Имена легендарных мечей. Легендарные японские мечи

  • Тизона , Тисона (Tizona) - меч а, национальное сокровище Испании, знаменитое по «Поэме о моем Сиде». Отнят им у короля Букара (в испанском эпосе). Меч, считающийся Тизоной, экспонируется в Мадриде. Его второй меч: Колада - менее знаменитый клинок. Добыт Сидом у графа Раймонда Беренгария Братоубийцы (в испанском эпосе).
  • Шойс - меч .

Легендарные и вымышленные и европейского эпоса

Мечи разных народов

  • Хрисаор - золотой меч королевы феи, символ высшего одухотворения, принадлежала Артегалу (Artegal). Другой меч из «Королевы Фей» - Сангламор (Sanglamore) - принадлежал Браггадоккио (Braggadochio). Меч короля Артура в этой поэме зовется Morddure . ( , «Королева Фей»)

Мечи в

  • Меч, вложенный в глыбу красного мрамора, которая приплыла по воде в замок . Согласно надписи на рукояти, извлечь его мог лишь тот, кто станет славнейшим на свете рыцарем. Из всех рыцарей вынуть меч смог только юный . Именно ему было суждено впоследствии найти и стать его хранителем.

у в садах Кингстон Морварда, Англия]]

мечи

  • Бегаллта (Begallta, «Маленькая Фурия») - меч Диармайда (), ирл. Его второй меч:
  • Дирнуин (Dyrnwyn) - меч короля Стратклайда Ридерха (Riderch I of Alt Clut), горевший огнем, но не оставлявший ожогов.
  • Каладболг - меч а. В первоначальных версиях мифа использовался ом. Отождествляется с ом более позднего времени. Обладал достаточной силой, чтобы срезать три холма. Другой меч Фергуса назывался Леохайн (Leochain ).
  • Клив-Солаш, Claíomh Solais (Claidheamh Soluis, «Меч Солнца, Меч Света») (меч Нуаду) - меч легендарного короля Ирландии , представителя , который невозможно было отразить. Одно из 4 сокровищ племен богини Дану. Также отождествлялся с более поздним Экскалибуром.
  • Орна - меч Тетры, короля фоморов, который нашёл воитель Огма в битве при Маг Туиред. Разговаривал.

Скандинавские и германские мечи

  • Альдеринг (Adelring) - меч, фигурирующий в нескольких датских балладах. Его нашёл Дидерик (Diderik) в логове дракона. Также это имя меча Сиворда Снаренсвенда (Sivord Snarensvend), одолженного его братом (зятем) Хаагеном (Haagen), в «Sivord and Brynhild». Также это меч, который дала Свендалю (Svendal, Svedal, Svennendal) его мать, разговаривая с ним из могилы. Под именем Aaddellring фигурирует как оружие, о котором мечтал клеветник Раффеунгаард (Raffeuengaard), но обвиненная леди Гунер (Guner), жена герцога Хендрика, дала его Мемерингу, который сразился за неё. Обвинитель взял на поединок меч Судвинд (Sudwynd), но все равно проиграл. И, наконец, меч Гралвера, победителя драконов, в «Gralver kongesøn».

а в исландском манускрипте]]

  • Ангурва, Энгервадель (Angurva, Angurvadel, Angurvadil, Angurvddel) - меч Фритьофа (Фритиора). Украшен магическими рунами, которые ярко разгорались в дни войны и тухли в мирное время. («Сага о Фритьофе Смелом»,).
  • Атвейг - пел от счастья, когда его вынимали из ножен (вариант: пел перед битвой во имя Христа), но с него стекали капли крови от горя, если бой шёл вдалеке.

Мечи рыцарских романов и песен

Имена мечей из французской рыцарской литературы в большинстве случаев следует склонять и переводить на русский язык, используя женский род.

  • Адолейк (Adolake, Hatholake) - меч сэра Торрента Портенгейльского (Torrent of Portyngale), выкован Вейландом.
  • Аронди (Arondie, Arondight, Arondight) - меч а. Получил его в возрасте 18 лет во время посвящения в рыцари . Упоминается также другой его меч - Chastiefol , а против саксов он сражался мечом по имени Seure . В итальянском эпосе он владел мечом Кьяренца (Chiarenza, «Ясность»).
  • Балсвенден (Balswenden, Palswendin) - меч Таргиса Туртозского (Targis von Tortôse), одного из сарацинских графов Марселя, врага Роланда
  • Батисм (Batism) - меч сарацинского рыцаря Фьерабраса (, Ferumbras). Два других его меча, выкованные тем же кузнецом по имени Ansias - Florence и Graban .
  • Биттерфер (Bitterfer) - меч, который дала Горну принцесса Римнельд. Выкован Вейландом. (Английская баллада «Король Горн»). Его другой меч - Блауайн (Blauain), захвачен им у ирландского короля Малакина (Malakin).
  • Васке (Waskë) - меч Зинтрама (Sintram), персонажа Фридриха де ла Мотт Фукэ.
  • Галатин (Galatine, Galatyn, Galantyne) - меч сэра а.
  • Альтеклер, Отклер (Hauteclaire, «Высокосветлый») - меч Оливье, выкован Геласом. Согласно поэме «Жирар Вианский», до Оливье этот меч принадлежал римскому императору Клозамонту, который потерял его в лесу. После того как меч был найден, его отдали папе римскому, но затем им завладел , отец Карла Великого, который подарил его одному своему вассалу; последний продал его еврею Иоахиму, ровеснику Понтия Пилата (). Во время поединка с Роландом у Оливье ломается меч. Роланд разрешает ему дослать в Виану за другим. Тогда Иоахим присылает ему Альтеклер, и поединок заканчивается миром.
  • его второй меч - Глориоза (Glorieuse, «Славная») ;
  • Мармадуаз (Marmadoise) - меч Фроля Немецкого (Frolle d’Allemagne) в артуровском цикле, противопоставлялся Экскалибуру.
  • Морглэ, Моргли (Morglay, Mor-glaif) - меч Бевиса Хэмптонского ().
  • Рос (Rose, Rosse, Rossë; Rôse) - меч, первоначально принадлежавший Орниту Ломбардскому (Ortnit of Lombardy), но найденный Вольфдитрихом (Wolfdietrich).
  • Сантакрукс (Santacrux) - меч Тибо де Совиньи (Thibault de Sauvigny), («Le Chevalier au bouclier vert»).
  • Фламберж, Фламберг, Фруберта, Флоберж, Фламборж (Flamberge, Floberge, Flamborge) - меч Рено де Монтабана (Renaud de Montauban), одолженный ему кузеном Можисом (Maugis), выкован ом. Также упоминался как принадлежавший Карлу Великому, сделан Галасом.
  • Эгекинг (Egeking, Erkyin) - меч, который взял Грим (Grime), чтобы сразиться с рыцарем Грейстилом (Greysteel), победившим его друга Эгера (Eger) и жестоко отрубившим последнему мизинец в знак победы.

Азиатские мечи

и морской дракон]]

  • Аль-самсама (‏الﺼامﺼىما, Al-samsama) - меч ского поэта-воина Амр бен Мадикариба аль-Зубайди (Amr b. Ma"dīkarib al-Zubaidī; Amr bin Maadi Karib), по прозвищу Abu Thaur («отец быка»).
  • Гань Цзян (Gàn Jiàng, 干将) и Мо Се (Mò Xié, 莫耶) - легендарные мечи, выкованные из метеоритного железа китайским кузнецом Гань Цзяном, и названные в честь него и его жены, которая бросилась в пламя, чтобы огонь достиг той температуры, при которой только и можно закалить такой меч (туда добавился жар её сердца - любви к мужу).
  • Дхами (Dhami, «острый») - меч Антара, чёрного арабского воина-поэта.
  • Зуль-хайят (‏,ذو الحيات Zool hyyat, Ḏū l-hayat) - меч врага Антара Залим ибн-Харита (Zalim ibn-Harith), а затем Харит аль-Залима (Harith al-Zalim).
  • Зу-ль-фака́р (ذو الفقار, Зульфакар, Зульфикар, Джуль Факар, «Бороздчатый», досл. «Имеющий позвонки») (Zulfiqar) - меч-зульфикар а, прежде - его тестя пророка а. Он же упоминается как скимитар Dhu" l Fakdr (Dhu al-faqar, «Решительный») . Не сохранился. Всего у Мухаммада было 9 мечей, прочие:
    • ""Al-"Adb (аль-Адб),
    • Al Battar (аль-Баттар «Задира, Вояка») ,
    • Al-Ma’thur (аль-Маатур),
    • Al-Mikhdham (аль-Михзам),
    • Al-Rasub (аль-Расуб),
    • Al-Qadib (аль-Кадиб),
    • Halef (Hatf, Халеф, Хатф, «Смертная»),
    • Medham, Qal’i (Мезам, Кали)
  • Кусанаги, Кусанаги-но-цуруги, Цумугари-но-Тати (Kusanagi-no-tsurugi, 草薙の剣, Tsumugari no Tachi, 都牟刈の太刀, «Небесный меч») - священный меч, преподнесённый богине богом , принадлежит к (Япония). Добыт, согласно преданию, из хвоста восьмиголового дракона. Мог управлять ветрами. Перед этим из другого меча Сусаноо богиней Аматэрасу были созданы при творении мира три женщины.
  • Меч Гоуцзяня (кит. 越王勾踐劍, Sword of Goujian) - меч царя Гоуцзяня, (Китай, ), археологическая находка, насчитывающая ок. 2500 лет.
  • Небесная Воля Тхуан Тхиен (вьет. 順天, Thuận Thiên, Heaven"s Will) - мифический меч вьетнамского царя Ле Лоя (:vi:Lê Lợi), освободившего в XV в. свою страну от китайского владычества.
  • Ратна Мару (Ratna Maru) - меч .
  • Самсамха (Samsamha, Sansamha) - меч , халифа Багдадского.
  • Семизубый меч (Нанацусая-но-тати, Ситисито, Seven-Branched Sword, 七支刀) - одно из национальных сокровищ Японии, IV в. до н.э.
  • Хондзё Масамунэ (本庄正宗)- лучший клинок работы великого японского оружейника (1288-1328). Исчез в г., одно из самых ценных разыскиваемых произведений японского искусства.
  • Шамшир-е Зоморроднегар (شمشیر زمردنگا, «Украшенный Изумрудами») - меч Эмира Арсалана (Amir Arsalan), принадлежавший до этого (в персидском фольклоре).

Вымышленные мечи в современных произведениях

Похищающий Ситу, отсекает крылья Джатаю своим мечом Чандрахасом ]]

В зарубежном фэнтези

  • Rhindon

У Дженифер Роберсон (Легенды о Тигре и Дел):

  • Разящий - клинок Танцора Меча Тигра
  • Бореал - магический северный клинок (яватма) Дел
  • Самиэль - магический северный клинок (яватма), полученный Тигром в Стаал-Уста
  • Калландор - кристаллический меч, «Меч-Который-Не-Меч», меч, которого нельзя коснуться, один из артефактов Эпохи Легенд.
  • Меч истины - в одноимённом цикле
  • Меч Кринг - в рассказах «Пришествие Восьми» и «Притяжение Черва», принадлежал герою Хруну-Варвару

У Филиппа Пулмана

  • Чудесный нож - в рассказах «Чудесный нож» и «Янтарный телескоп», принадлежал герою Уиллу.
  • Лед - клинок Неда Старка из валирийской стали, впоследствии перекованный на два других меча.
  • Ласточка - меч, который был вручен Цири, когда её принудили сражаться на арене цирка;
  • Сигилль из Махакама - меч, который был подарен ведьмаку Геральту краснолюдом Золтаном Хивайем.

Меч во все времена был оружием знати. Рыцари относились к своим клинкам, как к боевым товарищам, и, потеряв свой меч в бою, воин покрывал себя несмываемым позором. Среди славных представителей этого вида холодного оружия есть и своя «знать» - знаменитые клинки, которые, согласно преданиям, обладают волшебными свойствами, например, обращать в бегство врагов и защищать своего хозяина. Представляем вам 10 самых известных смертоносных реликвий в истории.

1. Меч в камне

Многие помнят легенду о короле Артуре, повествующую о том, как он вонзил свой меч в камень, чтобы доказать своё право на трон. Несмотря на совершенную фантастичность этой истории, она, возможно, основана на реальных событиях, только произошедших гораздо позже предположительного времени правления легендарного короля бриттов.
В итальянской часовне Монте-Сьепи хранится глыба с крепко засевшим в ней клинком, который, по некоторым данным, принадлежал тосканскому рыцарю Гальяно Гвидотти, жившему в XII-м веке.Согласно легенде, Гвидотти отличался скверным нравом и вёл довольно распущенный образ жизни, поэтому однажды к нему явился архангел Михаил и призвал его встать на путь служения Господу, то есть податься в монахи. Рассмеявшись, рыцарь заявил, что уйти в монастырь ему будет так же трудно, как разрубить камень, и в подтверждение своих слов он с силой ударил клинком лежавший неподалёку валун. Архангел явил упрямцу чудо - лезвие легко вошло в камень, и поражённый Гальяно там его и оставил, после чего встал на путь исправления и позже был канонизирован, а слава о его мече, пронзившем камень, разнеслась по всей Европе.
Подвергнув глыбу и меч радиоуглеродному анализу, сотрудник Университета Павии Луиджи Гарласкелли обнаружил, что какая-то часть этой истории вполне может быть правдой: возраст камня и меча насчитывает около восьми веков, то есть совпадает со временем жизни сеньора Гвидотти.

2. Кусанаги-но цуруги

Этот мифический меч на протяжении нескольких веков является символом власти японских императоров. Кусанаги-но цуруги (в пер. с яп. - «меч, скашивающий траву») также известен как Амэ-номуракумо-но цуруги - «меч, собирающий облака рая».Японский эпос гласит, что меч был найден богом ветра Сусаноо в теле убитого им восьмиголового дракона. Сусаноо подарил клинок сестре, богине солнца Аматэрасу, позже он оказался у её внука Ниниги, а через некоторое время попал к полубогу Дзимму, который затем стал первым императором Страны восходящего солнца.Интересно, что власти Японии никогда не выставляли меч на всеобщее обозрение, а наоборот, стремились спрятать его подальше от любопытных глаз - даже во время коронаций меч выносили завёрнутым в полотно. Предположительно он хранится в синтоистском святилище Ацута, расположенном в городе Нагоя, однако никаких доказательств его существования нет.
Единственным правителем Японии, публично упомянувшим о мече, был император Хирохито (Hirohito): отказываясь от трона после поражения страны во Второй Мировой войне, он призвал служителей храма хранить меч, во что бы то ни стало.

3. Дюрандаль

На протяжении веков прихожане часовни Нот-Дам, расположенной в городе Рокамадур могли видеть застрявший в стене меч, который, по преданию, принадлежал самому Роланду - герою средневековых эпосов и легенд, существовавшему в действительности.Согласно легенде, он швырнул свой волшебный клинок, защищая часовню от неприятеля, и меч так и остался в стене. Привлечённые этими байками монахов, в Рокамадур потянулись многочисленные паломники, которые пересказывали историю о мече Роланда друг другу, и таким образом легенда распространилась по всей Европе.Однако, по мнению учёных, меч в часовне - вовсе не легендарный Дюрандаль, которым Роланд наводил ужас на своих врагов. Знаменитый рыцарь Карла Великого погиб 15 августа 778-го года в битве с басками в Ронсевальском ущелье, расположенном в сотнях километров от Рокамадура, а слухи о «Дюрандале», засевшем в стене, начали появляться только в середине XII-го века, практически одновременно с написанием «Песни о Роланде». Монахи просто связали имя Роланда с мечом, чтобы обеспечить себе стабильный поток прихожан. Но отвергая версию о Роланде как владельце клинка, специалисты не могут ничего предложить взамен - кому он принадлежал, вероятно, так и останется тайной.Кстати, сейчас меча в часовне нет - в 2011-м году его извлекли из стены и отправили в парижский музей Средневековья. Интересно также, что в французском языке слово «Durandal» женского рода, так что Роланд, вероятно, питал к своему мечу не дружескую привязанность, а настоящую страсть и вряд ли мог швырнуть свою возлюбленную об стену.

4. Кровожадные клинки Мурамасы

Мурамаса - знаменитый японский мечник и кузнец, живший в XVI-м веке. Согласно легенде, Мурамаса молил богов, чтобы те наделили его клинки кровожадностью и разрушительной силой. Мастер делал очень хорошие мечи, и боги уважили его просьбу, поместив в каждый клинок демонический дух истребления всего живого.Считается, что если меч Мурамасы долго пылится без дела, он может спровоцировать владельца на убийство или суицид, чтобы таким образом «напиться» крови. Существует бесчисленное множество историй об обладателях мечей Мурамасы, которые сошли с ума или зарезали множество людей. После серии несчастных случаев и убийств, произошедших в семье знаменитого сёгуна Токугавы Иэясу, которые народная молва связала с проклятием Мурамасы, правительство объявило клинки мастера вне закона, и большая их часть была уничтожена.
Справедливости ради надо сказать, что школа Мурамаса - это целая династия оружейников, просуществовавшая около века, поэтому история с «демоническим духом кровожадности», засевшим в мечах, - не более, чем легенда.

5. Хондзё Масамунэ

В отличие от кровожадных мечей Мурамасы, клинки, изготовленные мастером Масамунэ, согласно легендам, наделяли воинов спокойствием и мудростью. По преданию, чтобы выяснить, чьи клинки лучше и острее, Мурамаса и Масамунэ опустили свои мечи в реку с лотосами. Цветы раскрыли сущность каждого из мастеров: лезвие меча Масамунэ не нанесло им ни единой царапины, потому что его клинки не могут причинить зло невинному, а изделие Мурамасы, напротив, будто само стремилось разрубить цветы на мелкие кусочки, оправдывая свою репутацию.Конечно, это чистейшей воды вымысел - Масамунэ жил почти на два века раньше оружейников школы Мурамаса. Тем не менее, мечи Масамунэ действительно уникальны: секрет их прочности не могут раскрыть до сих пор, даже применяя новейшие технологии и методы исследования.
Все уцелевшие клинки работы мастера являются национальным достоянием Страны Восходящего Солнца и тщательно охраняются, однако лучший из них, Хондзё Масамунэ, был передан американскому военнослужащему Колди Баймору (Colde Bimor) после капитуляции Японии во Второй Мировой войне, и в настоящее время его местонахождение неизвестно. Правительство страны пытается разыскать уникальный клинок, но пока, увы, тщетно.

6. Жуайёз

Клинок Жуайёз (в пер. с фр. «joyeuse» - «радостная»), по легенде, принадлежал основателю Священной римской империи Карлу Великому, и долгие годы служил ему верой и правдой. По преданию, он мог до 30-ти раз в день менять цвет лезвия и яркостью своей затмевал Солнце. В настоящее время существует два клинка, которыми мог владеть знаменитый монарх.
Один из них, долгие годы использовавшийся в качестве коронационного меча французских королей, хранится в Лувре, и вот уже сотни лет не утихают споры относительно того, действительно ли рука Карла Великого сжимала его рукоять. Радиоуглеродный анализ доказывает, что это не может быть правдой: сохранившаяся старая часть выставленного в Лувре меча (за прошедшие сотни лет его не раз переделывали и реставрировали) создана между X-м и XI-м веками, уже после смерти Карла Великого (император скончался в 814-м году). Некоторые полагают, что меч был изготовлен после разрушения настоящего Жуайёза и является его точной копией, либо в нём присутствует часть «Радостной».Вторым претендентом на принадлежность легендарному королю считается так называемая сабля Карла Великого, находящаяся сейчас в одном из музеев Вены. Относительно времени её изготовления мнения специалистов расходятся, но многие признают, что она всё-таки могла принадлежать Карлу: вероятно, он захватил оружие в качестве трофея во время одного из своих походов в Восточную Европу. Конечно, это не знаменитый Жуайёз, но, тем не менее, сабля не имеет цены как исторический артефакт.

7. Меч Святого Петра

Существует легенда, что клинок, являющийся частью экспозиции музея польского города Познань - не что иное, как меч, которым апостол Пётр отрубил ухо рабу первосвященника во время ареста Иисуса Христа в Гефсиманском саду. Этот меч в 968-м году привёз в Польшу епископ Иордан, который всех уверял, что клинок принадлежал Петру. Приверженцы этого мифа полагают, что меч выкован в начале I-го века где-то на восточных окраинах Римской империи
Большинство исследователей, однако, уверены, что оружие изготовлено гораздо позднее описываемых в Библии событий, это подтверждает анализ металла, из которого выплавлен меч и лезвие типа «фальшион» - во времена апостолов таких мечей просто не делали, они появились лишь в XI-м веке.

8. Меч Уоллеса

Согласно преданию, сэр Уильям Уоллес, военачальник и предводитель шотландцев в борьбе за независимость от Англии, после победы в битве на Стерлингском мосту обтянул рукоять своего меча кожей казначея Хью де Крэссингема, занимавшегося сбором налогов для англичан. Надо думать, несчастному казначею пришлось перед смертью пережить немало ужасных минут, потому что кроме рукояти Уоллес сделал из того же материала ножны и портупею.
По другой версии легенды, Уоллес изготовил из кожи только портупею, но сказать что-либо наверняка сейчас невероятно сложно, потому что по требованию короля Якова IV Шотландского меч подвергся переделке - старая изношенная отделка меча была заменена на более подобающую этому великому артефакту.

9. Меч Гоуцзяня

В 1965-м году в одной из древних китайских гробниц археологи нашли меч, на котором, несмотря на сырость, окружавшую его долгие годы, не было ни единого пятнышка ржавчины - оружие было в прекрасном состоянии, один из учёных даже порезал палец, когда проверял остроту лезвия. Тщательно изучив находку, специалисты с удивлением констатировали, что ей не менее 2,5 тысяч лет.Согласно наиболее распространённой версии, меч принадлежал Гоуцзяню - одному из ванов (правителей) царства Юэ в период Вёсен и Осеней. Исследователи полагают, что именно этот клинок упоминался в утерянном труде по истории царства. По одной из легенд, Гоуцзянь считал этот меч единственным стоящим оружием в своей коллекции, а в другом предании говорится, что меч настолько прекрасен, что мог быть создан только совместными усилиями Земли и Небес.

10. Семизубый меч

Этот необычайно красивый клинок был обнаружен в 1945-м году в синтоистском святилище Исоноками-дзингу (японский город Тэнри). Меч разительно отличается от привычного для нас холодного оружия из Страны Восходящего Солнца, прежде всего, сложной формой лезвия - на нём есть шесть причудливых ответвлений, а седьмым, очевидно, считался кончик клинка - поэтому найденное оружие получило имя Нанацусая-но-тати (в пер. с яп. - «Семизубый меч»).
Меч хранился в ужасных условиях (что очень нехарактерно для японцев), так что его состояние оставляет желать лучшего. На лезвии имеется надпись, согласно которой правитель Кореи подарил это оружие одному из китайских императоров.

Меч во все времена был оружием знати. Рыцари относились к своим клинкам, как к боевым товарищам, и, потеряв свой меч в бою, воин покрывал себя несмываемым позором. Среди славных представителей этого вида холодного оружия есть и своя «знать» - знаменитые клинки, которые, согласно преданиям, обладают волшебными свойствами, например, обращать в бегство врагов и защищать своего хозяина. В таких россказнях есть доля истины - артефактный меч одним своим видом мог воодушевить соратников его владельца. Представляем вам 12 самых известных смертоносных реликвий в истории.

1. Меч в камне

Многие помнят легенду о короле Артуре, повествующую о том, как он вонзил свой меч в камень, чтобы доказать своё право на трон. Несмотря на совершенную фантастичность этой истории, она, возможно, основана на реальных событиях, только произошедших гораздо позже предположительного времени правления легендарного короля бриттов.

В итальянской часовне Монте-Сьепи хранится глыба с крепко засевшим в ней клинком, который, по некоторым данным, принадлежал тосканскому рыцарю Гальяно Гвидотти, жившему в XII-м веке.

Согласно легенде, Гвидотти отличался скверным нравом и вёл довольно распущенный образ жизни, поэтому однажды к нему явился архангел Михаил и призвал его встать на путь служения Господу, то есть податься в монахи. Рассмеявшись, рыцарь заявил, что уйти в монастырь ему будет так же трудно, как разрубить камень, и в подтверждение своих слов он с силой ударил клинком лежавший неподалёку валун. Архангел явил упрямцу чудо - лезвие легко вошло в камень, и поражённый Гальяно там его и оставил, после чего встал на путь исправления и позже был канонизирован, а слава о его мече, пронзившем камень, разнеслась по всей Европе.

Подвергнув глыбу и меч радиоуглеродному анализу, сотрудник Университета Павии Луиджи Гарласкелли обнаружил, что какая-то часть этой истории вполне может быть правдой: возраст камня и меча насчитывает около восьми веков, то есть совпадает со временем жизни сеньора Гвидотти.

2. Кусанаги-но цуруги

Этот мифический меч на протяжении нескольких веков является символом власти японских императоров. Кусанаги-но цуруги (в пер. с яп. - «меч, скашивающий траву») также известен как Амэ-номуракумо-но цуруги - «меч, собирающий облака рая».

Японский эпос гласит, что меч был найден богом ветра Сусаноо в теле убитого им восьмиголового дракона. Сусаноо подарил клинок сестре, богине солнца Аматэрасу, позже он оказался у её внука Ниниги, а через некоторое время попал к полубогу Дзимму, который затем стал первым императором Страны восходящего солнца.

Интересно, что власти Японии никогда не выставляли меч на всеобщее обозрение, а наоборот, стремились спрятать его подальше от любопытных глаз - даже во время коронаций меч выносили завёрнутым в полотно. Предположительно он хранится в синтоистском святилище Ацута, расположенном в городе Нагоя, однако никаких доказательств его существования нет.

Единственным правителем Японии, публично упомянувшим о мече, был император Хирохито (Hirohito): отказываясь от трона после поражения страны во Второй Мировой войне, он призвал служителей храма хранить меч, во что бы то ни стало.

3. Дюрандаль

На протяжении веков прихожане часовни Нот-Дам, расположенной в городе Рокамадур могли видеть застрявший в стене меч, который, по преданию, принадлежал самому Роланду - герою средневековых эпосов и легенд, существовавшему в действительности.

Согласно легенде, он швырнул свой волшебный клинок, защищая часовню от неприятеля, и меч так и остался в стене. Привлечённые этими байками монахов, в Рокамадур потянулись многочисленные паломники, которые пересказывали историю о мече Роланда друг другу, и таким образом легенда распространилась по всей Европе.

Однако, по мнению учёных, меч в часовне находится вовсе не легендарный Дюрандаль, которым Роланд наводил ужас на своих врагов. Знаменитый рыцарь Карла Великого погиб 15 августа 778-го года в битве с басками в Ронсевальском ущелье, расположенном в сотнях километров от Рокамадура, а слухи о «Дюрандале», засевшем в стене, начали появляться только в середине XII-го века, практически одновременно с написанием «Песни о Роланде». Монахи просто связали имя Роланда с мечом, чтобы обеспечить себе стабильный поток прихожан. Но отвергая версию о Роланде как владельце клинка, специалисты не могут ничего предложить взамен - кому он принадлежал, вероятно, так и останется тайной.

Кстати, сейчас меча в часовне нет - в 2011-м году его извлекли из стены и отправили в парижский музей Средневековья. Интересно также, что в французском языке слово «Durandal» женского рода, так что Роланд, вероятно, питал к своему мечу не дружескую привязанность, а настоящую страсть и вряд ли мог швырнуть свою возлюбленную об стену.

4. Кровожадные клинки Мурамасы

Мурамаса - знаменитый японский мечник и кузнец, живший в XVI-м веке. Согласно легенде, Мурамаса молил богов, чтобы те наделили его клинки кровожадностью и разрушительной силой. Мастер делал очень хорошие мечи, и боги уважили его просьбу, поместив в каждый клинок демонический дух истребления всего живого.

Считается, что если меч Мурамасы долго пылится без дела, он может спровоцировать владельца на убийство или суицид, чтобы таким образом «напиться» крови. Существует бесчисленное множество историй об обладателях мечей Мурамасы, которые сошли с ума или зарезали множество людей. После серии несчастных случаев и убийств, произошедших в семье знаменитого сёгуна Токугавы Иэясу, которые народная молва связала с проклятием Мурамасы, правительство объявило клинки мастера вне закона, и большая их часть была уничтожена.

Справедливости ради надо сказать, что школа Мурамаса - это целая династия оружейников, просуществовавшая около века, поэтому история с «демоническим духом кровожадности», засевшим в мечах, не более, чем легенда. Проклятием клинков, изготовленных мастерами школы, стало, как ни парадоксально это звучит, их исключительное качество. Многие опытные воины предпочитали их другим мечам и, видимо, благодаря своему искусству и остроте клинков Мурамасы, чаще других одерживали победы.

5. Хондзё Масамунэ

В отличие от кровожадных мечей Мурамасы, клинки, изготовленные мастером Масамунэ, согласно легендам, наделяли воинов спокойствием и мудростью. По преданию, чтобы выяснить, чьи клинки лучше и острее, Мурамаса и Масамунэ опустили свои мечи в реку с лотосами. Цветы раскрыли сущность каждого из мастеров: лезвие меча Масамунэ не нанесло им ни единой царапины, потому что его клинки не могут причинить зло невинному, а изделие Мурамасы, напротив, будто само стремилось разрубить цветы на мелкие кусочки, оправдывая свою репутацию.

Конечно, это чистейшей воды вымысел - Масамунэ жил почти на два века раньше оружейников школы Мурамаса. Тем не менее, мечи Масамунэ действительно уникальны: секрет их прочности не могут раскрыть до сих пор, даже применяя новейшие технологии и методы исследования.

Все уцелевшие клинки работы мастера являются национальным достоянием Страны Восходящего Солнца и тщательно охраняются, однако лучший из них, Хондзё Масамунэ, был передан американскому военнослужащему Колди Баймору (Colde Bimor) после капитуляции Японии во Второй Мировой войне, и в настоящее время его местонахождение неизвестно. Правительство страны пытается разыскать уникальный клинок, но пока, увы, тщетно.

6. Жуайёз

Клинок Жуайёз (в пер. с фр. «joyeuse» - «радостная»), по легенде, принадлежал основателю Священной римской империи Карлу Великому, и долгие годы служил ему верой и правдой. По преданию, он мог до 30-ти раз в день менять цвет лезвия и яркостью своей затмевал Солнце. В настоящее время существует два клинка, которыми мог владеть знаменитый монарх.

Один из них, долгие годы использовавшийся в качестве коронационного меча французских королей, хранится в Лувре, и вот уже сотни лет не утихают споры относительно того, действительно ли рука Карла Великого сжимала его рукоять. Радиоуглеродный анализ доказывает, что это не может быть правдой: сохранившаяся старая часть выставленного в Лувре меча (за прошедшие сотни лет его не раз переделывали и реставрировали) создана между X-м и XI-м веками, уже после смерти Карла Великого (император скончался в 814-м году). Некоторые полагают, что меч был изготовлен после разрушения настоящего Жуайёза и является его точной копией, либо в нём присутствует часть «Радостной».

Вторым претендентом на принадлежность легендарному королю считается так называемая сабля Карла Великого, находящаяся сейчас в одном из музеев Вены. Относительно времени её изготовления мнения специалистов расходятся, но многие признают, что она всё-таки могла принадлежать Карлу: вероятно, он захватил оружие в качестве трофея во время одного из своих походов в Восточную Европу. Конечно, это не знаменитый Жуайёз, но, тем не менее, сабля не имеет цены как исторический артефакт.

7. Меч Святого Петра

Существует легенда, что клинок, являющийся частью экспозиции музея польского города Познань - не что иное, как меч, которым апостол Пётр отрубил ухо рабу первосвященника во время ареста Иисуса Христа в Гефсиманском саду. Этот меч в 968-м году привёз в Польшу епископ Иордан, который всех уверял, что клинок принадлежал Петру. Приверженцы этого мифа полагают, что меч выкован в начале I-го века где-то на восточных окраинах Римской империи

Большинство исследователей, однако, уверены, что оружие изготовлено гораздо позднее описываемых в Библии событий, это подтверждает анализ металла, из которого выплавлен меч и лезвие типа «фальшион» - во времена апостолов таких мечей просто не делали, они появились лишь в XI-м веке.

8. Меч Уоллеса

Согласно преданию, сэр Уильям Уоллес, военачальник и предводитель шотландцев в борьбе за независимость от Англии, после победы в битве при Стерлингском мосту обтянул рукоять своего меча кожей казначея Хью де Крэссингема, занимавшегося сбором налогов для англичан. Надо думать, несчастному казначею пришлось перед смертью пережить немало ужасных минут, потому что кроме рукояти Уоллес сделал из того же материала ножны и портупею.

По другой версии легенды, Уоллес изготовил из кожи только портупею, но сказать что-либо наверняка сейчас невероятно сложно, потому что по требованию короля Якова IV Шотландского меч подвергся переделке - старая изношенная отделка меча была заменена на более подобающую этому великому артефакту.

Вероятно, сэр Уильям действительно мог украсить своё оружие кожей казначея: как патриот своей страны, он ненавидел предателей, сотрудничающих с оккупантами. Однако есть и другое мнение - многие считают, что история придумана англичанами, чтобы создать борцу за независимость Шотландии имидж кровожадного монстра. Истины мы, скорее всего, так и не узнаем.

9. Меч Гоуцзяня

В 1965-м году в одной из древних китайских гробниц археологи нашли меч, на котором, несмотря на сырость, окружавшую его долгие годы, не было ни единого пятнышка ржавчины - оружие было в прекрасном состоянии, один из учёных даже порезал палец, когда проверял остроту лезвия. Тщательно изучив находку, специалисты с удивлением констатировали, что ей не менее 2,5 тысяч лет.

Согласно наиболее распространённой версии, меч принадлежал Гоуцзяню - одному из ванов (правителей) царства Юэ в период Вёсен и Осеней. Исследователи полагают, что именно этот клинок упоминался в утерянном труде по истории царства. По одной из легенд, Гоуцзянь считал этот меч единственным стоящим оружием в своей коллекции, а в другом предании говорится, что меч настолько прекрасен, что мог быть создан только совместными усилиями Земли и Небес.

Меч отлично сохранился исключительно благодаря искусству древних китайских оружейников: лезвие изготовлено с применением изобретённого ими нержавеющего сплава, а ножны этого оружия столь плотно прилегали к клинку, что доступ воздуха к нему был практически перекрыт.

10. Семизубый меч

Этот необычайно красивый клинок был обнаружен в 1945-м году в синтоистском святилище Исоноками-дзингу (японский город Тэнри). Меч разительно отличается от привычного для нас холодного оружия из Сраны Восходящего Солнца, прежде всего, сложной формой лезвия - на нём есть шесть причудливых ответвлений, а седьмым, очевидно, считался кончик клинка - поэтому найденное оружие получило имя Нанацусая-но-тати (в пер. с яп. - «Семизубый меч»).

Меч хранился в ужасных условиях (что очень нехарактерно для японцев), так что его состояние оставляет желать лучшего. На лезвии имеется надпись, согласно которой правитель Кореи подарил это оружие одному из китайских императоров.

Описание точно такого же клинка встречается в Нихон сёки, древнейшем труде по истории Японии: согласно легенде, семизубый меч был преподнесён в дар полумифической императрице Дзингу.

Тщательно изучив меч, специалисты пришли к выводу, что, скорее всего, это тот самый легендарный артефакт, поскольку предположительное время его создания совпадает с событиями, описываемыми в Нихон сёки, кроме того там упоминается и о святилище Исоноками-дзингу, так что реликвия просто лежала там больше 1,5 тысяч лет, пока её не нашли.

11. Тисона

Оружие, принадлежавшее легендарному испанскому герою Родриго Диасу де Вивару, более известному как Эль Сид Кампеадор, в наши дни находится в соборе города Бургоса и считается национальным достоянием Испании.

После смерти Сида оружие попало к предкам испанского короля Фердинанда II Арагонского, а унаследовавший его король подарил реликвию маркизу де Фальсесу. Потомки маркиза сотни лет бережно хранили артефакт, а в 1944-м году с их разрешения меч стал частью экспозиции Королевского военного музея в Мадриде. В 2007-м году владелец меча продал его властям региона Кастилия и Леон за $2 млн, а те передали его в собор, где похоронен Эль Сид.

Сотрудников Министерства культуры обидела продажа меча, и они стали распространять информацию о том, что это более поздняя подделка, не имеющая отношения к де Вивару. Однако тщательный анализ подтвердил, что хотя изношенный «родной» эфес оружия в XVI-м веке заменили на другой, его лезвие изготовлено в XI-м веке, то есть меч наверняка принадлежал герою.

12. Ульфберт

В наше время о таких мечах практически забыли, но в Средние века при слове «ульфберт» враги викингов испытывали неподдельный ужас. Честь обладать подобным оружием принадлежала исключительно элите скандинавских вооружённых сил, потому что ульфберты были намного прочнее других мечей того времени. Большая часть средневекового холодного оружия отливалась из хрупкой низкоуглеродистой стали с примесью шлаков, а викинги для своих мечей закупали в Иране и Афганистане тигельную сталь, которая намного прочнее.

Сейчас неизвестно, кем был этот Ульфберт, и он ли первым догадался создавать такие мечи, но именно его клеймо стояло на всех мечах, изготовленных в Европе из иранского и афганского металла. Ульфберты - пожалуй, самое совершенное холодное оружие раннего Средневековья, намного опередившее своё время. Сравнимые по прочности клинки стали массово производить в Европе только во второй половине XVIII-го века с началом глобальной промышленной революции.

5 самых грозных двуручных мечей Средневековья October 9th, 2016

После того, как мы обсудили давайте узнаем что нибудь более близкое к реальности.

Вокруг двуручных мечей эпохи Средневековья, благодаря стараниям массовой культуры, всегда вьются самые невероятные слухи. Посмотрите любую арт-картинку рыцаря или голливудский фильм про те времена. У всех главных героев огромный меч, доходящий им чуть ли не до груди. Одни наделяют оружие пудовым весом, другие — невероятными габаритами и возможностью разрубить рыцаря напополам, а третьи и вовсе утверждают, что мечи таких размеров не могли существовать в качестве боевого оружия.

Клеймор

Клеймор (claymore, клэймор, клеймора, от галльского claidheamh-mòr — «большой меч») — двуручный меч, получивший большое распространение среди шотландских горцев начиная с конца XIV века. Будучи основным оружием пехотинцев, клеймор активно использовался в стычках между племенами или пограничных сражениях с англичанами.

Клеймор — самый малогабаритный среди всех своих собратьев. Это, впрочем, не означает, что оружие небольшое: средняя длина клинка составляет 105−110 см, а вместе с рукоятью меч доходил до 150 см. Его отличительной особенностью был характерный изгиб дужек крестовины — вниз, в сторону кончика клинка. Такая конструкция позволяла эффективно захватывать и буквально выдергивать из рук противника любое длинное оружие. К тому же, украшение рогов дужки — пробив в форме стилизованного четырехлистного клевера — стал отличительным знаком, по которому каждый легко узнавал оружие.

По соотношению размера и эффективности клеймор был, пожалуй, самым лучшим вариантом среди всех двуручных мечей. Он не был специализирован, а потому довольно эффективно использовался в любой боевой ситуации.

Цвайхандер

Цвайхандер (нем. Zweihänder или Bidenhänder/Bihänder, «двуручный меч») — оружие особого подразделения ландскнехтов, состоящих на двойном жаловании (доппельсолднеров). Если клеймор — самый скромный меч, то цвайхандер и в самом деле отличался внушительными размерами и в редких случаях доходил до двух метров в длину, включая рукоять. Помимо этого, он был примечателен двойной гардой, где специальные «кабаньи клыки» отделяли незаточенную часть клинка (рикассо) от заточенной.

Такой меч был оружием весьма узкого применения. Техника ведения боя была довольно опасной: владелец цвайхандера выступал в первых рядах, отталкивая как рычагом (а то и вовсе перерубая) древка вражеских пик и копий. Для владения этим монстром требовались не только недюжинная сила и отвага, но и значительное мастерство фехтовальщика, так что двойное жалование наемники получали не за красивые глаза. Техника боя двуручными мечами мало похожа на привычное клинковое фехтование: такой меч куда проще сравнить с бердышом. Разумеется, ножен у цвайхандера не было — его носили на плече как весло или копье.

Фламберг

Фламберг («пламенеющий меч») — это естественная эволюция обычного прямого меча. Искривление клинка позволяло увеличить поражающую способность оружия, однако в случае с большими мечами лезвие выходило чересчур массивным, хрупким и все еще не могло пробить качественный доспех. Кроме того, западно-европейская школа фехтования предполагает использовать меч в основном как колющее оружие, а стало быть, искривленные клинки для нее не годились.

К XIV-XVI векам достижения металлургии привели к тому, что рубящий меч и вовсе стал практически бесполезен на поле боя — он попросту не мог пробить броню из закаленной стали с одного-двух ударов, что играло критическую роль в массовых сражениях. Оружейники начали активно искать выход из сложившейся ситуации, пока наконец не пришли к концепции волнового клинка, имеющего ряд последовательных противофазных изгибов. Такие мечи были сложны в изготовлении и отличались дороговизной, однако эффективность меча была неоспорима. За счет существенного уменьшения площади поражающей поверхности, при контакте с мишенью разрушительный эффект многократно усиливался. Кроме того, клинок действовал по принципу пилы, рассекая пораженную поверхность.

Раны, нанесенные фламбергом, очень долго не заживали. Некоторые полководцы приговаривали пленных мечников к смерти исключительно за ношение подобного оружия. Католическая церковь тоже проклинала такие мечи и клеймила их как негуманное оружие.

Эспадон

Эспадон (фр. espadon от исп. espada - меч) является классическим типом двуручного меча с четырехгранным поперечным сечением клинка. Его длина достигала 1,8 метра, а гарда состояла из двух массивных дужек. Центр тяжести у оружия часто смещался к острию - это увеличивало пробивную способность меча.

В бою такое оружие использовали уникальные воины, обычно не имевшие другой специализации. Их задача заключалась в том, чтобы, размахивая огромными клинками, развалить вражеский боевой строй, опрокинуть первые ряды противника и проложить дорогу остальному войску. Иногда эти мечи использовались в сражении с конницей - из-за размеров и массы клинка оружие позволяло весьма эффективно рубить ноги коням и рассекать доспехи тяжелой пехоты.

Чаще всего вес боевого оружия колебался от 3 до 5 кг, а более тяжелые экземпляры были наградными или церемониальными. Иногда утяжеленные реплики боевых клинков использовали в тренировочных целях.

Эсток

Эсток (фр. estoc) - это двуручное колющее оружие, предназначенное для пробивания рыцарских лат. Длинный (до 1,3 метра) четырехгранный клинок обычно обладал ребром жесткости. Если предыдущие мечи употреблялись как средство контрмер против кавалерии, то эсток напротив был оружием всадника. Всадники носили его с правой стороны от седла, чтобы в случае потери пики иметь дополнительное средство самозащиты. В конном бою меч удерживался одной рукой, и удар наносился за счет скорости и массы коня. В пешей стычке воин брал его в две руки, компенсируя недостаток массы собственной силой. Некоторые образцы XVI века имеют сложную гарду, как у шпаги, однако чаще всего необходимости в ней не было.

А давайте теперь посмотрим на самый большой боевой Двуручный меч.

Предположительно этот меч принадлежал повстанцу и пирату Пьер Герлофс Дониа известному как "Большой Пьер", который, согласно легендам мог срубить им сразу несколько голов, также он гнуть монеты, используя свой ​​большой палец, указательный и средний палец.

Согласно легенде, этот меч был доведен до Фрисландии немецкими Ландскнехтами использовался как знамя (не был боевым) захваченный Пьером этот меч стал использоваться как боевой

Пьер Герлофс Дониа (Pier Gerlofs Donia, з.-фриз. Grutte Pier, приблизительно 1480, Кимсверд - 18 октября 1520, Снек) - фризский пират и борец за независимость. Потомок прославленного фризского вождя Харинга Харинксмы (Haring Harinxma, 1323–1404).
Сын Герлофа Пьерса Дониа (Pier Gerlofs Donia) и фризской дворянки Фокель Сибрантс Бонья (Fokel Sybrants Bonga). Был женат на Ринтце Сиртсема (Rintsje или Rintze Syrtsema), имел от неё сына Герлофа и дочь Воббель (Wobbel, 1510 г.р.).

29 января 1515 года его двор был разрушен и сожжен солдатами из Черной банды, ландскнехтами саксонского герцога Георга Бородатого, а Ринтце изнасиловали и убили. Ненависть к убийцам своей жены побудила Пьера принять участие в Гельдернской войне против могущественных Габсбургов, на стороне гельдернского герцога Карла II (1492-1538) из династии Эгмонтов. Он заключил договор с герцогством Гельдерн и сделался пиратом.

Корабли его флотилии «Arumer Zwarte Hoop» господствовали на Зёйдерзее, нанося огромный урон голландскому и бургундскому судоходству. После захвата 28 голландских кораблей, Пьер Герлофс Дониа (Grutte Pier) торжественно объявил себя «королём Фризии» и взял курс на освобождение и объединение родной страны. Однако, после того, как он заметил, что герцог Гельдерна не намерен поддерживать его в войне за независимость, Пьер расторг союзный договор и в 1519 году подал в отставку. 18 октября 1520 г. он скончался в Гроотзанде - предместье фризского города Снеека. Похоронен с северной стороны Большой церкви Снеека (постр. в XV в.)

Тут надо сделать замечание что вес 6,6 аномальный для боевого двуручного меча. Значительная их количество своим весом варьирует в районе 3-4 кг.

источники


В прошлые времена мечи у рыцарей считались не просто оружием, а настоящими боевыми товарищами. Самые известные клинки получали имена. Воины считали, что их мечи обладали волшебными защитными свойствами, а потерять клинок в бою – это значит быть опозоренным. В этом обзоре представлены самые известные мечи, которые стали настоящими артефактами.

1. Меч в камне



Пожалуй, каждый хоть раз слышал о легендарном мече Экскалибуре , вонзенным в камень королем Артуром . Этот эпизод имеет под собой реальную основу. В городе Монте-Сьепи (Италия) под стеклом находится тяжелая каменная глыба с торчащим из нее мечом. Считается, что клинок принадлежал тосканскому рыцарю Гальяно Гвидотти.

По легенде, Гвидотти вел весьма распущенный образ жизни, и однажды к нему явился архангел Михаил с призывом встать на путь искупления грехов. На это Гвидотти с усмешкой отметил, что отправиться в монастырь для него станет возможным только в том случае, если меч сможет разрубить камень. Он тут же ударил клинком о камень, а архангел сделал так, чтобы лезвие глубоко вошло внутрь. Пораженный Гальяно Гвидотти отправился в монастырь.

После того, как меч подвергли радиоуглеродному анализу, выяснилось следующее: возраст камня и меча составляет около восьми столетий. В тот же период жил и рыцарь Гвидотти.

2. Жуаёз - меч Карла Великого



Клинок основателя Священной римской империи Карла Великого носил название Жуаёз , что в переводе с французского означало «Радостный». После смерти правителя меч использовался для коронаций французских королей. На сегодняшний день ведутся споры относительно клинка, который хранится в Лувре. Многие называют его Жуаёз, но радиоуглеродный анализ подтвердил, что самая старая часть меча (он неоднократно реставрировался) датируется X-XI веками, в то время как Карл Великий умер в 814 году. Есть мнения, что нынешний меч был выкован с использованием остатков Жуаеза Карла Великого.

3. Меч Уильяма Уоллеса





Сэр Уильям Уоллес вошел в историю как борец за независимость Шотландии. По преданию, он обтянул рукоять своего меча кожей английского казначея Хью де Крэссингема. Из того же «материала» шотландец сделал ножны и портупею. После смерти Уолесса его меч стал настоящей реликвией. По прошествии времени ножны и эфес были перетянуты другими материалами. Сам меч имеет длину 168 см и весит 2,7 кг. Он хранится в национальном Памятнике в Стирлинге (Шотландия).

4. Семизубый меч



До того момента пока этот удивительный меч не был обнаружен в 1945 году, он пролежал в земле не менее полторы тысячи лет. Клинок разительно отличается от обычных мечей своей формой. У него не одно острие, а целых семь, за что меч получил название Нанацусая-но-тати , что в переводе с японского означает «Семизубый меч» .

На лезвии удивительного меча есть надпись, в которой он называется подарком корейского правителя китайскому императору. В Нихон сёки, древнейшем японском письменном памятнике, также упоминается семизубый меч. Там он преподнесен в качестве подарка императрице Дзингу.

5. Дюрандаль - меч Роланда



Несколько веков в часовне Нот-Дам в городе Рокамадур (Франция) паломникам не давал покоя меч в стене. По легенде он принадлежал Роланду реальному человеку и герою средневековых эпосов. Якобы Роланд в пылу ярости запустил свой меч Дюрандаль во врага, а клинок застрял в стене. Исследователи в один голос утверждают, что это не мог был Дюрандаль. Дело в том, что Роланд умер в 778 году, а разговоры о мече в стене появились только к середине XII века, как раз ко времени выхода «Песни о Роланде». Монахи просто воспользовались легендой, чтобы обеспечить популярность приходу. В 2011 году меч извлекли из камня и перевезли в Музей Средневековья в Париже.



Славянские витязи тоже уделяли внимание своему оружию. Их были известны далеко за пределами Руси.