительное преимущество перед другими растительными препаратами, произведенными с использованием высокотемпературной обработки растительного сырья, существенно снижающей лечебные свойства лекарственных трав, в том числе и при приготовлении настоев или отваров.
Благодаря этим преимуществам инновационный препарат Валериана П был отмечен золотой медалью на выставке «Медицина и Здоровье» в Перми и знаком качестве «Пензенская марка».

Если вы ощущаете, что эмоциональное напряжение нарастает, то на помощь вам придет биологически активный инновационный комплекс Нерво-Вит , ставший одним из 100 лучших товаров 2012 года , изготовленный с использованием криообработки , включающий сбор лучших седативных трав , произведенный на основе синюхи голубой , седативное действие которой выше, чем у валерианы в 10 раз.
Кроме того, синюха голубая – мощный анксиолитик, позволяющий снять страх, тревогу, ужас и тоску, являющихся признаками четвертой стадии эмоционального напряжения . Для достижения более быстрого анксиолитического и седативного действия синюхи голубой в составе Нерво-Вит , добавлены пустырник и мелисса лекарственная , а более длительный успокоительный эффект обеспечивает валериана лекарственная, обладающая способностью пролонгировать действие других седативных лекарственных трав при совместном действии. Действие растительных оставляющих в составе Нерво-Вит усиливает витамин С .

Снять эмоциональное напряжение , переутомление при выполнении сложных умственных задач или мышечное напряжение при высоких физических нагрузках поможет инновационный витаминный комплекс Апитонус П , произведенный на основе маточного молочка (в составе около 120 полезных веществ) и цветочной пыльцы (богатейшего источника ферментных комплексов, заменимых и незаменимых аминокислот , макро- и микроэлементов, витаминов основных групп),
действие которых усиливает мощный антиоксидантный комплекс: дигидрокверцетин (природный эталонный антиоксидант, получаемый из коры хвойных деревьев), витамин С и витамин Е , защищающие наш организм от преждевременного старения, препятствующие возникновению психосоматических заболеваний.

Для тех, кто отдает предпочтение традиционным технологиям производства растительных препаратов рекомендуются растительные средства, произведенные в привычной форме драже — Драже Шалфей П , Драже Валериана П , Драже Пустырник П и драже серии «Вечернее»: Драже серии «Вечернее», в состав которых входит сбор седативных лекарственных трав: Драже Вечернее ВХМ (валериана, хмель , мята), Драже Вечернее Плюс (валериана и пустырник) и

Психоэмоциональное напряжение и стресс

Хроническое психоэмоциональное напряжение и постоянные стрессовые ситуации могут способствовать развитию артериальной гипотензии, особенно у детей и подростков.

Гипотонию может спровоцировать большая учебная или профессиональная нагрузка, неблагоприятный климат в семье или трудовом коллективе, неудовлетворительные бытовые условия, потеря близкого человека.

Из книги Улучшение зрения без очков по методу Бейтса автора Уильям Горацио Бейтс

7. Напряжение Временные обстоятельства могут способствовать возникновению усилия (напряжения) увидеть, что влечет за собой появление аномалий рефракции. Однако основа напряжения кроется в неправильных привычках мышления. Пытаясь снять это напряжение, врач должен

Из книги Даосские секреты любви, которые следует знать каждому мужчине автора Дуглас Абрамс

Напряжение ЛК-мышцы Значение ЛК-мышцы на Западе было открыто в сороковых годах Арнольдом Кегелем, гинекологом. Он разработал знаменитые Кегель-упражнения, которые помогли многим беременным женщинам облегчить роды. Женщины также обнаружили, что эти упражнения

Из книги Атлас самопомощи. Энергетические практики восстановления организма автора

Напряжение - расслабление Не испытав сильного напряжения, не ощутишь и глубокого расслабления. Поэтому нужно напрячься. Сядьте на стул, руки поднимите над головой и соедините ладони. Колени сведите вместе, а ступни раздвиньте на ширину стопы. В таком положении сильно

Из книги Заповедник здоровья автора Николай Иванович Шерстенников

Глава 27. НАПРЯЖЕНИЕ БИОПОЛЯ Обычные люди утверждают, что, опираясь на силу биополя, можно видеть невидимое, чувствовать скрытые процессы в организме и рассматривать болезни, которые гнездятся в людях. Все это вызывает естественный скепсис у представителей официальной

Из книги Исцеляющая сила мысли автора Эмрика Падус

Напряжение разряжено Многие психиатры и психологи – даже не имея никаких биохимических подтверждений – тоже считают, что плакать полезно.«Плач разряжает напряжение – накопленные чувства, связанные с той проблемой, которая и вызвала слезы», – говорит доктор медицины

Из книги Стройность с детства: как подарить своему ребенку красивую фигуру автора Аман Атилов

Психоэмоциональное состояние Положительные эмоции активизируют деятельность вегетативных органов, повышают газообмен, увеличивают частоту сердечных сокращений. Все это позитивно сказывается на состоянии возбудимости мышц, их эластичности и упругости. Упражнения для

Из книги Гомеопатический справочник автора Сергей Александрович Никитин

Напряжение Напряжение или малейшее волнение вызывает прилив крови и красноту лица - Феррум Металликум,

автора Ирина Николаевна Макарова

Напряжение мышц спины Тренировка мышц спины (верхняя часть) Упражнение дыхательное и расслабляющее мышцы А – вдохБ – выдох,

Из книги Болит спина? Лечим без таблетки автора Ирина Николаевна Макарова

Из книги 365 золотых упражнений по дыхательной гимнастике автора Наталья Ольшевская

169. Напряжение ИП – лежа на спине; ноги вытянуты, руки вдоль туловища. Вытянуть ноги (вдох), расслабить живот. Вернуться в ИП (выдох), напрячь живот, прижать спину к полу. Повторить 7–8

Из книги Как приобрести хорошее зрение без очков автора Маргарет Дарст Корбетт

КАК СНЯТЬ НАПРЯЖЕНИЕ Первое, что необходимо сделать при появлении головных болей - это «окунуть» глаза в солнце, поворачивая голову из стороны в сторону. Если солнца нет, то используйте самый сильный источник света, который вы сможете найти. Думайте о движении и о том, что

Из книги Совершенное зрение без очков автора Уильям Горацио Бейтс

Глава X. Напряжение Временное пребывание человека в определенных состояниях может способствовать появлению напряжения в его глазах при попытке увидеть что-либо. В результате, возникает аномалия рефракции, правда, изначально это вызвано привычкой неправильно думать. При

Из книги Победа разума над медициной. Революционная методика оздоровления без лекарств автора Лисса Рэнкин

Зрительное напряжение Профессиональный стресс приводит и к зрительному перенапряжению. Тогда глаза чешутся, в них появляется ощущение тяжести, резь, нечеткость зрения, двоение. Считается, что это из-за воспаления и повышенной чувствительности к воздействию болевых

Из книги Избавление от всех болезней. Уроки любви к себе автора Евгений Александрович Тарасов

Долой напряжение! Поскольку любое сильное эмоциональное проявление (а что может быть сильнее гнева?!) обычно сопровождается повышенным мышечным напряжением, желательно не забывать еще и о приемах так называемой мышечной релаксации (расслабления), столь важных и полезных

Из книги Целебный яблочный уксус автора Николай Илларионович Даников

Стресс (нервное напряжение) Для лечения нужно пить чай, приготовленный из листьев шалфея. В стакан кипятка нужно всыпать 1 ч. ложку сушеных листьев шалфея. Затем накрыть и настоять чай в течение нескольких минут, процедить и добавить 1 ч. ложку яблочного уксуса. В случае

Из книги Полный медицинский справочник диагностики автора П. Вяткина

Наиболее опасными для человека являются психоэмоциональные стрессы, так как их воздействие направлено на разрушение нервной системы, являющейся, по выражению И.П.Павлова «верховным распорядителем и распределителем всех функций в организме». Психоэмоциональные стрессы, реализуя свое действие на организм, приводят в одних случаях к развитию таких психосоматических болезней, как гипертония, язвенная болезнь, сахарный диабет, бронхиальная астма, а в других - к развитию неврозов.

Американские ученые обратили внимание, что у некоторых людей во
время, казалось бы, спокойной работы стиль общения менялся, как при
стрессе. Это состояние назвали «выгорание личности» или
психоэмоциональное напряжение, главная причина которого

психологическое, эмоциональное, физиологическое утомление. Появление данного состояния можно свести к трем вариантам:

1. «Притухание» эмоций, когда исчезает острота чувств, вроде
бы все нормально, но... скучно и пусто на душе, ничего не волнует, ослабли чувства к самым дорогим и близким людям, даже любимая пища стала грубой и пресной.

2. Возникновение конфликтов с окружающими. Сначала человек сдерживается, затем ему с трудом удается скрыть свое раздражение, и наконец, происходит взрыв и он выплескивает из себя озлобленность.

3. Утрата представлений о ценностях жизни. Этот тип наиболее социально и экономически опасен, так как в таком состоянии «на все наплевать».

Регулировать степень состояния напряжения нелегко, так как в той или иной ситуации оно возникает непроизвольно, неподвластно ни нашим желаниям, ни усилиям воли. Управлять этим состоянием можно лишь косвенно. Для этого необходимо хорошо себе представлять механизм развития напряжения, знать, какими причинами обусловлена та или иная его степень.

Состояние напряжения (СН) - форма приспособительной реакции организма, направленная на то, чтобы решить возникшую в данное время нелегкую задачу. В самом общем виде условия, вызывающие состояние напряжения, можно выразить формулой:

СН = Ц(ИнЭнВн - ИсЭсВс),

где Ц - цель,

Ин Эн Вн - информация, энергия и время, необходимые для данной цели,

Ис Эс Bс - информация, энергия и время, имеющиеся в наличии.

Чем значительнее цель и больше дефицит средств (то есть разница между необходимым и имеющимся), тем больше величина СН (то есть выше степень состояния напряжения).

Цель: изучить причины, условия и механизмы возникновения психоэмоционального напряжения и синдрома хронической усталости, подобрать методы профилактики данных состояний.

Ход работы. Существует большое количество тестовых методик для определения уровня психоэмоционального напряжения.

ВОПРОС Да Не знаю Нет
Часто чувствую усталость
Мне трудно уснуть
За ночь просыпаюсь несколько раз
Постоянно чувствую слабость
Чувствую себя в расцвете сил
Многое не удается
Жизнь заводит в тупик
Половая жизнь приносит удовлетворение
Мелочи раздражают все сильнее
Физически истощен, как подсевшая батарейка
Порой кажется, что лучше умереть
Кажется, что нет больше сил
Настроение подавленное
Каждое утро просыпаюсь с чувством усталости и истощения

Оценка результатов

Подсчитайте сумму баллов, полученных за каждый ответ.

0-4 балла. Признаков излишнего перенапряжения и переутомления практически нет. Риск низкий.

5- 9 баллов. Имеются некоторые признаки переутомления.

Психоэмоциональная нагрузка временами бывает высокой. Вам необходимо не допускать дальнейшего перенапряжения, не забывать об отдыхе и уметь восстанавливать свои силы. Риск средний.

10 - 14 баллов. Интенсивная психоэмоциональная нагрузка, требовавшая от вас большого напряжения и самоотдачи на протяжении длительного времени, привела к истощению жизненных сил. Вам необходим полноценный отдых. Риск высокий. Особенно, если у вас повышенное артериальное давление, избыточная масса тела, а также если вы курите и мало двигаетесь.

Практическая работа: «Оценка оперативной зрительной памяти»

Цель работы: Определить параметры оперативной зрительной памяти по предложенной методике.

Ход работы:

Оперативную зрительную память и ее показатели можно определить при помощи следующей процедуры. Испытуемому последовательно, на 15 сек. каждая, предлагаются карточки-задания, представленные в виде шести по-разному заштрихованных треугольников. После просмотра очередной карточки она убирается и вместо нее предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника, среди которых находятся и те шесть треугольников, которые испытуемый только что видел на отдельной карточке. Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильно указать в матрице все шесть изображенных на отдельной карточке треугольников.

Ошибками считаются неправильно указанные в матрице треугольники или те из них, которые испытуемый не смог по какой-либо причине найти.

Практически для получения этого показателя поступают следующим образом. По всем четырем карточкам определяется количество правильно найденных на матрице треугольников и их общая сумма делится на 4. Это и будет среднее число правильно указанных треугольников. Данное число затем вычитается из 6, и полученный результат рассматривается как среднее количество допущенных ошибок.

Затем определяют среднее время работы испытуемого над заданием, которое в свою очередь получается путем деления общего суммарного времени работы ребенка над всеми четырьмя карточками на 4. Момент окончания времени работы испытуемого над поиском треугольников в общей матрице определяется экспериментатором при помощи вопроса: "Ты уже все сделал, что мог?" Как только испытуемый утвердительно ответит на данный вопрос и практически прекратит поиск треугольников в матрице, считается, что он завершил свою работу. Деление среднего времени работы над поиском на матрице шести треугольников на количество допущенных ошибок позволяет, наконец, получить искомый показатель.

Для того чтобы ускорить процесс добывания информации о том, правильно или неправильно испытуемый отыскал в матрице нужные треугольники, рекомендуется воспользоваться их идентификацией по номерам, которые стоят в левом нижнем углу под каждый из треугольников в матрице. Так, например, первому набору из шести треугольников (номер набора обозначен римской цифрой, расположенной под ним) в матрице соответствуют треугольники со следующими номерами: 1,8, 12, 14, 16: второму набору - 2,7, 15, 18, 19, 21;

третьему набору 4, 6, 10, 11, 17, 24;

четвертому набору – 5, 9, 13, 20, 22, 23

Задание:

1. Выполните работу по указанному алгоритму.

2. Сделайте вывод о возможности оперативной памяти испытуемого (или
своей, обменявшись с партнером результатами).

3. Ответьте на вопросы:

Что такое память?

Какие виды памяти вам известны? Чем они отличаются?

Что такое оперативная память? От чего она зависит?

Практическое занятие

Тема: Шкала объема внимания.

Цель работы: изучить объем внимания у детей.

Данный тест относится к невербальным, он удобен для изучения объема внимания у детей младшего возраста. Для оценки данного показателя используется стимульный материал в виде таблиц с точками. Лист с точками предварительно разрезан на 8 маленьких квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу - с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Ход работы: Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых карточках».

Далее ребенку последовательно на 1 -2 секунды показывают каждую из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди. После каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 секунд. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки и отметить их в пустой карточке.