Презентация по адаптации первоклассников психолог. Конспект выступления педагога-психолога на родительском собрании «Адаптационный период первоклассников». Как оказать помощь в адаптации к школе

Слайд 1

Адаптация обучающихся первых классов в условиях новых ФГОС
Учитель начальных классов МБОУСОШ № 16 Дубиневич А.Е.

Слайд 2

« Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта»

Слайд 3

Что такое адаптация первоклассника?
«Адаптация» - термин ввел А.Уберт (немецкий психолог), «adaрtatio» - прилаживание, приспособление. Адаптация к школе – « перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению» (Коломинский Я.Л.)

Слайд 4

Задачи школы перед ребенком:
Успешно овладеть учебной деятельностью; Освоить школьные нормы поведения; Приобщиться к классному коллективу, приспособиться.

Слайд 5

Виды адаптации (Дорожевец Т.В.)
Социальная
Академическая
Личностная
Характеризующая степень соответствия поведения ребенка нормам школьной жизни
Характеризующая уровень принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности
Отражающая успешность вхождения ребенка в новую социальную группу

Слайд 6

Академическая адаптация
I этап-ориентировочный. Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". В этот период дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют. II этап-неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. « Буря начинает затихать» IIIэтап-относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Слайд 7

Социальная(психологическая) адаптация
Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик". Можно считать это рождением социального "Я" ребенка. Что влечет за собой переоценку ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным. Развивающаяся способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности и к заниженной самооценке.

Слайд 8

Условия социальной адаптации:
меняется социальная позиция (Из дошкольника он превращается в ученика. У него появляются новые обязанности) смена ведущей деятельности (с игровой на учебную) меняется социальное окружение(успешность адаптации зависит от отношения учителя, одноклассников, сверстников) Сдерживание двигательной активности

Слайд 9


Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. За тот же период проходит и наиболее острая физиологическая адаптация. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, выполняют школьные обязанности.

Слайд 10

Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы:
Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя или их реакция – слезы, обиды.

Слайд 11

Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы:
Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т. п. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.

Слайд 12


Школьный(отсутствие индив.подхода, своевременной помощи, неадекватность воспитательных мер) Семейный(неблагоприятная материально-бытовая и эмоциональная ситуация в семье, алкоголизация родителей, заброшенность ребенка или наоборот, гиперопёка) Микросоциальный (негативное влияние окружения)

Слайд 13

Факторы школьной дезадаптации:
Макросоциальный(деформация общественных и нравственных идеалов, пропаганда насилия и вседозволенности) Соматический(тяжелые хронические и физические заболевания) Психический(психические нарушения, патологическое протекание возрастных кризов, задержки психического развития)

Слайд 14

Виды дезадаптации:
1. Хроническая неуспешность. В практике нередки случаи, когда трудности адаптации ребенка в школе связаны с ОТНОШЕНИЕМ родителей к школьной жизни и школьной успеваемости ребенка. Это, с одной стороны, страх родителей перед школой, боязнь, что ребенку в школе будет плохо. Опасения, что ребенок будет болеть, простужаться

Слайд 15

Виды дезадаптации:
С другой стороны, это ожидание от ребенка только очень высоких достижений и активное демонстрирование ему недовольства тем, что он не справляется, что чего-то не умеет. Причины, приводящие к неуспешности: Недостаточная подготовленность ребенка к школе Тревожность, сформированная в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов. Завышенные ожидания родителей.

Слайд 16

Виды дезадаптации:
2. Уход от деятельности. Это когда ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых

Слайд 17

Виды дезадаптации:
3. Негативистская демонстративность. Характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Он нарушает общие нормы дисциплины. Взрослые наказывают, но парадоксальным образом: те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинное наказание - лишение внимания.

Слайд 18

Виды дезадаптации:
4. Вербализм. У таких детей высокий уровнь развития речи и задержка мышления. Родители прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить (стихи, сказки и т. д.). Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие оказываются на заднем плане. Мышление, особенно образное, отстает.

Слайд 19

Виды дезадаптации:
5. «Ребенок ленится" - Это очень частые жалобы. За этим может стоять все, что угодно. 1) сниженная потребность познавательных мотивов; 2) мотивация избегания неудач, неуспеха 3) общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента.

Слайд 20

МБОУ СОШ № 16
« …развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и усвоения мира»

Слайд 21


Организация внеурочной деятельности первоклассников
Организация оздоровительно- профилактической работы
Изучение социально-психологической адаптации детей в школе
Организация учебно- познавательной деятельности в адаптационный период
Деятельность методического объединения учителей МБОУ СОШ № 16

Слайд 22

Организация режима школьной жизни первоклассника
Ступенчатый режим занятий 45 мин 35-40 мин I I полугодие I полугодие Сентябрь-октябрь по 3 урока (35 мин) После 2 урока – динамическая пауза, преимущественно на свежем воздухе. Двигательный режим соблюдается и на уроках. Учителя проводят дых гимнастику, физминутки для снятия напряжения с мышц спины, конечностей, глазных мышц, на укрепление мелкой моторики.

Слайд 23

Кабинет для психологической разгрузки

Слайд 24

Слайд 25

Оздоровительно-профилактическая работа

Слайд 26

Оздоровительно-профилактическая работа
Задача первого года обучения –сделать так, чтобы родители стали единомышленниками учителей, способствовали творческому и личностному развитию своих детей.

Слайд 27

Оздоровительно-профилактическая работа

Слайд 28


Школа будущего первоклассника « Всезнайки » Задачи: -ввести ребенка в новую систему отношений; -ввести будущих первоклассников в новые учебные предметы. В это время происходит освоение организационных навыков и умений для учебы в школе.

Слайд 29

Учебно-познавательная деятельность
Стартовая психологическая и учебно-предметная диагностики. Мы изучаем: -психофизиологическую и интеллектуальную зрелость; -наличие учебных навыков у ребенка; -индивидуально-личночностные особенности ребенка; -состояние здоровья; -семью, стратегию родительского поведения.

Слайд 30

Диагностика первоклассников
При помощи следующих тестов и программ: Диагностика: -тест Керна-Иерасика; -тестовая беседа Банкова; -программа компьютерной обработки тестов Алматея « Диагностика готовности к школьному обучению и адаптация первоклассников». Тесты: - «Домики» О.А.Орехова на основании теста А.Эткинса; - «Экран настроения».

Слайд 31

Результаты диагностики Эмоциональное состояние первоклассников

Слайд 32

Отношение к школе

Слайд 33

Адаптация к школе

Слайд 34

Игровая Учебная деятельность Коллективная групповая индивидуальная
Учебная деятельность

Слайд 35

Безотметочное обучение
Основная цель безотметочного обучения - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Это обучение на содержательно-оценочной основе. Функции безотметочного обучения: Здоорвьесберегающая – опирается на технологию педагогической поддержки, основывается на эмоционально доброжелательном фоне оценивания. Психологическая – связана с развитием адекватной самооценки, которая способствует успешной адаптации. Динамическая – связана с формированием целостного понятия об оценочной деятельности.

Слайд 36

Безотметочное обучение
1 КЛАСС: САМООЦЕНКА УЧЕНИКА ПРЕДШЕСТВУЕТ ОЦЕНКЕ УЧИТЕЛЯ Несовместимость этих двух оценок становится предметом обсуждения В нашей школе безотметочное обучение проводится только в 1-х классах, хотя приёмы самооценки применяются во всех классах начальной школы. Именно с первого класса важно научить ребёнка сравнивать себя с собой.

Начало выступления начинается с разминки.

Упражнение “Снежинка”

Всем участникам предлагается выполнить упражнение “Снежинка”.
Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: ни на кого не смотреть и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

  1. Сложите лист пополам.
  2. Оторвите правый верхний уголок.
  3. Опять сложите лист пополам.
  4. Снова оторвите правый верхний уголок.
  5. Сложите лист пополам.
  6. Оторвите правый верхний уголок

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.
Нашли? Участники отвечают, что не нашли.
Ведущий: А почему? Как вы думаете?
Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.

Этот вывод - дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.
Поэтому и приспособление к школе протекает у детей по-разному.
А сейчас мы познакомимся с признаками дезедаптации у первоклассников

  1. Отвлекаемость.
  2. Двигательная расторможенность.
  3. Непослушание.
  4. Пассивность на уроке.
  5. Скованность при ответах.
  6. Растерянность при малейших замечаниях.
  7. Печальное, тревожное настроение.
  8. Легкая смена окраски лица, плаксивость, переход на крик.
  9. Раздражительность.
  10. Застенчивость.
  11. Страх перед ответом или письменным заданием.
  12. Занятие посторонними делами.
  13. Ответы тихим голосом.
  14. Жалобы на головные боли, боли в животе.
  15. Одиночество на переменах, нежелание выходить из класса.
  16. Снижение работоспособности и эмоциональное неблагополучие.

Проблема школьной адаптации в настоящее время очень актуальна. Необходимость ее изучения становиться все более очевидной в связи с нарушением психического здоровья детей, ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств у детей.

Агрессивные, эмоционально-расторможенные, слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети - это категория детей с особыми образовательными потребностями. В связи с сегодняшней ситуацией, когда в первый класс общеобразовательной школы вместе со всеми стали поступать дети с различными психическими расстройствами и отклонениями, существует необходимость в дополнительном изучении литературы по проблеме адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе).

Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько выделили позитивные и негативные факторы приспособления детей к школе. Исследования показывают, что адекватная оценка ребенком своего положения в школе, изменение вида деятельности, оптимальные методы семейного воспитания, отсутствия конфликтных ситуаций в семье, высокий статус в группе сверстников способствует успешному привыканию детей к обучению, в то время как функциональная неготовность к школе, неудовлетворенность в общении со взрослыми, низкий уровень образования родителей, неблагоприятный микроклимат в семье затрудняют процесс адаптации к школе. Эффективность работы учителя в период привыкания первоклассников к школе зависит от учета этих факторов и умелого выстраивания взаимоотношений с детьми.

Рассмотрим некоторые из этих факторов более подробно.

Одним из факторов успешности адаптации является возраст начала систематического обучения. Адаптация 6-летних детей к школе длится дольше - у них наблюдаются повышенное напряжение всех систем организма, более низкая и неустойчивая работоспособность.
Тем не менее, год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен для физического, функционального и психического развития. С физиологической точки зрения младший школьный возраст - это время бурного физического роста, когда дети быстро тянуться вверх, когда особенно очевидна дисгармония в физическом развитии, когда она явно опережает нервно-психическое развитие ребенка.

Следующим фактором успешности является состояние здоровья ребенка (физическая готовность к обучению) - один из основных факторов, влияющих не только на длительность и успешность адаптации к школе, но и на весь процесс дальнейшего обучения. Легче всего адаптируются здоровые дети, намного тяжелее - часто болеющие дети и дети с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии. У большей части из них в начале школьного обучения отмечается ухудшение состояния здоровья, сопровождающееся возникновением нервно-психических отклонений.

Готовность ребенка к началу систематического обучения является следующим не менее важным фактором. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
психологическая готовность ребенка к школьному обучению представляет собой структуру взаимосвязанных элементов: мотивационного (внутренняя позиция школьника), волевого (способность подчинять свои действия правилу), интеллектуального (наличие внутреннего плана действия, сформированность знаковой функции сознания и т.д.). Так же следует сказать, что высокие показатели психологической готовности, как правило, обеспечивают успешность адаптации ребенка к школе, однако не гарантируют, что в начальной школе у ребенка не возникнет проблем.

Адаптация детей к школе в значительной степени определяется и такими факторами, как содержание обучения и методика преподавания. Рациональная организация учебных занятий и режима дня существенно облегчает процесс адаптации детей к школе. При этом важно учитывать, что расписание учебных занятий, методы преподавания, содержание и насыщенность учебных программ, а также условия школьной среды должны соответствовать возрастным функциональным возможностям первоклассников. В известной степени облегчает адаптацию к школе предварительное пребывание детей в детском саду. В своих работах А.Г. Глушенко указывает, что на развитие и течение адаптационного процесса влияет характер воспитания в дошкольном возрасте. Быстрее адаптируются дети, посещавшие до школы детский сад, а у тех, кто воспитывался дома, чаще наблюдались двигательная расторможенность, нежелательные изменения в характере общения со сверстниками. "Незрелые" школьники, среди посещавших, детский сад встречаются вдвое реже, чем среди детей из домашних условий.

В то же время эффективность адаптации первоклассников к школе во многом зависит от позиции учителя и от выбранного им стиля общения с учениками. В настоящее время выделяются три основных стиля педагогического общения: демократический, авторитарный и попустительский. В исследовании М.Е. Зеленовой было показано, что адаптация детей к школе более благоприятно протекает в классе у учителя, придерживающегося демократического типа педагогического взаимодействия. У ребят к концу года снижается выраженность таких симптомокомплексов, как незащищенность, недоверие к себе, враждебность, депрессивность, чувство неполноценности и конфликтность. Личностно ориентированный учитель создает в классе атмосферу, благоприятную для совпадения индивидуальных потребностей детей с требованиями школы.

Немаловажным фактором является создание положительного микроклимата в школьном коллективе. Задача учителя - поддерживать дружбу ребят по интересам, формировать эти интересы. Важно, чтобы ребенок понял, что класс, школа - это доброжелательный, чуткий коллектив сверстников, младших и старших товарищей. Следует отметить, что ребенок должен почувствовать, что ему интересно и радостно среди одноклассников: ведь ему необходима их оценка, их отношение. Положительные эмоции, которые он испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию к школе. Отношение учителя к ребенку - индикатор отношений к нему и его одноклассников. От негативного отношения учителя ребенок страдает двойне: учитель относится к нему «плохо», и так же относятся к нему дети, поэтому лучше стараться избегать.

В психологических исследованиях особое внимание обращается на необходимость использовать такие формы организации обучения, которые позволяют детям объединяться парами, группами, большими коллективами. В процессе такой совместной деятельности формируются важнейшие качества личности школьника: умение договариваться, распределять обязанности, оценивать долю своего участия в общем труде. Учитывая, что дети мало знакомы, еще не сформировались их взаимоотношения, нужно помочь им познакомиться друг с другом, установить контакт, наладить дружеские отношения. Для этого периода особенно важны совместные игры (настольные, подвижные, ролевые, театрализованные).

Психологи показали, что эффективной является не индивидуальная работа под руководством чуткого взрослого, а работа в группе совместно работающих детей. В адаптационный период очень значимым является установление правильных отношений между учителем и детьми. Любое неправильное действие со стороны учителя в этот период может привести к отрицательному отношению к школе в целом.

Меры, облегчающие процесс адаптации

Ключевыми моментами успешности работы на начальном этапе обучения являются:
Оказание помощи первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли ученика;
Приучение к режиму дня и соблюдению санитарно-гигиенических норм.
Для того чтобы процесс вхождения детей в новую жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо:
Начать формирование коллектива, путем создания доброжелательной атмосферы в классе, организуя взаимодействие между детьми. Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит учителю. Ему необходимо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребенку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками;
Дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться;
Обеспечить каждому ребенку сферу успеха, самореализации;
Использовать максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха.
Педагогам предложены несколько коротких правил и советов.
Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.
Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
Не добивайтесь успеха силой. Принуждение - есть худший вариант нравственного воспитания.
Признавайте права ребенка на ошибки.
Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.
Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

Трудности адаптации первоклассников к школе.

Первый учебный год является непростым испытанием, как для ребенка, так и для родителей. Для ребенка это связано с переходом на новый социальный уровень, сменой привычной среды, деятельности, а так же с кризисом 6-7 лет

Согласно периодизации психического развития, предложенной Л.С.Выготским, центральным психологическим новообразованием дошкольного периода развития является воображение.

Многие авторы справедливо указывают на воображение как на основу человеческого творчества, связывают развитие воображения с общим психическим развитием ребенка, считают, что развитие воображения является непременным условием психологической подготовки детей к школе.

Таким образом, проблема «кризиса семи лет», или, другими словами, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию как проблема смены ведущих типов деятельности в данном возрастном периоде. Применительно к интересующему нас возрасту эта проблема начинает звучать как проблема перехода от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности.

Для родителей это тоже трудности:

во-первых, именно в этот период требуется максимальное участие в жизни ребенка;

во-вторых, с началом обучения ребенка в школе становятся видны прошлые недоработки в воспитании и обучении;

в-третьих, при наличии благих намерений, но отсутствии психологически грамотного подхода, сами родители нередко становятся виновниками школьных стрессов у детей.

Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Его составляющими являются физиологическая

адаптация и социально-

психологическая адаптация

(к учителям и их требованиям,

к одноклассникам).

Физиологическая адаптация

Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов: первые 2-3 недели обучения на все новые воздействия организм ребенка отвечает значи-тельным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют. Далее - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые усло-вия. После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Социально-психологическая адаптация

Наблюдение за первоклассниками показало, что их социально-психологическая адаптация к школе проходит по-разному.

Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы.

Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, с желанием и без видимого напряжения выполняют школьные обязанности.

Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками - они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируют на замечания учите-ля или их реакция - слезы, обиды. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полу-годия реакции этих учеников становятся адеква-тными требованиям школы и учителя.

Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счёту и т.п. Именно на таких детей жалуются учителя, одноклассники, родители: они нередко "третируют детей", "мешают работать на уроке", их реакции непредсказуемы. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.

Продолжительность всего периода адаптации первоклассника варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.

Основные показатели благоприятной социально-психологической адаптации ребенка:

  • формирование адекватного поведения;
  • установление контактов с обучающимися и учителем;
  • овладение навыками учебной деятель-ности.

Восемь страшных ошибок воспитания, которые совершают

родители и учителя.

Ошибка №1. Принуждение

Ошибка №2. Устыжение

Ошибка №3.Наказание

Ошибка №4. Угрозы

Ошибка №5. Критика

Ошибка №6. Унижения, ругательства

Ошибка №7. Похвала

Ошибка №8. Игнорирование

Адаптационный период первоклассников является важной ступенью в их познавательно-обучающем процессе. Родители, учителя и педагоги вспомогательных служб претерпевают вместе с ними ряд удач и неудач. Поэтому на данном этапе необходим правильно спланированный подход к преодолению задач, стоящих и перед взрослыми и перед детьми. Материал презентации всесторонне раскрывает все этапы работы школы в этом направлении. Они традиционны, приемлемы и приносят соответствующий результат. В презентации отражены этапы в следующих видах работы:

1. Работа педагога-психолога.
2. Работа учителя-логопеда.
Конкретно рассмотрен материал речевого обследования и диагностики первоклассников, совместная работа с педагогами, родителями и детьми.

Слайд 1-4. Адаптационный период учащихся первых классов в коррекционных задачах учителя-логопеда и педагога психолога. Составляющие адаптации к школе.
Слайд 5. Работа педагога-психолога.
Слайд 6. Уровни обследования психологического развития ребёнка.
Слайд 7-8. Результаты первичной диагностики адаптации учащихся первых классов педагогом-психологом в МБОУ СОШ № 18 за 2013-2014 учебный год. Описание таблицы.
Слайд 9-12. Индивидуальные и групповые занятия педагога - психолога. Фото.
Слайд 13. Результат работы педагога - психолога во время адаптационного периода учащихся первых классов.
Слайд 14. Работа учителя-логопеда.
Слайд 15. Знакомство с первоклассниками учителя-логопеда.
Слайд 16-17. Привитие учителем-логопедом навыков письма. Фото.
Слайд 18-19. Индивидуальная постановка звука. Фото.
Слайд 20-21. Результаты обследования учителем-логопедом речи учащихся первых классов в МБОУ СОШ № 18 за 2013-2014 учебный год. Таблица.
Слайд 22-25. Углубленное обследование ученика с нарушением звукопроизношения. Фото.
Слайд 26. Охват учащихся коррекционной работой на логопункте.
Слайд 27-30. Ознакомление учителей первых классов с результатами обследования учащихся. Фото.
Слайд 31. Выбор направления работы с первоклассниками учителя, воспитателя ГПД, учителя-логопеда. Фото.
Слайд 32-36. Индивидуальные беседы и консультации с родителями, дети которых имеют нарушения интеллекта, общее недоразвитие речи, нарушения звукопроизношения. Фото.
Слайд 37. Сложность периода физиологической адаптации ученика. Организация ликвидации данных трудностей.
Слайд 38 . Работа психолого-медико-педагогического консилиума в образовательном учреждении. Фото.
Слайд 39. Схема психолого-медико-педагогического консилиума в образовательном учреждении.
Слайд 40 - 41. Вывод. Рекомендации.

11.05.2011 12589 1338

Конспект

выступления педагога-психолога на родительском собрании

«Адаптационный период первоклассников»

С 6-7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребёнку быть успешным в обучении. Медики считают, что в это время ребёнку очень трудно с самим собой. Однако серьёзных срывов можно избежать, если соблюдать самые простые правила.

ПРАВИЛА

Правило № 1

Само начало школьной жизни считается тя­ жёлым стрессом для 6-7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может на­ чаться невроз.

Правило № 2.

Ребёнок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда Вы будете делать с ним уроки, через 10-15 минут необходимо давать малышу физическую раз­ рядку. Можете просто попросить попрыгать его на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут.

Наиболее удобный вариант выполнения домашних заданий для учащихся 1-4 классов таков:

чтение - помогает ребёнку включиться в работу, подготав ливает его к письменному заданию;

письмо;

математика;

более легкие предметы.

Но если ребёнок желает выполнять задания в другом поряд­ ке, надо пойти ему навстречу. Это даст ему почувствовать успех.

Общая длительность занятий не должна превышать одного часа .

Правило № 3.

Компьютер, телевизор или другие занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день.

Правило № 4 .

Больше всего на свете в течение первого года учёбы ребенок нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то нет. Именно в это время у него складывается свой собственный взгляд на себя. И если Вы хоти­ те, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради, а спокойно объясняйте ему, что он сделал не так.

Несколько коротких правил:

Показывайте ребёнку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребёнку, что он хуже других.

Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребёнка.

Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть на­едине со своим ребёнком.

Оценивайте только поступки, а не самого ребёнка.

Дети учатся жить у жизни:

Ø Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Ø Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.

Ø Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.

Ø Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.

Уровни и критерии адаптации

А. Л. Венгер описывает три уровня адаптации к школьному обучению:

1. Высокий уровень адаптации.

ü первоклассник положи тельно относится к школе;

ü требования выполняет адекватно;

ü учеб ный материал усваивает легко, глубоко и полно;

ü решает усложнен­ные задачи;

ü прилежен;

ü внимательно слушает указания и объясне­ ния учителя;

ü выполняет поручения без лишнего контроля;

ü проявля ет большой интерес к самостоятельной работе;

ü готовится ко всем урокам;

ü занимает в классе благоприятное статусное положение.

2. Средний уровень адаптации.

ü первоклассник положи­ тельно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицатель ных переживаний;

ü понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно;

ü усваивает основное содержание учебных программ;

ü самостоятельно решает типовые задачи;

ü бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интерес­ ным;

ü общественные поручения выполняет добросовестно;

ü дружит со многими одноклассниками.

3. Низкий уровень адаптации.

ü первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на здоро вье;

ü доминирует подавленное настроение;

ü наблюдаются нарушения дисциплины;

ü объясняемый учителем материал усваивает фрагмен­тарно, самостоятельная работа с учебником затруднена;

ü при вы­полнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интере­ са;

ü к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей;

ü сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха;

ü близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

(Журнал «Школьный психолог», № 12, 2000 г.)

Уважаемые родители!

Мы просим Вас ответить на несколько вопросов. Ваши ответы помогут нам понять, насколько хорошо Ваш ребенок адаптируется к школьной жизни и что еще необходимо сделать, чтобы школа стала для ребенка еще более ценной.

Ф.И.О. __________________________________________________________________________

Дата заполнения «____» __________________ 200 г.

Обведите кружочком вариант ответа, выбранного Вами.

1. Рассказывает ли Ваш ребенок дома о школе?

а) да, по собственной инициативе;

б) да, если я его спрашиваю;

в) не хочет разговаривать о школе.

2. О чем рассказывает Ваш ребенок с большим удовольствием?

а) о том, что делали на уроке;

б) о том, что делали на перемене и после уроков;

в) о друзьях;

г) об учителе.

3. Ваш ребенок идет в школу охотно?

а) да;

б) нет;

в) не знаю;

г) ___________

4. Что изменилось в поведении Вашего ребенка с момента поступления в школу?

а) ничего не изменилось;

б) стал расторможенным, непоседливым, агрессивным;

в) стал аккуратнее, внимательнее, серьезнее;

г) стал медлительным, замкнутым.

Большое спасибо за Ваши ответы.

Результаты нашего ис­следования будут предоставлены Вам лично на родительском собрании.

Памятка классного руководителя для детей «Если хочешь быть здоров»

Помни, забота о здоровье требует постоянных усилий. Чтобы сохранить здоровье, необходимо:

1. Иметь представление о работе человеческого организма и знать особенности своего организма.

2. Соблюдать личную гигиену (поддерживать в чистоте тело, ежедневно принимать водные процедуры, иметь индивидуальные средства гигиены - зубную щётку, расчёску и т. д.)

3. Соблюдать режим дня - в одно и то же время принимать пищу, засыпать и просыпаться, чередовать работу с отдыхом.

4. Спать не менее 7-8 часов в сутки для взрослого человека и 10-12 часов -для ребёнка.

5. Правильно и регулярно питаться, не переедать, следить за весом.

6. Регулярно делать зарядку, заниматься спортом, больше двигаться.

7. Закаляться.

8. Чаще бывать на свежем воздухе, на природе.

9. Избавиться от вредных привычек.

10. Жить в согласии с собой и окружающими, иметь цель в жизни, придающую смысл существованию, не терять веры в буду­ щее.

11. Не думать о болезнях, верить в свои силы и здоровье.

Старайтесь, чтобы день Вашего ребенка начинался спокой­но. Пусть, проснувшись, он увидит Вашу улыбку, услышит Ваш ласковый голос.

Рассчитайте время, отведенное на сборы в школу. Пусть оно пройдет, не торопясь, без одергиваний по пустякам, без укоров за ошибки и оплошности.

Прощаясь, не предупреждайте: «смотри, не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих оценок». Пожелайте ему удачи, найдите несколько ласковых, добрых слов - у него впе реди трудный день.

Встречая ребенка из школы, спросите его: «Каким был для тебя сегодня день?», «Что нового ты сегодня узнал?», «Что инте­ ресного было сегодня в школе?». Откажитесь от фразы: «Что ты сегодня получил?».

В общении с ребенком избегайте условий: «если ты сдела ешь, то...», ультимативных заявлений. Они в определенный момент могут стать невыполнимыми, и Вы окажетесь в сложной ситуации.

Постарайтесь в течение дня найти время, когда Вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние дела, общение с другими членами семьи, телевизор и т. п.

Единая тактика в общении всех взрослых с ребенком - важное условие воспитания. Свои разногласия по поводу педагогических приемов решайте без него.

Помните, что в течение учебного года есть критические пе­риоды, когда учиться сложнее; быстрее наступает утомление, сни­ жена работоспособность. Это первые 4-6 недель, конец второй четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды старайтесь быть более внимательны к состоянию ребенка.

Не оставляйте без внимания жалобы ребенка на головную боль, усталость, плохое настроение. Они могут быть сигналами переживаемых трудностей в учебе.

Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, воз­ никших в течение дня, не обсуждать предстоящей контрольной и т. п. Хорошо, если день завершится сказкой перед сном, песенкой, ласковыми поглаживаниями. Это поможет снять напряжение, на­ копившееся за день, спокойно уснуть.

Оценивайте объективно возможности и способности сво его ребенка. Не сравнивайте его с другими детьми, только с са мим собою.

Памятка родителям первоклассников

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и забо­ тах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообраз ность.

Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда чело век учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, сле­ дите за его соблюдением.

Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на на­ чальном этапе овладения учебными навыками. Если у первокласс ника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

Поддержите первоклассника в его желании добиться успе­ ха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно по­ высить интеллектуальные достижения человека.

Если Вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учеб ных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

С поступлением в школу в жизни Вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем Вы. Это учитель. Уважайте мне­ ние первоклассника о своем педагоге.

Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оста­ ваться достаточно времени для игровых занятий.

С уважением - учитель, психолог и администрация школы

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.