Святая стефанида дамасская. "стефанида дамасская" - икона православных христиан

Святой мученик Виктор, память которого празднуется 11 / 24 ноября, был родом из Италии. В царствование императора Марка Аврелия Философа (161–180) он служил в Дамаске (Сирия), в войске, которым командовал военачальник Севастиан. Виктор был христианином и не скрывал этого – открыто перед всеми исповедовал всесвятое имя Иисуса Христа.

Когда Марк Аврелий начал гонение на христиан, то по всем воинским частям был разослан его приказ, повелевающий воинам совершить жертвоприношения, что являлось проверкой их преданности богам Рима, императору и отечеству. Уклонившихся от этого действа было велено предавать тяжким мучениям.

Когда дошел черед до Виктора, Севастиан вызвал его к себе и приказал принести жертву богам. Святой, не колеблясь, отказался подчиниться приказу: «Я теперь уже воин не вашего земного царя, но Небесного. Если же я и был временно воином вашего царя, то никогда не переставал служить моему Царю и теперь не оставлю Его и вашим идолам не принесу жертвы».

Видя, что никакие уговоры не помогают, Севастиан приказал подвергнуть ослушника пыткам – святому Виктору сломали пальцы и вывернули их из суставов… С Божьей помощью Виктор прошел сквозь все пытки невредимым и по-прежнему был неколебим.

Тогда Севастиан призвал к себе чародея и приказал ему отравить воина-христианина. Чародей сварил мясо, смешал его со смертоносным ядом и дал святому. Помолившись, Виктор съел отравленное мясо и… остался жив. То же повторилось и в другой раз. Эти чудеса и слова мученика «ваш яд бессилен против силы Жизнодавца Господа моего» так подействовали на чародея, что тот поспешил отказаться от волхвований и стал христианином.

Севастиан, видя, что даже яды не могут повредить святому, приказал подвергнуть его еще более страшным мучениям: из тела Виктора стали вытягивать жилы… Потом его бросили в кипящее масло… Затем страдальца повесили на дереве, опаляя его тело свечами… От бессилия и злобы ему в конце концов выкололи глаза.

Повесив святого вниз головой, истязатели ушли и три дня не приходили к месту мучений. На четвертый день воины вернулись, чтобы убедиться в смерти Виктора. Увидев его живым, они испытали такой ужас, что в одночасье ослепли. И только по молитве святого мученика Всемогущий Господь возвратил им зрение. Вернувшись к Севастиану, воины рассказали обо всем, что с ними случилось, призывая военачальника к милосердию. Но пришедший в неописуемую ярость Севастиан уже не слушал их – он отдал еще более чудовищное повеление: содрать со святого кожу!

На месте мучений святого Виктора присутствовала молодая жена одного из воинов по имени Стефанида, тоже христианка. По Божьему произволению ей открылось такое чудо: она увидела два прекрасных венца, спускающихся с неба; один из венцов, который несли двенадцать ангелов, опускался на голову мученика Виктора, а другой, меньший, – на ее главу.

Изумленная видением и сострадая мученику, Стефанида заступилась за него и стала громко прославлять его имя, за что была схвачена воинами и приведена к Севастиану. Узнав, что ей только около 16 лет, военачальник стал уговаривать ее принести жертву, не губить своей молодости и пожалеть своего мужа, с которым она прожила всего полтора года.

Невзирая на сладкозвучные речи Севастиана, Стефанида открыто прославила Христа и предпочла умереть, но не приносить жертву идолам: «Ты и твои боги исполнены лжи. Я же говорю тебе истину, ибо мой Господь истинный и в Нем нет неправды. Не принесу жертвы ложным богам, но хочу быть приятной жертвой Истинному, живущему на Небе Богу, дабы не лишиться уготованного мне венца в Его Царстве».

Тогда мучитель повелел привязать Стефаниду к двум согнутым пальмам, которые, распрямившись, разорвали мученицу. После чего обезглавили и святого мученика Виктора.

Святые мученики Виктор и Стефанида пострадали за Христа в 175 году.

Значение СТЕФАНИДА ДАМАССКАЯ в Православной энциклопедии Древо

СТЕФАНИДА ДАМАССКАЯ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Стефанида Дамасская (II в.), мученица.

Видя чудеса, явленные Господом через святого мученика Виктора, молодая благочестивая супруга одного из мучителей, Стефанида, открыто прославила Христа, за что была предана лютой казни: ее привязали к двум согнутым пальмам, которые, распрямившись, разорвали мученицу.

Мученики пострадали в Дамаске во II веке, где и преданы погребению их честные останки.

Использованные материалы

http://days.pravoslavie.ru/Life/life2521.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СТЕФАНИДА ДАМАССКАЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СТЕФАНИДА
    св. мученица; видя страдания св. Виктора, объявила себя христианкою и за это была растерзана между двумя финиковыми деревьями, к которым, …
  • ДАМАССКАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДАМ́АССКАЯ СТАЛЬ, первонач. то же, что булат; позднее - сталь, полученная кузнечной сваркой сплетённых в жгут стальных полос или …
  • СТЕФАНИДА
    ? св. мученица; видя страдания св. Виктора, объявила себя христианкою и за это была растерзана между двумя финиковыми деревьями, к …
  • СТЕФАНИДА в словаре Синонимов русского языка.
  • СТЕФАНИДА в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • ДАМАССКАЯ СТАЛЬ
    первоначально то же, что булат; позднее - сталь, полученная кузнечной сваркой сплетенных в жгут стальных полос или проволоки с различным …
  • ДАМАССКАЯ СТАЛЬ
    сталь, первоначально то же, что булат, т. е. особым образом приготовленная высококачественная узорчатая литая сталь для клинков; позднее - …
  • ДАМАССКАЯ СТАЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    см. Булат, Красное железо и Литая …
  • ДАМАССКАЯ СТАЛЬ
    булат; упругая и твердая узорчатая сталь, которая в старину выделывалась в дамаске и применялась для изготовления кинжалов и …
  • ДАМАССКАЯ СТАЛЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? см. Булат, Красное железо и Литая …
  • СТАЛЬ
    ДАМАССКАЯ — см. дамаск …
  • СТАЛЬ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    ДАМАССКАЯ — 1. См булат. 2. См. …
  • ДАМАСК в Справочнике Городов и столиц мира:
    СИРИЯ Историческим, культурным и хозяйственным центром Сирии является ее столица - город Дамаск. Население - около 1,45 млн. жителей. На …
  • ВИКТОР ДАМАССКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Виктор Дамасский (II в.), воин, мученик. Память 11 ноября. Служил воином во время …
  • ВЕНИАМИН (НОВИЦКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Вениамин (Новицкий) (1900 - 1976), архиепископ Чебоксарский и Чувашский. В миру Новицкий Сергей …
  • ЧЕРНУШКА в Большом энциклопедическом словаре:
    (нигелла) род однолетних трав семейства лютиковых. Ок. 25 видов, главным образом в Средиземноморье и Передней Азии; в России несколько видов …
  • РОЗА в Большом энциклопедическом словаре:
    род кустарников семейства розоцветных. 250-300 видов, в умеренном и субтропическом поясах Северного полушария и в горах тропиков. Многочисленные сорта (св. …
  • ДАМАСК в Большом энциклопедическом словаре:
    (араб. Димишк) столица (с 1943) Сирии. 1,45 млн. жителей (1992). Международный аэропорт. Университет. Дамасская академия, Арабская академия. Текстильная, пищевая, фармакологическая …
  • ЧЕРНУШКА (РАСТ. СЕМ. ЛЮТИКОВЫХ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    нигелла (Nigella), род однолетних травянистых растений семейства лютиковых. Листья обычно двояко- или троякоперисторассечённые (доли узкие). Цветки большей частью одиночные, правильные, …
  • СИРИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Сирийская Арабская Республика (Аль-Джумхурия аль-Арабия ас-Сурия). I. Общие сведения С. - государство в Западной Азии. Граничит на С. с Турцией, …
  • МЕТАЛЛУРГИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. metallurgeo - добываю руду, обрабатываю металлы, от metallon - рудник, металл и ergon - работа), в первоначальном, узком …
  • ДАМАСК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (араб. Димишк), столица Сирийской Арабской Республики. Главный торгово-промышленный, финансовый, транспортный и культурный центр страны. Расположен в долине р. Барада, в …
  • БУЛАТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от перс. пулад - сталь), булатная сталь, углеродистая литая сталь, которая благодаря особому способу изготовления отличается своеобразной структурой и видом …
  • РОЗА, РАСТЕНИЕ ИЗ СЕМЕЙСТВА РОЗАННЫХ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Rosa Tournf.) — весьма большой род растений из семейства розанных, обнимающий более 100 хорошо установленных видов, дико растущих только в …
  • ПОХОДЫ КРЕСТОВЫЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    так называются военные экспедиции, имевшие в виду интересы христианской религии и церкви и направлявшиеся сначала (с конца XI в.) на …
  • ИЕРУСАЛИМ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    b26_656-0.jpg (лат. Hierosolyma, в клинообразных надписях Ursalimmu, в иероглифах Schalam, еврейск. Jeruschalajim, турецк. Soliman или K?dsi Sch?rif, араб. EI-Kuds, т. …
  • БИДПАЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • РОЗА в Современном энциклопедическом словаре:
  • РОЗА в Энциклопедическом словарике:
    род листопадных и вечнозеленых кустарников (семейство розоцветные). 250 - 300 видов, в умеренном и субтропическом поясах Северного полушария. Многочисленные (свыше …

В царствование римского императора Антонина 1 под начальством воеводы Севастиана служил один воин, родом из Италии, называвшийся Виктором. Сей Виктор веровал в Господа нашего Иисуса Христа и открыто пред всеми исповедовал Его всесвятое имя. Когда в то время было воздвигнуто гонение на христиан, то воевода призвал к себе блаженного Виктора и сказал ему:

– К нам пришел царский указ, повелевающий принуждать вас, христиан, к жертвоприношению нашим богам, а не повинующихся предавать тяжким мучением. Посему и ты, Виктор, принеси жертву богам, дабы не подвергнуться мучениям и не погубить своей души.

Но святой Виктор отвечал воеводе:

– Я не послушаю безбожного повеления смертного царя и не исполню его воли, ибо я раб бессмертного Царя, Бога и Спасителя моего Иисуса Христа, Царство Коего бесконечно и исполняющие волю Коего будут жить вечною жизнью, а вашего смертного царя и царство временно, и исполняющие его нечестивую волю погибнут во веки.

На это воевода сказал Виктору:

– Ты воин нашего царя, исполни его повеление и принеси жертву.

– Нет, – ответил Виктор, – я теперь уже воин не вашего земного царя, но Небесного; если же я и был временно воином под властью вашего царя, то я всё-таки не переставал служить моему Царю, и теперь не оставлю Его и вашим идолам не принесу жертвы. Делай со мной, что пожелаешь: мое тело в твоих руках, и ты имеешь над ним власть, над душою же моею имеет власть только один Бог мой.

Тогда воевода стал уговаривать Виктора:

– Ты сам, – говорил он, – устраиваешь себе бедствие, не исполняя царского повеления; советую тебе принести жертву богам, дабы избавиться от мучений, кои ожидают тебя.

– Я того и желаю, – отвечал с твёрдостью святой Виктор, – чтобы претерпеть мучение за моего Господа и сильно радуюсь, что сподоблюсь страдать за имя Его.

Тогда воевода тотчас приказал сломать ему пальцы и вывернуть их из суставов. Потом мучитель повелел сильно разжечь печь и бросить в нее святого Виктора, в каковой печи мученик пробыл три дня и остался живым и невредимым подобно тому, как и три отрока в печи Вавилонской (Дан.3 :50). А мучитель, не ожидая, что святой Виктор останется живым, повелел на третий день отворить печь, взять из неё прах мученика и высыпать его в реку. Но когда отворили печь, святой вышел оттуда невредимым, прославляя Бога за то, что огонь не коснулся его и не повредил ему.

Видя свою неудачу, воевода призвал одного чародея и приказал ему умертвить святого Виктора отравой. Чародей сварил мясо с смертоносным ядом и дал есть святому.

Святой сказал:

– Хотя мне и не подобает брать от вас нечистое мясо и есть, однако я съем его, дабы вы уразумели, что ваш смертоносный яд ничего не может сделать против силы Жизнодавца Господа моего.

Затем помолившись, мученик съел отравленное мясо и нисколько не пострадал. Чародей, видя, что святой остался невредимым от съеденной отравы, приготовил другое мясо с сильнейшим ядом и сказал святому:

– Если ты съешь это мясо и останешься жив, то я оставлю всё свое волшебство и чародейство и уверую в твоего Бога.

Святой Виктор и это мясо, отравленное сильнейшим ядом, съел, но остался невредимым. Тогда чародей громким голосом воскликнул:

– Ты победил силу моего волшебства, Виктор, и мою душу, уже давно погибшую, избавил от ада, ибо я уверовал в проповедуемого тобою Господа Иисуса Христа.

После сего чародей пошел в свой дом, и собрав все свои волшебные книги и все волшебные талисманы, сжёг их и сделался истинным христианином.

Воевода, видя, что ничто не может повредить святому, пришел в сильную ярость и приказал вытягивать из тела мученика жилы; после чего повелел бросить мученика в кипящее масло.

А святой в это время говорил:

– Мне так же приятно сие кипящее масло, как жаждущему холодная вода.

Такая твёрдость святого Виктора привела мучителя в еще большую ярость, и он повелел повесить святого на дереве и опалять его тело свечами; а чтобы еще больше увеличить тяжесть мучений, смешали прах с уксусом и вливали эту смесь в уста мученика.

Но он говорил:

– Уксус сей и смертоносный яд ваш для меня всё равно, что мёд и медовые соты.

Тогда мучитель, приходя всё в большую и большую ярость, повелел выколоть Христову мученику глаза. После сего, повесив святого вниз головой, воины ушли и оставили его висеть в таком положении в течение трех дней. В четвертый же день, думая, что мученик уже умер, воины пришли посмотреть на него, и найдя его живым, удивились. От сего они пришли в ужас и ослепли, и каждый из них начал искать себе проводника.

Святой, милосердовав о них, усердно помолился Богу и сказал им:

– Во имя Господа моего Иисуса Христа, прозрите!

И они тотчас прозрели и, придя к воеводе, рассказали ему бывшее. Но воевода еще сильнее разгневался и повелел воинам содрать кожу со святого Виктора. Когда это нечестивое повеление приводили в исполнение, то одна женщина, по имени Стефанида, пришедшая посмотреть на мучения святого, христианка по вере, супруга одного из воинов, увидала два прекрасных венца, спускающихся с неба. Один из сих венцов спускался на главу святого мученика Виктора, а другой на её главу.

– Блажен ты, Виктор, и блаженны твои страдания за Христа, благоприятна Богу твоя жертва, как жертва Авеля (Быт.4 :4), ибо ты праведным сердцем принес Ему самого себя! Бог так же принял тебя, как некогда праведного Еноха, коего Он взял с земли в рай, дабы он не вкусил и временной смерти (Быт.5 :24); ты праведен, как Ной, исполненный благих дел и самый святой из народа своего (Быт.6 :9). Ты уверовал, как Авраам, принес себя в жертву Богу, как Исаак, претерпел труды, как Иаков. Премудр ты, как Иосиф, коему было дано провидеть будущее; искушение претерпел ты, как Иов, который после многих страданий победил диавола и показал пример терпения (Кн. Иова. Иак.5 :10-11)! Ты подобен Исаии, который был по приказанию царя Манассии перепилен пилою; тебя не коснулся огонь, как в Навуходоносоровой печи трех отроков (Дан. 3 :60); ты возложил свою надежду на Бога, как Давид, сын Иессея. Вот я вижу два венца, ниспосланные с неба, один больший и прекраснейший, другой меньший; – больший приносится тебе двенадцатью Ангелами, и меньший мне; ибо и я, хотя и немощный сосуд, готова принять подвиг мученичества и мужественно пострадать за имя Господа нашего и положить за Него свою душу.

Услыхав сии слова Стефаниды, воевода повелел воинам взять ее и привести к себе. Гордо посмотрев на нее, он спросил:

– Ты кто?

– Я христианка, – ответила святая.

Потом воевода спросил ее об имени и о летах, и узнав, что имя её Стефанида, что ей пятнадцать лет и восемь месяцев от роду и что она замужем год и четыре месяца, начал с кротостью говорить ей:

– Зачем ты так скоро хочешь покинуть сей прекрасный мир, хорошую жизнь и замужество и желаешь погубить свою молодую жизнь, добровольно отдавая себя на смерть за Распятого.

Святая на это отвечала мучителю:

– Я оставляю временный и суетный сей мир и все земные плотские желания и моего смертного мужа, дабы пойти вместе с мудрыми девами навстречу нетленному и бессмертному Жениху, Христу Спасителю моему.

Воевода сказал ей:

– Не говори таких бессмысленных и бесполезных слов о твоем Боге, обратись к нашим богам и принеси им жертву.

Но святая Стефанида с твёрдостью отвечала:

– Ты и твои боги исполнены лжи, я же говорю истину, ибо мой Господь истинный и в Нем нет неправды. Не принесу жертвы ложным богам, но хочу быть приятною жертвою Истинному, живущему на небе, Богу, дабы не лишиться уготованного мне венца в Его Царстве.

Тогда мучитель повелел наклонить к земле вершины двух находящихся там финиковых пальм и привязать к ним святую, чтобы разорвать ее. Одну её ногу привязали к вершине одной наклоненной финиковой пальмы, а другую к другой и отпустили их; пальмы, поднявшись в высоту, разорвали мученицу надвое. Святая же душа мученицы, как бы птица, вылетевшая из разорванной сети, нашла себе гнездо на небе в уготованном ей венце.

После сего и святого Виктора воевода повелел усекнуть мечем. Услыхав о сем повелении, святой Виктор возблагодарил Бога. Перед тем, как хотели ему отсечь главу, он предсказал о смерти своих мучителей, говоря:

– Чрез двенадцать дней вы умрете, а воевода ваш через двадцать четыре дня будет взят в плен неприятелями.

Предсказав сие, святой помолился и преклонил свою главу на усечение. И отсечена была мечем честная глава святого мученика.

По усечении главы святого Виктора из тела его вытекло молоко с кровью, и многие из неверующих, видя таковое чудо, уверовали во Христа. Наипаче же уверовали многие, когда увидели исполнение пророчества мученика, ибо как он предсказал, так и сбылось: мучившие погибли внезапно, а воевода был взят в плен неприятелями.

Святой Виктор и святая мученица Стефанида пострадали одиннадцатого ноября в городе Дамаске. А ныне они водворились в том граде, каковой не имеет нужды ни в солнце, ни в луне, чтобы светить ему, ибо слава Божия просвещает его, и Агнец Божий светильник его.

Примечания

1 Антонин – римский император, более известный под именем Марка-Аврелия Философа, царствовал с 161 по 180 г.