Иоанн кронштадтский чем помогает молитва. Святой праведный отче Иоанне, моли Бога о нас! Молитва по выздоровлении

Настоящая помощь в трудный час. Помощь тех, кто всегда помогал людям! Энциклопедия самых почитаемых святых Чуднова Анна

СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ

Святого праведного Иоанна Кронштадтского просят

ОБ ИСЦЕЛЕНИИ

ВО ВСЯКОЙ СЕМЕЙНОЙ И БЫТОВОЙ НУЖДЕ

ОБ ИЗБАВЛЕНИИ ОТ ПЬЯНСТВА

И НАРКОТИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ

О ПОМОЩИ В РЕШЕНИИ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

К святому праведному Иоанну Кронштадтскому можно обращаться

О тче Иоанн, батюшка Иоанн, святой угодник Божий, чудотворец, благодатью Всевышнего осененный.

Краткие молитвенные обращения к Иоанну Кронштадтскому

О тче Иоанн, святой угодник Божий, с молитвенной просьбой обращаюсь к тебе – укрепи меня в вере православной, огради от происков нечистого, выведи на путь истинный, к Свету ведущий. Осени меня благодатью своей и избавь от болезней телесных и от скорбей душевных. Помоги мир и любовь в семье моей сохранить, и от нужды и бедности обереги меня. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Б атюшка Иоанн, в нужде и скорби своей тебя, праведника и чудотворца, прошу о помощи. Взор свой милостивый обрати на меня и узри нужду, которую терплю я. Умоли Всевышнего просить мне прегрешения мои вольные и невольные и послать мне избавление от (беды, болезни, бедности…). Защити меня и ближних моих от всякой напасти, отведи от нас беды и печали. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Для избавления от страсти пьянства, курения и наркомании читают такую молитву:

Г осподи, призри милостиво на раба Твоего (имя), прельщенного лестью чрева и плотского веселья. Даруй ему (имя), познать сладость воздержания в посте и проистекающих от него плодов Духа. Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Иоанн Сергиев родился 19 октября 1829 года в селе Суре Архангельской губернии в семье чтеца местной церкви Илии и его супруги Иодоры.

Малыш появился на свет таким слабым, что родители поспешили окрестить его, испугавшись, что он не выживет. И тут совершилось первое чудо: как только священник трижды погрузил младенца в купель, новорожденный оживился, порозовел, стал активно двигаться. При крещении дали ему имя Иоанн в честь празднуемого в этот день преподобного Иоанна Рыльского. С того дня мальчик стал быстро расти и крепнуть.

Иоанн рос необычным мальчиком: он не любил шумных игр, мало общался со сверстниками. Все свое время он проводил в приходской церкви с отцом или же помогал матери по дому – в многодетной семье нужно было много трудиться.

В первые школьные годы учеба не давалась Иоанну, но после горячей молитвы господу случилось чудо – ум его стал восприимчив к новым знаниям. И в училище, и в духовной семинарии Иоанн был лучшим учеником.

В 1880 году произошло первое чудо исцеления больного по молитвам святого Иоанна.

Однажды, после размышлений о своем служении Господу, увидел Иоанн вещий сон – себя в соборе во имя святого Андрея Первозванного в городе Кронштадте… Через несколько дней Иоанн получил предложение вступить в брак с дочерью настоятеля того самого собора в Кронштадте – девицей Елизаветой.

Сразу после венчания Иоанн предложил жене посвятить жизнь свою служению Богу и людям и сохранять чистые отношения – как брату с сестрой. Ей не хотелось такого брака, но даже высшие церковные чины не смогли переубедить святого – на то была воля Божья.

Став священником, отец Иоанн служил Литургию ежедневно без выходных и отпусков, служил, даже когда болел. После службы отправлялся в бедные кварталы города – благословлял бедняков, раздавал щедрую милостыню. Случалось, что и одежду и обувь свою оставлял он неимущим.

На деньги благотворителей о. Иоанн ежедневно кормил тысячу нищих, устроил в Кронштадте «Дом Трудолюбия», в котором были церковь, школа, приют и мастерские; основал в своем родном селе Сура женский монастырь и воздвиг там большой каменный храм, а в Санкт-Петербурге построил женский монастырь.

Супруга батюшки еще в начале его священства часто укоряла его, что он совсем забывает семью и дом, но отец Иоанн отвечал коротко: «Я священник, чего же тут? Значит, и говорить нечего – не себе, а другим принадлежу».

Постепенно чудес, свершенных Богом по молитве отца Иоанна, становилось все больше, вскоре о нем уже знали во всех городах России. Никогда и никому батюшка не отказывал в помощи. И вскоре слава его была так велика, что, когда он ездил из города в город, на всем пути его встречали многочисленные толпы людей, становившихся на колени при приближении кареты.

Тысячи людей ежедневно приезжали в Кронштадт, чтобы просить о. Иоанна о помощи в болезнях и нуждах. Он получал такое огромное количество писем и телеграмм, что кронштадтская почта вынуждена была открыть особое отделение для обработки его переписки.

Отец Иоанн для миллионов людей стал добрым пастырем, недаром в народе его часто называли «дорогой батюшка». И поэтому, наверное, по его молитвам сотни тысяч людей получили и получают исцеление в любых недугах и помощь в бедах и нуждах.

Когда «дорогого Кронштадтского батюшки» не стало, чудеса и исцеления по молитвам к нему не прекратились. Православные люди знают, что обращение к святому обязательно будет услышано, и просимая помощь обязательно придет, если только нужда наша будет настоящей, а молитва – искренней.

После своей кончины отец Иоанн не только по-прежнему помогал людям в болезнях и нуждах, многим из них он являлся во снах, которые церковь толкует, как видения.

И сегодня, спустя сто лет со дня смерти святого праведного Иоанна Кронштадтского, к его гробнице в монастырь на Карповке приходит очень много людей. И не только приходят, едут к дорогому батюшке со всей России, из бывших стран Союза, из-за рубежа. У каждого приехавшего сюда человека – свое горе, своя нужда. Отец Иоанн при жизни не отказывал в своей молитвенной помощи никому. И сего дня помогает всем, кто приходит к нему, неважно, исцеления от тяжкой болезни просит человек, мира ли в семье, разрешения ли трудной жизненной ситуации…

Из книги Настоящая помощь в трудный час. Помощь тех, кто всегда помогал людям! Энциклопедия самых почитаемых святых автора Чуднова Анна

СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ Память 20 декабря/2 января Святого праведного Иоанна Кронштадтского просят ОБ ИСЦЕЛЕНИИ ВО ВСЯКОЙ СЕМЕЙНОЙ И БЫТОВОЙ НУЖДЕ ОБ ИЗБАВЛЕНИИ ОТ ПЬЯНСТВАИ НАРКОТИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ О ПОМОЩИ В РЕШЕНИИ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМК

Из книги Православные праздники [с календарем на 2010 год] автора Шуляк Сергей

2 Января – святой праведный Иоанн Кронштадский Чудотворец Ему молятся во всякой семейной и бытовой нужде и в болезнях, а также об избавлении от пьянства. Святой праведный Иоанн Кронштадский родился в 1829 г. в архангельском селе Сура Архангельской губернии. Уже в детстве

Из книги Старец Силуан Афонский автора Автор неизвестен

Отец Иоанн Кронштадтский ОТЦА ИОАННА я видел в Кронштадте. Он служил Литургию. Я удивлялся силе его молитвы, и доселе, а прошло почти сорок лет, не видел, чтобы кто служил так, как он. Народ любил его, и все стояли со страхом Божиим. И не дивно: Дух Святой влечет к Себе сердца

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Святой Иоанн Кронштадтский сказал, что неуверенность в получении просимого в молитве есть хула на Бога, как это понимать? Протоиерей Вадим Леонов, преподаватель Сретенской Духовной СеминарииДорогой Дионисий! Молитва христианина основана на вере в Бога. Мы верим, что все,

Из книги Русские святые. Декабрь-Февраль автора Автор неизвестен

Иоанн Кронштадтский чудотворец, праведный Святой праведный отец наш Иоанн, Кронштадтский чудотворец, родился 19 октября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда, Архангельской губернии - на далеком севере России - в семье бедного сельского дьячка Илии Сергиева и жены его

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Праведный Иоанн Кронштадтский (+ 1908) Память его празднуется 20 дек. в день преставления19 октября 1829 г. в семье бедного глубоко верующего причетника села Суры Пинежского уезда (Архангельская епархия) родился слабенький мальчик, названный в честь празднуемого в этот день

Из книги 100 молитв на быструю помощь. Главные молитвы на деньги и материальное благополучие автора Берестова Наталия

Святой Иоанн Кронштадтский

Из книги Самые знаменитые святые и чудотворцы России автора Карпов Алексей Юрьевич

ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ (ум. 1908)Святой Иоанн Кронштадтский (Иван Ильич Сергиев) родился 18 октября 1829 года в селе Суре Пинежского уезда Архангельской губернии. Село это расположено при слиянии рек Суры и Пинеги, правого притока Северной Двины, примерно в 500 верстах от Белого

Из книги Чтение Священного Писания. Уроки святых, подвижников, духовных учителей Русской Церкви автора Басин Илья Викторович

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829 - 1908) Харизматик, молитвенник, пламеневший перед престолом Божиим, святой Иоанн был захвачен любовью ко Христу, вдохновлявшей всю его жизнь и деятельность. В центре и личного подвига, и пастырского служения отца Иоанна была

Из книги Для Чего мы живем автора

СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ (1829-1908)Несколько лет Елена Духонина записывала беседы со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который был её духовным отцом. Дневник Елены Духониной - это бесценное свидетельство. Мы приводим выдержки из дневника, в которых

Из книги 400 чудотворных молитв для исцеления души и тела, защиты от бед, помощи в несчастье и утешения в печали. Молитвы стена нерушимая автора Мудрова Анна Юрьевна

Праведный Иоанн Кронштадтский (20 декабря/2 января) Праведный Иоанн Кронштадтский родился в 1829 году в селе Архангельской губернии в семье бедного сельского дьячка. Новорожденный казался слабым и болезненным, но после крещения поправился. По примеру родителей мальчик

Из книги Ввысь к небесам [История России в рассказах о святых] автора Крупин Владимир Николаевич

Праведный Иоанн Кронштадтский (20 декабря/2 января) Праведный Иоанн Кронштадтский был сыном бедного сельского дьячка. По примеру родителей он привык терпеливо переносить нужду и всегда полагаться на Божию помощь. Живя в суровых условиях крайней материальной нужды,

Из книги 50 главных молитв на деньги и материальное благополучие автора Берестова Наталия

Праведный Иоанн Кронштадтский (20 декабря/2 января) МолитваО великий угодниче Христов, святый праведный отче Иоанне Кронштадтский, пастырю дивный, скорый помощниче и милостивый предстателю! Вознося славословие Триединому Богу ты молитвенно взывал: «Имя Тебе Любовь: не

Из книги Православный календарь. Праздники, посты, именины. Календарь почитания икон Богородицы. Православные основы и молитвы автора Мудрова Анна Юрьевна

Иоанн Кронштадтский Каждый новый год по новому стилю начинается памятью богатыря былинной Руси Ильи Муромца, а на второй день по новому стилю установлено праздновать память святого Иоанна Кронштадтского. Но вот родился он совсем не богатырем, и учение ему давалось с

Из книги автора

Святой Иоанн Кронштадтский Молитва первая О великий чудотворче и предивный угодниче Божий, богоносне отче Иоанне! Призри на нас и внемли благосердно молению нашему, яко великих дарований сподоби тя Господь, да ходатаем и присным молитвенником за нас будеши. Се бо

Из книги автора

Праведный Иоанн Кронштадтский Праведный Иоанн Кронштадтский родился 1 ноября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии в семье бедного сельского дьячка Илии Сергиева и жены его Феодоры Власьевны. Новорожденный казался столь слабым и болезненным, что

Иоанн, Кронштадтский Чудотворец, святой и праведный отец наш, родился 19 октября 1829 г. в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии. Отец его — сельский дьячок Илия Сергиев — с раннего детств воспитал в нем горячую любовь к богослужению.

12 декабря 1855 года совершилось его посвящение в сан иерея. Вся остальная жизнь отца Иоанна и его пастырская деятельность протекала в Кронштадте. В то время среди жителей Кронштадта процветали маловерие и иноверие. Ежедневно отец Иоанн стал бывать в убогих жилищах горожан, беседовал с ними, утешал их, ухаживал за больными и помогал им материально, раздавая все, что имел, нередко возвращаясь домой раздетым и даже без сапог. Такое необычное поведение молодого священника стало вызывать нарекания и даже нападки на него. Но, с Божией помощью, он победил всех и вся.

"Нужно любить всякаго человека и в грехе его и позоре его", — говорил отец Иоанн, — "не нужно смешивать человека — это образ Божий — со злом, которое в нем".

Скоро открылся в отце Иоанне и дивный дар, который прославил его по всей России и далеко за пределы ее. По молитве отца Иоанна при жизни его совершалось (как и теперь, по его блаженной кончине, продолжает совершаться) множество дивных чудес. Вся верующая Россия потекла к великому и дивном чудотворцу. Тысячи людей ежедневно приезжали Кронштадт, желая видеть отца Иоанна и получить от него ту или иную помощь. Вместе с письмами телеграммами к отцу Иоанну стали поступать громадные суммы денег на благотворительность. На эти деньги отец Иоанн ежедневно кормил тысячу нищих, устроил в Кронштадте замечательное учреждение — "Дом трудолюбия" со школой, церковью, мастерскими и приютом, основал в своем родном селе женский монастырь и воздвиг большой каменный храм, а в Санкт-Петербурге построил женский монастырь на Карповке

По свидетельству очевидцев и сослуживших отцу Иоанну, во время службы он был воистину посредником между Богом и людьми, ходатаем за грехи их. Отец Иоанн был замечательным проповедником, причем говорил весьма просто и в каждом слове его чувствовалась какая-то особенная сила, отражавшая силы его собственного духа.

Несмотря на свою необыкновенную занятость, отец Иоанн находил время вести духовный дневник. Его книга "Моя жизнь во Христе" уже вскоре после своего выхода в свет была переведена на несколько иностранных языков. В отношении к нашей родине — России — отец Иоанн явил собою образ грозного пророка Божия. Он говорил: "Если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стерт правосудием Божием с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония"

К тяжелому подвигу служения людям в последние годы жизни отца Иоанна присоединился мучительный недуг — болезнь, которую он кротко и терпели переносил, никому никогда не жалуясь. 20 декабря 1908 г. великий наш праведник мирно отошел ко Господу, заранее предсказав день своей кончины. В погребении отца Иоанна участвовали десятки тысяч людей. Похоронили отца Иоанна в церкви-усыпальнице, специально устроенной для него в подвальном этаже сооруженного им на Карповке монастыря.

Детство

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (настоящее имя Иван Ильич Се́ргиев) родился 19 октября (1 ноября по новому стилю) 1829 г. в селе Сура Архангельской губернии — на далеком севере России — в семье бедного сельского дьячка Илии Сергиева и жены его Феодоры. Новорожденный казался столь слабым и болезненным, что родители поспешили тотчас же окрестить его, думая, что дитя не доживет до утра, причем нарекли его Иоанном, в честь преподобного Иоанна Рыльского, в тот день празднуемого Св. Церковью. Вскоре после крещения младенец Иоанн сталь заметно поправляться.

Родители Вани были людьми простыми и глубоко верующими. Отец, Илья Михайлович, пел и читал молитвы во время богослужения в местной сельской церкви. Он с раннего детства брал своего сына в церковь и тем воспитал в нём особенную любовь к богослужению.

Живя в суровых условиях крайней материальной нужды, отрок Иоанн рано познакомился с безотрадными картинами бедности, горя, слез и страданий. Это сделало его сосредоточенным, вдумчивым и замкнутым в себе и, вместе с тем, воспитало в нем глубокое сочувствие и сострадательную любовь к беднякам. Не увлекаясь свойственными детскому возрасту играми, он, нося постоянно в сердце своем память о Боге, любил природу, которая возбуждала в нем умиление и преклонение пред величием Творца всякой твари.

Уже в детстве ему была свойственна особая чуткость к проявлениям духовного мира: в 6 лет Иоанн сподобился явления своего Ангела-Хранителя. Маленький Ваня часто болел и порой долгие дни проводил в постели. Он не только видел, как молится за его здоровье мама, но и сам молился с ней.

В 6 лет отец купил Ване букварь и стал обучать сына грамоте. Грамота вначале давалась ему с трудом, как и преподобному Сергию Радонежскому, – и точно так же, как и Преподобный, по молитве отрок Иоанн обрел способности к учению. Однажды ночью, когда все спали, шестилетний Ваня увидел в комнате необычный свет. Присмотревшись, он замер: в неземном свете парил Ангел Хранитель. Смущение, страх и одновременно радость охватили ребёнка. Увидев волнение мальчика, Ангел успокоил его и, пообещав ограждать от всех горестей и бед, исчез.

Учёба

Отрок Иоанн молится по дороге в школу

С той поры отрок Иоанн стал отлично учиться: одним из первых окончил Архангельское приходское училище, в 1851 году окончил Архангельскую Духовную семинарию и за успехи был принят на казенный счет в С.-Петербургскую Духовную Академию, которую окончил в 1855 году со степенью кандидата богословия, защитив работу «О Кресте Христовом в обличении мнимых старообрядцев».

Еще учась в семинарии, он лишился нежно любимого им отца. Как любящий и заботливый сын, Иоанн хотел было прямо из семинарии искать себе место диакона или псаломщика, чтобы содержать оставшуюся без средств к существованию старушку-мать. Но она не пожелала, чтобы сын из-за нее лишился высшего духовного образования, и настояла на его поступлении в Академию. И послушный сын покорился.

Поступив в Академию, молодой студент не оставил свою мать без попечения: он выхлопотал себе в академическом правлении канцелярскую работу, и весь получавшийся им скудный заработок полностью отсылал матери.

Начало служения

Размышляя однажды о предстоящем ему служении Церкви Христовой во время уединенной прогулки по академическому саду, он, вернувшись домой, заснул и во сне увидел себя священником, служащим в Кронштадтском Андреевском соборе, в котором в действительности он никогда еще не был. Он принял это за указание свыше. Скоро сон сбылся с буквальной точностью.

После завершения духовного образования в 1855 г. он стал священником Андреевского собора в Кронштадте, где прослужил 53 года.

В декабре 1931 года Андреевский собор был закрыт. Во второй половине 1931 года в помещении собора располагался склад закупочного кооператива. В 1932 году собор был разобран. На образовавшемся сквере в 1955 году был установлен памятник Ленину. Сквер назвали Ленинским. В 2001 году этот памятник перенесли в сквер Юного ленинца. В 2002 году Андреевским союзом был установлен памятный гранитный знак с надписью:
«На этом месте стоял собор Андрея Первозванного, в котором 53 года служил Великий Молитвенник Земли Русской святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. Собор был освящён в 1817 году, разрушен в 1932 году. Пусть камень сей вопиет к сердцам нашим о восстановлении поруганной святыни».

Женился на дочери протоиерея того же храма Константина Новицкого Елизавете, но детей не имел. Супруги «приняли на себя подвиг девства». Брак его, который требовался обычаями нашей Церкви для иерея, проходящего свое служение в миру, был только фиктивный, нужный для прикрытия его самоотверженных пастырских подвигов. В действительности, он жил с женой как брат с сестрой.

Иоанн Кронштадтский с супругой

12 декабря 1855 года совершилось его посвящение в священника. Когда он впервые вошел в Кронштадтский Андреевский собор, он остановился почти в ужасе на его пороге: это был именно тот храм, который задолго до того представлялся ему в его детских видениях. Вся остальная жизнь о. Иоанна и его пастырская деятельность протекала в Кронштадте, почему многие забывали даже его фамилию «Сергиев» и называли его «Кронштадтский», да и сам он нередко так подписывался.

Расположенный на острове Котлин в Финском заливе, в 46 верстах от Санкт-Петербурга, Кронштадт тех времён был не совсем обычным городом. С одной стороны, мощная военно-морская крепость, стоянка и база Балтийского военного флота. А с другой — место ссылки нищих, бродяг и провинившихся в чем-либо людей. Много было здесь и чернорабочих, которые трудились в порту и на заводах. Ютились эти жители по окраинам города. Кто мог, строил себе лачуги из полусгнивших брёвен и досок. Другие рыли землянки. Люди жили в беспросветной нужде, в холоде и голоде. Попрошайничали не только дети, но и их пьющие отцы, а порой и отчаявшиеся матери.

И на этих, презираемых всеми, несчастных и опустившихся людей обратил внимание отец Иоанн. Молодой священник стал посещать бедные кварталы.

Своими хлопотами за кронштадтских «несчастных босяков» досаждал отец Иоанн многим, а особенно — властям и высокопоставленным чиновникам. Многие не верили в искренность его намерений, глумились над ним, распространяли о батюшке клевету и наветы, называли юродивым. Но не смотря ни на что, отец Иоанн шёл своим путём.

«Нужно любить всякого человека и в грехе его, и в позоре его , - говорил о. Иоанн, - не нужно смешивать человека - этот образ Божий - со злом, которое в нем ». С таким сознанием он и шел к людям, всех побеждая и воз­рождая силою своей истинно пастырской состраждущей любви.

Вразумляя падших людей и молясь за них, жертвуя нищим деньги и вещи, отец Иоанн помогал и больным. Порой его звали к больному ночью, и он, не раздумывая, ехал, не боясь даже самых заразных. За свои поездки к больным и за молебен об исцелении отец Иоанн никогда ничего не просил. Напоминал только, что благодарить за все нужно Бога.

Открытие дара чудотворения

Скоро открылся в отце Иоанне и дивный дар чудотворения, который прославил его на всю Россию и даже далеко за пределами ее. Нет никакой возможности пере­числить все чудеса, совершенные отцом Иоанном. Наша неверующая интел­лигенция и ее печать намеренно замалчивали эти бесчисленные явления силы Божией.

По молитвам Иоанна Кронштадтского и возложением его руки излечивались самые тяжкие болезни, когда медицина терялась в своей беспомощности. Исцеления совершались, как наедине, так и при большом стечении народа, а весьма часто и заочно. Достаточно было иногда написать письмо отцу Иоанну или послать телеграмму, чтобы чудо исцеления совершилось.

Сохранилось немало свидетельств исцелений.

Особенно замечательно происшедшее на глазах у всех чудо в селе Кончанском (Суворовском), описанное случайно находившейся тогда там суворовской комиссией профессоров военной академии (в 1901г.). Женщина, много лет страдавшая беснованием и приведенная к отцу Иоанну в бесчувственном состоянии, через несколько мгновений была им совершенно исцелена и приведена в нормальное состояние вполне здорового человека.

Художником Животовским описано чудесное пролитие дождя в местности, страдавшей засухой и угрожаемой лесным пожаром, после того как отец Иоанн вознес там свою молитву.

Множество чудес совершалось по молитвам благодатного пастыря. Особенно жалел отец Иоанн подверженных страсти винопития и многих исцелил от нее.

Отец Иоанн исцелял силою своей молитвы не только русских православных людей, но и мусульман, и евреев, и обращавшихся к нему из заграницы иностранцев. Этот великий дар чудотворения естественно был наградой отцу Иоанну за его великие подвиги — молитвенные труды, пост и самоотверженные дела любви к Богу и ближним.

«Всероссийский батюшка»

Вскоре вся верующая Россия потекла к великому и дивному чудотворцу. Слава о нем как о знаменитом пастыре, проповеднике и чудотворце быстро распространилась повсюду. Наступил второй период его славной жизни, его подвигов. Вначале он сам шел к народу в пределах одного своего города, а теперь народ сам отовсюду, со всех концов России, устремился к нему. Тысячи людей ежедневно приезжали в Кронштадт, желая видеть отца Иоанна и получить от него ту или иную помощь.

Еще большее число писем и телеграмм получал он. Вместе с письмами и телеграммами текли к отцу Иоанну и огромные суммы денег на благотворительность. О размерах их можно судить только приблизительно, ибо, получая деньги, отец Иоанн тотчас же все раздавал. По самому минимальному подсчету чрез его руки проходило в год не менее одного миллиона рублей (сумма по тому времени громадная!).

На эти деньги отец Иоанн ежедневно кормил тысячу нищих, устроил в Кронштадте замечательное учреждение — «Дом Трудолюбия» со школой, церковью, мастерскими и приютом, основал в своем родном селе женский монастырь и воздвиг большой каменный храм, а в С.-Петербурге построил женский монастырь на Карповке, в котором и был по кончине своей погребен.

Достигнув высокой степени молитвенного созерцания и бесстрастия, отец Иоанн спокойно принимал богатые одежды, преподносимые ему его почитателями, и облачался в них. Это ему даже и нужно было для прикрытия своих подвигов. Дорогую одежду некоторые лица ставили в вину отцу Иоанну. Однако, по свидетельству очевидцев, он не заказывал её себе, и принимал лишь для того, чтобы не обидеть даривших лиц, искренно хотевших чем-либо отблагодарить его или услужить ему. В действительности, тщательно скрывая от людей свое подвижничество, отец Иоанн был величайшим аскетом. В основе его аскетического подвига лежала непрестанная молитва и пост.

Полученные же пожертвования раздавал все, до последней копейки. Так, например, получив однажды при громадном стечении народа пакет из рук купца, отец Иоанн тотчас же передал его в протянутую руку бедняка, не вскрывая даже пакета. Купец взволновался: «Батюшка, да там тысяча рублей!» — «Его счастье», спокойно ответил отец Иоанн. Иногда, однако, он отказывался принимать от некоторых лиц пожертвования. Известен случай, когда он не принял от одной богатой дамы 30 000 рублей. В этом случае проявилась прозорливость отца Иоанна, ибо эта дама получила эти деньги нечистым путем, в чем после и покаялась.

Был отец Иоанн и замечательным проповедником, причем говорил он весьма просто и чаще всего без особой подготовки — экспромтом. Он не искал красивых слов и оригинальных выражений, но проповеди его отличались необыкновенной силой и глубиной мысли, а вместе с тем и исключительной богословской ученостью, при всей своей доступности для понимания даже простыми людьми. В каждом слове его чувствовалась какая-то особенная сила, как отражение силы его собственного духа.

«Всероссийский батюшка» (как называли отца Иоанна) сам постоянно путешествовал по стране, посещая самые глухие ее уголки. Эти поездки были настоящим триумфом смиренного Христова служителя. Всюду, где бы он ни показался, около него мгновенно вырастала толпа жаждавших хотя бы лишь прикоснуться к чудотворцу. Стечение народа определялось десятками тысяч, и все бывали объяты чувствами сердечной веры и благоговения, страхом Божьим и жаждою получить целительное благословение. Во время проезда отца Иоанна на пароходе толпы народа бежали по берегу, многие при приближении парохода становились на колени.

Когда 20 июля 1890 года Иоанн Кронштадтский служил в соборном храме Харькова, на Соборной площади собралось свыше 60 000 человек. Точно такие же сцены происходили в поволжских городах: в Самаре, Саратове, Казани, Нижнем Новгороде. Где только становилось известно о его приезде, заранее собиралось множество людей: вокруг него собирались толпы и буквально рвали его одежду (один раз жители Риги разорвали его рясу на куски, каждый желая иметь у себя кусочек).

Распорядок дня Иоанна Кронштадтского

В этом доме на втором этаже находилась квартира причта Андреевского собора - Иоанн Кронштадтский жил в ней с 1855 по 1908 год

Вставал отец Иоанн ежедневно в 3 часа ночи и готовился к служению Божественной литургии.

При Иоанне Кронштадтском дом был двухэтажным, но в советское время к нему пристроили еще два этажа, что сильно запутало историков когда искали квартиру. На фото: макет дома, как он выглядел раньше

Около 4 часов он отправлялся в собор к утреней. Здесь его уже встречали толпы паломников, жаждавших получить от него хотя бы благословение. Тут же было и множество нищих, которым отец Иоанн раздавал милостыню.

Гостиная квартиры-музея Иоанна Кронштадтского

За утреней отец Иоанн непременно сам всегда читал канон, придавая этому чтению большое значение. Перед началом литургии была исповедь.

Из-за громадного количества желавших исповедоваться у отца Иоанна, им была введена общая исповедь. Производила она — эта общая исповедь — на всех участников и очевидцев потрясающее впечатление: многие каялись вслух, громко выкрикивая, не стыдясь и не стесняясь, свои грехи. Андреевский собор, вмещавший до 5 000 человек, всегда бывал полон, а потому очень долго шло причащение, и литургия раньше 12 часов дня не оканчивалась. В иные дни он исповедовал по 12 часов и причащал за службой непрерывно в продолжение 3-4 часов.

Проповедь в Андреевском соборе Кронштадта.

По свидетельству очевидцев и сослуживших отцу Иоанну, совершение отцом Иоанном Божественной литургии не поддается описанию. Служба отца Иоанна представляла собою непрерывный горячий молитвенный порыв к Богу. Во время службы он был воистину посредником между Богом и людьми, хода́таем за грехи их, был живым звеном, соединявшим Церковь земную, за которую он предстательствовал, и Церковь небесную, среди членов которой он витал в те минуты духом. Чтение отца Иоанна на клиросе было не простое чтение, а живая восторженная беседа с Богом и Его святыми: читал он громко, отчетливо, проникновенно, и голос его проникал в самую душу молящихся. А за Божественной литургией все возгласы и молитвы произносились им так, как будто своими просветленными очами лицом к лицу видел он пред собою Господа и разговаривал с Ним. Слезы умиления лились из его глаз, но он не замечал их. Видно было, что отец Иоанн во время Божественной литургии переживал всю историю нашего спасения, чувствовал глубоко и сильно всю любовь к нам Господа, чувствовал Его страдания. Такое служение необычайно действовало на всех присутствующих.

Не все шли к нему с твердой верой: некоторые с сомнением, другие с недоверием, а третьи из любопытства. Но здесь все перерождались и чувствовали, как лед сомнения и неверия постепенно таял и заменялся теплотою веры. Причащающихся после общей исповеди бывало всегда так много, что на святом престоле стояло иногда несколько больших чаш, из которых несколько священников приобщали верующих одновременно. И такое причащение продолжалось нередко более 2-х часов.

Во время службы письма и телеграммы приносились отцу Иоанну прямо в алтарь, и он тут же прочитывал их и молился о тех, кого просили его помянуть.

После службы, сопровождаемый тысячами верующих, отец Иоанн выходил из собора и отправлялся в Петербург по бесчисленным вызовам к больным. И редко когда возвращался домой ранее полуночи. Надо полагать, что многие ночи он совсем не имел времени спать.

Так жить и трудиться можно было, конечно, только при наличии сверхъестественной благодатной помощи Божьей!

Преподавательская деятельность

Иоанн Кронштадтский был и замечательным педагогом-законоучителем. Свыше 25 лет он преподавал Закон Божий в Кронштадтском Городском училище (с 1857г.) и Кронштадтской классической гимназии (с 1862г).

Он никогда не прибегал к тем приемам преподавания, которые часто имели место тогда в наших учебных заведениях, то есть ни к чрезмерной строгости, ни к нравственному принижению неспособных. У отца Иоанна мерами поощрения не служили отметки, ни мерами устрашения наказания. Успехи рождало теплое, задушевное отношение его как к самому делу преподавания, так и к ученикам. Поэтому у него не было «неспособных».

На его уроках все, без исключения, жадно вслушивались в каждое его слово. Урока его ждали. Уроки его были скорее удовольствием, отдыхом для учащихся, чем тяжелой обязанностью, трудом. Это была живая беседа, увлекательная речь, интересный, захватывающий внимание рассказ. И эти живые беседы пастыря-отца со своими детьми на всю жизнь глубоко запечатлевались в памяти учащихся. Такой способ преподавания он в своих речах, обращаемых к педагогам перед началом учебного года, объяснял необходимостью дать отечеству прежде всего человека и христианина, отодвигая вопросы о науках на второй план.

Нередко бывали случаи, когда отец Иоанн, заступившись за какого-нибудь ленивого ученика, приговоренного к исключению, сам принимался за его исправление. Проходило несколько лет и из ребенка, не подававшего, казалось, никаких надежд, вырабатывался полезный член общества.

Особенное значение отец Иоанн придавал чтению житий святых, и всегда приносил на уроки отдельные жития, которые раздавал учащимся для чтения на дому.

В 1887 году Иоанн Кронштадтский был вынужден оставить преподавательскую деятельность.

Духовный дневник «Моя жизнь во Христе»

Несмотря на всю свою необыкновенную занятость, отец Иоанн находил, однако, время вести как бы духовный дневник, записывая ежедневно свои мысли, приходившие ему во время молитвы и созерцания. Эти мысли составили собою замечательную книгу, изданную под заглавием «Моя жизнь во Христе».

Всю свою жизнь в Кронштадте св.Иоанн вел духовный дневник - более 50 лет. Выписки из него были изданы в двух томах под названием «Моя жизнь во Христе» еще во времена св.Иоанна. После Второй мировой войны часть дневников была утеряна.

Книга эта представляет собою подлинное духовное сокровище и может быть поставлена наравне с вдохновенными творениями древних великих отцов Церкви и подвижников христианского благочестия. В полном собрании сочинений Иоанна Кронштадтского издания 1893 года «Моя жизнь во Христе» занимает 3 тома в 1000 с лишним страниц. Это — совершенно своеобразный дневник, в котором мы находим необыкновенно поучительное для каждого читателя отражение духовной жизни автора. Каждое слово — от сердца, полно веры и огня; в мыслях — изумительная глубина и мудрость; во всем поразительная простота и ясность. Нет ни одного лишнего слова, нет «красивых фраз». Их нельзя только «прочитать» — их надо всегда перечитывать, и всегда найдешь в них что-то новое, живое, святое.

«Моя жизнь во Христе» уже вскоре после своего выхода в свет, настолько привлекла к себе всеобщее внимание, что была переведена на несколько иностранных языков, а у англиканских священников сделалась даже любимейшей настольной книгой.

Книга эта на вечные времена останется ярким свидетельством того, как жил наш великий праведник и как должно жить всем тем, кто хотят не только называться, но и в действительности быть христианами.

Основная мысль всех письменных творений Иоанна Кронштадтского — необходимость истинной горячей веры в Бога и жизни по вере, в непрестанной борьбе со страстями и похотями, преданность вере и Церкви Православной, как единой спасающей.

Общественно-политическая позиция

Будучи сам образом кротости и смирения, любви к каждому человеку, независимо от национальности и вероисповедания, Иоанн Кронштадтский с великим негодованием относился ко всем тем безбожным, материалистическим и вольнодумным либеральным течениям, которые подрывали веру русского народа и подкапывали тысячелетний государственный строй России.

Революционные катаклизмы, в том числе в Кронштадте, Иоанн Кронштадтский воспринимал как беснование, утверждал, что «если в России так пойдут дела, и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города».

Объектом особых опасений Иоанна Кронштадтского была деятельность революционной антицерковной интеллигенции. Главной причиной революционного брожения в России он считал отпадение людей от Церкви.

С начала 1890-х он резко критиковал популярного и влиятельного в обществе писателя графа Льва Толстого. Критиковал за то, что последний «извратил весь смысл христианства», «задался целью… всех отвести от веры в Бога и от Церкви», «глумится над Священным Писанием», «хохотом сатанинским насмехается над Церковью», «погибает вместе с последователями». Считал, что учение Толстого усилило «развращение нравов» общества, что его писаниями «отравлено множество юношей и девиц», что толстовцы «испровергают Россию и готовят ей политическую гибель».

После 1905 года и последовавшей либерализации цензуры, в русской прессе стали печатать негативные статьи и карикатуры на Иоанна Кронштадтского, порой носившие непристойный и насмешливый характер. Его критиковали за выступления против Толстого, за резкое неприятие революционного движения и поддержку самодержавной формы правления. В газетах писали, что Иоанн Кронштадтский окружил себя недостойными людьми, разворовавшими значительную часть пожертвований, которые контролировали общение паломников с ним, допуская преимущественно тех, с кого можно было получить мзду; что особой статьей доходов стало распространение молитв, якобы составленных Иоанном Кронштадтским, крестиков и др. предметов, «освященных» им.

Самым заметным антицерковным произведением стала повесть Николая Лескова «Полунощники» (1890). В значительной своей части повесть критически освещает деятельность Иоанна Кронштадтского. Пастырь был изображен как псевдоцелитель, а его сторонники — как сектанты.

В 1880-е из среды его почитателей обособилась группа фанатичных поклонников, получившая наименование иоаннитов , которые почитали его за воплотившегося вновь Христа (что расценивалось как разновидность секты хлыстов; были признаны Святейшим Синодом как секта 12 апреля 1912 года); сам отец Иоанн их отвергал и осуждал, но само её наличие создавало в определённых кругах скандальную репутацию.

Кончина Иоанна Кроншадтского

К тяжелому подвигу служения людям в последние годы жизни Иоанна Кронштадтского присоединился мучительный личный недуг — болезнь, которую он кротко и терпеливо переносил, никому никогда не жалуясь. Решительно отверг он предписания знаменитых врачей, пользовавших его, — поддерживать свои силы скоромной пищей. Вот его слова: «Благодарю Господа моего за ниспосланные мне страдания для предочищения моей грешной души. Оживляет — Святое Причастие».

Хотя болезнь причиняла много страданий, однако Батюшка не изменял своему правилу - ежедневно совершал богослужение, причащаясь Святых Христовых Тайн. Только в последние дни своей жизни он не мог совершать литургии и причащался на дому. В последний раз он отслужил литургию в Андреевском соборе 9 декабря.

Отец Иоанн точно предсказал день своей кончины. 18 декабря, как бы забывшись, он спросил игуменью Ангелину: «Которое сегодня число?» Она ответила: «Восемнадцатое». - «Значит, еще два дня», - сказал в раздумье Батюшка. Незадолго до смерти он разослал всем почтальонам, рассыльным и т. п. людям, исполнявшим его поручения, праздничные открытки на Рождество Христово. «А то и вовсе не получат», - прибавил он.

Всероссийский пастырь скончался 20 декабря (по старому стилю) 1908 года на 80-м году жизни и был погребен в Иоанновском монастыре на Карповке в Санкт – Петербурге.

В погребении Иоанна Кронштадтского участвовали и присутствовали десятки тысячи людей, а у гробницы его и тогда и в последующее время совершалось немало чудес.

Необычайны то были похороны! Гроб с телом Иоанна Кронштадтского был выставлен в Андреевском соборе для прощания. Народ беспрерывно шёл в храм всю ночь с 21 на 22-е декабря. На всем пространстве от Кронштадта до Ораниенбаума и от Балтийского вокзала в Петербурге до Иоанновского монастыря на Карповке стояли огромные толпы плачущего народа. Такого количества людей не было до того времени ни на одних похоронах — это был случай в России совершенно беспримерный.

Похоронное шествие сопровождалось войсками со знаменами, военные оркестры исполняли «Коль славен», по всей дороге через весь город стояли войска шпалерами. Чин отпевания совершал С.-Петербургский Митрополит Антоний, во главе сонма епископов и многочисленного духовенства. Лобызавшие руку покойного свидетельствуют, что рука оставалась не холодной, не окоченевшей. Заупокойные службы сопровождались общими рыданиями людей, чувствовавших себя осиротевшими. Слышались возгласы:«Закатилось наше солнышко! На кого покинул нас, отец родной? Кто придет теперь на помощь нам, сирым, немощным?» Но в отпевании не было ничего скорбного: оно напоминало собою скорее светлую пасхальную заутреню, и чем дальше шла служба, тем это праздничное настроение у молящихся все росло и увеличивалось. Чувствовалось, что из гроба исходит какая-то благодатная сила и наполняет сердца присутствующих какою-то неземною радостью. Для всех ясно было, что в гробу лежит святой, праведник, и дух его незримо носится в храме, объемля своею любовью и ласкою всех собравшихся отдать ему последний долг.

Катафалк с гробом Иоанна Кронштадтского около Андреевского собора

Похоронная процессия с гробом Иоанна Кронштадтского на льду Финского залива

Вдова Елизавета Константиновна пережила отца Иоанна всего на несколько месяцев, и была похоронена 24 мая 1909 года на кладбище у Андреевского собора (в конце жизни Елизавета Константиновна перенесла тяжелую операцию, после которой лишилась ног) .

Мощи Иоанна Кронштадтского

Иоанновский монастырь на Карповке

Мощи праведного Иоанна Кронштадтского покоятся под спудом в Иоанновском монастыре на Карповке .

Надгробие над мощами Иоанна Кронштадского в Иоанновском монастыре в С.-Петербурге

Здесь же находятся известная икона святого Иоанна с его епитрахилью и его облачения.

Частица епитрахили имеется также в Троице-Измайловском соборе Санкт-Петербурга, в иконе, являющейся точным списком с монастырской иконы.

В Москве икона Иоанна Кронштадтского с частицей мощей находится в Храме преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской Слободе (м.»Площадь Ильича»,ул. Николоямская, 57-59).

Храм преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе

Причисление его к лику святых – канонизация – состоялось в 1990 г.

Ему молятся во всякой семейной и бытовой нужде и в болезнях, а также об избавлении от пьянства.

Изречения:

– «Нужно любить всякого человека и в грехе его и в позоре его. Не нужно смешивать человека – этот образ Божий – со злом, которое в нём».
– «Ты ненавидишь врага – ты глуп… люби врага – и ты будешь премудр».
– «Надо помнить, что в том и христианская вера состоит, чтобы любить врагов».
– «Смотри на всякого человека, домашний он или чужой, как на всегдашнюю новость в мире Божием, как на величайшее чудо Божией премудрости и благости, и привычка твоя к нему да не послужит для тебя поводом к пренебрежению его. Почитай и люби его, как себя, постоянно, неизменно».
– «Что такое души человеческие? Это одна и та же душа, или одно и то же дыхание Божие, которое вдохнул Бог в Адама, которое от Адама и доселе распространяется на весь род человеческий. Все люди поэтому всё равно, что один человек, или одно великое древо человечества».
– «Молитесь, Господь поможет вам по вере вашей».
– «Я предвижу восстановление мощной России, ещё более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая – по старому образцу, крепкая своею верою во Христа Бога и Святую Троицу; и будет, по завету великого князя Владимира – как единая Церковь… Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть Подножие Престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».
– «Демократия в Аду, а на небесах – Царство Божье».
– «Не будьте беспощадными судиями людей, работающих Богу и впадающих в жизни в противоречие самим себе, то есть своему благочестию; их поставляет в противоречие самим себе диавол, злой сопротивник их; он сильно хватается зубами своими за их сердце, нудит их делать противное».

СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ

Святого праведного Иоанна Кронштадтского просят

ОБ ИСЦЕЛЕНИИ

ВО ВСЯКОЙ СЕМЕЙНОЙ И БЫТОВОЙ НУЖДЕ

ОБ ИЗБАВЛЕНИИ ОТ ПЬЯНСТВА

И НАРКОТИЧЕСКИХ ЗАВИСИМОСТЕЙ

О ПОМОЩИ В РЕШЕНИИ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ


К святому праведному Иоанну Кронштадтскому можно обращаться

О тче Иоанн, батюшка Иоанн, святой угодник Божий, чудотворец, благодатью Всевышнего осененный.


Краткие молитвенные обращения к Иоанну Кронштадтскому

О тче Иоанн, святой угодник Божий, с молитвенной просьбой обращаюсь к тебе – укрепи меня в вере православной, огради от происков нечистого, выведи на путь истинный, к Свету ведущий. Осени меня благодатью своей и избавь от болезней телесных и от скорбей душевных. Помоги мир и любовь в семье моей сохранить, и от нужды и бедности обереги меня. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.


Б атюшка Иоанн, в нужде и скорби своей тебя, праведника и чудотворца, прошу о помощи. Взор свой милостивый обрати на меня и узри нужду, которую терплю я. Умоли Всевышнего просить мне прегрешения мои вольные и невольные и послать мне избавление от (беды, болезни, бедности…). Защити меня и ближних моих от всякой напасти, отведи от нас беды и печали. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.


Для избавления от страсти пьянства, курения и наркомании читают такую молитву:


Г осподи, призри милостиво на раба Твоего (имя), прельщенного лестью чрева и плотского веселья. Даруй ему (имя), познать сладость воздержания в посте и проистекающих от него плодов Духа. Аминь.


Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Иоанн Сергиев родился 19 октября 1829 года в селе Суре Архангельской губернии в семье чтеца местной церкви Илии и его супруги Иодоры.

Малыш появился на свет таким слабым, что родители поспешили окрестить его, испугавшись, что он не выживет. И тут совершилось первое чудо: как только священник трижды погрузил младенца в купель, новорожденный оживился, порозовел, стал активно двигаться. При крещении дали ему имя Иоанн в честь празднуемого в этот день преподобного Иоанна Рыльского. С того дня мальчик стал быстро расти и крепнуть.

Иоанн рос необычным мальчиком: он не любил шумных игр, мало общался со сверстниками. Все свое время он проводил в приходской церкви с отцом или же помогал матери по дому – в многодетной семье нужно было много трудиться.

В первые школьные годы учеба не давалась Иоанну, но после горячей молитвы господу случилось чудо – ум его стал восприимчив к новым знаниям. И в училище, и в духовной семинарии Иоанн был лучшим учеником.

В 1880 году произошло первое чудо исцеления больного по молитвам святого Иоанна.

Однажды, после размышлений о своем служении Господу, увидел Иоанн вещий сон – себя в соборе во имя святого Андрея Первозванного в городе Кронштадте… Через несколько дней Иоанн получил предложение вступить в брак с дочерью настоятеля того самого собора в Кронштадте – девицей Елизаветой.

Сразу после венчания Иоанн предложил жене посвятить жизнь свою служению Богу и людям и сохранять чистые отношения – как брату с сестрой. Ей не хотелось такого брака, но даже высшие церковные чины не смогли переубедить святого – на то была воля Божья.

Став священником, отец Иоанн служил Литургию ежедневно без выходных и отпусков, служил, даже когда болел. После службы отправлялся в бедные кварталы города – благословлял бедняков, раздавал щедрую милостыню. Случалось, что и одежду и обувь свою оставлял он неимущим.

На деньги благотворителей о. Иоанн ежедневно кормил тысячу нищих, устроил в Кронштадте «Дом Трудолюбия», в котором были церковь, школа, приют и мастерские; основал в своем родном селе Сура женский монастырь и воздвиг там большой каменный храм, а в Санкт-Петербурге построил женский монастырь.

Супруга батюшки еще в начале его священства часто укоряла его, что он совсем забывает семью и дом, но отец Иоанн отвечал коротко: «Я священник, чего же тут? Значит, и говорить нечего – не себе, а другим принадлежу».

Постепенно чудес, свершенных Богом по молитве отца Иоанна, становилось все больше, вскоре о нем уже знали во всех городах России. Никогда и никому батюшка не отказывал в помощи. И вскоре слава его была так велика, что, когда он ездил из города в город, на всем пути его встречали многочисленные толпы людей, становившихся на колени при приближении кареты.

Тысячи людей ежедневно приезжали в Кронштадт, чтобы просить о. Иоанна о помощи в болезнях и нуждах. Он получал такое огромное количество писем и телеграмм, что кронштадтская почта вынуждена была открыть особое отделение для обработки его переписки.

Отец Иоанн для миллионов людей стал добрым пастырем, недаром в народе его часто называли «дорогой батюшка». И поэтому, наверное, по его молитвам сотни тысяч людей получили и получают исцеление в любых недугах и помощь в бедах и нуждах.


Когда «дорогого Кронштадтского батюшки» не стало, чудеса и исцеления по молитвам к нему не прекратились. Православные люди знают, что обращение к святому обязательно будет услышано, и просимая помощь обязательно придет, если только нужда наша будет настоящей, а молитва – искренней.

После своей кончины отец Иоанн не только по-прежнему помогал людям в болезнях и нуждах, многим из них он являлся во снах, которые церковь толкует, как видения.

И сегодня, спустя сто лет со дня смерти святого праведного Иоанна Кронштадтского, к его гробнице в монастырь на Карповке приходит очень много людей. И не только приходят, едут к дорогому батюшке со всей России, из бывших стран Союза, из-за рубежа. У каждого приехавшего сюда человека – свое горе, своя нужда. Отец Иоанн при жизни не отказывал в своей молитвенной помощи никому. И сего дня помогает всем, кто приходит к нему, неважно, исцеления от тяжкой болезни просит человек, мира ли в семье, разрешения ли трудной жизненной ситуации…

Девятнадцатого октября 1829 года в маленьком селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии в семье бедного сельского дьячка Ильи Сергиева и его жены Феодоры родился мальчик Иоанн. Младенца поспешили окрестить как можно раньше, поскольку он родился слабым и болезненным. Имя ему дали в честь святого преподобного Иоанна Рыльского, празднование которого совершалось в тот день. Боголюбивые и благочестивые родители обратили внимание, что сразу после крещения младенец стал поправляться и крепнуть. Они сочли это за особый знак и стали с малолетства направлять мысли сына к Богу, постоянно приучая мальчика к молитве – и дома, и в церкви. Маленький Иоанн, которого отец брал с собою на богослужения, полюбил церковные службы и с великой охотой посещал их.

Село было маленьким и бедным. Иоанн, сам тоже живя в отнюдь не благостных условиях, с детства видел вокруг беспросветную нужду, и христианское воспитание с малых лет поселило в его сердце чувство высокого сострадания и сочувствия к ближнему. Он не участвовал в детских играх, ибо рано повзрослел сердцем, но любил природу, восхищаясь чудесными творениями Господа.

Когда мальчику исполнилось пять лет, отец стал учить его грамоте, но она давалась Иоанну с трудом, хотя он усердно молился Богу о вразумлении, об укреплении памяти. Не лучше складывались поначалу дела, когда отец на последние средства отвез его на учение в Архангельскую приходскую школу. Но однажды, после особо горячей молитвы в ночи, в голове мальчика все будто прояснилось – он вспомнил и урок, прошедший накануне, и свои слова, и слова учителя. С той ночной молитвы он стал учиться все лучше и лучше, окончил школу одним из первых учеников, также в числе лучших окончил Архангельскую духовную семинарию, а затем был принят на бесплатное – казенное, как тогда говорили, обучение в Санкт-Петербургскую духовную академию. Во время его учебы в семинарии ушел из жизни отец, которого он всем сердцем любил, мать уже состарилась и осталась без средств к существованию, и юноша, уговорив начальство позволить ему работать на канцелярской работе, весь заработок, совсем невеликий, отправлял матери.

Поначалу, учась в академии, Иоанн полагал посвятить себя миссионерской деятельности, обращая в православную веру язычников Сибири и Северной Америки. Но Господь распорядился иначе. Молодой будущий священник часто размышлял о своем служении Православной Церкви, и однажды ему был сон, где он увидел себя служащим в Кронштадтском Андреевском соборе. Сон оказался в руку. В 1855 году Иоанн Сергиев, священник, кандидат богословия вступил в брак с дочерью протоиерея Кронштадтского Андреевского собора Елизаветой и принял сан священнического служения там же. Однако вступив в брак, он сразу предупредил молодую супругу: «Счастливых семей, Лиза, и без нас много. А мы с тобой давай посвятим себя на служение Богу», и до конца дней сохранил обет целомудрия. Вся его последующая жизнь и пастырская деятельность прошла в Кронштадте, и потому он подписывался – Кронштадтским и навеки остался с нами под этим именем.

Отец Иоанн Кронштадтский из скромности и смирения предпочитал умалчивать, что он ведет аскетический – по сути, монашеский образ жизни, хотя и жил в миру. Строгий пост, постоянная молитва, постоянное борение с плотскими искушениями, ежедневное совершение Божественной литургии – он посвятил этому жизнь, следуя опыту святоотеческой истории, величайших ее святых подвижников и, конечно, в первую очередь примеру и наставлениям самого Спасителя.

Когда отец Иоанн познакомился со своей паствой, то увидел здесь поле для миссионерской деятельности отнюдь не меньшее, чем в Америке или Сибири. Неверие, порок, сектантские образования, равнодушие к Богу – всего разрушительного для душ в Кронштадте того времени хватало с лихвой, и произрастало оно на фоне нищеты и высокой преступности. Город служил местом высылки мелких преступников и, кроме того, был портовым. В жалких лачугах на его окраине проживали рабочие порта. Их жизнь – местные жители называли их «посадскими» и по возможности сторонились их – протекала за гранью нищеты, и все, что им оставалось, это – пьянство, попрошайничество, воровство.

Именно на них обратил отец Иоанн свое пастырское служение. Он утешал, проводил с ними время в долгих беседах, помогал материально, всеми силами старался возродить в их душах почти утраченное человеческое достоинство и надежды. Бывало, он раздавал все, что у него было с собой, включая верхнюю одежду. И труды его увенчивались успехом. Эти босяки, которых чурались все горожане, постепенно обретали веру в Бога, а через это – и веру в себя.

Слухом земля полнится – и постепенно, передаваясь из уст в уста, рассказ о подвижничестве святителя распространился по всей России. Люди часто говорили, что один его ласковый и прямой взгляд, не обвиняющее, а тихо и смиренно звучащее слово в единый миг могли перевернуть порочную душу. Конечно, дело Христово не могло быть не гонимым. Находились те, кто посмеивался над ним, называли юродивым, в канцелярии вообще пытались отказать ему в выдаче жалования на руки – он тут же все раздавал нищим и нуждающимся. Но он не обращал на наветы внимания и продолжал свой великий пастырский подвиг. «Нужно любить всякого человека и в грехе его, и в позоре его, не нужно смешивать человека – этот образ Божий – со злом, которое в нем», – вот были его слова. Прошло время, и те, кто насмехался над ним и клеветал на него, признали святость его и величие его подвига.

И, как это бывало часто с подвижниками Христовыми (таких случаев в истории христианства мы знаем достаточно – преподобный Серафим Саровский, святой Николай Чудотворец, святой Спиридон Тримифунтский, святой Франциск Ассизский), Господь наделил его даром чудотворения.

По молитве отца Иоанна, с наложением рук свершались чудесные исцеления, причем иногда даже в тех случаях, когда медицина оказывалась бессильна. Бывало, что исцеления совершались и заочно – достаточно было послать чудотворцу письмо или телеграмму с просьбой о молитве. Он не отказывал в исцелении даже иноверцам, памятуя евангельскую истину, «что для Бога нет ни эллина, ни иудея».
Не только исцелениями был славен подвиг отца Иоанна. Известен случай, описанный художником Животовским, когда по молитве святого в месте, где давно ожидался неурожай из-за длительной знойной погоды, пролился давно ожидаемый дождь.

Со всех концов России потекли к отцу Иоанну Кронштадтскому средства на благотворительность, и он раздавал все, что приходило, не оставляя себе ни полушки. А денег было, по примерным подсчетам, – около миллиона в год, колоссальная по тем временам сумма.

Отец Иоанн каждый день кормил тысячу нищих. Он устроил в Кронштадте Дом трудолюбия – заведение, в составе которого была школа, церковь, мастерские, приют. В родном селе воздвиг каменный храм и основал женский монастырь. В Санкт-Петербурге построил на Карповке еще один женский монастырь, в коем и был впоследствии погребен.

Двадцать пять лет он преподавал в Кронштадтском городском училище и в Кронштадтской классической гимназии. У него не было плохих учеников – быть не могло. Его тихий смиренный голос, мудрость и ясность речи, умение говорить о Законе Божием, говорить увлекательно и интересно, завораживали учеников, даже самых непослушных и непоседливых. Когда он оставил педагогическую деятельность, об этом сокрушались все – и ученики, и родители, и преподаватели. Но выхода не было – ему предстояло общероссийское пастырское служение, и от педагогики в учебных заведениях ему пришлось отказаться.

Он вставал в три часа ночи и начинал готовиться к Божественной Литургии. В четыре – был уже в храме, раздавая около собора милостыню и благословляя тех, кто просил об этом. Андреевский собор вмещал до 5000 человек и был всегда полон. Когда отец Иоанн служил литургию – это был истинный, горячий и сердечный порыв к Богу, и слово пастыря проникало в сердца многотысячной паствы, рождая слезы раскаяния и умиления.
После окончания литургии он выходил, но отправлялся не домой, а шел по адресам больных и нуждающихся. Возвращался заполночь, и, возможно, иногда у него не оставалось времени на сон, судя по тому, какое великолепное литературное наследие он нам оставил. Широко известна его молитва об избавлении от пьянства:



Господи, призри милостиво на раба Твоего (имя рек), прелыщеннаго лестию чрева и плотскаго веселия: даруй ему (имя рек), познати сладость воздержания в посте, и проистекающих от него плодов. Аминь.

В своем всенародном душепопечительстве он совершал поездки по России, и, где бы он ни был, к месту проводимых им богослужений стекалось невероятное количество народа, которое исчислялось не тысячами – десятками тысяч. В царском дворце в Ливадии он проводил в последний путь Александра III. Умирающий император поблагодарил отца Иоанна за приезд, сказав, что сам ни за что бы не решился попросить его об этом. Он так и ушел ко Господу – рядом с ним находился Иоанн Кронштадтский, возложивший по просьбе царя руки на его голову. «Когда Вы держите руки свои на моей голове, я чувствую большое облегчение, а когда отнимаете, очень страдаю – не отнимайте их», – сказал государь...

Отец Иоанн принимал богатые одежды, носил их, чтобы никто не заподозрил его в желании публично показывать свою аскезу. И в этом тоже было и смирение, и следование Христову пути, который призывал не демонстрировать духовный подвиг, а творить его в тишине, наедине с Богом. А вот деньги раздавал сразу. Получив однажды от богатого купца пакет с некоей суммой, он тут же отдал его нищему. «Там же тысяча!» – пришел в ужас купец. «Его счастье», – спокойно ответил отец Иоанн.

Он был смирен и ласков, когда это было необходимо. Но в том, что касается Отчизны, служить которой ему довелось на рубеже веков, в тяжкие времена революционных перемен, в преддверии Первой мировой войны и великой государственной смуты, он был жестким и ясно видел горчайшие испытания, которые ждали страну в новом веке. Он провозглашал: «Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству. Господь вверил нам, русским, спасительный талант православной веры. Восстань же, русский человек! Кто вас научил непокорности и мятежам бессмысленным, коих не было прежде в России?.. Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу – и вам, и России».

Тяжкий подвиг служения в последние годы его жизни еще более был отягощен болезнью, которую он сносил так же смиренно, как и все прочие тяготы жизни. От мясной, жирной и непостной пищи даже для поддержания сил отказывался: «Благодарю Господа моего за ниспосланные мне страдания для предочищения моей грешной души. Оживляет святое причастие».

Последнюю свою литургию отец Иоанн Кронштадтский совершил 10 декабря 1908 года, а 20 декабря, в день им для себя предсказанный, – в 7 часов 40 минут утра отошел к Богу.

Это было великое горе – Андреевский собор был полон плачущей паствы и горестных выкриков: «Закатилось наше солнышко! На кого покинул нас, отец родной? Кто придет теперь на помощь нам, сирым, немощным?» Однако очевидцы пишут, что отпевание проходило без удручающей душу скорби. Оно было светлым, сердечным, полным глубокого, какого-то пасхального чувства будущего воскресения.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский был канонизирован на Поместном соборе Русской Православной Церкви 7–8 июня 1990 года.

Иконография его образа не имеет сколь-нибудь длительной истории, но повторяет истинный облик – мы обладаем достаточным количеством его фотографических снимков. А с них смотрит на нас человек с ясным глубоким взглядом светлых голубых глаз, выражение которых смягчает суровость северных черт, так часто встречающихся в архангельских северных краях…

Какое чудо произошло

Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский обладал и даром чудотворения. Об этом долгое время умалчивали, но некоторые записи и человеческая память очевидцев кое-что сохранили для нас. Его чудотворный дар стал для него самого большим откровением и принят был им с великим трепетом перед Богом. Он сам об этом рассказал так. Пришла к нему старушка, которая просила о молитвенной помощи, а в ней отец Иоанн никогда никому не отказывал. Но старушка просила о молитве ко Господу о полном выздоровлении человека, который болел долго и серьезно. Отец Иоанн говорил, что даже испугался – слишком великого дерзновения ждала от него просительница, веря в силу молитвы священника. Тогда праведник принес Богу свою исповедь, поскольку оценивал свою жизнь перед Богом как требующую раскаяния и покаяния (это он-то, святая душа! Каков пример для нас!), и начал свои молитвы об исцелении. Больной выздоровел, а святой праведный Иоанн Кронштадтский понял, что Бог удостоил его даром чудотворения, чтобы он мог взять на себя еще одно послушание Ему – молиться за тех, кто будет просить, испрашивая у Бога всего, вплоть до исцеления от недугов.

Исцеления наложением рук свершались святым праведным Иоанном Кронштадтским неоднократно. Это происходило и когда праведник оставался один на один с больным, и при многих присутствующих. Часто это были случаи, в которых официальная медицина давно беспомощно развела руками. Надо отметить, что отец Иоанн не отказывал в исцелении и исповедующим другую веру – мусульманам, иудеям, потому что слух о его чудесах распространился далеко за пределы России, хотя он горячо молился об укреплении православной веры и притекании в ряды православных христиан новых и новых верующих верой истинной. Также известно, что иногда приходили письма, телеграммы с просьбой о молитве, и по молитвенному обращению отца Иоанна ко Господу и в этих случаях совершались исцеления.

Суворовская военная комиссия профессоров военной академии зафиксировала чудо, совершившееся в 1901 году в селе Кончанском (ныне Суворовском). Женщина, страдавшая беснованием, была доставлена к отцу Иоанну и через несколько минут полностью исцелилась.

Художник С.В. Животовский летом 1903 года сопровождал отца Иоанна Кронштадтского в водном путешествии в Архангельскую губернию и по следам этого путешествия написал книгу «На север с отцом Иоанном Кронштадтским». Он свидетельствовал о таком чуде: после молитвы отца Иоанна в одном из сел, страдавшем от длительной засухи и угрозы лесного пожара, над засушливой местностью буквально тут же собрались тучи и пролился сильный дождь.

Значение иконы

Икона Святого праведного Иоанна Кронштадтского – образ, перед которым человек, знающий историю его земного пути, знающий о том великом почитании его в народе, каким был удостоен святой еще до ухода из земной жизни, испытывает особое чувство. Все-таки, читая жития любимых нами святых, мы чувствуем, как отделены от них во времени. Мы доверяемся им со всей сердечной глубиной, зная, что они слышат нас и постоянно молятся о нас перед Божьим престолом. Но все равно, примеряя на себя их земной путь и совершенный ими духовный подвиг, иногда по слабости думаем невольно: «Да, всё так – они нам пример в земной жизни… но тогда-то было совсем другое время… А у нас и времена другие, и обстоятельства, и так трудно следовать духовным традициям, поломанным временем неверия…»

Но отец Иоанн Кронштадтский жил и совершал свое служение Богу всего век назад – по историческим меркам ничтожнейшее время. И на рубеже XIX – XX веков, когда Россию бередила политическая смута, вспыхивали и ненадолго затихали внешние войны, приход в теряющее нравственные опоры российское общество человека, который всю свою судьбу отдал духовному просвещению, спасению, казалось бы, совершенно заблудших, без надежды на возрождение душ, был очередной милостью Бога – не иначе. Отказ отца Иоанна от мирских благ не был показным – это мы знаем из его жития. Его любовь к ближнему не разбирала, кто перед ним – нищий пропойца или император, он видел в каждом душу, которой требуется очищение, покаяние и облегчение, тело, которому требуется исцеление от недугов.

И, воспоминая перед иконой Святого праведного Иоанна Кронштадтского об уникальном духовном опыте его жизни, думается, что никакое «другое время», никакие «обстоятельства» не могут помешать попытке стать добрее и терпимее и увидеть в каждом – Божье творение, которое находится рядом с нами в этом мире по единому для всех дарованному Богом праву.