Причастие является. Правильное правописание: что такое причастие и деепричастие, правила с примерами. §4. Полная - краткая форма страдательных причастий

На уроках русского языка мы все изучали причастие. Однако, у лингвистов до сих пор нет общего мнения по поводу того, что такое причастие. Одни считают его специальной формой глагола, другие определяют причастие как самостоятельную часть речи. Попробуем разобраться, что такое причастие: русский язык и его ответы.

Определение причастия

Условно причастием называют особую форма глагола, которая обозначает признак предмета или объекта по действию, и отвечает на вопросы: какой?, какое?, какая?, какие?. Кроме того, причастие соединяет в себе признаки как глагола, так и прилагательного.

Причастие и прилагательное

Причастия, имеют много сходного с прилагательными. Причастия склоняются – согласуются с существительным в роде, числе, падеже. Начальная форма причастия имеет такие же характеристики – мужской род, единственное число, именительный падеж. Например, отражающий, красящий, летящий. У причастий, как и у прилагательных возможна краткая форма.

Краткое причастие

Что такое краткое причастие – ещё один вопрос, который задают лингвисты, споря о том, что прилагательное это или особая часть речи. Так или иначе, современный русский язык выделяет две формы причастия - краткую и полную. Краткое причастие отвечает на вопросы: что сделан?, что сделана?, что сделано?, что сделаны?.

Например, разлитый – разлит, потерянный – потерян. В предложении краткие причастия всегда являются сказуемым: «лавка закрыта уже несколько часов».

Образуются краткие причастия от полной формы путем добавления нулевого окончания, а также окончаний «а», «о» и «ы». Например, построенная – построена; скошенный - скошен.

Причастие и глагол

Причастие имеет общие морфологические свойства и с глаголами – возвратность, переходность, вид и время. Причем, в отличие от глагола причастие не имеет форм будущего времени. А вот формы настоящего времени есть только у причастий, которые образованны от глаголов несовершенного вида. К примеру, сидеть – сидящий.

Наиболее сложные моменты связаны с вопросом, что такое причастие прошедшего времени, а именно с их образованием. Необходимо помнить следующие правила:

  • Действительные причастия прошедшего времени образуются от инфинитива с добавлением суффиксов «вш» или «ш», а также окончаний прилагательных. Например, спрятать – спрятавший; вынести – вынесший.
  • Страдательные причастия прошедшего времени образуются от инфинитива с добавлением суффиксов «нн», «енн» и «т», а также окончаний прилагательных. Например, сделать – сделанный; внести – внесенный; обувать – обутый.

Причастие в предложении

В предложении причастия являются определением, реже частью составного именного сказуемого. Причастия с зависимыми словами: существительными, наречиями или прилагательными, - образуют причастный оборот. В предложении он, как правило, обособляется запятыми: «собака, бежавшая по дороге»

В составе причастий принято выделять два вида: действительные и страдательные.

Что такое страдательное причастие

Страдательные причастия обозначают признак, который присутствует у предмета после воздействия другого предмета или объекта. Например, решенная учеником задача – задача, которую решил ученик; проигранный бой боксером – бой, который проиграл боксёр.

Что такое действительное причастие

Действительные причастия обозначают признак, который создается действиями самого предмета или объекта. Например, страдающий мужчина – мужчина, который страдает; бегущая лошадь – лошадь, которая бежит.

Стоит помнить, что причастие можно перевести в прилагательное или глагол с зависимыми словами. К примеру, лежащий мальчик – мальчик, который лежал; испытанный друг – верный друг. Иногда от причастий можно образовать краткое прилагательное: чарующая улыбка – улыбка чарующа.

Что такое причастие в церкви

Слово «причастие» может означать не только часть речи, но и церковный обряд причащения или евхаристии.

Во время этого обряда верующий должен вкусить вина и хлеба, что символизирует плоть и кровь Иисуса Христа. Причастие или причащение осуществляется для вхождения в тесный контакт с Богом, что дает благословение.

В разные времена причащались разное количество раз. В средние века христиане соблюдали евхаристию каждый день, а с 19 века этот обряд совершался дважды за всю жизнь – после рождения и перед смертью.

Причастия обладают некоторыми грамматическими признаками глагола, существительного и прилагательного.

Причастия, как особая форма глагола, бывают двух видов:

  • совершенного вида - решившийся (от решиться), побудившая (от побудить), взволнованная (от взволновать);
  • несовершенного вида - засыпающего (от засыпать), волнуемый (от волновать).

У причастий два времени:

  • прошедшее - решившийся (тот, кто решился), взволнованный (тот, кого взволновали);
  • настоящее - засыпающий (тот, кто засыпает), волнуемый (тот, кого волнуют).

Причастия не имеют форму будущего времени.

Причастия бывают:

  • возвратные - с суффиксом -ся (решившийся, мчавшийся),
    невозвратные - без суффикса -ся (побудившая, построенная);
  • действительные - отражают признак объекта или предмета как инициатора действия, то есть тех, которые «действуют» (решившийся пловец - который решился, побудившая причина - которая побудила);
    страдательные - отражают признак объекта или предмета как исполнителя действия, которые «страдают» и выполняют действие по инициативе другого (взволнованное море - которое взволновал ветер, я волнуемый - которого волнуют воспоминания).

Как существительные и прилагательные, причастия изменяются по падежам, числам, родам. У причастий:

  • Падежи - именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный (пробудившийся день, пробудившегося дня, пробудившемуся дню и т.д.);
  • Числа - единственное и множественное (засыпающий ребёнок, засыпающие дети);
  • Рода - мужской, женский, средний (кипящий поток, кипящая вода, кипящее молоко).

Падеж, число, род причастий определяется по падежу, числу, роду существительного, с которым причастие соотносится (под развевающимся флагом - у существительного флагом и у причастия развевающимся единственное число, мужской род, творительный падеж). Полные причастия склоняются как имена прилагательные.

Некоторые причастия, как и имена прилагательные, имеют две формы:

  • Полную форму - затопленные, покрытые,
  • Краткую форму - затоплены, покрыты.

Начальная форма причастий - именительный падеж единственного числа мужского рода. Морфологические признаки причастий соотносят с неопределённой формой глагола, по ней определяют переходность или непереходность, совершенный или несовершенный вид.

Примеры причастий

Приведём примеры предложений с причастиями. Причастия выделены цветом.
Картина, нарисованная учеником пятого класса, была выставлена на общегородском конкурсе. Моряки не рискнули выходить во взволновавшееся бурей море. Он заметил друга, поднимающегося по ступеням на второй этаж.

По числам

Окончен мой труд многолетний.
Все приготовления были окончены .

По формам

Лодка была точно приклеена к чёрной воде, густо украшенной жёлтыми листьями (М. Горький).
Грудь его накрахмаленной рубашки была украшена дьявольски пёстрым галстуком (М. Горький).

Накрахмаленной, украшенной - страдательные причастия в полной форме. Приклеена, украшена - страдательные причастия в краткой форме.

По временам

Примеры страдательных и действительных причастий в разном времени из произведений М. Лермонтова:
Действительное настоящего времени:
Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень.
Действительное прошедшего времени:
В сенях она опрокинула чайник и свечу, стоявшую на полу.
Страдательное настоящего времени:
Дубовый листок оторвался от ветки родимой и в степь укатился, жестокою бурей гонимый .
Страдательное прошедшего времени:
Голова Машука дымилась, как загашенный факел.

Синтаксическая роль

Причастие в полной форме в предложении выступает определением.
Упокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли жёлтые листья (А. Куприн).
На обсохших сжатых полях, на их колючей жёлтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина (А. Куприн).

Причастия в краткой форме выступают в предложении только в качестве именной части составного сказуемого.
Длинные серёжки развешаны , словно колокольчики, по ветвям (Е. Максимов).
Заревом заката даль небес объята (С. Надсон).

Причастие как морфологическое явление трактуется в лингвистике неоднозначно. В одних лингвистических описаниях причастие считается самостоятельной частью речи, в других - особой формой глагола. В предлагаемом нами описании мы исходим из точки зрения на причастие как на особую форму глагола.

Причастие - это особая форма глагола со следующими признаками:

1. Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? что делающий?, что делавший?, что сделавший?.

2. Обладает морфологическими признаками глагола и прилагательного .

К признакам глагола относятся:

    вид (совершенный - СВ и несовершенный -НСВ),

    возвратность ,

    время (настоящее и прошедшее).

    залог (действительный и страдательный).

К признакам прилагательного относятся:

    род ,

    число ,

    падеж (у полных причастий),

    полнота / краткость (только у страдательных причастий).

3. Причастия согласуются с существительными подобно прилагательным и в предложении бывают теми же членами, что и прилагательные, то есть определением и именной частью составного именного сказуемого (краткие причастия - только частью сказуемого).

Зависимость количества причастных форм от переходности и вида глагола

Глагол может иметь от одной до четырех причастных форм, что зависит от его переходности и вида.

Переходные глаголы могут иметь формы действительных и страдательных причастий, непереходные глаголы имеют только формы действительных причастий.

Глаголы совершенного вида имеют только причастия прошедшего времени, глаголы несовершенного вида могут иметь причастия и настоящего, и прошедшего времени. Таким образом,

переходные глаголы не совершенного вида имеют все 4 причастия (читающий, читавший, читаемый, читанный ),

непереходные глаголы не совершенного вида имеют 2 причастия - действительные настоящего и прошедшего времени (спящий, спавший ),

переходные глаголы совершенного вида также имеют 2 причастия - действительное и страдательное прошедшего времени (прочитавший, прочитанный ).

непереходные глаголы совершенного вида имеют только 1 причастную форму - действительное причастие прошедшего времени (проспавший ).

Действительные причастия

Действительные причастия обозначают признак предмета, который сам производит действие : мальчик, читающий книгу .

Действительные причастия настоящего времени образуются от переходных и непереходных глаголов НСВ от основы настоящего времени с помощью суффиксов:

- ущ-(-ющ-) для глаголов I спряжения : бег-ущ-ий, бега-ющ-ий ,

- ащ-(-ящ-) для глаголов II спряжения : леж-ащ-ий, сто-ящ-ий .

Действительные причастия прошедшего времени образуются от переходных и непереходных глаголов НСВ и СВ от основы прошедшего времени с помощью суффиксов:

-вш- для глаголов с основой, заканчивающейся на гласный : чита-вш-ий ,

- для глаголов с основой на согласный : нес-ш-ий .

Глаголы могут образовывать действительные причастия прошедшего времени от другой основы:

Некоторые глаголы на -сти ( вести, обрести ) образуют рассматриваемые причастия от основы настоящего/простого будущего времени (а не от основы прошедшего времени): обретший (основа будущего времени обрет-ут , основа прошедшего - обре-ла ), ведший ;

Глаголы идти и увянуть образуют эти причастия от особой основы, не равной никаким другим: шед-ш-ий, увяд-ш-ий .

У некоторых глаголов могут образовываться два причастия от разных основ: одно от основы прошедшего времени высохший и другое от основы инфинитива высохнувший , причем выбор суффикса осуществляется в соответствии с приведенным правилом.

Страдательные причастия

Страдательные причастия обозначают признак того предмета, на который направлено действие: книга, читаемая мальчиком .

Страдательные причастия настоящего времени образуются от переходных глаголов НСВ, от основы настоящего времени с помощью суффикса:

- ем- (иногда -ом) для глаголов I спряжения : чита-ем-ый, вед-ом-ый ,

-им - для глаголов II спряжения : хран-им-ый .

Страдательные причастия могут образовываться от единичных непереходных глаголов: руководимый и управляемый образованы от непереходных глаголов руководить и управлять (значение объекта при этих глаголах выражается существительным в форме не В. п., а Т. п.: руководить, управлять заводом).

Не имеют страдательных причастий настоящего времени глаголы бить, писать, шить, мести и другие.

Страдательное причастие настоящего времени у глагола дават ь образуется от особой основы (даваj-ем-ый ).

Глагол двигать имеет в настоящем времени два страдательных причастия: двигаемый и движимый .

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от переходных глаголов НСВ и СВ (причастия от глаголов НСВ немногочисленны) от основы прошедшего времени с помощью суффиксов:

-н(н)- от глаголов на - ать, -ять и -еть : прочита - нн-ый ,

- ен(н)- от основ на согласный и -ить : унес-енн-ый, построенный ,

-т- от основ на -нуть, -оть, -ереть и от односложных глаголов и производных от них: замкну-т-ый, коло-т-ый, запер-т-ый, би-т-ый, разби-т-ый.

Не образуются страдательные причастия прошедшего времени у глаголов полюбить , искать , брать .

У некоторых глаголов на - сти, -сть страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы настоящего/будущего времени: приведенный , обретенный , спряденный , украденный .

Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени могут быть также образованы присоединением постфикса -ся к форме действительного залога: хорошо прода-ющ-ие-ся (=продава-ем-ые) / продава-вш-ие-ся книги.

Страдательные причастия имеют полную и краткую формы: написанное мною письмо - письмо написано мною . Краткие причастия обладают теми же грамматическими свойствами, что и краткие прилагательные, т. е. не изменяются по падежам и выступают в предложении преимущественно в функции именной части сказуемого.

Морфологический разбор причастия

Морфологически причастие разбирается по следующему плану:

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано. Начальная форма - именительный падеж единственного числа мужского рода

II. Морфологические признаки. Постоянные признаки: а) действительное или страдательное, б) время, в) вид, г) возвратность. Непостоянные признаки: а) полная или краткая форма (для страдательных), б) падеж (у причастий в полной форме), в) число, г) род.

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора причастия

Вертящаяся стеклянная дверь с медными пароходными поручнями втолкнула его в большой вестибюль из розового мрамора. В заземленном лифте помещалось бюро справок. Оттуда выглядывало смеющееся женское лицо (И. Ильф и Е. Петров).

Разбор причастия как формы глагола:

I. Вертящаяся (какая?)- прич., (вертеться + -ящ-)

нач. форма вертящийся.

II. Пост. признаки: действительное, наст времени, НСВ, возвр.;

непост. признаки: И. п.; в ед. числе, в жен. роде.

III. Дверь (какая?) вертящаяся (определение)

I. Заземленном (каком?)- прич., (заземлить + -енн-);

нач. форма заземленный

II. Пост. признаки: страдательное, прош. времени, СВ, невозвр.;

непост. признаки: в полн. форме, П.п., ед. числе, муж. роде.

III. Лифте (каком?) заземленном (определение)

I. (какое?)- прич., (смеяться + - ющ-);

нач. форма смеющийся.

II. Пост. признаки: действит., наст. времени, НСВ, возвр.;

непост. признаки: И. п., в ед. числе, в ср. роде.

III. Лицо (какое?) смеющееся (определение)

Причастие - самостоятельная часть речи, обладающая как признаками глагола: время, возвратность и вид, так и признаками прилагательного: род, число и падеж. Можно сказать, что это отглагольное прилагательное или особая форма глагола, как утверждают немногие языковеды. Также причастия делятся на действительные и страдательные.

Причастия вместе с зависимыми словами образуют причастные обороты.

Спряжение причастия

Причастие изменяется по признакам как глагола, так и существительного. Оно изменяется по видам, по временам, по числам, по падежам, по родам в единственном числе.

Примеры

  • глагол «покрасить» - причастие «покрашенный»
  • глагол «идти» - причастие «идущий»
  • глагол «существовать» - причастие «существующий»
  • глагол «жить» - причастие «живущий»

См. также

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Причастие (часть речи)" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Часть речи (значения). Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Частица. Частица служебная часть речи, которая вносит различные значения, оттенки в предложение или служит для образования форм слова. Содержание 1 Общие свойства частиц 2 Разряды частиц … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Союз. Союз служебная часть речи, с помощью которой связывают между собой части сложного предложения, или однородные члены предложения. Классификация по строению простые (как, словно)… … Википедия

    Наречие это самостоятельная часть речи, которая не склоняется, не спрягается. Обозначает признак действия (быстро ехать, медленно вращая), признак состояния (очень больно), признак другого признака (крайне холодный),редко признак предмета (яйца… … Википедия

    Причастие самостоятельная часть речи или особая форма глагола. Причастия есть, например, в русском и венгерском языках, а также во многих из эскимосских языков (сирениксий ). Причастие самостоятельная часть речи, обладающая как признаками … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Причастие. Эта статья или раздел описывает некоторое лингвистическое явление применительно лишь к русскому языку. Вы можете помочь Википедии, добавив информац … Википедия

    Причастие - (калька лат. participium) нефинитная форма глагола (вербоид), обозначающая признак имени (лица, предмета), связанный с действием, и употребляемая атрибутивно («пылающий костёр», «разбитый кувшин»). В причастии совмещаются свойства глагола и… … Лингвистический энциклопедический словарь

    причастие - 1. Знаменательная часть речи, обозначающая признак предмета по действию (т.е. процессуальный признак) и выражающая это значение в грамматических категориях залога, времени, рода, числа и падежа. Причастие – синкретичная часть речи, объединяющая… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    В Викисловаре есть статья «причастие» Причастие многозначный термин. Причастие (калька с лат. participium) в грамматике часть речи или особая форма глагола Причастие (Святые Тайны, евхаристия, свя … Википедия

    Часть речи (калька с лат. pars orationis) категория слов языка, определяемая морфологическими и синтаксическими признаками. В языках мира прежде всего противопоставляются имя (которое может делиться далее на существительное, прилагательное и т. п … Википедия

Книги

  • Практическая грамматика на уроках русского языка В 4 частях. Часть 2
  • Практическая грамматика на уроках русского языка. 4-7 кл. Методическое пособие. В 4-х ч. Часть 2 , Зикеев Анатолий Георгиевич. В четыре выпуска пособия вошли упражнения, направленные на развитие лексической, словообразовательной, морфологической, синтаксической, фразеологической и стилистической сторон речи учащихся.…
  • Практическая грамматика на уроках русского языка: учебно-методическое пособие для работы с учащимися 4-7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений. В 4-х частях. Часть. 2. Глагол , А. Г. Зикеев. В пособие вошли упражнения, направленные на развитие лексической, словообразовательной, морфологической, синтаксической, фразеологической и стилистической сторон речи учащихся. Во второй…

Цели урока:

  • Образовательные :
    • ознакомление учащихся с новой частью речи ПРИЧАСТИЕМ;
    • исследование грамматических признаков ПРИЧАСТИЯ;
    • повторение грамматических признаков прилагательного и глагола.
  • Развивающие :
    • совершенствование навыка составления связного устного рассказа по картине;
    • обогащение синтаксического строя речи учащихся путём использования причастий;
    • развитие умения отличать причастия от слов других частей речи;
    • совершенствование умения формулировать проблемный вопрос;
    • развитие умения учащихся работать с параграфом учебника: выделять главное, анализировать полученную информацию, делать выводы;
    • совершенствование навыка составления кластера и работы с интерактивной доской;
    • развитие коммуникативных, исследовательских навыков, навыка работы в группе;
    • развитие самостоятельности мышления школьника.
    • развитие умение пользоваться различными словарями.
  • Воспитательные :

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • повторение грамматических признаков прилагательного и глагола;
  • усвоение грамматических признаков причастий;
  • выработка умений по применению новых знаний;
  • выработка умений отличать причастие от других частей речи.
  • актуализировать знания учащихся путем работы с различными словарями.

Метапредметные:

  • выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено;
  • структурирование информации;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • планирование последовательности действий;
  • планирование сотрудничества со сверстниками;
  • осознание качества и уровня усвоения пройденного материала;
  • осознание и построение речевого высказывания;
  • умение достаточно полно и точно излагать свои мысли;
  • соотнесение того, что уже известно учащимся, с новой информацией;
  • cамостоятельное создание алгоритма деятельности.

Личностные:

  • воспитание любви к традициям своего народа, своему языку, к русскому слову.

Тип урока: урок изучения нового материала в условиях реализации ФГОС.

Образовательные технологии: проблемное обучение, исследовательские образовательные методы, обучение в сотрудничестве (групповая работа), информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Дидактическое пространство урока:

– картина «Мечтающий мальчик».
– мультимедиапроектор и интерактивная доска, презентация в программе «Смарт Ноутбук» (Приложение 1 ).
музыкальное сопровождение: Фредерик Франсуа Шопен «Мечта».

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, учебник, листы А-4, индивидуальные карточки, анкеты.

ХОД УРОКА

I. Мотивационный компонент.

Продолжите фразу: Как было бы хорошо, если бы мы сейчас…
Ребята, что мы с вами сейчас делали? (Мечтали) .

II. Постановка темы, проблемного вопроса и целей урока (7 мин.)

1. Работа по картине

Перед вами картина (на доске). Что вы можете о ней сказать?
(демонстрация картины «Мечтающий мальчик» (Приложение 1 ) под классическую музыку Фредерика Франсуа Шопена «Мечта» – 1 мин.)
Ответы детей.
Наделите мальчика различными качествами. Он (какой?)… (мечтающий, задумчивый, сосредоточенный, серьезный и др.)

2. Работа у доски

Разбор слова по составу: МЕЧТАЮЩИЙ

МЕЧТАЮЩИЙ – ЧР? мечта, мечтать.
ИЙ – окончание;
МЕЧТ – корень;
А и ЮЩ – суффиксы.

Возможные вопросы учащимся:
– Дайте ЛЗ слову (тот, кто мечтает);
– От чего образовано слово? (от глагола мечтать);
– Т. К. мы трактуем слово через глагол, что оно подразумевает? (действие);
– Как вы думаете, к какой части речи относится данное слово?
– Если это прилагательное, то какой признак обозначает?
– Сделайте вывод.
Вывод формулируют ребята: Перед нами слово особой части речи, которое совмещает в себе признаки прилагательного и глагола.

3. Работа с учебником

Откройте учебник на странице 24 и скажите, как называется эта новая часть речи?

ПРИЧАСТИЕ

– Подумайте, как бы могла звучать тема нашего урока? (Варианты учащихся, один из вариантов: Причастие как часть речи) .

4. Работа в тетрадях

– Запишем тему нашего урока в тетрадь (один из учащихся записывает на доске).
Как вы думаете, каковы будут цели нашего урока?
Ответы ребят:

  • ознакомление с новой частью речи ПРИЧАСТИЕМ;
  • выяснение признаков, которые заимствует эта часть речи у прилагательных и глагола;
  • употребление в речи новой части речи.

Решение каких задач поможет нам достичь поставленных целей?
Ответы ребят:

  • вспомнить признаки прилагательного и глагола;
  • посмотреть, какие из них общие с новой частью речи;
  • сформулировать признаки ПРИЧАСТИЯ;

IV. Изучение нового материала

Работать на уроке мы будем в группах:

1-я группа – «Прилагательные» и 2 группа – «Глаголы»

1. Работа с Толковым словарем С.И. Ожегова и Этимологическим словарем Н.М. Шанского. (3 мин.)

Исследуйте слово «причастие», пользуясь
1 группа Толковым словарем С.И. Ожегова,
2 группа Школьным этимологическим словарем Н.М. Шанского.

1 группа: Причастие – это

1. В грамматике: форма глагола, обладающая наряду с категориями глагола (время, залог, вид) категориями прилагательного (род, падеж). прил. причастный.
2. То же, что причащение. Символизирующее кровь и тело Иисуса Христа вино в чаше с кусочками просвиры, принимаемые верующими во время церковного обряда причащения..

2. Доклад учащегося «Таинство причастия у христиан» .

(индивидуальное задание)

На Руси после принятия христианства христиане собирались для совершения Литургии, на которой причащались.
Причастие называют Таинством. В этом Таинстве под видом хлеба и вина православный христианин вкушает Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни, ибо в каждой частице раздробленного агнца содержится Весь Христос. Постижение этого Таинства превосходит разум человека.
Это Святое Таинство Господь Иисус Христос установил на Тайной Вечери с апостолами накануне Своих страданий.
В настоящее время причащаться могут и должны все крещеные православные христиане после положенной для этого подготовки постом, молитвами и Исповедью.
Итак, причащаясь, человек становится причастным Богу, соединяется с Ним.

Есть ли что-то общее в значениях слова «причастие»?

Ответ учащихся:

В значениях слова «причастие» имеется общий стержень: причастность к кому-либо, чему-либо.

Вы правы. В.И. Даль сказал: "Причастие – это часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного".

2 группа – Причастие – это

Причастие заимствовано из ст.-сл. языка, где является словообразовательной калькой греч. metoche «причастие» < «причастность». В греч. яз. причастие было так названо потому, что оно по своим грамматическим свойствам «сопричастно» (как имени, так и глаголу)..

На основании этих данных, какой вывод мы можем сделать?

Ответ учащихся:

Причастие – древняя часть речи, наследие старославянского языка (первого славянского литературного языка).

Чтобы изучить ПРИЧАСТИЕ, что нам необходимо вспомнить?
(Ответ учащихся: признаки прилагательного и глагола ).

3. Работа у доски. Морфологическая пятиминутка

Представители групп выполняют разборы:

1-я группа 2-я группа

Зеленая? (трава) – думает? (долго) –
I.прил., признак предмета; I. гл., действие предмета;
II. н.ф. зеленый (И.п., ед.ч., ж.р.) II.н.ф. думать;
1. Пост. призн.: кач., 1. Пост. призн.: несов. вид, неперех., I спр.
2. Непост.призн.: полн. ф-ма, И.п., ед.ч., ж.р. 2. Непост. призн.: изъявит накл., ед.ч., наст.вр., 3 лицо
III. Определение.
III. Сказуемое.

4. Формулировка проблемного вопроса

Какова же проблема нашего урока?

Какие признаки заимствует ПРИЧАСТИЕ у прилагательного, а какие – у глагола?

5. Исследовательская работа (работа в группах):

учащиеся самостоятельно изучают параграф учебника и находят

1 группа – признаки прилагательного у причастий; 2 группа – признаки глагола у причастий.

В центре – ПРИЧАСТИЕ

Внизу – признаки прилагательного и глагола. От каждой группы учащиеся выбирают соответствующие признаки.

Вывод:

1. Причастие обозначает признак предмета по действию.
2. Причастие изменяется по числам, падежам, родам (в ед.числе).
3. Причастия, как и глаголы, бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени (буд. времени у причастия нет), могут быть возвратными, имеют зависимые слова. Как и прилагательные, причастия изменяются по числам, родам (в ед.ч.), падежам, имеют полную и краткую форму, зависят от существительных.
4. Причастия обычно бывают определениями, реже сказуемыми (в кр. ф.).
5. Причастия образуются от глаголов при помощи суффиксов.

Посмотрите на два разобранных вами слова зеленая (трава) и думает (долго). Зная, какие признаки ПРИЧАСТИЕ заимствует от прилагательного и глагола, какой вывод можно сделать.

Вывод:

Признаки, которые причастие заимствует от глагола – это постоянные признаки, а признаки прилагательного – непостоянные.

V. Физминутка. «Гимнастика для глаз»

VI. Закрепление изученного материала

1. Найдите причастия, докажите (работа по индивидуальным карточкам) .

1-я группа выписывает прилагательные, 2-я группа – причастия.

Теплый дождь, чернеющая пропасть, горячая печь, черная ночь, мелкий брод, засеянное поле, лаявшая собака, летящая птица, стоящий мальчик, собранные грибы, синее небо, выкрашенный пол, красные ягоды, последний лист, краснеющий закат, пламенна речь.

VII. Итог урока

– Над какой проблемой мы работали на уроке?
– Можете ли вы ответить на проблемный вопрос?
– Что нам помогло?
– Что такое причастие?

Обязательное: упр.57, ответить на вопрос: Можно ли причастие назвать самостоятельной частью речи? Обоснуйте ответ.

Тренировочное: Придумать и написать 5 предложений с причастиями.

Творческое: Напишите эссе на тему «Моя мечта…» с использованием причастий.

IX. Оценивание

Группы оценивают работу друг друга, оценка работы в группе, самооценка (1-2 ученика).

X. Рефлексия

Заполните анкету (каждый учащийся).

Список литературы:

  1. Русский язык. 7 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; научный ред. Н. М. Шанский. – 31-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 223 с.
  2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «Издательство ЭЛПИС», 2003. – 944 стр.
  3. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - М.: Дрофа – 2004.
  4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие . – М.: Народное образование, 1998. – 255с.
  5. Гин А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 2-е изд., – М.: Вита-Пресс, 2000. – 88с.
  6. Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. Учебное пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008. – 96 с.
  7. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 272 с.