Правила "дедов" в советской армии. Какая дедовщина была в советской армии, есть ли она сейчас в российской

Нельзя не замечать, что в последнее время доверие населения к российской армии повысилось настолько, что военное ремесло вновь обрело статус приоритетного привилегированного занятия, а служба в армии постепенно превращается в школу жизни, как ее называли в когда-то существующем союзе. Стоило лишь только государству взять курс на модернизацию и переоснащение, как кардинальные изменения не заставили себя ждать.

Однако в памяти многих людей еще надолго останется плачевное состояние вооруженных сил времен 90-х годов. Даже некоторые боевые офицеры сегодня удивляются, как в такие тяжелые времена России удалось сохранить свою целостность. Обороноспособность оставляла желать лучшего, но дело было даже не в техническом оснащении. Мотивация граждан к срочной службе практически сводилась к нулю.

Почему юноши не хотят служить в армии

Одной из причин подобного расклада являлась дедовщина в российской армии девяностых. Соцопрос показывал, что подавляющая часть юношей опасается срочной службы не по причине тяжелого военного быта, а по причине неуставных отношений. Опасения подкреплялись художественными фильмами, видеоматериалами, хрониками и рассказами бывалых о тяжелой жизни молодого пополнения солдат.

Стоит ли напоминать конкретные случаи, когда юноша получал увечье или все заканчивалось летальным исходом? В этот мрачный перечень необходимо добавить повальное дезертирство, расстрелы сослуживцев, суицид.

В 1998 году была создана первая правозащитная организация для солдат срочной службы, которая носит название «Комитет солдатских матерей». Можно сказать, что это был отчаянный шаг, направленный на борьбу с дедовщиной, так как именно это проявление в армии называлось в качестве основной причины вышеприведенных деяний.

Позитивное или негативное социальное явление

Чтобы здраво рассуждать на тему дедовщины, необходимо настроить себя на то, что вопрос этот достаточно многогранный, и при установлении одной истины возникает еще более споров. Первый парадокс заключается в том, что искоренить это проявление пытались на протяжении многих десятилетий, но большинство мужчин старшего поколения при упоминании про своеобразную иерархию в армии лишь задумчиво улыбнутся. Причем они нередко отмечают, что именно благодаря воспитанию со стороны «дедов» «дух» становится настоящим солдатом.

В чем заключается такое противоречие? Несомненно, в семьях, которые пострадали от последствий неуставных отношений, будут твердить о полном искоренении данного пережитка общества, а бывшие военнослужащие, чьи судьбы не постигла трагедия, считают, что каждый должен через подобные испытания пройти. Причина разногласий кроется в неоднозначном понимании дедовщины, как таковой.

С одной стороны, она представлена строгой школой, которую устраивают старослужащие молодому пополнению. Что в этом плохого? Конечно, форма воспитания своеобразна, однако в результате новобранец становится самостоятельным, учится обслуживать, прежде всего, себя самого, соблюдать субординацию, жить в коллективе, выполнять приказы, правильно маршировать.

С другой стороны, меры воспитания иногда переходят не только мыслимые границы, но и рамки законности. Появляются неуставные отношения, беспредел, который трактуется, как преступление против личности. Именно они выражены публичным унижением, избиением, прочими страшными деяниями. Таким образом, при всем негативе о дедовщине вспомнят с доброй иронией приличная доля запасников, но мы, все же, будем говорить о тяжелых последствиях данного явления.

Когда возникла

Следующий парадокс возникает при попытке определения времени, когда появилась дедовщина в армии. По рассказам реальных свидетелей еще до 50-х годов о таком понятии даже речь не заводилась. Зарождение иерархии пришлось на период оттепели, когда были амнистированы многие заключенные, для которых предусматривалась воинская обязанность.

В результате таких реформ часть «зоновских понятий» перекочевала в вооруженные силы. Но о причинах возникновения неуставных отношений следует поговорить отдельно, а в данном отношении следует отметить, что дедовщина в советской армии 50-60 годов стала основой современных баталий.

И в этом вопросе не обошлось без вездесущего «НО». Некоторые документы, в том числе и художественные произведения, указывают на своеобразное отношение старослужащих к новобранцам еще в царские времена. И это неудивительно, так как воинская повинность исчислялась десятками лет, поэтому опытные служивые не могла не претендовать на определенные поблажки со всеми вытекающими.

Причины формирования неуставных отношений

Мы договорились, что такое явление, как дедовщина имеет сложную структуру. Оно проявляется как совокупность неких обрядов, порой вызывающих смех самих новобранцев и может иметь существенные разновидности, достигая незаконных деяний. Мы рассмотрим это социальное явление в негативной плоскости и попытаемся определить, где кроются причины зарождения дедовщины в СССР.

После демобилизации всех военных — участников ВОВ залпы снарядов реальных боевых действий в памяти людской стали постепенно утихать. Уже через 10-20 лет можно было говорить о мире и безоблачном небе. Как ни странно, но именно этот факт внес в общество разрушение былой солидарности. Если общая беда соединяет, то отсутствие внешних конфликтов порождает внутренние. Армия же являлась своеобразным «зеркалом» состояния общества, а с учетом того, что в структуру войск попадали уголовные элементы, ВС стали постепенно пополняться неуставными порядками.

Следующим вектором могло служить разрушение сталинских устоев. К началу 60-х годов правительственные элиты, вырвавшись из-под страха наказания, превратились из созидателей в потребителей, что отразилось и на руководящем составе армии. Вольномыслие привело к деградации командного состава. Это не означает, что Генштаб пополнился бездарными командирами, но на местах прочно засели низкие чины, ответственность которых была сведена к нулю. Попустительство офицеров не стало причиной, но явилось катализатором появления повальной дедовщины.

Оттепель 60-х годов запомнилась всем негативным отношением к доносам и стукачеству. Из политической подоплеки данные термины перекочевали и в армию. В то время рапорт о причинении телесных повреждений рассматривался, как ябедничество. И если государство пресекало подобные проявления, то о чем можно было говорить в пределах воинской части. Постепенно дедовщина в армии стала включать в себя драки и избиения, о которых умалчивали обе стороны конфликта.

Урбанизация общества и конфликт поколений обычно стоят в одном ряду, так как мотив одинаков. Подобно тому, как старослужащие не могли принимать устоев вновь прибывших солдат, городские жители ставили себя превыше сельских, как по уровню социального, так и умственного развития. В региональном масштабе постоянно конфликтовала периферия с москвичами.

Что имеем сегодня

Возвращаясь к вопросу, есть ли дедовщина в армии в настоящее время, начнем охватывать период с конца 90-х годов. Попытки пресечь данное явление предпринимались неоднократно. Высшее руководство наконец-то начало понимать, что если не избавиться от проявления неуставщины, то проблемы с контингентом будут возникать в каждой призывной кампании. Необходимо отметить, что все попытки оказались тщетными, так как явление подобно вирусу поразило вооруженные силы на всех уровнях.

Среди всех предложений, как бороться с дедовщиной выдвигались вполне реализуемые, но рассыпались о жестокую реальность плачевного состояния армии.

  • Занять солдат, особенно старослужащих, чтобы у них просто не оставалось времени на истязание молодого пополнения. Для реализации требовались офицерские кадры, которых не было в наличии.
  • Увеличить число офицеров. Это предложение требовало значительных финансовых затрат. Для бюджета того времени задача считалась непосильной.
  • Введение контролирующих органов (независимых). Такой подход чреват симуляцией самих военнослужащих ради саботирования военных приказов.
  • Перевод армии на добровольную основу. Геополитическая обстановка не позволяет предпринимать такие шаги. Территория России достаточно большая, поэтому есть риск не набрать достаточную численность войск.
  • Ужесточение ответственность за проявление дедовщина на офицеров. Имели место банальные случаи мести, когда благодаря собственным полномочиям офицер отдавал приказы, унижающие солдата. Все происходило согласно уставу, поэтому дедовщина плавно транспонировалась в «уставщину», что практически не меняло сути.

Подход к проблеме в современной армии

Предварительно оговоримся, отметив, что избавиться от дедовщины если и можно будет, то только спустя несколько поколений. Однако в современной армии предприняты некоторые меры, которые кардинально изменили картину. В отдельных частях о таком явлении даже и не вспоминают совсем. Поводом нормализации сменяющихся призывных составов стал переход на годичный . Разница в опыте старослужащих и новобранцев составляет полгода. Это не тот срок, когда уместно ставить из себя эдакого «матерого волка», поэтому общий пыл «дедов» заметно поутих.

Несмотря на то, что сейчас уклонистов еще предостаточно, страхи перед дедовщиной у родственников призывника постепенно сменяются нормальным волнением. Армия РФ постепенно возвращается в то русло, когда некоторые проявления неуставных отношений носят число символический характер. Нужно отдать должное, что моральный облик призывников стал повыше. Возможно это связано с реальными изменениями, которые произошли в армии. Все чаще на форумах встречаются отзывы бывших военнослужащих, чей срок окончился недавно. Они откровенно заявляют о том, что существующий уровень дедовщины не вызвал в них отрицательных отношений к службе в целом.

«Дедовщина» в армии и на флоте СССР возникла в 60-х - начале 70-х годов ХХ века. Это позорное явление унаследовала и современная российская армия - периодически в СМИ появляется информация о трагических последствиях издевательств старослужащих над «молодыми».

Для миллионов советских граждан, отслуживших в армии в 70 - 90-е годы, слово «дед» стало не только обозначением степени родства.


Кто такие «деды» и откуда они взялись

«Деды» - это привилегированна я категория солдат, ефрейторов и сержантов, прослуживших в армии полтора года (когда в СССР служили еще 2 года). По негласным правилам, «дедам» «по сроку службы не положено» выполнять ряд армейских обязанностей. За них работу должны делать «духи» (только что призванные) или «черпаки» (отслужившие год).

«Деды» - это такие «паханы» в погонах. К слову, возникновение подобного кастового деления в Вооруженных силах СССР многие объясняют как раз тем, что в армию с определенного времени стали призывать судимых. Стройбат состоял их них едва ли не наполовину.

Как отмечают исследователи феномена советской (российской) «дедовщины» - данное явление не могло возникнуть без преступного, умышленного попустительства со стороны офицеров - им было выгодно, чтобы «деды» «строили» младших по призыву, потому что так легче контролировать вверенное командиру подразделение: проще спросить со сравнительно небольшой группы старослущащих, чем следить за всем взводом (ротой).

Что никогда не сделает «правильный» «дед»

«Дедушка», конечно же, не станет мыть полы - это вообще западло. И в принципе любая обременительная работа - не для него. «Деды» не ходят на утреннюю зарядку, не подрываются спрыгивать с верхних ярусов коек в казарме по команде «Рота, подъем!». Во-первых, наверху спят только «душары» и «беспонтовые» «черпаки». Во-вторых, «деду» «по сроку службы положено» быть медлительным - «париться» за него должны другие, он свое отпрыгал. «Деды» стараются занять в армии «теплые» места - они каптерщики, хлеборезы.

В Советской армии «дедов» можно было безошибочно различить по внешнему виду. Внешность - паспорт «дедушки», его непременный атрибут. Уважающий себя «дед» никогда не будет выглядеть «по-духовски». Отличительные особенности, которые должны были свидетельствоват ь о наивысшем социальном статусе военнослужащего срочной службы, имелись практически в каждом предмете одежды и обуви старослужащего. Бляха кожаного ремня, непременно загнутая вовнутрь, - сияет, надраенная «пастой гои» как зеркало на солнце. Кокарда на фуражке (в холодное врем года - на шапке) загнута так же, как и ременная бляха. Сама шапка - «ведром» (особая форма «дедовского» головного убора, получавшаяся после оснащения шапки специальными вставками и последующей глажки).

«Парадка» - выходной китель - безукоризненно выглаженная и новая (чаще - «отжатая» у «духа»). На ней должны быть все значки, которые только возможно достать - от комсомольского до гвардейского. Форма х/б, как и шинель (бушлат) - ушитые. Сапоги - яловые, укороченные, каблуки обрезанные «на конус», с подковами. Прическа - спереди чуб, сзади по уставу, с окантовкой. Зимой под х\б - «вшивник» (свитер или что-то другое, тоже неуставное, но теплое).

«Подшива» (подворотничок) - никаких стандартных «духовских», только аккуратно сложенный в несколько слоев белоснежный кусок разорванной простыни или наволочки, желательно толщиной едва ли не с палец - это особый шик. «Дед» подшивается (вернее ему подшивают «духи») только черными нитками. «Деды»-«дембеля» (солдаты и сержанты после выхода приказа министра обороны о демобилизации их призыва) носят на «подшиве» вышитый знак «ДМБ».

Манера одеваться: шапка (фуражка) - на затылке, верхняя пуговица на кителе - расстегнута, крючок на х/б не используется вообще. Сапоги - гармошкой. Ремень - висит на… (на причиндалах, скажем так).

«Правильный» «дед» не гоняет «духов» - это удел «черпаков». В столовую «деды» тоже стараются не ходить - еду им должны носить «духи» «Дед»-«дембель» мыслями уже «там», на гражданке. Он отдает свое положенное на завтрак масло «духам», а сам заканчивает приводить в порядок свою карнавальную дембельскую форму.

Дедовщина’s not dead: Дембельские истории из ада

Рассказы очевидцев о насилии, вымогательствах и суициде в сегодняшней армии

Весенний призыв в армию в самом разгаре - повестки летают по почтовым ящикам на манер волшебных писем из Хогвартса, будущие защитники Родины тухнут в очередях на медкомиссию, а самые заботливые из родителей выясняют, кому нужно заплатить, чтобы спасти чадо. Удивительно, но среди сотен тысяч перепуганных юношей находятся добровольцы, которые сами горят желанием провести «юность в сапогах». Желание это обусловлено не только стремлением чем-то заполнить экзистенциальную пустоту, но и уверенностью в собственной безопасности. «Дедовщина в прошлом, не ссы, боец» - подобное в наши дни можно услышать довольно часто, но стоит ли этому доверять? Мы опросили ребят, которые вернулись на гражданку совсем недавно.

Павел, 20 лет

Срок службы: 2014–2015

Я служил в Каменке под Питером. Эта часть регулярно становилась героем статей и вообще имеет дурную славу . Это официально один из самых сумасшедших регионов для служб и рекордсмен по количеству регулярных трупов, побегов и уголовных дел.

Нас собирали на учения в Архангельск на две недели - там были танки, вертолеты, самолеты и до**ра чего еще. После учений на полигоне остаются неразорвавшиеся снаряды. Сначала прошлись саперы, потом руководство решило второй волной пустить солдат. Человек 150 встало в линию и пошли по полю - по кустам, по грязи, по земле. Если нашел снаряд, то втыкаешь рядом палку с красным наконечником и идешь дальше (лично я нашел пару снарядов РПГ и еще какую-то х**ню). До этого нас построили и заставили расписываться в технике безопасности, но читать нам ее не давали. Нам сразу сказали, что нам лучше не умирать там - никто не будет разбираться и портить и без того плохую репутацию части. Старшина с невозмутимым лицом рассказывал нам, что количество погибших должно превысить 3% от всей суммы солдат, чтобы началось разбирательство. Если, например, из ста солдат на полигоне умрут лишь два-три, то тела закопают в лесу, а родителям скажут, что парни сбежали. Дезертиры, позорные трусы, все дела. Мы были в шоке от столь откровенных инструкций. Большинству из нас повезло - мы ни на гранатах не подорвались, ни пулю не словили. Но один чувак пал жертвой неаккуратного обращения с автоматом. Семье отправили письмо, мол, сын ваш сбежал в леса и пропал без вести.

В принципе, большую часть солдат все устраивало. Я служил с отбитыми бойцами, абсолютно неадекватными. Быдло, гопота - я не знаю, как охарактеризовать эту группу людей. Они постоянно избивали нас, все время требовали деньги. В первый же месяц нам понадобилось 30 фонариков. Мне сказали, что их купить должен я - в противном случае мне сломают руки. Я обзванивал знакомых и друзей, искал деньги.

В моем призыве был парень Ванька, который довольно быстро обзавелся кличкой Ванька Пакет. Причина предельно простая - вся часть трахала его в рот через целлофановый пакет (в том числе некоторые офицеры). Паренек был тихий с очень мягким характером, которому не повезло попасть в такую часть, полную мразей. В итоге он куда-то бесследно пропал - ходили слухи, что он повесился. Это не стало сюрпризом ни для кого - в части постоянно кто-то вешался, это не было событием.

Некоммерческий благотворительный фонд «Право матери» занимается помощью семьям, чьи сыновья погибли в армии из-за неуставных отношений или чудовищных условий проживания. В год в фонд поступает от 3000 до 7000 обращений.

Максим, 21 год

Срок службы: 2013–2014

С медициной был ад. Пока я служил, от пневмонии умерло несколько человек, потому что на них всем было плевать. Все, у кого температура была меньше 38,5, работали наравне с остальными. Было пять человек с температурой 37, но им было пи**** х**во, поэтому их дней пять держали в казарме, но не разрешали лежать, только сидеть и читать устав (в армии лежать можно только в отбой, т. е. ночью). Оказалось, что у всех этих пацанов было воспаление легких. Узнали только через несколько дней, когда все-таки решили их отправить в санчасть.

Был еще один парень - врачи лечили его от гриппа, а в один день он впал в кому. На следующий день умер. Если не ошибаюсь, диагностировали воспаление мягких тканей сердца. Через полгода после моего дембеля один парень сломался и застрелился в карауле. В армии, впрочем, много времени для размышлений - депрессию подхватить как нех** делать.

Однажды я за пять дней спал три часа, в результате заснул прямо в строю на ходу. Но у меня здоровье нормальное, так что держался ОК. А вот был с нами чел - в первые дни армии ему отчего-то было так плохо, он даже обоссался. Он не мог работать, не мог ничего делать - его еще больше чмырили и отправляли делать грязную работу, мыть туалеты и так далее. Он постоянно просился в госпиталь, а таких в армии не уважают и поэтому издевались над ним еще больше - не только служащие, но и офицеры. В итоге его отпустили в госпиталь - оказалось, у него почечная недостаточность и сдвоенная почка. А это стопроцентный откос от армии, сразу уехал домой. Его фейл в том, что он не пришел в военкомат и не проходил осмотр - его сразу из дома увезли, а ведь мог бы откосить. Меня тоже забрали из дома, я вообще военкомате ни разу в жизни не был. Меня привезли сразу на медкомиссию, я там говорил, что у меня в детстве был судорожный синдром. Мне ответили, что это нормальная тема. Вот недавно, впрочем, узнал, что это тоже был стопроцентный откос. Зашибись, чо.

Были парни, которые не выдерживали и пытались свалить по белому билету - ну, типа психи. Их тоже, естественно, еще сильнее чмырили, а им на самом деле было тяжело. Один из таких постоянно жаловался, что у него болит живот, но лечиться его, конечно, не отправляли. Ему мать привезла лекарств, у него от них были газы - его за это еще больше избивали. Всегда плакал, домой хотел - через несколько месяцев этого ада получилось уйти по «психу».

Один из моих френдов, с исключительно интересным журналом написал пост http://kirey-caustic.livejournal.com/501395.html и дал ссылку на прозу про жизнь ЗабВО во второй половине 80х. Кто в теме поймёт о чём речь. В армии и так хватало и хватает беспредела, но с удалением от Москвы неуставняк возрастает в геометрической прогрессии. А с пересечением Урала- вообще скачкообразно. Особенно страшно там москвичам, питерцам и т.н. интеллигентам. Я пока не всё прочёл, но вещь сильная, всем рекомендую. Вот ссылка http://flibusta.net/a/19722

А вообще затронутая тема не исчерпаема. Ведь как бывает: Один и тот же человек в зависимости от условий может поднятся в авторитете, потом поменялись внешние условия и он уже опущенный, кажется навсегда. Но вновь меняется окружающая среда и вчерашний опущенец становится неприрекаемым авторитетом.
Со мной лично были интересные метаморфозы. Детство до 5 класса протекало ровно, дружили все в школе и классе. Не помню в столь раннем возрасти больших проблем, хотя с первого класса все мальчики поделены были условно на "сильных" и "слабых". Была ещё категория "психов" с которыми лучше не связываться. Среди них могли быть и сильные и слабые физически.
Жёсткое разделение пошло с пятого класса, нам было по 11 лет. Построили новую школу рядом и всех, учившихся вместе с 1го класса, раскидали и перемешали по разным школам и классам.
Верьте или нет, там начался беспредел сопотовимый с лютой армейской дедовщиной и я, будучи домашним затюканным ребёнком, поставить себя не сумел. Мне жилось хреново до самого конца 8го класса. Как потом выяснилось, вокруг меня учились конченные отморозки, многие за лето после 8го класса сели, не дотянув до ПТУ за серьёзную даже по взрослым меркам уголовщину на любой вкус. Дело в Перово происходило- криминальном заповеднике.
Поскольку у нас в школе формировался только один девятый класс из четырёх восьмых, то с девятого класса весь беспредел сам собой прекратился, там никого не было, склонного к силовым решениям вопросов. За два года 9-10 класс никто ни с кем ни разу не то что бы не подрался, по моему голос не повышали друг на друга.
За эти два года я и физически окреп и вырос и как то забыл о том что на меня когда то могли наезжать. Потом уже, прибавив ещё и в силе и в жизненном опыте, с 22 лет был в одной из люберецких бригад (конец 80х) причём уважаемым человеком. На центре, где мы получали со спекулянтов и валютчиков (их ещё называли "утюгами"), я встречал и своих бывших до 8го класса "авторитетных" одноклассников.
Деньги они мне давали как миленькие, заискивающе улыбаясь, часто ссылаясь на то что мы старые друзья, чуть ли не братья, стараясь получить от меня какие нибудь привелегии.
В глазах у них, не слабых молодых мужиков, только страх и заискивание. И я знал природу их страха- а не начну ли я припоменать старые обиды, счёты сводить...
Ещё один яркий случай мне рассказал товарищ, служивший срочную на Сахалине в начале 80х. Там у них лютая дедовщина было, а одного духа по фамилии Петухов, не только звали Петухом, но и "вафлили" некоторые деды. Причём делали это публично, на глазах всей роты после отбоя. Мой товарищ, тоже в то время дух, за этим тоже вынужден был наблюдать. Прошло время и их роту раскидали по разным частям и уже будучи сам дедом, мой товарищ был послан в командировку в незнакомую часть. Там он как приехал, в первый же вечер послал за чем то подвернувшихся местных духов, кажется, в столовую за жратвой. Вскоре духи вернулись ни с чем, сказав, что им принести что было приказано не позволило местный очень авторитетный дед. Мой приятель, сам здоровый накаченный дед, решил выяснить кто ему обломал кайф, а заодно и познакомиться с местным авторитетом. Какой же шок он испытал, увидев приближающегося вконец оборзевшего Петуха. Оказывается Петух действительно был в этой части учень уважаемым дедом.
Когда мой товарищ пообещал расказать о его прошлом, с Петуха вся спесь слетела и он чуть не на колени упал, умоляя ничего не говорить.
Ведь скажи хоть слово мой кореш, Петуху наступил бы мгновенный писец, из авторитетов обратно в обиженку в одну секунду и это ещё самый лучший для него был бы финал...
Вообщем очень сильно в экстремальных условиях бытие определяет сознание....

В девяностые мальчишек провожали в армию как в последний путь. Не хочется вспоминать эту страницу истории Вооруженных сил, по большей части героической и великой, но… Матери не знали, вернутся ли их сыновья из армии живыми и невредимыми.

Поэтому многие старались избежать нависшей опасности над любимым чадом. Из способов «откосить» от армии можно составить целую книгу. Чего только не пытались сделать. И давали взятки военкому не борзыми щенками, а целыми автомобилями, и прятали в дальней деревне в погребе у бабушки на пару лет, и брали кредиты под неимоверные проценты для того, чтобы купить военный билет. Положительных воспоминаний об этом времени наберется немного.

Нищая, голодная армия. Офицеры, как и большинство жителей страны, не получали жалования и выживали как могли. Продавали технику и вообще все, что можно было продать на складах. Нужно же было хоть как-то выживать. А пилить военную технику под видом миротворчества помогали «западные партнеры». Свое-то вооружение они не спешили отправлять в утиль.

О довольствии солдат и говорить нечего. Но это было не самое страшное. Горячая точка. Это словосочетание тогда было страшнее многих. Сравниться с ним могло только одно слово. И это слово было «дедовщина».

Признайтесь, когда вы последний раз слышали это слово? Кажется, оно совершенно исчезло из нашего лексикона. А ведь совсем недавно про дедовщину говорили чуть ли не ежедневно. Газеты и телесюжеты пестрили новостями, в которых повествовалось об очередной кошмарной истории в армии. Очередной молодой пацан становился инвалидом на всю жизнь или еще хуже.

Переход на службу в один год и усиление дисциплины сделали свое дело. Да и жизнь в стране улучшилась, а армия, как известно, - слепок всех отношений на «гражданке». Конечно, тянуть солдатскую лямку совсем несладко, и конфликты на службе могут возникать. Но армия все-таки не санаторий, не детский сад и не курорт, а суровая школа жизни, где из молодых мальчишек делают настоящих мужчин. И должна оставаться такой школой.

Тем более что в западных странах, с которыми бытовые условия у нас очень часто любят сравнивать, неуставные отношения встречаются тоже. И сейчас, наверное, гораздо чаще, чем в России. Людям, романтизирующим зарубежные войска, стоило бы пересмотреть фильм «Цельнометаллическая оболочка» Стенли Кубрика. Сержанта там играет настоящий вояка, и он вполне точно и досконально воспроизводит систему воспитания попавших на службу салаг.

Про то, как молодых необученных ребят, в том числе из Ульяновска, приходилось посылать в горнило войны на Кавказе, вспоминается сейчас очень часто. Именно что вспоминается. Сейчас это уже невозможно. С сирийского фронта приходят известия о гибели наших военнослужащих, но это профессиональные солдаты, и их работа связана с риском и возможностью погибнуть. Они сами выбрали свою судьбу, и насильно под град пулей и снарядов их никто не гонит.