Интересные статьи для женщин про мужчин. Очень любопытные факты о мужчинах (7 фото). Мужчины видят в кошмарах масштабные бедствия

Экология жизни: Постоянные попытки «мыслить позитивно» и «стать лучшей версией себя» привели людей к эпидемии депрессии...

Принудительное счастье

Датский психолог Свен Бринкман считает, что постоянные попытки «мыслить позитивно» и «стать лучшей версией себя» привели людей к эпидемии депрессии . По его мнению, давно пора уволить коучей и начать читать хорошие художественные романы вместо литературы по саморазвитию.

В издательстве «Альпина Паблишер» вышла его книга «Конец эпохи self-help: Как перестать себя совершенствовать» - он предлагает семь правил, которые позволят избавиться от навязанной позитивной психологии.

Публикуем отрывок.

Тирания позитива

Барбара Хелд, выдающийся американский профессор психологии, уже давно критикует явление, которое называет «тиранией позитива» .

Согласно ей, идея позитивного мышления особенно широко распространилась в США, но и во многих других западных странах в доморощенной психологии бытует мнение, что нужно «мыслить позитивно», «ориентироваться на внутренние ресурсы» и рассматривать проблемы как интересные «вызовы». Даже от серьезно больных людей ожидается, что из своей болезни они «извлекут опыт» и в идеале станут сильнее.

В бесчисленных книгах по саморазвитию и «историях страданий» люди с физическими и психическими недугами рассказывают, что не хотели бы избежать кризиса, так как благодаря ему многому научились.

Я думаю, немало из тех, кто серьезно болеет или переживает иной жизненный кризис, чувствуют давление необходимости позитивно относиться к ситуации. Но очень немногие вслух говорят о том, что вообще-то болеть - это ужасно и лучше бы с ними этого никогда не случалось.

Обычно заголовок подобных книг выглядит так: «Как я пережил стресс и чему научился», и вряд ли вы найдете книгу «Как я испытал стресс и ничего хорошего из этого не вышло». Мы не только испытываем стресс, болеем и умираем, но еще и обязаны думать, что все это нас многому учит и обогащает.

Если вам, как и мне, кажется, что тут что-то явно не так, то следует научиться обращать больше внимания на негатив и таким образом бороться с тиранией позитива. Это даст вам еще одну опору, чтобы твердо стоять на ногах.

Мы должны вернуть себе право думать, что иногда все просто плохо, и точка.

К счастью, это стали осознавать многие психологи, например критический психолог Брюс Левин. По его мнению, первый из способов, как профессионалы в области здравоохранения усугубляют проблемы людей, - это совет жертвам изменить отношение к ситуации. «Просто смотрите на это позитивно!» - одна из худших фраз, которую можно сказать человеку в беде. Кстати, на десятом месте в списке Левина стоит «деполитизация человеческих страданий». Это означает, что всевозможные человеческие проблемы списываются скорее на недостатки людей (низкую мотивацию, пессимизм и так далее), чем на внешние обстоятельства.

Позитивная психология

Как уже говорилось, Барбара Хелд - один из самых активных критиков позитивной психологии. Эта область исследования стала стремительно развиваться в конце девяностых.

Позитивную психологию можно рассматривать в качестве научного отражения одержимости позитивом в современной культуре. Ее процветание началось в 1998 г., когда президентом Американской психологической ассоциации стал Мартин Селигман. До этого он был известен в основном благодаря своей теории о выученной беспомощности как факторе депрессии.

Выученная беспомощность - это состояние апатии или, во всяком случае, недостатка воли к тому, чтобы изменить болезненный опыт, даже когда существует возможность избежать боли.

Основанием для этой теории послужили опыты, в ходе которых собак били электрическим током. Когда Селигману надоело мучить животных (что и понятно) и захотелось чего-то более жизнеутверждающего, он обратился к позитивной психологии.

Позитивная психология уже не ставит в центр внимания человеческие проблемы и страдания, что было характерно для этой науки раньше (Селигман иногда называет обычную психологию «негативной»). Скорее, это научное исследование хороших аспектов жизни и человеческой природы. В частности, рассматривается вопрос о том, что такое счастье, как его достичь и какие существуют позитивные черты характера.

Став президентом ассоциации, Селигман воспользовался своим положением для продвижения позитивной психологии. Это удалось ему так хорошо, что сейчас даже существуют отдельные учебные программы, центры и научные журналы, посвященные этой теме. Немногие - если вообще какие-то еще - концепции в психологии столь стремительно и широко распространялись в массы.

То, что позитивная психология так быстро стала частью культуры ускорения и инструментом оптимизации и развития, заставляет задуматься.

Конечно, совершенно нормально изучать факторы, которые делают нашу жизнь лучше и повышают работоспособность. Однако в руках тренеров и коучей - или воодушевленных руководителей, прошедших краткие курсы по «позитивному лидерству», - позитивная психология быстро превращается в удобный инструмент подавления критики .

Социолог Расмус Виллиг даже говорит о фашизме позитива, который, по его мнению, проявляется и в позитивном мышлении, и в концепции позитивного подхода к изменениям. Это понятие описывает форму контроля сознания, которая возникает, когда человеку разрешается думать о жизни только в позитивном ключе.

По своему личному опыту могу добавить, что самый отрицательный опыт ведения научных дискуссий, несомненно, связан у меня именно с позитивной психологией. Пару лет назад я критически отозвался о позитивной психологии в женском журнале и газете, и реакция была весьма бурной и неожиданной.

Три датских специалиста, которые профессионально занимаются позитивной психологией (и чьих имен я не буду здесь называть), обвинили меня в «научной недобросовестности» и отправили жалобу руководству моего университета. Обвинение в научной недобросовестности - самое серьезное из существующих в научной системе.

В жалобе говорилось, что я выставляю позитивную психологию в однозначно плохом свете и намеренно смешиваю область исследования с практическим применением.

К счастью, в университете жалобу категорически отклонили, но меня такая реакция сильно обеспокоила. Вместо того чтобы написать письмо в редакцию и вступить в открытую дискуссию, позитивные психологи решили очернить меня как профессионала перед руководством университета.

Я упомянул этот случай, потому что вижу некую иронию в том, что позитивные психологи так активно избегают открытой научной дискуссии. Видимо, все-таки есть пределы открытости и позитивного подхода!

(К счастью, спешу добавить я, далеко не все представители позитивной психологии ведут себя таким образом.)

Как ни парадоксально, этот инцидент подтвердил мою идею тирании позитива . Негатив и критику (особенно самой позитивной психологии!) нужно искоренять. Очевидно, тут хороши любые средства.

Позитивный, конструктивный, восприимчивый лидер

Если вы когда-нибудь сталкивались с позитивной психологией (например, во время учебы, на работе, на мероприятиях по развитию персонала) и вас просили рассказать об успехах, тогда как вам хотелось обсудить досадную проблему, то вы, возможно, чувствовали неловкость, хотя и не понимали почему. Кому же не хочется быть продуктивным и компетентным специалистом и развиваться дальше? Во всяком случае, современные руководители охотно оценивают и поощряют своих подчиненных. […]

Современный руководитель уже не выступает как жесткий и сильный авторитет, который отдает распоряжения и принимает решения. Он практикует форму мягкой власти, «приглашая» сотрудников к разговору об «успехах», чтобы «достичь максимального удовольствия от работы».

Забудьте о том, что до сих пор существует четкая асимметрия власти между руководством и подчиненными, а одни цели намного более реальны, чем другие.

Например, недавно на моей (в остальном замечательной) работе предложили сформулировать «видение» развития нашего института. Когда я сказал, что нам нужно стремиться стать средним институтом, это не вызвало воодушевления. Я имел в виду, что это реалистичная и достижимая цель для маленького университета в датской провинции.

Но теперь все должно быть «мирового уровня» или входить в «топ-5», а путь туда, несомненно, доступен только тем, кто сосредоточен на возможностях и успехах. Это можно назвать принудительным позитивом. Годится только лучшее, а чтобы его добиться, надо просто не бояться мечтать и мыслить позитивно .

Обвинение жертвы

Как утверждают критики принудительного позитива, в том числе и вышеупомянутая Барбара Хелд, чрезмерная сосредоточенность на позитиве может привести к такому явлению, как «обвинение жертвы» .

Это значит, что всевозможные человеческие страдания или неприятности объясняются тем, что человек недостаточно оптимистично и позитивно относится к жизни или что у него недостаточно «позитивных иллюзий», которые защищают некоторые психологи, включая Селигмана.

Позитивные иллюзии - это внутренние представления человека о самом себе, немного искаженные в лучшую сторону.

То есть человек считает себя немного умнее, способнее и эффективнее, чем есть на самом деле. Результаты исследования (хотя они не вполне однозначны) говорят о том, что люди, страдающие от депрессии, на самом деле смотрят на себя более реалистично, чем те, кто от депрессии не страдает .

Однако существуют опасения, что из-за позитивного подхода общество требует от людей быть позитивными и счастливыми, и это парадоксальным образом создает страдания, так как многие чувствуют вину, если не всегда счастливы и успешны. […]

«Жизнь трудна, но это само по себе не проблема. Проблема в том, что нас заставляют думать, что жизнь не трудна.»

Другая причина критики, которая тем не менее связана с предыдущей, - это преуменьшение роли контекста , что характерно для некоторых аспектов позитивного подхода. Если утверждается, что счастье человека зависит не от внешних факторов (социально-экономическое положение и так далее), которые якобы играют очень незначительную роль, а от внутренних, то вы сами виноваты, если несчастливы.

Как пишет Селигман в своем бестселлере «В поисках счастья», уровень счастья лишь на 8–15% определяется внешними обстоятельствами - например, живет человек при демократии или диктатуре, богат он или беден, здоров или болен, образован или нет.

Важнейший источник счастья, утверждает Селигман, кроется во «внутренних факторах», которые поддаются «сознательному контролю».

Например, можно создавать позитивные чувства, благодарность, прощать обидчиков, быть оптимистом и, конечно, полагаться на свои ключевые сильные стороны, которые есть у каждого человека.

Получается, что для того, чтобы стать счастливым, нужно найти свои сильные стороны, реализовать их и вырабатывать в себе позитивные чувства. Подчеркнутое значение «внутреннего», которое якобы поддается сознательному контролю, ведет к возникновению проблематичной идеологии, согласно которой нужно просто не отставать от других и развиваться - в частности, развивать способность к позитивному мышлению, чтобы выжить в культуре ускорения.

Брюзжание

Барбара Хелд предлагает альтернативу принудительному позитиву - жалобы . Она даже написала книгу, где рассказывает, как научиться брюзжать . Это что-то вроде литературы по саморазвитию для жалобщиков. Книга называется «Хватит улыбаться, начинайте брюзжать» (Stop Smiling, Start Kvetching).

«Кветч» - слово из идиша, и точнее всего оно переводится как «брюзжание».

Я не специалист по еврейской культуре (почти все знания о ней я почерпнул из фильмов Вуди Аллена), но мне кажется, что традиция жаловаться на все и вся способствует счастью и удовлетворенности. Как приятно собраться вместе и побрюзжать! Это дает обширные темы для разговоров и определенное чувство солидарности.

Основная мысль книги Хелд заключается в том, что в жизни никогда не бывает хорошо все абсолютно. Иногда все просто не так плохо. Значит, причины для жалоб всегда найдутся.

Падают цены на недвижимость - можно посетовать на обесценивание капитала. Если же цены на недвижимость растут, можно пожаловаться на то, как все вокруг поверхностно обсуждают растущий капитал.

Жизнь трудна, но, по мнению Хелд, это само по себе не проблема. Проблема в том, что нас заставляют думать, что жизнь не трудна. Когда спрашивают, как дела, ожидается, что мы скажем: «Все отлично!». Хотя на самом деле все очень плохо, потому что вам изменил муж.

Учась фокусироваться на негативном - и жаловаться на него, - можно выработать в себе механизм, который помогает сделать жизнь более сносной.

Однако брюзжание - это не только способ справляться со сложными ситуациями. Свобода жаловаться связана с умением смотреть в лицо реальности и принимать ее такой, какая она есть. Это дает нам человеческое достоинство, в отличие от поведения вечно позитивного человека, который яростно настаивает, что не бывает плохой погоды (только плохая одежда). Бывает-бывает, мистер Счастливчик. И как приятно жаловаться на погоду, сидя дома с кружкой горячего чая!

Нам нужно вернуть себе право брюзжать, даже если это не ведет к положительным изменениям. Но если может к ним привести, то тем более важно.

И обратите внимание, что брюзжание всегда направлено вовне. Мы сетуем на погоду, политиков, футбольную команду. Виноваты не мы, а они! Позитивный подход, напротив, направлен внутрь - если что-то не так, надо работать над собой и своей мотивацией. Во всем виноваты мы сами.

Безработные не должны жаловаться на систему социальной помощи - а иначе можно прослыть лентяем, - ведь можно просто взять себя в руки, начать мыслить позитивно и найти работу.

Надо просто «поверить в себя» - однако это однобокий подход, который сводит важнейшие социальные, политические и экономические проблемы к вопросу мотивации и позитивности отдельного человека. […] опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

© Свен Бринкман

Татьяна Гинзбург,

Доктор психологических наук

“Можно ли создать в психологии направление, исследующее положительные черты характера?

Существует ли классификация свойств характера, которые помогают человеку жить?

И могут ли взрослые научиться жить счастливее и полнее реализовать себя?”

Мартин Селигман

Я впервые встретилась с позитивной психологией , на конференции Американской Ассоциации Трансперсональной Психологии в 2010 году в Калифорнии. Один из пленарных докладов был посвящен этому направлению, и мне больше всего запомнилось, что доклад строился на вопросе – «Простит ли Моника Левински Билла?». Докладчик рассказывал, что исследовал феномен «прощения» на протяжении многих лет, и эта тема вызвала сильный общественный резонанс в момент разгара скандала, связанного с Биллом Клинтоном. Тогда, вдруг оказалось, что проблема «прощения» актуальна для многих американцев, и докладчик, Фред Лускин, рассказывал на этом примере, что преимущество позитивной психологии перед трансперсональной в том, что она задевает за живое большинство людей, поскольку стремится решать «насущные вопросы».

Мне хватило тогда живости доклада и докладчика, чтобы пометить для себя, что, возможно, позитивная психология – это что-то интересное.

Через пару лет, ища подарок для своего учителя, я увидела в магазине книжку - «ПОТОК». Когда-то мы выпускали одноименный журнал, поэтому само слово «Поток» вызывало у меня позитивные ассоциации, и быстро пролистав ее, я решила ее купить. Оказалось, что это книга классика позитивной психологии – Михайя Чиксентмихайи. ГенШи, мой учитель, прочитал ее с интересом, и я узнала, что согласно Чиксентмихайи, основная концепция правильной и счастливой жизни – это «поток», «жить в потоке»…

Потоком , или состоянием оптимального переживания , называют состояние при выполнении какой-то деятельности, которое характеризуется ясностью целей и полной сосредоточенностью, ощущением отдачи и обратной связи, полным погружением и отсутствием усилий, чувством контроля, отсутствием беспокойства по поводу неудачи, самозабвением, остановкой времени (Чиксентмихайи , 2011а).

К настоящему моменту благодаря исследованиям стало известно, при каких условиях возникает и усиливается состояние потока. Одно из основных: баланс и высокий уровень мастерства/высокого вызова ситуации.

Начав разбираться глубже, я обнаружила, что

С одной стороны:

Позитивная психология началась, как новая ветвь в психологии в 1998 году, когда Мартин Селигман, став президентом Американской Психологической Ассоциации, выбрал эту тему, как ориентир для Ассоциации на время своего президентства. Сам термин принадлежит Маслоу, и впервые был использован в его книге: «Мотивация и Личность».

Мартин Селигман, сделал акцент именно на исследованиях счастья и успеха. Он, в своей первой книге «Аутентичное счастье» писал: «первую половину столетия психология занималась единственным топиком: ментальными болезнями », размышляя над комментариями Маслоу. Он призвал психологов заняться ранней миссией психологии и питать таланты, улучшая качество жизни.

Таким образом, позитивная психология была рождена, как

ветвь гуманистической психологии, которая концентрируется на задаче исследовать развитые человеческие существа и методы развития человека к счастью и совершенству.

То есть, по сути «позитивная психология» - это акцентуация гуманистического направления , поддержанная хорошим административным ресурсом Президента Американской Психологической Ассоциации.

С другой стороны,

в позитивной психологии присутствует и некоторая новизна подходов. На мой взгляд новой по отношению к другим психологическим подходам является идея о добродетелях .

Мартин Селигман разработал концепт основных добродетелей человека, развитие которых и позволяет людям достигать счастья. Точнее, он выделил шесть основных групп добродетелей, в каждой из которых различил еще несколько положительных качеств человека (сил):

  1. Мудрость и знание: творчество, любопытство, открытость, любовь к познанию, умение видеть перспективу, инновационность (изобретательность).
  2. Смелость: храбрость, усердие, целостность, живость.
  3. Человечность: любовь, доброта, социальная адаптивность.
  4. Справедливость: коллективизм (гражданственность), честность, лидерские качества.
  5. Сдержанность: прощение (милосердие), покорность, благоразумие (осторожность), самоконтроль.
  6. Трансценденция: вдохновение красотой, благодарность, надежда, юмор, духовность.

Также, им было инициировано создание руководства «» (Character Strengths and Virtues (CSV)), которое репрезентует первую попытку части научного сообщества идентифицировать и классифицировать позитивные психологические качества человека, подобно тому, как руководство по диагностике ментальных проблем DSM-IV (D iagnostic and S tatistical M anual of mental disorders) классифицирует болезни для классической психологии.

Вероятно, подобный шаг является революционным для всей психологической мысли.

В руководстве «Персональные качества и добродетели » предполагается, что 6 добродетелей имеют историческую основу в большинстве человеческих культур, и кроме того развитие этих добродетелей может привести к повышению уровня счастья.

Селигман и Чиксентмихайи определяют позитивную психологию, как “научное исследование положительного человеческого функционирования и преуспевания во многих уровнях, включая биологический, личный, уровень отношений, социальных институтов, культурный, и глобальные измерения жизни».

Таким образом позитивная психология является основной научной дисциплиной изучающей человеческое счастье.

Позитивные психологи (конечно не только они) рассмотрели ряд факторов, влияющих на счастье.

Возраст,

Пол,

Личные финансы,

Рождение детей,

Замужество,

Образование и многие другие…

Но, тщательное изучение результатов этих исследований, приведенное в англоязычной википедии, разочаровывает противоречивостью своих результатов. Практически по всем параметрам, найдены разнообразные закономерности, часто противоречащие друг другу.

Например,

Про ”Пол” в англо-язычной википедии говорится:

«За последние 33 года, значительное уменьшение женского счастья привело исследователей к пониманию того, что мужчины более счастливы, чем женщины. (Stevenson, B., & Wolfers, J. (2009). The paradox of declining female happiness. "American Economic Journal: Economic Policy. Retrieved June 5, 2011)

Частично это может объясняться тем, что мужчины и женщины различаются в том, как они оценивают свое счастье. Женщины базируются на позитивной само-оценке, близости в отношениях и религии. Мужчины – на позитивной самооценке, активном отдыхе и ментальном контроле. Поэтому, ни у мужчин, ни у женщин нет какого-то определенного преимущества быть более счастливым, чем другой».

Почти такие же тексты и про рождение детей, и про возраст, и многие другие среднестатические параметры жизни человека. Тем не менее, ученые продолжают искать закономерности, влияющие на состояние счастья человека.

Таким образом,

Позитивная психология – это ветвь психологии, которая использует научные исследования с целью помочь человеку вести более радостную и счастливую жизнь. человека , чтобы создать условия для их реализации, и подобрать методы повышающие вероятность самореализации. Основная цель этого процесса - обеспечить более счастливое существование человека.

В заключении, мне хотелось бы также отметить, что позитивная психология привлекла мое внимание, поскольку является ближайшим аналогом уникальной системы развития человека, создаваемой и культивируемой мною в России. Эта система называется Школа Игратехников (ШИ), и строится на том, что в человеке выделена система качеств, которые мы назвали «талантами». Большинство талантов, хоть и выбиралось нами независимо от разработок позитивной психологии, тем не менее, очень похожи на добродетели Селигмана. Отличия этих систем, пожалуй, состоят в том, что в подходе Школы Игратехников таланты выстроены в систему (шкалу) от простого к сложному, и эта шкала помогает человеку ориентироваться в развитии своих качеств, переходя от более простых, (сила и ловкость), и дифференцированных талантов, к все более и более сложным и интегрированным, (осознанность, доброта).

Кроме того, в ШИ, разрабатывается и постоянно культивируется методология развития талантов, причем не «в среднем», а именно в индивидуальном подходе, к каждому конкретному человеку. Дыхательные техники также активно используются в нашей методологии.

Тем не менее, даже тот подход, который демонстрирует позитивная психология, выделяющая добродетели, как ориентир для человека, на наш взгляд является инновационным и перспективным.

Основной шаг этой ветви психологии, на наш взгляд – это появление образа человека развивающегося, и приближающегося к совершенству.

Надеюсь, эти идеи еще получат свое дальнейшее развитие, и новизна подхода к развитию человека откроет большие возможности для развития новых психологических направлений.

Ждем вас на наших семинарах !

Пытаясь побороть трудности, люди забывают, что есть в их жизни и хорошие моменты. Возможно, преодолевая неудачи, есть смысл создавать счастливые моменты? Или хотя бы изменить свое отношение к событиям? Этим вопросом занимается позитивная психология. Но все ли так однозначно? Может ли она заменить классическую психологию? Возможно, этот подход просто отвлекает людей от реального решения проблем? Отнесемся к прочтению этой статьи позитивно.

Что такое позитивная психология?

Позитивная психология - это наука, изучающая положительные стороны человеческой психики. Несмотря на всю очевидность, данное направление возникло только в середине прошлого века. Истоки этого учения уходят своими корнями в психологию гуманистической направленности. Основатель данного подхода – психолог из США Мартин Селигман . К слову, в конце девяностых годов он возглавил Американскую ассоциацию психологов. Торжественную речь на этом событии посвятил вопросам позитивной психологии. В сравнении с привычной психотерапией, она направлена не на борьбу с патологией, а исследует пути достижения .

Стоит отметить, что с момента своего появления, это учение регулярно подвергается критике. Например, искажение реальности благодаря позитивным иллюзиям, упрощенный подход к целому ряду вопросов, а также сбегание от проблем, вместо их решения. Как бы там ни было, позитивная психология прочно вошла в идеи мирового научного сообщества, имея целый ряд преимуществ и рациональных «зерен». О них поговорим далее.

Научные основы позитивной психологии

Формирование позитивной психологии проходило благодаря работе целого ряда ученых. Среди них: Абрахам Маслоу, Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Эд Динер, Джон Хайдт, Алекс Линли, Дональд Клифтон и др. К главным темам относится несколько масштабных сфер:

  • Эмоции, приносящие ощущение счастья (оптимизм, наслаждение, уверенность в своих силах, удовлетворенность, доверие);
  • Позитивные черты характера (доброта, юмор, духовность, альтруизм, мудрость);
  • Внешние факторы, положительно влияющие на людей (гуманизм, признание, система ценностей, социальная среда).

Согласно мнению сторонников позитивной психологии, положительные эмоции дают человеку большую конкурентоспособность, улучшают качество его жизни, расширяют социальные связи. В совокупности эти факторы значительно дополняют инструментарий человека в преодолении трудностей на пути достижения успеха. По принципу обратной связи позитивное мышление притягивает в жизнь человека хорошие события и удачу.

Несмотря на отдельную критику, позитивная психология была довольно тепло воспринята мировым научным сообществом. Даже создано три центра по исследованию этого явления. Один из них расположен в Европе, два – в Соединенных Штатах Америки.

Центр позитивной психологии (англ. PPC)

Учрежден при Университете Пенсильвании в США. Руководит Центром создатель позитивной психологии – Мартин Селигман. Вместе с другим известным ученым Кристофером Петерсоном он составил перечень 24 позитивных черт характера, объединенных в шесть типов (человечность, мудрость, справедливость, воздержание, смелость, трансценденция). Благодаря этому появился уникальный тест VIA-Survey, который состоит из 240 пунктов, помогающих осознать свои преимущества.

Центр Гэллапа

Еще один американский центр внедрения позитивной психологии, основанный психологом Дональдом Клифтоном. На базе этого научно-исследовательского учреждения также разработан опросник, который переведен на несколько десятков различных языков.

Центр прикладной позитивной психологии (англ. CAPP)

Это заведение базируется в Великобритании. Руководит ним Алекс Линли, который вместе с командой изучает прикладное применение этой науки. Созданный ими опросник Realise 2 помогает распознать сильные стороны человека и степень их проявления. Акцент в исследованиях сделан на подавление личностных недостатков.

Наличие нескольких специализированных исследовательских центров свидетельствует в пользу того, что позитивная психология – серьезное научное направление, которое заслуживает тщательного изучения. Она не ограничивается сугубо теоретической ценностью, позволяя широко применять свои достижения на практике. Об этом поговорим далее.

Что такое позитивная психотерапия

Позитивная психотерапия - это разновидность психотерапии, направленная на преодоление внутриличностных конфликтов, посредством развития способностей человека. Учитывая, что создатель метода Носсрат Пезешкиан – немец с иранскими корнями, то его творение вобрало в себя рационализм Запада в симбиозе с мудростью Востока.

С 1996 года позитивная психотерапия официально признана мировым сообществом психологов, а в 2009 году ее автор удостоен Нобелевской премии.

Свои исследования Носсрат Пезешкиан разделил на четыре главных блока:

  • Лечебный – собственно психотерапия;
  • Педагогический – воспитание личности и профилактика отклонений;
  • Транскультурально-социальный – межкультуральное сознание;
  • Междисциплинарный – взаимодействие с другими психологическими науками.

Позитивный подход к лечению психических заболеваний человека, в совокупности с профилактикой их возникновения, сделали этот метод одним из самых популярных в мире.

Применять методы позитивной психологии можно самостоятельно.

Приемы позитивной психологии на каждый день

Инструментарий этой науки разнообразен, но для повседневного применения достаточно овладеть тремя методами:

  • Метод самовнушения;
  • Метод вопросов;
  • Метод браслетов.

Рассмотрим их по отдельности.

Метод самовнушения

Этот подход еще называют аффирмациями. Они представляют собой короткие позитивные фразы, которые помогают поменять негативные психические установки на положительные эмоции. Например, «Людям приятно со мной общаться», «Я успешен», «Я ценный сотрудник» и т.д. По принципу обратной связи, положительные утверждения начинают притягивать в жизнь человека позитив.

Метод вопросов

Известен также под названием афформации, то есть вопросы, заданные в позитивном ключе. Благодаря им можно перефразировать утверждения, озвученные ранее. «Почему людям приятно со мной общаться?» и т.д. Этот метод помогает активизировать мышление в направлении поиска своих сильных сторон. К слову, позитивный эффект от применения афформаций достигается намного быстрее. Находя ответы, человек подтверждает свои аффирмации, тем самым начиная сильнее в них верить.

Метод браслетов

Помогает перебороть вредные привычки или слабости. Рекомендуется надеть браслет, символизирующий свой недостаток, не снимая его, пока привычка не изменится. Этот метод активизирует проактивность человека, показывает ему, что необходимо брать ответственность за свою жизнь на самого себя. Демонстрирует, что недостаток лишний и его надо просто «снять».

Позитивная психология, в отличие от многих академических дисциплин – это наука на каждый день. Она помогает всегда пребывать в состоянии душевного равновесия, верить в свои силы, преодолевать трудности. Для ее применения необязательна посторонняя помощь. Достаточно овладеть несколькими приемами и регулярно применять их, наполняя жизнь ощущением радости и счастья.

Каков рецепт счастья? В чём оно измеряется? Как его найти? Может быть счастье в деньгах, в любви или в профессиональных успехах?

Секретами счастья занимается позитивная психология — отрасль психологического знания и психологической практики, в центре которой находится позитивный потенциал человека .

До сих пор психология концентрировалась на слабых сторонах человека, воспринимая его как жертву других людей и обстоятельств, описывая и классифицируя человеческие несчастья. Позитивная психология предлагает изменить парадигму современной психологии:

  • от негативности — к позитивности;
  • от концепции болезни — к концепции здоровья;
  • обратить внимание психологов на то, что люди делают хорошо и с удовольствием;
  • сделать жизнь человека более наполненной, а не просто избавить его от психологических расстройств.

Работа позитивного психолога заключается не в том, чтобы рассказать человеку, в чём его несчастье, а в том, чтобы открыть сильные качества его личности, научить эффективно использовать их для реализации всех талантов и возможностей в частной жизни, профессиональной и общественной деятельности . К тому же развивая в себе высшие качества, человек накапливает необходимый ресурс для преодоления негативных психических состояний, таких как стрессы, депрессия и проч.

Хотя идеи позитивности в психологии и психотерапии обсуждались и ранее психологами-гуманистами, позитивная психология оформилась в науку только с конца 1990-х годов с подачи Мартина Селигмана , президента Американской ассоциации психологов, предложившего своим коллегам новый подход к изучению психики человека, основанный на реалистичном оптимизме.

Также важнейшую роль в современной позитивной психологии играет творчество Луизы Хей , сама жизнь которой явилась неоспоримым примером плодотворности позитивного мышления; и Ронды Берн , создательницы нашумевшего фильма "Секрет" , раскрывающего законы успеха с помощью квантовой физики, медицины, психологии, философии, метафизики, и проч. "Секрет" объясняет материализацию мыслей и чувств универсальным "Законом Притяжения" и учит пользоваться изобилием Вселенной.

Среди отечественных психологов в первую очередь надо отметить таких известных людей, как:

  • М.Норбеков, автор сбалансированной системы самовосстановления организма,
  • А.Свияш, создатель эффективной методики взаимодействия человека с окружающим миром и бесконфликтного достижения целей,
  • Г.Сытин, основатель нового научного направления самовосстановления здоровья при болезни и старении,
  • В.Синельников, автор методик, позволяющих выявлять причины болезней и неудач, скрытые в подсознании, и устранять их,
  • Н.Правдина, признанный специалист по психологии успеха и богатства, профессиональный консультант по Фэн Шуй,
  • и многие другие…

В трудах позитивных психологов можно выделить наиболее простые приёмы для самостоятельного позитивного настроя:

  • Позитивные утверждения (аффирмации) — позитивные утверждения, помогающие изменить образ мыслей, сформулировать свои желания и установки на будущее, стимулируя положительные перемены в жизни. Например: хороший человек и достоин в жизни самого лучшего" , "Поток денег в моей жизни всё увеличивается" или "Я выполняю свою работу с удовольствием, и моё умение совершенствуется с каждым днём".
  • Позитивный настрой — вера, что всё получится. Его ключевыми фразами являются: "Я смогу" , "Я достоин" , "Я сделаю" и т.д.
  • Позитивное мышление — система взглядов на окружающий мир, базирующаяся на следующих основных концепциях:
    • мир справедлив и виноватых нет;
    • мир изобилен;
    • любовь к себе — есть основа жизни;
    • человек сам отвечает за всё, что с ним происходит;
    • всё происходящее с человеком лишь отражает мысли в его голове;
    • каждый человек через своё подсознание получает доступ к сотворению своей жизни.

С помощью этих приёмов можно научиться "правильно" смотреть на мир, описывая события в позитивном ключе. Есть известный пример о стакане, наполненном до половины. Оптимист воспринимает стакан как наполовину полный, а пессимист — как наполовину пустой. Стакан от этого никак не меняется. Но один человек от такого восприятия жизни чаще радуется, а другой — огорчается. Получается, мы сами выбираем, как мы реагируем на то или иное событие в нашей жизни .

Мышление определяет судьбу человека, и если Ваши мысли позитивные — счастье и здоровье Вам обеспечены!