Влияние художественного творчества на развитие ребенка. Влияние творчества на дошкольников. «Влияние конструирования на развитие творчества ребенка-дошкольника»

Творчество для ребенка является одной из форм познания мира, самовыражения, избавления от стресса и страха, отвлечения от негативных эмоций. В процессе разных видов творчества ребенок экспериментирует, создает что-то новое для себя, делая важные открытия. Совместное творчество делает легкой адаптацию в обществе.

Детское творчество делится на художественное, техническое и музыкальное. Рассмотрим каждый вид подробнее.

1. Художественная деятельность складывается из создания композиций путем лепки, рисования, аппликации, литературных произведений. Все это ведет к развитию хорошего вкуса у детей. В младшем детском возрасте дети рисуют интуитивно, уделяя внимание свойствам материала и не придавая значения самому изображению. К пяти годам изображения становятся узнаваемыми и осмысленными, в 10 лет дети вкладывают в рисунок не только смысл, но и сюжет.

Использование пальчиковых красок, карандашей, кистей, мелков помогает укрепить мышцы рук, улучшает координацию, моторику, развивает внимание, наблюдательность и усидчивость детей разного возраста.

Литературное творчество начинается со времени, когда ребенок учится говорить. Слова становятся частью игры и связаны с рисованием, пением, музыкой, но со временем становятся отдельным направлением развития. Литература дает возможность выразить ребенку свое понимание мира не хуже, чем рисование. Словарный запас при этом возрастает, как и эрудиция, ребенку легче освоить чтение, писать сочинения в школе.

2. Техническое творчество формирует у ребенка интерес к науке, умение рационально мыслить, изобретать, решать поставленные задачи. В младшем возрасте дети занимаются простыми техническими устройствами, а в школьном создают более сложные конструкции.

3. Музыкальное творчество сводится к игре на инструментах, пению, танцам. Такой вид творчества поможет развить у ребенка музыкальный вкус, слух. Музыка – один из первых видов творчества, доступных ребенку, через который он воспринимает окружающий мир, а вместе с танцем ребенок еще и развивается физически, становится выносливее, тренирует равновесие и координацию.

Участие взрослых в творческом развитии ребенка

Со временем у детей меняются приоритеты в выборе вида творчества, например, от изобразительной деятельности он может перейдет к музыкальной или танцевальной. Родители, которые отдают ребенка в различные творческие студии, поощряя интерес, укрепляют в ребенке самооценку и стремление к саморазвитию в будущем.

Нельзя навязывать детям творческий процесс, иначе со временем интерес к занятиям исчезнет. В творчестве ребенок сам должен проявлять инициативу, чувствовать независимость и самостоятельно переживать за результат.

Стимулировать ребенка к творчеству нужно с раннего возраста: привлекать к лепке, музыке, чтению. Создавать условия для развития можно, придумывая новые игры, окружая предметами и материалами, которые пригодятся для творчества, посещая вместе с детьми выставки, мастер-классы, детские спектакли.

Детское творчество – важный процесс в развитии ребенка. Художественное, музыкальное, техническое развитие – все это приносит неизменно положительный результат, помогая ребенку осваивать окружающий мир, развивать мышление, проявлять инициативу. Творчество поможет ребенку найти собственную индивидуальность и укрепить самооценку.

Средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности у детей формируется эстетическое отношение к окружающей действительности, сопереживание при восприятии художественных образов. В процессе изобразительной деятельности происходит становление художественного творчества, развитие которого невозможно без обучения детей способам художественно - образного воплощения замыслов, передачи предметов, явлений. Это обучение направлено на создание детьми художественного образа и находится в тесной зависимости от развития способностей к изобразительной деятельности.

Благодаря восприятию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринять окружающую действительность, и это способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов в изобразительном творчестве.

Пока приведено недостаточно исследований, раскрывающих специфику познания ребенком изобразительного искусства. В основном отмечается, что детям дошкольного возраста доступны такие жанры, как пейзаж и натюрморт (Н.А. Зубарева), скульптура меткой пластики (Г.М. Вишнева), портрет (А.М. Щетинина), иллюстрации (В.А. Езикеева, В.Я. Кионова).

Исследования, проводимые под руководством доктора психологических наук К.В. Тарасовой по проблеме синтеза разных видов искусства с целью развития художественных способностей, художественного творчества детей, являются основой для раскрытия теоретических предложений современного подхода к проблеме творческого развития личности. Ребенок живет в мире, который является частью жизни.

Важно, чтобы дошкольника в детском саду и в семье окружали предметы декоративно - прикладного искусства, произведения изобразительного искусства.

Собственная изобразительная деятельность ребенка (при взаимосвязи ее видов) становится синтетической, так как ребенок одновременно использует разные способы цветной, пластической выразительности при создании собственных композиций сюжетного или декоративного характера.

Можно сказать, что процесс детского изобразительного творчества приобретает характер дизайнерской деятельности. Ребенок ограничен в средствах передачи художественного образа. Поэтому необходима взаимосвязь видов изобразительной деятельности, при которой у ребенка есть право выбора наиболее выразительного средства при создании конкретного образа.

Поэтому важно дать детям возможность проявлять свои способности, реализовывать творческие замыслы.

Итак, основой художественно - творческого развития ребенка средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности являются:

  • * личностная позиция ребенка, желание самовыразиться;
  • * развитие способностей к изобразительной деятельности (в их структуру входят эмоциональная отзывчивость, сенсорика, творческое воображение, чувство цвета, формы, композиции, ручная умелость);
  • * создание художественного образа - личностное отношение ребенка, эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и предпочтение средств выразительности (живописных, графических, пластических, декоративно - силуэтных); взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор детьми;
  • * синтез искусства для создания художественного образа, атмосфера эмоционального сопереживания, сотворчества, т.е. акцентирование внимания на отдельных видах искусства (доминанта) и моделях синтеза: 1) музыка, изобразительное искусство, изобразительная деятельность, художественное слово (трехуровневая модель); 2) изобразительное искусство, художественная литература (двухуровневая модель); 3) музыка, художественная литература, театрализованная деятельность, изобразительная деятельность (многоуровневая модель);
  • * изменение структуры педагогического процесса и методов педагогического руководства. Это изменение предполагает роль педагога в качестве помощника, соучастника творчества. Совместная деятельность взрослого и ребенка принимает характер сотворчества, которое на каждом возрастном этапе несет свою функцию (более активная роль сотворчества на ранних этапах и постепенное изменение его содержания на более старших возрастных этапах, когда педагог принимает роль советчика, партнера).

На всех возрастных этапах личностная позиция ребенка остается главной, ведущей, и педагог должен принимать ее во внимание.

Уже в школьном возрасте можно говорить о воспитании у детей зачатков художественной культуры, так как именно в этот период детства формируется эстетическое восприятие художественного образа в картине, скульптуре, графике; происходит развитие способностей к изобразительной деятельности.

Система занятий с детьми дошкольниками по изобразительной деятельности направлена на обучение детей изображению окружающих предметов и явлений, использование для этого усвоенных изобразительных навыков и умений, применение доступных средств выразительности при создании изображения и развития детского художественного творчества.

Изобразительная деятельность в детском саду строится на единстве и взаимосвязи трех видов: рисования, лепки, аппликации, способствующих более эффективному овладению детьми всеми этими видами деятельности, а также более теплому эстетическому развитию детей. Эффективность обучения, а следовательно, и развития детского творчества и всестороннего воспитания детей в детском саду зависит от целого ряда условий.

Главное из них: построение процесса обучения в соответствии с программой, методами обучения направленными на овладение детьми всеми компонентами деятельности и отвечающим совместным требованиям.

Переход к педагогике сотрудничества, педагогике развития позволяет эффективно развивать изобразительные способности дошкольников. Работу по развитию важно осуществлять комплексно.

Например, знакомя детей с любым видом декоративно - прикладного искусства в старшей или подготовительной группах в I квартале планируется блок занятий. В этом блоке знакомство с дымковским народным творчеством, взаимосвязаны все виды изодеятельности, а также предварительная работа в группе.

Широкое включение в педагогический процесс, в жизнь ребят разнообразных занятий по художественно - творческой деятельности максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и оформлении помещения детского сада наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия.

Сравнивая свои работы дети убеждаются в преимуществе того или иного способа, так они подготавливаются к самостоятельным поискам лучших средств изображения, а это в свою очередь подготавливает детей к творческой деятельности, которая отличается поисковым характером.

Исходя из того, что каждый ребенок должен усваивать определенный объем знаний, навыков и умений в организованном порядке на занятиях и в самостоятельной свободной деятельности под руководством педагога, работа по ознакомлению детей с художественной деятельностью в детском саду ведется по схеме:

На специально организованных занятиях с подгруппой детей в изостудии решаются задачи освоения технических и изобразительных навыков, осуществляется закрепление результатов знакомства с миром изобразительного искусства. Сокращение числа занятий рисованием компенсируется за счет организации обучения детей в процессе игры в группе с воспитателем, с одаренными детьми на кружке в изостудии и с отстающими в индивидуальных занятиях.

Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:

  • 1. Изложение учебного материала (в форме игры, беседы, экскурсии). Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и индивидуально, способствует решению учебных задач и заданий.
  • 2. Самостоятельная практическая работа детей, которая является основой в учебном процессе. Ее цель творчество. Создание художественных образов развивает у детей умение обобщать их, приводить к единству, целостности.
  • 3. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы других людей.

Планируя занятия, необходимо выбирать для каждой темы ту или иную форму работы, учитывая сложность и объемность и специфику изостудии.

Так, изложение материала может проходить предварительно в группе с воспитателем, а затем продолжаться на занятиях в изостудии, или наоборот.

Например, тема «Цирк», чтобы нарисовать ее творчески, детям в группе много рассказывается о цирке, во время беседы дети делятся своими впечатлениями от похода в цирк, делают зарисовки - клоунов, животных с воспитателем, а затем на занятии дети, проявляя творчество, создают работы - лепят, рисуют и т.д. способность творческий педагог образование

Учитывая особенность темы занятия могут проходить в изостудии, а могут и в музыкальном зале. Например, если занятие итоговое в виде развлечения.

При ознакомлении работы с детьми на занятиях по изобразительной деятельности важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей ребенку знаний, представлений и навыков. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Результатами работы в данном направлении должны стать:

  • - активность и самостоятельно детей в изобразительной деятельности;
  • - умение находить новые способы для художественного изображения;
  • - умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Обучение на занятиях по изобразительной деятельности строятся как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

Все занятия проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер.

Педагогический процесс включает также индивидуальные занятия с отстающими детьми и занятия с одаренными детьми. С одаренными детьми два раза в неделю может проводиться кружковая работа. На кружковых занятиях одаренные дети получают дополнительные, более глубокие сведения изобразительной программы, а самое главное - приобретают возможность неограниченного творчества.

На занятиях между всеми видами изобразительной деятельности - рисованием, лепкой, аппликацией, а также декоративно-прикладной работой - устанавливаются тесные связи.

Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъективную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

Деятельность в условиях обогащенной развивающей педагогической среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. Так, на занятиях дети попадают в интересные ситуации, в которых нужно придумать выход самим. Например, на занятиях «В гостях у короля Палитры» дети решают не мало проблем, чтобы попасть в волшебную страну: складывают портрет короля (моделируют), сообща строят мост из радуги, решают ребусы и т.д.

Во время занятия детям задаются вопросы: а как ты думаешь? А как ты бы поступил? А как ты представляешь, опиши и т.д.

Готовясь к своим занятиям, мы постоянно думаем, как поступить, чтобы обучение изображению не порождало штампов и не мешало детей возможности самостоятельно изобразить что-либо?

Очевидно, что детей можно и нужно учить. Но не художественной технике взрослых, а новому видению, новому пластическому пониманию пространства. Но обязательно с учетом их возрастных особенностей. Мы хотим, чтобы каждый рисунок или выполненная работа были наполнены не учебным, а детским содержанием, чтобы в них нашли отражение впечатления ребенка, его отношение к тому, что он изображает. Поэтому на занятиях по изодеятельности мы стараемся отвести большую роль источникам фантазии, творчества, самостоятельности.

Для того, чтобы у детей возникло желание выполнить учебное задание, проводится работа по формированию игровой мотивации. Например, кратко, но убедительно рассказывается вымышленная история о проблемах какого-либо игрового персонажа (зайчика, клоуна и т.д.) и побуждаем им помочь.

Главное - вызвать доброе отношение к игровым персонажам, желание помогать им, создать мотивацию. Важно обязательно узнать хотят ли дети помочь сказочному герою, только после утвердительного ответа продолжаем занятие. Например, на коллективном занятии по аппликации «Царство грибов» дети помогают старичку Лесовичку собрать полную корзину грибов (вырезать и наклеить).

Очень важно, что благородную роль помощника и защитника слабых ребенок может выполнить только научившись чему-то новому.

Обычно занятия проводятся по структуре помогающей максимально выполнить все задачи.

1 этап .

В начале занятия обязательно проводится психологическое вхождение. Оно может быть музыкальным в виде прослушивания музыки или пения песенки, или дети молча рассматривают картину, в виде игры, или рассказывания сказки.

II этап . Познавательный:

  • 1. Где раскрывается тема занятия в игровой форме, ставится учебная задача или создается проблемная ситуация.
  • 2. Во время объяснения или повторения пройденного используются модели и алгоритмы, схемы и конструкции, предлагаются развивающие игры и упражнения (см. приложение), что не только помогает запомнить процесс изображения, но и приводит детей в состояние творческого подъема и желания творить.

III этап. Завершающий.

По окончании занятия проводится игра, или заканчивается сказка, начатая в начале занятия, иллюстрируя ее работами детей. Происходит логическое завершение проблемы, созданной в начале занятия. Можно провести психологическую разгрузку, следя за настроением детей. Например, пение веселой песенки, слушание веселой или спокойной мелодии при рассматривании готовых работ.

Каждая работа оценивается только положительно, корректные замечания возможны только во время работы, иногда исходящие от игрового персонажа.

Важным моментом в конце занятия является настроение ребенка, его эмоциональное состояние.

Чтобы узнать, понравилось ли ребенку занятие, удовлетворен ли он своим творчеством, своей работой. Он опускает в «карман настроения» карточку со схематическим изображением настроения (см. приложение). А воспитатель должен проанализировать эмоциональное состояние детей и сделать выводы.

Важным моментом в структуре занятий является применение пальчиковой гимнастики, релаксации для расслабления мышц, физкультминутки.

Игры на развитие мелкой моторики рук и имитационные двигательные упражнения перекликающиеся с темой занятия способствуют не только физической разгрузке, но и максимальному усвоению материала и развитию творчества.

Например, при проведении занятия «Путешествие в сказочный лес царя Палитры» можно использовать следующее упражнение. Вместе с детьми читать стихотворение и выполнять движения:

Мы в дремучий лес заходим (дети идут по студии, разводя руки

Ветви в стороны разводим в стороны, поворачивая туловище

Все заходим и заходим, влево и вправо)

Ветки в стороны разводим.

На пути у нас болото,

Мочить ноги не охота. (прыжки на одной ноге, или

Все по кочкам прыг да скок переменные прыжки)

И не нужен нам мосток.

Таким образом, необходимыми условиями развития художественного творчества у детей является творческий подход к организации занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов работы в этом направлении.

Влияние творчества на развитие ребенка особенно велико в раннем возрасте. Дошкольный возраст является самым подходящим для развития детей. Начиная с 3-х лет ребенок активно познает мир, проявляет творческие способности, контактирует с миром и у него начинают формироваться личностные особенности и черты характера.

В дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность в самовыражении, которая связана с бурной фантазией и воображением малыша. Какой еще способ, как не творчество, является лучшим для этого. Благодаря творчеству ребенок развивает свои способности и таланты, а также ищет себе занятие, которое будет ему по душе, что в дальнейшем сможет позволить заниматься любимым делом.

Ниже мы приведем небольшой список преимуществ занятий творчеством в дошкольном возрасте, которые позволят определить, чем же они так полезны:

  1. Пожалуй, самое главное, что дает творчество малышу – это развитие его креативности, в дальнейшем это помогает развить способность мыслить нестандартно, смотреть на вещи под другим углом и находить выход из сложной ситуации.
  2. Расширяет кругозор. При помощи творчества для ребенка проходит знакомство с окружающим миром: он рисует то, что видит при этом, проявляя фантазию, тем самым расширяет свой кругозор, узнавая новые вещи, знакомясь с новыми людьми и пробуя что-то новое.
  3. Творческие занятия еще развивают у ребенка дисциплинированность, он учится доводить начатое до конца, быть усидчивым и сосредоточенным. Это связано с тем, что ребенок, если увлечен – он может долгое время проводить за любимым занятием, например, собирать паззл.
  4. В зависимости от типа занятий у ребенка могут развиваться чувство ритма (музыка) или организм в целом (физические занятия).
  5. Если ваш малыш увлеченно решает самые разнообразные логические задачки и ребусы, любит всевозможные интеллектуальные игры на время, то это еще способствует развитию скорости принятия решений.

Какие игры и творческие задания можно использовать для всестороннего развития малыша? На самом деле любые, главное их чередовать – физические с умственными, задания, которые требуют концентрации и усидчивости, с подвижными играми. Это нужно для того, чтобы ребенок не заскучал, и ему не надоело играть в одну и ту же игру. А так можно использовать самые разные игры: паззлы, конструкторы, всевозможные техники рисования, можно использовать кинетический песок для игр, так как он развивает мелкую моторику ребенка.

Командные игры и виды спорта развивают общительность, умение работать в команде и ответственность.

Искусство в раннем возрасте так же оказывает большое влияние на развитие малыша – ребенок развивает фантазию, воображение, креативное мышление. Посредством творческой деятельности ребенок учится самовыражаться.

Главное – это разговаривать с малышом, показывать, рассказывать, пытаться понять чего он хочет и чем интересуется, что ему нравится делать, а что нет.

Поняв фантазии ребенка, вы сможете направить его энергию в нужное русло.

Важной особенностью ДТ является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения искусства отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. ДТ неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.

Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знания - недостаток и достоинство детского воображения. Дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте (Л.С.Выготский).

Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребенка: было ли подобное в его собственном опыте.

До достижения детьми 5-6 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко разрушается. А подчас (особенно в 3-4 года) замысел рождается только после действия. Ребенок не задумывается о возможностях практической реализации образов, которые он создает. Для взрослого мечта выступает как побудитель к действию. А у ребенка комбинации образов практически бесперспективны. Он фантазирует ради того, чтобы фантазировать. Его привлекает сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность.

На первых порах воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры. Так, в игре ребенок 3-4 лет не может вообразить действие с предметом. Он не может переименовать предмет, если не действует с ним. Он представляет стул кораблем или кубик кастрюлькой, когда действует с ними. Сам предмет-заместитель должен иметь сходство с замещаемым предметом. Именно игрушки и предметы-атрибуты наталкивают малыша на тот или иной сюжет игры (М.Г.Витязь). Например, увидел белый халат - стал играть в больницу, увидел весы - стал «продавцом». Если для младших дошкольников опорой в игре выступают игрушки, то для средних и старших - выполнение взятой на себя роли. Постепенно - воображение начинает опираться на предметы, вовсе не похожие на замещаемые. Так, старшие дошкольники в качестве игрового материала используют природный (листья, шишки, палки, камешки и пр.).


Особенно ярко проявляется роль наглядной опоры в воссоздании художественного текста. Таковой служит иллюстрация, без которой младший дошкольник не может воссоздать описанные в сказке события. У старших дошкольников слова текста начинают вызывать образы и без наглядной опоры. Но они все-таки испытывают трудности в понимании внутреннего смысла произведения. Для детей этого возраста важна иллюстрация, наглядно изображающая те действия и взаимоотношения героев, в которых ярче всего обнаруживаются их внутренние особенности и черты характера.

Постепенно необходимость во внешних опорах отпадает. Происходит интериоризация действий воображения в двух планах. Во-первых, переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет. Во-вторых, переход к игровому использованию предмета, придание ему нового смысла и представление действий с ним в уме, без реального действия. В этом случае игра происходит полностью в плане представления.

В 4-5 лет у детей возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. В возрасте пяти лет появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик.

Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Дошкольник «отрывается» в воображении от конкретной ситуации, у него возникает чувство свободы, независимости от нее. Он как бы поднимается над ситуацией и видит ее глазами не только разных людей, но и животных, предметов.

Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. В 5-7 лет внешняя опора подсказывает замысел и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства.

Так, просмотр мультфильма «Спящая красавица» наталкивает Дашу Н. (5 лет 3 мес.) на игру в фею. Она вырезает крылья, клеит и раскрашивает волшебную палочку и шапку. Воображая себя феей, снимает крылья и шапку только во время еды и сна, носит этот наряд несколько дней, дотрагивается до предметов палочкой, чтобы их во что-нибудь превратить.

Рост произвольности воображения проявляется у дошкольника в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение.

У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации, например при встрече с трудностями или при изменении ситуации. Само возникновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета, кратковременного эмоционального переживания. У детей до 5 лет создание новых образов протекает непреднамеренно. Поэтому несмотря на то, что они с удовольствием фантазируют, часто в ответ на просьбу взрослого «Нарисуй, что хочешь» или «Придумай сказку» отвечают отказом. Отказы объясняются тем, что малыши еще не умеют руководить деятельностью воображения.

О возрастании целенаправленности воображения на протяжении дошкольного детства можно сделать вывод по увеличению продолжительности игры детей на одну и ту же тему, а также по устойчивости ролей.

Младшие дошкольники играют 10-15 минут. Внешние факторы приводят к появлению побочных линий в сюжете, и первоначальный замысел теряется. Они забывают переименование предметов и начинают их использовать в соответствии с реальными функциями. В 4-5 лет игра длится 40-50 минут, а в 5-6 лет дети могут увлеченно играть несколько часов и даже дней. У старших дошкольников игровые замыслы относительно устойчивы, и дети часто осуществляют их до конца.

С возможностью планирования прямо связано умение создавать целостные произведения (О.МДьяченко). У детей 3-4 лет наблюдаются лишь элементы предварительного планирования игры или продуктивных видов деятельности. В 4-5 лет возникает ступенчатое планирование. План - это цепочка образов, отражающая основное содержание деятельности.

Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируя процесс воплощения замысла. Они намечают план достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование.

Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации. Причем в первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, то есть там, где деятельность протекает с использованием реальных объектов и ситуаций и требует согласованности действий ее участников.

Позже произвольность воображения проявляется в индивидуальной деятельности, которая не обязательно предполагает опору на реальные предметы и внешние действия, например в речевой.

Важным моментом в целеполагании и планировании выступает оформление замысла и плана в речи. Включение слова в процесс воображения делает его осознанным, произвольным. Теперь дошкольник в уме проигрывает предполагаемые действия, рассматривает их последствия, понимая логику развития ситуации, анализирует проблему с разных точек зрения.

Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира.

Датский сказочник Иб Спанг Ольсен писал: «Когда нам, взрослым, кажется, что ребенок большой фантазер, то вполне возможно, что ребенок просто пытается найти чему-то разумное объяснение…»

Воображение возникает в ситуациях неопределенности, когда дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление. Как справедливо подчеркивал Л.С.Выготский, «эти два процесса развиваются взаимосвязанно».

Мышление обеспечивает избирательность в преобразовании впечатления, а воображение дополняет, конкретизирует процессы мыслительного решения задач, позволяет преодолеть стереотипы. И решение интеллектуальных проблем становится творческим процессом.

Растущая познавательная потребность малыша во многом удовлетворяется с помощью воображения. Оно как бы снимает дистанцию между тем, что ребенок может воспринять, и тем, что недоступно его непосредственному восприятию. Ребенок представляет лунный пейзаж, полет в ракете, тропические растения, арктических животных. Следовательно, воображение значительно расширяет границы познания. Кроме того, оно позволяет дошкольнику «участвовать» в событиях, которые не встречаются в обыденной жизни. Например, в игре ребенок спасает товарищей во время шторма, мужественно ведет корабль через рифы, преодолевает бурю. Это «участие» обогащает его интеллектуальный, эмоциональный, нравственный опыт, позволяет более глубоко познать окружающее, природную, предметную и социальную действительность.

Подчеркнем, что, фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Создание новых образов - это не умозрительный, а тесно связанный с действительностью процесс. Именно в реальном мире находится источник образов воображения. Воображение помогает дошкольнику найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы (опираясь на реальные характеристики объектов, черпая образы из окружающей действительности). Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, понимание того, что может быть и чего быть не может. Как совершенно справедливо заметил В.А.Сухомлинский, «населяя окружающий мир фантастическими образами, создавая эти образы, дети открывают не только красоту, но и истину».

Реалистический подход к фантастике в сказке возникает в дошкольном возрасте. Трех-четырехлетние дети часто не отличают возможное от невозможного. Они соглашаются с любым замыслом, подчас смешивая сказочные и реальные образы. Рост критического отношения к образам воображения связан с расширением опыта детей. Они начинают понимать, что в сказке не все возможно. Нарушение в сказке типичных свойств предметов, характера производимых с ними действий вызывает отрицательное отношение у дошкольника. Он чувствует меру, которую не должно переходить воображение.

В игре дошкольник также понимает логику жизненных связей и следует ей. Он отказывается съесть сначала третье блюдо, а потом первое, объясняя, что так не бывает.

Новые образы в словесном творчестве дошкольника оказываются не менее реалистичными, чем в игре. Ребенок наделяет героев действиями и характерами в соответствии с их реальными особенностями, поведением и образом жизни.

Например, как в сказке, придуманной Наташей К. (6 лет 6 мес):

«Жил-был в лесу один маленький зайчик. Зайчик пошел в лес и нашел себе зайчика-друга, а потом еще и медвежонка. И они все подружились, им было весело. Медвежонок показал, как он умеет лазить по деревьям, а зайчики тоже хотели, но они только шлепались. Потом один зайчик говорит: «А давайте наперегонки бегать».

И все побежали. Мишка за ними не успел. Но они не обиделись. Ведь Мишутка не бегает быстро, зато хорошо лазает по деревьям. Так они вместе гуляли, а потом стало темно, и они пошли к себе домой. А больше я не знаю, уже конец».

Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющими определенные характеристики и действующими в соответствующих ситуациях. Дошкольник, например, придумывает себе друга - маленького человечка, который участвует во всех его играх и вместе с которым ребенок как будто переживает приключения. Нередко и дети более младшего возраста рассказывают о вымышленных, не вполне реалистических событиях в своей жизни, утверждая, что им купили собаку, подарили котенка, отпустили одних в магазин и пр. Причина подобных фантазий кроется в личностных проблемах, которые есть у ребенка. Поэтому их появление - серьезный повод для взрослого задуматься: какие потребности малыша не удовлетворяются, о чем он мечтает и к чему стремится, какими видит свои отношения со взрослыми и сверстниками.

В создании таких фантазий участвует развивающая защитная функция воображения. Воображение помогает малышу решить эмоциональные и личностные проблемы, неосознанно избавиться от тревожащих воспоминаний, восстановить психологический комфорт, преодолеть чувство одиночества. Воображаемые ситуации помощи другим людям, животным говорят о том, что ребенок не чувствует себя значимым, большим в реальной жизни и стремится реализовать в фантазии потребность в самоутверждении. Игры с вымышленными персонажами позволяют сделать вывод о недостаточном удовлетворении потребности в общении. Придумывать себе более сильных друзей, которые защищают ребенка, побуждают чувство неуверенности, страхи. Нередко описание вымышленных событий обусловлено стремлением быть признанным в группе сверстников, если реальными способами ребенок не может добиться этого признания. Таким образом, происходит становление механизма психологической защиты.

Фантазирование пронизывает всю жизнь малыша. В раннем детстве ребенок просто дополняет воспринимаемое тем, что было в прошлом опыте. У детей 3-4 лет, а часто и в более старшем возрасте воображение носит воспроизводящий характер, а его образы совпадают с образами памяти. Фантазирование в этом случае есть не что иное, как воспоминание о прошлых событиях. Так, сюжеты детских сказок описывают реальные ситуации из жизни ребенка.

Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные. Действенный способ преобразования действительности дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимаемую ситуацию.

Наиболее распространенным приемом в словесном творчестве является создание ситуаций с помощью наделения персонажей реалистическими действиями. Дошкольник включает героев в специфически человеческие жизненные ситуации, приписывая им человеческие мысли, чувства, поступки. Он интерпретирует поведение животных на человеческий лад, отражая опыт социальных взаимоотношений.

Приемом антропоморфизации - одушевления предметов дети часто пользуются при создании образов, поскольку постоянно встречаются с ним при слушании сказок.

Более сложным приемом, который используют дошкольники, выступает агглютинация. Ребенок, создавая новый образ, соединяет в нем, казалось бы, несоединимые стороны разных объектов.

Смещение величины, приводящее к преуменьшению или преувеличению величины персонажей, приводит также к созданию оригинальных образов.

Нередко дети, фантазируя, используют хорошо им знакомые сказочные события, внося лишь некоторые добавления, заменяя персонажей, соединяя несколько сюжетов разных сказок или придумывая для знакомой сказки новое продолжение.

В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов - изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность, например ребенок рисует фантастическую чудо-машину, используя агглютинацию, олицетворение, парадоксальное комбинирование (то есть помещение объекта в несвойственную ему ситуацию). А содержание эпизодов дети заимствуют из литературных произведений с известными изменениями. У старших дошкольников образы в рисунках становятся все более оригинальными.

Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте.

Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными чувствами, личностным смыслом.

В сказках старших дошкольников значительное место занимает не только событийная сторона, но и внутренний мир героев, их переживания, мысли. Дети пытаются мотивировать поступки персонажей. Старшие дошкольники наделяют героев особо ценными, со своей точки зрения, нравственными качествами. Действия персонажей в их сказках пронизаны социальными эмоциями: сочувствием, сопереживанием. Поэтому эпизоды в придуманных детьми сказочных историях не просто нанизываются один на другой, а приобретают внутреннюю логику развития. Так в словесном творчестве ребят проявляется процесс становления личностных смыслов.

Укажем особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

Воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;

Оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;

Ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

Воображение переходит во внутренний план, отпадает Heобходимость в наглядной опоре для создания образов.

Здоровьесберегающие технологии

ЗАДАЧИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ:

  • сохранить здоровье детей;
  • создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;
  • обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ).

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!

Прежде чем мы начнем говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие "технология”.

Что такое "технология”?

Какие составные части входят в понятие "технология”?

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании –технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

Реализация модели формирования здоровья детей обеспечивается:

направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование;

комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;

созданными оптимальными педагогическими условиями пребывания детей в ДУУ;

формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ЗДРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ:

1. Лечебно-профилактическое (фито-, витамонотерапия; прием настоек и отваров растений-адаптагенов в соответствии с комплексным планом оздоровления и лечебно-профилактических мероприятий для детей).

2. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов).

3. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы выбора и волеизъявления, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.).

4. Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирования осознанного отношения к здоровью и жизни).

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Контрольная работа

По предмету: Теория и методика изобразительной деятельности.На тему: Влияние изобразительного искусства на развитие творческойличности дошкольника.

Выполнила студентка заочного отделения

группы 04/474 зд

Багаутдинова Т.А.

Москва 2006

1.

Введение………………………………………………………………3

2.

Изобразительнаядеятельность детей ………………………………3

3.

Этапы развития детскогорисунка………………………………......7

4.

Творческая деятельность. Влияниеизобразительного

искусства на творческую личностьребенка………………………….15

5.

Вывод………………………………………………………………...18

6.

Использованная литература………………………………………...20

ВВЕДЕНИЕ

Основной задачей современного образованияявляется воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так какименно творческий человек определяет прогресс человечества. Наше время – времяинформационных технологий – требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которыебудут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основтворческой личности закладывается в дошкольном возрасте. Дошкольные годысензитивны для творческого развития, а именно для становления процессоввосприятия, памяти, воображения, мышления.

Анализ психолого-педагогической литературысвидетельствует о том, что основанием для творческого развития является процессдеятельности. Именно в деятельности происходит творческое развитиеребенка-дошкольни­ка. Наиболее благоприятными для творческого развития являютсяигра и изобразительная деятельность, так как именно в них проявляются разныестороны развития ребенка. В своей работемы рассмотрим влияние изобразительного искусства на развитие творческойличности ребенка дошкольного возраста.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Изобразительная деятельность детейизучается психологами с разных сторон: как происходит возрастная эволюциядетского рисунка, проводится психологический анализ процесса рисования, анализсвязи умственного развития и рисования, а также связи между личностью ребенка ирисунком. Но, несмотря на все эти разнообразные подходы, детский рисунок сточки зрения его психологической значимости изучен еще недостаточно. С этимсвязано большое число разноречивых теорий, объясняющих психологическую природудетских рисунков.

По мнению некоторых специалистов, изобразительнаядеятельность имеет особый биологический смысл. Детство - период интенсивногостановления физиологических и психических функций. Рисование при этом играетроль одного «из механизмов выполнения программы совершенствованияорганизма и психики.

В первые годы жизниребенка особенно важно развитие зрения и моторики, а также сенсомоторнойкоординации. От хаотического восприятия пространства ребенок переходит кусвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые детские рисунки,появляющиеся в эту пору, естественно, линейны. Рисование участвует вформировании зрительных образов, помогая овладевать формами, координироватьперцептивные и моторные акты.

Что касается характерныхособенностей детского рисунка, то они четко отражают этапы развитиязрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опираетсяв процессе рисования. Так, дети примерно до 6 лет не признают пространственногоизображения, они рисуют только вид спереди или сверху. Обучение при этом крайнемалоэффективно: даже учась рисованию в кружках, дети в неформальной обстановкепредпочитают выполнять те изображения, которые соответствуют их уровню развитияи которые соответствуют их уровню развития и которые они сами считают болееправильными.

Изобразительнаядеятельность требует согласованною участия многих психических функций. Помнению ряда специалистов, детское рисование способствует также согласованностимежполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируетсяконкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушарияголовного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левоеполушарие.
Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. Осознание окружающегопроисходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисованиепредоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, чтоон знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Большинство специалистов сходитсяво мнении, что детское рисование - это один из видов аналитико-синтетическогомышления. Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями - зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисование непросто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их междусобой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить изафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.

Чемнаблюдательней ребёнок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок,даже при технической беспомощности автора. Рисуя, ребёнок не просто изображаетдругие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами своёотношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкойтого, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувстваребёнка, в том числе эстетические. Стремясь передать это отношение” ребёнокищет средства выражения, овладевая карандашом и красками.

Взрослым,которые соприкасаются с изобразительной деятельностью ребенка и хотят помочьему, прежде всего необходимо понимать, как рисует ребёнок и почему он такрисует. Увлекаясь рисованием, даже самые непоседы способны час или двапросидеть за рисунком с сосредоточенным видом, иногда что-то, бормоча себе поднос, быстро заполняя изображениями людей, животных, домов, машин, деревьевбольшие листы бумаги. Рисуют дети обычно по представлению, опираясь наимеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще оченьнеточных и схематичных.

Характернаяособенность изобразительного творчества детей на первом его этапе - большаясмелость. Ребенок смело изображает самые разнообразию события из своей жизни ивоспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты изпрочитанных книг.

Средирисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя.Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, длямечтателя - образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома,события из своей жизни, другие - пальмы, жирафов, ледяные горы и северныхоленей, космические полёты и сказочные сценки.

Ребенок,рисуя, часто мысленно действует среди изображаемых им предметов, он толькопостепенно становится по отношению к своему рисунку посторонним зрителем,находящимся вне рисунка и смотрящим на него с определенной точки зрения, каксмотрим мы.

Начинающийрисовать ребёнок с трудом мыслит и передаёт в рисунке горизонтальную плоскостьстола в виде более или менее узкой полосы, как она видна в перспективе. Онзнает, что на столе можно расставить много предметов и поэтому рисует плоскостьбез соответствующего сокращения. Точно также рисуя дорогу, дети проводят еёчеред весь лист” опираясь на свой опыт - на ощущение протяженности дороги, покоторой идёшь.

Представленныесамим себе, маленькие рисовальщики легко переключаются на срисовывание случайнопопавших им образов или начинают повторять себя, что ведёт к штампу. Более жестаршие дети, у которых развивается постепенно критическое отношение к своейпродукции, часто бывают не удовлетворены своим рисунком, ищут совета ипоощрения у взрослого и, если не находят, разочаровываются в своихвозможностях.

Всекажущиеся нелепицы детского рисунка обусловлены не тем, что ребёнок рисуетбессознательно, нет, у ребёнка есть своя особая логика, свои реалистические иэстетические запросы и это надо помнить.

Рисуютдети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенноизлишне, что никакой помощи со стороны взрослых маленьким художникам нетребуется. Разумеется это не так. Проявление интереса взрослых к рисункуребёнка и некоторые суждения о нём не только поощряют его к дальнейшей работе,но и помогают ему понять, в каком направлении он должен и можетусовершенствоваться в работе над рисунком.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА

Итальянский психолог К.Риччи выделяетдва этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный.Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.

Первая стадия доизобразительногоэтапа – стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет.Первые каракули – обычно почти случайные метки. В это время ребенка интересуетне изображение, а сам карандаш. Больше того, ребенок может вообще не смотретьна карандаш, когда чертит им по бумаге. На этой стадии он еще не умеетсвязывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствие от самихдвижений рукой с карандашом. В этот период ребенок еще не способен нарисоватьчто-нибудь реальное, поэтому научить его в этом возрасте изобразить, например,яблоко, просто невозможно. Примерно через 6 месяцев после начала стадиикаракулей у ребенка возникает возможность зрительного контроля за рисованием.Теперь он познает зрительно то, что делает. Большинство детей в этот периодрисует с большим энтузиазмом. Любые замечания, отбивающие у ребенка охоту крисованию на этой стадии, могут вызвать задержку его общего развития, посколькуэтот тип контроля важен и для других сфер деятельности.

Стадия каракуль длится по-разному,иногда проходит достаточно быстро, но всегда в это время ребенок ищет иосваивает три линии: горизонталь, вертикаль, учится замыкать круг. Он учитсяориентироваться на листе бумаги и особая проблема в это время - остановиться.Ребенку приходится специально осваивать это умение: не вести бесконечнуюгоризонталь, от кухни до входной двери по стене, через весь коридор, аостановить руку вовремя. По рисункам видно, как это сложно дается. Самыйизвестный тип каракулей - бесконечная спираль; взрослые пытаются ее по-своемуинтерпретировать, говорят: „Это он рисует звук, движение...“ - насамом деле ребенок просто пытается вернуться в ту точку, с которой рука началадвижение.

Часто стадию каракулейили стадию „мараний“ (какой понятный, почти житейский термин!)сравнивают с младенческим гулением, возникающим задолго до появления речи,когда, порождая разнообразные новые повторяющиеся и беспорядочные звуки,ребенок стремительно овладевает „звуковой материей“. Каракулизаканчиваются в тот момент, когда появляется замкнутый контур - »круг".

Очень важно уметьзамкнуть контур, потому что закрытый контур дает форму. У ребенка еще нетчеткого ощущения формы, а оно необходимо для движения, для освоения предметногомира. До трех лет ребенок больше ориентирован на форму, чем, например, на цвет.Если ему дать игрушки разного цвета и разной формы и попросить выбрать из них«вот такие», показав зеленый квадрат, то ребенок будет искать итащить квадраты любого цвета, но именно квадраты.

Вторая стадиядоизобразительного периода – от 2-х до 3-х лет. Она мало отличается отпредыдущей по качеству рисунка – каракули были и есть. Но на этой стадииребенок начинает давать названия своим рисункам: «Это – папа» или «Это я бегу»,хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно. Но еслиребенок раньше получал удовольствие от движений как таковых, то здесь онначинает связывать свои движения с окружающим внешним миром. В целом, рисованиекаракулей дает возможность ребенку создавать линии и формы, овладевать моторнойкоординацией, строить образное отражение окружающей действительности. Стадиякаракулей важна как раз тем, что ребенок овладевает движениями своей руки.

Примерно в возрасте 3-5лет начинается изобразительный период, первая стадия которого – стадияпредметного рисования (схематичного изображения). Первые предметныеизображения, как правило, не создаются специально, они «узнаются» втом, что нарисовано. Например, изобразив множество довольно кривых кружков,трехлетний мальчик спрашивает себя: «Это снег?» Рука опережает образ.Но первым осознанным предметным рисунком у каждого ребенка, в какой бы точкемира он ни жил, становится изображение человека. Более того, человек надолгоостанется излюбленным персонажем детского рисования, а образ его будет менятьсявместе с развитием и изменением автора рисунков.

Предметное рисованиепроходит множество периодов, угасает и переходит в почерк. Интересно, что,«зарождаясь» внутри спонтанного рисования, почерк первоначальностроится по образцу прописей и меняется лишь к десяти-одиннадцати годам. Именнов этом возрасте дети стараются выразить в почерке что-то свое, перестаютследовать за образцом. Правда, в основном это касается правшей. Если ребенок - левша и его не переучивают, то при письме он долго ищет такое положение своейлевой руки, при котором может видеть написанное. Поэтому у левшей почеркиндивидуален по происхождению и очень усточив, он практически не меняется втечение жизни. Почерк правшей постоянно меняется, совершенствуется и принимаетокончательную форму к 25 годам. Кстати, и судебно-медицинскую экспертизупочерка проводят только у лиц старше 25 лет, потому что почерк сформирован итеперь может измениться только при органических поражениях мозга, припрогрессивном развитии психического заболевания и в ситуации жизненного слома.

Сначала дети рисуют несебя, не папу или маму - они изображают человека «вообще», просточеловека. - Первое, что у них получается, - знаменитый «головоног»,созданный буквально по инструкции детской песенки: «Точка, точка, запятая,минус - рожица кривая, ручки, ножки, огуречик - вот и вышел человечек».Нос в виде запятой вовсе не обязателен (в отличие от глаз и рта);«огуречик» же кривым замкнутым контуром охватывает вместе голову итуловище, из которых торчат в стороны палочки-ручки и палочки-ножки. Обратитевнимание: ни о каком умении считать, разумеется, пока нет и речи, тем не менеена первых предметных рисунках маленьких детей всегда два глаза, две руки и двеноги, а рот всегда один - никто еще из трехлетних детей ни разу в этом неошибался.
У современных городских детей головоног может лишь промелькнуть, продержатьсяот нескольких дней до двух недель: усложненная среда, усилия родителейподстегивают развитие. Но в любом случае он становится первым, еще неясным,недифференцированным образом самого себя, отражением целостного переживаниясвоей «самости».
Все первые изображения основываются на собственном «телесном» опытеребенка (другого у него пока нет), повторяют - всю недолгую историю его жизни.

Вспомним, что физически,двигательно, младенец развивается как бы «сверху вниз». Первоеизменение ощущений своего тела: малыш поднимает голову. Она первой выделяетсяиз сложного нерасчлененного сгустка ощущений. Как только малыш начинает держатьголовку, его восприятие мира меняется, обогащается - по-другому начинаютработать зрительные и звуковые анализаторы. И он уже требует, чтобы его всевремя держали вертикально. Так и на детских рисунках первой из«головонога» вычленяется голова, затем подробнее прорисовываютсяглаза, нос, а все остальное достаточно долго не меняется: какое-то общеетуловище, из которого торчат палочки-ручки и палочки-ножки. Волосы могут,например, вообще долго отсутствовать, а появившись, «не растут», а«надеваются» на голову, как шапка. Человек сначала изображаетсячрезвычайно упрощенно. Его фигура слагается из двух основных частей -головы и какой-нибудьподпорки. В качестве опоры выступают часто только ноги, которые в силу этогооказываются прикрепленными непосредственно к голове. Постепенно в человеческойфигуре выделяются новые части, прежде всего -туловище и руки. Туловище можетиметь самую различную форму - квадратную, овальную, в виде удлиненной полоски ит.п.

Там, где из общей массытуловища выделяется шея, она получает непропорционально большую длину. Лицо,фигурирующее во всех рисунках, получает некоторое структурное оформление. Вбольшинстве случаев появляются глаза, рот, намек на нос. Уши и брови появляютсяна детских рисунках не сразу. Однако неявные в обычных условиях части, например- зубы, выступают довольно часто. Эти несовершенные портреты ребенок какправило старается снабдить некоторыми «эмблемами», соответствующимистатусу человека. Особенно часто такой эмблемой выступает шляпа или сигарета умужчины, пышная прическа с крупным бантом у женщины. Наличие одеждыотображается лишь рядом пуговиц. Подобные изображения представляют человека анфас.Лишь постепенно ребенок овладевает профильным изображением. При этом онпродолжительное время задерживается на промежуточной ступени: лишь часть фигурырисуется в профиль, остальное обращено к наблюдателю лицом. Иногда это дажеприводит к удвоению отдельных органов - рта, носа и др.

Полные профили такжеимеют свою особенность. На них отмечаются и те части тела, которые реально немогут быть наблюдаемы в профиль. Особенно часто изображается скрываемаятуловищем рука. Пропорции изображаемых таким образом фигур обычно несоответствуют действительности. Среди элементов тела туловище редко имеетнаибольший объем, либо его длина непропорционально велика.

Следующая стадия развитиярисунка - стадия правдоподобных изображений - характеризуетсяпостепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный видпредметов. В человеческой фигуре ноги приобретают некоторый изгиб, часто дажетогда, когда изображается спокойно стоящий человек. Образ рук начинаетнаполняться функциональным содержанием: человек на рисунке держит какой-нибудьпредмет. На голове появляются волосы, иногда оформленные в тщательнопрорисованную прическу. Шея приобретает соизмеримость, плечи - округлость.Больше внимания уделяется изображению одежды. Все это достигается не сразу.Рисунок проходит и промежуточную стадию, на которой часть его оформляется ещепочти совершенно схематически.
Несмотря на все отмеченные изменения, в детских рисунках продолжают оставатьсянеизменными три основные черты. Во-первых, рисунки, как и прежде, представляютсобой только контуры изображаемых предметов. Даже когда они имеют достаточносложное содержание, оттенки и светотени отсутствуют. Во-вторых, все еще несоблюдается пропорциональность изображения: человек может превышать ростом дом,нарисованный по соседству. Наконец, сохраняется зарисовка тех частей предмета,которые в действительности при данном его положении не могут быть видны. С этимсвязана и наиболее характерная особенность детского рисунка - его прозрачность.Например, на рисунке человека может присутствовать кошелек, лежащий в кармане,и даже монеты, лежащие в этом кошельке.

Растет ребенок, развивается и усложняется его рисунок,в точности повторяя логику развития самого маленького художника.

Когда-то его собственныеруки стали его первой игрушкой: он долго их рассматривал, крутил, лизал, трогалих, прежде чем использовал по назначению - стал хватать настоящие игрушки,которыми обычно увешаны кроватки и коляски. Так и на рисунках вслед за головойпервыми «оживают» руки. Они обретают пять пальцев-палочек, торчащих вразные стороны из палочек-рук; и опять-таки заметьте: как правило, пальцевименно пять, а не три и не семь - у ребенка, который еще не имеет представленияни о разнице между этими числами, ни о самом понятии числа.

Тело постепенно приобретает приятнуюокруглость, появляются и первые признаки одежды: пояс и пуговицы. Потом упятилетних детей одежда будет тщательно вырисовываться как признак небиологического, а социокультурного существования, но это позже. Пока она - важнейшее средство индивидуализации портрета: малышам довольно долго приходитсяусваивать, что один и тот же человек может явиться перед ними в разных одеждах.Взрослые родственники иногда даже обижаются на «забывчивость» малыша,когда он вдруг не узнает их. А ребенок просто запомнил, что в последний раз вприхожей видел тетю в шубе и шапке, а эта - в платье и с бусами - это дляребенка совершенно разные люди.
Интересно, что дети одевают своих героев так, как одевают их самих: на телоплатье, на платье пальто - те же «слои» - три параллельные линии - намножестве рисунков. На платье карманы - их не видно под пальто, но они же таместь! Рисуют и то, что лежит в карманах. Такие «рентгеновские»рисунки могут продержаться лет до семи. Только скелет дети не рисуют никогда - они его не чувствуют, не ощущают - потому и не рисуют.
Последними материализуются ноги - и снова через непропорционально большиестопы. Все, человечек собран, первый этап освоения тела на рисунке закончен также, как в жизни, - первыми шагами. И действительно, человечек-огуречик готовдвигаться - вот чуть-чуть согнул ногу в коленке и пошел! Теперь с ним будутпроисходить другие чрезвычайно важные изменения. Постепенно он будетстановиться все более и более пропорциональным, его станет окружать не толькореальный, бытовой предметный, но и вымышленный фантастический мир. Рисованныйчеловечек окажется включенным во множество ситуаций и отношений с другимиперсонажами.

В возрасте 5-7 лет освоение образногомира в рисунке также происходит - от человека к его окружению.Пропорции первыми устанавливаются именно в человеческой фигуре. Характерныйрисунок этого периода: высокий большой человек рядом с маленьким многоэтажнымдомом и маленькой легковой машиной. Пятилетний автор не понимает нашегонедоумения: «Да, этот человек приехал на своей машине, он живет в этомдоме, да, на третьем этаже, видишь, вот его окошко и балкон». А намкажется несуразной несоотносимость размеров изображаемого человека и его мира:«Как же он в дом-то войдет и в машину сядет?» На самом деле этонормальный этап развития детского рисунка. Через него проходят все дети, и современем в рисунке все «уравновесится», а правильные пропорцииустановятся и в окружающем мире.

Часто в рисункахфигурируют члены семьи. Уже в 5-6 лет дети хорошо осознают внутрисемейные отношенияи демонстрируют их в своих рисунках. Те, кого ребенок особенно любит,изображаются более тщательно: ребенок стремится добиться максимального сходстваи всячески украшает портрет. В изображении семьи могут также присутствоватьжелаемые, но реально не существующие родственники. Рисунки подобного содержаниямогут служить ценным материалом для диагностики внутрисемейных отношений иусловий семейного воспитания. В автопортретах ребенок обычно отражаетположительное отношение к своей персоне: он опрятен, одет в желаемую одежду,находится в желаемом месте и в желаемых обстоятельствах. Это соответствуетцентральному личностному новообразованию развивающегося ребенка: у негоотчетливо представлено чувство доверия к внешнему миру и чувство личнойценности. Когда ребенок начинает рисовать себя в неприятных ситуациях, этосвидетельствует о его неблагополучном эмоциональном состоянии.

Несмотря на значительноенесовершенство рисунков стадии правдоподобных изображений, ребенок, необладающий художественной одаренностью, редко самостоятельно, без специальногообучения поднимается на следующую ступень. Поэтому и взрослые, не обучавшиесярисованию, обнаруживают в своем творчестве очень много черт, сходных с ужеотмеченными. Но если ребенок получает систематические указания нанесовершенство его произведений и наставления о способе их исправить, ондостигает четвертой стадии - правильных изображений.

Здесь мы встречаемся срисунками различной степени совершенства. Но это уже зависит от индивидуальныххудожественных способностей и не имеет в своей основе какую-либо общуюзакономерность. При этом изображение в значительной мере утрачивает свою«детскость» - те специфические особенности, которые присущи именнодетскому рисунку.

К подростковому возрастурисование, по-видимому, в основном исчерпывает свои психологические функции,его адаптивная роль снижается. Ребенок переходит к более высокому уровнюабстракций, на первые позиции выдвигается слово, позволяющее с гораздо большейлегкостью, чем рисование, передавать сложность событий и отношений.

Творческая деятельность. Влияние изобразительного искусства на творческуюличность ребенка.

Одним изважнейших вопросов детской психологии и педагогики является вопрос о творчестведетей, развитии этого творчества и о значении творческой работы для общегоразвития и созревания ребенка.

Творческая деятельность -форма деятельности человека,направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом ктворческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможноразрешить на основе имеющихся данных традиционными способами. Оригинальныйпродукт деятельности получается в результате формулирования нестандартнойгипотезы, усмотрения нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации,привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видоввзаимозависимости. Предпосылками творческой деятельности являются гибкостьмышления (способность варьировать способы решения), критичность (способностьотказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и Сцеплениюпонятий, цельность восприятия и др. Задатки творческих способностей присущилюбому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их иразвить. Проявление творческих способностей варьируют от крупных и яркихталантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинаковадля всех. Разница - в конкретном материале творчества, масштабах достижений иих общественной значимости. Элементы творчества проявляются и в решенииповседневных жизненных задач (их можно наблюдать в «обычном»мыслительном процессе).

Чтобы передать творческий опыт,необходимо конструировать специальные ситуации, требующие творческого решения исоздающие для него условия. Возможность конструирования таких ситуацийобусловлена тем, что обучение творчеству главным образом осуществляется напроблемах, уже решенных обществом и способы решения которых уже известны.Поэтому для процесса обучения определение творческой деятельности требуеткорректив. Дети в подавляющем большинстве не создают новых ценностей дляобщества. Они воспроизводят ценности уже обществу известные и только в отдельных случаях, на определенном уровнесвоего развития и в зависимости от организующей деятельности старших, могут создавать новые ценности и дляобщества.

Формированиетворческого мышления. В практической и теоретической деятельности человек сталкиваетсяс задачами или фактами, для которых в его мышлении нет подходящих ме­тодов ипонятий. Познавательные процессы, позволяющие человеку решать также еще нерешенные задачи, называют творческим мышле­нием, О его формах иоперациональных структурах пока изве­стно мало. Слова типа «озарение»,«вдохновение» лишь описывают факты, когда творческое мышление на первом этапене может целиком протекать в форме понятий и логических опера­ций, которых учеловека еще не существует. Эти слова обозначают также, что результаттворческого мышления не просто при­менение известных представлений, понятий иопераций, а созда­ние новых образов, значений и способов решения задач, причемтаких, которые обнаруживают новые свойства действительности или дают новыеспособы ее преобразования. Таким образом, творческое мышление во многомсближается и даже сливается с творческим воображением.

Главноедля творческого мышления - нешаблонность,уме­ние охватить действительностьво всех ее отношениях, а не только в тех, которые закреплены впривычных понятиях и пред­ставлениях. Чтобы полнее обнаружить свойстваопределенной области действительности, надо знать все факты, относящиеся к ней.Чтобы обнаружить неадекватность охватывающих их понятий и методов мышления,надо владеть этими понятиями и методами. Отсюда огромная роль знаний и умений втворчес­ком мышлении.

Н.П. Сакулинапишет, что развитие художественного творчества невозможно без эстетического освоениядействительности, под которым понимается эстетическое восприятие, переживание,оценка.

Одним из важных условий развития художественного творчества детей является разнообразиеприменяемых при изобразительной деятельности и декоративного рисования техник. Детям для выполнениязаданий следует предлагать разнообразныематериалы: простой карандаш, цветные карандаши, акварель, гуашь, пастель,восковые мелки, уголь, сангина, фломастер, восковые мелки.

В каждом случае выбор художественного материала должен быть обусловлен конкретной задачей. Сначалапедагог предлагает детям тот илииной художественный материал. По мере взросления и накопления опыта,формирования навыков изобразительной грамоты, к выбору материала все более привлекаются сами дети. Соответствующиевопросы побуждают их сделать правильный выбор. Постепенно дошкольники овладевают умением самостоятельно выбирать наиболее подходящий длявоплощения замысла художественный материал.

Такая тактика обусловленатем, что введение новых художественныхматериалов и техники, как известно, активизирует процесс художественного творчества дошкольников.

Использование разнообразныххудожественных материалов, применение смешаннойтехники (акварель с белилами, сочетание рисования восковыми мелками и акварелью, рисунок поролоном, сочетание пастели иакварели и др.) не только позволяет детямдобиваться большой образной выразительности, нои содействует развитию художественного творчества.

На становление творческой личности ребенка,развитие его эмоциональной сферы, умения понимать прекрасное в природе, вовзаимоотношениях с другими людьми среди прочих факторов оказывает влияниеизобразительное искусство. Посредством восприятия изобразительного искусства удетей формируется представление об идеалах современников, о культуре прошлыхэпох и нового времени. Овладевая изобразительно-выразительными навыками,дети приобщаются к элементарнойтворческой деятельности. Они получают возможность полнее передавать образыпредметов и явлений окружающей действительности.

Занятия рисованием не призваны сделать всехдетей художниками, их задача – освободить и расширить такие источники энергии,как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способностидетей к наблюдению и оценке действительности. При самостоятельном выборе,нахождении и обработке формы ребенок становится мужественным, искренним,развивает фантазию, интеллект, наблюдательность, терпение и позднее, намногопозднее, вкус. Тем и будет обеспечен подход к красоте.

Какпоказывает практика, многие вопросы творчества возникают не столько ототсутствия соответствующей изобразительной грамоты, сколько от неуменияраспорядиться своими способностями. Считается, что все дело в «умениирисовать», но важнее - правильное отношение творческой деятельности. Часторешение этих проблем лежит в психологической плоскости. То есть, не потому неможем рисовать, что «не умеем», а потому, что составлено неправильное представление о том, какойдолжна быть работа. Таким образом задача педагога в том, что бы развивать художественные способности ребенка, а следовательно и творческиеспособности.

Список литературы

1.

Возрастная и педагогическаяпсихология: Учебник/ В.В.Давыдов, Т.В.Драгунов, Л.Б.Ительсон и др.; Под.Ред.А.В.Петровского – М.: Просвещение, 1979г

2.

Г.Фолькельт. «Экспериментальнаяпсихология дошкольника»
М.-Л.: Гос. изд-во, 1930г

3.

С.Степанов «Тайна детскогорисунка»//Няня, №9, 1997г

Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий смладшими школьниками/ А.П.Ершова, Е.А.Захарова, Т.Г.Пеня и др. – М.:Просвещение, 1991г

4.ГригорьеваГ. Г. Изобразительная деятельностьдошкольников. – М., 1999.

5.ГригорьеваГ.Г. Развитие дошкольника визобразительной деятельности. - М., 2000.

6.СакулинаН. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детскомсаду. - М., 1973.

7.Методикаобучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под ред. Т. С.Комаровой. - М., 1991.

8. КомароваТ. С. Обучение детей техникерисования. - М., 1994.

9.

Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М., 1995.