Поэтика романов а.–ф.Прево «История кавалера де Гриё и Манон Леско» и п. Шодерло де Лакло «Опасные связи. и П.Ф. А. Шодерло де Лакло «Опасные связи»

Содержание статьи

АББАТСТВО (от лат. abbas – аббат, настоятель монастыря) – католический монастырь, принадлежащий какому-либо монашескому ордену, объединяет монахов, которые живут по единому уставу (правилам). Аббатство возглавляется аббатом (в женском монастыре – аббатисой), подчиняется папе римскому или епископу, функционирует как экономически самостоятельная организация.


Происхождение.

Уже в конце 1 в. в римской общине появляются христиане, ведущие аскетический образ жизни (отказ от брака, собственности, соблюдение постов, воздержание от мяса и вина). Колыбелью монашества были египетские пустыни, куда уходили жить одинокие аскеты. Таким пустынником был св. Антоний Египетский (ок. 251– ок. 356), которого считают «отцом монашества». В 4–6 вв. в пустынях Северной Африки и на Ближнем Востоке появляются колонии аскетов, создаются монашеские общежития, мужские и женские. Создателем такой формы жизни аскетов является Пахомий Великий (ок. 292 – ок. 346), который создал первый монашеский устав с четкими правилами, быстро распространившийся по Ближнему Востоку. Стали строиться монастыри, окруженные мощными стенами с храмами-базиликами, кельями, столовыми, библиотеками. Первый монастырь – Табеннизи (ок. 328).

На Западе монашество появляется в Италии, Галлии, Ирландии, Англии, Шотландии, Германии, Испании в 4–5 вв. Основателем западного монашества является св. Бенедикт Нурсийский (ок. 480 – ок. 550), родившийся в Нурсии. В 529 он обосновался в Монте-Кассино (между Римом и Неаполем) и создал устав, который с 7 в. называется бенедиктинским. Устав регламентировал поведение монахов: требовалось смирение, молитва, послушание, молчание, уединение. Св. Бенедикт отказался от чрезмерного аскетизма, но требовал необходимости личной бедности, смирения, объединяя религиозно-духовную деятельность монастыря с интеллектуально-художественной и с хозяйственной. Монастырь, отгороженный от мира, – не только братство, но и школа, воспитывающая воинов Христовых. Во главе монастыря стоит пожизненный аббат. После разрушения Монте-Кассино (ок. 585) лангобардами его монахи перебираются в Рим и селятся около Латерана. Папа Григорий I Великий (ок. 540–604) принял бенедиктинский устав, и распространение и организация монастырского движения проходили теперь под покровительством папы. Св. Бенедикт Анианский (ок. 750–821) систематизировал правила бенедиктинцев, и реформированный им устав стал основой для организации монастырей. В 10–11 вв. орден бенедиктинцев находился на вершине могущества.

В Ирландии монастыри появлялись очень быстро и представляли собой городки из хижин отшельников, объединенных вокруг дома аббата. Эти монастыри стали центрами распространения монашества в 5–9 вв. в Англии, Шотландии, потом перекочевали на континент (Анегрей в Вогезах, Фонтене). Ирландские и английские монахи распространяли монашество в Европе. Они, папство, франкские государи и церковь содействовали успеху устава Бенедикта. При содействии папы Григория I Великого в Англии была организована английская церковь, ряд бенедиктинских монастырей, было положено начало монастырю Св. Петра в епископской резиденции – Кентербери.

К началу 9 в. устав Бенедикта утверждается в Италии, Франции, Германии, Англии, Испании.

В 10 в. в Европе существовало несколько монашеских орденов. Одним из крупных орденов был монашеский орден Клюни – ответвление от бенедиктинского монашества. В 910 был основан небольшой монастырь на вилле Клюни, в Бургундии (Франция). Основателем ордена был герцог Гийом Аквитанский. В 931 папа Иоанн XI (931–935) подтвердил привилегии аббатства. При аббате Одило (994–1048) орден Клюни стал ведущим аббатством, которому подчинялись другие монастыри. Орден первым пытается сознательно сплотить монастыри и объединить монашество (к началу 12 в. от Клюни зависело 65 монастырей). Клюни в 11–12 вв. крупный центр духовной и культурной жизни. Суровый образ жизни, строгость и послушание во внутренней жизни, благотворительность и гостеприимство во внешней жизни – характерно для жизни этого ордена.

Орден цистерианцев был учрежден в 1098 св. Робертом Молезмским (ум. 1110) в селении Сито, в Бургундии (Франция), где св. Роберт и 14 братьев выстроили часовню и несколько хижин, тем самым основав новый монастырь Цистерциум. Аббатства цистерианцев в Европе и Англии пользовались автономией, получая указания от настоятеля главного монастыря на ежегодных сборах. Цистерианцы вели аскетичный образ жизни. Строгость жизни, физический труд, чтение и переписка Священного Писания – основы жизни цистерианцев. Успех ордена заключался в том, что орден целиком посвятил себя хозяйственной деятельности: первым стал осушать болота, превращая малопригодные для земледелья угодья в пригодные для сельского хозяйства, первым стал применять новые методы землепользования, занимался овцеводством и продажей шерсти. Строгая дисциплина, централизация ордена обеспечивали единообразие планировки цестерианских монастырей, которые мало отличался от клюнийского или бенидиктинского, но характерны богатством производственных строений (мельницы, кузницы, плотины, мастерские).

Существовали ордена картузианцев (1098), премонстрантов (1120), гильбертинцев (1131), францисканцев (1210) и др.

Устройство и архитектура монастыря.

Средневековые аббатства были крупными центрами раннехристианской цивилизации и важнейшей частью жизни Европы. Они были местами паломничества, в каждом монастыре находились святые реликвии (мощи святых, остатки их одежды, орудия мученичества), которые хранились в реликвариях. Возникшие в 3 в. реликварии представляли собой ларцы или сосуды в виде головы, бюста святого, его рук, миниатюрного храма из дерева, слоновой кости, бронзы, благородных металлов, украшенных резьбой, чеканкой, эмалью, драгоценными камнями. Монастыри были центрами образования, в библиотеках и скрипториях (помещениях для переписывания рукописей) которых поддерживается интеллектуальная культура, собираются классические тексты и древние рукописи. В мастерских процветали ремесла и искусства, огромные земельные владения и сельскохозяйственная техника превращали их в образцовые хозяйства. Монастыри были центрами лечения и приюта. С 13 в. могущество аббатств ослабевает.

Первые попытки архитектурно организовать пространство в эпоху средних веков принадлежит монастырям. Постройки в монастырях возводились по типовому плану: административные, хозяйственные, жилые строения, библиотеки, скриптории, школы ремесел, которые группировались вокруг центра монастыря – клуатра.

К 11–12 вв. монастыри имели два ограждения. В пределах внешних ограждений находились привратницкая, помещение для раздачи милостыни («альмонарий»), странноприимный двор, ряд хозяйственных помещений (конюшни, мельницы, пекарни, мастерские, склады, часто мастерские по выплавке металла), больница, рядом с которой находилось поле, где разводили лекарственные растения.

Внутри второго ограждения, куда пускали только монахов, были расположены обязательные «уставные» постройки. Главным зданием монастыря являлся собор, основным типом которого была базилика ().

Общественным центром служил клуатр (от лат. claustrum – закрытое место, монастырь) – внутренний дворик прямоугольной или квадратной формы, окруженный со всех сторон галереями, которые открывались во двор богато декорированными аркадами. Колоннада покоилась на цоколе. В середине каждой стороны находился выход в клуатр, в центре которого устанавливали фонтан или крест. Клуатр примыкал к зданию собора и сообщался с ним через портал, который был расположен в соответствующем плече трансепта, поперечного нефа базиликального храма, который пересекает основные нефы под прямым углом. В монастырях клуатр примыкал к собору с южной стороны, в соборах – с северной. К клуатру примыкала трапезная и зал капитула с общей спальней («дормиторием») на втором этаже.

После собора самое важное и роскошное здание монастыря, в котором находились погребения аббатов, был зал капитула, где проходили заседания администрации монастыря, собрания братии. Важное помещение монастыря – ризница («санкристия»), там хранились ценности и казна. Со стороны храма у входа в клуатр находилось хранилище рукописей («армариум клаустри»), которыми пользовались монахи, помещение для переписки рукописей («скрипторий»). В крупных монастырях большое значение имели общие кухни. Вокруг монастырских стен располагались земельные угодья. Однако многочисленные войны, перестройки во многом изменили средневековый облик многих монастырей. О первоначальных строениях можно говорить по археологическим раскопкам, по дошедшим до нас сооружениям и иногда по сохранившимся планам.

Аббатство Сен-Галлен, Швейцария.

Сохранившийся в библиотеке аббатства план является проектом идеального бенедиктинского монастыря, который был представлен аббату Гоцберту в 820. Находящаяся в центре монастырская церковь была представлена в виде храма с двумя апсидами, но при постройке была сооружена только одна апсида. Это трехнефная базилика, внутреннее пространство которой разделено на отдельные капеллы, по четыре в каждом из трех нефов. При церкви находился зал капитула, ризница, библиотека, скрипторий, приемная. К ней примыкал квадратный клуатр, вокруг которого размещались дортуар, трапезная, гардеробная, кухни, бани. С другой стороны храма находились дом аббата, школа для мирян, дом для высоких гостей. На территории аббатства находилась и меньшая по размерам церковь, к которой с двух сторон примыкали два квадратных клуатра, рядом с одним из которых была больница, помещение для хранения лечебных трав. С другой стороны второго клуатра – кладбище, огород. На территории аббатства располагались птичьи дворы, конюшни, коровники, свинарники, пивоварни, дома для прислуги, мастерские, мельницы и т.д.

Аббатство Клюни.

План монастыря Клюни, который появился в конце романской эпохи, реконструирован археологами. Монастырь был защищен мощными, укрепленными стенами. Центром комплекса являлась церковь св. Михаила (1088–1150), постройка которой была начата аббатом Гуго (1049–1109). Вдохновителем общей композиции плана явился монах Гунзон. Грандиозная пятинефная базилика длиной 187 м имела план в форме архиепископского креста (с восточной стороны нефы пересекались двумя трансептами), имела кольцевой обход хора, венец из пяти капелл. С западной стороны основную часть здания завершал длинный трехнефный нартекс -закрытое помещение, предназначавшийся для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения. Церковь имела пять башен: две симметрично расположенные на главном фасаде, одну – в центре храма и две – в пределах трансепта. Высота главного свода, имевшего стрельчатую форму, была невероятной для своего времени (31–32 м). Боковые нефы были более низкими, стены прорезаны окнами. Скульптуры над порталами, на капителях, фрески на стенах, служившие образцами для художников, украшавших филиалы ордена, изобилие дорогой утвари дополняли великолепие храма. Церковь Клюни послужила образцом для многих архитектурных сооружений Европы. Рядом сохранилась часть прежней церкви Клюни II, освященной в 991 и расширенной св. Одилоном в 994–1048, которая в свою очередь заменила небольшую церковь Клюни I, возведенную 915–927.

Цистерианское аббатство Фонтенэ, Бургундия.

Архитектура цистерианцев предпочитала простые прямоугольные формы, была запрещена скульптура, фрески, драгоценная утварь. Цистерианцы отказывались от высоких башен, допускались лишь невысокие колокольни. Внимание уделялось экономичности, продуманности конструкций и тщательной обработке камня. Церковь аббатства (1135–1147), трехнефная базилика, имела план в форме латинского креста со сводами стрельчатых очертаний. Апсида была прямоугольной формы, отсутствовали витражи, росписи, капители колонн были гладкими. К церкви примыкал зал капитула, клуатр, трапезная, кухня.

Монастыри романского стиля и готики, накопившие огромные богатства, стали крупными центрами – религиозными, экономическими, военными (Мон-Сен-Мишель во Франции, 11–15 вв.; Мальборк в Польше, 13–14 вв.). В период Возрождения и барокко монастыри-крепости сменились монастырями-дворцами, построенными компактно, по единому плану (Эскориал в Испании, 1563–1584), Смольный монастырь в Санкт-Петербурге (1748–1764, архитектор Бартоломео Франческо Растрелли). Среди монастырей 20 в. выделяется монастырь Ла-Турет во Франции (1956–1959, архитектор Шарль Эдуард Ле Корбюзье).

Во многих странах Западной Европы (Франция, Бельгия) монастыри и аббатства существуют до сих пор. В последние годы он и становятся центрами не только религиозного паломничества, но и туризма, нередко привлекая посетителей оригинальными сортами пива и монастырского вина.

Аббатство, или монастырь, сгруппированные вокруг церкви монастырские здания, в которых помещается монашеская община.

Происхождение

Начиная со времен раннего христианства, прежде всего на территории Египта, верующие собирались вокруг места, где обитал человек, славившийся своей святостью, строили кельи рядом с его обителью и добровольно подчинялись установленным правилам жития. Постепенно такие общины верующих посвящали себя служению Богу. Уже в 6 в. в Италии возник первый монашеский орден – бенедиктинский, а к 8 в. его монастыри были учреждены по всей Западной Европе.

К началу 12 в. многие аббатства располагали огромными богатствами и властью. Они управляли обширными землями и возводили величественные здания монастырских церквей и другие постройки.

Развитие монастырской архитектуры

Монастыри собирали в черте своих стен все необходимое для существования общины, и аббатство становилось чем-то вроде укрепленного города, где имелись сады, мельницы, конюшни, мастерские и прочие служебные постройки, необходимые для натурального монастырского хозяйства. Поскольку в монастыре могли обитать как монахи, так и миряне, в архитектуре монастыря предусмотривалось их отделение друг от друга. По мере развития монастырской системы аббатства превратились в строго упорядоченные комплексы зданий, среди которых были монашеские кельи, больницы, трапезные, библиотеки, залы капитула (собрания членов монашеского ордена) и прочие вспомогательные постройки, расположенные вокруг клуатра (внутренний двор, окруженный с четырех сторон галереями) и четко ориентированные в отношении церковного здания. Аббату полагались отдельные покои. Со всех сторон аббатство окружали принадлежавшие ему угодья. Конечно, такая композиция варьировалась в соответствии с индивидуальным уставом аббатства; аббатства разных орденов имели своеобразные черты в планировке и другие архитектурные особенности. Существует архитектура цистерцианского ордена, архитектура картузианцев; иезуитский орден обычно предпочитал использовать барочный стиль.

Поскольку монастырские здания неоднократно перестраивались, в монастырях редко встречаются более древние строения, и если мы их обнаруживаем, то в основном благодаря археологическим изысканиям. Так, во многих английских аббатствах проглядывают черты готического стиля, а в аббатстве Фаунтейнз чувствуется присутствие ранних романских форм. Монастырская архитектура надолго пережила Средневековье: блистательный монастырь Чертоза близ Павии и колоссальный ансамбль Эскориала в полусотне километров от Мадрида были возведены в эпоху Возрождения.

Ранние бенедиктинские монастыри.

Санкт Галлен. Аббатство Монте Кассино, учрежденное в 529, – старейшее в Европе, однако оно неоднократно подвергалось разрушениям (последний раз в 1944) и сильно перестраивалось, так что от ранних построек почти не осталось следов. Выполненный ок. 820 и сохранившийся в рукописи план аббатства Санкт Галлен в Швейцарии дает обширную информацию о характере бенедиктинской архитектуры. На нем видна типичная церковь с т.н. двусторонней ориентацией (главной западной апсиде противостоит восточная контрапсида на противоположном конце здания), окруженная строго упорядоченными строениями, среди которых были мастерские, мельницы, обжиговая печь, сельскохозяйственные постройки, кладбище, кухня, пекарня, пивоварня, а также клуатр с привычно соседствующими дормиторием (спальным помещением) и трапезной, скрипторий (мастерская писцов), больница, школа, странноприимный дом. Этот план следовал бенедиктинскому правилу, в соответствии с которым комплекс аббатства должен включать все необходимое для жизни, избавляя тем самым монахов от необходимости выходить за пределы огороженной территории.

Аббатства цистерцианцев.

Фоссанова. Цистерцианцы, обособившаяся ветвь бенедиктинского ордена, внесли идею простоты и в свой монастырский устав, и в архитектуру аббатства. Монастырь Фоссанова в Италии, основанный в 1135, типичен для этого ордена. Лаконичная по формам готическая церковь, крестообразная в плане, имеет прямоугольное завершение алтарной части; с одной стороны к ней примыкает клуатр с трапезной и залом капитула, с другой – кладбище. Больница, гостиница, сельскохозяйственные постройки и сады свободно располагаются на территории, окруженной монастырскими стенами.

Клерво. Ту же непринужденность в расположении построек можно заметить и в ансамбле большого цистерцианского аббатства Клерво во Франции (основано ок. 1115). Для архитектурных форм Клерво характерна разумная простота замысла и строгая функциональность. Принято считать, что представители этого аскетического по духу ордена специально выбирали для своих монастырей труднодоступные или неприветливые места. В цистерцианских аббатствах было запрещено строить башни, башенки, применять витражные окна и прочие излюбленные в ту эпоху украшения.

Фаунтейнз. Монастырь цистерцианцев на реке Скелл в Англии, основан ок. 1132. Его простой план был впоследствии изменен. Подобно собору в Дареме, просторная монастырская церковь в Фаунтейнз имела восточный трансепт, выстроенный аббатом Джоном Кентским в 1220–1227. Еще одним отступлением от цистерцианского принципа простоты стала башня над северной частью трансепта, построенная аббатом Хьюби в 1494–1526. К западной стороне клуатра примыкал ряд т.н. галерей – сводчатых складских помещений с кельями на втором этаже; они тянулись через Скелл и продолжались на другом его берегу. Трапезная была пристроена к клуатру с юга, а зал капитула с монашескими кельями над ним – с востока. Дом аббата, одна из крупнейших резиденций такого рода в Англии, находился в восточном углу участка, где большая часть постройки оказалась над рекой и была поставлена на арочные конструкции. Зал приемов представлял собой великолепное помещение размером 52ґ21 м, которое могло поспорить пышностью как с главными залами крупнейших феодальных замков, так и с залом королевского Вестминстерского дворца в Лондоне. Два ряда образующих аркады столбов, по девять столбов в каждом ряду, делили внутренний объем зала на три части.

Поздние бенедиктинские аббатства

Многие ныне существующие в Англии соборы были когда-то возведены при монастырях, секуляризованных в ходе реформ Генриха VIII. Именно поэтому наряду с громадой самого храма в их комплекс входят клуатр, зал капитула, библиотека и прочие монастырские строения, впоследствии приспособленные к новым потребностям. Среди бывших бенедиктинских аббатств – знаменитые соборы в Кентербери, Честере, Дареме, Или, Глостере, Норидже, Питерборо, Рочестере, Уинчестере и Вустере.

Вестминстер

Вестминстерское аббатство, также обязанное своим появлением бенедиктинцам, было основано св. Дунстаном в 10 в. Черты французской архитектуры обнаруживаются как в планировке здания (наличие т.н. «шеве», сильно развитой, с гирляндой апсид, восточной части собора вокруг алтаря, а в начале 16 в. здесь была пристроена еще и капелла Генриха VII), так и в его устремленности вверх (средний неф – самый высокий в Англии). Хотя аббатство оказалось в центре современного Лондона, уцелели и клуатры, и трапезная, и зал капитула, и погреба. Сооружение сохраняет следы всех строительных периодов начиная с норманнского и кончая реставрационными работами, которые осуществил в 1892 Гилберт Скотт. Знаменитые своды капеллы Генриха VII с подвесными элементами уже никак не связаны с архитектурой бенедиктинского ордена.

Клюни

Аббатство Клюни на востоке Франции было особенно значительным центром бенедиктинского ордена. Основанное в 910, оно долгое время являлось крупнейшим монастырем в Европе. Монастырь был разрушен в ходе гонений на бенедиктинский орден в 1790. Около 1040 комплекс монастыря включал простую трехнефную церковь с трансептом, «шеве», нартексом и атрием. С одной стороны к церкви примыкал клуатр, с другой – кладбище для мирян. Вокруг клуатра размещались погреба, кухня, трапезная, а также зал капитула и сводчатое помещение, над которыми находились монашеские кельи. Кельи послушников, баня, пекарня, больница и всевозможные ремесленные мастерские располагались вокруг других дворов. Весь монастырский комплекс был окружен стенами, а вход укреплен воротами, по обе стороны от которых находились конюшни и странноприимный дом. Вторая монастырская церковь (ок. 955–981) была выстроена в формах местного романского стиля, с массивной, квадратной в плане башней у средокрестья. Оба помещения ризницы имели выход наружу. По концам трансепта и с боков входного портика были возведены не столь высокие башни. Третья по времени возведения, наиболее крупная церквь Клюни представляла собой великолепную пятинефную постройку с удвоенным трансептом и «шеве» с пятью радиально расходящимися капеллами в восточной части.

Картузианские аббатства

Картузианский орден, учрежденный св. Бруно ок. 1084, основал свой главный монастырь во Франции, в Шартрёзе, пустынном и неприветливом месте неподалеку от Гренобля. Устав ордена предусматривал жизнь в одиночестве и молчании, поэтому каждому монаху полагалась отдельная келья. Планировка монастыря – единственная в своем роде. Постройки аббатства Гранд Шартрёз расположены внутри мощных, усиленных по углам сторожевыми башнями стен, почти совершенно симметрично. По оси комплекса располагалась церковь, окруженная обычными монастырскими строениями; позади нее помещались обособленный обширный клуатр и кладбище, окруженные по периметру кельями. Дом настоятеля, гостиница, риги и амбары, пекарня и мастерские находились перед церковью на внешнем дворе или рядом с воротами. Каждая келья состояла из трех небольших помещений: комнаты для дневного пребывания, отапливавшейся зимой, спальни с кроватью, скамьей, столом, книжными полками и кладовой. К каждой келье примыкал небольшой сад, возделываемый ее обитателем. Еда передавалась через маленькое окошко, и добровольный узник был во всех отношениях защищен от шума и прочих вещей, которые могли помешать размышлениям. Настоятель имел возможность наблюдать за садиками, оставаясь невидимым для монахов. Эти основные принципы монастырского устройства неукоснительно соблюдалась в картузианских учреждениях Западной Европы.

Антуан Франсуа Прево (также аббат Прево; фр. Antoine-Franсois Prevost d"Exiles)


Биография

Антуан Франсуа Прево родился на севере Франции, в Пикардии, в семье нотариуса. Подобно Вольтеру, чья биография вообще во многом совпадает с биографией Прево, учился в коллеже ордена иезуитов в родном городке Эдене и, видимо, поначалу намеревался последовать советам отца и посвятить себя духовной карьере, для чего по окончании коллежа в 1713 году отправился в Париж совершенствовать познания в латыни и философии.



Но, проведя там несколько месяцев, 16-летний Прево вдруг записывается в действующую армию простым солдатом-добровольцем. Юношу прельстила романтическая возможность быстро продвинуться на ратном поприще, участвуя в заключительных кампаниях войны за испанское наследство. Однако война закончилась очень скоро, никакого повышения по службе солдат Прево не получил и вернулся к иезуитам. С 1715 по 1718 год Прево - послушник в разных иезуитских монастырях, но послушничество его неоднократно прерывалось, так как путешествия влекли беспокойного семинариста куда сильнее, чем философские штудии. Он снова попытал счастья на военной службе - на этот раз с большим успехом, чем прежде.

В том, что Прево не воспользовался блестящей возможностью сделать карьеру священника-иезуита, многие биографы (да и сам он позднее) винили врожденную импульсивность и неровность его натуры. Но, очевидно, дело не только в темпераменте и склонностях характера. В эпоху Регентства и правления Людовика XV некогда незыблемый авторитет ордена Иисуса был поколеблен ожесточенными внутрицерковными распрями. В глазах передового общества Франции первых десятилетий XVIII века иезуиты запятнали себя союзом с церковной и политической реакцией, особенно когда примкнули к начатым папой в 1713 году гонениям на сторонников янсенизма. Это влиятельное во Франции и в Голландии течение внутри католицизма порицало, как и протестантство, официальную церковь - и прежде всего иезуитов - за их поддержку абсолютной монархии.

Протестантские и янсенистские позиции, в свою очередь, укрепились в обстановке того безнадежного кризиса, в который вступила французская монархия при регенте Филиппе Орлеанском. Людовик XV усугубил этот кризис, дискредитировав свою власть расцветом коррупции и знаменитым изречением "После меня хоть потоп". Духовная атмосфера тех лет благоприятствовала нравственному скептицизму, культу наслаждений, погоне за фортуной. Но уже разгоралась звезда сатирического и философского гения Вольтера, появилось сознание изжитости этой эпохи. Начался поиск новых духовных ориентиров, в которых сопрягались бы стремление к счастью и веления раскрепощенного разума.

Вернувшись во Францию в 1719 году, Прево попытался опять стать послушником у иезуитов, но, получив отказ, навсегда и без сожаления порвал с этим орденом. Однако духовное поприще он оставил не сразу. С 1721 года Прево несколько лет проповедовал в различных бенедиктинских аббатствах Нормандии, затем в Париже. Живя в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре, отличавшемся весьма строгим уставом, Прево включился в составление многотомной "Истории христианства в Галлии", над которой не одно десятилетие трудились члены ордена.

Здесь же Прево начал свой первый роман "Записки и приключения Знатного человека, удалившегося от света". Первые два тома были изданы анонимно в 1728 году. К Прево сразу приходит литературный успех. Повествование о неисчислимых невзгодах и приключениях героев вполне удовлетворяло вкусам французского читателя того времени, воспитанным на авантюрных романах Лесажа. Однако герой Прево не просто демонстрировал в бедах и испытаниях стойкость духа и здравый смысл, но активно отстаивал и совершенствовал собственную жизненную философию. Цепь непредвиденных ударов судьбы превращается для него в путь к духовной гармонии и укреплению нравственного достоинства. Это, по существу, был уже герой нового просветительского типа, более близкий к персонажам Дефо, чем Лесажа.

Первый литературный успех пришелся у Прево на новый период пересмотра жизненных позиций и недовольства избранной духовной стезей. В свою очередь, орден тоже не был расположен к собрату, которого столь мало увлекали благочестивые помыслы при написании романа. Прево тайно едет в Женеву и там меняет вероисповедание - он становится протестантом. В 1728 году такой шаг вполне мог привести в тюрьму: гонения на протестантов были во Франции в самом разгаре. Вернувшись в Париж, Прево не скрывает нежелания возвращаться в монастырь, ссылаясь на то, что это отец принудил его стать священником, затем посылает в Рим прошение папе о переводе в другую конгрегацию ордена бенедиктинцев с менее суровым уставом. Разрешения он не получает, а конфликт с церковными властями усугубляется настолько, что Прево бежит из монастыря и с дороги отправляет настоятелю негодующее письмо с угрозой выступить в печати со скандальными разоблачениями порядков, царящих в ордене. Настоятель требует от властей арестовать дерзкого беглеца, но поздно - переодевшись в светское платье, аб-бат-вероотступник тайно отплывает в Англию.

В первой половине XVIII века эта страна - центр передовой европейской философской, научной и политической мысли, средоточие веротерпимости, где находят приют гонимые с континента протестанты и янсенисты. Это колыбель европейского литературного Просвещения с его апологией чувствительности и увлекательными робинзонадами, в которых отстаиваются естественные права и чувства человека и торжествует утопическая вера в безграничные возможности натуры, не стесненной уродливыми социальными установлениями. Там расцветают просветительская сатира и сентиментальная поэзия, под пером Дефо с кладывается жанр психологического романа-жизнеописания. В Англии завершается формирование Вольтера как философа-просветителя: высланный туда из Франции в 1730-е годы, он в своих "Философских письмах" рассказал европейскому читателю о научных открытиях Ньютона, о сенсуалистской философии Локка, этике и эстетике Шефтсбери, шедеврах Шекспира.

В эмиграции Прево знакомится с поэтом-философом А.Попом, читает романы Дефо. Вместе со своим воспитанником - сыном английского вельможи и политического деятеля сэра Дж.Эйля Прево путешествует по стране. В письмах той поры он восхищается природой "счастливого острова", прочностью свобод и прав, которые англичане сумели отстоять от "посягательств тирании", свободой религиозных убеждений и т.д.

В Англии пробуждается журналистский талант Прево. В 1733 году он начинает издавать на французском язы-ке литературный журнал "За и Против" (так называлась напечатанная в 1722 году философская поэма Вольтера), ориентированный на самого широкого европейского читателя. Прево помещает здесь рецензии на последние английские и французские литературные новинки, очерки о нравах, о различных событиях в жизни англичан, рассказы о путешествиях, переводы фрагментов из поэм, пьес, исторических трудов. В журнале Прево находят место рецензии на "Философские письма" Вольтера, на постановки трагедий великого просветителя, а также автобиографические записки самого Прево, аннотации на его романы. Журнал "За и Против", выходивший в Париже, выполнял свою просветительную культурологическую миссию во Франции вплоть до 1740 года.

В Англии Прево заканчивает два последних тома "Записок Знатного человека" и издает их в 1729 году уже не анонимно, а под псевдонимом Марк Антуан Прево д"Экзиль. Выходят первые части нового романа "История Кливленда, побочного сына Кромвеля, или Английский философ" (они печатаются с перерывами, начиная с 1731 года). Все шесть лет, проведенных вне Франции, Прево интенсивно работает для журнала, сочиняет и правит романы, переводит на французский язык с латинского "Историю", написанную свидетелем религиозных войн XVI века Ж.О.Де Ту.

В Голландии, куда он приезжает из Лондона, у него завязываются дружеские отношения с известными издателями, которые, однако, осложняются из-за того, что в погоне за деньгами Прево часто берет авансы за еще не сделанные работы, а потом надолго откладывает их выполнение.

Личная жизнь писателя-эмигранта складывается весьма скандально: увлеченный некоей Ленки Экхардт, дамой более чем сомнительной репутации, которую он встретил в Амстердаме, Прево следует за ней то в Голландию, то в Швейцарию, то в Лондон (а возможно, даже и в Россию) и всюду делает огромные долги, торопливо заключает договоры на литературные произведения, которые так и остаются на стадии замыслов. Прево раз за разом вынужден бежать от кредиторов и от рассерженных издателей, ссориться с друзьями, оставлять им подчас свое имущество в уплату долгов. Связь с расточительной куртизанкой, продолжавшаяся несколько лет, едва не привела Прево на виселицу: в октябре 1733 года он оказался в лондонской тюрьме, уличенный в составлении подложного письма от имени своего воспитанника к его отцу сэру Эйлю с просьбой выдать крупную сумму денег. Возмущенный молодой человек обратился в суд, но аристократическое семейство предпочло замять скандал, и Прево был освобожден из-под стражи.



После этого писателю пришлось покинуть Англию. Однако любовь к Ленки, так осложнившая жизнь Пре-во, сыграла исключительно важную роль в его творческой судьбе. Она дала ему бесценный личный опыт, который, по-видимому, и помог писателю найти ту прежде не знакомую французской литературе подкупающе искреннюю ноту, с какой он рассказал о парадоксах любовной страсти в бессмертном романе "История кавалера де Грие и Манон Леско". Роман был напечатан в Голландии в 1731 или 1733 году в виде приложения к "Запискам Знатного человека" и сразу же стал знаменитым во Франции. Но первое французское издание романа постигла та же участь, что и "Философские письма" Вольтера: в 1734 году оба эти произведения были преданы публичному сожжению как пагубные для общественных нравов. Приговор, однако, только обострил интерес к новому роману Прево, которого отныне стали именовать не иначе как "нежным и страстным автором "Манон Леско". Из года в год появляются несколько его изданий, которые распродаются тайно.

После скандала с письмом Прево ищет расположения кардинала Бисси, чтобы заручиться его поддержкой перед папой римским, которому Пре-во направил прошение о помиловании и разрешении вернуться к бенедиктинцам в Сен-Жермен-де-Пре. Папа Климент XII согласился простить беглого аббата и перевести его в другой разряд ордена св.Бенедикта с более свободным уставом. Прево возвратился во Францию вместе со своей Ленки, навестил родной городок Эден, но в 1735 году по повелению папы должен был отправиться на покаяние в Эвре.

Исполнив папскую волю, Прево окончательно примирился с церковными властями, благодаря чему получил от кардинала Бисси рекомендацию, обеспечившую ему место домашнего священника в семействе принца Конти, кузена Людовика XV и Великого Приора Малтийского ордена во Франции. Таким образом Прево оказался приближенным к высшей французской знати. Принц Конти поручает ему воспитание своего несовершеннолетнего сына, Прево наперебой приглашают в аристократические салоны. Здесь оживляются прежние приятельские контакты с английскими дипломатами и писателями (в частности с создателем английского "готического романа" Г.Уолполом и поэтом-сентименталистом Т.Греем). Появляются близкие знакомства и в среде французских литераторов (Мариво, Кребийон, Мерсье). Прево живет теперь в роскошном дворце принца, получает большое жалованье.

Иногда ему удается попутешествовать. В 1736 году, оказавшись в Амстердаме, Прево встречается с Вольтером, которого очень заинтересовал журнал "За и Против". Дружба двух писателей продолжалась несколько лет. Вольтер даже ходатайствовал перед прусским королем Фридрихом II о предоставлении Прево места придворного библиотекаря или секретаря, но автор "Манон Леско" в последний момент отказался от должности.

На рубеже 1730-х и 1740-х годов в творчестве Прево наступает новый подъем. Один за другим выходят его романы: последние тома "Истории Кливленда" (1739), "Киллеринский настоятель" (1735-1740), "История одной гречанки" (1740), "Маргарита Анжуйская" (1740), "История юности Командора***" (1741, "Философские диспуты г-на де Монкаля" (1741), "Вильгельм Завоеватель" (1742). Пре-во начинает писать роман "Моральный мир", оставшийся незаконченным. В это же время, испытав очередное любовное увлечение, Прево опять оказывается в затруднительном финансовом положении, к тому же его уличают в сотрудничестве с неким фельетонистом, осужденным за клевету. Прево вынужден на год покинуть Францию - на этот раз он бежит в Брюссель. По возвращении в 1742 году он снова занимает место духовника у принца Конти. Свою все еще не утоленную страсть к путешествиям стареющий Прево выплескивает на страницах романа о морских приключениях ("Странствия капитана Роберта Лейда", 1745). С 1746 года он вдохновенно работает над состав

лением многотомной "Всемирной истории путешествий" - уникального исследования по истории географических открытий; первые семь томов этого огромного труда представляют собой перевод незаконченного сочинения англичанина Д.Грина, другие написаны самим Прево).

Последние годы жизни Прево посвятил истории. Он принимается за перевод английских историков. Так появляются во Франции "История дома Стюартов" Д. Юма, "История Шотландии" Робертсона. В 1762 году принц Конде поручает аббату Прево написать историю семьи Конде, старинного французского рода, в котором было немало великих политических деятелей и славных полководцев. Прево энергично работает в семейных архивах, хранящихся в родовом поместье Конде в Шантийи. Одновременно он продолжает свой роман "Моральный мир", первый том которого уже вышел в 1760 году.

На склоне лет Прево довелось убедиться, что его творческие начинания не прошли бесследно и проложили дорогу новым направлениям в литературе. Уже в 1740-е годы в Англии под пером С. Ричардсона расцветает сентименталистский любовно-психологический роман на семейно-бытовой основе - жанр, которому была суждена долгая и счастливая жизнь в разных европейских литературах XVIII и XIX веков. Изображение психологии любовного конфликта в романах Ричардсона свидетельствует о том, что их автора вдохновляли творения Прево, которые английский литератор, не зная французского, читал в переводах. Со своей стороны, Прево угадал значение жанрового новаторства своего английского современника и с жаром принялся за перевод его романов. Именно Прево открыл французскому читателю "Клариссу" (издана в переводе в 1751) и "Историю сэра Чарлза Грандисона" (издана в переводе в 1753), которые позже стали для Дидро и Руссо образцами просветительской прозы. В 1756 году аббат Прево познакомился с Руссо, который еще в юности вос

торгался описаниями переживаний героев "Записок Знатного человека", "Ма-нон" и "Кливленда". Будущий автор "Исповеди" до конца дней почитал Прево своим учителем в изображении тонких движений души.

Умер Прево в Шантийи от апоплексического удара, который настиг его внезапно во время утренней прогулки на сельской дороге. Писателя похоронили в бенедиктинском монастыре неподалеку от Шантийи.

Библиография

История кавалера де Грие и Манон Леско
- Киллеринский настоятель (1736 год)
- История Маргариты Анжуйской
- История современной гречанки
- Философские странствия Монкаля
- История Вильгельма Завоевателя
- Роберт Лед

Переводы

Жизнеописание Цицерона, (Миддлтон)
- Письма Брута.
- Частные письма Цицерона
- Путешествие Роберта Леда
- Записки честного человека

Произведения по роману

Опера Обера, 1856
- опера Массне, 1884
- «Манон Леско» - опера Пуччини, 1893
- балет Галеви, 1836

Антуан Франсуа Прево , аббат (также Прево д`Экзиль ; 1697-1763) - французский романист, один из крупнейших французских писателей XVIII века.
Участвовал в учёных трудах бенедиктинцев; один из томов сборника «Gallia Christiana» («История христианства в Галлии») почти целиком написан им. В 1728 г. бежал из монастыря и был вынужден скрываться, покинув Францию. Жил то в Англии, то в Голландии, занимаясь литературным трудом. В Голландии издал роман «Memoires d`un homme de qualite…» («Записки и приключения знатного человека, удалившегося от света», 1728-32); в Англии предпринял издание еженедельного журнала «Le Pour et le Contre» («За и против», 1733-1740) - сборника заметок, рассказов, анекдотов, критических статей, где появились и самые известные из его произведений: романы «История Кливленда, побочного сына Кромвеля, или Английский философ» («Histoire de M. Cleveland, fils naturel de Cromwell, philosophe anglais», 1732-39), «Киллеринский настоятель» («Le Doyen de Killerine», 1735), «История кавалера де Грие и Манон Леско» («Histoirie du chevalier de Grieux et de Manon Lescaut»). В 1746 г., уже после возвращения во Францию, начал по совету канцлера д`Агессо составлять исследование по истории географических открытий под заглавием «Histoire generale des voyages» («Всемирная история путешествий»). Первые семь томов этого труда представляют собой перевод незаконченного сочинения англичанина Д. Грина, другие написаны самим Прево. Переводным с английского также является роман о морских приключениях «Voyages du capitaine Robert Lade…» («Путешествия капитана Роберта Лейда», 1745).
Большие романы Прево были переведены на русский язык в XVIII в. «История о странствиях вообще по всем краям земного круга» (в 22 чч.) в переводе М. И. Веревкина была издана в Москве, в типографии Н. Новикова в 1782-1787 гг.

Михаил Иванович Веревкин (1732-1795) - русский драматург, переводчик, член-корреспондент Императорской Академии Наук (1782), член Российской Академии (1785). Написал и опубликовал комедии «Так и должно» (1773), «Именинники» (1774), «Точь-в-точь» (сочинена в 1774 г., опубликована в 1785 г.) и ряд других произведений. Екатерина II поручила М. И. Веревкину перевод иностранных книг на счет Кабинета е.и.в. По высочайшему повелению 1776 г. не только переводы, но и сочинения Веревкина, оставаясь его собственностью, печатались на счет Кабинета е.и.в. в Университетской типографии и типографии Петербургского Горного института, а с 1791 г. и в Академической типографии, правда, на менее льготных условиях.
Выполненный М. И. Веревкиным перевод «Всеобщего повествования о путешествиях» А. Ф. Прево был частично (т. 1-4) опубликован в 1777-1781, а полностью (ч. 1-22) - в 1782-1787, под заглавием «История о странствиях вообще по всем странам земного круга…»

Прево д`Экзиль А.-Ф. Всемирная история путешествий, или Новое Собрание всех рассказов о путешествиях морских и сухопутных, которые были опубликованы до настоящего времени на разных языках всех известных народов, содержащее нравы и обычаи жителей, сведения об их религии, государственном устройстве, науках и искусствах, торговле и промышленности, дабы сформировать полную и систематическую картину по новейшей истории и географии, которая отражала бы современное состояние всех народов; обогащенное географическими картами, составленными по недавним наблюдениям и более точными, а равно планами и панорамами; а также изображениями животных, растений, костюмов, древностей и т.п. Новое издание, с пересмотром первоисточников, куда не только внесены добавления и значительные поправки, но даже вставлены несколько новых карт и гравюры, выполненные под руководством Я. ван дер Шлея…
Т. 18. – Гаага, 1763.

Якоб ван дер Шлей (1715-1799)- берлинский рисовальщик и гравер, ученик Петера Пикарта. В 1768-1775 гг. работал в Петербурге, где исполнил несколько гравюр, в том числе три листа с изображением знаменитого "Гром-камня". Работал главным образом в технике резцовой гравюры.

Прево д`Экзиль А.-Ф. Всеобщее повествование о путешествиях, или Новое собрание всех известий, о странствованиях водных и по матерой земле, изданных до ныне в свет на разных языках знаемых нам народов, содержащее в себе достойнейшее примечания, полезнейшее и ясно доказанное в своей подлинности, о краях, до коих достигали путешественники. Со означением: нравов, вер, обычаев, художеств, наук, торговли, рукоделия, жителей. В составление полныя историческия и географическия новейших времен системы, настоящаго состояния всех народов и со включением чертежей географических и рисунков. Т. 3. [Первыя путешествия англичан в Гвинею и Восточныя Индии]. Печатанный в Париже с воли и одобрения королевскаго 1749; на российской же язык по высочайшему дозволению преложенный в Твери 1779 года [Михаилом Веревкиным]. - [М.], тип. Имп. Моск. ун-та, ().

Запись на титульном листе: «Милостивому государю Никите Акинфиевичу Демидову».
Демидов Никита Акинфиевич (1724-1789) - российский промышленник, меценат, коллекционер, землевладелец. Младший сын Акинфия Демидова.
Отличался любовью к наукам и покровительствовал учёным и художникам. Первым из Демидовых начал собирать коллекцию художественных и исторических ценностей. Издал «Журнал путешествия в чужие края» (1766), в котором много верных замечаний, указывающих на широкую наблюдательность автора. Состоял в переписке с Вольтером; в 1779 году учредил при Академии художеств премию-медаль «за успехи в механике». Марилье Клеман-Пьер – один из лучших иллюстраторов-профессионалов Парижа последней трети XVIII века. Принимал участие в иллюстрировании нескольких десятков изданий различных книг, как правило, беллетристических, заслужив себе репутацию мастера изящных декоративных композиций. Для творчества Марилье характерно сочетание рокайльных и неоклассических художественных традиций.